Часто Великая богиня
в древности представлялась птицей. Но с Великой богиней
ассоциировались не только птицы, но и летающие насекомые. 
Видимо, с 
этим представлением связаны изображения синкретических фигур, имеющих черты 
человека и насекомого.
Как выяснили М. Гимбутас, в неолите Юго-Восточной Европы одним из воплощений 
богини считалась пчела.
Этим древним поверьем можно объяснить некоторые странные выражения,
сохранившиеся до 19-20 вв.: украинцы называли пчелу “святой”, немцы давали
названия “божья птица” и “птица Марии”. 
Кабардинцам Пятница была известна как
покровительница посевов и пчеловодства. Пчела было эмблемой Афродиты, а затем –
Девы Марии. У древних балтов божество пчел и меда носило имя Бубилас (одним из
имен Великой богини у славян было Баба). В ряде мифологических традиций пчела
служит символом неба. В поверьях жителей Европы пчела связывается с похоронами:
у древних пчела ассоциировал с потусторонним миром; появление пчелиного роя
считалось дурной приметой; пчеле приписывалась способность предвещания.
По 
еврейскому обычаю на праздник Рош-а-шана (Новый год) едят хлеб с медом; 
считается, что это выражает пожелание сладкого года, —  но мед в данном 
случае можно заменить солью.
В Ригведе мед связывается с
богиней. Античные авторы сообщают об употреблении меда при поминовении умерших,
о приношении меда хтоническим божествам. В России употребляли на похоронах и на
родинах обрядовое кушанье – кашу с медом. В украинских свадебных песнях невеста
сравнивается с медом, а в русской сказке говорится о девушке, которая
обмазывает себя медом и облепляет себя перьями.
Поскольку мед считался
веществом, связанным с богиней, покровительницей брака и подательницей
деторождения, новобрачным рекомендовалось в течение некоторого времени после
свадьбы употреблять в пищу мед (этот обычай до сих пор сохранился у некоторых
народов); отсюда возникло выражение «медовй месяц». Видимо, то обстоятельство,
что мед ассоциировался с богиней, от которой можно было ждать беды, породило
существующее в народе предубеждение против употребления в пищу меда.
Т. 
Гамкрелидзе и В. Иванов, в духе позитивистского толкования происхождения 
культово-мифологических представлений, высказывают следующее мнение: "Постоянно 
обнаруживаемая связь пчелы с божеством женского пола может свидетельствовать о 
пчеловодстве как преимущественно женском занятии на первоначальных и последующих 
ранних этапах домашнего пчеловодства". У всех народов в прошлом забота об урожае 
была обязанностью женщин, тем не менее хлебный злак соотносится с мужскими 
божествами. Война всегда была мужским делом, откуда же в таком случае 
мифологический образ вооруженной женщины? Особенности мифологизации пчелы и меда 
показывают, что последние связывались не просто с "женскими божествами", а с 
богиней, которой приписывались определенные функции и характеристики, никак не 
объясняемые пчеловодством.
Пчела 
считалась существом, связанным с богиней, наверное, потому, что пристрастна к 
цветам, а последние в раннеземледельческих верованиях семантически связаны с 
божеством земли. В мифологизации пчелы могло сыграть роль также то 
обстоятельство, что соты шестиугольны, а шестичастные центрические графемы 
являлись символами богини. Наконец, мед мог ассоциироваться с богиней потому, 
что считался веществом одного рода с древесным соком, а последний, как можно 
полагать, представлялся молоком богини, воплощавшейся в дереве. Действительно, 
слова, прототипом которых является ностратическое *mayilа, означают в разных 
языках мед или сладкий древесный сок. В некоторых случаях к этой первооснове 
восходят также слова, означающие молоко. Вообще в ностратическом праязыке 
реконструируется в качестве обозначения молока malgi, но оно, наверное, не 
случайно имеет сходство с *mayilа. В некоторых дошедших до нас архаичных 
формулировках отражено мифологическое представление о связи молока и меда. Так, 
в Эдде говорится, что умершие пьют мед и молоко (ведь они находятся в царстве 
богини). Библейское выражение "земля, сочащаяся молоком и медом", несомненно, 
связано с тем, что молоко и мед считались атрибутами богини, обеспечивающей 
плодородие.
Как уже отмечалось, одним из
насекомых, представлявших богиню, была бабочка (мотылек). Отсюда поверья о том,
что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и
предвещают войну; римляне называли бабочку feralis “свирепая”. В Европе и даже
в Бирме существовало поверье, что бабочки души умерших. Греческая Психея, имя
которой Psyche значит “душа”, представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.
Одно из 
насекомых, связывавшихся с богиней, —  маленький жук, имеющий округлую 
спинку красного цвета с черными пятнышками, который у славян называется "божьей 
коровкой", у англичан Lady-bird (птица Богоматери), у литовцев dievo Maryte 
(божья Марьюшка; по поверьям, этот жучок может предвещать дождь.
Ариэль Голан. ВЕЛИКАЯ 
БОГИНЯ (глава из книги Миф и символ)
*
Комментариев нет:
Отправить комментарий