5 сентября 2016 г.

Аист в мифологии, тотем аиста

2 аиста (500x333, 34Kb)
Аист (525x700, 79Kb)
Аист — особо почитаемая птица, наделяемая человеческими свойствами, охранитель и очиститель земли от гадов и прочей нечисти. Легенда, распространенная в Белоруссии, на Украине, в Польше и северо-западной Болгарии, связывает происхождение аиста  с человеком. Когда Бог убедился, какой вред чинят людям черви и змеи, он собрал их в  мешок и велел бросить его в море, в огонь, закопать в яму или занести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он собирал и уничтожал змей, лягушек и других гадов и очищал от них землю. Со стыда у аиста покраснели нос и ноги. А зад почернел оттого, что рассерженный Бог отхлестал аиста прутом, огрел раскаленным железом или толкнул в грязь.


По другой, украинской, легенде Аистом стал крестьянин, наказанный за то, что пахал в праздник. С тех пор аист всегда ходит за плугом. Поляки рассказывают также, что в аиста был обращен косец в жилетке, у которого перед Христом спали штаны. Коса его превратилась в клюв, а с жилеткой сравнивают черно-белую окраску этой птицы. Говорят, что, прилетая весной, аист скидывает штаны и ходит в жилетке. Дети дразнят аиста, что он без порток, и выпрашивают у него жилетку. А женщины шутят, что концы от неровно дотканного полотна пойдут аисту на штаны.
пара аистов (671x700, 206Kb)
Люди называют аиста человеческими именами: Иваном, Богданом, Адамом, Василием, Войцехом и др. Аисту приписывают многие человеческие особенности. Считается, например, что его ноги напоминают человеческие. Верят, что аисты имеют душу и «чувствуют сердце» человека, понимают его язык и сами раньше умели говорить, как люди. Клекот аистов принимают за молитву. Часто рассказывают о том, как аисты собираются вместе и справляют свадьбы. Самец и самка неразлучны и привязаны к детям. В случае гибели одного из супругов другой добровольно идет на гибель вслед за ним, а может покончить с собой и из ревности. Если самку заподозрят в супружеской измене, ее судят публично и убивают. Перед отлетом аисты собираются на совет и решают, кого они не возьмут с собой.


Родство аистов с человеком видят также в том, что они селятся рядом с людьми и не боятся их. Бывает, что они целой гурьбой стучатся в дом во время холодов, чтобы их впустили обогреться. Представление об аисте-человеке отражают и поверья о неведомой земле, куда эти птицы улетают на зиму. По болгарским и македонским представлениям, в этой далекой заморской земле аисты купаются в волшебном озере и становятся людьми. Весной, искупавшись в другом озере, они вновь приобретают птичий облик и летят назад. По польским поверьям, они становятся людьми, омочив свой клюв в крови, а когда омочат себя в воде, вновь становятся аистами. В польском Поморье рассказывают о другом способе, каким аисты возвращают себе птичий облик. Весной на берегу моря они хлопают в ладони, превращаются в птиц, перелетают море и возвращаются назад. Верят, что если человек попадет на берег того моря, то и он таким же образом может обратиться в аиста и перелететь в их землю.

белый аист летит (640x429, 23Kb) С первым увиденным весной аистом связаны приметы. 

Летящий аист предвещает здоровье, резвость, урожай, замужество; неподвижный — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие; пара аистов — замужество или роды. 

При виде первого аиста бегут за ним, приседают, кувыркаются, чтобы не болели ноги; катаются по земле, прислоняются к дереву или плетню, чтобы не болела спина; завязывают узел, чтобы не видеть змей; бросают землю, взятую из-под ноги, в воду, которой кропят себя и дом, чтобы не было блох. 

На Волыни, в Полесье и в соседнем польском Подлясье на Благовещение пекут хлебцы с изображением ноги аиста, которые дети подбрасывают и просят аиста об урожае. У южных славян дети приветствуют аиста в надежде, что он принесет кошелек с деньгами.

детей приносит аист (300x372, 102Kb)
Поверье, что Аист приносит детей, особенно распространено у западных славян. Аист вытаскивает их из болота, из моря, приносит в корзине, в лохани, в корыте, бросает в дом через дымоход. Или бросает в печную трубу лягушек, которые, проникая в дом через дымоход, приобретают человеческий облик. Детям говорили, что нужно поставить на окно тарелку с сыром, чтобы Аист принес ребенка. Дети просили Аиста принести им братика или сестричку, например: «Буську, буську, принеси менi Маруську!» В Белоруссии во время празднования родин в дом приходил ряженный аистом и поздравлял родителей с новорожденным. Согласно приметам, ребенка следует ожидать там, где кружит Аист, или тому, к кому на поле часто прилетает Аист. Если он встанет на трубу во время свадьбы, у молодых будет ребенок. Аист снится женщине к беременности или рождению сына. Представления об отношении Аиста к деторождению связаны с фаллической символикой его клюва, которая проявляется, в частности, в поведении ряженного аистом в рождественской обрядности, когда он клюет своим клювом девушек. 

аист в гнезде (700x472, 108Kb) Гнездо для Аиста устраивают на доме или возле жилья, используя для этого старую борону или колесо, которые, как считают в некоторых местах, должен втащить холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо Аиста на крыше дома — счастливая примета. Оно оберегает дом от молнии и пожара, от града, от злых чар и духов, способствует прибыли в хозяйстве и обогащению хозяина. Дом, который Аист избегает, считают проклятым. Отсутствие гнезда Аиста на доме или в селе сулит пожар, а уход Аиста с гнезда — запустение дома или смерть кого-либо из домашних. В предчувствии попадания молнии или пожара Аист покидает гнездо и переносит птенцов.

Нарушение запрета разорять гнездо Аиста, уничтожать птенцов и особенно убивать Аиста считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье, смерть, смерть его матери или сына, телесные уродства, слепоту, глухоту у детей, ущерб в хозяйстве, молоко с кровью у коров. Наиболее распространенное наказание — пожар: считается, что Аист мстит обидчику, высекая огонь клювом или принося в клюве головню или уголь, которыми поджигает крышу.

Мотив высекания огня отражен и в закличках, обращенных к Аисту: «Дядько Михаль, выкраш агню, закурым люльку!», «Барыс, дай закурыть!» Существует легенда, что в Аиста Бог обратил курильщика. Многие наказания за вред, причиненный аисту, относятся к области метеорологии: считают, что будет засуха, наводнение, продолжительный ливень (говорят, что убитый Аист три дня после смерти «плачет»), что Аист навлечет страшную тучу, ударит молния или налетит ураган. Болгары считают, что Аист — предводитель градовой тучи. Поляки считают, что Аист разгоняет градовые тучи, когда кружит высоко в небе, а клекот его служит предвестьем ливня и бури. В польской легенде Аист дает человеку красный платок, усмиряющий бурю на море. В белорусском Полесье жницы просят Аиста: «Иванько, Иванько, зашли нам трохи витру, бо не здюжим жаты».

В античной мифологии аист является символом детской любви к родителям. По древней легенде, аист – единственная птица, которая остается рядом с родителями, молодой аист кормит своего отца.

На востоке аист является одним из символов долголетия.

В Китае до сих пор аиста почитают и видят в нем пример медитации и созерцательности, за его мерную поступь, и способность долгое время неподвижно стоять на одной ноге.
Старо-немецкое название этой птицы – «Adebar», что является производным от устаревшего глагола «bern, bero» (носить, приносить) и существительного «od» («владение» или «дыхание»), именно поэтому аиста называли либо приносящим дары, либо приносящим дыхание — жизнь, детей.

Аист-пожиратель змей Геснера (700x700, 53Kb)
В христианстве аиста рассматривают как счастливый символ, во многом благодаря тому, что аисты истребляют змей. По аналогии с Христом и его апостолами, аист уничтожает порождения сатаны. У христиан аист символизирует целомудрие, чистоту, почтительность, осмотрительность и бдительность. Как предвестник весны считается символом новой жизни.

В северных странах, к коим можно отнести и Русь, аист был символом возрождения, т. к. каждую весну аист возвращается в свое гнездо.
 * * *
Летит аист, несет в клюве косынку, а в косынке - старичок. Летит, летит... Тут старичок трогает его за шею:
- Слушай - ну признайся, что мы заблудились.
* * *
аист на озере (700x560, 87Kb)  Наряду с орлом и ибисом, аист уничтожает зловещих рептилий и является потому солнечной птицей. Но, как существо, связанное с водой и рыбой, он ассоциируется с водами творения. «Приносимые аистом» дети в виде эмбрионов находятся в лоне Матери-Земли и в водах творения, где их и находят при ловле рыбы аисты. Аист символизирует также приход весны и новой жизни, и потому является благовещенской птицей. У китайцев означает долгожительство, счастливую и умиротворенную старость, сыновнюю почтительность достойного, чуждого соблазнов, живущего в уединении отшельника.

aists (254x242, 32Kb) У египтян олицетворял сыновнюю почтительность, так как считалось, что аист кормит своих родителей в старости. В греческих мистериях богиня аистов изображалась в виде женщины — подательницы жизни, кормилицы и являлась атрибутом Геры. У римлян аист символизировал почтительность, сыновнюю привязанность и считался атрибутом Юноны.

 Тотем аиста
 (699x661, 75Kb)

Символ почтительности к родителям (считалось, что молодые аисты во время продолжительного перелета несут на себе старых и ослабевших сородичей), нежности, привязанности к детям (по поверью, аист приносит детей в дома). Аист – сакральная птица в различных мифологических и оккультных традициях. Символизирует новую жизнь, приход весны, удачу. Название «аист» с иврита – «хасида» - дословно переводится как «набожность».

В древности верили, что аисты кормят своих престарелых родителей. Предписание заботиться о родителях в Риме именовалось «Законом аиста». В христианстве аист символизировал чистоту, целомудрие, благоразумие, бдительность. 

Сам внешний вид летящих аистов напоминал ангелов. Аист также является эмблемой путешественника. В Древнем Риме посвящался Юноне, богине материнства, помогавшей роженицам. В Древней Греции посвящался Гермесу (в качестве покровителя путешественников). В ряде традиций выступает как символ долголетия, изобилия, плодородия, благой судьбы. В Египте ба, воплощение жизненной силы человека, первоначально изображалось в виде аиста. 

аист1 (442x640, 45Kb)У славян аист считался священной птицей.. В своих преданиях древние славяне наделяли белых аистов магической силой. В наше время все яснее раскрывается глубинное содержание образа этой удивительной птицы. Вместе с народом аист переживал тяготы войны, теряя гнезда и птенцов в пламени деревень, сожженных оккупантами. Он доверчиво подставляет грудь под удары и выстрелы нелюдей, забывших заветы предков. Он не выносит надругательства человека над дикой природой. Несмотря ни на что белый аист своим присутствием продолжает напоминать людям об их неразрывной связи с историей и природой России. Кажется, что эта птица - крылатая совесть нашей Родины. Говорят, что можно прожить без совести и даже без Родины, являясь "гражданином мира". Но разве это жизнь? Как нельзя любить все человечество, не обращая внимания на страдания ближних, так нельзя ратовать за сохранение биосферы, не имея кровной связи с природой своего края. Не об этом ли молчат величавые птицы?


аист на фоне неба (320x426, 15Kb)
аист над полем (700x469, 76Kb)
аист стоит (640x428, 34Kb)
нарисованные аисты (400x558, 140Kb)
аисты в гнезде (700x478, 116Kb)

несколько аистов (500x375, 32Kb)
полёт (600x560, 74Kb)

Белый аист — Ciconia ciconia
Внешний вид. Это крупная птица: общая длина ее достигает 120 сантиметров, длина крыла — 63, 5 сантиметра, плюсна 24 сантиметров, а клюв 22, 5 сантиметра. Вес взрослого аиста около 4 килограммов. Все оперение белое, только маховые перья, часть кроющих крыла и длинные плечевые — черные. Ноги и клюв красные, как и радужина глаза. Стоящий аист имеет в высоту; более метра. В полете шея и ноги вытянуты.
Вместо песни — громкое щелканье клювом (при этом голова запрокинута).
Местообитания. Обитатель открытых пространств лесной и степной зон.
Питание. Аист питается главным образом лягушками и мелкой рыбешкой, ест также ящериц, змей, слизняков, различных насекомых. Так же охотно поедает он мышей, сусликов и птенцов самых разнообразных птиц.
Места гнездования. Гнездится преимущественно в населенных пунктах на западе России. Неизвестно почему именно этот вид научился жить рядом с человеком, в то время как другие аисты совершенно не выносят беспокойства.
Месторасположение гнезда. Гнездо устраивает на крыше деревянной постройки, на развалинах здания, на дереве. В последнем случае гнездо располагает либо на сухих ветвях относительно низко (3-5 м от земли) либо высоко на вершине сломанного дерева, но всегда на солнечной стороне.
Строительный материал гнезда. Гнездо сооружает из сухих, разной толщины сучьев, ветвей иногда добавляет сено и прелую солому. Лоток выстилает толстым слоем мягкого материала — сеном, соломой, тряпками войлоком, кусками бумаги, перьями и шерстью.
Форма и размеры гнезда. Диаметр гнезда обычно достигает 1500 мм. Высота свежевыстроенного гнезда 400-500 мм, многолетнего — до 1500 мм. Лоток довольно мелкий, а к моменту вылета птенцов становится плоским. Гнездо занимает в течение нескольких лет и ежегодно его ремонтирует и надстраивает.
Особенности кладки. Кладка из 2-6, чаще 4 белых яиц, без рисунка, сильно загрязняющихся к концу насиживания. В отличие от яиц черного аиста скорлупа яиц белого аиста на просвет всегда желтая или желтоватая, а не зеленая. Размеры яиц: (71-78) х (50-57) мм.
Сроки гнездования. Прилетает во второй половине марта — первой половине апреля. Откладывание яиц происходит в мае. В насиживании принимают участие самец и самка, длится оно 33-34 суток. В гнезде птенцы находятся 54-63 суток и покидают его во второй половине июля. В возрасте 70 суток молодые аисты становятся самостоятельными. Отлет наблюдается во второй половине августа — первой половине сентября.
Распространение. В пределах России аист распространен не широко и на большей части его не живет. Он встречается от нашей западной государственной границы на восток до районов Пскова, Смоленска, Калуги, Орла и Харькова. Гнездится по всей юго-западной Украине. Отдельная область обитания аиста находится в восточной части Закавказья, откуда эта птица иногда проникает в Дагестан. В западной половине Закавказья и на Северном Кавказе, а также в степях всего юго-востока аиста нет. Третья область распространения аиста у нас лежит в Средней Азии, где птица гнездится в части Узбекистана. Кроме пределов России, аист широко распространен в Европе.
Зимовка. Зимует в Африке.
Хозяйственное значение. При массовом появлении саранчи он иногда вылетает на охоту за ней в степь и на хлеба и истребляет этих вредных насекомых в огромном количестве. В то же время, уничтожение птичьих яиц и птенцов заставляет считать аиста далеко не столь полезной птицей, как обычно думают, особенно крестьяне, которые, видя убитую аистом змею (чаще всего безвредного ужа), склонны преувеличивать его заслуги. Бывают случаи, что аист, соблазнившись видом гуляющих по двору цыплят и утят, убивает и их.
О белом аисте существует множество легенд и поверий, издревле его считают символом долголетия и супружеской верности. На самом деле, хотя обычно пары у аистов образуются на всю жизнь, самец часто приглашает к гнезду новую самку, если старая запаздывает с зимовки. Если прежняя хозяйка гнезда все же прилетает, между самками нередко вспыхивает жестокая драка.
Описание Бутурлина. Аист принадлежит к тем немногим птицам, которые, хотя бы понаслышке или только по названию, известны всякому. Внешность аиста очень своеобразна. Аист не только не избегает человека, но ищет его соседства и даже стал в известном смысле его сожителем. В “диком” виде, то есть вдали от человека, аисты живут редко и чаще устраивают гнезда на крыше дома, избы, большого сарая, на деревьях в саду или в парке. Известны даже случаи гнездования на трубах заброшенных фабрик. Гнезда устраиваются не только в деревнях, но иногда и в городах, и притом довольно крупных, как, например, в Бухаре.
Человек нигде не преследует этой птицы; она всюду пользуется покровительством и очень доверчива. Аист занимается своими делами — высиживанием и кормлением птенцов, — не обращая никакого внимания на людей, находящихся от него в нескольких метрах, и становится немного осторожнее, лишь когда находится вдали от человеческого жилья. Однако и здесь можно видеть аиста в нескольких десятках шагов от работающих в поле людей.
Главное, что охраняет аиста, это, с одной стороны, несколько преувеличенное представление о приносимой им пользе, с другой — ряд поверий, которые во многих местах были связаны с этой птицей. Считалось, что аист “приносит счастье”, а если разорить его гнездо или убить птенцов, то он начинает мстить. В этих случаях он якобы приносит и бросает во двор ядовитых змей или даже сжигает дом, принося горящую головешку и бросая ее на соломенную крышу. Кое-где аиста считали “священной птицей”, и, по общему мнению, убийце аиста грозила скорая смерть.
Аисты прилетают небольшими группами, а чаще парочками. Нередко случается, что сначала прилетает один самец, который, немного оглядевшись и осмотрев старое гнездо, исчезает и через день-другой появляется, уже с самочкой.
Обязательным условием для жизни аиста, кроме наличия больших деревьев или построек, пригодных для устройства гнезда, является наличие в окрестностях влажных мест — мокрых лугов, болот или речной поймы с озерами.
Аист очень прожорлив и ест целый день, вылетая на охоту вскоре после рассвета и проводя на лугах и болотах большую часть времени. Лишь в период выкармливания птенцов он то и дело появляется у гнезда, неся своим вечно готовым есть детям то лягушку, то мышонка, то змею. Охотясь, аист медленно, без всякой суетливости, важно прохаживается по болоту, обследуя его во всех направлениях и проходя по одному и тому же месту несколько раз. Схватив что-нибудь крупное, например лягушку, он заглатывает ее, подняв клюв вверх. Змей он предварительно убивает несколькими ударами своего тяжелого клюва. Вторая птица обычно прохаживается где-нибудь неподалеку. Наевшись, аист отправляется на отдых и подолгу стоит почти неподвижно, забравшись куда-нибудь на дерево или на крышу, чаще же всего располагается на краю гнезда.
Летает аист очень хорошо и хотя взмахивает крыльями плавно и редко, но летит довольно быстро. Шею, в противоположность цаплям, он вытягивает вперед, ноги держит вытянутыми назад. Иногда аисты, как бы отдыхая, подолгу парят, почти не. шевеля крыльями, и могут на широких спиралях подняться на очень большую высоту.
Аист — птица безголосая, и единственный звук, производимый им, это громкий сухой треск, который он издает клювом.
С прилета птицы сразу принимаются за починку старого гнезда, несколько пострадавшего за зиму: таскают ветки, сучки и различный мягкий материал — траву, бумагу, тряпки и куски войлока, последний служит для выстилки лотка. Аисты гнездятся, в одном и том же гнезде многие годы подряд, и известны случаи, когда такое сооружение служило в течение многих десятилетий. От ежегодных починок и достраивания оно принимает огромные размеры, достигая в поперечнике почти 2 метров, имея в высоту до метра. Новые гнезда имеют меньшие размеры — обычно диаметр их , не превышает метра.
Недели через две или три после прилета самка кладет в окончательно отделанное гнездо 3-4, иногда 5 яиц. Они белого цвета, покрыты зернистой, слегка блестящей скорлупой и имеют длину 67-75 миллиметров и в поперечнике от 52 до 56 миллиметров. Насиживание длится около месяца, причем, по-видимому, высиживает только самка; но есть сведения, что в этом принимают участие оба родителя. Во всяком случае, гнездо в это время не оставляется без охраны, и одна из птиц все время держится около.
После вылупления птенцов все усилия стариков сводятся к тому, чтобы накормить своих детей, которые очень прожорливы и все время требуют пищи. Родители от зари до зари беспрерывно летают от гнезда к болоту и обратно, таская детям лягушек, ящериц, птенцов и змей.
Родители проявляют по отношению к своему потомству очень большую заботливость и, пока дети малы, совершенно не оставляют их одних. Если один из стариков отправился на охоту, то другой в это время всегда находится в гнезде, готовый защитить своих детей и следить, чтобы они не выпали. Аисты очень враждуют с кошками, и горе той, которая неосторожно появилась днем на крыше вблизи гнезда. Ударами клюва птица наносит тяжелые раны, и если кошка не успела скрыться после первого нападения, то обычно бывает сброшена с крыши. Когда птенцы несколько подрастут, старики понемногу начинают оставлять их одних и отправляются на охоту одновременно. Это становится даже необходимым, так как дети день ото дня требуют все больше пищи.
При такой заботливости и любви к детям представляется в высшей степени странным, что аисты иногда выбрасывают из гнезда одного из птенцов, осуждая его на гибель. Что дело идет не о случайно выпавшем птенце, подтверждается тем, что всякие попытки вернуть его в гнездо бывают неудачны: старики снова выкидывают почему-то не понравившегося им птенца. Чем это объясняется — сказать трудно. Возможно, что родители поступают так при недостатке пищи, когда выясняется, что выкормить весь выводок им не до силам. Думают также, что выбрасывается птенец хилый и слабый, отстающий в росте от своих братьев, или больной. Оба эти объяснения весьма правдоподобны. Иногда случается, что аисты не выбрасывают птенца, но убивают и съедают его. Также известны случаи поедания яиц.
В возрасте двух или двух с половиной месяцев птенцы по величине уже мало отличаются от родителей и начинают учиться летать. По многу раз в день, стоя на гнезде, они принимаются махать крыльями. Вскоре выводок докидает гнездо и начинает вести кочевую жизнь. Молодые под водительством стариков обучаются самостоятельно добывать пищу и распознавать своих врагов и вообще вооружаются житейским опытом.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ecosystema.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий