6 ноября 2013 г.

*Пчелиная богиня

Часто Великая богиня в древности представлялась птицей. Но с Великой богиней ассоциировались не только птицы, но и летающие насекомые. Видимо, с этим представлением связаны изображения синкретических фигур, имеющих черты человека и насекомого.


Как выяснили М. Гимбутас, в неолите Юго-Восточной Европы одним из воплощений богини считалась пчела. Этим древним поверьем можно объяснить некоторые странные выражения, сохранившиеся до 19-20 вв.: украинцы называли пчелу “святой”, немцы давали названия “божья птица” и “птица Марии”. 

Кабардинцам Пятница была известна как покровительница посевов и пчеловодства. Пчела было эмблемой Афродиты, а затем – Девы Марии. У древних балтов божество пчел и меда носило имя Бубилас (одним из имен Великой богини у славян было Баба). В ряде мифологических традиций пчела служит символом неба. В поверьях жителей Европы пчела связывается с похоронами: у древних пчела ассоциировал с потусторонним миром; появление пчелиного роя считалось дурной приметой; пчеле приписывалась способность предвещания.


По еврейскому обычаю на праздник Рош-а-шана (Новый год) едят хлеб с медом; считается, что это выражает пожелание сладкого года, —  но мед в данном случае можно заменить солью.


В Ригведе мед связывается с богиней. Античные авторы сообщают об употреблении меда при поминовении умерших, о приношении меда хтоническим божествам. В России употребляли на похоронах и на родинах обрядовое кушанье – кашу с медом. В украинских свадебных песнях невеста сравнивается с медом, а в русской сказке говорится о девушке, которая обмазывает себя медом и облепляет себя перьями.


Поскольку мед считался веществом, связанным с богиней, покровительницей брака и подательницей деторождения, новобрачным рекомендовалось в течение некоторого времени после свадьбы употреблять в пищу мед (этот обычай до сих пор сохранился у некоторых народов); отсюда возникло выражение «медовй месяц». Видимо, то обстоятельство, что мед ассоциировался с богиней, от которой можно было ждать беды, породило существующее в народе предубеждение против употребления в пищу меда.


Т. Гамкрелидзе и В. Иванов, в духе позитивистского толкования происхождения культово-мифологических представлений, высказывают следующее мнение: "Постоянно обнаруживаемая связь пчелы с божеством женского пола может свидетельствовать о пчеловодстве как преимущественно женском занятии на первоначальных и последующих ранних этапах домашнего пчеловодства". У всех народов в прошлом забота об урожае была обязанностью женщин, тем не менее хлебный злак соотносится с мужскими божествами. Война всегда была мужским делом, откуда же в таком случае мифологический образ вооруженной женщины? Особенности мифологизации пчелы и меда показывают, что последние связывались не просто с "женскими божествами", а с богиней, которой приписывались определенные функции и характеристики, никак не объясняемые пчеловодством.



Пчела считалась существом, связанным с богиней, наверное, потому, что пристрастна к цветам, а последние в раннеземледельческих верованиях семантически связаны с божеством земли. В мифологизации пчелы могло сыграть роль также то обстоятельство, что соты шестиугольны, а шестичастные центрические графемы являлись символами богини. Наконец, мед мог ассоциироваться с богиней потому, что считался веществом одного рода с древесным соком, а последний, как можно полагать, представлялся молоком богини, воплощавшейся в дереве. Действительно, слова, прототипом которых является ностратическое *mayilа, означают в разных языках мед или сладкий древесный сок. В некоторых случаях к этой первооснове восходят также слова, означающие молоко. Вообще в ностратическом праязыке реконструируется в качестве обозначения молока malgi, но оно, наверное, не случайно имеет сходство с *mayilа. В некоторых дошедших до нас архаичных формулировках отражено мифологическое представление о связи молока и меда. Так, в Эдде говорится, что умершие пьют мед и молоко (ведь они находятся в царстве богини). Библейское выражение "земля, сочащаяся молоком и медом", несомненно, связано с тем, что молоко и мед считались атрибутами богини, обеспечивающей плодородие.


Как уже отмечалось, одним из насекомых, представлявших богиню, была бабочка (мотылек). Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну; римляне называли бабочку feralis “свирепая”. В Европе и даже в Бирме существовало поверье, что бабочки души умерших. Греческая Психея, имя которой Psyche значит “душа”, представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.


Одно из насекомых, связывавшихся с богиней, —  маленький жук, имеющий округлую спинку красного цвета с черными пятнышками, который у славян называется "божьей коровкой", у англичан Lady-bird (птица Богоматери), у литовцев dievo Maryte (божья Марьюшка; по поверьям, этот жучок может предвещать дождь.


Ариэль Голан. ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ (глава из книги Миф и символ)

*

Комментариев нет:

Отправить комментарий