9 октября 2014 г.

70-е. Фантом. Дворовая песня.

«Фантом» — советская песня на тему Вьетнамской войны.

Происхождение

Автор и время появления песни неизвестны. В 1970-е годы она уже существовала; вполне возможно, что она возникла непосредственно во время Вьетнамской войны. «Вторую жизнь» песня получила в середине 1990-х годов, после того как была исполнена группой «Чиж & Co» (альбом «Эрогенная зона», 1996), хотя ещё до этого появилась на альбоме «Лет Ит Би» проекта Егора Летова «Коммунизм» (1989) и альбоме «Фантом» группы «Вишнёвый сад» (1993).

В наиболее распространённом варианте, исполненном «Чиж & Co», текст песни повествует о лётчике ВВС США, пилоте истребителя-бомбардировщика F-4 «Фантом II». Как следует из текста, пилот совершает боевой вылет с территории Таиланда против целей в Северном Вьетнаме — об этом говорят слова «…Путь мой труден и далёк, мой Фантом несётся на восток» и присутствие самолётов противника. В варианте «Чиж & Co» есть неточность в строке «…Делаю я левый поворот» — суть в том, что пилоты не употребляют слово «поворот», а говорят «разворот». Кроме того нет упоминания о втором пилоте, хотя этот тип самолёта — двухместный.

После поражения одного из двигателей «Фантома» ракетой лётчик катапультируется и сразу после приземления попадает в плен. На допросе он спрашивает, кто его сбил, и получает от вьетнамца ответ: «Сбил тебя наш лётчик Ли Си Цин». На что американец парирует, что по радио слышал разговор между русскими лётчиками Ваней и Колей, из чего делает вывод «…русский ас Иван подбил меня». Имя Ли Си Цин (по созвучию с русской фамилией Лисицын) — не вьетнамское, а китайское, и обычно используется для обозначения собирательного образа советских пилотов во время Корейской войны. Таким образом, факт реального участия ВВС СССР в Корейской войне смешивается с распространённым, но не имеющим фактического подтверждения слухом об участии советских пилотов в воздушных боях во Вьетнаме.

Существуют несколько вариантов песни, в том числе и малоизвестный «ближневосточный», в котором действие происходит, очевидно, во время вымышленного конфликта с участием Израиля и Ирака («Далеко внизу лежит Багдад»). Упоминание истребителя-бомбардировщика «Кфир» говорит о том, что этот текст мог появиться не ранее конца 1970-х годов.

Песня упоминается самостоятельно в другой песне группы «Чиж & Co». В песне «Зверёк» (альбом «Нечего терять») есть слова «Я бы дышал травой, я бы играл хвостом, дикий и всем чужой, я бы не пел „Фантом“».

Егор Летов Фантом


Am            E7                    Am
Я бегу по выжженной земле,
                          Dm7   G7     C    E7
Гермошлем захлопнув на ходу.
  Am                    C7/9             D7                  F7
Мой "Фантом" стрелою белой на распластанном крыле
     Am              E7         Am
С ревом набирает высоту.
 
Вижу голубеющую даль -
Нарушать такую просто жаль.
Жаль, что ты ее не видишь! Путь наш труден и далек.
Мой "Фантом" несется на восток.
 
Делаю я левый поворот,
Я теперь палач, а не пилот:
Нагибаюсь над прицелом - и ракеты мчатся к цели.
Впереди еще один заход.
 
Вижу в небе белую черту -
Мой "Фантом" теряет высоту.
Катапульта - вот спасенье! И на стропах - натяженье,
Сердце - в пятки: в штопор я иду.
 
Только приземлился, в тот же миг
Из кустов раздался дикий крик:
Желтолицые вьетнамцы верещат в кустах, как зайцы.
Я упал на землю и затих.
 
Вновь иду по проклятой земле.
Гермошлема нет на голове.
Сзади дулом автомата в спину тычут мне солдаты,
Жизнь моя висит на волоске.
 
"Кто же тот пилот, что меня сбил?" -
Одного вьетнамца я спросил.
Отвечал мне тот раскосый, что командовал допросом:
"Сбил тебя наш летчик Ли Си Цын".
 
Это вы, вьетнамцы, врете зря!
В шлемофоне четко слышал я:
"Коля, жми, а я накрою!" - "Ваня, бей, а я прикрою!"
Русский ас Иван подбил меня.
 
Где-то там вдали родной Техас,
Дома ждут меня отец и мать.
Мой "Фантом" взорвался быстро в небе голубом и чистом -
Мне теперь вас больше не видать...


Чиж & Co - Фантом:

* * *

Советский летчик сбил самолет Маккейна во время войны во Вьетнаме (Фото)

6 октября 1967 года Маккейн в составе эскадрильи из 20 самолетов вылетел на бомбардировку и был сбит.
6 октября 1967 года Маккейн в составе эскадрильи из 20 самолетов вылетел на бомбардировку и был сбит.
Советский ветеран, подполковник в отставке Юрий Трушечкин, принимавший участие во вьетнамской войне, признался, что это именно он в 1967 году сбил самолет, в котором находился кандидат в президенты США Джон Маккейн.

Как рассказал МК ветеран, которого журналисты разыскали в 442-м госпитале на Суворовском проспекте в Санкт-Петербурге, он до сих пор ни о чем не жалеет и продолжает ненавидеть этого человека.

Как пишет InoPressa.ru со ссылкой на газету La Stampa, вьетнамский тюремщик Маккейна простил его и даже пожалел о том, что Маккейн не стал президентом США. Но подполковник Трушечкин радуется, что Маккейну не удалось войти победителем в Белый дом. "К счастью, он не стал президентом. Он ненавидел русских. Он знал, что его самолет сбила наша ракета", - говорит ветеран.

Несмотря на то, что до последнего времени русские не признавались, что принимали участие в военной кампании, 70-летний Трушечкин убежден, что скрывать, а тем более стыдиться ему нечего, пишет газета. Он рассказал, что попал во Вьетнам, будучи 28-летним капитаном, в то время, когда там уже были смешанные подразделения с вьетнамцами. Служил офицером наведения в ракетном расчете. А когда уезжал из Вьетнама, там еще оставались около 70 офицеров, а также солдаты, пленных американцев было 365 – как дней в году.

4069_1.gif 4069_2.gif 

День, в который был сбит самолет Маккейна, ветеран помнит хорошо. Капитан Трушечкин вместе с другими военными менял позицию ракетной установки, которая должна была прикрыть от американцев стратегический мост Хам Жонг. Военные уже уезжали, когда услышали сигнал воздушной тревоги и увидели, как подлетают два Phantom F-4.

По цели были выпущены две оставшихся ракеты – остальные четыре были расстреляны раньше. Одна из оставшихся двух ракет из-за плохой наводки взорвалась в джунглях, а второй - был сбит самолет. "Один самолет огибал холмы, а другой — пошел прямо через мост. В него мы и стреляли", - говорит Трушечкин, который был офицером наведения. Летчик, которым, по словам Трушечина, и был Джон Маккейн, катапультировался, и его взяли в плен вьетнамские солдаты.

Как говорит ветеран Трушечкин, Маккейну повезло – обычно американских летчиков забивали мотыгами. Но Джона Маккейна отправили в страшную тюрьму, которую с сарказмом называли Hanoi Hilton.

"Самыми ценными трофеями считались летный шлем и "флаг нищего" — нашивка с надписью: "Я американский гражданин, терплю бедствие, прошу оказать мне помощь" — на пяти языках, — говорит Юрий Петрович. — А в парашютной сумке нашли "корочку" серую. Это парашютная книжка оказалась. Я переводчика попросил посмотреть, что там написано. Помню слова: "Джон Маккейн". Парашют ему за день до этого собрали…"

В качестве трофея капитан Трушечкин увез с собой домой документы летчика и фотографии, которые подпольно удалось сделать во Вьетнаме - фотографировать советским специалистам не разрешалось. При переезде Трушечкина из Риги под Петербург раритетный документ потерялся, остались только фотографии.

Ветеран узнал пилота, когда увидел в телерепортаже о кандидате в президенты США кадры, на которых сенатор от Аризоны был еще молодым военным летчиком. Он не испытал никакого энтузиазма, когда узнал его. "Тюремные охранники говорили, что он ненавидел русских. Если бы он стал президентом США, отношения между Россией и Америкой, несомненно, стали бы хуже бы", – убежден ветеран.

Как сообщают американские источники, 6 октября 1967 года Маккейн в составе эскадрильи из 20 самолетов вылетел на бомбардировку и был сбит. Летчик катапультировался и приземлился в озеро, он сломал обе руки и ногу и был жестоко избит вьетнамскими солдатами. На допросе он, в соответствии с американским военным уставом, назвал только краткие сведения о себе, по фамилии вьетнамцы установили, что они взяли в плен сына высокопоставленного американского офицера.

Всего Маккейн провел в плену пять с половиной лет - 1967 дней - и был освобожден 15 марта 1973 года после подписания Парижских мирных соглашений между США и Вьетнамом.
Интернет-издание
* * *

Лётчик Ли Си Цын




«Узкоглазый» Миг-15бис, на котором над Кореей летал страшный лётчик Зам По Лит (И. Галышевский).

Лётчик Ли Си Цын (рас. вьет. Thí điểm một hệ thống tsyn) — отечественный военно-иронический мем. Обозначает советского лётчика, участвовавшего в корейской (и, может быть, вьетнамской, далее везде) войне. В более широком смысле — любой военный специалист, нахождение которого в данной конкретной точке земного шара правительство упорно отрицает. Употребляется IRL, а также на авиафорумах и политических ресурсах интернетов.

Песня



Анимуфажеская версия.

Широкое распространение мем получил благодаря дворовой песне «Фантом» 1960-х годов. Автор текста неизвестен, песня исполнялась во множестве вариантов. Первым из русских рок-музыкантов эту песню спел Летов в составе концептуального проекта «Коммунизм». Впрочем, простым слушателям она сейчас больше известна в исполнении Чижа.
«
— Кто же тот пилот, что меня сбил?, — Одного вьетнамца я спросил Отвечал мне тот раскосый, Что командовал допросом: — Сбил тебя наш лётчик Ли-Си-Цын   Это вы, вьетнамцы, врёте зря! В шлемофоне чётко слышал я: — Коля, жми, а я накрою! Ваня бей, а я прикрою! — Русский ас Иван подбил меня.
»
— Анонимус
У Летова было несколько иначе, например врёшь ты всё, раскосая свинья, но сейчас эпоха политкорректности, конечно же.

При этом большинству авторов было как-то похуй, что F-4 "Phantom II", на котором летит,а потом падает герой песни - самолёт вообще-то по жизни двухместный, и мало в каком варианте проясняется судьба второго члена экипажа, главный герой обычно один.

Анекдот

Однако есть основания предполагать, что впервые лётчик Ли Си Цын появился в анекдотах во время войны в Корее 1950—1953 гг. В «Вариант Бис-2» Анисимов использует сей мем.
Лётчики Ли Си Цын и Си Ни Цын отвечают на вопрос корреспондента, какие трудности им приходилось преодолевать, воюя в Корее: — Особенно трудно было во время воздушного боя щурить глаза, да ещё одной рукой оттягивать брови к вискам!
Из сводки Советского Информбюро: — В то время как капиталистические войска пытаются установить свою диктатуру на востоке, в небе Кореи отважно сражаются лётчики Ли Си Цын и Ван Ю Шин
Это наиболее обоснованное предположение, так как в Корейской войне на стороне Ким Ир Сена воевал целый авиакорпус — 64-й истребительный. По советским данным, он уничтожил в воздушных боях 1106 американских самолётов. Более подробная статистика здесь

Лулз в том, что формально эта страна не участвовала в войнушке. Поэтому Сталин приказал покрасить советские МиГ-15 в опознавательные цвета корейских ВВС, а всем лётчикам — иметь при себе документы с китайскими фамилиями. Китай поступил хитро — все миллионы китайцев в Корее были добровольцами. Летов, к слову говоря, и об этом тоже пел — «Песня о китайском народном добровольце» (на слова Тё Рен Чура). 

Советским самолётам запрещалось действовать над Жёлтым морем и преследовать самолёты противника южнее линии Пхеньян—Вонсан, то есть до 39 градуса северной широты. Американцы же и ООН в целом с Китаем воевать не могли (официально Китай соблюдал нейтралитет), и поэтому им запрещалось пересекать китайскую границу. Впрочем, бывало по-разному, что доставляло совершенно особенные лулзы — это была чистейшая война в небе, ни одна сторона не могла ничего сделать базам и тыловым службам другой.

Боевые будни. Это еще хорошее качество.

Следует заметить, что во Вьетнамской войне 1965—1973 гг. советские лётчики официально не принимали непосредственного участия в воздушных боях. Один раз фантомы перехватили учебную спарку с русским инструктором и вьетнамским курсантом. Когда вьетнамец понял, что его сейчас накроют, русский перехватил управление на себя, сказав вошедшую позднее в анекдот фразу, в конце оба катапультировались, но у русского не раскрылся парашют. Хотя в одном американском источнике фигурирует русский ас Шабаков Вадим Петрович, одержавший над Вьетнамом 6 побед, однако ни фотографии, ни биографии его отыскать нельзя, ибо власти скрывают), хотя военных советников в стране было около 8 тысяч. Правда, потом оказалось, что это был не Шабаков, а Щербаков, и не лётчик-истребитель, а командир ЗРК. 

Особо высока роль офицеров ПВО, которые, как раз-таки, принимали непосредственное участие в боевых пусках. Есть мнение, что текст песни «Фантом» является измышлением штафирок.

Однако

Li si tsin.jpg

Не стоит исключать и той точки зрения, что Ли Си Цын появился ещё раньше — во время Японо-китайской войны, когда в 1937 году СССР направил в помощь Чан Кай Ши около 700 лётчиков и техников ВВС. А китайцы известны своей привычкой писать незнакомые слова с помощью своих иероглифов. 

Есть также мнение, что анекдотический Ли Си Цын (пока ещё не лётчик) возник вообще в 1924 году, благодаря тому, что отправленный в Китай совершать мировую революцию будущий маршал Блюхер взял себе псевдоним Зой Га Лин. (В честь жены Зои и дочери Галины). 

А вообще, советские военные специалисты наследили много где. Например, не зря мемориал в честь независимости Турции включает в себя фигуры маршала Ворошилова и Буденного, Фрунзе, хе-хе. Любое народно-поцтреотическое движение, боровшееся с американским империализмом, могло запросить помощи у Большого Брата и невозбранно её получить. А самые первые наши Ли-си-цыны воевали еще в Первую Мировую в рядах французских ВВС. Эти люди постигали за рубежом премудрости авиаторского дела, а когда ВНЕЗАПНО грянула ПМВ, путь на родину оказался для них отрезан. Интересующимся читать книгу «Воздушный казак над Верденом». Ситуация, впрочем, была вполне симметрична, о чём свидетельствует, к примеру, двойной Георгиевский кавалер таитянец Марсель Пля, дослужившийся стрелком-мотористом на «Муромцах» до фельдфебеля.

Ещё анекдоты


Мой фантом взорвался быстро в небе голубом и чистом.
В воздушном бою с вьетнамскими лётчиками сбит американский самолёт. После плена и долгих скитаний пилот возвращается в Америку и рассказывает, как было дело:
— Вижу я, что в хвост мне вьетнамский истребитель заходит, и слышу по радиоперехвату: «Вася, прикрой, я хуйну!» Вот этот Хуй Ну меня и сбил…
Американцы окружили высоту в джунглях, где скрывались вьетнамские партизаны. Кричат:
— Вьетнамцы, сдавайтесь!
В ответ крик:
— Вьетнамцы не сдаются! Коноваленко, снаряд!
Идет вьетнамская разведгруппа в тыл противника. День идут, два идут. У них на пути джунгли, овраги, болота. На третий день выходят к берегу неглубокой реки. Подумали и решили идти вброд. Начали перебираться, и на середине реки один из разведчиков говорит:
— А вода ж яка тепла як у Дніпрі!
Вьетнамскому лётчику объясняют:
— Вот в кабине МиГа три кнопки. Первую нажмёшь, если в бою будет плохо. Вторую нажмешь — когда совсем плохо. А если совсем-совсем хреново будет — нажимай третью!
Идёт воздушный бой. Вьетнамца догоняют американские самолёты. Он нажал первую кнопку — МиГ резко ускорился. Американцы выпустили ракеты. Он нажал вторую кнопку — МиГ сделал противоракетный маневр. Но тут раз! — сверху ещё звено американцев в атаку на него заходит. Он жмёт третью кнопку и слышит сзади:
— Ну-ка, узкоглазый, от штурвала отодвинься, ща мы их уделаем…
Всплывают в океане две подводные лодки, китайская — так себе и американская, крутая. Из американской высовывается офицер и предлагает сдаться. Из китайской ответ: «Да пошёл ты нахуй!» и обращение в свою: «Вась, я правильно сказал?».
Американцы штурмуют высоту, в окопе сидят два корейских бойца, один другому: «Си Ни Цин, опять американцы наседают!» в ответ: «Хуй Вам Вань, бросай гранату!»
В одном из воздушных боев американцы сбили двух вьетнамских летчиков на МИГах. Куда их девать, чтобы не сбежали? Ребята южные, боятся холода! В холодильник их! Поместили в холодильник. Пусть околеют. А сами решили выпить виски. Сидят, пьют и о вьетнамцах уже забыли. Открывают холодильник, а те покрыты инеем, но сидят и в карты режутся.
- Не волнуйтесь: у нас на Чукотке холода похлеще бывают!
"Во Вьетнаме мы официально не воевали. Военспецами и инструкторами были. Найти нормального вьетнама - проблема. Они маленькие, дохлые, перегрузку не держат. Наши парни до 10g держали нормально, а эти на пяти уже сознание теряли. Их кормили насильно, под трибунал отдавали, если кто-то мяса положенную пайку не съест, на тренажерах их крутили - все без толку. Теряют сознание и все тут. На несколько секунд, но этого хватает. Американские летчики быстро поняли, что вся вьетнамская авиация делится на русских летчиков и вьетнамов. Сбить вьетнама - дело почетное, прибыльное (деньги платили хорошие), а главное - безопасное. С русскими дела обстояли гораздо хуже. На них вываливаешь вроде неожиданно с солнечной стороны, из облака, вроде бьешь наверняка, а он сделает противоракетный маневр, крутанет фигуру с перегрузкой офигенной, и уже у тебя на хвосте. Хрен с ними с деньгами и со славой, так ведь и собьет же еще тебя! Правда тех, кто катапультировался - не добивали. И на том спасибо русским парням. Америкосы быстро смекнули, как отличить русского от вьетнама. Идет бой, как правило это очень скоротечно. F-4 на хвосте у МиГа. МиГ делает маневр, перегрузка растет, пять, шесть - хоп! крылышки задрожали, на секунду, едва заметно - все понятно, вьетнам. Можно не бояться. А вот если на 8g МиГ так же уверенно выполняет маневр, то там точно не вьетнам, а русский, и хрен его знает, чем все закончится. Поэтому америкосы открыто выходили в эфир и с фразой "Ванья! Я ушель!" выходили из боя. И правильно. Береженого бог бережет."

F-4 Phantom-II, он же просто «Фантом»

«Мой фантом стрелою белой на распластанном крыле с ревом набирает высоту» — очень годный самолет, по тем временам вообще звездолет, появившийся как раз перед войной и на который янки неистово фапали.

Первая версия «Фантома» была американским реактивным палубником образца 1945 года, вполне типичная модель для тех лет по надёжности и эффективности — обгонял поршневой «Корсар» всего на 60 км/ч, на вооружение поступил в количестве 24 штук. Phantom-II к нему не имеет ни малейшего отношения.

Создан был этот монстр для самой что ни на есть благородной цели — уничтожать бомбардировщики Империи Зла, дерзнувшие приблизиться к миролюбивым американским авианосцам. Для чего у него был мощный радар и туева хуча разнокалиберных ракет, управляться со всем этим электронно-ракетным барахлом должен был специально обученный человек-оператор вооружения. Получилось неплохо, правда, на палубу сесть уже стоило немалых трудов, но начальство успех вдохновил и оно принялось думать, что бы еще впихнуть на самолеты. Однако жадность до добра не доводит, и задуманный на смену Фантому F-111 «Мастер на все руки» получился вообще гигантским, не только неспособным сесть на палубу, но и с сухопутных аэродромов мало на что годный. В итоге все функции несостоявшегося палубного F-111B (а также большую часть едва состоявшегося сухопутного F-111A) возложили на «Фантом», который с ними неплохо справился, переквалифицировавшись из перехватчика в штурмовики и фронтовые истребители. Вьетнамская война оказалась весьма кстати для испытаний хитрой электроники в боевых условиях, благо во Вьетнаме вначале были только МиГ-17.

Конкурентом ему в небе Вьетнама был маневренный и дешевый F8U «Крусейдер» — мечта пилотов — но призрак бомбардировщиков и ракетоносцев Империи Зла будоражил воображение адмиралов и те требовали побольше ракет. То, что «Крусейдер» способен крутить карусели с любым вражеским истребителем, адмиралов не очень воодушевляло, на мнение пилотов они срали с высокой колокольни. Вьетнам был далеко, там были только МиГ-17, и тех было мало, так что практичный семейный седан, пардон, «Крусейдер», уступил место роскошному лимузину, простите, «Фантому».

Фантому достался первый вин в воздушном бою. Утром 9 апреля 1965 года «Фантом» сбил ракетой «Спарроу» китайский МиГ-17, после чего сам был подбит из пушки другого МиГа, хотя есть также мнение, что был сбит другим «Фантомом». Экипаж не катапультировался и утонул в море вместе с самолетом. For teh Great Justice, на лавры первого МиГ-киллера претендуют F-100 и F-105, 4 апреля 1965 после махача с ними гуки не досчитались трех МиГов.

Однако во Вьетнаме Фантом спустили с небес на землю. Выяснилось, что вьеты наотрез отказываются подставляться под ракетный обстрел, шифруясь на низких высотах, разрекламированные чудо-ракеты отказывали через одну, а в цель попадала вообще каждая десятая, а пушки, которой на крайняк можно было бы взять и уебать мельтешащих вьетнамцев, не поставили, посчитав плебейством, да и гоняться на 25-тонном перехватчике/штурмовике за верткими 6-8-тонными МиГами не самое приятное занятие. Для того, чтоб самолет «делал все», в него затолкали кучу гаджетов, при виде которых у экипажа глаза разбегались по всей кабине, даром что в самолете два человека и глаз и рук у них на двоих по четыре штуки, а ведь надо еще и в окно смотреть и что-то с МиГами делать.

В общем, самолет, конечно, мог всякие штуки вытворять, но пилоты могли быть либо истребителями, либо штурмовиками, зафейлив идею универсального самолета. Конечно, кое-какие баги пофиксили — новый радар мог видеть цели на фоне земли, ракеты стали надежнее, движки мощнее, наконец воткнули пушку под фюзеляж. В итоге, результаты боев универсального уберФантома с вшивыми узкоспециализированными МиГами настолько впечатлили американцев, что его сменщики F-14 и F-15 были начисто лишены ударных возможностей, а в пару к ним, еще раз подумав, запилили более легкие и маневренные F-16 и F-18. И все же жажда заполучить вундервафлю не оставляла мериканьцев, и в 1991 г., набравшись смелости и гаджетов с радиорынка, они вновь запилили уберсамолет F-15E, мастер на все руки.

Тем не менее, Фантом эпичен. Примерно так он остался в памяти очевидцев:

Когда на тебя налетает „фантом“, то кажется, будто ты смотришь немой фильм ужасов. Он обгоняет звук, и распаленное сознание, обостренное импульсами страха, видит лишь зловещий силуэт с короткими, загнутыми вверх на концах крыльями. И это чудовище, движущееся словно в безмолвии, готово обрушить на твою голову страшные баки с густым напалмом, который превращает все в море огня, а людей — в визжащие от адской боли живые факелы. Или шквал неуправляемых ракет, начиненных взрывчаткой и стальными иглами, которые разрывают на части тела бойцов. Или фосфорные бомбы, чьи адские гранулы глубоко врезаются в плоть. Когда людей, пораженных фосфорными бомбами, привозили в лазареты, и скальпель хирурга добирался до засевших в тканях шариков, они вспыхивали. И раненые заживо горели на операционных столах.



lurkmore.to 

См. также

Ссылки

psm 04/03/12 #1325 29/03/14
#1611 09/10/14

Комментариев нет:

Отправить комментарий