28 июня 2014 г.

Смерд смердячий.

Смерд — свободный крестьянин с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д.



Уничижительный глагол — смердить (смердеть), из выражения «смердячий» ранее подразумевающего человека зависимого и несвободного, в наше время обозначает нечто пахнущее, вонючее (смрад). Возможно ранее имеющее под собой основание — обильные потовыделения в результате активной трудовой деятельности. В некотрых деревнях европейской части России вплоть до начала ХХ века топили "по-черному" - печами без труб, выпуская дым через волоковые окошки изб. Дым от костра за один вечер даёт стойкий специфический запах дыма, так что можно себе представить, как пахло от смерда, живущего в такой избе.



Согласно мнению советского историка Б. Д. Грекова (впоследствии широко распространившемуся в отечественной историографии), смерд — это член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Текст «Русской правды», однако, не дает оснований для такой трактовки. Ни в одном из случаев употребления термина «смерд» нет ни единой привязки к реалиям, относящимся к древнерусской общине-«верви» (равно как и наоборот). В «Русской правде» члены верви называются «людьми» (ед. число — «людин»), а не смердами. Выморочное имущество смерда по «Русской правде» отходило к князю, в то время как выморочное имущество свободного общинника, скорее всего, делилось между членами общины. Наконец, штраф за убийство «смерда» составляет всего 5 гривен (наравне с рабомхолопом»), в то время как жизнь «людина» защищалась 40-гривенной вирой (стандартным размером штрафа за убийство рядового свободного человека).

В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. В более позднем расширительном смысле — все крестьяне, основное население страны, низший социальный слой.



Слово смерд («смерд», «смурд», «сморд», «смордон») имеет индоевропейское происхождение в значении «человек», «зависимый человек», «обычный человек». Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях* (т.е. деревнях). Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска (Пресняков А.Е.) либо в личном участии в конном войске (Рыбаков Б. А.).

Термин «осмердить» означал захват населения соседнего княжества во время княжеских усобиц. К XV веку категория смердов превращается в категорию крестьяне. В XVI—XVII веках слово смерд использовалось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд — это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека.
  • Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества 12-13 веков — М.: Наука, 1993
  • Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь — М.: Наука, 1993
* Весь.
словенск. vàs, чешск. ves, словацк. ves, польск. wieś, в.-луж. wjes, н.-луж. wjas.
др.-инд. vic̨- ж. «селение», авест. vīs-, др.-перс. vis- «дом», лат. vīcus «селение», готск. weihs «деревня», алб. vis «место, местность.
По Русский «весь» - поселение. От слова «все» - все вместе живущие.
otvet.mail.ru
Смерды - основная масса свободного сельского населения Древней Руси XI-XIII века, социальноэкономических статус которых определялся следующим образом: 1) по социальноэкономических положением - это землевладельцы, имевшие лошади, хозяйство и землю, которую феодал мог отобрать, 2) находились под юрисдикцией и в «подданстве» своего князя, были членами княжеского войска, 3) на время войны становились членами княжеского пешего войска и в них мобилизовали лошадей; 4) княжеский правовой защиты было обеспечивать независимость С. от «сильных», 5) как свободные С. платили княжескому суду за совершенные преступления; 6) проживали в погости и платили фиксированную дань князю, 7) после смерти все имущество С. принадлежало князю как главе государства, в лице которого персонификувалося право верховной собственности феодального государства на землю. Однако С. подвергались тяжелой государственной эксплуатации через систему налогов, судебных верь. С. жили общинами - «верви». Со временем (в течение XII-XIII вв.) Общины и общественные земли переходили в собственность князей и бояр, а С. оказывались во все большей зависимости, исполняя на них разные повинности и платя дань.
 
С развитием феодальных отношений С. попадают в зависимость от феодалов, название «С.» постепенно исчезает, зато входят в обиход название «кметы», «люди».

psm 22/11/12 #356 28/06/14

Комментариев нет:

Отправить комментарий