10 сентября 2017 г.

11 сентября - День граненого стакана

Кто не успел отметить со всеми, может совершенно спокойно отметить этот праздник и 11 ноября, и 11 декабря - и вообще каждое 11-е число любого месяца... Да что уж там, - и 12-го, и 13-го... У кого как... Оч-чень демократический праздник!

Венедикт Ерофеев : «Нет человека в России, который бы не знал, что традиционный советский граненый стакан — двухсотграммовый».

Граненый стакан — универсальная посуда, подходящая для любого напитка (Фото: Arctos, Shutterstock) 

11 сентября. Праздник с забавным названием «День граненого стакана» существует на самом деле, а не только в шутках над любителями выпить. Днем рождения этой стеклянной посуды считается 11 сентября 1943 года. Как свидетельствует история, именно в этот день на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен первый советский граненый стакан.

Дизайн граненого стакана советского образца приписывают Вере Мухиной, автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница». Впрочем, документального подтверждения этому нет. По некоторым сведениям, Вера Игнатьевна разработала форму стакана специально для советского общепита. «Мухинский» стакан, благодаря гладкому кольцу, идущему по окружности и отличающему его от граненого стакана традиционной формы, получился не только весьма прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах. В силу этого, советский стакан на долгие годы прописался в столовых, на железнодорожном транспорте, а еще использовался в уличных автоматах по продаже газированных напитков. Размеры стандартного граненого стакана — 65 миллиметров в диаметре и 90 миллиметров в высоту. Самый первый стакан имел 16 граней, что считается сегодня «классикой жанра». Встречаются экземпляры и с 12, и в 14, и с 18, и с 20 гранями, а также с 17 гранями (но они не столь типичны, так как выпускать стаканы с четным количеством граней проще). На дне стакана, как правило, выдавливалась цена — 7 или 14 копеек (столько стоили «20-гранники»). Если говорить про обычный граненый стеклянный стакан (без верхнего гладкого ободка), то он был известен куда раньше — еще во времена Петра Первого. Засвидетельствовано, что граненый стакан императору подарили в качестве небьющейся посуды для распития спиртных напитков. Царь, увлекавшийся, как известно, корабельным делом, подарок оценил, заявив, что такой стакан не свалится на пол во время качки на корабле, а если и упадет, то не разобьется. В более позднее время 12-гранный стакан с чаем был изображен на картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» (1918 год). Эта посуда и стала прародителем советского граненого стакана. Кстати, еще один факт: выражение «сообразить на троих» напрямую связано с советским граненым стаканом. Дело в том, что до стеклянного ободка в 200-граммовом стакане помещается ровно 167 граммов водки — треть пол-литровой бутылки, что позволяет поделить ее содержимое «по совести».

Источник: www.calend.ru
См. также:


Граней в этой истории достаточно. Одним словом, «без стакана не разобраться».

«Питейная чаша» работы Мухиной и «маленковский гранчак»

Дизайн стакана приписывают Вере Мухиной, автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница» и еще много чего. Якобы советская скульпторесса разработала его в соавторстве с Казимиром Малевичем. Впрочем, документального подтверждения этому нет. Граненый стакан появился гораздо раньше: еще на «Утреннем натюрморте» Петрова-Водкина изображен 12-гранный граненый стакан с чаем - это 1918 год. А Вера Игнатьевна увлеклась стеклом только в конце 40-х.



В народе гранёный стакан также получил название «маленковский», по фамилии министра обороны Георгия Маленкова. По его приказу по выходным и праздникам отдельным категориям военнослужащих (в частности, курсантам военных училищ) полагалось по  200 г. водки во время обеда. Те, кто не пил, обменивали свою пайку алкоголя в объёме гранёного стакана на сахар или табачный паёк у своих сокурсников. Этот обычай просуществовал очень короткое время, но запомнился многим ветеранам военной службы.

Не менее убедительна версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов, открывший дуговую сварку и предложивший способы электрического уплотнения отливок. В часы досуга он рисовал граненый стакан с 10, 20 и 30 гранями - правда, предлагая изготовить его из металла. Наброски стаканов сохранились в его дневниках. Вероятно, их могла увидеть и Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать «питейную чашу» из стекла.

Точно известно, что госзаказ на выпуск ребристых стаканов вместо круглых поступил еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов.

Многогранный сосуд отлично вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за приличной толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400 - 1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. Поговаривают, что в смесь для прочности добавляли даже свинец, который используется в составах для хрусталя.
«Стакану быть!»
Есть легенда, что первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, немедля швырнул чашу оземь со словами: «Стакану быть!» Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - «Стаканы бить». Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово «стакан» заимствовано из тюркского «тустыган» - чаша или «дастархан» - праздничный стол.

Венедикт Ерофеев : «Нет человека в России, который бы не знал, что традиционный советский граненый стакан — двухсотграммовый» .

Для русского человека, если опираться на наше богатое фольклорное и культурологическое наследие, гранчик - «и мера вина, и мера вины». Стакан материнского (сцеженного молока) - в детстве и недопитый - покрытый краюхой хлеба - на могиле. Есть традиция поднимать стакан «за здравие», бить «на счастье», искать истину на «дне стакана» и даже аллегорично сравнивать жизнь с «разбитым  стаканом».

Некоторые культурологи разглядели в стакане неофициальный культурный знак советской эпохи —  как чего-то публичного, общественного, объединяющего. Из общих стаканов пили и минералку из автоматов, и кефир в заводских столовых, и кисель в детсадах. На железной дороге до сих пор сохранился милый обычай пить чай из стаканов в подстаканниках.

В коммуналках стаканы использовали для подслушивания соседских разговоров за стеной. Изобретательные советские домохозяйки использовали стакан как меру сыпучих продуктов, и как «пельменный циркуль», и даже как подставку при штопке носок.

Стакан — как архетип, как художественный образ помог в осмыслении «загадочной руской души».

Вспоминается из кинематографа: «Русские после первой не закусывают» в «Судьбе человека» у Бондарчука (старшего) до волшебного эпизода с дрожащим на углу стола стаканом в «Сталкере» Тарковского.

Граненый стакан — герой отечественной литературы. Венцом эстетики и культуры пития стала «алкогольная» поэма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки», с его хрестоматийной уже фразой: «...и немедленно выпил».

Атрибутом свободы, равенства и братства стакан стал в субкультуре питерских художников-«митьков».

Еще несколько интересных фактов о стакане.

Так, стахановское движение могло быть «стакановским». Есть легенда,  что настоящая фамилия героя труда была Стаканов.

А в 80-х повсеместно и неожиданно граненые стаканы стали «взрываться». Событие это имело такой резонанс, что его даже  «отметили» в сатирическом киножурнале «Фитиль». Подозревали чуть ли не диверсию, но оказалось, что на стекольных заводах стали внедрять новые импортные линии и при производстве стаканов немного отошли от технологии. В итоге структура стекла изменилась — и стаканы начали рассыпаться. Спасти доброе имя стакана удалось, доработав технологию.

Фразочка «простой, как три копейки» тоже, говорят, появилась благодаря гранчаку — именно три копейки стоил классический советский стакан на заре своей звездной карьеры.

Со стаканом связана и нехитрая житейская «математика» - «сообразить на троих». Когда в хрущевские времена власти запретили торговать водкой в розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления «мерзавчики» (125 мл) и «чекушки» (200—250 мл), бутылка водки не помещалась в два стакана, а на три делилась идеально.

Как бы опечалился Венечка, узнав, что замечательный отечественный граненый стакан в настоящее время вытеснен из культурного поля пошлой одноразовой пластиковой посудой.

К слову, известный социокультурный журнал СOLOURS, который исследует современную потребительскую культуру, подсчитал, что период естественного разрушения  пластикового аналога «граненыча» - 4 тыс. лет. Утилизации не подлежит, а при сгорании выделяет вредные вещества.
Материал подготовлен на основе открытых источников.


Посмотрите, в нижнем правом краю картины написано: "КПВ 1918-VII". Это автограф художника Кузьмы Петрова-Водкина, 1918 год, июль. Картина называется "Утренний натюрморт". Отсюда простой вывод: граненые стаканы были и до Мухиной!

Стакан. Считается др.-рус. заимств. из тюрк. яз. (ср. чагатайск. tostakan «маленькая деревянная миска»). Др.-рус. достоканъ > стокан > стакан.

В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово стакан заимствовано из тюркского "тустыган" - чаша или "дастархан" - праздничный стол.

Происхождение гранёного стакана доподлинно неизвестно. Распространена точка зрения, что в России гранёные стаканы начали делать в эпоху Петра I в городе Гусь-Хрустальный.

Если верить легенде, первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, не медля, швырнул чашу оземь со словами "Стакану быть!" Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - "Стаканы бить". Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

В Российской империи массовое производство граненых стаканов, полустаканов и стопок началось еще в середине XIX века. Затеял все это Сергей Иванович Мальцов. Сергей Мальцов происходил из семьи основателей стекольного и хрустального производства России — купцов Мальцовых.

...... /////

......


В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку. Лечился он в Европе, где, помимо всего прочего, проникся социалистическими идеями, а также усовершенствовал свои знания в химии и механике...

В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково.

Неожиданное решение 39-летнего генерала было вызвано главным образом его желанием воплотить в жизнь социалистические идеи Роберта Оуэна и Шарля Фурье, которые в ту пору в Европе были очень популярны. Вкратце эти идеи сводились к тому, чтобы повсеместно создать трудовые общины, где народ работал бы не покладая рук, причем единственно из любви к труду.

В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. Вот на этом полигоне он и принялся реализовывать идеи заморских мудрецов. Первым делом генерал переодел рабочих и крестьян в униформу и заставил их ходить организованно, то есть строем. Домашняя посуда, по мысли Оуэна и Фурье, тоже должна быть у всех одинаковой, а потому Сергей Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы — они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли «маруськиным пояском». Так и говорили: налить по «маруськин поясок».

Проект трудовой общины в Симеизе.

Деньги к Сергею Мальцову потекли рекой, а потому он решил развить успех, создав еще одну образцовую трудовую общину, причем на сей раз в Крыму. Еще в 1828 году его отец, купаясь в Симеизе вместе со своим приятелем Александром Грибоедовым, утопил дорогой перстень. Грибоедов в шутку предложил ему приобрести участок берега, чтобы перстень остался в собственности. Мальцов-старший так и поступил...

Сергей Мальцов решил пойти по стопам отца и приобрел в Симеизе обширные имения Потоцкого и Нарышкина. Общая площадь владений, на которых генерал намеревался разместить общину, составила 567 десятин (около 619 гектаров). В центре будущей общины на высоком холме Сергей Мальцов построил стеклянный двухэтажный дворец «анжинерной конструкции». Для этого дворца, подозрительно напоминавшего граненый стакан, на Людиновском железоделательном заводе изготовили деревянный сруб и металлический каркас, которые затем на подводах отправили в Крым. Жить в этом доме было совершенно невозможно — зимой пронизывала стужа, а летом донимала жара. Современники терялись в догадках, для чего именно генерал воздвиг это нелепое сооружение, склоняясь к тому, что таким образом он решил сделать рекламу своему граненому стакану.

Но насколько можно судить, создать трудовую общину в Крыму генерал не смог. Видимо, не нашлось желающих ходить строем. Даже его стеклянный дворец в 1884 году по недосмотру камердинера Ивана Лифляндева сгорел дотла. Впрочем, ходили слухи, что дворец умышленно подпалили противники социализма и граненого стакана.

В вотчине генерала тоже все пошло не так, как он ожидал, — очень некстати была затеяна отмена крепостного права, а ведь все члены трудовой общины были крепостными. Когда в кругах дворянства и купечества началось обсуждение реформы Александра II по освобождению крестьян, генерал был в первых рядах ее противников. «Освобождение народа, — доказывал он, — смягчит его сердце и научит жить по расчету, а не по внушению страстей и потому будет губительно для народа».

Но реформа все же была проведена. Чтобы удержать крестьян в трудовой общине, Мальцов начал выдавать заработную плату эрзац-деньгами, на которые члены общины могли купить все необходимое лишь в мальцовских лавках. Цены на товары генерал устанавливал сам. Рабочим он платил очень мало, но зато строил дома, школы и больницы. Он даже проложил свою знаменитую узкоколейку протяженностью 203 версты, которая связала все его заводы и поселки. В общем, это был социализм.

Репортеры российских газет с воодушевлением писали о хозяйстве Мальцова: «Царство это является оазисом среди окружающего бездорожья и бескормицы. Тут работают более ста заводов и фабрик; на десятках образцовых ферм обрабатывается земля. Здесь нет роскоши и излишеств, нет и нищеты, нет голодовок». Правда, позднее выяснилось, что генерал щедро субсидировал хвалебные статьи в прессе и демонстрировал журналистам лишь образцовые поселки и заводы, но его можно было понять — правительство отказывало Мальцову в предоставлении крупных государственных заказов, вот он и привлекал общественность на свою сторону.

В конце концов этот островок социализма погиб, не выдержав конкуренции с другими заводами и давления со стороны правительства, недовольного тем, что на территории Российской империи имеет хождение частная валюта. 6 апреля 1888 года промышленно-торговое товарищество Мальцовых было признано несостоятельным должником. Генерал, уверенный, что его разорили, дабы опорочить светлую идею социализма, бросил все дела и уехал в Симеиз.

Лев Толстой, сопровождавший в Крым тяжело больного тульского губернатора — родственника Мальцова, в одном из своих писем так отозвался о хозяине имения в Симеизе: «Он замечательно бодрый, живой старик и неглупый, но очень испорченный властью…»

О Семеизе: simeiz.biz
О хрустальном дворце магната-патриота ricolor.org
===========================================================================================

В. И. Ленин в своем докладе «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина» следующим образом характеризует свойства и предназначение стакана:

«Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и „опосредствований“ со всем остальным миром. Стакан есть тяжёлый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное».



Дизайн гранёного стакана советского образца приписывают Вере Игнатьевне Мухиной - автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница»; впрочем, документального подтверждения этому нет. Простой гранёный стакан появился гораздо раньше - ещё на «Утреннем натюрморте» Петрова-Водкина изображён 12-гранный стакан с чаем, а это — 1918 год.

Вере Мухиной приписывается авторство дизайна гранёного стакана советского образца. Документального подтверждения этому нет, но весь период творчества В. И. Мухиной, действительно связан с работой на Ленинградском экспериментальном заводе художественного стекла, где скульптор выполнила большое количество творческих работ (скульптуры и декоративно-прикладных предметов). Мухина увлеклась стеклом в конце 1940-х, в это время нужно было разработать форму стакана для общепита (удобного для применения в посудомоечных машинах, а заодно и более прочных). «Мухинский» стакан создан с учётом этих требований — гладкое кольцо, идущее по окружности края, и отличает его от традиционной формы «простого гранёного».

По свидетельству правнука Веры Мухиной Алексея Веселовского, его знаменитая прабабушка разработала дизайн еще одного всенародно любимого питейного сосуда - пивной кружки, какими в советское время изобиловали все пивные. Они не бились, если, конечно, не колотить ими об стену в течение продолжительного времени. Достичь такого совершенства было непросто. Юрий Гулоян рассказывает, что стекло приходилось варить при температуре около 1400 градусов, а потом дважды обжигать, гранить по специальной технологии, порой добавляя свинец. О том, что вдыхание паров тяжелых металлов не было полезно для здоровья стекольщиков, долгие годы умалчивалось. Однако, даже когда такая работа была отнесена к первой категории вредности, с конвейеров стекольных заводов ежедневно сходили миллионы граненых стаканов и кружек.

Впрочем, не менее убедительна версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов, открывший дуговую сварку и предложивший способы электрического уплотнения отливок. Благодаря этому человеку металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. А в часы досуга он рисовал граненый стакан с 10, 20 и 30 гранями, - правда, предлагая изготовить его из металла. Наброски стаканов сохранились в его дневниках. Вероятно, их могла увидеть и Вера Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать "питейную чашу" из из стекла.

Днём рождения гранёного стакана считается 11 сентября, а первый советский гранёный стакан был выпущен в 1943 году старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальный. Размеры классического гранёного стакана — 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (также встречаются экземпляры с 17-ю гранями, но 12, 14, 16 и 18 — наиболее типичное количество, ведь технологичнее выпускать стаканы — с четным количеством граней.) и вмещал 200 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило - 7 или 14 копеек; «20-гранники» стоили 14 копеек). Объём стаканов: 50, 100, 150, 200, 250 миллилитров.


Что такое «штрафная рюмка»? В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.

«100 фронтовых»
. Их во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.

Тост за здоровье
. Еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».

На троих
. В советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется.

Гранёный стакан
. В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани...

В ящике водки 20 бутылок
. В допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре умещалось ровно 20 бутылок. На основании этих мер велась торговая документация.

Пустую бутылку нельзя ставить на стол
. Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.

Посошок на дорожку
. Издавна на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.

Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие случаи.

Странники и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им сулящей, забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку останавливались у калитки родного или приютившего их дома. Тогда и подносилась чарка на посошок. Обычно наливал ее старший в роду. Первому — тому, кого ждала дальняя дорога. Наговоры при этом были разные, но обязательно с пожеланиями удачи: «Чтобы дорога белой скатертью стелилась», «Чтобы лиха беда стороной обошла», «Чтобы нечистая сила с пути не сбила»... и другие с таким же смыслом.

Порою чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний утолщенный срез. И внимательно следили: если чарка не опрокидывалась — это был добрый знак. Отправляющийся в дорогу должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо — «смочить дорожку». После этого чарка снова ставилась на посох, но уже вверх донышком —мол, дело сделано.

Стременная
. Это очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, ее воин отдает стременному.

Закурганная.
Осушить закурганную чарку — обычай казачий, степной.

В старину казачьи станицы ставились так, чтобы рядом с ними — на основных дорогах — обязательно были древние курганы. На них располагались сторожевые посты, вышки, сигнальные костры, которые зажигались в случае опасности.

За курганами начиналась беспокойная степь, порою дикая и необжитая, полная опасностей. И было принято провожать уважаемых гостей и родственников именно «за курганы». А дальше уж как судьба с ними обойдется…

Эта обязанность — провожать «за курганы» — принадлежала молодым, сильным, удалым. И получалось что-то вроде почетного казачьего эскорта, когда молодые казаки соревновались в лихости, демонстрировали сноровку, лошадей и оружие. Чем многочисленнее был эскорт, тем больше было почета и уважения уезжавшим.

Наконец, останавливались там, где в таких случаях делали остановки еще их прадеды. Иногда «закурганная чаша» (штоф, кубок) пускалась по кругу, порою разливали в походные кружки — каждому и обязательно всем, и уезжающим, и провожающим. Пить же не неволили — это было дело личное.
Пили же «закурганную», как правило, без закуски, потому что только-только встали из-за столов, да и все мысли были уже о дороге. Выпивали под пожелания удачи, обязательно недолго молчали, чтобы случайно ее не спугнуть, а потом долго смотрели, как уносятся вдаль по степной бесконечной дороге всадники…

И на посошок, и стременная, и закурганная — эти чарки, по обычаю, выпивались всегда по одной и не повторялись, так как подносились от чистого сердца, а не от хмельных потребностей.




Сгоревший памятник граненому стакану.

ЕВГЕНИЙ КНЯГИНИН

(В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготовлялся из притертых друг ко другу дощечек. Именно с тех пор сохранился верхний ободок у современных граненных стаканов - в прошлом кольцо, которое соединяло деревянные сегменты. По другим версиям, слово стакан заимствованно из тюркского "тустиган" - чаша или "дастархан" - праздничный стол.)

Сейчас граненый стакан считается таким же неотъемлемым символом «светлого прошлого», как автомат с газированной водой (стакан воды с сиропом — 3 копейки, без сиропа — копейка). Но граненый стакан был популярен еще до революции, причем в Симеизе некогда даже был «хрустальный дворец», представлявший собой своеобразный памятник этому стакану.

Споры о том, когда и где появился граненый стакан, не стихают уже много лет. В последнее время очень популярной стала версия о том, что дизайн стакана в 1943 году разработала скульптор Вера Мухина, причем в соавторстве с художником Казимиром Малевичем. В том же году завод в Гусь-Хрустальном приступил к производству стаканов, которые имели диаметр 65 мм, объем 200 мл и 14 граней(тут - расхождения в информационных источниках... "Вера Игнатьевна увлеклась стеклом в конце 40-х. Первый советский гранёный стакан был выпущен в 1943 году старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальный. Днем рождения гранёного стакана считается 11 сентября. Размеры классического гранёного стакана — 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 17 граней (так же встречаются экземпляры с 16-ми гранями) и вмещал 200 мл жидкости (или 250 мл, если налить жидкость до краев). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило, 7 копеек).Характеристики гранёных стаканов производства СССР: Верхний диаметр: 7,2—7,3 см; Нижний диаметр: 5,5 см; Высота: 10,5 см; Количество граней: 16, 20 (возможны и иные значения); Ширина верхней кромки: 1,4 см, 2,1 см (возможны и иные значения); Объем: 200 миллилитров."). В связи с этим высказываются сомнения в том, что летчики из фильма «В бой идут одни старики» могли пить наркомовские сто грамм из граненых стаканов(Если верить легенде, первый граненый стакан из плотного стекла поднес Петру Большому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, не медля, швырнул чашу о землю со словами "Стакану быть!" Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народный слух позже интерпретировал его призыв иначе - "Стаканы бить". Якобы с тех пор и повелась традиция бить стеклянную посуду в ходе гуляния. ).

Но ведь у певца-эмигранта Петра Лещенко в репертуаре еще до войны была известная песня «Стаканчики граненые упали со стола, упали и разбилися, разбилась жизнь моя!» Известно, что ее автор Григорий Гридов погиб в 1941 году. А как мог художник Кузьма Петров-Водкин изобразить граненый стакан в своем «Утреннем натюрморте», написанном в 1918 году?

Посуда с «маруськиным пояском»

Император Петр I, действительно заказал для флота граненые стаканы, чтобы они при шторме не скатывались со стола, и даже опробовал один из них. От своих нынешних собратьев первый русский граненый стакан отличался большой вместимостью, толстыми стенками и зеленоватым оттенком. Главным его достоинством была прочность. Всего для нужд флота были изготовлены примерно 13 тысяч граненых стаканов. Бить их было не принято, поскольку они стоили очень дорого, как-никак ручная работа. Словом, это был лишь прообраз того граненого стакана, который в СССР стоил всего семь копеек. Но кто же его создал? Вера Мухина? Нет, в Российской империи массовое производство граненых стаканов, полустаканов и стопок началось еще в середине XIX века. Затеял все это Сергей Иванович Мальцов.

Сергей Мальцов происходил из семьи основателей стекольного и хрустального производства России — купцов Мальцовых. В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку. Лечился он в Европе, где, помимо всего прочего, проникся социалистическими идеями, а также усовершенствовал свои знания в химии и механике. В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии. За родителями его состоят в Орловской, Тульской, Калужской и Смоленской губерниях 2000 крестьян». В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково.

Неожиданное решение 39-летнего генерала было вызвано главным образом его желанием воплотить в жизнь социалистические идеи Роберта Оуэна и Шарля Фурье, которые в ту пору в Европе были очень популярны. Вкратце эти идеи сводились к тому, чтобы повсеместно создать трудовые общины, где народ работал бы не покладая рук, причем единственно из любви к труду. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. Вот на этом полигоне он и принялся реализовывать идеи заморских мудрецов. Первым делом генерал переодел рабочих и крестьян в униформу и заставил их ходить организованно, то есть строем. Домашняя посуда, по мысли Оуэна и Фурье, тоже должна быть у всех одинаковой, а потому Сергей Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы — они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли «маруськиным пояском». Так и говорили: налить по «маруськин поясок».

Проект трудовой общины в Симеизе

Деньги к Сергею Мальцову потекли рекой, а потому он решил развить успех, создав еще одну образцовую трудовую общину, причем на сей раз в Крыму. Еще в 1828 году его отец, купаясь в Симеизе вместе со своим приятелем Александром Грибоедовым, утопил дорогой перстень. Грибоедов в шутку предложил ему приобрести участок берега, чтобы перстень остался в собственности. Мальцов-старший так и поступил, купив у командира греческого Балаклавского батальона Ревелиоти 30 десятин земли(30*1,092 Га). Сергей Мальцов решил пойти по стопам отца и приобрел в Симеизе обширные имения Потоцкого и Нарышкина. Общая площадь владений, на которых генерал намеревался разместить общину, составила 567 десятин (около 619 гектаров). В центре будущей общины на высоком холме Сергей Мальцов построил стеклянный двухэтажный дворец «анжинерной конструкции». Для этого дворца, подозрительно напоминавшего граненый стакан, на Людиновском железоделательном заводе изготовили деревянный сруб и металлический каркас, которые затем на подводах отправили в Крым. Жить в этом доме было совершенно невозможно — зимой пронизывала стужа, а летом донимала жара. Современники терялись в догадках, для чего именно генерал воздвиг это нелепое сооружение, склоняясь к тому, что таким образом он решил сделать рекламу своему граненому стакану.

Но насколько можно судить, создать трудовую общину в Крыму генерал не смог. Видимо, не нашлось желающих ходить строем. Даже его стеклянный дворец в 1884 году по недосмотру камердинера Ивана Лифляндева сгорел дотла. Впрочем, ходили слухи, что дворец умышленно подпалили противники социализма и граненого стакана.

В вотчине генерала тоже все пошло не так, как он ожидал, — очень некстати была затеяна отмена крепостного права, а ведь все члены трудовой общины были крепостными. Когда в кругах дворянства и купечества началось обсуждение реформы Александра II по освобождению крестьян, генерал был в первых рядах ее противников. «Освобождение народа, — доказывал он, — смягчит его сердце и научит жить по расчету, а не по внушению страстей и потому будет губительно для народа».

Но реформа все же была проведена. Чтобы удержать крестьян в трудовой общине, Мальцов начал выдавать заработную плату эрзац-деньгами, на которые члены общины могли купить все необходимое лишь в мальцовских лавках. Цены на товары генерал устанавливал сам. Рабочим он платил очень мало, но зато строил дома, школы и больницы. Он даже проложил свою знаменитую узкоколейку протяженностью 203 версты, которая связала все его заводы и поселки. В общем, это был социализм.

Репортеры российских газет с воодушевлением писали о хозяйстве Мальцова: «Царство это является оазисом среди окружающего бездорожья и бескормицы. Тут работают более ста заводов и фабрик; на десятках образцовых ферм обрабатывается земля. Здесь нет роскоши и излишеств, нет и нищеты, нет голодовок». Правда, позднее выяснилось, что генерал щедро субсидировал хвалебные статьи в прессе и демонстрировал журналистам лишь образцовые поселки и заводы, но его можно было понять — правительство отказывало Мальцову в предоставлении крупных государственных заказов, вот он и привлекал общественность на свою сторону.

В конце концов этот островок социализма погиб, не выдержав конкуренции с другими заводами и давления со стороны правительства, недовольного тем, что на территории Российской империи имеет хождение частная валюта. 6 апреля 1888 года промышленно-торговое товарищество Мальцовых было признано несостоятельным должником. Генерал, уверенный, что его разорили, дабы опорочить светлую идею социализма, бросил все дела и уехал в Симеиз.

Лев Толстой, сопровождавший в Крым тяжело больного тульского губернатора — родственника Мальцова, в одном из своих писем так отозвался о хозяине имения в Симеизе: «Он замечательно бодрый, живой старик и неглупый, но очень испорченный властью…»
Умер генерал в 1893 году по дороге в Петербург и был похоронен в фамильной усыпальнице в селе Дядькове.

За подписью наркома вооружений

С развалом промышленной империи Сергея Мальцова производство граненых стаканов не остановилось. Более того, их изготавливали все кому не лень, причем каждый на свой лад. Качество этой продукции резко снизилось. Славились лишь граненые стаканы Уршельского стекольного завода, который также принадлежал семейству Мальцовых. Видимо, был у них какой-то фамильный секрет, ведь основатель династии — Василий Мальцов создал стекольный завод еще в петровские времена(вот еще одно сомнение в исторических фактах... вроде как Ефим Смолин царю стакан преподнес, а заводы - Мальцевские...). Кстати, сразу после революции процветало полукустарное производство посуды, но продавцы на рынках непременно выдавали свои граненые стаканы за мальцовские, хотя они зачастую лопались при первом же прикосновении. Порядок в этом деле решили навести лишь в 30-е годы, когда посуда дореволюционных времен оказалась на исходе. Кроме того, в ту пору разрабатывалась конструкция моечных машин для заводских столовых и фабрик-кухонь, для которых требовалась прочная и унифицированная посуда.

Но так получилось, что до войны решить эту задачу не успели, вот и пришлось Вере Мухиной(Хотя документально авторство Мухиной нигде не зафиксировано, однако об этом свидетельствуют все ее коллеги. Многие утверждают, что в свободное от создания монументальных шедевров время Мухина занималась и стеклом, сотрудничала с различными стеклозаводами, даже создала пивную кружку. Родственники эти факты только подтверждают.), возглавлявшей мастерскую художественного стекла, создавать дизайн социалистического стакана в блокадном Ленинграде. Она, кстати, никогда не ставила это себе в заслугу. И понятно, почему: будучи умной женщиной, Вера Мухина не стала ничего изобретать, а позаимствовала с детства знакомый дизайн мальцовского граненого стакана. С «маруськиным пояском» и без него. Технологию отжига разработал горный инженер и металлург Николай Славянов(вообще то он изобрел электродуговую сварку... но почему бы и не технологию закалки стекла?? Изначально Славянов придумал несколько вариантов эскизов граненого стакана – с 10, 20 и 30 гранями. Причем предложил сделать его из металла. Кстати, эскизы таких стаканов сохранились среди записей в его дневниках. Возможно, что Вера Мухина подсмотрела их именно у Славянова, с которым они были знакомы, и предложила производить такие стаканы из стекла.).

Так граненый стакан родился второй раз. Но как только новая продукция появилась на прилавках магазинов, народ по привычке начал именовать стаканы мальцовскими(а вот так было низзя). Это, конечно, было совершенно недопустимо. Пришлось объяснить населению, что форму и калибр стакана утвердил лично нарком вооружений Георгий Маленков, а потому граненые стаканы емкостью 250, 200, 100 и 50 мл следует называть маленковскими. Кстати, вовсе не исключено, что нарком действительно приложил к этому руку. Во всяком случае, даже после войны граненые стаканы входили в список особо важных стратегических товаров.

Сколько в СССР было произведено граненых стаканов, в точности неизвестно, но счет шел на миллиарды(говорят, что минимум из расчета 3 стакана на 1 трудящегося). Достаточно сказать, что на каждом из трех заводов, расположенных в Украине, стояли по две пресс-машины производительностью 24 тысячи стаканов в сутки. Но почему-то отношение к этому стакану было вовсе не таким, как к другой посуде. Советский поэт Всеволод Емелин даже посвятил ему незатейливые строки:

Лишь край граненого стакана
Моих сухих коснется уст,
От Бреста и до Магадана
Я вспомню Родину на вкус.

А писатель Виктор Ерофеев как-то заметил: «В археологии русской жизни, очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к граненому стакану. Это наша археология, а вернее, просто матрица».

В этом свете сооружение, которое воздвиг в Симеизе Сергей Мальцов, уже не кажется таким нелепым. У каждого времени свои символы. Что пришло на смену граненым стаканам? Писатель Сергей Довлатов вспоминал, как однажды в Альпах один австриец предложил ему выпить.
— Ничего если из бумажного стаканчика? — робко спросил австриец.
— Мне из футляра для очков доводилось пить, — отвечал Довлатов. Австриец посмотрел на него с уважением.

А что пришло вслед за футляром для очков? Знатоки утверждают, что свечи, которые прорабы перестройки, демонстрируя свою приверженность православию, поначалу держали точно так же, как граненый стакан, — в правой руке и всеми пятью пальцами. Крестились они левой рукой. А уже вслед за свечами пришел черед одноразовых пластиковых стаканчиков, которые стали символом одноразовой эпохи и энергетического кризиса. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий