Хлеб — символ благополучного Лета и Здоровья в зимнее время
Работников хозяйка в этот день угощала овсяными блинами
В этот день отмечается память святой мученицы Наталии и ее мужа Адриана, живших в начале 4 века в Никомидии, на берегу Мраморного моря.
Наталия выросла в благочестивой христианской семье, но замуж вышла за язычника — богатого и знатного юношу Адриана. Супруги прожили вместе чуть больше года, когда начались гонения на христиан.
В Никомидию
прибыл император Максимилиан, и по его личному приказу 23 христианина
были подвергнуты самым жестоким пыткам. Адриан поразился, с каким
терпением мученики сносили испытания, и начал расспрашивать их о боге. В
конце концов, он и сам уверовал в Христа. Тогда язычники схватили
молодого мужчину и бросили его в темницу. Узнав об этом, Наталия
поспешила к мужу. Вскоре Адриана предали лютым мучениям, а верная
супруга до конца была при нем, ободряя его и укрепляя в вере. За свои
душевные страдания Наталия также заслужила мученический венец и вскоре
после смерти Адриана последовала за ним в Царствие Небесное.
* * *
По церковному календарю. Церковь отмечает сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы,
В 1395 году на Русь напали орды Тамерлана (произошло это событие
накануне Успенского поста). Великий князь Василий Дмитриевич попросил
митрополита Киприяна отправить духовных лиц за чудотворной иконой
Пресвятой Богородицы, находившейся в соборе Владимира-на-Клязьме.
В день Успения Богоматери началось шествие со святыней. 26 августа (по
старому стилю) митрополит Московский, духовенство, князь Василий с
семьей и весь народ от мала до велика вышли на окраину города встречать
Владимирскую икону.
В тот же день Тамерлан увидел во сне грозную женщину, устремившуюся на
него с полками воинов. Суеверный хан собрал толкователей и узнал от них,
что эта женщина — заступница христиан, мать Иисуса Христа, русского
Бога. К чужим богам кочевники всегда относились уважительно, и Тамерлан
решил покинуть пределы Руси.
В память об этом событии было установлено празднование чудотворной
Владимирской иконы, а на месте ее встречи был основан Сретенский
монастырь.
* * *
По народному календарю. В этот день в одних местах закашивают овес, в других оканчивается уборка овса (Убирали последний овес).
С Натальи Овсяницы на Руси начинали косить овес. «К Наталье не выкосишь овес — намотаешься до слез»,
— говорили в народе. Первый сноп овса по обыкновению несли с песнями в
избу и ставили в красный угол — под образа.
Хозяин и работники садились
за стол, а хозяйка угощала их деженем — овсяным толокном, замешанным на
молоке или на воде с ягодами, а также овсяными блинами. «Несет Наталья в овин овсяный блин, а Адриян — в горшке толокно», — приговаривали за обедом. Запивали кушанья овсяным же киселем на бруснике.
Угощение в этот день доставалось также лошадям: им насыпали овса вдоволь. При этом к овсу относились уважительно, помнили: «Не кони везут, овес везет»; «У сытого коня восемь ног»; «Не погоняй кнутом, погоняй мешком».
Рябина в этот
день именинница. День посвящен сборам рябины и калины. Птицы лакомятся
ягодами рябины. В этот день на жерди под крышей вывешивали кисти
рябины.
Приметы
Приметы
Холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму.
Большой урожай рябины — к морозу.
Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.
- Пришла Наталья — пошли в лесу грибы.
- Если не опал лист берёзы и дуба — будет суровая зима.
- Птицы со двора и опёнки у пня — наступила осенняя пора.
- На Наталью устраивался праздник, носили чучело — овсяный сноп.
- Не вырастет овёс — наглотаешься слёз.
- Если утро в этот день холодное, то и зима будет ранняя и холодная.
- «Наталья овсы косит, благополучие в дом привносит».
С этого времени день убавляется примерно на три часа от летнего солнцестояния. В народе примечали: «Петр и Павел (12 июля) на час день убавил, Илья Пророк (2 августа) два уволок, а Адриян и Наталья три утащили, канальи».
Далее идет текст из неоязыческой традиции, то есть может - да, а может и неизвестно что. Ченнелинг - одним словом.
Род и Роженица.
Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию, приходится на 8 сентября.
После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.
[В других традициях также имеется такой чудной обряд, но он проводится не 8 сент. (26 авг. по ст.ст.), а 14 сент. (1 сент по ст.ст.)]
После «похорон» начинается обрядовая охота на «лосих». [См. тж.: «охота на тотемов противоположной фратрии».] Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.
[В других традициях также имеется такой чудной обряд, но он проводится не 8 сент. (26 авг. по ст.ст.), а 14 сент. (1 сент по ст.ст.)]
После «похорон» начинается обрядовая охота на «лосих». [См. тж.: «охота на тотемов противоположной фратрии».] Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.
Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и игрищами.
Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожениц наступает «бабье лето».
Комментариев нет:
Отправить комментарий