ХХ век запомнился нам беспрецедентным политически и военным противостоянием между двумя сверхдержавами – Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Говорят и проще – между Востоком и Западом. Это противостояние стоило колоссальных материальных затрат. Никогда еще в истории планеты так бурно не развивались военные технологии. Скачок за скачком, рывок за рывком. Человеческий гений изощрялся в создании средств уничтожения, и, кажется, этому не будет конца.
Наука и техника делится на две половины – первая работает на процветание людей, вторая – на его гибель. Еще неизвестно, которая из них перевесит. Хотя сегодня не наблюдается того огромного напряжения в разработке вооружений, которое было во времена Военного Паритета, но и сейчас США, пытаясь закрепить достигнутое, стремятся достичь подавляющего военно-технологического превосходства над всем остальным миром.
Но экс-министр обороны США Роберт Макнамара еще в 60-х годах, когда Паритет только становился реальностью, говорил, что равновесие военных потенциалов не является продуктом точно выверенной арифметики. Есть понятие «неприемлемого ущерба». Это тогда, когда и несколько десятков ядерных боеголовок, прорвавшиеся через заслоны противоракетной обороны, могут нанести такой ущерб, который впоследствии «страна-победительница» не сможет восстановить никогда. 5000 боеголовок или 1000 – большой разницы нет. Это и есть Военный Паритет, говорил он.
Но это понимали не все. И в Америке, и в Советском Союзе были «ястребы», которым понимание этого факта было недоступно. Шла стремительная гонка вооружений, смысл которой сводился к одному – не дать достичь превосходства потенциальному противнику в любом виде вооружений. Но это не всегда удавалось. Если невозможно достичь равенства в определенном виде оружия, тогда давайте будем наращивать те системы вооружений, в которых мы сильны. Это была стальная логика Военного Паритета.
Кубинский ракетный кризис, когда на Остров Свободы доставили первые советские баллистические ракеты с ядерными зарядами, поставил мир перед гранью термоядерной войны. Мир на планете в буквальном смысле висел на волоске. Руководители двух сверхдержав только тогда поняли, что гонку ядерных вооружений необходимо втиснуть в определенные рамки ограничений. В 1962 году был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. В 70-х годах были подписаны очень важные для мира документы, такие как Ограничение стратегических вооружений (ОСВ-1 – 1972 год и ОСВ-2 – 1979 год) и Договор по ограничению систем противоракетной обороны (1972 год и дополнительный протокол от 1974 года). Таким образом, наиболее разрушительные стратегические системы вооружений были заключены в прокрустово ложе ограничений.
Но гонка «нестратегических ядерных» и обычных вооружений, которая была не менее затратной, шла полным ходом, и здесь не было никаких табу. Создавались все новые и новые поколения боевых самолетов, танков, баллистических и крылатых ракет, кораблей и подводных лодок, электроники и радиолокации. Военные бюджеты двух сверхдержав исчислялись сотнями миллиардов долларов ежегодно, и это в то время, когда сотни миллионов людей на Земле в буквальном смысле голодали и умирали в нищете.
В 1979 году Советский Союз начал принимать на вооружение знаменитые ракеты средней дальности SS-20, которые могли испепелить Европу в считанные минуты. Соединенные Штаты начали размещать «Першинги-2» и крылатые ракеты на территории своих 4 европейских стран-союзниц. В 1983 году президент США Рональд Рейган объявил о начале реализации «Стратегической оборонной инициативы», вскоре названной программой «звездных войн». Американское военное командование начало рассуждать о возможности «ограниченной ядерной войны в Европе» (директива №59). Мир в очередной раз оказался перед угрозой термоядерной войны. Вопрос стоял такой – кто первым дрогнет. Если в Карибском кризисе пошли на попятную США, то в 1985 году дрогнул Советский Союз. СОИ и наличие под боком американских ракет, способных достичь Москвы за 8-10 минут, заставили кремлевских властителей подписать Договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Советский Союз лишился значительного компонента своих вооружений, в то время как США уничтожили в три раза меньше.
Конечно же, США блефовали. И в то время были люди, которые понимали, что СОИ с ее лазерными спецэффектами – это вечерняя сказка для малышей. Что «ограниченная ядерная война» - это способ шантажировать Москву. Что подожди еще несколько лет, и общественность Западной Европы добилась бы вывода американских ракет и без Договора по РСМД. Нервы у нового советского руководства были слабые, и способность анализировать стратегическую обстановку была практически на нуле. Но история не знает сослагательного наклонения, и сегодня СССР нет...
Комментариев нет:
Отправить комментарий