21 сентября 2017 г.

21 сентября ( 08 сентября ст.стиля). Рождество Богородицы. Вторые осенины.

Осенины. Оспожинки. Вторая встреча осени.
Вторая Пречистая. Малая Пречистая. Богородичин день.
  • Осенины — вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчёл, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь (конец)». «Бабье лето тишь вспугнуло».
  • Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.
 
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Γενέθλιον τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν ΘεοτόκουРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной и католической Церкви.

В православии относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии); в католической церкви имеет ранг «праздника» (festum).

Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября н.ст. в XX-XXI веках) в церквах, придерживающихся этого календаря, включая большинство православных. В католической и некоторых православных церквах отмечается 8 сентября по григорианскому календарю.


Тропарь празднику Рождества Пресвятой Богородицы.Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде Благословение, н, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. 


Кондак, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем. То празднуют и людне Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея. 


Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславноеславим Рождество Твое.


По церковному календарю. Пресвятая Дева Мария родилась в Назарете у Иоакима и Анны. Святой Иоаким и его жена были очень добродетельными людьми, щедро раздавали милостыню нищим.

Супруги прожили вместе пятьдесят лет, но детей у них не было. Это очень огорчало Иоакима и Анну, и они неустанно молили Бога даровать им чадо, обещая посвятить ему свое дитя.

Однажды в храме человек, стоявший рядом с Иоакимом, принялся укорять его, что Бог не благословил его детьми за какие-нибудь тайные грехи. Опечаленный Иоаким вышел из храма и, не возвращаясь домой, отправился в пустыню, где паслись его стада. Там он долго молился и просил Бога даровать ему детей и снять с него поношение перед людьми.

Анна, видя, что ее муж не возвращается домой, принялась безутешно плакать. В какой-то момент подняв глаза, женщина увидела на ветке дерева гнездо с маленькими птенцами. Еще грустнее стало Анне при виде детенышей.

Но тут она увидела перед собой ангела, возвестившего, что молитва ее услышана: «У тебя родится дочь и ты назовешь ее Марией». (В переводе с еврейского это имя означает «надежда».) Ангел исчез, и Анна, дав обещание посвятить Богу свою дочь, отправилась в Иерусалим. Тогда же ангел явился и Иоакиму, сообщив ему ту же весть.

Слова божьего посланника исполнились: 8 сентября (по старому стилю) у престарелых супругов родилась дочь — Дева Мария, — и счастливые родители принесли дары в Иерусалимский храм.

Анна и Иоаким скончались в глубокой старости.

По народному календарю. Оспожинки — собирают лук с гряд. Оспожинки — это праздник урожая. Он справляется иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмеченный хождениями в гости, широким хлебосольством.

Обязательным считалось приглашение молодых к родителям (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и скрепления добрых, мирных отношений между невесткой и родителями мужа, между семьями сватов.

Бабы встречали осень у воды, приговаривали: «Богородица пречистая, избави от маеты, надсады от души отведи, мое житье-бытье освети!».


Осени́ны
(вар. Вторые осенины, христ. Рождество Богородицы) — день народного календаря восточных славян, выпадающий на 8 (21) сентября. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать — Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу.
Другие названия праздникаОсенние оспожинки, Вторая встреча осени, Богородицкая, Поднесеньев день, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая (Большая Пречистая празднуется 28 августа, в день Успения Богородицы), «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Праздник Рожаниц, Рождество Богородицы.

Источник: http://www.calend.ru/narodevent/6732/
© Calend.ru
(Большая Пречистая празднуется 28 августа, в день Успения Богородицы)

Источник: http://www.calend.ru/narodevent/6732/
© Calend.ru
(Большая Пречистая празднуется 28 августа, в день Успения Богородицы)

Источник: http://www.calend.ru/narodevent/6732/
© Calend.ru
Возжигание огня

Считалось, что с 21 сентября наступает конец лету и осень вступает в свои права. Про этот день говорили: «Всякому лету аминь».

Встреча осени в некоторых местностях отмечается обновлением в избе огня: старый огонь гасят и зажигают новый, который добывают ударами кремня или трением дерева.

Белорусское название праздника «Засiдкi» говорит о том, что с этого дня позволяется сидеть в доме с огнём.

Почитание женщин

Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот. В южно-русских губерниях девушки и женщины шли к реке, озеру, ручью «встречать осень»; устраивали трапезу, главными блюдами которой были овсяный кисель и хлеб, пели песни, плясали, играли.

В сознании русского человека её образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму».

Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывают стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают всех к себе на обед.

В Аспосов день заканчивается бабье лето, хотя в некоторых местах оно продолжается до Воздвиженья или Покрова.

Во многих местах Белоруссии на Богача женщины выполняли охранительный обряд — вокруг двора пóсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.

Посещение новобрачных

В старые годы в этот день сходилась к новобрачным родня богоданная и кровная, созывающаяся «навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка приговаривая: «Аспосов день — поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте — хозяйского добришка не жалейте!».

Братчина
В этот день организуется большая трапеза. К праздничному столу готовят кутью из разных круп нового урожая с мёдом, зерновой хлеб, кулебяку с рыбой, творог (сыр), студень, варят пиво и закалывают овцу (барана). В старину на этот день в селе закалывали оленя или быка. На пиру обносится чаша и над нею славят Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Кутью также ставят на подоконник — угощение духов предков рода. Культ рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами — «празднествами богородицы». «Желя Роду и роженицам по рождестве — муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе».

«Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы „оспожинки“ справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское „пировство“ развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно».

Также в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся большая семья. В этот день новобрачные угощают свою родню, почему и называется «Поднесеньев день» (в иных местах «Поднесеньев день» отмечается на следующий день). В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях в этот день молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.

Похороны мух

В этот день в некоторых местах проводится обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых и Земли на время наступающей зимы.

Начало осени

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего, заготавливали лук).

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодёжного праздника в честь завершения жатвы.

Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути — это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе — день рождения Девы Марии, матери Иисуса Христа.

Поговорки и приметы

Осенины — вторая встреча осени. Бабье лето по Аспосов день (рязан.). «Да Багача баба рабача, па Багачы — хоць за плот валачы» (белорус.). «Будзь багаты, як восень!» (белорус.). «Другі святок — восень, браток» (белорус.). С этого дня можно было засылать сватов: «Прийшла Пречиста — принесла старостів нечиста» (укр.). «Пречиста — картопля чиста» (укр.). «Як прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Пречиста — забере їх нечиста» (укр.). «Перша Пречиста жито засіває, а друга — дощем поливає» (укр.). «Прийшла перша Пречиста — одягла природа намисто, прийшла друга Пречиста — взяла комара нечиста, а прийшла третя Пречиста — стала діброва безлиста» (укр.). На вторую Пречистую заготавливают калину (укр.). Луков день — с этого дня собирают лук с гряд (Яросл., Вологод.). Пасиков день — убирают пчёл с пасек или пчёльников (Пенз., Сарат.). Если в этот день хорошая погода — осень хорошая. «Пречиста так сказала: „Не празнуйте мене, празнуйте маво Чуду“» (полес. — Чуды, 6 сентября по ст. стилю). «Между Прачыстае и Зюжэннем [Здвижаньем] жыта не сеюць» (полес.).

Злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут.

См. также

Википедия: Осенины
* * *
Сейчас Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сент., имеет 1 день предпразнства (7 сент.) и 4 дня попразднства, и отдание (12 сент.).

В праздник Рождества Богородицы все русские люди всенепременно шли на праздничное богослужение в храм. В этот день не рекомендовалось исполнять какие-нибудь работы. Во массы деревнях на этот день приходились престольные праздники. Также, практически по всей РФ в это время праздновали “оспожинки” - праздник сбора урожая: ходили друг к знакомому в гости, тесть и теща обречены были принимать у себя новобрачных. В южно- рассийских губерниях было принято в этот день устраивать “осенины”: женщины и дамы шли к реке, озеру, ручью “встречать осень”, устраивали трапезу, главными блюдами которой были овсяный кисель и хлеб, пели песни, танцевали, играли. Это была II-ая свидание осени, I-я приходилась на II-й Спас. Специально выпекался овсяный хлеб, который удерживала старшая из девушек, а молодые пели песни, стоя кругом нее. После хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись на протяжении целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 суток, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сент. и 4 дня попразднества).

Почитание Богородицы воплотилось в чествование ее в дни “богородичных праздников” - Рождество Богородицы, Введение, Успение и Благовещение Богородицы, и и в иные дни, связанные с событиями из жизни Богородицы или прославляющие ее: Собор Пресвятой Богородицы, т.е. народное торжественное собрание для прославления Матери Божьей (26 дек. / 8 янв.); Состояние честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в особом храме, построенном императором Львом Великим в V в. (2 / 15 июля); Состояние честного пояса Пресвятой Богородицы - в честь того события, что императрица Зоя, жена Льва Мудрого, заполучила исцеление от этой святыни (31 августа / 13 сент.); Покров Богородицы. В русской традиции в особенности выражены празднования суток памяти прославленных чудотворных икон Богородицы - Владимирской (23 июня / 6 июля); Тихвинской (26 июня / 9 июля); Казанской (8 / 22 июля; окт. / 4 нояб.); Смоленской (28 июля / 10 августа); Донской (19 августа / 1 сент.); Иверской (12 / 25 фев.) и др.

Оспожинки — это еще и праздник урожая, который иногда справляли целую неделю — с играми, песнями, плясками, пирами. Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.

На Пречистую к новобрачным приходили родственники: смотрели, как те живут, учили уму-разуму. Молодая хозяйка должна была накормить гостей вкусным обедом и подарить родителям круглые пироги, а ее супруг — показать хозяйство: жито в амбарах, упряжь и инструменты в сараях.

Называли этот день также Луковым или Пасиковым — от слов «лук» и «пасека». В огородах в это время продолжалась уборка лука, а на пасеках готовили пчел к зимовке.

На Пречистую, в день осеннего равноденствия, отмечали вторую встречу осени и наблюдали приметы. Если погода стояла хорошая, то и вся осень должна была быть такой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий