4 ноября 2012 г.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ СПОРТ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МАРГИНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

МАРГИНАЛ
КТО ТАКОЙ МАРГИНАЛ?

Маргинал, маргинальный человек (от позднелат. marginali - находящийся на краю) – обозначает промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами.
Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е годы, для обозначения трудной адаптации иммигрантов к новым социальным условиям. С тех пор это понятие стали распространять не только на иммигрантов, но и на всех тех, кто не вписывается ни в ту, ни в другую социальную группу, остаётся в «промежуточном» положении. Причём не только в социологии, но и для оценки некоторых «маргинальных» явлений в художественной культуре. «Маргиналами» можно назвать и «хиппи», которые декларировали, что не вписываются ни в одну социальную группу, и криминальные группы в больших мегаполисах, и «маргиналов-демократов», в том случае, когда они буквально остаются «на краю» политической жизни, и крайние проявления культуры «постмодерна», и просто «странных людей» с тем или иным асоциальным поведением...

Хотя возможны странные метаморфозы, когда то или иное явление теряет свою маргинальность и становится почти нормативным. Скажем, многие из «хиппи» стали добропорядочными буржуа, «бакинский джаз» стал официальным искусством под патронажем власти и бакинские джазмены перестали быть «маргиналами»; «Нововенская» музыкальная школа из «маргиналов» превратилась в моду; теперь как «маргиналы» воспринимаются те, кто не принимает новый музыкальный язык. Примеров можно привести бесчисленное множество.

В целом, в философском смысле, понятие «находящийся на краю», «пограничный», «внесистемный», обрело огромное значение в культуре ХХ века (по мнению Бахтина, практически вся серьёзная художественная литература находится «на границах», «между»), но в данных кратких заметках эту тему придётся опустить. Замечу только, что в серьёзных статьях понятие «маргинал» используется без «оценки», это ни «хорошо», ни «плохо».

Современникам, как правило, трудно судить о маргинальных явлениях. То, что сегодня находится «на краю», завтра может оказаться (а может не оказаться) частью системы, и, наоборот, то сегодня господствует, завтра может оказаться (а может не оказаться) на обочине социальной структуры и художественной культуры. Одним словом, и в социальном, и в эстетическом плане, «маргинал», это тот, «кто не в ногу», кто «сам по себе», хотя никто не знает, каков окажется результат этого «не в ногу» в будущем.

По каким-то неведомым мне причинам, в современном русском языке, понятие «маргинал» чаще всего используется как деклассированный элемент, синоним представителя социального «дна», наподобие персонажей известной пьесы Максима Горького. Почти аналогично, в культуре «маргинал» означает беспочвенность, культурную ущербность, своего рода бомжи от культуры, которые не вписываются ни в одну группу по причине своей социокультурной неполноценности.

* * *

МАРГИНАЛЬНЫЙ (от французского marginal, латинское margo - край, граница), находящийся на границе двух сред; человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы (маргинальная личность, маргинал). Нередко употребляется как негативная оценка по отношению к люмпенам, изгоям и другим, а также в позитивном смысле - по отношению к людям, творчески преодолевающим стереотипы, устоявшиеся принципы деятельности.
Современная энциклопедия. 2000

Автор  Аверина М.В.
Авторы новейших исследований, давая характеристику определенным городским территориям, все чаще используют термин – «маргинальное» пространство. Данное понятие разработано в русле постмодернистской концепции. Его представители Ж.Делез и Ф.Гуаттари предложили свое видение пространственной организации человеком собственного мира, основывающемся на двух исходных допущениях.
Во-первых, на представлении о том, что явление территориальности исторически вторично по отношению к первично не разграниченному, «детерриториализованному» пространству.
Во-вторых, на представлении о желании и его символизации как побудительном начале, раскалывающим, децентрализирующим целостного индивида. С этой точки зрения символ рассматривается как позиция, ограничивающая желание, поскольку он связан с выделением определенной территории из безграничного пространства. Таким образом, символ вытесняет желание с этой территории.
Предполагается, что на первой, дотерриториальной, стадии индивид выступает как представитель общественных желаний, намерений, движений и потому его поведение не ограничено индивидуальной идентичностью. Территориальная стадия характеризуется началом кодификации социальной жизни, ограничением свободного сканирования пространства каждым из представителей сообщества, установлением территориальных границ и структур. Соответственно популяция разделяется на субъектов, подчинившихся организованному пространству, и субъектов желания, которым в нем не остается места. Поэтому последние оттесняются в маргинальные по отношению к структурированным области.
Маргинальное положение носителя желания характеризуется тем, что он добровольно уступает свое место другим субъектам, подчиняющимся процессу территориализации. Данная концепция позволяет определенным образом интерпретировать тенденции современной застройки: территории исторических центров; выгодные ландшафтные условия, благоприятная экологическая обстановка и т.п. привлекают субъектов, стремящихся кодифицировать свою социальную жизнь, установить территориальные границы. Субъекты желания, которым в организованном пространстве не остается места, вынужденно оттесняются в маргинальные области (на окраины и в неблагоприятные ландшафтные условия).

(Хочется сразу упомянуть о "горцах" - жителях трудноосвояемых территорий. Про то, что в горах присутствуют редкие ископаемые, металлы человечество узнало намного позже, чем "заселило" эти горы горцами).
Сразу следует оговориться, учитывая взаимозависимость базовых и вторичных пространств, предлагаемая интерпретация не является однозначной, слишком много факторов, которые способствуют или препятствуют выбору индивидом территории своего пребывания. На наш взгляд, субъекты, подчинившиеся организованному пространству, будут кодифицировать и кодифицируют свою социальную жизнь вне зависимости от своего места обитания, аналогично этому субъекты желания могут находить маргинальные пространства и существовать в них независимо от кодификации какой-либо территории. Субъекты «желания» начинают руководствоваться совершенно иной жизненной философией: их влечет к себе не мир, основанный на рационализме, на доверии к информации, а мир наблюдаемого, переживаемого, признание тех процессов и явлений, которые не поддаются рациональному упорядочению. Это позволяет осознать наличие множественности самоидентификаций людей и, соответственно, признать множественность принципов и ритмов самоорганизации социокультурной жизни. На наш взгляд, к таким субъектам «желания», наряду с другими категориями людей, можно отнести спортсменов-экстремалов.
Представители данной сферы спортивной активности все больше привлекают к себе внимание своими неординарными потребностями поиска необычного в повседневном, доказательства неизведанных психических и физических возможностей человека, желанием своей спортивной деятельностью достигнуть наивысших форм творчества и смысла бытия и т.п.
Даже выбор пространств для тренировок и соревнований у них специфичен. Так, в скейтинге выделяют гринд (Grind) – спуск по лестничным перилам на доске или роликах, стритстайл (Streetstyle) – катание по городу с использованием урбанистических препятствий (бордюров, скамеек, ступенек, труб и прочего), трюки на скейтборде, велосипеде можно увидеть около памятников, на главных площадях исторических центров, на парапетах набережных и т.п. Не остается без внимания и воздушное пространство города: набирает популярность свободное падение (с парашютом) со сверхмалых высот. Начало этому направлению положил Джошуа Питерс (24-летний англичанин), который совершил прыжок с парашютом с крыши Нотр-Дама. В дальнейшем прыжки были совершены и с Эйфелевой башни и с Останкинской, в настоящее время активно практикуются прыжки с парашютом с крыш различных многоэтажных домов. 
Прыжок с парашютом с крыши многоэтажки http://trinixy.ru/ опубликовано 18 октября 2011

Следует сделать акцент и на зимних видах экстрима. Среди них можно отметить беккантри (Back country) – катание вне ухоженных трасс, кросс-кантри (Cross country) – гонки по пересеченной местности, фрирайд (Freeride) – катание по любым склонам на разных скоростях. Однако здесь есть своя специфика, обусловленная размерами городов. В крупных центрах используются пространства в черте города, в мелких – на окраинах. На наш взгляд, выбор маргинальных пространств спортсменами-экстремалами для своих тренировок и соревнований не случаен. Кризис, поразивший российское общество, затронул и сферу спорта. Использование официальных спортивных сооружений, которые можно обозначить как организованные, кодифицированные пространства, стало затруднительным по многим причинам. Даже у представителей традиционных видов спорта возникают проблемы с посещением стадионов, катков, треков, бассейнов и т.п., и, по возможности, они пытаются реализовывать свои потребности в тренировках за рубежом.
Нахождение в маргинальном пространстве и активное использование его возможностей стимулирует интенсивные поиски нестандартных решений, в частности, продуцирование новых видов спортивной активности и не только. Маргинальный статус в сфере современного спорта имеют многие направления физической активности, что, как нам представляется, является благодатной почвой для попыток экспериментирования, поиска чего-то другого, более подходящего реалиям сегодняшнего времени. В ситуации децентрированности существования людей в обществе и культуре, фрагментированности мира и личности не всегда оправданы поиски глобальной единой концепции дальнейшего развития физической культуры и спорта.
Разработка ряда локальных теорий может принести большую пользу. Одной из них является концепция маргинальности. Не претендуя на познавательную универсальность, она может обозначить один из новых ракурсов видения выхода из кризисного положения, сложившегося в современном российском спорте.
Опубликовано в Выпуск 2(4), 2005


Комментариев нет:

Отправить комментарий