14 июля 2013 г.

Древнеримский детектор лжи

До изобретения паяльника

Уста Истины - Bocca della Verità... Римский детектор лжи.


В церкви Basilica di Santa Maria in Cosmedin есть скульптура в виде чудища с открытым ртом, которая служила в древности детектором лжи. По преданию, если положить руку в рот скульптуры и соврать, то в тот же миг скульптура откусит руку...

* * *
Уста истины являются одной из самых необычных и популярных достопримечательностей Рима. Обманщики до сих пор приходят сюда с некоторой опаской. Расположены уста на площади делла Бока дела Верита (площадь уст истины).

Уста представляют собой круглое изображение мужского лица с бородой, вырезанное из мрамора и имеющее 1,75 м в диаметре. У него круглые глаза и большое отверстие на месте рта. Данный медальон расположен сейчас в портике церкви святой Марии ин Космедин. Предположительно данная скульптура была частью античного фонтана 1 века и изображала одного из языческих богов, возможно Океануса. Так же есть версия, что это изображение бога реки Тибр.

Известность это изображение приобрело благодаря его способностям детектора лжи. Говорят, что человеку, сказавшему неправду в то время, как его рука лежит во рту скульптуры, она откусит руку. Говорят даже, что в средние века за медальоном специально ставили палача, который отрубал руки лжецам, вина которых была доказана. Приводили сюда и жен, которых мужья подозревали в неверности.

Популярность Уст истины настолько велика, что их даже запечатлели в нескольких фильмах. Более всего известна сцена возле Уст в фильме «Римские каникулы» с Одри Хепберн и Грегори Пеком. В последнее время появилось довольно много автоматов с изображением Уст истины в разных странах, осматривая Рим, во многих местах можно купить сувениры с изображением скульптуры.
* * *

Церковь Санта-Мария-ин-Космедин, Бычий форум и Уста истины

Исторически на месте, где сейчас расположилась церковь, находился т.н. Бычий форум (Forum Boarium) – один из самых древних римских торговых форумов. Там же находились и храмы, ещё языческие: Геркулеса (около 120 г. до н.э.) и Портуна (около 75 г. до н.э.). Эти два храма сохранились, а вот другому храму Геркулеса повезло меньше – на его месте с VI века стоит церковь Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin).

Бычий форум, как и многие древние сооружения, получил своё название по основному продававшемуся тут товару. Торговали, ясное дело, скотом. Более того, в древние времена до самого форума существовал водный путь и корабли могли подходить к самому рынку.

Для пущего умиротворения морских и портовых богов примерно в 75 году до н.э. на форуме даже был выстроен храм Портуна, покровителя пóртов (ну кто бы мог подумать, а!). Этот языческий храм, как ни странно, сохранился. Хитрые римляне дважды перестраивали его, сначала превратив в церковь Санта-Мария-де-Граделис (Sanctae Mariae de gradellis, или Sanctae Mariae in Secundicerio или даже Santa Maria Egyziaca) примерно в 872 или 873 году по решению папы Иоанна VIII, а позже в 1571 году папа Пий V передал церковь армянской диаспоре, которой она и принадлежала до 1921 года.

В 20-х годах XX века христианскую церковь из храма Портуна убрали, а бóльшую часть реликвий перенесли в церковь святого Николая в Толентино (Chiesa di San Nicola da Tolentino).

Рим, Бычий форум. Фото с Wikipedia.org

Как бы я не предпочитал показывать только свои фотографии, но отказать в показе этой картинки не могу. Уж больно хорошо она показывает всё, о чём идёт речь. На ней видны не только церковь Санта-Мария-ин-Космедин (на заднем плане, её можно опознать по колокольне, сохранившейся до сих пор) и храм Портуна (слева), но и храм Геркулеса, долгое время считавшийся храмом Весты (справа).

Такая путаница с выяснением в честь кого построен храм произошла, во-первых, из-за древности сооружения, построенного около 100 года до н.э., а во-вторых, из-за весьма необычной формы. Храм построен в соответствии с греческими традициями и представляет собой цилиндрическое строение, окружённое колоннадой по кругу. Только в начале XIX века Камиль де Турнон ((Philippe-Marcellin) Camille de Tournon-Simiane), управлявший Римом, обосновал принадлежность храма Геркулесу победителю (Ercole Vincitore).

Как и храм Портуна, храм Геркулеса перестраивался в христианский. В 1132 году языческий храм Геркулеса стал христианской церковью святого Стефана (Santo Stefano alle Carozze), а в XVII веке – церковью святой Марии солнца (Basilica Santa Maria del Sole).

По другую сторону площади находится самая главная местная достопримечательность: церковь Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin). Она больше известна не сама по себе, а находящимся перед её входом древним монстром. Большинство легенд скромно умалчивает тот факт, что вероятнее всего огромный кругляк – это древняя крышка от канализации.

Зато легенда утверждает, что рот монстра использовался в качестве древнего аналога паяльника детектора лжи. Подсудимый засовывал руку в пасть чудища и рассказывал как было дело. Если говорил правду, оставался со всеми конечностями, а если врал или был виновен, то чудище руку откусывало. Понятно (и легенды этого не скрывают), что за камнем стоял палач с топором, но для меня осталась загадкой точность определения врёт-не врёт. А у палача должны были быть ещё и судейские функции.

Рим, Уста истины (Bocca Della Verita).http://tourout.ru/

Лично мне больше понравилась сама церковь. Во-первых, это один из немногих сохранившихся раннехристианских храмов Рима, а во-вторых, там сохранилась красивейшая мозаика VIII (нет, я не запутался в цифрах: это действительно восьмёрка) века.

Сам храм, как и всё остальное на Бычьем форуме, построен на остатках языческого храма, стоявшего на этом месте с незапамятных времён. В данном случае пострадал ещё один храм Геркулеса (Templum Herculis Pompeiani), находившийся на Бычьем форуме. Рядом находилась и т.н. Statio annonae – место, где в древнем Риме распределялось зерно. Сейчас единственное подобное древнее сооружение сохранилось только около театра Люциуса Корнелия Баблуса рядом с Пантеоном.

Дело в том, что в древние времена Рим не справлялся с поставкой еды для жителей. Вокруг Рима располагались виллы аристократов, производившие, в основном, овощи и фрукты. Доставка же зерна, необходимого для пропитания города, осуществлялась из окрестных провинций (в частности Кампаньи, а также Сицилии и северной Африки), причём в основном эта доставка осуществлялась через порт Остии. Поскольку к Бычьему форуму подходил удобный водный путь, то на нём и был организован пункт доставки столь нужного простым гражданам зерна.

Такая доставка была настолько важна в практическом и политическом смысле, что у римлян была даже специальная богиня Аннона (Annona), ведавшая именно поставками зерна. Отсюда и название места для распределения доставленного: Statio annonae.

К VIII веку Бычий форум и поставки зерна стали менее актуальными и на месте храма Геркулеса была построена церковь. В 782 году сюда прибыли греческие монахи, бежавшие от иконоборческих нападок. Из-за этого церковь и получила одно из своих названий - de Schola Graeca. Эти же монахи по разрешению тогдашнего папы Адриана I украсили церковь. Работа по украшению оказалась настолько удачной, что церковь получила ещё одно название, оставшееся до наших дней - cosmedin (от греческого κοσμος, в том числе имеющего и значение «красота» и, следовательно, прилагательного от него).

В IX веке по указанию папы Николая I была достроена ризница в честь святого Николая и папская резиденция. Она просуществовала не очень долго и была разрушена в 1084 году во время сожжения Рима Робертом Гвискаром (Robertus de Altavilla, Robertus cognomento Guiscardus o Viscardus), но двое пап (Геласий II (Gelasius II он же Giovanni Caetani) и Целестин III (Celestine III он же Giacinto Bobone Orsini), бывшие кардиналами церкви Санта-Мария-ин-Космедин, стали папами. C церковью Санта-Мария-ин-Космедин связан ещё один крупный религиозный деятель: антипапа Бенедикт XIII, тоже бывший кардиналом этой церкви.

Вообще, углубившись в дебри религиозных разбирательств, создаётся ощущение, что католическая церковь в XIV-XV веках проходила те же стадии, что и православная – в XX-XXI. Ладно бы католики поделились на две части и выясняли отношения между собой. Так ведь одно время параллельно существовали аж три (!) Папы: один в Риме, один в Пизе и ещё один в Авиньоне. Историю пишут победители, а в этой полуподковёрной борьбе победу, как известно, одержал тот Папа, который сидел в Риме. Поэтому двух последних (пизанского и авиньонского) потом, конечно, быстро выпилили обозвали антипапами и низвели до статуса мошенников.

Само здание успешно преодолело все церковные разборки и после длительного нахождения в ведении бенедиктинцев обзавелось новым фасадом (арх. Джузеппе Сарди (Giuseppe Sardi)) в 1718 году. Правда при реставрации 1894–1899 годов барочные части, а вместе с ними и герб папы Климента XI, были удалены.

Внутри церковь не поражает величием. Но кое-что интересное в ней нашлось. Подойдя к неприметному спуску вниз в середине церкви, мы увидели открытую дверку и мужичка, который предложил нам за 1 евро (или 1 за двоих – не помню точно) спуститься вниз. Мы засомневались в необходимости такой траты, а он тут же поинтересовался откуда мы. Но как только выяснил, что из России, сказал, что мы обязательно должны это посмотреть и стал что-то рассказывать про икону Владимирской богоматери. Мы согласились.

Базилика Санта-Мария-ин-Космедин - церковь девы Марии, построенная в VI веке, находится на Пьяцца Бокка делла Верита в Риме.  http://tourout.ru/

Оказалось, что внизу находится настоящий алтарь. Помещение подвальное, маленькое до невозможности, с низким потолком и совершенно не освещённое. Видимо те самые греки, бежавшие от иконоборцев в VIII веке, организовали себе тихое место для богослужений. Икона оказалась действительно очень похожа на владимирскую. Не исключено, что одна списана с другой.

Само по себе это неудивительно, так как раскол, как известно, произошёл намного позже прибытия греческих монахов в Рим, но ни в одной из римских церквей такого исторического пересечения мы больше не видели.

Видимо из-за тех же греческих монахов в церкви, в отличие от множества других римских церквей, есть неплохо сохранившиеся фрески, очень напоминающие росписи православных храмов. Для убранства католических церквей гораздо более характерны скульптуры и лепнина. Здесь же на фоне классических арок отлично уживается роспись. На самой первой фотографии отлично видны фрески за алтарём, столь нехарактерные для католических церквей.

Ещё один ценный артефакт находится вовсе не в основном помещении церкви, как это можно было бы предполагать. Сразу за входом есть небольшой магазинчик, торгующий, в основном, всякой атрибутикой, связанной с Устами истины. А в дальнем углу магазина прямо на стене висит мозаика VIII века из старого собора святого Петра. В том его виде он, как известно, просуществовал до 846 года, когда был захвачен и разрушен сарацинами. После этого часть мозаики и оказалась в церкви у бывшего Бычьего форума.


Комментариев нет:

Отправить комментарий