22 сентября — Поднесеньев день (День подношений)
Православные христиане сегодня отмечают Попразднество Рождества Пресвятой Богородицы и чтят память святых праведников Иоакима и Анны — родителей Божией Матери.
От новобрачных — круглый пирог и свату, и родне. Молодые соседей зазывали: «К нашей хлеб-соли милости просим!»
Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, считаются помощниками и благодетелями рожениц и бездетных. Этот день праздновали как День рожениц. Поздравляли молодых матерей с младенцами, пекли пироги, варили мирскую кашу, собирали на пир повивальных бабок.
По народному календарю.
От новобрачных — круглый пирог и свату, и родне. Молодые соседей зазывали: «К нашей хлеб-соли милости просим!»
От новобрачных — круглый пирог и свату, и родне. Молодые соседей зазывали: «К нашей хлеб-соли милости просим!»
В Поднесеньев день чествовали уходящее солнце, молили светозарнее накопить сил и отогнать подступающую к воротам потемь (то есть - зимнюю темноту).
Свое название Поднесеньев день получил из-за того, что именно в этот день наши предки дарили друг другу подарки.
В этот день принято вспоминать о родителях. Дети должны прийти и поклониться здравствующим или уже ушедшим родителям, попросить у них прощения и поблагодарить за терпение и заботу.
Поговорки и приметы
Длинная паутина летит к ясной осени и нескорому снегу.
ПАМЯТЬ ПРАВЕДНЫХ БОГООТЕЦ ИОАКИМА И АННЫ
Длинная паутина летит к ясной осени и нескорому снегу.
* * *
Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана,
происходившего из колена Левина из рода Ааронова. Муж ее, святой
праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По
древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия.
Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети
своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По особому Промыслу Божию
святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели
об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и
наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.
В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский
храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел
благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был
глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских
и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая
столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и
провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя
милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.
Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего
их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва
оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца,
обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна
произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и
открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую
благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в
Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о
посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и
повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала
Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию. До трехлетнего
возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем
торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень,
где воспитывалась до совершеннолетия.
Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний
старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла
ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов
показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла
Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками
Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы
просит их молитв о исходящих из храма верующих.
* * *
ПОДНЕСЕ́НИЕ, поднесения, ср. (книжн.). Действие по гл. поднести в 3 и 4 знач. - подносить.
❖ От вознесенья до поднесенья не пьет - шутка о пьяницах.
Толковый словарь Ушакова.
Д.Н. Ушаков.
1935-1940.
Синонимы: - *
ПОДНЕСТИ́, поднесу, поднесёшь, прош. вр. поднёс, поднесла, совер. (к подносить).
1. кого-что. Приблизить (держа в руках, на руках или протягивая руку). Поднести рукопись к свету. Поднести ребенка к окну.
2. кого-что. Принести, подтащить куда-нибудь. Поднести вещи к поезду.
3. кому что. Угостить, подавая (разг.). Поднести рюмку водки. «Поднеси ему вина крепкого, хорошего, старого вина.» А.Тургенев.
4. кому что. Сделать подношение, дать, подарить в знак уважения. «Поднесу-ка я этот канделябр сегодня вечером комику Шашкину.» Чехов. «Непременно поднесет бабушке подарок.» Л.Толстой.
Толковый словарь Ушакова.
Д.Н. Ушаков.
1935-1940.
* * *
Сегодня невест выбирают
На Руси с этого дня начинались так называемые посиделки: девушки собирались в одной избе и пряли, а парни приходили с гармошкой и угощением выбирать себе невест.* * *
Праздник Лады
Девушки обращаются к богине, чтобы она послала большой урожай
Особый статус Лады — великой богини весенне-летнего плодородия и покровительницы свадеб, брачной жизни — обусловил множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников.
В частности, именно у Лады и ее дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну. Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. Остальные обряды были связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых и последних колосьев.
На праздник Красной горки, который в большей степени был посвящен Ладе, девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Местом ее проведения был холм (красная горка). Играющие делились на две группы — одна пела о посеве проса, другая — о его вытаптывании. Вытаптывание обозначало завершение всего цикла — обмолот хлеба.
Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе». Исследователи также установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Нередко именно в середине лета, к осени, принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ.
Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов (в конце августа—сентября), поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник осеннего равноденствия. (8—9 сентября по старому стилю) и 22 сентября по новому.
http://mignews.com.ua/ru/articles/118836.html
http://www.calend.ru/holidays/0/0/1584/
http://kurskweb.ru/news/religion/13897.html
http://www.diary.ru/~drevniy-mir/p124558883.htm?oam#more1
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/pages/01_mir/pr_09_09.html
22 сентября — Поднесеньев день: russian-traditions.ru/22-sentyabrya-podnesenev-den/
Источники:
«Круглый год. Славянский календарь»;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Насон – История города Вологды. Народные приметы;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М., «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ
Комментариев нет:
Отправить комментарий