Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.
При этом:
Тишина — полное отсутствие каких-либо звуков, то есть внешних раздражителей слуховой системы, безмолвие. Иногда в аллегориях тишиной называют не полное спокойствие звукового окружения, а лишь частичное, относительное, например, безмолвие природы, контрастирующее с громким шумом мегаполиса.
Относительная тишина полезна для здоровья, поэтому истощенным и больным людям рекомендуют избегать слишком громких звуков. Впрочем, звуки не слишком большой громкости (20—60 дБ) положительно влияют на человека. Считается, что человек не может услышать абсолютной тишины, так как, во всяком случае, он будет слышать звук своего сердца.
Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека.
Как и любая волна, звук характеризуется амплитудой и спектром частот. Обычный человек способен слышать звуковые колебания в диапазоне частот от 16—20 Гц до 15—20 кГц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; выше: до 1 ГГц, — ультразвуком, от 1 ГГц — гиперзвуком. Громкость звука сложным образом зависит от эффективного звукового давления, частоты и формы колебаний, а высота звука - не только от частоты, но и от величины звукового давления.
Среди слышимых звуков следует особо выделить фонетические, речевые звуки и фонемы (из которых состоит устная речь) и музыкальные звуки (из которых состоит музыка). Музыкальные звуки содержат не один, а несколько тонов, а иногда и шумовые компоненты в широком диапазоне частот.
В головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В ее
переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему
мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах
познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в
зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека.
Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией нескольких областей за пределами слуховой коры. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека.
Звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания
жидкости во внутреннем ухе. Крошечная косточка среднего уха, стремечко,
действует на улитку, изменяя давление заполняющей ее жидкости.
В свою очередь, вибрации базилярной мембраны улитки заставляют
сенсорные рецепторы уха, волосковые клетки, генерировать электрические
сигналы, направляющиеся по слуховому нерву в головной мозг. Каждая
волосковая клетка настроена на определенную частоту колебаний жидкости.
Переработка головным мозгом музыки основана на иерархическом и
пространственном принципах. Первичная слуховая кора, получающая входы от
уха и (через таламус) низших слуховых центров, участвует в начальных
процессах восприятия музыки, например, анализе высоты звука (частоты
тона).
Психические реакции на музыку отличаются невероятной пластичностью,
т. к. даже кратковременное музыкальное обучение способно изменить
характер переработки мозгом музыкальной информации. Каждая клетка мозга
реагирует на определенную высоту (частоту) звука. Когда какой-либо тон
приобретает для человека особую значимость, первоначальная настройка
клеток изменяется.
Первичная слуховая кора может перенастраиваться - в ней увеличивается
число клеток, обладающих максимальной реактивностью к важным для
человека звукам и музыкальным тонам, что влияет на дальнейшую
переработку музыкальной информации во вторичных слуховых областях коры и
слуховых ассоциативных зонах, где происходит переработка более сложных
музыкальных характеристик (гармонии, мелодии и ритма). Когда музыкант
играет на инструменте, активность моторной коры, мозжечка и других
структур мозга, участвующих в планировании и осуществлении
специфических, точно выверенных во времени движений, возрастает.
Слуховая система, как и все прочие сенсорные системы организма, имеет
иерархическую организацию. Она состоит из цепочки центров, которые
перерабатывают нервные сигналы, направляющиеся из уха в высший отдел
слухового анализатора - слуховую кору. Переработка звуков (например,
музыкальных тонов) начинается во внутреннем ухе (улитке), сортирующем
сложные звуки (издаваемые, например, скрипкой) на составляющие
элементарные частоты. Затем по волокнам слухового нерва, настроенным на
разную частоту, улитка посылает информацию в виде последовательности
нейронных разрядов (импульсов) в головной мозг. В итоге они достигают
слуховой коры в височных долях мозга, где каждая клетка реагирует на
звуки определенной частоты. Кривые частотной настройки соседних клеток
перекрываются, т. е. разрывы между ними отсутствуют, и на поверхности
слуховой коры формируется частотная карта звуков.
У человека прослушивание музыки может сопровождаться чувством эйфории, вызванным высвобождением дофамина в области полосатого тела головного мозга.
Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений, а также уменьшаться ритм и глубина дыхательных движений вплоть до полной остановки дыхания. У собак из группы пород пинчер эти изменения сильнее, чем у других собак (давление изменяется на 70 мм ртутного столба).
Тоже Жоржик
Проведённый в Японии эксперимент показал, что у кормящих матерей, слушающих классическую музыку, количество молока увеличивается на 20-100 %, а у слушающих джаз и поп-музыку сокращается на 50-20 %.
Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться.
Классическая музыка делает нас красивее.
Аристотель говорил: «Музыка облагораживает нравы» и «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
Когда слушаем классическую музыку, мы облагораживаемся. Слой чего-то наносного спадает и мы погружаемся в мир неизменный, прекрасный, проявляется наша настоящая природа. Классическая музыка действительно имеет такое очищающее влияние, мы становимся лучше, добрее. Послушайте «Лунную сонату» Людвига Ван Бетховена, или его «Оду к радости», 40 симфонию Моцарта, «Четыре сезона» Моцарта.
Даже среди животных одного вида есть различия: определённая часть
равнодушна к музыке, часть — весьма чувствительна и восприимчива, а
некоторые оказываются способными к активному музыкальному творчеству.
Люди, страдающие амузией, не способны распознавать и исполнять музыку.
Морозов В. П. Занимательная биоакустика. Изд. 2-е, доп., перераб. — М.: Знание, 1987. — 208 с. + 32 с. вкл. — С. 54-59
ru.wikipedia.org
osoznanie.org
Комментариев нет:
Отправить комментарий