Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (греч. Αγία Σοφία και οι κόρες της Πίστη, Ελπίς, Αγάπη — Пистис, Элпис и Агапэ; лат. Fides, Spes, Caritas) — христианские святые, почитаемые в лике мучениц. Жили во II веке в Риме (ум. 137).
Память совершается в Православной церкви 17 сентября (по юлианскому календарю).
София, вдова из Милана, прибыла в Рим и остановилась у богатой дамы по имени Фессамния. Согласно преданию, Вера (греч. Πίστη), Надежда (греч. Ελπίς) и Любовь (греч. Αγάπη) воспитывались матерью в христианском благочестии. Когда император Адриан узнал об этом, он попытался совратить их с христианского пути и заставить поклониться богине Артемиде —
сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Но они твёрдо
исповедовали свою веру в Христа. Император повелел подвергнуть дочерей
Софии жестоким пыткам, но они чудесным образом перенесли их невредимыми и
погибли только будучи обезглавленными или зарубленными.
Икона работы Карпа Золотарёва (1685 год)
На день смерти Вере было 12 лет, Надежде — 10 и Любови — 9. Император отдал истерзанные тела дочерей Софии, она с почестями похоронила их и умерла через три дня.
На день смерти Вере было 12 лет, Надежде — 10 и Любови — 9. Император отдал истерзанные тела дочерей Софии, она с почестями похоронила их и умерла через три дня.
Изначальные греческие имена дочерей — Пистис, Элпис и Агапэ — были переведены на русский язык, и только имя их матери Софии («Мудрость») сохранило оригинальное звучание.
Приметы
- Православный праздник в память Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, как правило, ясный и тёплый.
* * *
Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья. Бабья выть. Всесветный бабий праздник.
Всесветные бабьи именины. Девичий праздник.
Эти святые женщины очень почитаются на Руси. В этот день проводились девичьи
посиделки. «Себя показать и других посмотреть».
С именами святых связано много пословиц. «Бабушка Надёжа, на чужое-то надейся,
да свое паси». «Надейся, Надежда, на добро, а жди худа». «Люба парню девка Любаша
- к венцу, а не люба - к отцу». «Хоть и Любовь, да не люба». «И Вере не поверю,
коли сам не увижу». «Нет вернее Веры, когда спит». «Не одна Софья по тебе сохнет,
да все еще не высохла».
Говорили: если полетят журавли в этот день, то на Покров будет мороз, а нет,
то зима будет позднее. «Колесом дорога», кричали журавлям, т.е. возвращайтесь.
Может быть первый заморозок в воздухе ниже -2 градуса Цельсия.
to-name.ru
В дохристианскую пору на 30 сентября (17-е число по ст. стилю) приходились поминки по лету и новосельцы осени. Народ примечал, тронутся ли в путь журавли (если да, то на Покров жди мороза, а если нет, то зима припозднится). Провожая журавушек, вслед им кричали: «Колесом дорога»! – Слова заключали в себе не только пожелание доброго пути, но и призыв вернуться.
С течением времени эти обычаи сплелись с почитанием Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, причем довольно своеобразно. День получил название «всехсветного бабьего праздника» («вселенских бабьих именин»). По обычаю, в память о страданиях Софии, на глазах которой терзали и убивали родных дочерей, полагалось утро начинать громким плачем о судьбе своей и своих близких.
Рыдать полагалось всем женщинам, даже тем, которые «жили – не тужили» и могли назвать себя счастливицами (а все потому, что считалось у наших предков: «бабья судьба не бывает одна»). Это была так называемая «бабья выть». По ряду свидетельств, мужчины в некоторых местностях старались под удобным предлогом уйти на это время из дома (например, на рыбалку или по грибы), но недалеко, так, чтобы вернуться сразу, как только голошение закончится, и отведать праздничных пирогов. Ловко придумано! А уж именинницы – Веры, Надежды, Любови и Софьи – праздновали три дня кряду, чтобы достойно прославить материнскую мудрость и женские добродетели.
Кроме застолий, на памятный день устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу». А те девицы-красавицы, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что все так и сбудется.
Замужние женщины, дабы обеспечить спокойную атмосферу в доме, покупали в церкви три свечи, из которых две ставили там же, в храме, перед ликом Христа, а одну приберегали для дома. В полночь ее надо было установить в середине хлебного каравая, специально для этого выставленного на стол, зажечь и произнести целых 40 раз подряд заветные слова о том, чтобы всякое зло исчезало, а покой в семье прибывал. Поутру же накормить тем хлебом домочадцев (только их и никого из посторонних, даже гостей) и ни в коем случае не выбрасывать ни крошки.
blogs.privet.ru
* * *
Старорусские традиции
В дохристианскую пору на 30 сентября (17-е число по ст. стилю) приходились поминки по лету и новосельцы осени. Народ примечал, тронутся ли в путь журавли (если да, то на Покров жди мороза, а если нет, то зима припозднится). Провожая журавушек, вслед им кричали: «Колесом дорога»! – Слова заключали в себе не только пожелание доброго пути, но и призыв вернуться.
С течением времени эти обычаи сплелись с почитанием Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, причем довольно своеобразно. День получил название «всехсветного бабьего праздника» («вселенских бабьих именин»). По обычаю, в память о страданиях Софии, на глазах которой терзали и убивали родных дочерей, полагалось утро начинать громким плачем о судьбе своей и своих близких.
Рыдать полагалось всем женщинам, даже тем, которые «жили – не тужили» и могли назвать себя счастливицами (а все потому, что считалось у наших предков: «бабья судьба не бывает одна»). Это была так называемая «бабья выть». По ряду свидетельств, мужчины в некоторых местностях старались под удобным предлогом уйти на это время из дома (например, на рыбалку или по грибы), но недалеко, так, чтобы вернуться сразу, как только голошение закончится, и отведать праздничных пирогов. Ловко придумано! А уж именинницы – Веры, Надежды, Любови и Софьи – праздновали три дня кряду, чтобы достойно прославить материнскую мудрость и женские добродетели.
Кроме застолий, на памятный день устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу». А те девицы-красавицы, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что все так и сбудется.
Замужние женщины, дабы обеспечить спокойную атмосферу в доме, покупали в церкви три свечи, из которых две ставили там же, в храме, перед ликом Христа, а одну приберегали для дома. В полночь ее надо было установить в середине хлебного каравая, специально для этого выставленного на стол, зажечь и произнести целых 40 раз подряд заветные слова о том, чтобы всякое зло исчезало, а покой в семье прибывал. Поутру же накормить тем хлебом домочадцев (только их и никого из посторонних, даже гостей) и ни в коем случае не выбрасывать ни крошки.
Песня "Три сестры" Булата Окуджавы в исполнении Жанны Бичевской.
Три сестры (Б. Окуджава) D#m B D#m Опустите, пожалуйста, синие шторы. F# C# F# Медсестра, всяких снадобий мне не готовь. G#m D#m Вот стоят у постели моей кредиторы: B D#m Молчаливые Вера, Надежда, Любовь. Раскошелиться б сыну недолгого века, Да пусты кошельки упадают с руки... Не грусти, не печалуйся, о моя Вера, - Остаются еще у тебя должники! И еще я скажу и бессильно и нежно, Две руки виновато губами ловя: - Не грусти, не печалуйся, матерь Надежда, Есть еще на земле у тебя сыновья! Протяну я Любови ладони пустые, Покаянный услышу я голос ее: - Не грусти, не печалуйся, память не стынет, Я себя раздарила во имя твое. Но какие бы руки тебя ни ласкали, Как бы пламень тебя ни сжигал неземной, В троекратном размере болтливость людская За тебя расплатилась... Ты чист предо мной! Чистый-чистый лежу я в наплывах рассветных, белым флагом струится на пол простыня... Три сестры, три жены, три судьи милосердных Открывают бессрочный кредит для меня. Три сестры, три жены, три судьи милосердных Открывают последний кредит для меня.
blogs.privet.ru
Вместо лосей-рогачей, Арсений Пригожин прощается с летом:
Поминки по лету
"Помянем лето добрым словом,
Тост громогласный прокричим!"
(Василий Алоев)
======
Re:
Я лето схороню как тёщу:
Стенать надрывно не устану...
Неистово целуя мощи -
Порву под песни два баяна!
Тост громогласный прокричим!"
(Василий Алоев)
======
Re:
Я лето схороню как тёщу:
Стенать надрывно не устану...
Неистово целуя мощи -
Порву под песни два баяна!
Комментариев нет:
Отправить комментарий