Всё трын-трава
Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное
снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась
«тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть
никому не нужный, всем безразличный сорняк.
Мастер кислых щей
Кислые щи — немудрёная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста.
Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь
называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не
годен.
Коломенская верста
В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя
Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и
считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные
верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги
возросла еще более.
Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил
долговязого человека коломенской верстой.
Так до сих пор и величает...
Подложить свинью
По всей вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые народы
по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому человеку
незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру.
Всыпать по первое число
Не поверите, но… из старой школы, где учеников пороли каждую неделю,
независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник
переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа
следующего месяца.
Прописать ижицу
Ижица — название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу — проучить, наказать , проще выпороть . А вы ещё ругаете современную школу!
Ижица — название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу — проучить, наказать , проще выпороть . А вы ещё ругаете современную школу!
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идёт о птице. Но сокол
здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное
орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка,
закреплённая на цепях. Ничего лишнего!
Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным,
беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно
«казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания
Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными
русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на
своё сиротство и горькую участь.
Непутёвый человек
В старину на Руси «путём» называли не только дорогу, но ещё и разные
должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой,
путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре
всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь —
должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались:
непутёвый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно
связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного
провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой
наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под
свист и насмешки уличной толпы.
Отставной козы барабанщик
В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали
мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его
пляске. Это и был козы барабанщик . Его воспринимали как никчемного,
несерьёзного человека.
Водить за нос
Видно, дрессированные медведи были очень популярны, потому что и это
выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей
за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные
фокусы, обманывая обещанием подачки.
Точить лясы
Лясы (балясы) — это точёные фигурные столбики перил у крылечка.
Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала
«точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как
балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени
становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую
болтовню.
Зарубить на носу
В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния.
«Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далёком
прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с
помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном
представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера)
результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица,
пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел,
получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть
твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы
останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы
тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые
духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и
отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Лить колокола (заливать колокола)
И недаром. В старину считалось: чем больше
сплетен, сказок и небылиц будет рассказано при литье
колокола, тем громче он будет звучать.
Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьёт»? С давних пор кустари делали
ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было
отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось
подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее особого
умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из
насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла
наша поговорка.
После дождичка в четверг
Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
Реветь белугой
Нем, как рыба — это вам известно давным-давно. И вдруг реветь белугой?
Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют полярного
дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.
Попасть в переплёт
В диалектах ПЕРЕПЛЁТ — сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во
всякой ловушке, оказаться в ней — дело малоприятное. Реветь белугой
Козёл отпущения
История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд
отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла,
тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого
козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не
существует, а выражение все живёт…
Дым коромыслом
В старой Руси избы часто топили по-чёрному : дым уходил не через печную
трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по
форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом — будет ясно, волоком —
к туману, дождю, коромыслом — к ветру, непогоде, а то и буре.
Не ко двору
Это очень старая примета: и в доме, и на подворье (во дворе) будет жить
только то животное, которое понравится домовому. А не понравится —
заболеет, захиреет или убежит. Что делать — не ко двору!
Волосы Дыбом
Но вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом — это стоять
навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него
волосы словно на цыпочках на голове стоят.
Переть на рожон
Рожон — это острый шест. А в некоторых русских губерниях так называли
четырехзубые вилы. Действительно, не очень-то на них попрёшь!
Вверх тормашками
Тормашить — во многих русских губерниях это слово означало ходить.
Значит, вверх тормашками — это всего-навсего вверх ходилками, вверх
ногами.
Тёртый калач
Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба — тёртый калач.
Тесто для него очень долго мяли, месили, тёрли , отчего калач получался
необыкновенно пышным. И ещё была пословица — не тёрт, не мят, не будет
калач. То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от
пословицы, а не от названия хлеба.
Выводить на чистую воду
Когда-то говорили выводить рыбу на чистую воду . А если рыбу, то все
понятно: в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся
на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде,
над чистым дном — пусть попробует. Так и разоблачённый жулик: если все
обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.
И на старуху бывает проруха
А что это за проруха (ошибка, оплошность/у Ожегова и Ефремовой) такая,
прореха (т.е. изъян, дефект) что ли? Смысл, следовательно, такой: И
умудрённый опытом человек может ошибаться. Толкование из уст знатока
древнерусской литературы: И на старуху бывает поруха Поруха (укр.) ж.
разг.-сниж. 1) Вред, разрушение, порча; 2) Беда. В конкретном же смысле
поруха (др. рус.) — изнасилование. Т.е. всё возможно.
Язык до Киева доведёт
В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: Откуда ты, Никита?, он отвечал, что из богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой при помощи своего языка.
В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: Откуда ты, Никита?, он отвечал, что из богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой при помощи своего языка.
Шаромыжники…
1812 год. Когда французы Сожгли Москву и остались в России
без пропитания, они приходили в русские деревни и просили пропитания Ше
ра ми, типа дайте мне. Вот русские и стали их так называть. (одна из
гипотез)
Сволочь
Это слово диоматического оборота. Есть такая река Волочь, когда рыбаки приплывали с уловом, говорили наши с Волочи пришли. Есть еще несколько томологических смыслов этого слова. Сволакивать - собирать, волочь. От них и произошло это слово. У Даля: "Сволочь — все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни". Со временем этим словом стали определять ЛЮБУЮ толпу, собравшуюся в одном месте. И уж потом им стали именовать всяческий презренный люд — алкашей, воришек, бродяг и прочие асоциальные элементы. У В.А. Соллогуба встречается "толпа слуг, лакеев... буфетчиков и прочей сволочи".
Это слово диоматического оборота. Есть такая река Волочь, когда рыбаки приплывали с уловом, говорили наши с Волочи пришли. Есть еще несколько томологических смыслов этого слова. Сволакивать - собирать, волочь. От них и произошло это слово. У Даля: "Сволочь — все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни". Со временем этим словом стали определять ЛЮБУЮ толпу, собравшуюся в одном месте. И уж потом им стали именовать всяческий презренный люд — алкашей, воришек, бродяг и прочие асоциальные элементы. У В.А. Соллогуба встречается "толпа слуг, лакеев... буфетчиков и прочей сволочи".
Знать всю подноготную
Выражение связано со старинной пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь признания.
Держать нос по ветру
Приспосабливаться к каким-либо обстоятельствам. В старину передвижение по морю зависело от направления ветра, поэтому важно было, чтобы ветер был попутный, дул вдоль носа корабля.
Выражение связано со старинной пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь признания.
Держать нос по ветру
Приспосабливаться к каким-либо обстоятельствам. В старину передвижение по морю зависело от направления ветра, поэтому важно было, чтобы ветер был попутный, дул вдоль носа корабля.
Опростоволоситься
В современном русском устном опростоволоситься - допустить промах, оплошность, оказаться в неприятном, смешном положении, сделать ошибку, попасть впросак. И в таком положении сегодня могут оказаться все - и тетеньки, и дяденьки. Обращаю внимание на это неслучайно. Когда-то опростоволоситься могла только женщина. А мужчина мог ее опростоволосить. И вот как: сдернуть платок с головы женщины (что считалось позором). В старину на того, кто женщину опростоволосит, жалобу приносили в суд.
В деревенском женском быту прежде существовал обряд, сопровождавший важнейшее в девичьей жизни событие, - девушке "покрывали голову": расплетали косу, накрывали голову бабьим повойником и вели под венец в церковь. Теперь она мужняя жена, а замужняя женщина не осмелится появляться на людях с открытыми волосами, с непокрытой головой. Эти честь и право остаются лишь за девицами. С этим обрядом и связаны слово опростоволосить, забытое ныне, и бытующее по сей день опростоволоситься.
Дело в шляпе
Все хорошо, в порядке. В древности все важные бумаги доставляли почтой. Нередко гонцам приходилось ехать через дремучие леса, кишащие разбойниками. Чтобы сберечь важное послание, его зашивали внутрь шапки.
Другое объяснение:
И была у этих чиновников привычка - класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не затерять их.
Вот и считалось, если стряпчий положил прошение в шляпу, значит, оно дойдёт до суда, там его рассмотрят, дело будет решено. Отсюда и пошла поговорка: "Дело в шляпе!"
Кричать во всю Ивановскую
Очень громко кричать. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, и чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Не жалеть живота своего
«Живот» на старославянском означает «жизнь». Следовательно, не жалеть жизни своей, жертвовать собой.
Нельзя дважды в одну и ту же реку войти
Можно снова войти в поток воды, но он уже не будет прежним, так в жизни нельзя повторить некоторые моменты, пережить их дважды.
Мартышкин труд
Бестолковый процесс работы, бесполезные усилия, напрасные старания. Выражение из басни И. А. Крылова «Обезьяна». Мартышка, позавидовала пахарю, работа которого вызывает одобрение окружающих. Мартышка, желая показать трудовое усердие, начала катать большой чурбан, однако похвал так и не дождалась, так как пользы от ее «работы» не было никакой.
фото: slav-museum.ru
В современном русском устном опростоволоситься - допустить промах, оплошность, оказаться в неприятном, смешном положении, сделать ошибку, попасть впросак. И в таком положении сегодня могут оказаться все - и тетеньки, и дяденьки. Обращаю внимание на это неслучайно. Когда-то опростоволоситься могла только женщина. А мужчина мог ее опростоволосить. И вот как: сдернуть платок с головы женщины (что считалось позором). В старину на того, кто женщину опростоволосит, жалобу приносили в суд.
В деревенском женском быту прежде существовал обряд, сопровождавший важнейшее в девичьей жизни событие, - девушке "покрывали голову": расплетали косу, накрывали голову бабьим повойником и вели под венец в церковь. Теперь она мужняя жена, а замужняя женщина не осмелится появляться на людях с открытыми волосами, с непокрытой головой. Эти честь и право остаются лишь за девицами. С этим обрядом и связаны слово опростоволосить, забытое ныне, и бытующее по сей день опростоволоситься.
Дело в шляпе
Все хорошо, в порядке. В древности все важные бумаги доставляли почтой. Нередко гонцам приходилось ехать через дремучие леса, кишащие разбойниками. Чтобы сберечь важное послание, его зашивали внутрь шапки.
Другое объяснение:
И была у этих чиновников привычка - класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не затерять их.
Вот и считалось, если стряпчий положил прошение в шляпу, значит, оно дойдёт до суда, там его рассмотрят, дело будет решено. Отсюда и пошла поговорка: "Дело в шляпе!"
Кричать во всю Ивановскую
Очень громко кричать. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, и чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Не жалеть живота своего
«Живот» на старославянском означает «жизнь». Следовательно, не жалеть жизни своей, жертвовать собой.
Нельзя дважды в одну и ту же реку войти
Можно снова войти в поток воды, но он уже не будет прежним, так в жизни нельзя повторить некоторые моменты, пережить их дважды.
Мартышкин труд
Бестолковый процесс работы, бесполезные усилия, напрасные старания. Выражение из басни И. А. Крылова «Обезьяна». Мартышка, позавидовала пахарю, работа которого вызывает одобрение окружающих. Мартышка, желая показать трудовое усердие, начала катать большой чурбан, однако похвал так и не дождалась, так как пользы от ее «работы» не было никакой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий