Концерт Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre) — не просто музыкальное действо, но еще и политехническое шоу, передвижная выставка синтезаторного музея. Осознав привлекательность такого формата, Жарр в последнее время делает ставку не на масштабные мероприятия «с салютом и балетом», а на камерные концерты с репертуаром из собственных классических хитов и живой игрой на не менее классических синтезаторах. В преддверии московского концерта мы решили вспомнить десять самых занятных устройств, на которых в разное время играл Жан-Мишель в студии и на концертах.
Гвоздь программы почти каждого концерта Жарра — соло на лазерной
арфе. Инструмент этот — на самом деле не синтезатор, а контроллер. Сама
она звуков она на производит, а только посылает ноты другим синтезаторам
(например, в «Rendez-Vous 2», которую Жарр играет чаще всего,
в качестве звучащего модуля использован синтезатор Elka Synthex). Как
только рука закрывает один из лучей-струн, синтезатору отправляется
сигнал о том, что должна прозвучать соответствующая нота. Арфа обладает
до крайности капризным нравом (записями того, что эта машина выкинула
в очередной раз, кишит весь YouTube), но Жарра это не останавливает.
Отказы техники добавляют электронному концерту человеческого фактора,
а заодно и убеждают зрителя в том, что ему не играют компакт-диски.
Модульные синтезаторы — главный на сегодняшний день фетиш среди любителей винтажного аналогового звука. Суть этих систем в том, что они собираются из блоков, каждый из которых отвечает за свою функцию (фильтр, секвенсор или отдельные голоса-осцилляторы), а соединять их друг с другом можно так, как только подскажет фантазия. Возможности для эксперимента открываются богатейшие. Полумодульный ARP2600 (с фиксированным набором блоков) начали производить в начале семидесятых и сделали всего менее трех тысяч экземпляров (в начале 80-х компания ARP Instruments обанкротилась, проиграв конкуренцию в первую очередь Moog, Roland и Korg). Ореол машины, производящей «космические звуки» усиливался и тем, что создатель синтезатора, Алан Перлман (Alan R. Pearlman) ранее работал в NASA. Жарру этот инструмент приглянулся настолько, что француз использовал его почти на всех альбомах и до сих пор возит на концерты. Спешите видеть!
Хрустальный орган — строго говоря, инструмент акустический, однако выглядит и звучит не менее футуристично, чем самый причудливый синтезатор. Он был создан в начале пятидесятых земляками Жарра братьями Баше, получил распространение среди приверженцев musique concrete, откуда перекочевал в электронику. Орган Баше приходится дальним родственникам музыкальным бокалам — в роли источника звука стеклянные стержни, а играть на них нужно влажными пальцами. Звучит на альбоме «Revolutions».
Чёрный чемоданчик с разноцветными ручками — родственник модульного гиганта Synthi 100, занимавшего добрую половину комнаты. Портативный AKS тоже умеет весьма немало, и услышать его в деле совсем нетрудно. За инопланетный шум и прерывистые космические звуки на альбомах «Oxygene» и «Equinoxe» отвечает именно он. Наверняка не обойдется без AKS и на московском концерте, этот синтезатор — неотъемлемая часть жарровского лайв-шоу.
Нет синтезатора, выглядящего круче, чем многоклавиатурные органы. Играя на таком на сцене, музыкант выглядит как оператор центра управления полётами. Наиболее эффектно ими пользовались прог-роковые клавишники вроде Рика Уэйкмана (Rick Wakeman) из Yes. Один из таких органов, Eminent 310, стал системообразующим инструментом в раннем творчестве Жарра. Струнные в «Oxygene» и «Equinoxe», а также некоторые басовые партии играются именно на Eminent 310.
6. Fairlight CMI II
Эра цифровых музыкальных инструментов начиналась именно с Fairlight. Эта машинка была, по сути, одним из первых цифровых сэмплеров. Звуки хранились на дискетках, а волну можно было создать с нуля, нарисовав на экране световым пером. По возможностям этот гигант, стоивший несколько десятков тысяч долларов, не превосходил простенькую программу FastTracker, но эффект на развитие музыки оказал колоссальный. Самое характерное применение Fairlight у Жарра — голосовые сэмплы, складывающиеся в мелодию в треке «Ethnicolor». Ну и в остальном диск «Zoolook» — сэмплерный вдоль и поперек.
7. Simmons SDS V
Электронные барабаны Simmons — артефакт эпохи синтетического диско. Легче всего их узнать по шестиугольной форме (в середине восьмидесятых редкий клип обходился без этой вещицы), а также по характерному звуку «дыщщщщ!», который стал едва ли не главным атрибутом поп-музыки того времени. Нетрудно догадаться, на каком альбоме SDS V использован у Жарра —
8. EMS Vocoder
Как ни странно, вокодеры (т.е. синтезаторы, превращающие человеческий голос в «железный голос робота») Жарр использовал не так уж и много, этим прославились скорее Kraftwerk. Но в его программном хите «Revolutions» именно вокодерный голос стал центральным элементом. Помните знаменитое «Sex... No sex! Revolution!»? Это оно. Для получения синтетического голоса Жарр использовал одну из самых старых машинок фирмы EMS. Сейчас вокодер есть в огромном количестве синтезаторов, включая популярный «Microkorg», но так мощно и жирно как EMS, не звучал ни один из них.
9. Mellotron 400.
Как и большинство электронных инструментов середины прошлого века, меллотрон изначально был предназначен для имитации живых звуков (в данном случае хора). По принципу работы, меллотрон напоминал нынешние «ромплеры» (сэмплеры с прошитыми звуками). Каждой клавише соответствовало плёночное кольцо, непрерывно воспроизводившее одну хоровую ноту. На хор звук этой машины походил не слишком, а вот любителям психоделии и прогрессивного рока пришелся по нраву. Меллонтрон использовали Beatles (он звучит во вступлении к «Strawberry Fields Forever»), Pink Floyd, Дэвид Боуи (David Bowie), Bee Gees и King Crimson. Разумеется, мимо такой железки не мог пройти и Жарр. Меллотрон использовался на его канонических альбомах «Oxygene» и «Equinoxe», а также на ««Oxygene
10. Терменвокс.
Одно из великих русских изобретений, наряду с водкой и тетрисом. Мало того, что своеобразно звучит (в отличие от клавишных синтезаторов, Терменвокс — инструмент безладовый, как скрипка), так еще и процесс игры на нем выглядит весьма зрелищно. Одна рука управляет высотой звука, другая — громкостью. Самая известная на планете исполнительница на терменвоксе, Лидия Кавина, приходится внучатой племянницей изобретателю этой машины, Льву Термену. О том, как игре на этом непростом инструменте обучился Жарр, можно составить представление, например, по этому видео:
Jean-Michel Jarre
Москва, Крокус Сити Холл
18 октября 20:00
* * *
Многогранный артист, артист, не только имеющий много записей, но и
создающий и исполняющий уникальные концертные представления на открытом
воздухе, Жан Мишель Жарр – также композитор и автор для текстов
знаменитых в своей родной Франции и композитор международных
саунд-треков к фильмам. Он также является первым композитором,
осмелившимся ввести электронную музыку в “святилище” Оперного Театра
Парижа, с балетом AOR в 1971. В промежутке между 1968 и 1972 годами, поработав с Пьером Шеффером в GRM (Группа музыкальных исследований), он составляет и производит серию электро-музыкальных произведений, таких как The Cage (“Клетка”) и Deserted Palace (“Покинутый Дворец”) …
В 1972 году он составляет специальную музыку для Международного Фестиваля Магов и Фокусников.
В течении 1973-74 годов он составляет и/или пишет слова для песен
альбомов таких выдающихся талантов Франции, как Франсуаза Харди, Жерар
Ленорман и для двух основных альбомов Кристофа Les Paradis Perdus и Les Mots Bleus.
Он также является постановщиком и директором двух концертов Кристофе в театре “Олимпия” в Париже.
В 1974-75 годах он приезжает в Лос-Анджелес, где пишет и выпускает два альбома для Патрика Жювье, Mort ou Vif («l’Enfant aux Cheveux Blancs», «Faut pas rêver») и Paris by Night («Où sont les femmes?»). Он сотрудничает с музыкантами Херби Хэнкока и Рэйем Паркером Младшим.
Работая над международными саунд-треками к фильмам, в 1972 году он пишет оригинальный саунд-трек для фильма Жана Шапо Les Granges Brûlées ("Сгоревшие амбары"), в главных ролях которого снимаются Ален Делон и Симона Синьоре, а в 1978 году для фильма Питера Флечмана The Sickness of Hamburg (“Болезнь Гамбурга”).
В 1979 году Питер Уэйр просит его написать музыку для фильма Gallipoli
("Галлиполи"), в главной роли которого дебютирует начинающий тогда
актер Мел Гибсон. В 1986 году он пишет оригинальный саунд-трек для
фильма “Девять с Половиной Недель” Адриана Лайна, с Ким Бессинджер и Микки Рурком в главных ролях.
В 2001 году Жарр пишет оригинальный саунд-трек для фильма Qui veut devenir une star, первого полнометражного художественного кинофильма молодого дебютирующего кинорежиссёра Патрика Поярда.
Жан Мишель Жарр также пишет музыку для документального фильма Жака-Ива Кусто, “Палаван”, вышедшего в 1992 году.
В 2001 году, Match Télévision поручает ему составить звуковой дизайн для кабельного канала а Bang & Olufsen заказывает видео и звуковой дизайн для B & O Concept Store на Елисейских полях в Париже.
Жан Мишель Жарр ставит также несколько видео-постановок, в области
изобразительных искусств (включая кино и телевидение), последняя из них
представлена на Avignon 2000 на “Выставке тысячалетия” по теме Красота.
Кроме своей деятельности, напрямую связанной с созданием музыки, Жан
Мишель Жарр является также представителем индустрии Международной
федерации производителей фонограмм (IFPI) и успешно возглавляет лобби по вопросам законодательства об авторских правах в Интернете перед Европарламентом.
Жан Мишель Жарр является также представителем ЮНЕСКО
и Послом Доброй Воли, содействующим осуществлению двух основных
проектов ООН Water for Life (“Вода для Жизни”) и Education for all
(“Образование для Всех”).
Комментариев нет:
Отправить комментарий