26 августа 2017 г.

28 августа (15 августа по ст.ст.) — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Κοίμησις Θεοτόκου) — праздник православной и католической церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых
(Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии).

Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая церковь и некоторые другие празднуют 15 августа по юлианскому календарю (28 августа по новому стилю). Католическая церковь, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 15 августа по новому стилю.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.

Возраст, в котором скончалась Богородица


Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

Существует несколько версий, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х., как об этом говорят церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин. С ними согласны святые Андрей Критский и Симеон Метафраст, сообщающие, что Она дожила «до последней старости». К этому же склоняются и другие исследователи.
Погребение

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены Её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник.

Чудо восхищения Богоматери на Небо


Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба. Православная икона.

В погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он пришёл в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Девой Марией.
…когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?
— Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
В этот день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни».

Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования

Католическая традиция особо выделяет Вознесение Богоматери и последовавшее затем Её коронование.
* * *
Приметы 28 августа
 
Успение. Успенье. Успение Пресвятой Богородицы. Успенщина. Большая Пречистая. Первая Пречистая. Госпожин день. Госпожинки. Дожинки. Отжинки. Обжинки. Оспожинки. Жнивка. Сапожинки. Выжанки. 

Божья Матерь считается народной заступницей. Название дня связывают с именем Богоматери, называемой Госпожою, и временем сельхозработ. Госпожинки, Госпожин день - один из главных земледельческих праздников. Сапожинки - обряд окончания жатвы. Название Выжанки отражает взаимопомощь при окончании жатвы, вознаграждением служит угощение. 

Успенщина - великий осенний праздник. Конец Успенского поста. Кончают вспашку, дожинают хлеб. Начинают заготовки на зиму. «На Успение огурцы соли, на Сергия (8 октября) капусту руби». 

День проводов лета и окончания уборки урожая. Варят пиво, пекут пироги, убивают барана, созывают гостей пировать и празднуют окончание жатвы. 

До Петрова дня взорать (вспахать), до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

Оканчивается уборка и посев озимого хлеба. Обряд окончания жатвы называется сапожинками. По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой - «завивали бороду» - и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая. Перевязанные колосья свивали в венок, пригибали его к земле и слегка присыпали землей; под эти стебли клали хлеб с солью, низко кланялись и скрепляли сделанное словами: «Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!»

Последний сноп жали молча. Девушки жали сноп-молчанушку: если заговорит, то жених будет слепой (Костромская губ.). Последний сжатый сноп - «именинник», он пользуется особым почетом: его наряжают в сафран или обвивают ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчинами» или «братчинами», так как устраивается он на собранные со всего мира деревенские деньги. Последний сноп ставят на тябло (полка для икон), под иконы. Затем делают пожинальницу (яичницу). Последний сноп овсяной жнивы на Покров скармливают скотине или дают курам, овцам, свиньям, коровам и лошадям - всем по горсточке (Костромская губ.). Во многих местах последний сноп сохраняется до Нового года.

Сельское товарищество проявляется в «выжанках», во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служит угощение. Заранее оповещается, что у такого-то тогда-то будет «выжанка». Женщины охотно идут на «выжанку», имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работают с песнями и шутками, один другого подбодряя». Времена года. Православный народный календарь. Книга для чтения на каждый день./Составитель Вл. Соколовский. - Пермь: Урал-Пресс, 1992, с. 193.

Если молодое Бабье лето «ведряное - жди ненастья на строе» (с 14 по 21 сентября).

Ласточки отлетают. С Успенья солнце засыпается. Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья. До Успенья пахать - лишнюю копну нажать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий