Иеромона́х Рома́н (в миру Алекса́ндр Ива́нович Матю́шин; 16 ноября 1954, село Рябчёвск, Трубчевский район, Брянская область) — иеромонах Русской православной церкви, поэт, автор стихов и духовных песнопений, член союза писателей России.
"Много лет назад он избрал для себя уединенную стезю и до сих пор подвизается в скиту Ветрово Псковской области, среди болот и лесов, куда добраться обычному человеку весьма сложно. Из своей глуши отец Роман все же внимательно следит за событиями и духовными процессами в современном мире и откликается на них в своих обличительных стихах, порой очень ярких и эмоциональных."
"Много лет назад он избрал для себя уединенную стезю и до сих пор подвизается в скиту Ветрово Псковской области, среди болот и лесов, куда добраться обычному человеку весьма сложно. Из своей глуши отец Роман все же внимательно следит за событиями и духовными процессами в современном мире и откликается на них в своих обличительных стихах, порой очень ярких и эмоциональных."
Архимандрит
 Тихон,
наместник московского Сретенского монастыря
наместник московского Сретенского монастыря
Иеромонах Роман  —  Русь ещё жива...   Режиссер Валентина Матвеева, 2012 г.
Иеромонах Роман (Александр Матюшин) родился в 1954 г., в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен во иеромонахи.
Слово иеромонаха Романа Матюшина
Имя 
 иеромонаха Романа хорошо знакомо миллионам русских людей. Автор духовных 
 стихов и песен, член союза писателей России, простой русский инок, он давно 
 стал родным и близким для многих ревнителей чистого святоотеческого 
 православия. Кассеты с записями 
 его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные 
 певцы, хорошо известны они и за рубежом.
Без преувеличения можно сказать, что самые сильные 
 стихи отца Романа посвящены его матери – в монашестве схимонахине Зосиме. В 
 миру она была сельской учительницей и первым учителем веры для своего сына. 
Стихи Александр начал писать в юности, уже ранние его 
 стихи отличаются безукоризненной поэтической грамотностью – Александр 
 Матюшин закончил филологический факультет. Призвание к монашеству (и об этом 
 есть свидетельство в стихах) он ощутил уже в ранней юности, а может быть 
 (неосознанно), и в детстве. Постриг принял в Псково-Печерском монастыре, 
 потом служил на приходах Псковщины, в Киево-Печерской лавре после ее 
 открытия и, наконец, по благословению правящего архиерея Псковского Евсевия 
 стал единственным насельником скита Ветрово. 
Почему же, уже став монахом, отец Роман вернулся к поэзии 
 и запел?
На этот вопрос сам батюшка отвечает так: «Максимализм во 
 мне все же сохранился. Когда уходил в монастырь, раздал все имущество, 
 простился с прошлой жизнью. Но как-то мне подарили гитару. Я, конечно, 
 удивился, но подарок принял.
В Печорах жила одна старенькая схимница, которая однажды 
 мне сказала: «Я была знакома со многими архиереями, еще царскими. Они 
 говорили, что балалайка и гармошка от бесов, а на гитаре молиться можно». И 
 мои сомнения отошли. Старец Николай Гурьянов многие годы играл на 
 фисгармонии и пел стихи. Он-то и дал мне понять, что пение может быть 
 продолжением молитвы. Он же благословил записывать на кассеты мои 
 песнопения». 
Во время одной нашей давней беседы с отцом Романом я его 
 спросила, не раскаивается ли он в том, что написал уже так много стихов, 
 записал двенадцать кассет, и все это принесло ему отнюдь не монашескую 
 популярность.
Батюшке слово «популярность» не понравилось, и ответил 
 он, как всегда, «бичуя всех и вся», в том числе и самого себя:
– Разве популярность бывает монашеской? В наше время она 
 просто опасна, действует, как лакмус: чем популярней, тем больней. Ни ума, 
 ни особой одаренности не нужно, главное – пробиться к микрофону или экрану, 
 а там уже хоть блевотиной поливай глядящих и слушающих – скушают. Не 
 скушают, так стерпят. Увы, еще как кушают! Идет целенаправленное растление 
 молодежи, уничтожение Чистоты, уничтожение Будущего. Ибо что Будущее без 
 Чистоты? Меня утешает одно: моя непопулярность среди мира. Кто слушает мои 
 песни, читает стихи? Определенная часть верующих и ищущие Истину. Это и 
 радует. Не раскаиваюсь ли я в своем творчестве? Я знаю, что люди молятся обо 
 мне (это ведь тоже милость Божия), благодарят Бога, некоторые пришли в 
 Церковь. В чем же раскаиваться? Другое дело, что мне как монаху труднее 
 бороться с гордыней, тщеславием, ибо никто еще безвредно не понес похвалы. 
 Но слава Богу – «полмира хвалит, полмира хает». 
* * *
В книгах отца Романа предстают два образа нашей родины: 
 Русь, поруганная, оскверненная обманом, и Русь Святая, не уничтожимая никем 
 и ничем. Атрибуты первого облика выражены нарочито разговорным, современным 
 языком. Тут нередки такие слова, как «прёте», «блевотина», «турнуть» и пр. 
 Это Русь пьяная, лживая, продажная. Страна лицедеев, «звездопоклонников», 
 сытых христоборцев. 
Святая Русь – это белые церкви и родники, поля, дороги, 
 соловьиные хоры, святая тварь и тишина пустынных мест. Это страна 
 подвижников, воинов Христовых, – униженного, но не потерявшего душу живую 
 народа. 
Соединяет это – звериный облик и лик ангельский – образ 
 Руси-Голгофы, Руси распятой.
Еще не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.
И всюду – лик Распятого Христа,
И всюду – продолжение Голгофы.
Еще не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.
И всюду – лик Распятого Христа,
И всюду – продолжение Голгофы.
Поэт-пророк, не предсказатель, не глашатай, а прежде 
 всего обличитель народной неправды – устойчивый образ в русской поэзии. 
 Пушкин, Некрасов, Блок ощущали себя такими вестниками Божиими, гонимыми 
 людьми. Но у настоящих поэтов это не только литературный образ, это судьба, 
 жизненное делание. У отца Романа – это жизненное делание по преимуществу. Он 
 берет на себя боль народную и молит Бога о спасении посреди этого ада на 
 земле. 
«Русь моя! – постоянно восклицает поэт. – Ты на самом 
 краю!» Но и, описывая все подробности падения нашего, он заключает: «Это мой 
 народ». Многие стихи, особенно те, которые рождены сонными видениями, 
 предупреждают нас о Конце, в них все происходящее с нами обретает 
 апокалиптическое звучание. Образы Русской земли, погибающей русской 
 деревни...
Заколоченный дом. Нет печальней картины.
Кто-то строил и жил, но пришла круговерть,
Все быльем поросло, ни людей, ни скотины.
Гой ты, матушка Русь! Нету мочи глядеть!
Заколоченный дом. Нет печальней картины.
Кто-то строил и жил, но пришла круговерть,
Все быльем поросло, ни людей, ни скотины.
Гой ты, матушка Русь! Нету мочи глядеть!
Поздние стихи иеромонаха Романа поражают разнообразием: 
 это и исторические баллады, и притчи, и психологические картины-зарисовки с 
 натуры, и философские раздумья, облеченные в рифму, и гневная гражданская 
 лирика – стихи, напоминающие листовки. 
Как мы жили? Себя похабили,
Не искали другого метода.
Воровали, блудили, грабили –
Хлебанули мы, больше некуда.
Лагеря не считали карою,
На этапах по-разному тешились:
Кто картишками, кто гитарою,
Шумно дрались и тихо вешались.
. . . . . . . . . . . . .
И пускай лизоблюды безродные
Распинателей Родины славили,
И в неволе мы были свободнее,
Потому как мы – не лукавили!
Бог лукавых не терпит – слышали?
Кто продался – уже не выстоял.
Ну а мы не случайно выжили,
Веру в Высшую Правду выстрадав!
Как мы жили? Себя похабили,
Не искали другого метода.
Воровали, блудили, грабили –
Хлебанули мы, больше некуда.
Лагеря не считали карою,
На этапах по-разному тешились:
Кто картишками, кто гитарою,
Шумно дрались и тихо вешались.
. . . . . . . . . . . . .
И пускай лизоблюды безродные
Распинателей Родины славили,
И в неволе мы были свободнее,
Потому как мы – не лукавили!
Бог лукавых не терпит – слышали?
Кто продался – уже не выстоял.
Ну а мы не случайно выжили,
Веру в Высшую Правду выстрадав!
* * *
В скиту Ветрово, упрятанном от шумных городов, поднялась 
 ныне бревенчатая церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». 
 Здесь молится отец Роман перед написанной им самим иконой Заступницы 
 Усердной о нашей многострадальной Родине. Накануне юбилея мне удалось задать 
 о.Роману несколько вопросов:
– Батюшка, вы живете в уединении. Между тем, судя по 
 вашим стихам, ваши мысли, чувства и молитвы неразрывны с судьбами русского 
 народа. Из каких источников вы черпаете информацию?
– Из писем, православных газет и журналов, которые мне 
 присылают верующие. Очень много скорбных писем. У каждого своя боль. В ответ 
 на такие письма я стараюсь написать хотя бы пару слов.
– В ваших последних сборниках немало стихов, о которых не 
 скажешь, что они «о вечном», они – на злобу дня и порой похожи на воззвания 
 «Отечество в опасности!»
– В сборнике всегда есть опасность перекормить сплошной 
 духовностью, вызвать зевоту. Чем вызваны такие стихи? Тем, что я живой 
 человек и мне не все равно, что творится на моей Родине. Поэтому и ушел я за 
 штат, чтобы всегда можно было поднять голос в защиту своего Отечества, 
 высказать личное мнение, не подвергая нападкам Церковь. 
– Какие книги современных русских писателей вы предложили 
 бы читать молодым людям?
 – Произведения верных сынов России Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина, 
 В.Ганичева, А.Королькова, В.Крупина, А.Сегеня, М.Шелехова и других патриотов 
 своей родины. Читать вообще нужно не для развлечения – убивания времени, а 
 для развития. И уж никакие западные и отечественные фантастика и детектив 
 даром не нужны! Развивайте головушку, читайте прекрасного русского мыслителя 
 И.А.Ильина. Считаю, что его книги должны быть в доме каждого настоящего 
 педагога. Прислушайтесь: «Человек творит в жизни только то, что он сам есть 
 в религиозном измерении: пустая душа не создаст духовного богатства; мелкая 
 душа не сотворит величия; пошлый человек не узрит Бога и не воспримет Его 
 лучей, и не передаст другим». Вот направление правильного воспитания – 
 подведение души к религиозному измерению путем уничтожения пошлости в себе и 
 в обществе. Эти слова нужно повесить на улицах в общественных местах, в 
 коридорах школ, чтобы взрослый человек не гордился неверием, а понял ее как 
 слепоту души, чтобы ребенка уже с малых лет страшили пустота и мелочность 
 души, встающая неодолимой преградой на пути к величию и богатству духовному.
Людмила ИЛЬЮНИНА
Из стихов о. Романа:
И скорбь, и глад, и меч – дорога ввысь.Не отвергайся Божьего Залога,
Благодаря – прими. Не усомнись:
Все во спасенье любящему Бога!
Кто любящему может повредить,
Когда и смерть ему – приобретенье!
О, Господи! Дай сердцу возлюбить!
Нет без Любви ни смысла, ни спасенья! 31 января 2004 г.
ОТРОК ХРИСТОВ
– Мам, окрести нас с сестрой,
– Ладно, сынок, как-нибудь.
Трудно ей было одной
Тяжкую лямку тянуть.
Помню – сугробы, метель,
Все-таки нас повезли…
Свечи, подсвечник, купель
И Богородицы лик.
Радостный день не забыть,
Вроде и солнышка нет.
Как же в душе мог светить
Тот удивительный Свет?
Помню, вернулись домой,
Крестик целую, так рад!
– Господи Боже, я Твой!
Отрок Христов Александр.
16 января 2004 г.
* * *
А на любимых смотрят без конца,
Боятся на мгновенье разлучиться.
Так и душа должна любить Творца
И каждый миг к Любимому стремиться.
Без жениха и свадьбы не сыграть,
Ему почет, к нему глаза возводят.
И без Владыки жизни не видать,
И только в Нем она себя находит.
16 января 2004 г.
               * * *Три брата к авве приходили,
Тот благодушно принимал,
Но только двое говорили,
А третий, как всегда, молчал.
– А что же ты сидишь, как зритель?
Спроси хоть что-то, буду рад.
– А мне тебя довольно видеть, –
Ответил тихо третий брат.
15 января 2004 г.


Комментариев нет:
Отправить комментарий