20 октября 2014 г.

Перехват воздушного судна-нарушителя и перехват воздушной цели

Перехват воздушного судна-нарушителя
- одна из форм защиты суверенитета государства и установленного им правопорядка в воздушном пространстве от посягательств со стороны воздушных судов-нарушителей. 

Перехват осуществляется воздушными судами ПВО с целью опознания воздушного судна-нарушителя, указания его экипажу на нарушение и последующего выведения нарушителя за пределы запретного района или сопровождения на ближайший аэродром посадки. Указания воздушного судна-перехватчика, передаваемые при помощи визуальных сигналов или по радио, обязательны для экипажа воздушного судна-нарушителя и должны выполняться независимо от указаний, которые могут быть получены из других источников, например, от органа обслуживания воздушного движения. В противном случае к воздушному судну-нарушителю могут быть приняты меры принуждения. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала и рекомендовала всем государствам единые визуальные сигналы, а также стандартную фразеологию радиопереговоров для использования гражданскими и военными воздушными судами при перехвате.

В 1984 государства-участники Чикагской конвенции 1944 приняли поправку к конвенции, в которой согласились воздерживаться от применения оружия к находящимся в полёте гражданским воздушным судам в процессе выполнения перехвата, с тем чтобы не подвергать угрозе безопасность воздушного судна и жизнь его пассажиров. Это обязательство не должно истолковываться как изменяющее в какой-либо мере права и обязательства государств, предусмотренные в Уставе ООН в отношении самообороны. Одновременно в поправке подчёркнута обязанность государств принимать меры, запрещающие использование зарегистрированных в нём гражданских воздушных судов для каких-либо целей, несовместимых с целями конвенции.

Перехват воздушной цели
- основной способ боевых действий активных средств ПВО по уничтожению уклоняющейся и оказывающей огневое и помеховое противодействие воздушной цели. Воздушная цель (ВЦ) — объект перехвата, предварительно обнаруженный, опознанный и предназначенный для поражения. П. в. ц. состоит обычно из предварительного этапа (при управлении активными средствами ПВО от внешней АСУ) и атаки (при управлении от бортовой информационно-управляющей системы). В качестве активных средств (АС) ПВО при П. в. ц. применяются авиационно-ракетные комплексы перехвата (АРКП) и зенитно-ракетные комплексы. Пример состава системы средств П. в. ц. представлен на рисунке.

Информационное обеспечение П. в. ц. осуществляется на первом этапе от радиолокационных станций внешней АСУ, которая измеряет координаты ВЦ (или группы ВЦ) и координаты используемых АС. Информация о текущих координатах, состоянии и трассах воздушных объектов составляет воздушную обстановку, которая отображается на индикаторах командного пункта (КП). Боевой расчёт КП, оценивая воздушную обстановку и возможности АС ПВО, принимает решение о П. в. ц. и определяет метод наведения АС. Управление АРКП проводится боевым расчётом пункта наведения, реализующим решение КП с помощью вычислителей, системы отображения информации и средств связи.

На втором этапе АРКП управляется от бортовой радиолокационной станции (БРЛС), с помощью которой измеряются относительные координаты цели, вычисляются команды управления АРКП, осуществляется пуск ракет по ВЦ.

В общем виде боевые возможности АС оцениваются зоной перехвата — областью пространства, в которой может быть достигнуто поражение ВЦ, вероятностью поражения ВЦ при перехвате её внутри зоны, а также пропускной способностью. Размеры зоны перехвата являются функцией характеристик АС, начального состояния АС и ВЦ, а также параметров движения ВЦ. В гарантированной зоне перехвата поражение ВЦ достигается в случае применения ею любых манёвров уклонения. Пропускная способность единичного АС характеризуется осреднённым по зоне перехвата максимальным темпом «обслуживания» ВЦ.
П. в. ц. по заданному типу поражения — величина случайная.

Системы ПВО начала 80-х гг. были рассчитаны на перехват любых видов аэродинамических и воздухоплавательных летательных аппаратов (крылатых ракет, аэростатов, самолётов и вертолетов всех типов) с эффективной поверхностью рассеяния 0,1 м2 и более, летящих на высоте 0,015—30 км с максимальными скоростями до 5000 км/ч, при любых погодных условиях.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.



Комментариев нет:

Отправить комментарий