Традиция отмечать такой необычный праздник существует лишь у некоторых народов.
Например, если речь идет о Балканских странах (Боснии, Сербии, Черногории), то этот праздник называется Днем святого Игнатия Богоносца или Куриным Рождеством.
В этот день, по традиции, хозяйка дома встает очень рано, чтобы
совершить следующий обряд: она кормит свою домашнюю скотину и птиц
остатками пищи, приготовленной на День Святой Варвары (православные
отмечают этот праздник 17 декабря / 4 декабря по ст.ст. ).
Пришедшему в дом первому гостю присваивают особый статус: его нарекают «куриным помазанником».
Но на этом его миссия не заканчивается, он также вступает в
своеобразную игру: он садится на подушку и сидит смирно (подобно курице), чтобы в течение
года хозяйские куры хорошо неслись и были смирными.
Для этого гостя угощают лучшими блюдами поят горячей ракией (это крепкий алкогольный напиток наподобие бренди).
Хозяйка в течение года смотрит, хорошо ли несутся ее куры, а уж если
хорошо, то быть этому гостю почетным «куриным помазанником» и на
следующий год.
Чтобы цыплят было много, «куриный помазанник» должен выполнить еще
один ритуал – взять тыкву и разбить ее об пол да так, чтобы ее семечки
разлетелись в разные стороны, по преданию, в домашнем хозяйстве будет
рождаться много цыплят.
Исполняют собственный обряд и все члены семьи, они должны бросить в
огонь по полену и ветке, это должно принести в дом счастье и удачу.
Но ветки сжигают не всегда, иногда их прячут под крышу дома до того момента, пока куры не начнут нестись.
А снег или дождь в этот день предвещают урожайный год.
День Св. Игнатия (20 декабря / 2 января) открывает цикл рождественско-новогодних праздников. Этот день известен в народе под различными названиями: İgnajka, İgnajdin, İgnat günü, Taukların günü, Tauk yortusu (день / праздник Курицы). По насыщенности народными обрядами Игнатьев день почти не уступает празднику Рождества.
В этот день совершали магические действия с кутьей (koliva), обрядовым хлебом (pita), пшеницей и кукурузой с целью обеспечения плодородия земли и увеличения числа домашней птицы. По кутье и обрядовой лепешке пытались предсказать погоду, урожай, судьбу крестьянского хозяйства в целом (по первому посетителю) и каждого члена семьи в отдельности (по монете в обрядовом хлебе – с. Виноградовка). Считалось, что “тот, кому достанется эта монета, запеченная в обрядовой лепешке, будет счастлив в наступающем году”.
Основу обрядности Игнатьева дня составляет обычай, связанный с посещением первого, вошедшего в дом человека – Полезника (Poleznik). Войдя в дом, он имитировал звуки характерные для цыплят, ягнят, телят. Данные магические действия совершали с целью увеличить приплод домашней птицы и животных. Первого посетителя усаживали около очага “nicä kloçka” (как квочку) и угощали едой и вином. Считалось, что пол полезника влияет на пол будущих цыплят и животных и от того, “насколько легкая у него рука, зависит плодородие в хозяйстве”. Поэтому иногда хозяйки сами приглашали известного им человека к себе домой, посещение которого считали благоприятным для разведения домашней птицы. Чтобы куры “не разбегались по соседям” хозяйки кормили их обрядовым хлебом в замкнутом круге.
Начиная со дня Св. Игнатия и до Рождества во многих гагаузских селах резали откормленных свиней, еду из которых готовили лишь на Рождество. В некоторых селах с Игнатьева дня спрашивали у хозяев разрешение на колядование. Если следовало согласие, то тогда колядовали.
Начиная со дня Св. Игнатия и до Рождества во многих гагаузских селах резали откормленных свиней, еду из которых готовили лишь на Рождество. В некоторых селах с Игнатьева дня спрашивали у хозяев разрешение на колядование. Если следовало согласие, то тогда колядовали.
С Игнатьевым днем связано представление об увеличении светового дня и активизации “нечистой силы” (Cadı). В этой связи в народе имеется следующая примета: “дни от Игнатьева дня до Драгайки (день летнего солнцестояния) увеличиваются, а от Драгайки до Игнатьева дня становятся короче. С целью предохранения от нечистой силы рассыпали по двору просо, сопровождая данное действие словесным заклинанием. Таким образом, характер и содержание магических действий, которые совершали накануне или в день Св. Игнатия, свидетельствуют о том, что этот день воспринимался в народе как отправная точка нового отрезка времени, то есть как день зимнего солнцестояния.
Начиная с Игнатьева дня до Рождества женщины, особенно беременные, соблюдали запрет на прядение, в основе которого лежит легенда о предродовых муках девы Марии, широко распространенная также у народов Юго-Восточной Европы.
Обрядность Игнатьева дня у гагаузов во многом схожа с обрядностью этого дня у южнославянских народов. Аналогичные обычаи, связанные с первым посетителем, известны многим европейским народам, а также чувашам, касимовским татарам, таджикам и другим народам и исполнялись обычно на Новый год, что свидетельствует об индоевропейских корнях данного обряда.
Таким образом, в обрядности Игнатьева дня у гагаузов проявляются элементы магии плодородия, культа предков, связанные с апотропеической и инициальной магией, в основе которой лежит воззрение о начале года. Все это указывает на то, что народные представления о наступлении дня зимнего солнцестояния связаны с днем Св. Игнатия, в то время как у многих народов Юго-Восточной Европы обычай аналогичный полезнику, а также магические действия с кутьей и различные виды гаданий имели место в рождественско-новогодней обрядности.
Е. Н. Квилинкова
Комментариев нет:
Отправить комментарий