14 апреля 2012 г.

Вопросы энергетики Украины. Корпоративчик должен родиться через девять месяцев. После принятых актов...

Корпоративчик должен родиться через девять месяцев. После принятых актов...

Вот и началось. 12 марта президент Янукович подписал «Национальный план действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010—2014 годы». Среди прочих пунктов обозначен и проект корпоратизации (акционирования) двух государственных энергокомпаний — НАЭК «Энергоатом» и НЭК «Укрэнерго». Срок реализации определен в девять месяцев. Иными словами, в декабре, примерно ко дню Святого Николая, когда принято раздавать подарки, будут готовы две симпатичные «упаковки»…

Учитывая, что «Энергоатом» — это почти половина электроэнергии, поставляемой на Энергорынок (в 2011-м — 48%), причем очень дешевой, интерес к судьбе таких энергомонстров далеко не праздный.

Президент НАЭК Юрий Недашковский, выступая на Международной конференции «Украинский ядерный форум-2012», уже заявил, что документ (о корпоратизации. — И.М.) своевременный, и он его поддерживает. По его словам, компания сегодня имеет потенциально достаточно возможностей для привлечения инвестиций и заемных средств. Однако ее нынешняя организационная форма — унитарное госпредприятие — не позволяет создавать совместные предприятия.

Возможны только договоры о совместной деятельности или концессии. Но юристов возможных инвесторов такие договоры просто пугают. В этом случае акционерное общество (даже в варианте 100-процентного владения акциями государством) более гибкое. Можно будет создавать и совместные предприятия, которые будут контролироваться «Энергоатомом» и инвестором на согласованных условиях, выписанных в учредительном договоре. Осталось разве что узнать, кто на такое СП теоретически согласится. Эксперты кивают на новые блоки Хмельницкой АЭС. Благо, что СП по заводу ядерного топлива в Смолино уже есть…

Собственно, при всем богатстве выбора особых претендентов, кроме «Росатома», и не наблюдается.

Есть сведения, что срочные решения по акционированию «Энергоатома» (заодно и «Укрэнерго») напрямую связаны с переговорами о газе. Тем более что акционирование несомненно будет двигаться с некой оглядкой на богатый (и часто скандальный) российский опыт по акционированию тамошнего ядерного комплекса. Хотя по части скандалов вокруг ядерных предприятий и их акционерных «дочек» мы тоже можем многое рассказать.

Кстати, предполагается, что при корпоратизации будет проведена и оценка стоимости «Энергоатома». Его уставный фонд, по предварительным ожиданиям, может составить около 100 млрд. грн. Для 15 ядерных блоков сумма не такая уж и впечатляющая. Впрочем, при первичной их стоимости порядка 68 млрд. грн. износ оборудования уверенно приближается к 60%.

Правда, сама мартовская инициатива президента явно застала врасплох и «Энергоатом», и Минэнергоугольпром — такого быстрого начала приватизации там не ждали. Более того, по данным ZN.UA, ранее предполагавшиеся замечания министерства и компании в президентском тексте проигнорированы. А предложение подать в марте на рассмотрение Верховной Рады соответствующие изменения в законодательство вообще мало кто понял…

Некое недоумение проскользнуло даже в заявлении главы «Энергоатома» Ю.Недашковского, который тактично отметил: «Мы находимся в так называемом списке номер два, который предполагает, что „Энергоатом“ можно акционировать, но нельзя приватизировать». Он напомнил, что для корпоратизации НАЭК вполне можно обойтись имеющимся законодательством и никакой новый законопроект не нужен. Но атомщики — люди дисциплинированные, так что какой-то документ несомненно нарисуют.

По неофициальной версии, нынешняя версия документа подготовлена на Банковой группой с участием Ирины Акимовой.

В корпоратизации есть еще один момент, часто упускаемый из виду. Сейчас государству принадлежит сама НАЭК, после акционирования ему будут принадлежать ее акции. А это уже очень большая разница.

К слову, наполнить уставный фонд «Энергоатома» можно будет гособлигациями. А это уже инструмент залога и для НАЭК, и для банков, да много для кого…

У отечественных олигархов, конечно, при взгляде на НАЭК загораются глаза, но вот с деньгами для этой сферы у них, мягко говоря, совсем неважно. Точнее, они бы с удовольствием взяли и даром и порулили, но возникает небольшое препятствие: могут дать по рукам, и больно.

Причем не в Киеве — тут можно все более-менее утрясти. Но Европа и мир еще толком не отошли от «Фукусимы-Даичи» и представить, что наши ядерные станции начнут управляться по украинскому сценарию «частно-государственного партнерства» со сливом ликвидной части в офшор и оставлением любимой Родине всего остального (в данном случае — радиоактивных отходов), не могут себе позволить. Ведь ядерные осадки при аварии — вещь вполне трансграничная…

Владимир Бронников в ходе дискуссии высказался так: «Если под приватизацией „Энергоатома“ понимается, что кому-то отдадут атомные станции за символические деньги и под разные обещания, а потом собственники выработают их ресурс, развернутся и уйдут, — этого не будет. Атомные станции находятся под международным контролем безопасности и под национальным независимым контролем!». Насчет последнего — есть варианты, а насчет международного — нет. Так что относительно вхождения в капитал «атомщиков» украинскому бизнесу сделают прививку. Правда, это не мешает попытаться поставить под контроль доступ к распределению атомной электроэнергии. В «Энергоатоме» как раз сейчас проводится «усушка/утруска» вице-президентов. Да и прошлогоднее появление в НАЭК «черноморнефтегазовца» Вадима Украинского было звоночком.

Тем более при прочтении информации, «что при объеме продаж в прошлом году на 19,4 млрд. грн. производственная себестоимость составила 11,4 млрд. грн.», многие захлебнутся от перспектив разработки схем вывода их части на далекие теплые острова. Хотя в основном это банальные «чудеса» украинского бухучета. Реальная прибыль «Энергоатома» в разы меньше, а если вспомнить, сколько должна компания банкам и сколько, по идее, обязана вкладывать в новые блоки, все выглядит намного печальнее.

Вообще акционирование — это точно не панацея. Стоит «полюбоваться» тем же давно акционированным «Нафтогазом». Впрочем, «Энергоатом», в отличие от «Нафтогаза», не полный банкрот, хотя по сути тоже живет за счет прожигания еще советского задела.

В тот же день, когда президент НАЭК общался с журналистами, недавно ушедший из наэковского «Атомпроектинжиниринга» В.Бронников тоже комментировал происходящее: «Сама по себе корпоратизация „Энергоатома“, если она имеет экономический и технический смысл, является полезным процессом. Если его наполнить реальным содержанием». Владимир Константинович уже не чиновник от энергетики, а эксперт Всемирной ассоциации операторов АЭС, поэтому позволил себе откровенность, заявив, что «Энергоатом» находится в тяжелом финансовом положении. «Сейчас компания вкладывает недопустимо мало средств в развитие отрасли. И в один прекрасный момент окажется, что ядерные энергоблоки отработали свой ресурс, а у нас не хватает средств, чтобы продлить их жизненный цикл. Придется выводить эти блоки из эксплуатации за счет бюджета. Мы это уже прошли в случае с Чернобылем. Нам нужен другой тариф. Я понимаю, что государство его не сможет сейчас дать, но нам нужен четкий план его постепенного приведения к реалиям, чтобы тариф давал возможность развития…» — сказал он.

Практически то же говорил недавно профсоюзам и Юрий Недашковский. По его словам, сейчас в компании на стадии реализации и подготовки находится десяток основных инвестпроектов. В связи с инфляцией их новая ориентировочная стоимость составляет уже 60,2 млрд. грн. Почти две трети этой суммы — это проект достройки энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС. Последняя публичная оценка (и далеко не окончательная) достройки двух новых блоков — 37 млрд. грн. И с начала проекта она уже выросла на миллиард долларов.

При этом с начала реализации всех наэковских инвестпроектов профинансированы на начало года капвложения в объеме 3,06 млрд. грн., другими словами, 5%. И это за несколько лет!

Ю.Недашковский отметил: «Сегодня компания вынуждена самостоятельно решать практически все вопросы, связанные со строительством этих блоков. Что негативно влияет на темпы работ и особенно на финансирование этого проекта».

Собственно, «Энергоатом» по факту уже начал урезать свои «хотелки» до минимума. О когда-то анонсированных проектах масштабного строительства серии новых блоков уже забыли. Компания фактически признает, что, кроме проекта на Хмельницкой АЭС, никаких других проектов у нее нет. Недавно в ответе сайту AtomNews было заявлено: «Из озвученных проектов строительства АЭС, кроме достройки Х3/Х4, вообще ничего не предусматривается». А в корректируемой Энергетической стратегии Украины до 2030 года очень невнятно говорится, что за время ее действия, возможно, возьмутся еще за пару блоков, решения о которых обещают принять
к 2018 году. С учетом наших реалий следует читать — уже в 20-х годах. Да и то если найдут деньги. В эксплуатацию же возможные новые блоки АЭС будут введены вообще неизвестно когда.

Блоки ВВЭР в суверенной Украине строили очень долго. Идея же строительства блоков АР-1000 компании Westinghouse (их обещают построить за 4—6 лет) вызывает у наших московских партнеров просто истерику. Особенно после того, как последний (в китайской модификации — САР-1000) становится базовым проектом в Китае. Так что на ближайшее десятилетие «продление» блоков — это «наше все»... В ближайшие годы надо «продлить» минимум 11 блоков. Причем это не формальная переоценка. На фоне постфукусимского синдрома нам никто не позволит эксплуатировать сомнительные с точки зрения безопасности реакторы. Напомню, сейчас в задыхающейся от нехватки электроэнергии Японии остановлены все, кроме одного, 54 реактора страны. И пока там не проведут полную оценку безопасности, их не запустят.

А о реальном состоянии блоков международные наблюдатели будут знать из первых рук… На той же конференции «Украинский ядерный форум-2012» директор департамента модернизации «Энергоатома» Сергей Тараканов заявил: «Приоритет НАЭК — продление срока эксплуатации энергоблоков, но на эту программу может не хватить средств». Хотя необходимость этих затрат очевидна. К 2026 году истекает проектный срок эксплуатации всех энергоблоков, кроме двух (на Хмельницкой и Ривненской АЭС). В декабре 2012-го предстоит принять решение о продлении срока эксплуатации первого блока Южно-Украинской АЭС, затем второго — на ней же, а потом двух блоков Запорожской АЭС. Далее, по словам специалистов, каждый год придется начинать работы по подготовке к продлению эксплуатации минимум одного энергоблока.

Затраты на продление мощностей по международным стандартам составят около 300 долл. за киловатт установленной мощности (2,4 млрд. грн. на блок-миллионник). Сумма не слишком большая (новый блок стоит минимум раз в десять больше), но и таких денег у «Энергоатома» просто нет.

Для сравнения: все капитальные затраты НАЭК за два прошлых года составили около 1,8 млрд. грн. Ей и тариф обрезали (до предела), выбросив из него еще 1,3 млрд. грн., которые пойдут на наш «правильный» донецкий уголь. Судя по динамике его стоимости, в нем явно уже появились золотые самородки…

Так что на конференции один из представителей НАЭК грустно отметил: «При действующем дискриминационном по отношению к атомной энергетике тарифе компания испытывает хронический дефицит финансирования на выполнение программ развития».

Утешает, что Европа может подкинуть денег на безопасность. Фактически именно на ее средства и будет осуществляться «Комплексная программа повышения безопасности энергоблоков АЭС Украины до 2017 года». На ее реализацию требуется 1,2 млрд. евро (12,5 млрд. грн. по текущему курсу). Ожидается, что две трети средств будут европейскими. НАЭК хочет получить под эту программу кредиты ЕБРР/Евратома, причем первый транш — уже в конце 2012 года. Так что планы корпоратизации будут очень кстати.

Ситуация с тарифами «Энергоатома» — это вообще тема для отдельного материала. Там в плотный клубок сплелись экономика, политика, интересы бизнес-групп тепловой энергетики и пр. Тем более в условиях намеченного постепенного перехода к прямым договорам. В плане действий предусматривается до конца года принять закон об основах функционирования рынка электроэнергии (с введением двусторонних договоров, балансирующего рынка и электрической биржи). Как это будет работать, пока не ясно и самим разработчикам. Впрочем, один из энергетиков заметил, что если энергетика пережила распределение денег по «шахматке», то и продажу тока по «слойке» тоже потянет.

Атомщики входят в интересный год. В «Энергоатоме» анонсированы перемены. Денег пока не обещают, потому что у нас скоро выборы. Собственность тоже пока государственная. Или это пока?

Игорь Маскалевич






14:10 11.04.2012 

 


УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ № 187/2012


О Национальном плане действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство»

З метою забезпечення виконання заходів, визначених Програмою економічних реформ на 2010-2014 роки «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава», постановляю:

1. Затвердити Національний план дій на 2012 рік щодо впровадження Програми економічних реформ на 2010-2014 роки «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава» (додається).

2. Кабінету Міністрів України, Раді міністрів Автономної Республіки Крим, обласним, Київській та Севастопольській міським державним адміністраціям, Національній комісії з цінних паперів та фондового ринку, Національній комісії, що здійснює державне регулювання у сфері енергетики, Національній комісії, що здійснює державне регулювання у сфері зв'язку та інформатизації, Національній комісії, що здійснює державне регулювання у сфері комунальних послуг, Національній комісії, що здійснює державне регулювання у сфері ринків фінансових послуг, забезпечити:
  • виконання передбачених Національним планом дій на 2012 рік щодо впровадження Програми економічних реформ на 2010 - 2014 роки «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава» (далі - Національний план) заходів у встановлені ним строки;
  • проведення за участю наукових установ, експертів широкої роз'яснювальної роботи щодо змісту Національного плану.
3. Кабінету Міністрів України, Національній комісії з цінних паперів та фондового ринку, Національній комісії, що здійснює державне регулювання у сфері ринків фінансових послуг, Національній комісії, що здійснює державне регулювання у сфері комунальних послуг, Національній комісії, що здійснює державне регулювання у сфері енергетики, Національній комісії, що здійснює державне регулювання у сфері зв'язку та інформатизації, забезпечити супроводження у Верховній Раді України законопроектів, передбачених Національним планом.

4. Прем'єр-міністрові України:

  • інформувати щомісяця до 15 числа про стан виконання заходів, передбачених Національним планом;
  • вносити за пропозицією керівників напрямів реформ подання про зняття заходів з контролю разом з інформацією, що підтверджує їх повне виконання, та в разі потреби - подання про перенесення строку виконання заходів разом із обгрунтованими пропозиціями щодо визначення нового строку їх виконання.
5. Запропонувати Національному банку України, Фонду гарантування вкладів фізичних осіб забезпечити виконання відповідних заходів Національного плану.

6. Заходи Національного плану дій на 2011 рік щодо впровадження Програми економічних реформ на 2010-2014 роки «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава», затвердженого Указом Президента України від 27 квітня 2011 року №504, виконання яких триває і які не передбачені Національним планом, затвердженим цим Указом, виконуються:
  • заходи із супроводження у Верховній Раді України законопроектів, передбачених Національним планом дій на 2011 рік, - до прийняття Верховною Радою України законів із відповідних питань;

  • інші заходи - протягом першого кварталу 2012 року.
Кабінету Міністрів України забезпечити виконання заходів відповідно до частини першої цієї статті.

7. Контроль за виконанням цього Указу покласти на керівника Координаційного центру з упровадження економічних реформ.

8. Цей Указ набирає чинності з дня його опублікування.

Президент України Віктор ЯНУКОВИЧ

12 березня 2012 року


Приложение:

Национальный план действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» (см. п. 135) Скачать

Источники: http://ua-energy.org/post/18174

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий