12 мая 2012 г.

ЖИВОЙ ОГОНЬ 3. Учение о добре и зле

Духу разрушения, противопоставления части целому противостоит дух соединения, дух сохранения гармонии мира. Нельзя утверждать, что добро и зло поделили сферы влияния в этом мире, где-то царит добро, а где-то зло. Другой вопрос: в одних местах, в одних сферах мира зло может проявиться сильнее, в других — слабее. Но не существует изначально добрых и злых частей целостного мира, как не существует изначально больных органов у здорового от рождения человека. Зло появляется на определенном этапе развития мира и через заданный срок будет уничтожено.

П. ГЛОБА. ЖИВОЙ ОГОНЬ

Глава 3
Учение о добре и зле



В соответствии с зороастрийским учением, мир представляет собой единое целое. Отсюда следует, что выделяемые людьми различные "царства природы" (космос, земля, океан, растения, животные, человек и т.д.), разнообразнейшие области исследования науки (физика, химия, биология, философия и т.д.), всевозможные стороны жизни человека (наука, искусство, семья, работа и т.д.) — все это всего лишь разные проявления нашего целостного мира. Поэтому изучить какую-то одну грань мира невозможно без знания основополагающих принципов мира в целом. 

К осознанию целостности мира, всеобщей взаимосвязи всех его частей сейчас подходит и современная наука. Еще до недавнего времени ученым казалось, что, изучая все более мелкие составные части материи: молекулы, атомы, элементарные частицы, — можно лучше понять мир в целом. Господствовало представление, что часть всегда реальнее целого и, следовательно, зная особенности всех частей, всегда можно понять целое. Соответственно развивалось множество наук, каждая из которых изучала свой кусочек мира и с течением времени дробилась на несколько новых наук, исследовавших еще более мелкие части. Но на определенном этапе развития науки выяснилось, что такое представление верно далеко не всегда. Так, например, из свойств электронов и образующих ядра атомов нуклонов совсем не следуют все свойства атома в целом, например, "запрет Паули". 

В квантовой физике для описания различных объектов (от элементарных частиц до сложных систем) используется так называемая волновая функция, или пси-функция. Так вот, выяснилось, что волновая функция системы в целом всегда гораздо лучше описывает свойства этой системы, чем совокупность волновых функций ее отдельных частей. То есть, по большому счету, нельзя говорить о том, что какая-то система состоит из составных частей. При образовании любой системы возникает новое качество, не следующее из свойств составляющих ее элементов. Итак, чтобы понять мир, надо изучать его в целом, или, говоря языком квантовой физики, надо построить волновую функцию всего мира. 

Многие ведущие физики сейчас склоняются к тому, что каждую элементарную частицу можно рассматривать как состоящую из всех остальных элементарных частиц Вселенной. То есть свойства любой частицы определяются свойствами всех остальных частиц. Следовательно, если мы вдруг удалим из мира одну частицу, то это приведет к изменению свойств всех оставшихся частиц. Таким образом, целое оказывается реальнее части. Изучая целое, можно понять и части. 

Это же положение, кстати, относится и к живой природе: целый организм — это совсем не сумма составляющих его клеток, его свойства как целого совершенно не объясняются свойствами отдельных клеток. Единственная область, где знание отдельных частей практически всегда обеспечивает понимание целого, — это всевозможная техника, созданная человеком: от простейших механизмов до сложнейших компьютеров и физических установок. Но даже там при достаточном уровне сложности возникают непредсказуемые и часто необъяснимые эффекты. Не случайно в последнее время заговорили о необходимости синтеза наук, о том, что наиболее крупные открытия делаются на стыке наук, о стремлении создать единую теорию мира. 

В едином целостном мире должны действовать и единые универсальные законы, работающие как для всей Вселенной, так и для каждой отдельной ее части, в том числе действующие и в жизни человека. Конечно, конкретные проявления действия этих законов могут быть очень разнообразны в зависимости от особенностей рассматриваемого явления. Но когда знаешь законы мира, легче понять, казалось бы, никак не связанные между собой процессы и события, проследить их глубинную взаимосвязь, понять их причину и предугадать их развитие, осознать свою главную цель и пути ее достижения. Именно такое понимание мира, а не случайный набор огромного количества разрозненных знаний можно назвать мудростью. Кстати, существует различие между истинной мудростью и умом. Умный человек сначала анализирует, потом делает выводы, а мудрый — делает выводы без предварительного анализа, сразу постигая истинную суть, схватывая целостную картину (конечно, и в том, и в другом случае имеются в виду правильные выводы, в противном случае — это дурость). 

Зороастрийское учение как раз и призвано объяснить этот единый мир, универсальные принципы его эволюции, помочь человечеству в целом и каждому отдельному человеку построить свою жизнь по изначальным законам устройства Вселенной. 

Вопрос о добре и зле, важнейший вопрос в мире, сейчас многими людьми считается чем-то устаревшим, излишне высокопарным, неуместно банальным, скучным и даже неприличным. Одни считают, что понятия добра и зла самоочевидны и здесь нечего обсуждать. Другие полагают, что они чрезмерно абстрактны и их невозможно определить конкретными терминами. С точки зрения третьих, такие понятия вообще не существуют объективно. От подробного анализа соотношения добра и зла в мире часто уклоняются даже религиозные проповедники, не говоря уже о других учителях человечества, создателях собственных систем миропонимания. Тем не менее мы остановимся на этом интереснейшем вопросе. 

Учение о добре и зле, как изначальной целостности мира, с одной стороны, и ее последующем нарушении, с другой стороны, является основой зороастризма и той характерной чертой, которая отличает его от множества других религий. Нигде, ни в одном другом учении проблема соотношения добра и зла не проработана так глубоко, досконально и последовательно, как в зороастризме. Данный вопрос вообще считается главным для любого зороастрийца. Именно по тому, как решается этот вопрос в той или иной религии, судят о ней. Точно так же с точки зрения соотношения добра и зла оцениваются государственное устройство той или иной страны, принципы организации цивилизации, каждый отдельный человек, все виды сообществ людей и т.д. Если пользоваться терминологией многих современных философов, вопрос о соотношении добра и зла — это основной вопрос философии для зороастрийцев. 

Небольшое отступление от темы. Согласно сокровенному авестийскому учению, древнеарийская религия — это земной срез вселенской, космической религии, всеобщего Закона устройства мира. Она была дана людям свыше для правильной организации нашего земного существования и принесена ариями на Землю. До этого на Земле не было четкого представления о Космосе и месте человека в нем. Отсюда следует, что в принципе люди могут разрабатывать любые учения, религии, философские системы знаний и эти учения, возможно, будут соответствовать действительности в нашем мире или в одном из множества других миров (человек вообще практически никогда не может придумать то, чего не существует). Как правило, в учениях, созданных людьми, их авторы преувеличивают одну из сторон реальной действительности, раздувают ее роль, пренебрегая всеми остальными сторонами. Поэтому нельзя говорить, что какое-то учение неверно в принципе, во всем своем объеме. Иначе кто бы стал следовать такому очевидно неправильному учению? Другой вопрос, какие выводы оно делает, к чему оно призывает, чему оно служит: добру или злу. Человек может также следовать любой из известных религий, разрабатывать свою систему миропонимания, это его право, право свободного выбора. Но раз он живет в данном, конкретном мире, на данной, конкретной планете Земля, то ему все-таки стоит знать, как на самом деле устроен тот мир, куда он попал волею судьбы. 

Кстати, здесь же стоит отметить, что порой самые, казалось бы, фантастические (даже не научно-фантастические) романы, повести, стихи, сказки, даже анекдоты гораздо больше соответствуют реалиям нашего мира, чем самые высоконаучные и философские труды. Человек может ничего не знать, но его фантазии — это всегда отражение действительности. Примеров здесь можно привести огромное количество, но ограничимся несколькими: фантастические рассказы Р.Брэдбери, повести Стругацких, "Солярис" С.Лема, "Чакра Кентавра" О.Ларионовой, "Мастер и Маргарита" М.Булгакова, "мистические" рассказы Э.По, "Снежная королева" и другие сказки Г.Х.Андерсена, сказки Э.Гофмана, "Королевство кривых зеркал" В.Губарева, "Сказка о потерянном времени" Е.Шварца, "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А.Н.Толстого, многие песни В.Высоцкого и И.Талькова. Это совсем не значит, однако, что все, описанное в этих произведениях, — чистая правда, но некоторые моменты — это буквальные откровения. 

Возвращаемся, однако, к проблеме соотношения добра и зла. Все учения и даже каждый конкретный человек тем или иным образом обязательно решают этот вопрос для себя, порой даже не осознавая этого. Конечно, проблема эта очень сложная, и здесь мы рассмотрим только отдельные ее стороны. Прежде всего остановимся на вопросе об абсолютности или относительности добра и зла. Практически во всех распространенных религиях утверждается абсолютность этих понятий. То есть добро и зло — это абсолютные принципы, положенные в основу мира при его создании. Отсюда следуют морально-этические заповеди (указания о том, что следует делать человеку) и понятие о грехах (или о запретах совершать те или иные действия). 

Вместе с тем во многих философских системах, учениях, особенно появившихся в не очень далеком прошлом, нередко утверждается относительность добра и зла. Например, считается, что добро и зло — это понятия, существующие только в сознании человека, объективно же их нет и быть не может. То есть все определяется субъективной оценкой человека, и то, что одному кажется хорошим, другому моет казаться плохим и наоборот, а реально это противопоставление отсутствует. Совсем как в том детском стишке: 

Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе
Злые люди бедной киске...
Не дают украсть сосиски! 

Другая сторона этого же подхода — утверждение, что представления о добре и зле меняются с течением времени: то, что сейчас считается добром, раньше считалось злом и наоборот, что объясняется обычно особенностями данной стадии развития человечества, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, общественным устройством и т.д. и т.п. 

Особенно это характерно для тоталитарных режимов: при каждом повороте в своей внутренней или внешней политике они могут провозглашать добром то, что вчера считали злом, и злом то, что раньше полагали добром. При этом часто добром объявляется то, что выгодно, удобно, понятно большинству народа или, как вариант, наиболее передовой его части, а в действительности — самому режиму. 

Во всех этих случаях происходит подмена понятий. Конечно же, субъективные восприятия добра и зла существуют и для отдельных людей в разные временные периоды и в конкретных ситуациях могут быть очень различны. Так, ученик, получающий Двойку за невыученный урок, считает учителя воплощением зла; убийца, преследуемый полицейским, думает, что убегает от служителя зла. Все это реальность, с которой надо считаться. Но столь же реально существуют также добро и зло для мира в целом, а значит, и для всех людей, и для каждого в отдельности. Каждый человек своими конкретными поступками может изменять их соотношение независимо от того, знает ли он об этом. И именно об этих объективных категориях говорится в этой главе.
Зороастризм наиболее последовательно решает рассматриваемый нами вопрос в пользу абсолютности добра и зла. Добро и зло — это изначальные принципы строения нашего мира, причем они находятся в постоянной борьбе между собой, и эта их борьба с неминуемой конечной победой добра и уничтожением зла составляет основное содержание эволюции нашей Вселенной. 

С проблемой добра и зла тесно связан вопрос о свободе воли, свободе выбора человека. В зороастризме ему уделяется огромное внимание. Считается, что каждый человек практически в любой момент времени свободен в выборе, и прежде всего в выборе между добром и злом. Не отрицается, впрочем, наличие периодов жесткого рока, фатума, когда от человека ничего не зависит, но существование таких моментов определяется выбором человека, сделанным в прошлом. Об этих периодах в Авесте говорится, что когда предопределение вступает в силу, то с ним невозможно спорить, так как трусливый тогда становится храбрецом, храбрый проявляет малодушие, усердный становится ленивым, а лентяй старательно действует. 

Никто не вправе осудить человека и любую сущность за сделанный выбор. Об этом же говорил Иисус Христос: "Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете" (Лук. 6, 37). Но, делая выбор, человек всегда должен помнить об обязанности несения ответственности за этот выбор в будущем. Случайностей в мире не существует. Все происходящее является следствием прошлого и, в свою очередь, определяет будущее. Когда мы говорим о случайности, мы просто не знаем всех причин данного события. Но это не значит, что все однозначно предопределено еще при создании нашего мира. Существование свободы выбора позволяет выбрать один из многих возможных вариантов развития событий, но когда выбор сделан, выбранная программа начинает действовать. 

Вообще свобода выбора и существование зла взаимосвязаны. Если есть свобода — может быть зло, если нет свободы — не может быть зла, так как истинная свобода выбора однозначно подразумевает возможность неправильного выбора, который противоречит законам изначального целостного мира. Будет ли зло в действительности, зависит от всех сущностей, имеющих право выбора. 

Во многих учениях и даже в широко распространенных религиях (в частности, в некоторых направлениях христианства и особенно ислама) утверждается, что все происходящее в мире — от Бога и по воле Бога. А значит, Бог управляет всем сущим, в том числе всеми поступками и даже помыслами людей. Отсюда следует жесткое предопределение существования мира, так как ничто не может нарушить воли Бога. То есть люди в этом случае лишены какой бы то ни было свободы выбора, хотя иллюзия такой свободы им дана. Даны им также и заповеди, говорящие о том, как поступать, и о том, чего делать нельзя. Но людям только кажется, что они следуют или не следуют этим заповедям, выбирая самостоятельно свой путь. На самом деле люди — марионетки в руках Бога. Это очевидное логическое противоречие последователи данных религий объясняют тем, что Бога нельзя понять разумом, и надо просто верить и не рассуждать. То есть свобода выбора в данном случае есть только у Бога, и он может в принципе по своему произволу менять как законы этого мира вообще, так и понятия о добре и зле в частности. Таким образом, так как очевидно, что зло в нашем мире все-таки существует, следовательно, функция источника зла переносится в этом случае на Бога. 

Все это совершенно неприемлемо для зороастрийцев. Бог — это источник добра и не имеет ничего общего со злом, так как добро противостоит злу. Не случайно зороастризм называют иногда "доброй религией". 

Естественно, возникает вопрос о том, какова же истинная сущность зла, откуда и когда оно пришло в наш мир (или, может быть, существовало изначально?). Для ответа на этот вопрос обратимся к зороастрийским мифам. В соответствии с ними, наша Вселенная была создана несколько миллиардов лет назад (кстати, этот возраст Вселенной достаточно хорошо согласуется с современными научными представлениями, особенно с гипотезой "большого взрыва"). Создатель нашей Вселенной Ахура-Мазда (другие варианты написания — Хормазд, Ормузд, что переводится как "Божественная мудрость") создал сначала весь мир в невоплощенном виде, в виде идеи (невоплощенный, идеальный мир носит название Меног), Это происходило в первую эру мира — Эру творения (в Авесте — Артезишн). Понятно, что при этом все творения, будучи идеальными и невоплощенными, не имели никакого права выбора. Но потенциальная возможность свободы выбора для всех творений (в большей или меньшей степени) существовала с самого начала, была заложена в основу мира, а следовательно, существовала и принципиальная возможность появления зла. Пока реального выбора не было, в мире не было и реального зла. Зло возникло тогда, когда по воле Ахура-Мазды начался процесс перехода мира из идеального, невоплощенного состояния в проявленное, воплощенное состояние (мир воплощенный, созданный в физическом теле, проявленный называется Гетиг). И проявилось зло в нашем мире именно вследствие неправильного использования реального права выбора. Тогда дух зла Ангра-Майнью (другие варианты написания — Ахриман, Ариман) вторгся в мир и начал его разрушение. Именно поэтому наступившая при переходе мира в воплощенное состояние вторая эра называется Эрой смешения добра и зла (в Авесте — Гумезишн). Эта эра продолжается до сих пор, но в настоящее время подходит к концу. В соответствии с Авестой, между Создателем Ахура-Маздой и разрушителем Ангра-Майнью в принципе не может быть мира и согласия, так как "можно изменить все, кроме доброй и злой природы, и никаким путем добрая природа не может измениться в злую, а злая природа не станет добродетелью". То есть ни одна более поздняя религия мира не поднимала Бога на такую высоту, освобождая его полностью от всякого зла, как зороастризм, считающий, что "Ахура-Мазда вследствие доброй природы не утверждает зла и лжи, а Ангра-Майнью вследствие дурной природы не согласен с добродетелью и истиной". 

Чтобы лучше понять, что из себя представляет зло, каково соотношение добра и зла, рассмотрим человека, организм которого разрушается вирусной инфекцией, например, гриппом. Человек — это Вселенная, представляющая собой тело Ахура-Мазды, а болезнь — это зло, разрушитель Ангра-Майнью. Естественно, применение любой аналогии имеет ряд недостатков, но кое-какие выводы мы все-таки можем сделать. Прежде всего можно проследить характер взаимоотношений добра и зла, их коренные отличия друг от друга. 

Во-первых, добро может существовать без зла (здоровый человек вполне может жить, и жить очень хорошо), а зло без добра — не может (болезнь без человека или без пораженного ею органа тут же умирает). Во-вторых, зло в отличие от добра никогда ничего не создает и не может создать, оно не только не является творческим началом, но и паразитирует на здоровом организме, живет за его счет, разрушая его. В-третьих, зло гораздо проще по своей природе, чем добро (вирус примитивен по сравнению с человеком), но именно поэтому борьба с ним очень трудна вследствие его изменчивости и приспособляемости (борьба с гриппом пока еще ни к чему не привела, несмотря на все успехи науки). Даже в технике наиболее надежны, устойчивы к внешним воздействиям самые простые механизмы и устройства, а сложные системы гораздо более уязвимы, гораздо чаще ломаются. В-четвертых, добро и зло — ни в коем случае не равновеликие понятия и даже несравнимые (понятия одного порядка — это здоровье и болезнь, а не человек и болезнь). В зороастризме духу зла, Ангра-Майныо, противостоит не Ахура-Мазда, а дух добра Спента-Майнью, как выбор в сторону света. То есть духу разрушения, противопоставления части целому противостоит дух соединения, дух сохранения гармонии мира. Наконец, в-пятых, нельзя утверждать, что добро и зло поделили сферы влияния в этом мире, где-то царит добро, а где-то зло. Другой вопрос: в одних местах, в одних сферах мира зло может проявиться сильнее, в других — слабее. Но не существует изначально добрых и злых частей целостного мира, как не существует изначально больных органов у здорового от рождения человека. Зло появляется на определенном этапе развития мира и через заданный срок будет уничтожено. И если в данный момент болезнь прогрессирует, захватывая все новые и новые органы, это совсем не значит, что она — неотъемлемая часть организма. И тем более неправильно было бы становиться на ее сторону, помогать ей разрушать организм, оправдываясь тем, что так устроен мир. Тот, кто сильнее, к тому же только в данный момент и в данном месте, не всегда прав. Кстати, пример с вирусом не столь уж далек от действительности, как может показаться. Болезни человека — следствие действия на него сил зла на уровне физических тел. 

Любая вирусная - система, как и система зла в целом, предельно централизована. Несмотря на то, что на первый взгляд отдельные очаги болезни в различных органах самостоятельны, тем не менее они связаны жесткой структурой, раз и навсегда установленной системой. В любой системе, в которой есть замкнутость, детерминированность, заданность, подчинение низшего высшему, неизменность структуры, — везде мы находим отражение системы Ангра-Майнью. Пример на уровне общества — бюрократический аппарат, тоталитарное бюрократическое государство. Эгоцентризм, жесткая система, паразитизм и, конечно, ложь, обман ради своего сохранения и расширения своего влияния — все характерные признаки вирусной системы. Форма власти не имеет никакого значения. Сегодня они называют себя так, завтра — иначе, мимикрируют, прикрываются самыми святыми для народа понятиями, но сущность остается неизменной — система зла. 

Не следует, однако, упрощенно понимать так, что добро — это гармоничная неизменяемая целостность, застывшая совершенная система, а зло — любое нарушение этой незыблемой целостности. Мир не стоит на месте, существует естественный процесс его эволюции (возвращаясь к рассмотренной аналогии, человек растет, развивается физически и умственно). При этом неизбежно разрушается что-то старое и создается новое, более совершенное. Такое разрушение с последующим восстановлением на более высоком уровне (по спирали) — неотъемлемая часть эволюции мира, которая невозможна без выхода за пределы замкнутой целостности и которой совершенно не нужно зло. Сохранение и разрушение, хаос и космос здесь тесно связаны между собой. Зло характеризуется именно тем, что препятствует этому процессу гармоничного развития мира. Злу, в свою очередь, тоже присущи как сохранение, так и разрушение. Но принципиальное отличие зла от добра состоит в том, что здесь хаос и космос четко разделены. Система зла признает сохранение, гармонию, целостность только для себя. Себя она всегда стремится поддержать неизменной. А вот для своего окружения система зла несет хаос, беспорядок, разрушение, полное уничтожение. Именно за счет разрушения организма, на котором она паразитирует, система зла, вирусная система поддерживает свое существование, свою жесткую законченную структуру. 

В Авесте выделяются три формы зла, три его ипостаси, три возможных проявления, которые соответствуют трем формам нашего триединого мира (Меног, Гетиг, Ритаг). Миру Духа, миру идеальному, невоплощенному, высшему миру, миру Меног соответствует сам Ангра-Майнью, как верховный принцип зла. Он выступает в этом случае как Люцифер — похититель света, присваивающий себе роль источника света, добра, роль Творца. Миру воплощенному, проявленному на физическом уровне, миру Гетиг соответствует демоница Аз (или Аза). Наконец, миру души, миру, осуществляющему связь между мирами Меног и Гетиг, поддерживающему равновесие между ними, миру Ритаг соответствует демоница Друдж. Каждая форма зла действует в своем мире, но вместе они делают одно общее дело — разрушают мир, паразитируя на нем. 

На уровне человека миру Меног соответствует дух — частица божественного огня, божественное начало в нас (одно из основных проявлений его — совесть). Миру Гетиг соответствует наше физическое тело, и миру Ритаг — душа, то есть то, что связывает нас с высшим миром. Поэтому Ангра-Майнью поражает дух человека, Друдж — его душу, Аза проявляется на физическом уровне, уничтожая в конце концов материальное тело человека. Первым обычно вступает в дело Ангра-Майнью, как верховный принцип зла, оскверняющий дух человека, в результате чего человек противопоставляет себя миру, осознает себя одиноким, а мир — враждебным ему, тем самым делает духовный выбор в сторону зла, а затем — признает зло доминирующим началом, ставит дьявола на место Бога, отрицает совесть, прощает себе все грехи, называет себя центром Вселенной, объявляет войну Богу (или отрицает его существование вообще). Это первичное, еще не зримое, не проявленное зло, возможно, не осознаваемое до конца самим человеком, это шаг ко злу в форме идеи. Но на помощь Ангра-Майнью спешит уже его порождение, его верная помощница Друдж, поражающая душу человека, выступающая как обольститель, демон-искуситель, ложь, поддерживающая первичное зло. Человек, которого поразила Друдж, обманывает себя и других, он не считает себя злодеем, он прикрывает свои истинные Цели лживыми рассуждениями и доводами, всячески оправдывает свои неправедные поступки высокими целями и неблагоприятными обстоятельствами. Таким образом, на этом этапе зло уже пустило корни в душе человека, вирус зла начал свою разрушительную работу уже в проявленном мире, но зло еще скрывает свою истинную природу, маскируясь, приспосабливаясь и видоизменяясь. Наконец, человека, идущего все дальше по пути зла, поражает Аза, действующая на физическом уровне. Человек при этом становится истинным служителем зла, живым роботом, рабом, зомби, имеющим человеческую оболочку, но действующим исключительно по указке зла. До этого уровня падения доходят немногие, это, так сказать, путь избранных, гораздо чаще мы сталкиваемся с проявлениями Друдж. Человек, пораженный Азой, уже не прикрывается ложью, он может делать зло, не ведая ни малейших сомнений (его совесть молчит), он не может не делать зла (так как лишен своей воли), он не получает поддержку светлых сил (душа его поражена), и, наконец, злые дела доставляют ему удовольствие. Сам себя он, естественно, не считает зомби, так как ему оставлено ощущение, что он сверхчеловек, который может делать все. Чаще всего оправданием своих поступков такой человек считает стремление к высшей цели, к установлению идеального мироустройства с обязательным разрушением всего существовавшего до сих пор, для достижения чего все средства хороши. При этом он искренне верит в это в отличие от служителя Друдж, он по-своему честен, верен своим убеждениям. Ему кажется, что все разрушения, которые он сеет, — это только подготовка к дальнейшему созиданию "правильного" мира, ради которого можно пожертвовать всем на свете, в том числе и собой. Истинного служителя Азы отличает ненависть ко всем проявлениям жизни, он сеет вокруг себя хаос, бессмысленное разрушение, бесцельное уничтожение людей, животных, растений, земли, природы в целом. То есть его используют силы зла для уничтожения проявлений физического мира, на чем они подпитываются, но самого его до поры до времени не уничтожают. И только после смерти путь истинного служителя зла — в ад, к полному разрушению его материальной сущности. Вот такой путь может пройти каждый человек, сделавший выбор в сторону зла. Прекрасно описано это в "Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского (только там Раскольников сумел вовремя остановиться). 

На уровне среднего человека Аза проявляется как страх. Вообще надо сказать, что страх в любом виде — это всегда помощник сил зла. Когда человек боится .чего-то, в его воображении проигрываются именно те ситуации, которых он опасается. Таким образом он моделирует эти ситуации и притягивает их к себе. Многим людям приходилось сталкиваться с тем, что происходят именно те события, о которых все время думаешь, которых боишься, хотя для них вроде нет никаких причин. Не обязательно это следствие предчувствия, нередко это именно притяжение неприятностей посредством их моделирования. Кстати, авестийской традиции совершенно чуждо такое понятие, как "страх божий". Как можно бояться источника света и добра, Творца нашего мира? Человек должен любить Бога, стремиться к нему, а не бояться его, так как зло не может исходить от Бога. Страх же предполагает отстраненность от того, кого боишься, противопоставление себя ему, стремление скрыть от него свои проступки, даже ненависть к нему, но только не любовь. Если человек боится Бога, значит, он уже утерял верные ориентиры, душа его поражена злом. Современное представление о том, что человек — раб Бога, которому нужно бояться Божьей воли, было внесено в христианство Блаженным Августином и противоречит самому духу изначального христианства. Зороастризм вообще осуждает рабство в любой форме. 

Однако вернемся к рассмотрению форм зла. Итак, Аза связана со страхом, но основное проявление Азы — это страх скорее не как опасение, переживание, тревога, а то, что называется первобытным, животным страхом, всепоглощающий ужас перед полным уничтожением, парализующий волю человека. Под действием этого страха человек готов на все, сделает все, что ему прикажут. В соответствии с Авестой, даже Друдж боится Азу. На уровне мира проявление Азы — это соприкосновение с антимиром, аннигиляция, полное уничтожение материи, адская бездна, отделение духа от материи, но уничтожить дух она не может. Дух, как проявление божественного огня, неуничтожим. 

Что же касается Друдж (переводится как ложь), то она является основной, наиболее распространенной формой проявления зла в воплощенном мире. Именно к ней в наибольшей степени применима аналогия с вирусом. Точно так же, как вирус, Друдж, точнее Ангра-Майнью в виде Друдж, скрытно внедряется в целостный мир, принимает самые различные формы, мутирует, видоизменяется, скрывается под самыми различными (порой очень привлекательными) масками, действует исподтишка и никогда не признает себя злом в отличие от откровенного, неприкрытого и концентрированного зла без маски — Азы. Человек, пораженный Друдж, сделав гадость, часто мучается, но быстро успокаивает свою совесть лживыми доводами и оправданиями. В нашем переходном мире практически все люди в той или иной степени поражены Друдж. Точно так же как существует четыре основных типа вируса, выделяются четыре ипостаси Друдж, четыре ее основных проявления. 

Первый тип вируса — это вирус-взломщик, самый грубый и примитивный. Он пробивает оболочку клетки, похищает часть ее протоплазмы и убегает, пока его не убили. Это первичная форма Друдж: если нельзя обмануть, берет захватом, наскоком и трусливо убегает с места преступления. 

Второй тип вируса — это вирус-вампир. Он проникает в организм, присасывается к оболочке клетки и тихо питается ее содержимым, пока его не засекли, после чего убегает. Это уже более сложная (хотя еще и примитивная) форма Друдж. Здесь уже есть желание скрыть свои намерения, не уничтожать клетку до поры до времени, а паразитировать на ней. 

Третий тип вируса — это раковый вирус, который гораздо опаснее первых двух. Он проникает внутрь клетки и заставляет ее ускоренно делиться, в результате чего происходит ускоренное разрастание клеточной ткани, изменяется ее структура. 

Четвертый тип вируса — это очень опасный, так называемый медленный вирус. Он вторгается в ДНК клетки, встраивается и сидит там тихо и очень скрытно, его не могут там обнаружить. Пока клетка сильная, он не высовывается, не проявляется, но как только она начинает слабеть, вирус внедряется в ядро клетки и заставляет ее воспроизводить новые вирусы вместо клеток. Это самая опасная, самая неразличимая форма зла. 

Перечисленные четыре формы Друдж могут проявляться на самых разных уровнях. В частности, в соответствии с этими сценариями могут действовать и люди, пораженные Друдж. 

Таким образом, зло в нашем мире — это совокупность злых дел, злых слов, злых мыслей за все время существования воплощенной Вселенной, появившихся вследствие неправильного выбора. Зло можно представить в виде некоего энергетического центра, называемого иногда эгрегором (возвращаясь к используемой нами аналогии, зло — болезнь в целом, а не каждый отдельный вирус, оно распространено по всему организму, хотя может наиболее сильно поражать отдельные органы). Зло не пассивно, оно формирует вполне реальные силы, воспринимаемые часто человеком как "высшие силы", целью которых является всемерное расширение влияния зла. Увеличить количество зла может только неправильный выбор тех сущностей, которые имеют свободную волю. То есть каждый человек может увеличить количество зла в мире. 

Исходя из этого важнейшими задачами человека являются служение добру и борьба со злом. Однако, чтобы бороться со злом, нужно четко уяснить, где находится граница между добром и злом. Все учения по-разному проводят эту границу (в явном или неявном виде). Реально же эта граница проходит не между расами (как утверждает расизм), не между народами (национализм), не между странами (ложный патриотизм), не между группами людей, поддерживающими ту или иную идею, не между имущими и неимущими (марксизм-ленинизм) и даже не между отдельными людьми (наиболее распространенное заблуждение: есть люди однозначно хорошие, например я, и есть плохие). Конечно, группы людей (например, последователи одной религии) тоже имеют свою судьбу, свои взаимоотношения с добром и злом, сформировавшиеся вследствие прошлого выбора, и свою ответственность за этот выбор. Члены таких групп, вступая в них, берут эту ответственность на себя. Однако изначально граница между добром и злом проходит через сердце каждого человека, через его душу. Совершенно прав А.И.Солженицын, отметивший это в одной из своих статей. 

Вообще надо сказать, что стремление людей объединиться в группы, особенно в группы с жесткой внутренней организацией, часто объясняется тем, что они хотят переложить на других (на лидеров этих групп) часть ответственности за свои поступки, а также хотят иметь право переступать некоторые моральные нормы, объясняя это интересами группы. В большинстве случаев в наше время человек, выступающий как отдельная личность, оказывается моральнее, чище, лучше, чем тот же или другой человек, выступающий как член группы, какие бы цели данная группа ни провозглашала. 

Итак, граница между добром и злом проходит через каждого из нас. В каждом из нас есть и добро, и зло вследствие нашего прошлого выбора. И у каждого из нас есть возможность сместить эту границу в ту или иную сторону. Любая другая позиция, если подумать, является аморальной, ведет к двойной морали: для "своих" и для "чужих" ("своим" мы прощаем любые злые дела, потому что они свои, "чужим" — никогда: они враги, и что бы они ни делали — это однозначно плохо). Таким образом, практически не встречается людей, полностью поборовших в себе зло, а также истинных, стопроцентных служителей зла. Поэтому прежде всего человек должен бороться против зла в своей душе. 

Может возникнуть вопрос: "А как же тогда Заратуштра, Иисус Христос, другие изначально светлые сущности?" Даже они, воплотившись на Земле, в нашем земном мире, должны были пройти через искушения силами зла (вспомним описанное в Евангелиях искушение Иисуса дьяволом в пустыне. Из зороастрийских текстов известно также о преследовании Заратуштры семью братьями-колдунами). 

В некоторых идеологиях, особенно последнего времени, абсолютизируются такие понятия, как коллективизм и индивидуализм. Их часто рассматривают даже как добро (коллективизм) и зло (индивидуализм). Здесь наблюдается обычное в таких случаях выпячивание значения одной из сторон действительности и противопоставление ее остальным сторонам. В данном конкретном случае предполагается, что все, отвечающее интересам более или менее больших групп людей (от маленьких коллективов до всего народа страны), однозначно гораздо выше того, что отвечает интересам отдельной личности. И эти последние всегда должны приноситься в жертву во имя интересов большинства. Многим такое утверждение кажется очень привлекательным, но, если вдуматься, оно глубоко ошибочно. Рассматриваемые понятия не являются ни проявлением добра, ни проявлением зла, однако в принципе они имеют очень большое значение. Понять отношение к ним авестийского учения помогает символ свастики, имеющий глубокое сокровенное значение. На одном из уровней рассмотрения свастика — это символ эволюции мира и человека. Причем существовало две свастики: правая и левая. Та, которую взяли себе в качестве эмблемы государства фашисты и которую рассматривали в качестве возможной эмблемы пришедшие к власти большевики, обозначала направление вращения против часовой стрелки и соответствовала эволюции мира в целом. Зеркальная к ней свастика обозначала направление вращения по часовой стрелке и соответствовала эволюции личности. При этом считалось, что ни одна из свастик не должна преобладать над другой, свастики должны находиться в динамическом равновесии, то есть развитие мира в целом и развитие личности должны гармонично сочетаться. Поэтому один из сокровенных символов зороастризма — двойная свастика, включающая в себя как правую, так и левую свастики. Если в основу построения общества берется свастика против часовой стрелки, то это приводит к диктатуре, к тоталитарным режимам, считающим людей винтиками, стирающим яркие личности, подчиняющим все единому неизменному порядку, замыкающимся в себе. Если же в основе общества лежит другая свастика — по часовой стрелке, — наблюдаются безудержная анархия, полное пренебрежение чужими интересами, эгоизм, брожение умов, разгул преступности. Можно ли один из этих вариантов безоговорочно предпочесть другому? Конечно, нет: и то, и другое плохо. Все должно находиться в равновесии, хотя в реальности часто наблюдаются шараханья из стороны в сторону, что хорошо прослеживается и в давней, и в недавней истории. Проявляются эти свастики и на уровне каждого отдельного человека. В зависимости от того, на какую из них больше ориентируется человек, он может, с одной стороны, быть безынициативным, послушным человеком толпы, ставящим превыше всего волю большинства, не имеющим своего мнения, а с другой стороны — не учитывающим интересов окружения, живущим только по своим желаниям черствым эгоистом. И здесь крайности неприемлемы, и в человеке свастики должны быть уравновешены. Однако вернемся к теме этой главы. 

Почему же создатель мира Ахура-Мазда не подавляет, не ликвидирует зло сразу при его появлении, почему немедленно не карает людей за неправильный выбор, не защищает их от зла? Свобода выбора, данная людям, и обязанность нести за него ответственность предоставляют им возможность получить прививку против зла, закалиться и развиться в борьбе с ним (если они не умеют еще делать правильный выбор), чтобы приблизиться к своему Творцу. Об этом же говорил Иисус Христос: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный" (Матф. 5, 48). Этот путь борьбы со злом был выбран духами-хранителями людей еще в самом начале создания мира. В Авесте об этом сказано следующее. Ахура-Мазда спросил их: "Что кажется вам наиболее продвигающим вас вперед, когда я представлю вас этому миру? То, что вы будете состязаться в своей телесной форме с дьяволом, и дьявол погибнет, и в Конце я снова приготовлю вас для совершенства и бессмертия, и в Конце я верну вас обратно в мир? Или то, что вы всегда будете нуждаться в защите от разрушителя?" "И тогда духи-хранители людей пришли к единому мнению с всеведущей мудростью: о продвижении мира через зло, которое находит на них в этом мире от дьявола Ахримана. О становлении их в конце концов снова не подверженными нападкам — преследованию врага, совершенными и бессмертными в будущем существовании навечно и навсегда". Если вернуться к использованной нами аналогии, болезнь побеждается в результате мобилизации и развития внутренних защитных сил организма в целом и каждой отдельной клеточки его в частности. 

Знание природы зла и особенностей его проявления позволяет ответить на многие вопросы, имеющие чисто практическое значение. Например, можно ли отвечать злом на зло? Или, в более общем случае, верно ли, что благая цель оправдывает любые средства? Ответ здесь очень простой: если для достижения благой цели или для уничтожения какого-то проявления зла используются методы зла, то это приводит в лучшем случае к сохранению общего количества зла в мире. В худшем случае (самый обычный вариант) — количество зла возрастает. Именно так, по-видимому, надо понимать слова Иисуса Христа, донесенные до нас Евангелиями, о том, что если тебя ударят по одной щеке, подставь другую (то есть нельзя бороться против зла методами зла), а совсем не так, что бороться со злом не надо вовсе. 

Следующий вопрос: достаточно ли самому не совершать злых дел, не участвовать в активном распространении зла? Конечно, это самое главное, но этого недостаточно: ведь если злу не мешать распространяться, то общее количество зла в мире возрастет и хуже будет всем, в том числе и тем, кто сам злых дел не совершает. Авестийская традиция считает грехом не только активное распространение зла, но и пассивное пособничество этому распространению. То есть нельзя быть бесхребетным добряком. Доброта и благо — разные вещи. Нельзя быть добрым к любому мерзавцу, позволять ему безнаказанно подниматься, набирать силу, творить зло. Другое дело, учитывая, что законченные злодеи встречаются редко, вы должны помочь человеку в момент самой страшной опасности (например, спасти ему жизнь). Но нельзя помогать ему в злых делах, укреплять его на ошибочном пути, даже если ему будет от этого плохо. Даже невольно нельзя помогать злу, самоустраняться от борьбы с ним, закрывать на него глаза. Иначе вы становитесь соучастником преступления, хотя ваша ответственность, конечно, не настолько высока, как у творящего зло. 

Еще один вопрос: можно ли заставить силы зла работать на себя? Человек, обращающийся к помощи сил зла для причинения вреда другим людям или для принуждения других людей, считает, что поставил эти силы себе на службу. На самом деле как раз наоборот: это силы зла используют его. Игры с силами зла ни к чему хорошему привести не могут. Человек никогда не выйдет из них победителем, потому что он не знает правил этой игры, их игры, в которой они всегда побеждают, что бы ни казалось человеку. В конечном счете такой человек может полностью перейти на службу злу, стать живым роботом, зомби, лишенным права выбора.
Отдельные силы зла не имеют своей воли,, они жестко подчинены единому центру. Поэтому они не могут бороться друг с другом. Об этом же — слова Иисуса Христа: "Как может сатана изгонять сатану?" (Марк. 3, 23). Казалось бы, обратный пример: известен такой метод лечения сифилиса, как заражение больного малярией. Но здесь излечение происходит не из-за самой малярии, а вследствие мобилизации защитных сил организма, повышения температуры тела (кстати, в любом случае нельзя без крайней необходимости сбивать температуру больного — это организм сжигает болезнь). Если запас сил человека достаточно велик, то он побеждает обе болезни вместе, если же нет — он может умереть. То есть и в этом случае зло не борется со злом. Несмотря на то, что внешне иногда кажется, что одно зло уничтожает другое, нередко это просто замена одной маски зла на другую, устаревшей и ненадежной на новую и пока еще привлекательную. Результат такой борьбы — сохранение общего количества зла или даже незначительное его уменьшение, но с гораздо большими возможностями дальнейшего развития, укрепления и усиления. Даже при столкновениях отдельных людей-служителей зла часто страдают ни в чем не повинные люди, то есть количество зла в мире растет. И если кто-то с кем-то борется, это совсем не значит, что один из них обязательно служит злу, а другой — добру. Обычно злу служит именно сам факт борьбы на уничтожение. Кстати, если человек видит перед собой два, казалось бы, противоположных пути, это совсем не значит, что один из них — путь добра, другой — путь зла. Из двух путей часто бывают оба хуже. Тогда надо поискать третий путь или, может быть, стоит пока не предпринимать ничего. Создание таких ситуаций — один из любимых приемов сил зла. 

Понимание сути зла позволяет сделать вывод о том, что любая сторона жизни не является хорошей или плохой, чистой или грязной изначально. Хорошей или плохой ее делает человек, имеющий право выбора между добром и злом. Что бы мы ни взяли: любовь, семью, дружбу, искусство, науку, технику и т.д. — все это человек может возвысить, поставить на службу добру, организовать в гармонии с миром, а может осквернить и сделать служителем зла. Именно поэтому для зороастризма нет запретных, низких, неприличных, недостойных тем. Он не парит в высотах чистого духа, являясь, пожалуй, самой земной из всех религий. 

Здесь стоит упомянуть также о том, что технический прогресс, развитие техники зороастризм не считает безусловным злом, которое должно быть искоренено. Техника может быть использована как средство укрепления мира, а может — как средство его разрушения. Это зависит от человека. Другое дело — абсолютизация ценности техники, стремление полностью заменить человека, оставив ему роль обслуживающего персонала. Очень многое человек может сделать сам, без помощи технических средств, которые часто только мешают, отупляют и уводят в сторону. Достаточно вспомнить о медицине: в развитых странах для диагностики используются сложнейшие компьютерные системы со своим техническим и медицинским персоналом, а тибетские целители ставят диагноз по пульсу гораздо быстрее и без всякой техники (правда, для этого надо пройти многолетнее обучение). Результаты диагностики и дальнейшего лечения обычно не в пользу техники. Так может быть, стоит направить развитие именно по этому пути? Ведь уникальные способности, заложенные в человеке, сейчас остаются невостребованными. 

Что нужно делать, чтобы успешно бороться со злом? Как уже отмечалось, у зла есть две руки: ложь и страх. Противостоять им можно, обладая двумя мечами: знанием (против лжи) и силой (против страха). При этом имеются в виду не только и не столько обыденные знания, получаемые нами в семье, школе, институте и т.д. Прежде всего это знание о том, как устроен мир, знание о природе зла и его проявлениях. Однако одних знаний, даже самых глубоких, недостаточно (представьте себе хилого профессора, встречающего хулигана с дубиной). Необходима сила. И физическая, и прежде всего духовная. Сила, позволяющая победить страх и в конечном счете зло. Впрочем, сила без знания — тоже плохо (представьте наивного спортсмена, обманутого мафией и перешедшего к ней на службу). Следовательно, важно и то, и другое. Но самое главное, что позволяет бороться с самим изначальным злом, с Ангра-Майнью, что не дает возможности злу поразить человека, а человеку сделать первый шаг ко злу, — это вера. Вера, которая представляет собой глубокое внутреннее убеждение в единстве мира, в извечном противостоянии добра и зла, в конечной победе добра. То есть вера — это то, что позволяет человеку ощутить свое единство с Творцом, отказавшись от противопоставления себя целостному миру. Если у человека есть вера, то он не сделает духовный выбор в сторону зла, зло не сможет войти в него, так как в данном случае подобное притягивается только к подобному. Вера дает человеку возможность пользоваться поддержкой высших сил, но к вере надо еще прийти. 

Вообще в зороастризме огромное внимание уделяется знанию. Многие другие религии требуют верить, а не познавать, считают, что практически все, относящееся к религии, непознаваемо, и даже вредно пытаться проникнуть разумом во многие проблемы. Например, широко известны высказывания авторитетных христианских теологов: "Верую, потому что абсурдно" (Тертуллиан) или "Верую, чтобы понимать" (Блаженный Августин). Аналогичные принципы встречаются и в других религиях. Чаще всего за этим скрывается утрата древних знаний, отрыв от корней, неспособность священников сколько-нибудь разумно объяснить многие положения религии и явления жизни. 

Вера, не подкрепленная знаниями, оказывается зачастую очень хрупкой, непрочной, какой бы она ни казалась непоколебимой. Ведь любое, даже незначительное событие, пусть даже только внешне противоречащее вере, может в этом случае привести к сомнениям, а потом и к полному крушению веры, к неверию ни во что. Особенно часто такое бывает в случае веры в какого-нибудь "непогрешимого" учителя или в "строго научную" теорию, но в этих случаях крушение веры даже желательно, хотя и очень болезненно. Сейчас нередко можно услышать, что главное — это иметь веру, причем неважно во что, нужна, мол, цель в жизни, а какая это цель — не имеет значения. Но сатанисты твердо верят, что дьявол всесилен, маньяк-убийца не сомневается в своем праве убивать людей, многие воры убеждены, что имеют право брать все, что им хочется. От этого они не становятся лучше, не становятся более достойными уважения за свои твердые убеждения. Если говорить о встрече с убийцей, то, наверное, любой человек предпочтет сомневающегося, рефлексирующего, колеблющегося преступника, которого что-то может остановить в последний момент, а не непреклонного, убежденного в своей правоте и непоколебимого борца за свои идеалы. Итак, многое зависит от того, во что верить. Более того, самые большие негодяи в истории человечества всегда имели цель и делали все для ее достижения, не останавливаясь ни перед какими преступлениями. Понятно, что утеря ими и их последователями веры или того, что они называли верой, — это благо, разрушение иллюзий и возвращение на правильный путь. Но и слепая вера в Бога тоже часто не выдерживает столкновения с действительностью. Особенно это касается убеждения в том, что все происходит только по воле Бога. Сталкиваясь с несправедливостью, в первую очередь по отношению к самому себе, слепо верящий человек часто не может объяснить, почему Бог допускает это, и может прийти к мысли о том, что Бога нет ("Я так верил, а теперь..."). Очень часто силы зла специально устраивают подобным людям такие ситуации, тщательно скрывая, впрочем, свое истинное лицо. 

В зороастризме предполагается приоритет знаний, и только потом — вера, как результат сознательного свободного выбора человека. За это зороастризм иногда называют религией здравого смысла и даже рациональной религией. Конечно, есть вещи, принципиально недоступные человеческому пониманию, есть области знаний, запретные для человека. Но то, что можно познать, надо познать. 

Здесь же стоит остановиться на вопросе: какие книги можно читать, а какие нет? Многие религии запрещают читать те или иные книги, не относящиеся к их учению. Нередко при этом действует эффект запретного плода, и как следствие — ложь и лицемерие. Зороастризм считает, что если есть у человека знания об основах мира, если он знает критерии истины, то можно читать все, что угодно, вреда это уже не принесет никакого. Но при этом действует еще и такой принцип: никогда не надо заставлять себя читать книги. Если не можешь — значит, ты еще не готов или эта книга тебе не нужна. Та книга, которая тебе необходима, придет к тебе именно тогда, когда .она нужнее всего и читать ее будет интересно. Правда, это относится только к людям, не сильно пораженным злом, у которых есть внутренний критерий истины. 

Человек постоянно должен думать о том, зачем он здесь, почему с ним происходит то или другое, как устроен мир, то есть постоянно решать для себя эти вечные вопросы. Сейчас же часто наблюдается другое: в обычной, размеренной жизни люди ни над чем таким не задумываются, живут как живется, но в экстремальных ситуациях (кто-то умер, кого-то ограбили, избили, уволили с работы и т.д.) сразу возникает вопрос: за что такая несправедливость? И идут в церковь, чтобы получить успокоение и жить затем, как жили раньше. Что это, как не самообман, попытка перебросить на кого-то ответственность? Мы даже не задаем себе вопрос, мы сразу хотим получить готовый ответ, на который еще не имеем права. Ответ мы должны заслужить, прийти к нему каждый своим путем, прийти к своей вере. Многие люди, считающие себя верующими, на любой вопрос готовы привести цитаты из священных книг, высказывания святых, мнения авторитетов церкви, но каждый из нас должен отвечать за себя, за свою веру, за свое миропонимание сам, должен говорить о том, что он сам думает о том, суть чего он понял. И если что-то не сходится, не получается, надо честно об этом говорить, не выкручиваться, не лгать, не юлить, не замалчивать. 

Если человек уверяет, что придерживается какого-то учения, какой-то религии, философской системы, но на просьбу изложить свой взгляд на какую-то проблему предлагает почитать книги, познакомиться с первоисточником, ссылается на сложность вопроса, это обычно говорит о том, что он не понял этого учения, или о том, что там нет ответа на этот вопрос. Очень часто учение для этого человека — это одно, а реальная жизнь — совсем другое. Он считает, что об учении можно поговорить на досуге, за чашкой чая, а трудная, невыносимая жизнь не дает ему возможности применять это учение на практике, и именно поэтому поступки такого человека совершенно не соответствуют его взглядам. Для зороастризма это неприемлемо: убеждения и поступки должны быть едины, и убеждения должны быть именно убеждениями, а не набором цитат. 

Кстати, одним из важнейших факторов, объясняющих малое распространение зороастризма в наши дни, является то, что признание свободы выбора своего учения, своей веры у каждого человека делает абсолютно невозможным насильственное насаждение своей веры и даже не поощряет активную широкую пропаганду ее положений. "Если человек хочет узнать что-то — помоги ему, нет — это его проблемы, не навязывай своего мнения" — правило жизни любого зороастрийца, которое перекликается со словами Иисуса Христа: "И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Иоанн. 12, 47). Именно поэтому зороастрийцы всегда очень терпимо относились к другим религиям, если только в них не было отхода от принципиальных основ. Об этом же говорит Иисус Христос: "Кто не против вас, тот за вас" (Лук. 9, 50). Допускалось использование знаний зороастризма для дополнения и более глубокого понимания других религий. Вообще все веры светлого направления в сущности своей едины. Они были даны в разное время, в разных формах и разным народам для познания одного и того же Абсолюта, для разделения света и тьмы. Это разные варианты реализации одного и того же пути Истины, а все остальное — беспутье.

Вообще надо сказать, что человека обычно ни в чем и никогда убедить невозможно, если только он сам не хочет этого. Даже если в споре, дискуссии все доводы разума на стороне победителя, и даже если побежденный вынужден был признать себя таковым, все равно в глубине души практически всегда он будет ругать себя за несообразительность, ненаходчивость, будет ругать других, но своего мнения не изменит. Достаточно вспомнить известный в истории случай, когда французский академик XVIII века Делюк заявил, что камней с неба (метеоритов) падать не может и он не поверит в это, даже если этот камень упадет у его ног. Обычно человек изменяет свои взгляды только в результате долгой и трудной внутренней работы. А если он не хочет их изменять, а его пытаются заставить это сделать, он будет цепляться за свои взгляды до конца, прибегая к самым фантастическим доводам и не веря очевидным вещам. Особенно это относится к философским, мировоззренческим, религиозным проблемам, к той области, где очевидные факты представить особенно сложно. Интересно, что даже в состоянии гипноза человеку практически невозможно внушить то, что в корне противоречит его убеждениям, другое дело, чтобы эти убеждения были. 

Зло может поразить человека, войти в него в любой момент, однако наиболее уязвимым для его вторжения человек становится в так называемых пограничных ситуациях, то есть в моменты перехода из одного состояния в другое. Вспомним, что и в наш мир зло вторглось в момент перехода его из невоплощенного состояния в воплощенное. Простейшие примеры на уровне человека: переход от бодрствования ко сну и от сна к бодрствованию, а также прием пищи. Именно поэтому древний обычай предписывает молиться перед сном, в момент пробуждения, перед едой, то есть призывать защиту светлых сил. Медитация, получившая в последнее время широкое применение для самых разных целей, также является пограничным состоянием. Поэтому ее использование, особенно в больших коллективах людей, требует осторожности. То же самое можно сказать о занятиях гадательными практиками, экстрасенсорном лечении, занятиях восточными боевыми искусствами, йогой. 

Почему с нами происходят несчастья? В соответствии с зороастризмом, Бог никогда не насылает на человека несчастья. Все несчастья мы притягиваем на свою голову сами. Обычно человек находится под покровительством своего ангела-хранителя, позволяющего ему противостоять силам зла. Но своими неправильными действиями, своим ошибочным выбором он может сделать себя уязвимым для внешних негативных воздействий. В этом случае ангел-хранитель оказывается бессилен, и с человеком происходит несчастье: болезни, несчастные случаи, даже смерть. Происходит это обычно в моменты, когда зло наиболее сильно, что может быть определено методами астрологии. Вообще вопрос о несчастных случаях не так прост, как может показаться. Простейший пример: поливая цветок на подоконнике, вы неосторожно роняете его за окно и убиваете им прохожего. Вполне возможно, что таким образом вашими руками высшие силы убрали этого человека, так как он это заслужил (причем это могут быть как светлые силы, убирающие негодяя, так и темные силы). Но из этого совсем не следует, что вы не должны придавать данному событию никакого значения: вас для этой роли тоже выбрали не случайно, вы тоже заслужили вовлечение в это происшествие, ваше отношение к нему вам тоже зачтется. 

Говоря о счастье и несчастье, везении и невезении, надо помнить еще вот о чем. Если человек делает только первые шаги к злу, если он еще достаточно чист, то, как уже отмечалось, с ним начинают происходить несчастья, так как силы зла пользуются ослаблением влияния ангела-хранителя. Но если человек уже бесповоротно встал на путь зла, сделался его служителем, то он попадает под защиту сил зла. Пока он им нужен, ему будет во всем везти, он будет чувствовать себя хорошо. Но в данном случае все это — исключительно за счет других, за счет разрушения окружающего мира (ведь силы зла ничего не создают, а только используют в своих целях уже созданное). В случае же, когда человек встает на путь исправления, начинает бороться со злом в себе, силы зла начинают препятствовать этому и насылать на него несчастья и болезни. Так что в данном вопросе все не так просто. 

На протяжении всего существования зороастризма появлялось множество лжеучений, ставивших под сомнение те или иные его положения. Большая часть их не дошла до нашего времени, но одно учение, хотя и не сохранилось в чистом виде, пережило века. Речь идет о манихействе, учении лжепророка Мани, жившего в Персии в III веке нашей эры (интересно, что в "Философском энциклопедическом словаре" 1983 года издания нет статьи, посвященной зороастризму, зато есть посвященная манихейству, не вскрывающая, впрочем, его сути и не осуждающая его). Мани был не просто лжепророком, но гениальным лжепророком, и поэтому, хотя его учение трудно назвать целостным и до конца непротиворечивым, отдельные положения этого учения использовались последователями самых разнообразных религий и философских систем. Мани сформулировал практически все возможные искажения зороастрийского учения, и если бы потребовалось найти учение, полностью противоположное зороастризму, то манихейство (или манихейская ересь) было бы вне конкуренции. Рассмотрим его основные положения. 

1. Добро и зло, Бог и дьявол реально существуют и равны между собой. Бог нас награждает, а дьявол нас испытывает. Это две огромные силы, и человек не может уничтожить зло, а поэтому должен молиться и тому, и другому добрыми и злыми поступками. Можно грешить, но необходимо и каяться. Иначе обидишь или того, или другого. То есть человеку позволено все. 

2. Зло в мире необходимо для того, чтобы лучше проявилось добро. Как тень нужна свету, чтобы свет был заметней, так дьявол нужен Богу. Поэтому к злу надо относиться нормально, позволять ему проявляться, чтобы более полно осознать добро. 

3. То, что у нас, в земном мире, хорошо, то для Космоса, для Бога плохо, и наоборот. Если мы здесь делаем добро, то там -— зло. А зло — там добро (как вариант: добро и зло существуют только здесь, в Космосе же такого деления нет). 

4. Наш материальный мир находится в страдании, он несовершенен, а значит, он создан дьяволом. Разве мог Бог создать такой несовершенный мир? Конечно, нет. Значит, материя создана дьяволом. Что бы нам вырваться из этого мира, нужно уничтожать его и освобождать свою бессмертную душу. Например, умерщвлять свою плоть, кончать жизнь самоубийством. (Из истории известны случаи массового самоубийства последователей манихейства.) Но можно и иначе — развратничать, пить, гулять — и освободится твоя чистая душа, полетит к Богу. Наконец, еще один путь — распространять учения, призывающие к разрушению мира (это уже путь для идеологов). 

На самом же деле мир целостен, он не может быть расколот, а зло — это следствие изначального свободного выбора каждого человека. Именно против этого выступал Мани. При этом он говорил, что не важно, как верить, а важно, во что верить. Можно следовать любой религии, но главное исповедовать равенство добра и зла, Бога и дьявола. 

Отдельные положения манихейства встречаются сейчас во многих учениях, даже если их пророки и не знают или не говорят про Мани. Манихейство глубоко повлияло на исламских мистиков, оставило след в христианстве. Так, Блаженный Августин, бывший в свое время одним из иерархов манихейства, но затем якобы оставивший его, утверждал, что зло необходимо для лучшего проявления добра. К манихейству в конечном счете сводится и известное положение о том, что цель оправдывает средства. И хотя учение Мани было разоблачено еще при его жизни, а его самого казнили (кстати, напрасно — сделали его жертвой и дали стимул к распространению учения), дело его до нашего времени живет и очень часто, к сожалению, побеждает. Гениальность манихейства (недаром зороастризм рассматривает Мани как одного из предтеч Антихриста) позволяет использовать его как довольно универсальный критерий для оценки того или иного учения. Если в этом учении встречаются приведенные выше постулаты Мани, можно смело сказать, что оно ложно и не приведет вас к свету. 

Другой критерий ложности учения — лишение человека изначальной свободы выбора. Если учение требует от своих приверженцев отказа от земной жизни, фанатичного служения ему, передачи учителю своего состояния, требует суровой кары вплоть до смерти для отступников, призывает к уничтожению не поддерживающих его людей, то есть смысл серьезно усомниться во всем этом учении в целом. Наконец, третий критерий — чрезмерное возвеличивание учителя, пророка, объявление его святым, даже самим Богом. Нельзя создавать себе кумира на Земле, зацикливаться на личности пусть даже очень знающего учителя. Вспомним, даже Иисус Христос, Спаситель, никогда не называл себя Богом, а всегда Сыном Человеческим. Учитель, позволяющий себя возвеличивать, присваивающий себе черты Бога, — это лжеучитель, даже если то, что он говорит, кажется очень привлекательным.

Настоящий учитель должен всегда трезво оценивать свою личность и всячески разрушать легенду о своей непогрешимости. Он обязан охранять право свободы выбора своих учеников, даже если они очень хотят эту свободу потерять, переложив на учителя всю ответственность за принятие решений. Кстати, не надо обольщаться так называемыми сверхспособностями некоторых учителей, которые они нередко объявляют признаком богоизбранности. То, что сегодня считается сверхспособностями, раньше умели пробуждать практически у каждого человека. Просто теперь эти методики во многом утеряны. Никакие выдающиеся способности не являются ни хорошими, ни плохими по своей сути, как не может считаться хорошим или плохим, например, зрение. Это дар божий, но как человек распорядится этим даром, зависит от самого человека, от его свободного выбора. Очень часто, наоборот, проявление уникальных способностей (естественно или искусственно) приводит человека к греху гордыни, к духовному выбору в сторону зла. Но вернемся к зороастризму. Будет ли зло существовать всегда? Нет, еще при создании Вселенной злу был положен временной предел. Сейчас заканчивается Эра смешения добра и зла. Приближается новая — Эра разделения добра и зла (в Авесте — Визаришн). В 2008 году наступает этап перехода к новой эре. К сожалению, в обозримый исторический период нередко торжествовало зло, оно сгущалось, распространялось, усиливалось, увеличивало сферу своего влияния. Сейчас оно достигло максимальной силы: мир подошел к порогу самоуничтожения. Но приближается время размежевания, разделения света и тьмы и замыкания зла в самом себе. К концу Эры разделения зло будет полностью уничтожено. Именно это описывается в христианской традиции как "Страшный суд" (в Авесте — Фрашегирд). Только этот "Страшный суд" будет тянуться миллионы лет. В последнюю эру данного этапа развития Вселенной, Эру мудрости и воссоединения (в Авесте — Маздезишн), зла уже не будет, все творения очистятся, получив по заслугам, и сольются в едином потоке. Но до этого еще надо дожить

Комментариев нет:

Отправить комментарий