Часто Великая богиня
в древности представлялась птицей. Но с Великой богиней
ассоциировались не только птицы, но и летающие насекомые.
Видимо, с
этим представлением связаны изображения синкретических фигур, имеющих черты
человека и насекомого.
Как выяснили М. Гимбутас, в неолите Юго-Восточной Европы одним из воплощений
богини считалась пчела.
Этим древним поверьем можно объяснить некоторые странные выражения,
сохранившиеся до 19-20 вв.: украинцы называли пчелу “святой”, немцы давали
названия “божья птица” и “птица Марии”.
Кабардинцам Пятница была известна как
покровительница посевов и пчеловодства. Пчела было эмблемой Афродиты, а затем –
Девы Марии. У древних балтов божество пчел и меда носило имя Бубилас (одним из
имен Великой богини у славян было Баба). В ряде мифологических традиций пчела
служит символом неба. В поверьях жителей Европы пчела связывается с похоронами:
у древних пчела ассоциировал с потусторонним миром; появление пчелиного роя
считалось дурной приметой; пчеле приписывалась способность предвещания.
По
еврейскому обычаю на праздник Рош-а-шана (Новый год) едят хлеб с медом;
считается, что это выражает пожелание сладкого года, — но мед в данном
случае можно заменить солью.
В Ригведе мед связывается с
богиней. Античные авторы сообщают об употреблении меда при поминовении умерших,
о приношении меда хтоническим божествам. В России употребляли на похоронах и на
родинах обрядовое кушанье – кашу с медом. В украинских свадебных песнях невеста
сравнивается с медом, а в русской сказке говорится о девушке, которая
обмазывает себя медом и облепляет себя перьями.
Поскольку мед считался
веществом, связанным с богиней, покровительницей брака и подательницей
деторождения, новобрачным рекомендовалось в течение некоторого времени после
свадьбы употреблять в пищу мед (этот обычай до сих пор сохранился у некоторых
народов); отсюда возникло выражение «медовй месяц». Видимо, то обстоятельство,
что мед ассоциировался с богиней, от которой можно было ждать беды, породило
существующее в народе предубеждение против употребления в пищу меда.
Т.
Гамкрелидзе и В. Иванов, в духе позитивистского толкования происхождения
культово-мифологических представлений, высказывают следующее мнение: "Постоянно
обнаруживаемая связь пчелы с божеством женского пола может свидетельствовать о
пчеловодстве как преимущественно женском занятии на первоначальных и последующих
ранних этапах домашнего пчеловодства". У всех народов в прошлом забота об урожае
была обязанностью женщин, тем не менее хлебный злак соотносится с мужскими
божествами. Война всегда была мужским делом, откуда же в таком случае
мифологический образ вооруженной женщины? Особенности мифологизации пчелы и меда
показывают, что последние связывались не просто с "женскими божествами", а с
богиней, которой приписывались определенные функции и характеристики, никак не
объясняемые пчеловодством.
Пчела
считалась существом, связанным с богиней, наверное, потому, что пристрастна к
цветам, а последние в раннеземледельческих верованиях семантически связаны с
божеством земли. В мифологизации пчелы могло сыграть роль также то
обстоятельство, что соты шестиугольны, а шестичастные центрические графемы
являлись символами богини. Наконец, мед мог ассоциироваться с богиней потому,
что считался веществом одного рода с древесным соком, а последний, как можно
полагать, представлялся молоком богини, воплощавшейся в дереве. Действительно,
слова, прототипом которых является ностратическое *mayilа, означают в разных
языках мед или сладкий древесный сок. В некоторых случаях к этой первооснове
восходят также слова, означающие молоко. Вообще в ностратическом праязыке
реконструируется в качестве обозначения молока malgi, но оно, наверное, не
случайно имеет сходство с *mayilа. В некоторых дошедших до нас архаичных
формулировках отражено мифологическое представление о связи молока и меда. Так,
в Эдде говорится, что умершие пьют мед и молоко (ведь они находятся в царстве
богини). Библейское выражение "земля, сочащаяся молоком и медом", несомненно,
связано с тем, что молоко и мед считались атрибутами богини, обеспечивающей
плодородие.
Как уже отмечалось, одним из
насекомых, представлявших богиню, была бабочка (мотылек). Отсюда поверья о том,
что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и
предвещают войну; римляне называли бабочку feralis “свирепая”. В Европе и даже
в Бирме существовало поверье, что бабочки души умерших. Греческая Психея, имя
которой Psyche значит “душа”, представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.
Одно из
насекомых, связывавшихся с богиней, — маленький жук, имеющий округлую
спинку красного цвета с черными пятнышками, который у славян называется "божьей
коровкой", у англичан Lady-bird (птица Богоматери), у литовцев dievo Maryte
(божья Марьюшка; по поверьям, этот жучок может предвещать дождь.
Ариэль Голан. ВЕЛИКАЯ
БОГИНЯ (глава из книги Миф и символ)
*
Комментариев нет:
Отправить комментарий