Российские ученые хвастаются успехами в освоении космоса.
Модель Curiosity. Фото: Reuters/Scanpix
"С задней стороны аппарата есть
небольшая белая штука, которая выглядит симпатично, почти как хвостик" - вон та набалашина в левой руке девушки - и есть РИТЭГ, гордость российских ученых, даже скорее, технарей.
Несмотря
на провал дорогостоящего марсианского проекта "Фобос-Грунт",
специалисты из России все же имеют повод похвалить себя за успехи в
освоении Красной планеты. Ведь американский марсоход Curiosity в своей
работе использует достижения российских ученых. Точнее, советских ученых
- ровер, оказывается, ездит на плутонии времен Холодной войны,
пишет The Age (свою статью автор озаглавил "Маленький грязный секрет
Curiosity").
Марсианская научная лаборатория = Mars Science Laboratory (сокр. MSL) — миссия НАСА, в ходе выполнения которой на Марс был успешно доставлен и эксплуатируется марсоход третьего поколения «Кьюрио́сити» (англ. Curiosity, МФА: [ˌkjʊərɪˈɒsɪti] — любопытство, любознательность). Марсоход представляет собой автономную химическую лабораторию в несколько раз больше и тяжелее предыдущих марсоходов «Спирит» и «Оппортьюнити». Аппарат должен будет за несколько месяцев пройти от 5 до 20 километров и провести полноценный анализ марсианских почв и компонентов атмосферы.Модели всех трёх марсоходов в сравнении: Соджорнер (самый маленький), Оппортьюнити (средний), Кьюриосити (самый большой)
"С задней стороны аппарата есть
небольшая белая штука, которая выглядит симпатично, почти как хвостик, -
отмечает автор статьи, американский научный обозреватель
Джефф Брюмфиэль. - В Curiosity используется плутоний-238. Это
прекрасное топливо для работы: оно очень радиоактивно, дает большое
количество тепла".
Плутоний-238 распадается и греет марсоход примерно с такой мощностью,
как двухкиловаттный электрочайник, отметил старший научный сотрудник
ГАИШ МГУ, специалист по звездной динамике Владимир Сурдин.
"На все его моторы, все приборы хватит с
лихвой. А еще - чтобы не дать ему замерзнуть, ведь на Марсе по ночам
холодно и многие системы марсохода требуют довольно стабильной
температуры, особенно научные приборы. Вот этот генератор еще и тепло им будет давать в ночное время", - замечает эксперт.
Плутониевого генератора Curiosity, как
ожидается, хватит лет на 20-35. Радиоактивный элемент постепенно теряет
мощность, но период полураспада у него 88 лет, так что, если все хорошо
пойдет, несколько десятков лет марсоход сможет проработать, добавил
ученый.
Плутоний-238 трудно получить - он не существует в природе, и только две страны в мире обладают серьезными его запасами.
Плутоний-238 использовался для получения изотопа 239, который применяется в ядерных зарядах. В 1960-х годах США
и СССР охотились за плутонием-239. Они строили секретные реакторы для
обогащения урана. Использовать плутоний-238 для космических кораблей
догадались позже.
Причина того, что на марсоходе NASA
используется плутоний советского производства, проста - США прекратили
производить его еще в конце 1980-х годов, когда стало ясно, что обе
стороны накопили достаточное количество боеголовок, чтобы уничтожить
цивилизацию.
Сначала американские специалисты
использовали в своих космических проектах плутоний из собственных
ядерных могильников. Однако вскоре они иссякли. Тогда NASA обратилось к
России. Первая партия с российской установки пришла в 1990-х годах, и с
тех пор американцы получили от 30 до 40 килограммов плутония.
Отметим, что плутониевый генератор - не
единственный российский прибор, установленный на марсоходе. Недавно
Curiosity успешно протестировал детектор ДАН ("Динамическое альбедо
нейтронов"). Прибор разработан в Институте космических исследований РАН
под руководством завлабораторией космической гамма-спектроскопии
института Игоря Митрофанова.
Он представляет собой нейтронный "щуп":
генератор прибора облучает поверхность планеты нейтронами высоких
энергий и по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание
водорода, а значит воды, а также гидратированных минералов. Зоны с
большим количеством этих веществ представляют наибольший интерес для
поиска следов жизни.
К тому же на ракете Atlas, которая
запустила ровер к Марсу, стоят российские двигатели - на первой и второй
ступенях. "Мощные, хорошие. Есть у нас достойные отрасли в технике,
которые американцы покупают и используют без зазору", - отмечает
Владимир Сурдин
Источник:
NEWSru.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий