Валену́хи, ва́лежки, ва́лены, ва́ленцы, ка́танки, самока́тки, сапоги́, пи́мы́ - все это поистине
традиционная русская обувь, использующаяся в морозные зимние дни для
хождения по сухому снегу. Это многочисленные названия всеми любимых
валенок. Немало песен и шуток в русских деревнях и селах посвящено
именно валенкам, такой простой, но практичной и недорогой обуви. Но
определенный изъян в них всё же есть. При длительной ходьбе валенки
промокают, а со временем и стираются. Но этот недостаток с легкостью
компенсируют галоши, несменный «компаньон» русских валенок.
Утверждают, что история валенок началась в далеком XVIII веке, но
популярность им была обеспечена лишь в начале XIX века. Из-за
первоначальной дороговизны их могли себе позволить лишь зажиточные люди.
Но в последствии организация производства этой уже популярной обуви
обеспечила ей стабильный спрос не только на территории России, но и
далеко за ее пределами. И в 1900 году на сапого-валяльных фабриках
России было произведено 1,4 млн. пар валенок на сумму 2,1 млн. рублей.
Традиционно, валенки были черного, серого или коричневого цвета, но
последние годы, по заказу потребителей выпускаются валенки самых разных
цветов - красные, синие, фиолетовые, зеленые, желтые, оранжевые и т.д.
Именно такой продуманный дизайнерский ход способствовал тому, чтобы обувь оптом скупалась во всех отечественных и зарубежных магазинах.
Много исторически интересных фактов также связанно с валенками:
существует музей валенок в Москве и Мышкине, также ежегодно в России
производится около 4,5 миллионов пар валяной обуви, а еще житель
Башкирии на Новый год свалял валенок-гигант 130-го размера! Так, что
валенки внесли свой ощутимый вклад в мировую историю обуви.
***
В районах с суровым климатом незаменимы утяжеленные валенки с толстыми стенками и подошвами. Легкие, тонкие, мягкие валенки называют чесанками. Преобладают же валенки средние, обыкновенные.
Валенки должны быть достаточно свободными, иначе ноги в
них будут мерзнуть. Не греют и влажные валенки, а на морозе они делаются
жесткими, неудобными. Если при входе в дом не стряхнуть с валенок снег, он,
растаяв, неизбежно их увлажнит. Потребуется сушка, в процессе которой не
исключена некоторая усадка обуви. Для чистки валенок пользуются жесткой
щеткой и мелкозернистой шкуркой.
Ну а если валенки поизносились, их следует подшить.
Кстати, подшивка полезна и для относительно новых валенок: она продлит срок
их службы, защитит ноги от сырости.
На видео ниже Лидия Андреевна Русланова призывает молодежь во-время выполнять технический уход, необходимый стареньким валенкам, которые уже достаточно обносились, чтобы их можно было подшить войлоком.
На видео ниже Лидия Андреевна Русланова призывает молодежь во-время выполнять технический уход, необходимый стареньким валенкам, которые уже достаточно обносились, чтобы их можно было подшить войлоком.
Вооружитесь шилом, двумя крупными иглами, ссученными в несколько раз суровыми нитками, на тертыми воском или варом. Материалом для подшивки служит войлок толщиной 15—20 мм или голенище старого, уже не подлежащего ремонту валенка.
Чтобы выкроить новую подошву (стельку), валенок
устанавливают на войлок или голенище и мелом очерчивают контур будущей
стельки. Вырезая ее, отступают на 5 мм за пределы контура. Далее стельку
прошивают (прострачивают) одновременно обеими иглами, вкалывая их сверху и
снизу в отверстия,. предварительно проколотые шилом. Нитки затягивают после
каждого стежка длиной 10—12 мм. Таким образом прострачивают стельку в
середине и по контуру ступни, намеченному на расстоянии 25—35 мм от краев. К
стельке пришивают набойку из 2—3 слоев войлока или обрезков того же старого
валенка.
Прежде чем пришить стельку с набойкой к подошве валенка,
его надевают на колодку, а если колодки нет, набивают бумагой, тряпками.
Стельку прикрепляют к подошве в носке, с боков и в пятке. Для этого в заранее
проколотые шилом отверстия протягивают иглу с ниткой и нитку завязывают
узлом. Пришивают стельку к валенку теми же двумя иглами, как и при ее прострачивании,
по направлению к себе. Длина стежков при этом несколько меньше, 8—10 мм. Подшитая
стелька, выкроенная на 5 мм больше подошвы, образует как бы рант.
Чесанки без галош - не чесанки
Валенки тонкие (чесанки) и галоши к ним выдаются старшему иВы решили пришить к чесанкам, которые носите с галошами, кожаный задник. Нарисуйте на валенке его контур мелом по возможности жирнее, приложите к этому месту кусок кожи и прижмите его так, чтобы на коже остался след мела. По этому следу и вырежьте задник, прикрепите его двумя гвоздиками к обеим сторонам валенка, проткнув их в заготовленные шилом отверстия, а затем пришейте, как и стельку.
среднему начальствующему составу инженерно-технического состава
авиационных частей, непосредственно обслуживающему летательные
аппараты, и старшему начальствующему составу других авиационных
частей согласно перечню должностей, утвержденному Министром по
чрезвычайным ситуациям. (Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 11 февраля 2002 г. №39 "Об утверждении норм снабжения вещевым имуществом лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в мирное время" . Текст документа по состоянию на 5 февраля 2009 года)
Осмотрите валенки, не требуют ли ремонта голенища.
Трещины, небольшие разрывы, обнаруженные вами, зашейте крепкими нитками.
Протертые, прорванные места заполните войлоком и пришейте его стежками длиной
12—14 мм. На эти места, перекрывая их на 15—20 мм, нашейте аккуратные кожаные
заплатки, длина стежков 4—6 мм.
По окончании зимнего сезона проветрите, просушите свои
валенки, тщательно вычистите их, заверните в плотную бумагу или положите в
мешок и уберите в сухое место. Позаботьтесь и о том, чтобы валенки не
«тронула» моль — положите в бумажную упаковку, мешок таблетку аитимольного
средства («Антимоль», «Дезмоль»).
К новому сезону у вас подготовлены чистые,
отремонтированные, подшитые валенки. Возможно, однако, что вы пожелаете
приобрести новые валенки. Подобрать их, а также галоши к ним поможет вам
приведенная здесь таблица, в которой за «исходный» принят размер (номер)
кожаной обуви, всем всегда известный. Более привычным для многих из нас
остается размер ботинок, туфель в так называемых штихах (один штих равен 2/3
см), хотя в последние годы все шире распространяется обозначение номера обуви
по длине стельки в сантиметрах.
Размеры валяной обуви, определяемые по длине стельки,
несколько больше размеров обуви из кожи. Дело в том, что между валенком и
стопой ноги должно оставаться свободное пространство, заполненное воздухом.
Только при этом условии ноги будут в тепле.
http://bibliotekar.ru/
Ли́дия Андре́евна Русла́нова (при рождении Ага́фья Андре́евна Ле́йкина; 14 (27) октября 1900, село Чернавка, Сердобский уезд, Саратовская губерния — 21 сентября 1973, Москва) — российская и советская певица, Заслуженная артистка РСФСР (27 июня 1942). Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей в СССР, а её исполнение русских народных песен считают эталонным.
Лидия Русланова. Валенки (видео):
Ли́дия Андре́евна Русла́нова (при рождении Ага́фья Андре́евна Ле́йкина; 14 (27) октября 1900, село Чернавка, Сердобский уезд, Саратовская губерния — 21 сентября 1973, Москва) — российская и советская певица, Заслуженная артистка РСФСР (27 июня 1942). Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей в СССР, а её исполнение русских народных песен считают эталонным.
Lidia Ruslanova is singing a beautiful Russian song "Valenki" редкое видео rare video video HD
The best Russian music and world cultural heritage.
Лидия Русланова поёт прекрасную Русскую народную песню "Валенки" - символ победы над фашизмом.
Песня
Лидии Руслановой "Валенки", спетая ею на ступеньках рейхстага 2 мая
1945 года перед Советской армией- победительницей Гитлера, как и многие
другие русские народные песни, спетые в этот день Лидией Руслановой
перед нашей армией на стихийном митинге, который продолжался несколько
часов - это навеки ясный и понятный символ победы над фашизмом
советского и русского народа.
Песня
"Валенки" и другие русские народные песни в исполнении Лидии
Руслановой прозвучали под раскаты русского Ура! во время стихийного
митинга - концерта советских войск на ступеньках рейхстага сразу же
после победы над Гитлером, над фашистской Германией.
Уникальный
голос Лидии Руслановой и те немногие кадры выступлений и фотографии
Лидии Руслановой, которые мы можем сегодня увидеть, сохранились и были
показаны благодаря труду, духовному подвижничеству таких людей, как
редактор и создатель радио- и телепередач Владимир Дёмин, режиссёр Олег
Ерышев - замечательный фильм "Лидия Русланова" в 2-х частях - и
сценарист Лев Мархасев, и, во многом, всё спасала Маргарита Крюкова -
дочь генерала Владимира Крюкова - мужа Лидии Руслановой и по сути -
родная дочь Лидии Руслановой в её жизни.
* * *
Валенки снова в моде
Попалась мне очень интересная статья про валенки и тенденциях
современной моды Любови Дубинкиной (ШколаЖизни.ru).С удовольствием
делюсь ею с Вами!
Носили ли вы валенки? Нет, носили ли вы валенки так, как носила их я? До шестнадцати лет, с осени до весны, с галошами и без, с пятого класса ежедневно 7 км до школы и столько же назад, а вечером с горки и на горку… А на ночь они в печку, чтобы утром тепленькие на ножки! И снова то же самое! Не подозревая, что есть какая-то другая обувь и она лучше валенок!
По соседству дед жил. В молодости он бурлачил на Волге, простудился, в старости от «ревматизмы» валенками лечился. И летом в них ходил. А спал в проулке на траве. Без подстилки! Но, говорил, валенки помогают. Не запастись ли к старости?
Нет, настоящих валенок многие из вас уже не знают. Настоящие валенки – самовалочки! Слышите, как их называли? То есть, руками их делали, сами валяли. Получались они тонкие, мягкие, теплые. Ног не натрешь, сколько ни ходи в них! Поэтому даже не самовалки, а самовалочки!
Я даже видела, как валяли валенки, правда, может быть, не все правильно поняла. Шерсть на них шла только с осенней стрижки овец. Ее щипали, то есть, перебирали маленькими прядочками, очищая от репьев и прочего мусора. В мешках за плечами несли на шерстобойню (шерстобитню). Так как шерстобойни были редко в каком селе, путь до них был долгим. Группировались хозяева и выходили утром рано, чтобы очередь занять. К вечеру только домой попадали. Доставалось, видимо, и шерсти! Били точно, так как приносили ее домой уже гладким, шелковистым рулоном. Из него и формировали валенок. Ну, и сапожище огромное делали! Раза в три-четыре точно больше размера ноги.
– Просто слоновий какой-то! – вытаращивала глаза ребятня, хотя не видела в каких валенках слоны ходят. – А как потом маленький, аккуратненький получится?
А вот как! Для усадки до нужного размера несколько операций производили: на теплой печке притирали, в большой чугун с какой-то кислотой помещали, потом переносили изделия в стирню.
Стирня мне запомнилась почему-то зловещей. Это была землянка, а значит, темно. Стоял большой, наклонный (чтобы вода стекала) стол, под которым топилась печь и нагревался котел с водой. Мастер опускал в горячую воду заготовку, потом какой-то железякой ее доставал, раскладывал на столе и начинал стирать. Это была самая трудоемкая, самая тяжелая часть работы. Поэтому здесь на помощь (на помочь!) приходили родственники или коллеги, а в следующий раз хозяин им помогал. Кстати, стирни эти были кооперативными, каждому мастеру она ни к чему.
Стирка будущего валенка – а длилась она два-два с половиной часа – не была похожа на стирку белья, скорее, на глажку, но не утюгом, а вальком и скалкой. Валяльщик руками перекатывал по заготовке что-то напоминающее огромный четырехгранный напильник с широкими насечками, тяжеленный. Помню, что мужчинам было не только тяжело, но и жарко. Работали они без рубашек: горел огонь, от воды шел пар. Охладиться на улицу не выбежишь, ведь валяли валенки зимой, так сказать, в свободное от работы время. Вот только после стирки насаживали изделие на деревянную колодку нужного размера. А потом еще целый час абразивным камнем его терли – снимали торчащие волоски.
Теперь валенок прямо на колодке промывали чистой водой и клали в печь на просушку. После этого еще раз «оглаживали», подпаливали те волоски, которые пемза не взяла. Наконец-то, валенок готов! Осталось снять его с колодки. Кстати, это только в пословице два сапога – пара. Поначалу оба валенка прямые – ни левого, ни правого. Поэтому валенки сначала помечали, а потом они уже по ноге снашивались.
У валенок была разновидность – чёсанки: они потоньше и носились с галошами. На них иногда с нови нашивали (наверное, это были кирзовые) запятники, так как эти места от галош протирались раньше. И носы у чесанок поострее. Галоши – вынужденная оболочка для валенок, от сырости. Есть у валяной обуви такой недостаток: стоит ей промокнуть, как дрожь по всему телу разойдется, а тут и до простуды недалеко. Вот и придумали для валенок носки – сначала кожаные, а с развитием промышленности – резиновые.
Я помню две разновидности галош – фабричные и литые (баллонные), хотя их, наверное, тоже на каком-то производстве делали. Литые можно было ремонтировать, примерно так же, как водители вручную проколотую шину восстанавливают. А фабричные, лаковые, или ремонту не подлежали, или в деревне умельцев не было.
А вот на валенки со временем нашивались цельные подошвы, вырезанные из голенищ уже вышедших из употребления. Некоторые мастера даже каблучки пришивали, утолщая квадратик под пяткой несколькими слоями. Этот-то процесс и назывался подшить валенки. Может быть, не трудная физически, но ювелирная работа! И не очень скорая. Это вам не по канве вышивать, но стежки у опытного мастера не только на глаз, но и по линейке – ровнехонькие. А «вышивка» идет дратвой – это льняные нитки, много-много раз пропущенные через кусочек вара (смолы). В деревне их называли суровые – они и так-то крепкие, а просмоленные – чрезвычайно.
Вряд ли валенки – изобретение русичей. В русских сказках все в лаптях ходили и зимой, и летом. Видимо, от татар кочевых эта обувь пошла: они сначала ноги в шкуры животных заворачивали и веревками обматывали, а потом додумались до катанок.
Столько достоинств у валенок, что в Москве для них музей создали. Там не только разнообразные шерстяные обувочки можно увидеть, но и узнать, что Ленин, например, использовал их (то были сибирские пимы) для провоза своих революционных сочинений, а Сталин просто ноги берег и любил натуральную обувь из шерсти. Петр Первый с сильного похмелья не только щей требовал, но и валенки: считал, что они циркуляцию крови улучшают. Кстати, для производства валенок не истреблялись животные, да и природа – тоже. Якобы в подарок Путину делал валенки один знаменитый мастер. Здесь же, в музее, выставлены валенки от кутюр, украшенные на все лады.
Валенок моей знакомой молодого дизайнера Алены Беляковой в музее нет. Но две пары самовалочек отправились в Нью-Йорк, есть заказ из Японии. Вот интересно: там тоже лютая, как у нас, зима бывает?
Валенки сегодня – во славе! И не только на подиуме, но и на улице ножки в валенках зачастую можно увидеть. Оглядываются прохожие! Расшитые нитками и лентами, украшенные стразами и кружевами, с галошами и опять-таки без них, валенки полюбились и взрослым и детям. Расшивать их – такая же кропотливая работа, как и подшивать. Плюс к тому, у валенка должен быть образ.
Валенки – неразбериха какая: вышли из моды, входят в моду! Получается, вещь универсальная! Была, есть и будет!
* * *
Носили ли вы валенки? Нет, носили ли вы валенки так, как носила их я? До шестнадцати лет, с осени до весны, с галошами и без, с пятого класса ежедневно 7 км до школы и столько же назад, а вечером с горки и на горку… А на ночь они в печку, чтобы утром тепленькие на ножки! И снова то же самое! Не подозревая, что есть какая-то другая обувь и она лучше валенок!
По соседству дед жил. В молодости он бурлачил на Волге, простудился, в старости от «ревматизмы» валенками лечился. И летом в них ходил. А спал в проулке на траве. Без подстилки! Но, говорил, валенки помогают. Не запастись ли к старости?
Нет, настоящих валенок многие из вас уже не знают. Настоящие валенки – самовалочки! Слышите, как их называли? То есть, руками их делали, сами валяли. Получались они тонкие, мягкие, теплые. Ног не натрешь, сколько ни ходи в них! Поэтому даже не самовалки, а самовалочки!
Я даже видела, как валяли валенки, правда, может быть, не все правильно поняла. Шерсть на них шла только с осенней стрижки овец. Ее щипали, то есть, перебирали маленькими прядочками, очищая от репьев и прочего мусора. В мешках за плечами несли на шерстобойню (шерстобитню). Так как шерстобойни были редко в каком селе, путь до них был долгим. Группировались хозяева и выходили утром рано, чтобы очередь занять. К вечеру только домой попадали. Доставалось, видимо, и шерсти! Били точно, так как приносили ее домой уже гладким, шелковистым рулоном. Из него и формировали валенок. Ну, и сапожище огромное делали! Раза в три-четыре точно больше размера ноги.
– Просто слоновий какой-то! – вытаращивала глаза ребятня, хотя не видела в каких валенках слоны ходят. – А как потом маленький, аккуратненький получится?
А вот как! Для усадки до нужного размера несколько операций производили: на теплой печке притирали, в большой чугун с какой-то кислотой помещали, потом переносили изделия в стирню.
Стирня мне запомнилась почему-то зловещей. Это была землянка, а значит, темно. Стоял большой, наклонный (чтобы вода стекала) стол, под которым топилась печь и нагревался котел с водой. Мастер опускал в горячую воду заготовку, потом какой-то железякой ее доставал, раскладывал на столе и начинал стирать. Это была самая трудоемкая, самая тяжелая часть работы. Поэтому здесь на помощь (на помочь!) приходили родственники или коллеги, а в следующий раз хозяин им помогал. Кстати, стирни эти были кооперативными, каждому мастеру она ни к чему.
Стирка будущего валенка – а длилась она два-два с половиной часа – не была похожа на стирку белья, скорее, на глажку, но не утюгом, а вальком и скалкой. Валяльщик руками перекатывал по заготовке что-то напоминающее огромный четырехгранный напильник с широкими насечками, тяжеленный. Помню, что мужчинам было не только тяжело, но и жарко. Работали они без рубашек: горел огонь, от воды шел пар. Охладиться на улицу не выбежишь, ведь валяли валенки зимой, так сказать, в свободное от работы время. Вот только после стирки насаживали изделие на деревянную колодку нужного размера. А потом еще целый час абразивным камнем его терли – снимали торчащие волоски.
Теперь валенок прямо на колодке промывали чистой водой и клали в печь на просушку. После этого еще раз «оглаживали», подпаливали те волоски, которые пемза не взяла. Наконец-то, валенок готов! Осталось снять его с колодки. Кстати, это только в пословице два сапога – пара. Поначалу оба валенка прямые – ни левого, ни правого. Поэтому валенки сначала помечали, а потом они уже по ноге снашивались.
У валенок была разновидность – чёсанки: они потоньше и носились с галошами. На них иногда с нови нашивали (наверное, это были кирзовые) запятники, так как эти места от галош протирались раньше. И носы у чесанок поострее. Галоши – вынужденная оболочка для валенок, от сырости. Есть у валяной обуви такой недостаток: стоит ей промокнуть, как дрожь по всему телу разойдется, а тут и до простуды недалеко. Вот и придумали для валенок носки – сначала кожаные, а с развитием промышленности – резиновые.
Я помню две разновидности галош – фабричные и литые (баллонные), хотя их, наверное, тоже на каком-то производстве делали. Литые можно было ремонтировать, примерно так же, как водители вручную проколотую шину восстанавливают. А фабричные, лаковые, или ремонту не подлежали, или в деревне умельцев не было.
А вот на валенки со временем нашивались цельные подошвы, вырезанные из голенищ уже вышедших из употребления. Некоторые мастера даже каблучки пришивали, утолщая квадратик под пяткой несколькими слоями. Этот-то процесс и назывался подшить валенки. Может быть, не трудная физически, но ювелирная работа! И не очень скорая. Это вам не по канве вышивать, но стежки у опытного мастера не только на глаз, но и по линейке – ровнехонькие. А «вышивка» идет дратвой – это льняные нитки, много-много раз пропущенные через кусочек вара (смолы). В деревне их называли суровые – они и так-то крепкие, а просмоленные – чрезвычайно.
Вряд ли валенки – изобретение русичей. В русских сказках все в лаптях ходили и зимой, и летом. Видимо, от татар кочевых эта обувь пошла: они сначала ноги в шкуры животных заворачивали и веревками обматывали, а потом додумались до катанок.
Столько достоинств у валенок, что в Москве для них музей создали. Там не только разнообразные шерстяные обувочки можно увидеть, но и узнать, что Ленин, например, использовал их (то были сибирские пимы) для провоза своих революционных сочинений, а Сталин просто ноги берег и любил натуральную обувь из шерсти. Петр Первый с сильного похмелья не только щей требовал, но и валенки: считал, что они циркуляцию крови улучшают. Кстати, для производства валенок не истреблялись животные, да и природа – тоже. Якобы в подарок Путину делал валенки один знаменитый мастер. Здесь же, в музее, выставлены валенки от кутюр, украшенные на все лады.
Валенок моей знакомой молодого дизайнера Алены Беляковой в музее нет. Но две пары самовалочек отправились в Нью-Йорк, есть заказ из Японии. Вот интересно: там тоже лютая, как у нас, зима бывает?
Валенки сегодня – во славе! И не только на подиуме, но и на улице ножки в валенках зачастую можно увидеть. Оглядываются прохожие! Расшитые нитками и лентами, украшенные стразами и кружевами, с галошами и опять-таки без них, валенки полюбились и взрослым и детям. Расшивать их – такая же кропотливая работа, как и подшивать. Плюс к тому, у валенка должен быть образ.
Валенки – неразбериха какая: вышли из моды, входят в моду! Получается, вещь универсальная! Была, есть и будет!
* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий