6 июня 2018 г.

7 июня. Иван-гусятник. Иван - медвяные росы. Падевый мёд.

Иконы Божией Матери, именуемой "Споручница грешных", Корецкой (1622) (переходящее празднование в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице ).
Третье обретение 
честной главы святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850).

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года (сведения о Первом и Втором обретении помещены 24 февраля). Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847-857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. В память Третьего обретения главы Крестителя Господня Иоанна празднование 25 мая (7 июня по нов.ст.). 


 * * *

Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна:

Передняя часть главы святого Иоанна Предтечи 
в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г. Амьена.

* * *

7 июня. Иван-гусятник. Иван - медвяные росы.

Народное название:
Иоанн Предтеча. Ферапонт.
Ферапонтов день.
ИВАНОВ ДЕНЬ
Иван Головастый.
ИВАН - МЕДВЯНЫЕ РОСЫ
Иван-гусятник, Завистник птиц.
 «Ян» (белорус.),
Медвяные Росы, Худые росы, Ферапонтовская роса.
На Иванов день зацветает липа.
Если пчелы роем гудят на цветущей рябине — следующий день будет ясным.
По цвету рябины судят о будущем урожае:
"В Иванов день гляди на рябину: много цвету - будут овсы хорошие, малое цветенье - жди худа: не будет с овсом толку".
В этот день примечали, если на рябине много цветов — будет хороший урожай хлеба
Мужики вострили глаз на рябину: поздний расцвет – долгая осень; обильный цвет – на налив овса, ко льну долгому; мало цвету – овсы не зададутся, хоть пересевай.
А при малом цвете говорили: «Знать рябину на цвету, что идет к мату»,
«Поздний расцвет рябины — к долгой осени».
  Поздний цвет рябины – к долгой осени.
На Ферапонта первые худые росы.
"От Ферапонтовой росы и трава ржавеет".
  С Иванова дня пошли медвяные росы, поражающие растения ржавчиной.
С Иванова дня пошли медвяные росы (вредные, якобы поражающие растения ржавчиной).
Сильные росы в этот день обещают обильный урожай всего.
  Сильные росы – на хороший урожай.
  Большая роса – к урожаю льна и конопли.
Коли роса – конопли полоса.
  Без росы и трава не растет.
Роса – характерное для лета атмосферное явление.
С нею связана важная примета, предсказывающая погоду:
Если к утру выпадает обильная роса – ожидается ясный солнечный день, а если утро сухое – жди дождя после обеда.
Выходили косцы на луга с рассветом, подчиняясь проверенному многолетним опытом правилу: «Коси коса пока роса, роса долой – коса домой».

Пахарям знаменье: «Появился слепень – полно сеять ячмень».
  На Иванов день начинается поздний посев яровых хлебов.
С майского Ивана делают поздние посевы яровой пшеницы и садят капусту.
  Рябина полный цвет набрала – самое время сажать капусту.
Русское название этого овоща произошло от латинского слова «капут», что в переводе означает «голова».
Неудивительно, что в народном сознании круглый кочан капусты связывался с главой святого Иоанна Предтечи.
Так, например, в день усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) считалось большим грехом рубить кочаны капусты.
«Все равно что голову срубить», – говорили в народе.
Обыкновенно в день памяти Иоанна Предтечи сажают капусту с раз­ными наговорами и особенного рода предосторожностями, чтобы никто не видел посадки.
Огородницы у гряд возились:
«Дай, Боже, час добрый, чтоб капуста принималась и в головки складывалась».
 Старались заговорить на хороший рост рассады.
Заговор на хороший рост рассады.
«Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду помолясь из избы в двери, из дверей в вороты, в чистое поле, прямо на восток, и скажу: 'Той еси солнце жаркое, а жги и пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой (имярек), а жги и пали куколь и полынь-траву". Будьте, мои слова, крепки и лепки».
Хозяйки под Иоанна Предтечу выходили в огород и укрывали грядки от росы, которая выпадала в день его поминовения.
В этот день нельзя:
     Полоть лук и морковь.
Оводы-пауты донимают, это женкам-огородницам весть: «К урожаю огурцов». 
Начинали сбор некоторых лекарственных растений.
 «Рой перад Янам – пчаляр будзе панам» (белорус.).
Гусятник, завистник птиц. Поздние посевы яровой пшеницы.

7 июня рекомендуется заготавливать растения:


В этот день Православная церковь празднует Третье Обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (около 850), а также почитает память Священномученика Ферапонта, епископа Кипрского  (III).

Это один из пяти праздников и памятных дней, отмечаемых в течение года и посвящаемых Иоанну Крестителю. Июньский (по-старому 25 мая) день отмечался, как бы вычленяясь из общего праздника Обретения, который отводится 9 марта в память «обретения» головы Иоанна Предтечи, "казненного царем Иродом по прихоти его злой жены Иродиады.
В церковном календаре он называется «Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня», а в народе его именовали «Иван - медвяные росы».
Однако роса росе – рознь.
Иванов день выделялся в крестьянском календаре не благодатной сенокосной страдой, а тревогами и нередко невосполнимым уроном.
Потому и назван был «Иван-медвяные росы».
С Иванова дня пошли медвяные (медовые) росы:
Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да больно выедает.
«Медвяный» в народном говоре – медовый, сладкий.
Вроде бы ничего дурного в себе это выражение не заключает.
Но исстари было примечено, что к третьему «обретеню» на всей зеленой растительности – в поле, на огороде, в саду, на левадах – всюду появлялась липкая роса со сладким, «медвяным» привкусом.
Считали, что Медвянные росы — плохие, вредные-  трава словно ржавеет.
«От Ферапонтовой росы и трава ржавеет».
Заблекнут ли листья на дереве, считают, что завелась медвяная роса.
  Коли заблекли листья на дереве – значит, завелась медвяная роса.
Медвяная или медовая роса – это липкая роса со сладким, медовым привкусом, которая нападает на рожь в пору копошения и, обратившись в ржавчину, губит посевы.
Медвяная, мучнистая роса покрывала и сушила плети огурцов на огороде, от нее жухли и отмирали листья тыквы на бахче.
Когда появлялась «медвяная роса» – это воспринималось как сущее бедствие, перед которым крестьянин оказывался безоружным и бессильным.
Никаких способов и средств защиты от этой напасти он не знал.
Теперь медвяная и мучнистая роса хорошо изучены – это грибковое заболевание растений – и найдены эффективные средства борьбы с ним.
А в давние времена губительные «медвяные росы» считались божьим гневом или дьявольским наущением и в стремлении отвести злую напасть крестьяне обращались к Иоанну Крестителю, просили его заступничества.
 Но тем не менее за этими росами признают целебную силу.
 
Выпала медовая роса – моровая на скотину пошла.
Медовая (сладкая) роса — к падежу на скот.
Заболеет ли скотина, говорят: "Верно, напала на медвяную росу".
Скотину выгоняли в этот день на поскотину после того, как роса сойдёт.
Медвяная роса пагубная для скотины, если дюже студёная.
 

С падежом скота на Руси умели бороться.

И вот какаими способами:

8 мор «вытирают» из дерева огонь и раздают на всю деревню.
Если через костры, зажженные от такого огня, прогнать скотину, мор остановится.
Если в полночь украсть заставку с водяной мельницы и зарыть в воро­тах своего дома, то падеж скота не дойдет до него.
От падежа павшую скотину надо закопать под воротами вверх ногами.
 
Знахари собирали ферапонтовскую росу для лечения, 
а вот всем остальным рано утром гулять по лугам было опасно – можно было серьезно заболеть, прикоснувшись к такой росе.
Заболеет ли ребенок, думают, наверное, он бегал по медвяной росе.
 
От медяной росы изба­вить может только хороший знахарь.
Некоторые сельские знахари знали секреты противодействия появлению медвяной росы.
С заговорами и заклинаниями они опрыскивали посевы настоем табака или обычной навозной жижей.
 
Однако за этими росами признается и целебная сила:
  начинали сбор некоторых лекарственных растений.
"Травы и коренья целебные клади под Иванову росу".
Для кого и что запасти, знахарей учить – только портить.
Им-то уж ведомо, как помочь от хворей.
Болезни пользовать – пустое, ты человека лечи!
Кого ободришь словом, кого припугнешь...
Кому в питье корешки, кому на шею ладанку с заговором...
"С Иванова дня ставь молоко в крынках на три росы - больше молока коровы дадут".
 
Медвяной росе охотно приписывали и волшебные свойства.
Роса считалась благодатной влагой, даже обладала волшебными свойствами.
Сельские девушки верили, что если, обнажившись, поваляться в высокой утренней росистой траве, то можно очиститься от скверны и обрести телесную красоту.
 
Рецепты:

Щи из квашеной капусты
.

     говядина – 500 г,
     квашеная капуста – 400–600 г,
     морковь – 1–2 шт.,
     корень петрушки – 1–2 шт.,
     репчатый лук – 1 шт.,
     томатное пюре – 2 ст. ложки,
     чеснок – 2–3 дольки,
     пшеничная мука – 1 ст. ложка,
     жир – 2 ст. ложки,
     вода – 2 л.

Сварите мясной несоленый бульон из говядины (вместо говядины можете взять баранину или свинину).
Пока бульон варится, из шинкованной квашеной капусты отожмите сок, положите ее в кастрюлю, добавьте 1 ст. ложку томатного пюре, влейте 1 стакан бульона или воды, закройте крышкой и тушите 1,5–2 часа.
Огонь сначала должен быть сильный, а когда капуста прогреется, убавьте его до минимума.
Чем тушеная капуста мягче, тем вкуснее щи.
За 10–15 минут до того, как капуста закончит тушиться, добавьте в нее обжаренные на жире коренья и лук.
Положите капусту в кипящий бульон и варите до готовности 30–40 минут.
За 15 минут до окончания варки влейте в бульон мучную пассеровку, опустите лавровый лист, перец и посолите.
В готовые щи можно добавить дольки чеснока, растертого с солью.
В тарелку со щами положите сметану и зелень.
 







 
Знахари сегодня собирают травы и коренья. 
Ребенок, рожденный в этот день, как правило доживает до глубокой старости.
Родившийся в этот день ведал секретом долгой жизни.
Такие дети обладают секретом долголетия, хотя порой и сами не понимают в чем он состоит.
Ему следует носить сапфир. 
 

* * *

Народные приметы для 7 июня
День по народному календарю: Иванов день, Иоанна Предтечи




  • С Иванова дня начинаются медвяные (худые) росы. «От Иоанновой росы и трава ржавеет». Заболеет ли скотина, говорят: «Верно напала на медвяную росу». Поблекнут ил листья на дереве, считают, что завелась медвяная роса. Заболеет ли ребенок, думают, наверное он бегал по медвяной росе. Однако за этими росами признается и целебная сила. Начинали заготовку различных трав для лечебных целей. «Травы и коренья целебные клади под Иванову росу», «С Иванова дня ставь молоко в крынках на три росы — больше молока коровы дадут».
  • Скотину выгоняют в поле после схода росы. Вылет пчел без задержки обещал богатый медосбор. Сильные росы — на хороший урожай. Большая роса в этот день — к урожаю льна и конопли: «Коли роса — конопли полоса».
  • В этот день замечали рябину: если на ней много цветов говорили: «Поздний расцвет рябины — к долгой осени», «Хорошо рябина цветет — к урожаю льна», «Много цвету на рябине — будут овсы хорошие, малое цветение — жди худа: не будет с овса толку». Начало позднего сева яровых хлебов и садят капусту.
  • * * *

    Приметы и обычаи

    В день празднования обретения главы Иоанна Предтечи крестьянки в некоторых областях России принимались за посадку капусты, приговаривая: «Дай, Боже, час добрый, чтобы капуста моя принималась и в головки складывалась». Хозяйки под Иоанна Предтечу выходили в огород и укрывали грядки от росы, которая выпадала в день его поминовения. Согласно поверьям, эта роса была сладкая на вкус, «медвяная» (медовая), но очень вредная. «От Ферапонтовой росы и трава ржавеет», - говорили в этот день в народе. Знахари собирали ферапонтовскую росу для лечения, а вот остальным рано утром гулять по лугам было опасно - можно было серьезно заболеть, прикоснувшись к такой росе. Считалось, что если ребенок заболевал после Иванова дня, то это он по росе пробежался.

    Коли заблекли листья на дереве - значит, завелась медвяная роса.
    Поздний цвет рябины - к долгой осени.
    Сильные росы - на хороший урожай.
    Рябина полный цвет набрала - самое время сажать капусту.

    7 июня нельзя:

    • Делать операции на печени.
    • Полоть лук и морковь.
    • Супруги в этот день должны избегать близости, потому что зачатый 7 июня ребенок вырастет несообразительным, ленивым и неповоротливым.

    Именины 7 июня празднуют:

    Иван, Келестин, Коронат, Ольвиан, Роберт, Созон, Федор, Ферапонт.

    * * *
    Медвяная роса – это липкая роса со сладким, медовым привкусом

    МЕДВЯНЫЕ РОСЫ, ИВАНОВ ДЕНЬ – 25 МАЯ


    Медвяные росы, Иванов день, «Ян» (белорус.), Иван-гусятник, Завистник птиц, Худые росы, Ферапонтовская роса, Ферапонт.

    На момент введения Юлианского календаря: 25 мая
    Дата по календарю XVI века: 25 мая
    Дата по старому стилю: 25 мая
    Дата по новому стилю: 7 июня

    С Иванова дня пошли медвяные (медовые) росы*: «От Ферапонтовой росы и трава ржавеет». Скотину выгоняли в этот день на поскотину после того, как роса сойдёт. Медвяная роса пагубная для скотины, если дюже студёная. Заболеет ли скотина, говорят: «Верно напала на медвяную росу». Заблекнут ли листья на дереве, считают, что завелась медвяная роса. Заболеет ли ребенок, думают, наверное он бегал по медвяной росе. Медвяная или медовая роса – это липкая роса со сладким, медовым привкусом, которая нападает на рожь в пору копошения и, обратившись в ржавчину, губит посевы. Некоторые сельские знахари знали секреты противодействия появлению медвяной росы. С заговорами и заклинаниями они опрыскивали посевы настоем табака или обычной навозной жижей.

    Однако за этими росами признается и целебная сила. Начинается сбор лекарственных трав: «Травы и лечебные коренья кладут под Иванову росу». «С Иванова дня ставь молоко в кринках на три росы – коровы дадут больше молока». Медвяной росе охотно приписывали и волшебные свойства. Сельские девушки верили, что если, обнажившись, поваляться в высокой утренней росистой траве, то можно очиститься от скверны и обрести телесную красоту.

    На Иванов день начало позднего посева яровых хлебов. Кое-где в Иванов день производится главная посадка капусты. Огородницы у гряд возились: «Дай, Боже, час добрый, чтоб капуста принималась и в головки складывалась». Старались заговорить на хороший рост рассады. «Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду помолясь из избы в двери, из дверей в вороты, в чистое поле, прямо на восток, и скажу: «Той еси солнце жаркое, а жги и пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой (имярек), а жги и пали куколь и полынь-траву». Будьте, мои слова, крепки и лепки».

    Мужики вострили глаз на рябину: поздний расцвет – долгая осень; обильный цвет – на налив овса, ко льну долгому; мало цвету – овсы не зададутся, хоть пересевай.

    Оводы-пауты донимают, это женкам-огородницам весть: «К урожаю огурцов». Пахарям знаменье: «Появился слепень – полно сеять ячмень».

    Начинали сбор некоторых лекарственных растений. «Травы и коренья целебные клали под Иванову росу» – лекарям-самоучкам поручение. Для кого и что запасти, знахарей учить – только портить. Им-то уж ведомо, как помочь от хворей. Болезни пользовать – пустое, ты человека лечи! Кого ободришь словом, кого припугнешь... Кому в питье корешки, кому на шею ладанку с заговором...

    *Медвяная роса — сладковатые выделения на растениях, вредные для пчёл и имеющие различное происхождение.
    Разновидности
    Основное современное значение выражения «медвяная роса» — выпот сахаристого сока в ночное и утреннее время на хвое ели и листьях некоторых лиственных деревьев (дуб, боярышник), который усиливается в случае изменений температуры и влажности за короткое время.
    Кроме сока растений «медвяной росой» (падь) традиционно называют сладкие и липкие выделения тлей, или травяных вшей (Aphidae), листоблошек (Psyllidae) и других сокососущих насекомых, скопляющиеся на листьях растений иногда в таком количестве, что капают. К этому липкому соку пристают многочисленные шкурки линяющих тлей, и тогда образуется так называемая «мучная роса». Химический состав медвяной росы выделяемой насекомыми, включает шестиатомные спирты, декстринообразные и азотистые вещества, минеральные соли. В том же соке развиваются споры сапрофитных микроскопических грибков, часто чёрного цвета, отчего побеги и ветви, покрытые этим липким соком, кажутся как бы вымазанными дёгтем или сажей.
    К «медвяной росе» также относится сладковатая жидкость на злаках в конидиальной стадии поражения спорыньёй, которую выделяет грибок Сlаviceps purpur.

    «Медвяная роса» как причина для симбиоза: тля производит «медвяную росу» для муравьев, которые охраняют тлей от врагов

    Причиняемый вред
    Пчёлы вместо цветочного нектара могут иногда собирать близкую к нему по составу медвяную росу растительного и животного происхождения. Она содержит меньше усваиваемых пчёлами сахаров. Мёд из выделений насекомых известен как падевый мёд. У зимующих пчёл мёд, произведённый из любой медвяной росы, благодаря повышенному содержанию минеральных веществ, способен вызвать понос и последующую их гибель.
    Сладкая жидкость на злаках, поражённых спорыньёй, привлекает своим запахом насекомых, которые способствуют переносу возбудителя болезни на здоровые растения.

    Поговорки и приметы
    Выпала медовая роса – моровая на скотину пошла. Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да больно выедает. Сильные росы – на хороший урожай. Без росы и травы не растёт. Коли роса – конопли полоса. Большая роса – к урожаю льна и конопли. От Фенапонтовой росы и трава ржавеет. Если к утру выпадает обильная роса – ожидается ясный солнечный день, а если утро сухое – жди дождя после обеда. Поздний расцвет рябины – к долгой осени. В Иванов день гляди на рябину: много цвету – будут овсы хорошие, малое цветенье – жди худа: не будет с овсом толку. Появился слепень – полно сеять ячмень. Оводы-пауты донимают – к урожаю огурцов. С Иванова дня ставь молоко в кринках на три росы – коровы дадут больше молока. «Рой перад Янам – пчаляр будзе панам» (белорус.).


    Источники:
    «Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
    Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
    «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
    Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
    Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
    Магия, привороты, обряды, гадания, заговоры – http://www.enchantress.ru;
    Беларускі народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009 №5-6

    ИВАН ГОЛОВАТЫЙ (Иоанн Предтеча, Иванов день, Иван — медвяные росы, Иван Гусятник, Ферапонтов день), народное название дня третьего обретения главы Иоанна Предтечи (ок. 850) и сщмч. Ферапонта (III в.), 25 мая / 7 июня.

    И о а н н Предтеча был покровителем посевов. Ему молились о плодородии и при освящении
    пчельника, о благополучии детей и об избавлении от головной боли.

    В южнорусских губерниях и в Малороссии день этот был известен под названием Ивана Головатого. Обычно в это время сажали капусту, соблюдая обряд с заговорами и всякого рода предосторожностями. Поскольку выросшая капуста напоминает голову, то и праздник обретения главы Иоанна Предтечи получил название Ивана Головатого.

    В этот день выпадала роса. На вкус — сладкая, медвяная, а на самом деле, по народному поверью, пагубная. Ее собирали только знахари-травники, чтобы лечить сначала мертвой, а потом живой водой. Людям и животным в этот день ходить по росе было нельзя. Поэтому утром в поле и огороде работ не было, а скотину выгоняли на пастбище, когда спадет роса. В этот день также обращались к св. Ферапонту, просили его отвести медвяные росы. Поэтому день этот назывался еще Ферапонтовым.
    Источник
    * * *

    Роса святого Ферапонта



    С Иванова дня пошли медвяные росы (вредные)
    (В. Даль. Пословицы русского народа)

    Есть еще один момент, связанный со спорыньей, который никто целенаправленно не изучал. Спорынья имеет довольно сложный цикл развития, поэтому разные стадии долго считали совершенно различными типами грибов. При этом, если «рожки» — то, что обычно и подразумевается под спорыньей — носили в России сакральный характер, ассоциируясь с прибылью, удачей и урожаем, то предыдущая стадия, «медвяная роса», со спорыньей не связывалась и считалась вредной.

     Медвяная роса спорыньи

    В народном календаре 7 июня — Иванов день. Иначе его называют Иван Предтеча, Иван Постный, Иван Медвяная роса, Ферапонт Рябинник, Ферапонт Худые росы. Само название дня, данное ему народом, говорит, что начинается пора вредных медвяных рос: «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да больно выедает».
    25 мая / 7 июня - Иоанн Предтеча. Ферапонт. С Иванова дня пошли медвяные росы (вредные, якобы поражающие растения ржавчиной). «От Ферапонтовой росы и трава ржавеет». На Ферапонта первые худые росы. Заболеет ли скотина, говорят: «Верно напала на медвяную росу». Заблекнут ли листья на дереве, считают, что завелась медвяная роса. Заболеет ли ребенок, думают, наверное он бегал по медвяной росе. Однако за этими росами признается и целебная сила. [1]
    Как нередко случается, со временем в народном сознании и дни перепутались, и виды медвяной росы, и виды болезней. Ивановых дней теперь несколько. Наиболее известный и старый праздник — день Ивана Купалы, или день Рождества Иоанна Крестителя, а где христианство не слишком привилось, там сохранилось местами древнее его название — Ярилин день. Это был праздник летнего солнца и созревания плодов (путаница с Ярилиными днями — уже за рамками темы). Язычники отмечают его либо 24 июня, в дни летнего солнцестояния (что логичней — календарь «встал на место»), либо 7 июля по новому стилю. Другой Иванов день — на месяц раньше. В христианском понимании это праздник не самого Иоанна Предтечи, а день третьего обретения его отрубленной головы, которая по легенде регулярно терялась и находилась. В народном календаре этот день связан с медвяной росой. Появиться праздник мог, очевидно, в более поздние времена, ибо до прихода христианства ни еврейского имени Иван (Иоанн), ни ржи со спорыньей на Руси не было. Скотина, конечно, могла травиться спорыньей на лугах, но вряд ли «дикая» спорынья появлялась столь массово без ржи как инкубатора. Св. Ферапонт, кипрский епископ IV века, к спорынье, понятно, тоже отношения не имеет, но ему случилось попасть в святцы на этот день. Схожесть этих Ивановых дней есть и с упоминанием росы, но на Ивана Купалу была простая роса, а не медвяная. Как писал в XIX веке этнограф Максимов, ее использовали как средство от прыщей и клопов. Вместо росы от этих напастей можно было использовать священника:
    «Чистоплотным» Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанью приписывается целебная сила. С той же целью отыскать целебную силу, поутру Иванова дня, вологодские бабы «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и «бурак», с которыми и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей...
    В Пензенской губернии точно так же «черпают росу», хотя здесь она служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы. Впрочем, от клопов существует и другое, более радикальное средство: когда в дом придет священник и, окропивши св. водой, станет уходить, то нужно вслед ему мести пол, приговаривая: «Куда поп, туда и клоп». После этого, уже ни одного клопа не останется, так как все они перейдут в тот дом, куда далее направится священник. [2]
    Другая путаница — это упоминание связи медвяной росы с ржавчиной, как, например, в словаре Даля:
    Медовая или медвяная роса, болезнь растений, причем они покрываются сладковатым, липким потом, который обращается в ржавчину; нападает особенно при наливе хлебов на рожь, и колос гибнет; медовая падь, мох, который любят пчелы. [3]
    Собственно, само наблюдение было верное, на пади (но не на медвяной росе) «обычно развиваются особые бурые грибки, которые иногда придают стволам деревьев вид обгорелого или ожогов». [4] Медвяная роса (будем здесь придерживаться такой терминологии) — это один из циклов развития спорыньи, и к другой болезни злаковых — ржавчине — отношения не имеет. Медвяная роса помогает спорынье распространяться.
    В завязи образуется плотная масса мицелия, покрытая слоем конидиеносцев, продуцирующих огромное количество мелких конидий, погруженных в капли «медвяной росы». Медвяная роса имеет неприятный запах и содержит большое количество сахара. Привлеченные ею насекомые переносят конидии на здоровые растения. [5]
    Надо все же отдать в этом случае должное наблюдательности народа — вред медвяной росы, в отличие от сакральных рожков спорыньи, был давно замечен, о чем свидетельствуют народные поговорки: «Выпала медовая роса — моровая на скотину пошла», «Медвяная роса мор нанесла» и др. Дети же, которым в некоторых губерниях строго-настрого запрещали бегать по росе, могли заболевать не от «бега по росе», а от того, что этой медвяной росой любили лакомиться. Появление медвяной росы воспринималось крестьянами как сущее бедствие, никаких способов и средств защиты от этой напасти, кроме молитв к Иоанну Крестителю или св. Ферапонту о заступничестве, они не знали.
    В этот день роса выпадала. На вкус — сладкая, медвяная, а на самом деле — пагубная. По поверью народному, это мертвая роса. Ее только знахари-травники собирали, чтобы лечить сначала мертвой, а потом живой водой. Людям же и животным в этот день ходить по росе нельзя, так что утром в поле-огороде работ не было, а скотину выгоняли на пастбище, когда роса спадет. Ферапонта слезно просили медвяные росы отвести. 
    Сок растений, выпот которого, как считается, образуется на листьях некоторых лиственных деревьев и хвое ели, также называют медвяной росой. БСЭ даже настаивала, что именно это является единственным правильным определением медвяной росы. Формально верно, но столетиями во всех пословицах и поговорках медвяной росой называли вовсе не выпот. Не иголками с елок питались коровы, на которых нападал мор.

    Тем не менее, по некоторым данным, загадочные росы могли иногда появляться одновременно на злаках и деревьях. Флеминг приводит странное и редкое свидетельство из Германии, в которой, как он пишет, в 1700 году «эрготизм был очень част». 4 июля 1699 года некое сладкое и липкое вещество было замечено на злаках, листьях деревьев и фруктах. Это медоподобная роса вызывала тошноту и рвоту у тех, кто был «достаточно любопытен, чтобы попробовать ее на вкус». Была она сладкой и приятной, но вскоре на губах у нескольких человек появились маленькие язвы. У некоторых началась лихорадка, а у тех, кто ходил босиком, внезапно образовались пустулы с язвами. Злаки же, и в особенности зерна пшеницы, «на которой росы поселились в наиболее значительной степени» вскоре почернели от «матери зерна» (mutterkorn). И хотя редкостью такое никогда не было, но в этот раз обилие «матери зерна», особенно в долинах и низинах по всей Тюрингии, а также в провинциях и вокруг Эрфурта, поразило людей. Не видели они ранее такого урожая на своей памяти. На следующий (1700) год и стар и млад были охвачены эпидемией. [7]

    Может быть, наши сведения о «выпоте растений» не слишком верны? Существует ли он вообще, кроме как на страницах старых энциклопедий?

    Также медвяной росой по привычке (спасибо Брокгаузу) очень часто называют падь — выделения тли, червецов, листоблошек и других насекомых, питающихся соком растений. В XIX веке еще думали, что даже медвяная роса на ржи происходит от тлей. Падевый мед, собираемый пчелами — это обычно именно взяток от пади, а не от медвяной росы. Для пчел он вреден и не пригоден для зимовки. Впрочем, бывает и такое малоизвестное исключение: не имея другого взятка, пчелы «сосут сладкие ягоды (малину), плоды шиповника, берут сладкие выделения на ржи при поражении ее спорыньей». [8]
    Причиной посещения пчелами ржи и других злаков является ядовитый гриб-паразит — спорынья, растущий на колосьях ржи в виде небольших удлиненно-продолговатых, несколько искривленных, темно-фиолетовых, с беловатым стирающимся налетом твердых рожков. Весной споры этого гриба попадают на ржаной колос, в котором начинает образовываться сладкая жидкость (падь)*. Вначале образуются только небольшие капли ее, постепенно увеличивающиеся и стекающие по колосу. В местах, где спорынья выращивается для медицинских целей, гриб образует только сладкую жидкость, с нее пчелы могут собрать взяток чистого спорыньевого меда. [9]
    «Любопытно отметить, что спорынья является также вредной и для пчел, как об этом сообщает И.А. Каблуков (1920) — пишет миколог Ячевский, но добавляет: — имеет ли этот мед ядовитые свойства для людей, не выяснено». [10]

    Что касается пчел, то вред подтверждается. «Характеристика вредного значения спорыньи будет неполной, если не упомянуть об отрицательном влиянии ее на пчел. Последние погибали целыми семьями от поедания ее на бескорневищном пырее». [11] Но влияние спорыньевого меда на людей, похоже, никто так и не исследовал. Так что успевали ли сами пчелы набрать его достаточное количество до своей смерти, и был ли этот мед ядовитым и галлюциногенным — вопрос остается открытым. Возможно, что давно известный на Кавказе так называемый пьяный, или бешеный, мед объясняется не только андромедотоксином — нейротоксином в нектаре вересковых, рододендрона или азалии. А местная болезнь «бандала», что означает «пьяная походка», могла быть вызвана не только фузариозом.


    1. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводи, текстов Г. Д. Рыженков; Вступ; ст. и словарь А. Н. Розова; Оформ. Т. М. Чирковой. - М.: Современник, 1992.
    2. С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. Санкт-Петербург.: Полисет, 1994. С. 388-389
    3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2 тт. Т.1: Olma Media Group, 2002 С. 873
    4. Холодковский Н.А. Курс энтомологии. том 2, 1927. С.137
    5. Зуева Г.А. Лекции по систематике низших растений. Елабуга: ЕГПИ, 2001
    6. Решетников Н. Русский народный календарь: пословицы, поговорки, обычаи, обряды, имена. Olma Media Group, 2005, С.153
    7. Fleming, George. Animal Plagues: Their History, Nature, and Prevention, Vol. 2. Chapman and Hall, 1871. p.171
    8. Глухов, М. Важнейшие медоносные растения и способы их разведения. Государственное сельскохозяйственное издательство «Новая деревня», 1929 С. 103
    9. Крижан В. 1000 вопросов и ответов из пчеловодства / перевод со словацкого. Алма-Ата: Кайнар, 1976. * В цитате, опять же, имеется ввиду не падь, а медвяная роса; возможно, это неточность переводчика.
    10. Ячевский А.А. Основы микологии: посмертное издание‎. 1933. С. 354
    11. Воронкевич, И.В. Горленко, М.В. Журавлев, И.И. Новотельнова, Н.С. Грибы — друзья и враги человека. М.: Советская наука, 1956. С. 86
    * Настольный словарь колхозника. ОГИЗ, 1938. С. 276
    * Социалистическое земледелие №124 (17 октября 1941). С. 4
    * Новое о спорынье // Природа, вып. 1-6. Академия наук СССР, Изд-во Наука, 1938 С. 124
     Глава из книги Денис Абсентис. Злая корча

    * * * 
    Злая корча (рафания, отравление спорыньей) происходит от употребления в пищу ржаного хлеба, в которых попало много спорыньи; последняя чаще развивается в сырую погоду.

    Описание болезни. Поносы с частыми припадками рвоты, колики, припадки головокружения, дрожание, щемление в желудке, тошнота, головная боль, потемнение в глазах, потеря сознания, затем параличное состояние и судороги (перед началом последних — такое чувство, точно мурашки бегают по коже), боль в конечностях», особая боль под ложечкой, боль в спине, подергивание мышц, иногда лихорадочное состояние. 

    В иных случаях ко всем этим явлениям может присоединиться гангренозное отмирание пальцев на ногах и руках, ног, рук, верхней губы, носа и т. п.

    Лечение. Устранение причин, т. е. прекращение потребления ядовитого хлеба. При недавнем отравлении надо поспешить вызвать рвоту при помощи питья большого количества тепловатой воды, также с небольшим количеством масла, щекотания в зеве и т. п. Рвота необходима для удаления из желудка ядовитой пищи. Еще лучше действует промывание желудка, сделанное опытной рукой врача. Оставшийся яд надо стараться обезвредить при помощи овсяного отвара, отвара льняного семени и напитков, содержащих дубильную кислоту (отвар дубильной коры). Затем ежедневно 1—2 возбуждающие полные обвертывания или паровые ванны в постели № 1 с сильно отжатыми. добавочными. компрессами на область желудка и с последующей ванной в 25° R. (теплой) или (тепловатым) обтиранием в 18° R.

    На ночь возбуждающий компресс на живот, утром влажное обтирание, нераздражающая пища, дышание чистым воздухом и частые клистиры.
    * * *
    Сбор пади и медвяной росы

    Сбор пади и медвяной росы

    Кроме нектара, выделяемого цветковыми и внецветковыми нектарниками, пчелы, при определенных условиях, собирают и несут в ульи сладкую жидкость, появляющуюся на листьях некоторых видов растений. Иногда выделяют ее мелкие насекомые (тли, листоблошки и червецы), паразитирующие на растениях, а иногда сами растения без участия насекомых. В первом случае жидкость называют падью, а во втором — медвяной росой.
    Падь. Главнейшими выделителями пади являются тли —мелкие насекомые, 3—6 мм длиной, располагающиеся в большом количестве с нижней стороны листьев (рис. 8).


    Насчитывают свыше 600 видов тлей, приспособившихся к жизни и размножению на многих широкое распространенных деревьях и кустарниках. Характерна» черта строения тела тлей — голова, грудь и брюшко плотно соединены друг с другом; они имеют прочным хоботок колющего типа, которым глубоко вонзаются в листья и свежие побеги растений. Тли дотягиваются хоботком до ситовидных трубок дерева, по которым движется сладкая жидкость, и высасывают ее. Сок растений тли используют для питания, но большая часть его расходуется на выращивание молодых особей.

    Тли отличаются необычайной способностью к размножению. Начало размножения тлей обычно совпадает Л распусканием листьев на деревьях. В это время из оплодотворенных яиц, отложенных осенью, выводится первое поколение, Через 8—10 дней от каждой особи выводится второе поколение, состоящее из 10—30 тлей, только самок, В последующее время за теплый период года выводится 8—10 поколений, и количество тлей от одной особи с весны достигает многих миллионов. Среди лета появляются крылатые самки и самцы, которые разлетаются на другие части растения и на новые растения. Крылатые самки откладывают яйца, которые перезимовывают.

    У тлей имеются многочисленные враги: их поедают птицы, клещи, муравьи, пауки и другие насекомые. Очень много тлей погибает при неблагоприятных условиях погоды— от холода, ливневых дождей, сильных ветров и т. д. Поэтому в отдельные годы к осени тлей бывает немного, но иногда их количество достигает опасных для растений величин, и они выделяют очень много пади.

    Сок, высасываемый тлями, содержит от 6 до 28°/о сухого вещества, главным образом сахара. В этом соке мало белковых веществ, необходимых для роста и размножения тлей. Чтобы удовлетворить свою потребность в белке, тле приходится пропускать через свой кишечник огромные массы сока. К тому же в жаркие дни тли испаряют через поверхность тела много воды. Поэтому в теплые дни осени они почти непрерывно сосут сок из растений. Излишек растворенного в соке сахара тли выделяют из кишечника в виде мелких прозрачных капелек жидкости, которую и называют падью.

    Так как тли сидят на нижней стороне листьев, то выделяемые капельки жидкости попадают на верхнюю сторону ниже расположенных листьев, где и сливаются, образуя расплывчатые капли.

    Если пчелы находят цветки с нектаром, то падь они не собирают. Но в конце лета и осенью медосбор прекращается, а численность тлей сильно возрастает, и листья некоторых деревьев сплошь покрываются каплями пади, которую пчелы охотно собирают и несут в ульи. Летом также бывают периоды, когда временно отсутствуют цветущие медоносные растения. Если в это время появляется падь, то ее также собирают пчелы, главным образом в утренние часы, когда много пади накапливается за ночь. Днем обычно пчелы падь не собирают, так как она быстро подсыхает и становится недоступной для сбора.

    При этом жидкость на листьях деревьев загрязняется пылью, в нее попадают споры различных грибков и микроорганизмы, которые там размножаются. Вследствие этого падь темнеет, химический состав ее изменяется. Темные капли на листьях деревьев и на траве под ними — это показатель сильного развития тлей и обильного выделения ими пади.

    Наиболее часто и в большом количестве падь выделяется на акации белой и желтой, березе, бересклете, боярышнике, бузине красной, вязе, грабе, дубе, иве, конском каштане, калине, крушине, липе, ольхе, осине, орешнике, шиповнике, рябине, сосне, терне, тополе, черемухе.

    Иногда выделяется падь на фруктовых деревьях (вишне, груше, сливе, яблоне) и на некоторых травянистых растениях.

    Выделяют падь и листоблошки (медяницы). Из этих насекомых наибольшее значение для пчел имеют грушевая (живет на груше, яблоне, косточковых деревьях, амурской сирени и т. д.) и яблоневая (живет на яблоне и рябине) листоблошки. Они очень подвижны и могуч прыгать, быстро расселяясь на деревьях.

    Из малоподвижных насекомых, питающихся соками растений и выделяющих падь, наибольшее значения имеет акациевый плодовый червец (щитовка), который живет и выделяет падь на орешнике, белой и желтой акации, черешне, иве, клене, липе, ольхе, рябине, малине и других растениях. За лето развивается два поколения червецов, которые выделяют падь в большом количестве в середине мая и в середине июля.

    Медвяная роса — сахаристая жидкость, выделяемая растениями без участия насекомых. Она отличается от пади тем, что не содержит продуктов распада белка и других веществ животного происхождения.

    Выделяется медвяная роса обычно осенью, когда жаркие дни сменяются холодными ночами. В течения дня в кроне деревьев интенсивно образуются сахаристые вещества, для которых корни подают необходимое количество воды и минеральных веществ. Однако ночью корни продолжают интенсивную подачу жидкости, а синтез сахара в листьях из-за холодной погоды замедляется. В результате сосуды листьев переполняются caхаристой жидкостью, которая выступает через устьиц расположенные в нижней части листьев. Мельчайшие капли сладкого сока падают на поверхность нижерасположенных листьев, собираются в капли, и их, так как и падь, пчелы слизывают в утренние часы.

    Как падь, так и медвяную росу в улье пчелы смешивают с нектаром или ранее собранным медом. Падь содержит ядовитые для пчел вещества, которые при большой ее концентрации в меде пагубно влияют на пчел в зимний период.
    Related posts:
    1. Падевый мед
    2. Падевый мед
    3. Определение содержания пади в меде
    4. Сбор пыльцы пчелами
    5. Сбор нектара пчелами

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий