20 сентября 2012 г.

Американский марсоход работает на советском плутонии

Российские ученые хвастаются успехами в освоении космоса.


Модель Curiosity. Фото: Reuters/Scanpix
"С задней стороны аппарата есть небольшая белая штука, которая выглядит симпатично, почти как хвостик" - вон та набалашина в левой руке девушки - и есть РИТЭГ, гордость российских ученых, даже скорее, технарей.
Несмотря на провал дорогостоящего марсианского проекта "Фобос-Грунт", специалисты из России все же имеют повод похвалить себя за успехи в освоении Красной планеты. Ведь американский марсоход Curiosity в своей работе использует достижения российских ученых. Точнее, советских ученых - ровер, оказывается, ездит на плутонии времен Холодной войны, пишет The Age (свою статью автор озаглавил "Маленький грязный секрет Curiosity").



Марсианская научная лаборатория = Mars Science Laboratory (сокр. MSL) — миссия НАСА, в ходе выполнения которой на Марс был успешно доставлен и эксплуатируется марсоход третьего поколения «Кьюрио́сити» (англ. Curiosity, МФА: [ˌkjʊərɪˈɒsɪti] — любопытство, любознательность). Марсоход представляет собой автономную химическую лабораторию в несколько раз больше и тяжелее предыдущих марсоходов «Спирит» и «Оппортьюнити». Аппарат должен будет за несколько месяцев пройти от 5 до 20 километров и провести полноценный анализ марсианских почв и компонентов атмосферы.
Модели всех трёх марсоходов в сравнении: Соджорнер (самый маленький), Оппортьюнити (средний), Кьюриосити (самый большой)

"С задней стороны аппарата есть небольшая белая штука, которая выглядит симпатично, почти как хвостик, - отмечает автор статьи, американский научный обозреватель Джефф Брюмфиэль. - В Curiosity используется плутоний-238. Это прекрасное топливо для работы: оно очень радиоактивно, дает большое количество тепла".

Плутоний-238 распадается и греет марсоход примерно с такой мощностью, как двухкиловаттный электрочайник, отметил старший научный сотрудник ГАИШ МГУ, специалист по звездной динамике Владимир Сурдин.

"На все его моторы, все приборы хватит с лихвой. А еще - чтобы не дать ему замерзнуть, ведь на Марсе по ночам холодно и многие системы марсохода требуют довольно стабильной температуры, особенно научные приборы. Вот этот генератор еще и тепло им будет давать в ночное время", - замечает эксперт.

Плутониевого генератора Curiosity, как ожидается, хватит лет на 20-35. Радиоактивный элемент постепенно теряет мощность, но период полураспада у него 88 лет, так что, если все хорошо пойдет, несколько десятков лет марсоход сможет проработать, добавил ученый.

Плутоний-238 трудно получить - он не существует в природе, и только две страны в мире обладают серьезными его запасами.

Плутоний-238 использовался для получения изотопа 239, который применяется в ядерных зарядах. В 1960-х годах США и СССР охотились за плутонием-239. Они строили секретные реакторы для обогащения урана. Использовать плутоний-238 для космических кораблей догадались позже.

Причина того, что на марсоходе NASA используется плутоний советского производства, проста - США прекратили производить его еще в конце 1980-х годов, когда стало ясно, что обе стороны накопили достаточное количество боеголовок, чтобы уничтожить цивилизацию.

Сначала американские специалисты использовали в своих космических проектах плутоний из собственных ядерных могильников. Однако вскоре они иссякли. Тогда NASA обратилось к России. Первая партия с российской установки пришла в 1990-х годах, и с тех пор американцы получили от 30 до 40 килограммов плутония.

Отметим, что плутониевый генератор - не единственный российский прибор, установленный на марсоходе. Недавно Curiosity успешно протестировал детектор ДАН ("Динамическое альбедо нейтронов"). Прибор разработан в Институте космических исследований РАН под руководством завлабораторией космической гамма-спектроскопии института Игоря Митрофанова.

Он представляет собой нейтронный "щуп": генератор прибора облучает поверхность планеты нейтронами высоких энергий и по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание водорода, а значит воды, а также гидратированных минералов. Зоны с большим количеством этих веществ представляют наибольший интерес для поиска следов жизни.

К тому же на ракете Atlas, которая запустила ровер к Марсу, стоят российские двигатели - на первой и второй ступенях. "Мощные, хорошие. Есть у нас достойные отрасли в технике, которые американцы покупают и используют без зазору", - отмечает Владимир Сурдин

Источник: NEWSru.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий