13 марта 2013 г.

Курс кундалини йоги от Свами Вишну Дэва

Смелым-успехов.  

Время для практики.

"Не следует усердствовать в йоге, когда ты голоден, устал или пребываешь в сердечном беспокойстве.
Пусть йогин избегает усилий в практике йоги для достижения самадхи когда очень холодно, жарко или ветрено".
Авадхута Даттатрейя
"Йога Рахасья", гл. 1 (47 - 48)


Колебание пран в природе и человеческом теле распределяется так:
~ с 4.00 до 8.00 - сияние (саттва),
~ с 8.00 до 16.00 - движение (раджас),
~ с 16.00 до20.00 - сияние (саттва),
~ с 20.00 до 24.00 - инертность (тамас).

В соответствии с этими колебаниями наибольший эффект приносит практика, когда доминирует сияние.
Обычно считается, что по утрам красная и белая капля в теле человека находится на пике нарастания, а по вечерам, наоборот, сила красной и белой капель падает, и йогин больше уязвим и подвержен воздействию богов, духов и демонов.

Также не рекомендуется выполнять практику в полночь, т.к. в это время активизируется влияние духов и демонов

***
Усмирение "трех драконов"

Йогин, желающий достичь успеха, должен подчинить и усмирить "трех драконов":
~ половое желание,
~ привязанность к еде,
~ длительный сон.

Неспособный усмирить "трех драконов" не может надеяться на успех.

Половое желание усмиряется, когда йогин овладевает мула-бандхой и ваджроли-мудрой, и узлы в каналах свадхистана-чакры развязываются так, что ветер не застаивается в области таза, а поднимается вверх по сушумне к макушке и опускается вниз по переднему каналу.
Привязанность к еде покидает йогина, когда пупочная чакра очищается и элемент огня берется под контроль.
Желание много спать усмиряется, когда каналы очищены от избытка слизи Крийя-йогой, асанами, мудрами и пранаямами, а энергия пробуждена, циркулирует по каналам и насыщает чакры в межбровье и в макушке.

***
Диета и образ жизни.

"Великий йог должен соблюдать следующие предписания: употреблять очищенное масло, молоко, сладости, камфару, говорить добрые слова, иметь уединенную комнату, слушать речи об истине,
исполнять свои домашние обязанности без привязанности к ним, воспевать имя Вишну, слушать музыку, возвышающую душу, быть терпеливым, постоянным, всепрощающим, строгим к себе, выполнять очистительные процедуры, быть умеренным и служить Гуру".
"Шива Самхита" (3.35)

Йогин должен употреблять саттвическую пищу: молоко, рис, сыр, сливки, масло, зеленый горох, вареные овощи, гранаты, апельсины, виноград, яблоки, бананы, финики, мед.

***
Прием пищи.

В "Шива Самхите" говорится, что пища должна приниматься дважды в день: в полдень и вечером.
Во время выполнения любых практик пранаям и асан в желудке не должно быть пищи, он должен быть пуст, а после их выполнения не следует принимать пищи минимум полчаса.

По мере духовного развития йогин может уменьшать объем и вес потребляемой пищи, постепенно заменяя ее пранаямами и другими способами наполнения праной тонкого и физического тел.
Когда йогин умеет впитывать прану глазами, порами кожи, поверхностью тела и самим сознанием также, как и дыхательными органами, он может усваивать чистую прану, дающую сильный оджас, при этом не используя функции физического тела и не засоряя его.

То, что употреблять нельзя

"Начиная заниматься йогой, избегай всего горького, острого, кислого, соленого и жареного, а также кислого молока, разбавленной молочной сыворотки, плотных овощей, алкогольных напитков, орехов винной пальмы и перезрелых плодов хлебного дерева". "Гхеранда Самхита" (5.23)

Нельзя употреблять кислые, горячие, острые, соленые, горькие блюда, горчицу, соус чили, кислый творог, мясо, яйца, рыбу, чеснок, лук, несвежую пищу, алкоголь, перезрелые и недозрелые фрукты.
Следует избегать холодной пищи и напитков, т.к. они задерживают прану в нижних чакрах и не дают ей подняться и циркулировать. Также следует избегать острой пищи, очень горячего, кислого, соленого, т.к. это вызывает беспорядочное возбуждение праны и не дает ей подниматься вверх.

Ограничения при пранаяме

"Пранаямой нельзя заниматься ни после еды, ни на голодный желудок.
Перед занятиями надо съесть немного молока и масла.
Тот, кто хорошо утвердился в своей практике, в этих ограничениях не нуждается.
Пусть садхака (практикующий йогу) ест небольшое количество [пищи] за один раз и практикует пранаяму ежедневно в определенное время".
"Шива Самхита" (3.37 - 3.38)

Когда йогин интенсивно выполняет пранаямы, его желание есть может усилиться, т.к. элемент огня разгорается и манипура-чакра работает сильнее, чем обычно. В это время йогин должен немного поесть или выпить теплого молока с маслом, чтобы "усмирить" внутренний огонь.
Йогин, начинающий пробуждать Кундалини, никогда не должен употреблять холодные пищу и напитки.

***
Время и положения для сна.

Дневной сон для йогина, если он не болен, не допускается, поскольку это ведет к засорению каналов.
Сон на спине препятствует свободному течению праны по каналам ида и пингала, усиливая ветер.
Сон в положении на животе выводит из равновесия три конституции.
Йогин может спать на левом или правом боку, в зависимости от практики.
Сон на правом боку перекрывает грубую кармическую прану в пингала-нади, давая возможность видеть сны ясности. Это положение используется для йоги сновидений[26].
Если йогин спит головой на север, то влияние северного полюса ухудшает кровообращение в периферийных кровеносных сосудах, и связь между астральным и физическим телом ослабляется.
Положение головой на восток способствует ясному сну и медитации, головой на юг - способствует глубокому сну, когда йогин может физически отдыхать.
Положение головой на запад усиливает яркость и динамику сновидений.

***
Препятствия для практики йоги.

"Существует семь причин болезней тела. Сон в дневное время - первая, бодрствование ночью - вторая, слишком частые половые сношения - третья, пребывание в толпе - четвертая, нездоровая пища - пятая, задержка мочеиспускания и дефекации - шестая, изнурительные ментальные операции с праной - седьмая".
"Йога-Кундалини упанишада" (47)

"Женщины, мягкая постель, сиденья, богатства, лакомые блюда, кареты, царства, сила, золото, драгоценные камни, скот, изучение Вед и шастр, танцы, пение, украшения, жены и дети - все это большие помехи".
"Шива Самхита" (5.3)

Причины, разрушающие духовную практику:
~ переедание,
~ излишнее напряжение сил,
~ чрезмерные разговоры,
~ захваченность правилами и обетами,
~ пребывание в компании мирских людей,
~ блуждание ума.

***
Рекомендации для сохранения и гармоничной циркуляции ветра.

Благоприятно

Рекомендуется:
~ во время мочеиспускания и дефекации крепко сжимать зубы (тогда они не будут расшатываться, когда действует сильный поток апана-вайю, движущийся вниз),

~ мыть голову один раз в десять дней, а тело - один раз в пять дней (поскольку за пять дней пять пран совершают полный круг циркуляции),

~ брить голову в дни полнолуния, поскольку в это время усиливается влияние луны на белую бинду.


Йогин, выполняющий в этот день бритье головы, осуществляет очистительную практику (мунда-садхану, мундан),

~ при пранаямах пот не стирать, а втирать,

~ когда жарко, не стоять на ветру,

~ носить чистую одежду, использовать благовония,

~ использовать водные омовения и пение священных мантр для очищения тонких тел,

~ делать массаж (он распрямляет энергетические каналы и улучшает состояние вьяна-вайю),

~ утром выполнять асаны йоги, физические упражнения,

~ не купаться в течение часа после еды,

~ не пользоваться мылом при водных процедурах (если тело не очень грязное),

~ для очищения помещений окуривать их благовонными палочками,

~ избегать жары, палящего солнца, не находиться обнаженным под прямыми лучами солнца.

Неблагоприятно

Не следует:
~ выполнять частое омовение (это ухудшает циркуляцию пран),

~ мочиться, глядя на солнце, луну, красивые пейзажи,

~ мочиться в водоемы или на поля,

~ много пить (т.к. это вредит циркуляции ветра),

~ забавляться с дикими зверями или птицами,

~ во время сна открывать рот (поскольку в тело может войти нечистый дух),

~ есть много при сильном голоде (т.к. это угнетает прану),

~ ломать растения (чтобы не привлечь духов),

~ есть плоды не по сезону,

~ отдавать свои четки другому человеку,

~ наносить на кожу несъедобные масла (поскольку кожа - разновидность органов пищеварения и все, что наносится на нее, попадает внутрь организма и является пищей),

~ есть, спать рядом со священными изображениями (если это не ритуал),

~ одевать слишком теплую одежду в холодную погоду,

~ задувать огонь, свечи,

~ принимать холодную пищу или напитки,

~ употреблять чеснок, перец, мясо, слишком кислую, соленую, жирную пищу,

~ приближаться к огню, сидеть у костра,

~ сидеть на голой земле без подстилки,

~ спать днем,

~ делать то, что вызывает потоотделение,

~ оскорблять и насмехаться над женщинами.

Йогин не должен надевать чужую ношеную одежду, кроме той, которая принадлежала его духовному Учителю.

***
Очищение энергетических каналов.

"Очищение внутренних органов тела Если дыхание используется для очищения иды и пингалы посредством пранаямы - сердце очищается, и тело становится невосприимчивым даже к огню".
Риши Тирумулар "Тирумантирам", тантра 3 (726)

Вслед за очищением тела с помощью практик Шат-кармы йогин должен выполнять очищение энергетических каналов с помощью упражнений в следующем порядке:

1. Асаны.

2. Пранаямы:

~ анулома-вилома и сахита-кумбхака, чтобы очистить левый и правый каналы (ида и пингала),
~ сукх-пурвака для пробуждения Кундалини.
3. Мудры для введения праны в сушумну:

~ великий символ (маха-мудра),
~ великий замок (маха-бандха),
~ великое пронизывание (маха-ведха).

Также йогин может хорошо очистить нади, выполняя ежедневно випарита-карани (от пятнадцати минут до одного часа).

"Загрязненные нади не пропускают дыхание (прану) в сушумну.
Как могут быть достигнуты сиддхи и унмани-авастха (состояние не-Ума)?
Когда вся система нади, которая обычно загрязнена, очищается, тогда йогин становится способным контролировать прану.
Вот признак успеха в Хатха-йоге: тело становится худощавым, речь - убедительной, в сердце слышны звуки Нада, взор ясный, тело свободно от болезней, семя под контролем, аппетит хороший, а нади очищены".
"Хатха-йога-прадипика" (2.4-5, 2.77)

Очистив энергетические каналы, йогин начинает ощущать циркуляцию праны в теле,
уменьшаются его желания, количество сна, еды. Тело становится легким и сильным.

"Дыши попеременно правой и левой ноздрей, задерживая воздух на вдохе как можно дольше.
Вдыхай медленно и спокойно. Делай кумбхаки (задержки) по двадцать раз подряд.
Упражняться в этом нужно четыре раза в сутки: на восходе, в полдень, на закате и в полночь.
Через три месяца ежедневных занятий нади будут полностью очищены".
"Шива Самхита" (3.22 - 26)

Сахита-кумбхака-пранаяма должна выполняться в следующих пропорциях:
~ 6:24:12 (в течение одного месяца),
~ когда она освоена, следует приступить к пропорции 8:32:16 (в течение одного месяца),
~ затем, если у йогина нет затруднений, он может переходить к пранаяме 10:40:20
(ее он выполняет в течение шести месяцев или одного года, в зависимости от способностей),
~ когда пранаяма освоена, он переходит к пропорции 12:48:24.
Ежедневно следует делать тридцать циклов сахита-кумбхака-пранаямы по утрам.
Если же способности йогина позволяют больше, он выполняет тридцать циклов утром, тридцать циклов днем, тридцать циклов вечером и тридцать циклов перед тем, как лечь спать.
Тогда все нади будут очищены за три месяца.

Также на этой стадии йогину следует избегать нечистых мыслей, вожделения, привязанностей,
поскольку нечистые мысли и эмоции забивают нади.
Йогину не следует касаться животных, стоять рядом или общаться с людьми, имеющими сильные желания, поскольку его нади еще не расширились и восходящая энергия еще не сильна, он легко может попасть под влияние энергии других существ, и его нади будут снова засорены.

***
Три периода в практике.

Духовная практика в Кундалини-йоге с точки зрения ощущений делится на три этапа:

~ время боли,
~ время блаженства,
~ забвение явлений внешнего мира.

Время боли

В это время йогин испытывает болезненные переживания от очищения засоренных нади, пробуждения Кундалини, усиление мирских желаний от ее пробуждения (гнев, вожделение, повышенный аппетит, эмоциональность), нечистые видения сансарных миров, вызванные влиянием духов, нестабильные состояния ума от циркуляции праны по каналам - это время именуется временем боли (страдания, горячности).

"Столкнувшись с болезнями, йог, который боится их, говорит:
причина моих болезней - занятия йогой.Это - первое препятствие в йоге.
Второе препятствие - сомнения в эффективности йогической практики.
Третье препятствие - легкомыслие и смятение ума.
Четвертое - безразличие и лень.
Сон - пятое препятствие в йогической практике.
Шестое препятствие - это привязанность к чувственным объектам;
Седьмое - ошибочное восприятие или заблуждение.
Восьмое - привязанность к мирским делам.
Девятое - недостаток веры.
Десятое препятствие - неспособность познать истины йоги.
Разумный йог должен избегать этих десяти препятствий с помощью тщательного анализа и рассудительности".
"Йога-Кундалини упанишада" (48 - 55)

На первом этапе практики, когда праны не находятся под контролем, выполняя пранаямы, йогин сталкивается с трудностями. Его опыты и переживания могут не развиваться месяцами,
даже если он очень интенсивно практикует; 
его ум будет отвлекаться, входить в тупость (тамас) или прострацию, желать мирских удовольствий;
у него могут пробудиться сильные желания-страсти, которые его раньше не одолевали;
временами он может переживать сильные эмоции или мысли, вызывающие у него жалость к себе, страх, уныние, неверие в свои силы и выбранный способ практики.
Это происходит из-за движения нечистых кармических ветров, которые, поднимаясь к голове,
влияют на сознание.

"Поистине трудно заниматься йогой, однако пусть йогин идет на риск, даже если его жизнь будет держаться на волоске".
"Шива Самхита" (3.47)

В это трудное время йогин должен медитировать на непостоянство, страдания сансары, порождая великие решимость и отречение.
Следует читать жизнеописания великих Гуру и святых сиддхов, хранить бесстрастие и упорство, представляя себя бесстрашным вира-йогином. Тем не менее, йогин должен избегать чрезмерно аскетичного образа жизни, постов и т.д. Если его тело утомилось, он должен дать ему отдохнуть.
Для поддержания здоровья он должен питаться хорошей пищей.

Время блаженства

Затем, когда энергетические каналы восстанавливаются, распрямляются, расширяются, наполняются праной, начинают наполняться нектаром, испытываются бесчисленные состояния временного блаженства - эту стадию называют временем блаженства. Когда это блаженство становится постоянным и смешивается с внешними переживаниями, видимыми в материальном мире, говорят, что йогин вошел в испытание блаженством.

Забвение явлений внешнего мира

Когда йогин, благодаря овладению праной, испытывает "признаки дня и ночи", входя в состояние "великого покоя" (самадхи), тогда тонкие капли внутри его энергетического тела начинают плавиться, а самые тонкие двойственные представления ума начинают растворяться.
В это время йогин может погружаться в самадхи, занимаясь выплавлением внутренней энергии.

***
Пять признаков, которые указывают на пробуждение праны.

Когда благодаря упорным занятиям энергия йогина пробуждается, он испытывает пять признаков, указывающих на активизацию Кундалини:

1. Переживание блаженного восторга в теле, сопровождающееся вспышками ясности (ананда).

2. Ощущение полета (левитация), сопровождающееся временным проникновением в Ясный Свет (удбхава).

3. Дрожь (кампа).

4. Пробуждение осознавания во сне вследствие того, что праны входят в центральный канал (йога-нидра).

5. Раскачивание в блаженстве, сопровождающееся подрагиванием или вращением головы (гхурни).

Эти признаки описываются в "Шива-сутре". Однако прежде чем появятся эти признаки, йогин будет испытывать множество начальных переживаний, связанных с очищением каналов и циркуляцией по ним энергии.

Обычные переживания в начале практики.

Жар и холод.

При интенсивном пробуждении энергии из области муладхары поднимается сильный жар,
сопровождающийся учащенным сердцебиением, также йогин может переживать озноб.
Это связано с пробуждением энергии Кундалини в муладхаре и активизацией каналов пингала и ида, которые пока неурановешены. У йогина может быть подъем температуры, как при простуде.
В это время его сурово испытывают "солнце" и "луна", находящиеся в его теле.

"Мурашки" и зуд.

Открытие поверхностных каналов и марм на коже ощущается как покалывание, чесание, зуд, как если бы по телу ползали насекомые. Зуд, чесание могут быть сильными в местах, где каналы спазмированы или забиты.
По мере очищения в этих местах возникают ощущение блаженства, чувство прозрачности кожи.

Парение, легкость в теле.

Парение, легкость в теле указывают на открытие муладхары и активизацию удана-вайю,
частичное наполнение сушумны праной.

Тяжесть и "налитость" конечностей.

Из-за неочищенности каналов происходит неравномерное наполнение праной пальцев рук, ног, стоп, которое может вызывать ощущение набухания и распирания, отечности. Со временем это проходит само, т.к. прана естественно гармонизируется.

Световые вспышки.

Вспышки возникают в области сердца и в межбровье. Когда в эти центры поступает достаточно праны, в них чувствуется распирание и видится свет, который иногда может быть ярким как молния или лампа, а иногда - тусклым.

Вибрации в теле.

Вибрации связаны с восходящим движением вьяна-вайю и других вайю по каналам.
Иногда тело йогина может изгибаться во время сидения, а голова запрокидываться назад, иногда его колени могут подрагивать, или, сидя в позе лотоса, он может слегка подпрыгивать.
Также его живот может непроизвольно сокращаться, или его плечи могут подергиваться, а в горле могут возникнуть мышечные спазмы. Этих движений не следует пугаться, они указывают на то, что ветер начал двигаться по каналам, но каналы еще узкие, неочищенные.
Когда они расширятся, эти движения исчезнут.

Звуки в ушах.

~ Свист,
~ звон колокольчиков,
~ закладывание ушей,
~ гудение,
~ жужжание,
~ голоса,
~ различные мелодии.

Все эти переживания предшествуют более тонким "настоящим" звукам, используемым в Нада-йоге.
Это признаки очищения каналов анахата-чакры и центрального канала.

"Переживания йогина, когда прана восходит
Когда прана и Шакти начинают удаляться друг от друга,
йогин узнает это так:
семь звуков он слышит,
пять цветов он видит,
три запаха он ощущает,
два вкуса он познает -
так Владыка Света определил признаки".
Риши Тирумулар "Тирумантирам", тантра 3 (723)

В мозг поступают потоки энергии из копчика или из пространства.
Они входят в каналы верхних центров, активизируя тонкое тело.

***
Боли.

Когда ветры поднимаются по боковым каналам (иде и пингале), йогин чувствует интенсивное жжение.
Когда поднятая Кундалини первый раз входит в центральный канал, в отверстии сушумны ощущается боль.
Если йогин начинает интенсивно выполнять пранаямы, мудры, поднимать огонь, он может ощутить боли в теле.
Это связано с тем, что прана начинает поступать в те места, где каналы сужены или закупорены.
Сужение и закупорка каналов вызывает застой или непроходимость пран-ветров через это место, а это ведет к нарушению циркуляции крови. Когда происходит перераспределение праны, и она пытается пробиться через закупоренные участки нади или через суженные места,
йогин чувствует боль - это прана вытесняет нечистую энергию клеш из каналов, "сражаясь" с ней.

Во время пранаям боль может быть острой, а затем быстро исчезать.
Это указывает на то, что прана в один момент пробила загрязненные или суженные каналы.
В другом случае боль сопровождает обострение хронической болезни и длится днями или неделями.
Она исчезает сразу, если йогин прекращает практику, и возобновляется, если йогин начинает практиковать.
Если были ушибы, переломы, хронические воспаления, то при усилении праны в этих местах
некоторое время будет чувствоваться боль.
Иногда болит все тело, что указывает на многочисленные засоры в каналах.
В этом случае следует мужественно продолжать практику и позволить энергии очистить все каналы до конца.
Если энергия проходит по каналам без препятствий, никогда нет ощущений боли или дискомфорта.

Тошнота При дисбалансе пран.

Тошнота может возникать при дисбалансе пран, когда все ветры поднялись к голове, а нижние чакры опустошены.
В этом случае йогину нужно много ходить, есть плотную пищу и концентрироваться на трех нижних чакрах.
Другой вид тошноты связан с сильной работой огня, когда ветер не может подняться из-за засоров в каналах или плохой пищи. Здесь следует выполнять гаджа-карани-крийю.

Раскачивание, вибрации, дрожь и подпрыгивание тела.

Если йогин напряжен и не умеет расслабляться, то ветер, поднимаясь, наталкивается на спазмированные участки в теле, тогда оно начинает сотрясаться.
Иногда это сопровождается самопроизвольным сокращением ануса, эрекцией, втягиванием живота и мышц промежности (уддияна-бандхой и мула-бандхой).
Иногда спина выгибается, а голова откидывается назад, трясется таз, вибрирует живот как при агнисара-крийя, трясутся плечи, иногда выворачивает шею, и закатываются глаза. При этом йогин чувствует себя нормально, он ощущает восходящий поток энергии.
Он начинает подпрыгивать, сидя в позе лотоса, стоя в трайя-бандхе, и все тело ощущает вибрации.
Некоторые называют это дардри-сиддхами - силой прыгучести, как у лягушки, и говорят, что эти ощущения предшествуют левитации. Они проходят, если йогин расслабляется или меняет позу.
Если же он не может расслабиться, они утомляют и изматывают.
Такие вибрации указывают на начальную стадию чистоты нади.

***
Иногда, если йогин активно выполняет садхану в безлюдном месте, в уединенном ритрите*, в горах, пещерах, лесах, особых местах, у него могут возникать моменты неконтролируемого страха, ужаса, уныния, потери жизненной силы, дисбаланс ветра или тонкое беспокойство, которому нет видимых причин. Такие мысли йогин должен быстро замечать.

* Ретри́т, также Ритри́т (англ. retreat [ri'triːt] — «уединение», «удаление от общества», рус. лит. «затвор») — английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике.
Ретриты бывают уединённые и коллективные. Некоторые ретриты проводятся в тишине, тогда как другие сопровождаются интенсивным общением в зависимости от особенностей духовной традиции и участников.

Замечая, он должен наблюдать их, всматриваясь в их сущность и обнаруживая пустотность.
Тогда йогин может оставаться в созерцании, даже если такие мысли появляются и влияют на его ум.
Если он, видя их пустотность, пребывает в непоколебимом состоянии созерцания, они быстро исчезают и самоосвобождаются.
Если же йогин не понимает этого момента и позволит таким мыслям лавинообразно размножаться, он попадет под их негативное воздействие, и они станут препятствием.
Истинный йогин должен использовать на духовном пути любые препятствия.
Когда он может так делать, он обретает большую духовную силу.
Если же происходит неприятие препятствия, его отрицание, борьба с ним без самоосвобождения, такое препятствие является большой помехой.

***
Когда йогин сталкивается с такими препятствиями или возникающими явлениями-иллюзиями,
он должен войти в непоколебимое видение вне двойственности, понимая, что ничто не рождается, ничто не поддерживается, ничто не разрушается, никакие проявления видений или демонов не имеют даже капли самобытия.
Все они - есть проявление Ума-Основы, все они не более чем проявление собственных мыслей.
Когда они появляются, йогин должен принять позу с выпрямленной спиной и пристально созерцать видения, глядя на них расфиксированным взглядом, выполняя шамбхави-мудру.
Когда в уме зародится присутствие естественного состояния, йогин обретет нерушимость, подобную скале, уйдут его надежды и страхи, и он войдет в глубокое состояние вне двойственности, где перестанет различать на себя и демонов.
Если он войдет в такое непоколебимое нерушимое созерцание, даже если он будет окружен полчищами демонов, мечущих молнии и угрожающих ему, его сознание не шелохнется, и ничто не сможет принести ему вреда.
Если же йогин проявляет страх, замешательство, то это верный признак того, что он получит препятствия. Воспринимаемые духи, боги, демоны и призраки - это собственные мыслеформы йогина, которые проявляются как видимые.
Пребывая в непоколебимом недвойственном состоянии, подобном пространству, йогин должен знать и понимать, что вне его собственного ума не существует даже пылинки, поэтому, не подвергаясь сбивающему водопаду двойственных мыслей, йогин должен пребывать в устойчивом сосредоточении, подобно горе, неся как пожертвования свое тело и сознание на съедение тем демонам, которые возникают, с целью отбросить привязанность к "я".
Благодаря такой самоотдаче, непоколебимое присутствие вне двойственности безупречно обнажится, и все демонические влияния исчезнут.

***
Как пробудить Кундалини.

Объединение праны и апаны
"Апана толкает прану, и прана толкает апану. Знающий йогу создает союз этих двух -
нижнего и верхнего ветров".
Махасиддх Горакшанатх
"Горакшашатака" (41)

Ступени пробуждения Кундалини.

1. Сначала йогин изменяет диету и соблюдает дисциплину, перекрывая утечки энергии.

2. Если йогин имеет флегматичную конституцию (избыток капха-доши), ему необходимо выполнять Шат-крийю (шесть очистительных практик):

~ дхаути,
~ басти,
~ нети,
~ наули,
~ тратака,
~ капалабхати.

3. Затем йогин выполняет асаны, ашвини-мудру, мула-бандху, сахита-кумбхаку, очищает иду,
пингалу и поверхностные каналы тела.

4. Затем, выполняя сукх-пурвака-пранаяму и три мудры (маха-бандху, маха-ведху, маха-мудру),
он соединяет прану с апаной в теле. Выполняя джаландхара-бандху, он толкает прану вниз, выполняя мула-бандху, он толкает апану вверх. Встречаясь в манипуре, прана с апаной смешиваются, разжигая огонь. Прана огня входит в сушумну с помощью уддияна-бандхи и пробуждает нижние чакры.

5. Пробудившись, нижние чакры заставляют Кундалини войти в сушумну, тогда ощущается движение горячей волны по позвоночнику.

6. Пробудив Кундалини, йогин должен постоянно практиковать бхастрику или маха-кумбхака-пранаяму, чтобы развязать узлы в нади.

Так пробуждается Кундалини.

Глава 51
Предварительные признаки вхождения праны в центральный канал.

"Путь к устойчивым кала
Прямо в сушумне прана устойчиво пребывает.
Устойчива как пламя, спокойна как камень.
Те, кто знают, как Владыка становится смешанным с кала -
знают истинный Путь".
Риши Тирумулар "Тирумантирам",
тантра 3 (714)

Во время медитации воздух начинает идти плавно через обе ноздри, затем дыхание становится легким  и останавливается совсем. Эти ощущения не следует путать с похожим признаком, когда энергия падает и прана утекает. При падении энергии ум йогина затуманивается, возникает сонливость, при утечках праны не удается породить ясную визуализацию, однако если ветры входят в центральный канал, этого не происходит.

Глава 52
Пробуждение сушумны .

"Когда прана в сушумне, достигается манамани. Все остальное для йогина ни к чему".
"Хатха-йога-прадипика" (4.20)

В зависимости от того, какой элемент преобладает в теле, Кундалини по-разному движется в сушумне.

Движение муравья
Если преобладает элемент земли, в позвоночнике возникает ощущение медленного подъема, словно по нему ползет муравей. Это ощущение возникает в основании сушумны.

Движение лягушки
Если в теле доминирует элемент воды, в сушумне ощущается движение, похожее на прыжки, остановки, пульсацию; колебания то замедляются, то ускоряются.

Движение змеи
Если доминирует элемент огня, ощущается сильный жар в области пупка, огненный поток, двигающийся вверх по позвоночнику.

Движение птицы
Если доминирует элемент ветра (воздуха), возникают чувства невесомости, полета, легкости, приятного вращения в области сердца. Движение ветра плавное.
В районе сердца (анахата) появляется свет, в позвоночнике - прохлада.

Движение обезьяны
Если доминирует элемент пространства, появляются ощущения прыжков (скачков), Кундалини быстро, одним скачком, достигает аджны или сахасрары.

***
Знаки ночи и знаки дня.

Начальный знак удержания праны в центральном канале: после вдоха нет движения в ноздрях, дыхание останавливается.
Дальнейшие знаки вхождения праны в центральный канал: иногда йогин может видеть внутренним зрением появление дыма, миражей, светящихся точек, вспышек света - эти видения составляют знаки ночи и знаки дня. Они возникают, если праны и нади находятся под контролем йогина и он может удержать, собрать и перевести энергии пяти элементов из мест их обычного положения в центральный канал.

"Туман, дым, солнце, ветер, огонь, светлячки, молния, кристалл, луна - эти предварительные образы суть проявления Брахмана при упражнениях йоги".
"Шветашватара упанишада",
часть 2 (11)

Знаки ночи

Знаки ночи испытываются, когда йогин поочередно видит внутренним зрением в районе центрального канала:
~ туман и миражи возникают, когда прана земли растворяется в воде и производит мерцающие спирали;
~ дым возникает, когда прана воды растворяется в огне, производя видения дыма;
~ искры возникают, когда прана огня растворяется в воздухе, производя искры наподобие светлячков;
~ свет, подобный масляной лампе, возникает, когда прана воздуха растворяется в сознании, производя видимость, похожую на пламя масляного светильника или свечи;
~ свет луны в ночном небе возникает, когда сознание растворяется в Пустоте и в межбровье появляется видение, подобное свету луны, пробивающемуся сквозь облака.

Знаки дня

Знаки дня наступают, когда йогин поочередно переживает во время медитации:
~ белый свет - яркий белый свет возникает, когда сознание растворяется в Пустоте и сначала появляется видение, подобное безоблачному небу.
Еще говорят, что оно напоминает тонкое сверкающее пространство белого света, подобное свету луны в осеннем небе;
~ красный свет - тонкое сверкающее пространство оранжево - красного света, подобное солнечному свету, освещающему небо;
~ непроглядная тьма - пространство непроглядной темноты (подобное небу в середине ночи, когда нет луны);
~ Ясный Свет - бесконечное чистое прозрачное пространство, подобное чистому небу на закате без лунного и солнечного света, облаков и каких-либо примесей.

Знаки ночи во всех школах описываются одинаково, а знаки дня - по-разному.
В некоторых традициях знаки дня описываются таким образом:

~ свет солнца и луны вместе,
~ лунный свет,
~ солнечный свет,
~ свет, подобный молнии,
~ свет радуги.

***
Медитация йони-мудра.
(Чандали-йога)


"Сильно вдохнув, фиксируй ум в адхара-лотосе (муладхаре) и сжимай йони (анус).
Представь, что это пламя (в муладхаре) поднимается через сушумну и через все три тела в их порядке.
В каждой из чакр это пламя порождает нектар (куламрита), сущность которого - великое блаженство.
Его цвет - беловато-розовый, и эта жидкость бессмертия течет вниз.
Пусть йогин пьет это вино бессмертия, которое божественно, а потом пусть снова возвращается в кула (в область муладхары)".
"Шива Самхита" (4.1, 4.3)

1. Сядьте в семичленную позу: падмасану, сиддхасану. Спина обязательно должна быть прямой, руки лежат на коленях.

2. Представьте свое тело пустотным, светящимся неярким белым светом, а центральный канал
в виде полой трубки красного цвета, толщиной с большой палец руки.

3. Визуализируйте в районе копчика муладхара-чакру в форме желтого квадрата, по сторонам которого располагаются четыре лепестка красного цвета.
В его центре находится темно-красный треугольник, перевернутый вершиной вниз, который объят пламенем.

4. Читайте мантру для пробуждения энергии Кундалини "Ом Маха Шакти Намаха", что означает: "Великой силе вселенной - поклонение!"

5. Выполняя три раза ашвини-мудру, заставьте пламя в переверну том треугольнике разгореться ярче.
И не спеша, поднимайте его вверх по центральному каналу сушумна вдоль позвоночника.

6. Поднимая огонь вверх, представляйте его тонким, жарким и ярким. Дойдя до анахата-чакры (на уровне спины) задержите его на несколько секунд, чтобы лучше очистить анахата-чакру.

7. Пламя, поднявшись до вишуддха-чакры, останавливается. Если продолжать поднятие огня до макушки головы, то, возможно, вам удастся поднять и сублимировать много праны в сахасрара-чакре, однако есть вероятность потерять энергию, т.к. она может выйти через глаза, уши или рот.
Поэтому рекомендуется доводить энергию до вишуддха-чакры и останавливать огонь на уровне горла.

8. На расстоянии нескольких сантиметров над макушкой головы представьте серебристо-белый шарик (бинду), размером чуть больше горошины.

9. Жар пламени настолько силен, что начинает оплавлять бинду и, оплавляясь, с бинду начинает капать вниз на чакры нектар бессмертия (амрита).
Представляйте бинду и нектар свежими, белыми и чистыми, способными растворить все нечистые кармы в нади.

10. Визуализируйте, как капая с бинду, нектар наполняет и очищает сахасрара-чакру, вишуддха-чакру, анахата-чакру. В анахата-чакре, на передней части тела, нектар задерживается на несколько секунд дольше, чем в других чакрах, чтобы лучше очистить ее. Затем нектар продолжает капать и наполняет манипура-чакру, свадхистана-чакру и входит обратно в муладхара-чакру.

11. Нектар, попадая на темно-красный треугольник, вызывает сильное шипение и бурление, усиливая разгорающийся огонь в муладхара-чакре. Шипение должно явствен но ощущаться и напоминать шипение масла, попавшего на раскаленную сковородку.

Затем огонь вновь начинает подниматься вверх. Это один цикл.
Повторяйте от 30 до 50 циклов.

Примечание: существуют различные уровни практики йони-мудры. Практика йони-мудра является фундаментальной техникой Кундалини-йоги. Она дает быстрое переживание нектара бессмертия (амрита-варуни) способствует очищению и открытию центрального канала сушумны, подъему и сублимации энергии, имеет большое значение в практике внутреннего тепла в Кундалини-йоге.
Переживание опыта единства блаженства и Пустоты в Лайя-йоге немыслимо без практики йони-мудра.
Для усиления эффекта в практике йони-мудры выполняется объединение движения огня с дыханием, когда на вдохе вы поднимаете огонь, на выдохе - опускаете. Поднимайте огонь со средней скоростью.
"Кувшинное дыхание", выполняемое перед каждым кругом, также усиливает эту практику

***
Как выполнять практики в первый год, чтобы пробудить Кундалини.

1. Шат-крийя (крийя-комплекс):

~ нети - ежедневно,
~ басти (джала-басти) - один раз в неделю,
~ наули - ежедневно,
~ тратака - ежедневно от пяти минут до одного часа в течение года,
~ капалабхати - ежедневно по 5 минут.

2. Базовый комплекс асан - ежедневно.
3. Сахита-кумбхака - начиная от 10 циклов три раза в день, увеличивая до 30 циклов три раза в день.
Когда будет достигнуто 30 циклов три раза в день, следует неуклонно выполнять их в течение трех месяцев, тогда энергетические каналы (нади) очистятся.
Пропорции для дыхания следующие:
~ 6:24:12,
~ 8:32:16,
~ 10:40:20,
Пропорцию 12:48:24 следует освоить через три года практики.

4. Когда через три месяца нади очистятся, следует ежедневно выполнять:
~ сукх-пурвака-пранаяму - 30 циклов,
~ маха-мудру - по 32 цикла на каждую ногу,
~ маха-бандху - 30 циклов,
~ маха-ведху - 10 циклов.
Когда три мудры будут освоены, добавить ежедневно 10 - 20 циклов бхастрика-пранаямы или маха-кумбхаки.

5. Затем следует приступать к йони-мудре (медитации Чандали), выполняя сначала 30 кругов утром и 30 - вечером. Когда тело привыкнет, довести количество подъемов-опусканий до 120 раз в день.
Практикуя таким образом, йогин высших способностей сможет пробудить Кундалини за шесть месяцев, йогин средних способностей - за один год, а йогину низших способностей лучше избегать интенсивных практик.

Ежемесячный замер дыхания.

Чтобы определить свой прогресс в управлении пранами, йогин должен регулярно проводить замеры дыхания следующим образом:

Ежемесячный замер.
Порядок замера.

Кумбхака на вдохе:
-Замер производится дважды: на вдохе, подряд, с интервалом в одну минуту, без напряжения. Выводится средний показатель.
Частота дыхания:
-Вдох-выдох считается за единицу.
Длина дыхания:
- Замеряется свара, то есть активная ноздря.

Нормативы дыхания
Таблица результатов


Ступени обучения Статус Кумбхака на вдохе (мин) Частота дыхания (мин.) Длина дыхания (в пальцах)
Ступень I Послушник (брахмачари) 2 14-15 12-14
Ступень II Монах сутры 2,5 12-13 12
Ступень III Монах сутры 3 9-10 11
Ступень IV Монах тантры 3,5 7,8 10
Ступень V Монах тантры 4 4-6 8
Ступень VI Монах-а-тантры Мукти-пруша 4,5 2-3 7
Ступень VII Монах а-тантры Сиддха-пруша 4,5-5 1-2 6 и менее


Шат-карма.
(Крийя-комплекс)

Шесть очистительных практик Шат-кармы включают в себя:
~ дхаути - очищение внутренних органов,
~ басти - очищение каналов и тканей толстого кишечника,
~ нети - очищение каналов лобных пазух и носоглотки,
~ наули - очищение каналов и органов брюшной полости,
~ тратака - очищение каналов глаз методом смотрения на пламя свечи,
~ капалабхати - очищение каналов головного мозга и дыхательных органов.

Дхаути<br> (очищение органов)

1. Агнисара-крийя
(усиление пищеварительного огня)

"Тесно прижми узел пупа к позвоночнику, втягивая живот сто раз.
Это - агнисара-дхаути, которая приносит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения.
Эту дхаути нужно сохранять в тайне, ее трудно достичь даже богам.

Но выполнением ее, несомненно, достигается сияющее божественное тело". "Гхеранда Самхита" (1.20 - 21)


Вариант 1 (простая форма)

Сядьте в положение, когда ягодицы лежат на пятках (ваджрасана).
Ладони лежат на коленях, руки выпрямлены, тело слегка наклонено вперед.
Откройте рот и быстро вдыхайте и выдыхайте, попеременно втягивая и выпячивая живот.
Дышите синхронно, двигая брюшной стенкой вперед и назад.
Вдохните и выдохните 25 раз.

Вариант 2 (более сложная форма)

Примите ту же позу, что в варианте 1. Либо можно выполнять крийю стоя, поставив ноги чуть шире плеч и опираясь руками о колени, сохраняя позвоночник прямым.
Сделайте полный выдох. Выполните джаландхара-бандху и мула-бандху.
Толкайте вперед и втягивайте назад брюшную стенку, как можно плотнее прижимая ее к позвоночнику.
Старайтесь дольше удерживать задержку дыхания после выдоха.
Отпустите джаландхара-бандху, затем мула-бандху и полностью вдохните.
Выполните это упражнение четыре серии по 25-30 или более раз, постепенно доводя их количество до ста.
После вдоха добавляйте несколько вдохов-выдохов для возврата к нормальному дыханию.

Примечание: агнисара-крийю можно практиковать только рано утром натощак.
Нельзя практиковать более сложную форму, если вы не овладели простой.

Ограничение: страдающие от болезней сердца, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, не должны практиковать агнисара-дхаути. Это относится и к тем, кто подвергся хирургическим операциям брюшной полости за последний год.

2. Карна-дхаути
(очищение ушей)

"Указательным и безымянным пальцами три отверстия обоих ушей. Если это делать постоянно, тебе откроется внутренний звук Нада".
"Гхеранда Самхита" (1.33)


Сядьте в семичленную позу. Поместив указательные пальцы в ушные отверстия, медленно массируйте их по и против часовой стрелки. Карна-дхаути стимулирует циркуляцию удана-вайю в области ушей и головы, и звуки Нада становятся слышимы.
Выполняется 3 минуты.

3. Капала-рандха-дхаути
(очищение каналов межбровья)

"Большим пальцем правой руки три пазухи лба. Этим упражнением удаляется слизь.
Нади очищаются, и возникает божественное зрение. Выполняй это ежедневно после пробуждения, в конце дня и после еды".
"Гхеранда Самхита" (1.34 - 35)


Сядьте в семичленную позу.
Поместив большой палец правой руки на межбровье, медленными круговыми вращениями массируйте область аджна-чакры. Данная практика стимулирует работу аджна-чакры, очищая энергетические каналы в районе головы.
Выполняется 3 минуты.

Басти

"Упоминается два вида басти: джала-басти (водяная клизма) и сукшма-басти (сухая клизма).
Водяную клизму всегда делают в воде, а сухую - на земле".
"Гхеранда Самхита" (1.45)


Может выполняться двумя способами:
~ с использованием воды (один раз в неделю),
~ сухой метод (ежедневно в Крийя-комплексе).

1. Джала-басти

"Вытянувшись в воде в позе уткатанасана (положение "на корточках", сидя на пальцах ног), выполни джала-басти, поочередно сокращая и сжимая задний проход.
Этим ты устранишь заболевание мочеполовых органов, расстройства пищеварения и вздутие живота.
Твое тело станет подвластным твоей воле и прекрасным, подобно телу бога любви Камадэвы".
"Гхеранда Самхита" (1.46 - 47)


Сидя над емкостью с водой в положении "на корточках", приподнимите тело на пальцах ног так, чтобы пятки оторвались от земли.
Используя небольшую трубку (около 10 см), вставленную в задний проход, втягивайте вовнутрь воду при помощи движений мышц брюшной полости.
Втянув воду, уберите трубку и выполняйте взбалтывающие движения мышцами живота (наули).
Затем опорожните кишечник.

2. Сукшма-басти

"В положении пашчимоттанасана (поза вытянутых вперед ног) медленно двигай внутренностями книзу.
Ашвини-мудрой то сокращай, то расширяй задний проход. Этим упражнением усиливаются слабая деятельность кишечника и пищеварительный огонь, а вздутие живота исчезает".
"Гхеранда Самхита" (1.48 - 49)


Сидя с вытянутыми ногами в пашчимоттанасане, необходимо взяться руками за пальцы ног, и, нагибаясь, стараться прижать лоб к коленям. Одновременно выполняется ритмичное сжатие мышц ануса (один раз в секунду).
Выполняется 5 минут.

Нети

"Введи тонкую нить длиною с кисть руки в ноздри, а затем вытащи ее через рот.
Это упражнение называется нети (очищение носа).
Этим упражнением ты достигнешь кхечари-сиддхи, будут устранены повреждения слизистой оболочки, приобретается великолепная сила зрения".
"Гхеранда Самхита" (1.50 - 51)


1. Джала-нети

Первый способ:

1. Налейте в кувшин (грелку, кружку Эсмарха) чуть теплую подсоленную воду.

2. Слегка запрокиньте голову назад и вливайте воду из кувшина в одну из ноздрей. Рот откройте.

3. Вода начнет естественным образом литься изо рта.

4. Провести вышеописанный процесс для другой ноздри.

Второй способ

1. Налить в кувшин чуть теплую подсоленную воду.

2. Открыв воду, лить воду в ноздрю. Если повернуть лицо таким образом, чтобы другая ноздря
находилась под первой, то вода начнет выливаться из нижней ноздри.

3. Повторить тот же процесс для другой ноздри.
Примечание: джала-нети легче проводить натощак.

2. Сутра-нети

Возьмите толстую нитку (шнурок) длиной 50 см и, растопив воск, хорошо смажьте один конец (7-10 см).
Затем медленно введите нитку смазанным концом в одну ноздрю и просовывайте до тех пор, пока конец не начнет чувствоваться во рту. Тогда осторожно возьмите этот конец пальцами и вытащите его изо рта.
Таким образом, протащив нитку через носоглотку, несколько раз прочистите ее, осторожно двигая за концы нитки.

Тратака

Сядьте в семичленную позу для медитации в темной комнате.
Поместите на расстоянии полуметра зажженную свечу на уровне глаз. Пламя свечи не должно колебаться.
Пристально смотрите в самую яркую часть пламени над кончиком фитиля.
Смотрите на пламя, пока ваше внимание не сосредоточится настолько, что утратит осознание тела и окружающего мира.
Если глаза устали и начали слезиться, закройте их на некоторое время и расслабьтесь.
Визуализируйте образ пламени свечи глазами. Как только образ начнет размываться, вновь откройте глаза и продолжайте концентрацию внимания на пламени свечи. 
Со временем вы научитесь смотреть на пламя, не моргая и не двигая глазами, в течение длительного времени.
Начинающим рекомендуется начинать с 15-20 минут.

Наули

"Вот наули. С головой, опущенной вниз, вращай вправо и влево внутренностями живота медленным движением, подобным водовороту в реке. Это называют наули.
Наули-крийя устраняет вялость желудка, усиливает пищеварение, дает чувство удовольствия и разрушает все недуги. Это самая главная из всех крий (очищений) Хатха-йоги".
"Хатха-йога-прадипика" (2.33 - 34)


Наули - это практика сокращения и изолирования прямых мышц живота.
Когда прямые мышцы живота вращаются слева направо (против часовой стрелки), это называется "дакшина-наули". Когда они вращаются справа налево (по часовой стрелке), это вама-наули.
Когда мышцы стянуты вместе и выступает средняя группа мышц, это мадхьяма-наули.
Прежде чем пытаться выполнять наули, нужно овладеть уддияна-бандхой и агнисара-крийей.

Чтобы в совершенстве овладеть техникой наули, необходимо мышцы живота сделать подвижными и эластичными.
Вначале рекомендуется освоить технику вращения мышцами живота по часовой и против часовой стрелки в различных плоскостях тела. Это укрепит стенки брюшной полости и подготовит к освоению практики наули.

Ограничение: страдающие от болезней сердца, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки не должны практиковать наули. Это относится и к тем, кто подвергся хирургическим операциям брюшной полости за последний год.
Сначала вы практикуете наули, наклонив тело вперед и опершись руками о бедра чуть выше колен.
Чем выше располагаются руки на бедрах, тем более сложная форма наули практикуется.

Вариант 1

Этап 1

Расставьте ноги на ширину плеч. Согните ноги в коленях и обопритесь кистями чуть выше колен;
большие пальцы рук на внутренних сторонах бедер, а остальные пальцы - на внешних.
Голова прямая, глаза открыты.
Глубоко вдохните через нос и быстро выдохните через рот.
Выполните джаландхара-бандху и уддияна-бандху на задержке дыхания.
Слегка приподнимите правую руку над коленом, удерживая вес на левой руке и колене, но не наклоняйтесь в левую сторону. Это автоматически изолирует прямые мышцы живота в левой его части.
Затем отпустите уддияна-бандху и джаландхара-бандху, встаньте прямо и медленно вдохните. Это вама-наули.
Практикуйте таким же образом на правой стороне. Держите правую руку над коленом и слегка
приподнимите левую руку, чтобы изолировать прямые мышцы живота в его правой части. Это дакшина-наули.
Между каждыми двумя циклами наули сначала отпускайте уддияна-бандху, затем джаландхара-бандху, поднимайте голову, становитесь прямо, а затем очень медленно вдыхайте через нос.
Перед выполнением следующего цикла сделайте несколько нормальных вдохов и выдохов.

Этап 2

Практикуйте вама-наули или дакшина-наули, как в первом варианте, а затем начинайте перекатывать мышцы на другую сторону, но прежде, чем они достигнут противоположной стороны, задерживайте их в середине.
Для того чтобы перемещать мышцы в другую сторону, слегка перенесите вес на ту руку, которая перед этим была убрана с колена.
Когда мышцы находятся в центре, обе руки должны оставаться над коленями. Это мадхьяма-наули.

Этап 3

Практикуйте таким же образом, как в первой и второй стадиях, но теперь без приподнимания рук с коленей, лишь ослабляя давление руки на ногу, однако не убирая ее с ноги. Постепенно руки на бедрах должны оставаться неподвижными. Затем выполняйте эту практику, помещая руки на верхние части бедер.

Вариант 2

Выполните предыдущий вариант, вращая мышцами по часовой стрелке (вама-наули).
Эти действия называются "взбалтыванием". Начните с выполнения последовательно трех циклов, затем немного отдохните.
Таким же образом выполняйте дакшина-наули, вращая мышцами против часовой стрелки.
Когда это взбалтывание станет совершенным, практикуйте три раза вама-наули, затем три раза дакшина-наули, а затем расслабление.
Когда вы достигнете в этом совершенства, вы можете выполнять по десять вращений, затем по двадцать вращений.

Вариант 3

Практикуйте варианты 1 и 2, сидя в падмасане, сиддхасане или в сиддха-йони-асане, приподняв слегка ягодицы при помощи подушки.
Первоначально будет трудно управлять мышцами в положении сидя, поэтому сначала нужно добиться совершенства в этой практике в положении стоя.

Капалабхати
(очищение каналов головного мозга)

Быстро выполни вдох и выдох подобно мехам кузнеца. Это называется капалабхати, и это разрушает все недуги, возникающие от слизи".
"Хатха-йога-прадипика" (2.35)
"

Сядьте в семичленную позу (падмасана, сиддхасана, сукхасана).
Позвоночник должен быть прямым, кисти рук лежат на коленях. Поза устойчивая и неподвижная.
Глубоко вдохните и выполните серию энергичных вдохов-выдохов через обе ноздри.
Вдох пассивный, медленный, длительный, выдох - быстрый, мощный, короткий, энергичный.
Выдох сопровождается сильным сжатием мышц живота, делающих толчок назад - к позвоночнику, выталкивая воздух из легких.
Во время выполнения дыханий осознавайте, как входящая и выходящая прана очищает каналы головного мозга.
При необходимости можно делать несколько восстанавливающих ритм дыханий.
Однако, по мере совершенствования практики вы сможете длительное время выполнять капалабхати, не сбивая при этом дыхание.
Выполняется 3-5 минут.
В сложном варианте делается 50-100 вдохов-выдохов и после последнего выдоха выполняется задержка дыхания, джаландхара-бандха, мула-бандха, уддияна-бандха и концентрация на аджна-чакре.
Это упражнение выполняется до 10 циклов.
Начинающим практикующим рекомендуется освоить и ежедневно выполнять Крийя-комплекс из девяти основных упражнений:

1. Агнисара-крийя - 10 циклов.
2. Карна-дхаути - 2-3 минуты.
3. Капала-рандха-дхаути - 2-3 минуты.
4. Сукшма-басти - 3-5 минут.
5. Наули - 3-5 минут.
6. Нети.
7. Капалабхати - 5 минут.
8. Анулома-вилома-пранаяма (урок 10) - 10 минут.
9. Уддияна-бандха (урок 7) - 10 циклов.

Сахита-кумбхака-пранаяма

"На сиденье - не слишком высокое и не слишком низкое, покрытое тканью, шкурой и травой куша - пусть йогин сядет в позе лотоса.
Выпрямив позвоночник, пусть почтит Ишта-дэвата (избранное божество).
Затем, большим пальцем правой руки закрыв правую ноздрю, пусть медленно наполняет воздухом канал ида, делая полный вдох; затем пусть выполнит кумбхаку.
Далее пусть сделает выдох через канал пингала; так же медленно, без напряжения пусть сделает полный вдох через пингалу.
Выполнив задержку дыхания, пусть выдыхает медленно через канал ида.
Пусть йогин отмеряет вдох, задержку и выдох.
Делая вдох идой на шестнадцать секунд, следует сделать задержку дыхания на шестьдесят четыре секунды.
Далее нужно выдохнуть воздух пингалой на тридцать две секунды, а затем продолжить дыхание через пингалу, как указано ранее.
Пусть йогин в сосредоточенном состоянии ума четыре раза в день:
утром, в обед, вечером и в полночь практикует до восьмидесяти раз эту пранаяму.
Так, через три месяца упражнений нади будут очищены, если же нади очищены - в теле йогина проявляются различные благоприятные признаки".
"Йога-таттва упанишада" (32 - 44)


Вариант 1

Эта пранаяма является наилучшей для очищения каналов. Она очищает все внутренние каналы, особенно три основных (иду, пингалу и сушумну).
Сахита-кумбхака-пранаяма выполняется так же, как и анулома-вилома, но с задержкой дыхания, где соотношение вдох-задержка -выдох выполняется в пропорции 1:4:2, то есть задержка дыхания в четыре раза, а выдох в два раза длиннее вдоха. Например: 4:16:8, 5:20:10, 6:24:12 и так далее.

1. Сядьте в семичленную позу (падмасана, сиддхасана). Поместите средний и указательный пальцы правой руки на межбровье, а большим пальцем закройте правую ноздрю.

2. Сделайте полный вдох левой ноздрей, медленно считая про себя. При этом представляйте, как чистая прана в виде серебристо-белого света входит и наполняет все тело.

3. Когда вдох закончен, закройте левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем и выполните задержку дыхания с тремя бандхами в такой последовательности: джаландхара-бандха, мула-бандха и уддияна-бандха.
Удерживайте созерцание пустотного светящегося тела с концентрацией на аджна-чакре на протяжении всей кумбхаки, осознавая, как свет растворяет всю нечистоту в каналах, чакрах и в сознании.
Удерживайте кумбхаку по времени в четыре раза длиннее вдоха.

4. Когда задержка дыхания подойдет к концу, отпустите бандхи в обратном порядке:
уддияна, мула и джаландхара. И, освободив правую ноздрю, сделайте медленный выдох, по длительности в два раза длиннее вдоха. Представляйте, как с воздухом выходит загрязненная прана в виде черно-серых клубов дыма, очищая тело, энергию и сознание.

5. Выполните медленный вдох через правую ноздрю, повторяя ступени 2, 3, 4, но уже с правой ноздрей.

6. После этого все повторяется - вдох через левую, задержка, выдох через правую.
Вдох через правую, задержка, выдох через левую.
Вдох-выдох через правую и левую ноздрю составляет один цикл. Выполняйте 30-50 таких циклов.

При выполнении пранаямы необходимо подобрать такую пропорцию, чтобы дыхание не сбивалось.
Считая, старайтесь произносить про себя не числа, а мантру "ОМ".
Этого можно добиться, привыкнув к определенному ритму и считая, например, четверками:
"ОМ, ОМ, ОМ, четыре, ОМ, ОМ, ОМ, восемь" и т.д., используя метроном или пульс сердца.
Старайтесь уделять этой пранаяме как можно больше времени.

Вариант 2
(с бахья-кумбхакой)


Выполняется как и в первом варианте, но формула дыхания принимает вид - вдох, задержка, выдох, задержка - в пропорции 1:4:2:2(4), где задержка на выдохе в соотношении 2 используется в начальной стадии практики, а затем применяется 4, как единица пропорции дыхания.

Сахита-кумбхаку следует практиковать ежедневно как минимум 20-30 циклов в течение трех месяцев, пока не появятся все признаки очищения нади. Если же они не появляются, следует продолжать практику в течение минимум одного года.

Посвященный в Путь
(йога-юкта)


Урок 12
Сукх-пурвака-пранаяма

"Сидя в падмасане, пусть йогин делает вдох через левую ноздрю, задерживает воздух, сколько может, и делает выдох через правую ноздрю.
Затем он должен вдохнуть через правую ноздрю, задержать дыхание и выдохнуть через левую ноздрю.
Он должен сделать вдох той же ноздрей, которой перед тем выдохнул, задержать дыхание как можно дольше и выдыхать медленно, не форсируя выдох.
Вдохни прану через левую ноздрю и выдохни через правую и задержи дыхание, как можно дольше.
Практикуя пранаяму через иду и пингалу, нади йогина, соблюдающего яму и нияму, будут очищены за три месяца".
"Хатха-йога-прадипика" (2.7 - 10)


Пранаяма выполняется таким же образом, как и сахита-кумбхака -пранаяма, но дыхание выполняется без счета.

1. Сядьте в семичленную позу (падмасану или сукхасану).

2. Делайте медленный вдох как в сахита-кумбхаке, только без счета.

3. На вдохе визуализируйте, как из сахасрара-чакры по централь ному каналу сушумна опускается белый луч света и бьет как по наковальне по муладхара-чакре, которую вы представляете в виде перевернутого основанием вверх треугольника, объятого пламенем. Когда луч света ударяет в него, пламя разгорается еще сильнее.

4. Затем выполните три бандхи и задержите дыхание как можно дольше.

5. На задержке дыхания вы представляете, как огонь, разгораясь, перемещается в виде столба красной энергии из копчика по каналу сушумна вверх к аджна-чакре. Концентрируйтесь на аджна-чакре.

6. Когда задержка дыхания подошла к концу, отпустите бандхи и сделайте выдох
в 1,5_2 раза длиннее, чем вдох.

7. Если медленный выдох не получается, делайте задержку дыхания немного меньше.

Это один цикл. Выполните 20-50 таких циклов.
Эта пранаяма очень эффективна для пробуждения энергии Кундалини, ее следует выполнять сразу после сахита-кумбхаки, после достижения признаков очищения нади.

Три мудры

Три мудры следует выполнять сразу после сукх-пурвака-пранаямы, после того как появились первые признаки активизации Кундалини.

Маха-мудра

"Маха-мудра. Прижми левой пяткой йони (промежность), вытяни вперед правую ногу и обхвати ее пальцы.
Джаландхара-бандхой сожми горло и удерживай воздух вверху. Как ударенная змея, выпрямляется, взвиваясь вверх, как палка, так и Кундалини пробуждается и поднимается.
Два других нади (ида и пингала) становятся мертвыми, ибо воздух покидает их. Тогда медленно делай выдох.
Великие мудрецы, которые изобрели это, назвали это маха-мудрой. Маха-мудра побеждает болезни и смерть.
Недаром ее называют "великой мудрой".
Можно без опаски есть любую пищу. Все, имеющее вкус или не имеющее вкуса, легко переваривается, а любой яд превращается в нектар. Туберкулез, проказа, геморрой, запор и другие болезни побеждаются маха-мудрой. Так описана маха-мудра, дарованная людям великими мудрецами.
Держи ее в тайне и никому не разглашай".
"Хатха-йога-прадипика" (3.10 - 14, 3.16 - 18)


1. Примите уттанпадасану: вытянув перед собой на полу прямые ноги, подогните левую ногу в колене и поместите ее пятку под промежность.

2. Возьмитесь пальцами рук за пальцы правой ноги. Тело образует треугольник.
При этом обратите внимание на то, чтобы позвоночник оставался прямым.

3. Затем сделайте полный выдох и выполните три бандхи в следующем порядке: джаландхара-бандха, мула-бандха и уддияна-бандха.

4. Задержите дыхание насколько возможно долго. Представьте, что в районе копчика находится объятый пламенем красный треугольник, перевернутый вершиной вниз. Разгораясь, огонь в виде столба красной энергии перемещается из копчика по каналу сушумна вверх к аджна-чакре. Концентрируйтесь на аджна-чакре.

5. Выполнив задержку, отпустите три бандхи в обратном порядке: уддияна-бандха, мула-бандха и джаландхара-бандха (в более сложном варианте отпускается только джаландхара-бандха).

6. Затем сделайте медленный вдох и вновь задержите дыхание, выполнив три бандхи и визуализацию.

7. Выполнив кумбхаку, отпустите бандхи и сделайте выдох.

Это один цикл. Сделайте по 8 циклов на каждую ногу.
В продвинутом варианте выполняется по 32 цикла на каждую ногу, меняя ноги после каждых восьми задержек дыхания, Маха-мудра, выполняемая таким образом, дает максимальный эффект и способствует быстрому пробуждению Кундалини.

Маха-бандха

"А вот маха-бандха. Прижми левую пятку к йони (промежности), положи правую ступню на левое бедро.
Вдохни, направив взор к сердцу, подбородком надави на грудь (джаландхара-бандха),
сосредоточь мысли между бровями или в сушумне. Удерживай это так долго, как получится, а потом медленно выдохни.
Эта бандха останавливает движение праны вверх по всем нади, кроме сушумны, и дарует великие силы сиддхи.
Маха-бандха позволяет избежать смерти, она дает соединение трех нади (тривени), и ум достигает местопребывания Шивы, чистого Сознания, в пространстве между бровями, области кедар".
"Хатха-йога-прадипика" (3.19 - 21, 3.23 - 24)


1. Сядьте в ардха-падмасану (полулотос) или в сиддхасану таким образом, чтобы пятка упиралась в промежность.
Обратите внимание на то, чтобы позвоночник был прямым.

2. Сделайте полный выдох, а затем выполните три бандхи в такой последовательности:
джаландхара-бандха, мула-бандха, уддияна-бандха.

3. Задержите дыхание насколько возможно. Во время кумбхаки визуализируйте в муладхара-чакре красный перевернутый треугольник, объятый пламенем, огонь из которого распространяется по центральному каналу вверх, к аджна-чакре. Продолжайте концентрироваться на аджна-чакре.

4. Когда удерживать дыхание станет невозможным, отпустите бандхи в обратном порядке и сделайте медленный вдох (в более сложном варианте отпускается только джаландхара-бандха).

5. Вновь задержите дыхание, выполнив три бандхи: джаландхара-бандху, мула-бандху и уддияна-бандху.

Это один цикл. Сделайте по 12 циклов на каждую ногу.
В продвинутом варианте маха-бандха выполняется ежедневно по 30 циклов на каждую ногу.

Маха-ведха "Так же, как прекрасная женщина не имеет ценности, если нет мужчины, так и маха-мудра, маха-бандха не имеют ценности без маха-ведхи.
Вот маха-ведха. Сидя в маха-бандхе и сосредоточившись, йогин делает вдох.
Прана и апана останавливаются вверху и внизу джаландхара-бандхой.
Подняв тело на руках, мягко ударь ягодицами об землю. Воздух, покинув оба канала (иду и пингалу), входит в средний канал (сушумну).
Солнце, луна и огонь (ида, пингала и сушумна) соединяются, и это дает бессмертие.
Воздух, будучи заперт, становится мертвым (мрита-авастха). Тогда сделай выдох.
Это маха-ведха, дающая великие силы (сиддхи). Она устраняет морщины и седые волосы - признаки старости.
Ее практиковали лучшие учителя йоги".
"Хатха-йога-прадипика" (3.25 - 29)


1. Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сукхасану), в сукхасане эффект мудры будет меньше.

2. Сделайте полный выдох, задержав дыхание, выполните три бандхи: джаландхара-бандху, мула-бандху и уддияна-бандху.

3. Выполняйте упражнение, называемое тадан-крийя ("биение Кундалини"). Приподнимаясь на руках, мягко ударяйтесь ягодицами об пол.

4. Выполните на задержке дыхания 10 или более таких биений, одновременно выполняя визуализацию, как и в практике маха-бандхи.

5. Затем отпустите бандхи и сделайте полный вдох. Снова задержите дыхание, выполнив три бандхи с визуализацией, выполняя на задержке 10 биений. Сделайте медленный выдох.

Это один цикл. Повторите 10 циклов на каждую ногу.
Если вам тяжело выполнять в таком ритме, в конце очередного цикла сделайте несколько восстанавливающих дыханий.

"Кувшинное дыхание"
(продвинутый вариант маха-бандхи)


"Приняв падмасану и поместив ладони одна против другой, плотно прижми подбородок к груди и размышляй о Нем (Брахмане). Поднимай апана-вайю вверх (часто делая мула-бандху, сжимание ануса), а прану с помощью сжимания горла опускай вниз. Прана и апана встречаются в области пупа.
Происходит пробуждение Кундалини-Шакти и высшее знание достигается".
"Хатха-йога-прадипика" (1.50)


Вариант 1

Сядьте в семичленную позу (падмасана, сиддхасана).
Сглотните слюну и, напрягая диафрагму, толкните прана-вайю вниз.
Представьте, как энергия с уровня груди идет вниз. В то же время сделайте мула-бандху, подтяните мышцы нижних врат и представьте, как апана-вайю идет вверх.
Старайтесь реально ощутить движение праны. Затем представьте, как они смешиваются на уровне пупка, и почувствуйте, как они втягиваются в канал позвоночника, смешиваясь.
Затем снова представьте, как вы толкаете прану вниз, апану подтягиваете вверх и смешиваете на уровне пупка.
Снова почувствуйте, как энергия впитывается внутрь вашего позвоночника.
Эта практика выполняется для регулирования течения праны. Тот, кто ее делает, живет долго, имеет большую жизненную силу и имеет успех в практике пранаямы.

Вариант 2

Сделайте глубокий вдох, сглотните слюну и, напрягая диафрагму, толкните прана-вайю вниз, выполняя джаландхара-бандху. Почувствуйте, как нижняя часть живота слегка выпячивается.
В то же время выполняйте мула-бандху, сжимая мышцы ануса и промежности, подтягивая апана-вайю вверх.
Ваш живот приобретает форму горшка.
Когда прана идет вниз, а апана - вверх, тогда на уровне пупка они смешиваются.
Подтягиваете слегка живот, выполняя легкую уддияна-бандху, пытаясь эту смешанную прану направить в позвоночник, в сушумну.
Затем эту смешанную прану вы направляете вниз, чувствуя, как она касается свадхистана-чакры, которая ответственна за выработку энергии и внутреннего тепла.
Следует обратить внимание, чтобы уддияна-бандха не шла сильно вверх и не тянула энергию к голове, а чтобы опускала прану вниз, смешивая и помещая ее в нижнюю часть живота, используя мула-бандху и джаландхара-бандху.
Выполнив задержку дыхания, отпустите уддияна-бандху, мула-бандху и джаландхара-бандху в такой последовательности и медленно выдохните. При необходимости можно выполнить несколько промежуточных вдохов-выдохов для восстановления нормального ритма дыхания.
Испарина и жар в теле - признак правильной практики.
Это один цикл.

Получив наставления духовного Учителя, выполняйте от 20 до 80 таких циклов ежедневно до получения признаков полного пробуждения Кундалини.

Комментариев нет:

Отправить комментарий