В этом документе была сформулирована пропагандистская цель
«мощейной эпопеи» — «полностью ликвидировать варварский пережиток
старины, каким является культ мертвых тел». Речь шла об уничтожении
почитания св. мощей среди православного населения советской
России.
www.pravoslavie.ru
Ниже приводится справочная информация.
На начальном этапе
антицерковной политики советской власти важное место занимала
организованная в 1918-1920 годах кампания по вскрытию святых мощей, на
протяжении десятков и сотен лет хранившихся в православных церквах и
монастырях.
14 февраля 1919 года коллегия Наркомата юстиции
приняла постановление об организации вскрытия мощей святых на территории
России, был определен "порядок их инспекции и конфискации
государственными органами". Вскрытие мощей (снятие с них покровов и
облачений) должны были осуществлять специальные комиссии в присутствии
священнослужителей. По итогам вскрытия составлялись протоколы. Если в
результате вскрытия обнаруживалось, что мощи сохранились не в целости,
то это обстоятельство в целях атеистической пропаганды выдавалось за
сознательный обман и подделку.
Организатором кампании по вскрытию
мощей стал начальник VIII отдела Наркомюста Петр Красиков, руководивший
осуществлением религиозной политики советской власти. Он считал, что
эту кампанию следует осуществлять, не останавливаясь перед применением
силы.
VIII съезд РКП(б), состоявшийся в марте 1919 года, по
предложению Петра Красикова принял партийную программу, в которой была
поставлена задача по проведению на общегосударственном уровне мер,
ведущих к "полному отмиранию религиозных предрассудков и церкви".
16
июня 1920 года на проходящем под председательством Ленина заседании
Совета народных комиссаров (СНК) постановили: "Поручить Наркомюсту
разработать вопрос о порядке ликвидации мощей во всероссийском
масштабе".
20 июля 1920 года СНК РСФСР принял постановление "О
ликвидации мощей во всероссийском масштабе", в котором была
сформулирована пропагандистская цель "мощейной эпопеи" (так кампания
нередко называлась в документах Наркомюста) ? "полностью ликвидировать
варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел", т.е.
речь шла об уничтожении почитания святых мощей среди православного
населения советской России.
Проведение кампании по вскрытию мощей
возлагалось на VIII отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР,
направлявший деятельность "местных расширенных комиссий по отделению
церкви от государства".
По мере развертывания кампании в
центральные органы власти, СНК и ВЦИК нарастал поток многочисленных
жалоб верующих на оскорбление их религиозных чувств, а на местах, в тех
случаях, когда вскрытые раки оставались в храмах и монастырях и доступ
населения к ним был открыт, продолжалось почитание святых мощей: при
большом стечении верующих служились акафисты, молебны и т.п.
29 июля 1920 года появились предложения НКЮ по ликвидации мощей во всероссийском масштабе, которые гласили:
1.
Опираясь на революционное сознание трудящихся масс, планомерно и
последовательно провести полную ликвидацию мощей на местах, избегая
вредной нерешительности и половинчатости мероприятий.
2.
Ликвидацию названного культа мертвых тел и кукол осуществить или путем
помещения так называемых "мощей" в музеи в отделы церковной старины, или
путем их захоронения.
3. Губисполкомы обязаны проверить все
конкретные условия проведения мероприятий по ликвидации мощей, провести
соответствующую агитацию как на фабрично-заводских, красноармейских и
иных собраниях в городах, так равно и в деревне, в особенности среди
малосознательной части отсталого крестьянства, и уже после сего
утвердить соответствующее решение на пленуме исполкома с точным
обозначением как времени, так равно и способа ликвидации каждых
отдельных "мощей".
4. При обнаружении дальнейших случаев
шарлатанства, фокусничества, фальсификации и иных уголовных деяний,
направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей
культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных
ведомств, отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех
виновных лиц, причем ведение следствия целесообразно поручить
следователям по важнейшим делам Наркомюста и при отделах юстиции, а само
дело разбирать при условии обеспечения самой широкой гласности
процесса".
В тот же день Совет Народных Комиссаров на заседании
по вопросу о ликвидации мощей во всероссийском масштабе постановил: "В
принципе утвердить предложения Наркомюста по этому вопросу, поручив
Наркомюсту прибавить к ним краткую историю и результаты 58 произведенных
вскрытий мощей (всего до июля 1920 года было произведено 58 публичных
вскрытий). До того же срока поручить Президиумам Московского и
Петроградского Советов прислать свои возражения по этому вопросу, если
они будут, а также лично оппонентов, в СНКом".
25 августа 1920
года народный комиссар юстиции Дмитрий Курский подписал специальное
постановление, в котором предлагал исполкомам местных советов
"последовательно и планомерно проводить полную ликвидацию мощей, избегая
при этом всякой нерешительности и половинчатости".
"Ликвидация
названного культа мертвых тел, кукол и т.п., ? указывалось в
постановлении, ? осуществляется путем передачи их в музеи".
Постановление
СНК РСФСР "О ликвидации мощей во всероссийском масштабе" стало затем
приводиться в исполнение. По всей стране были вскрыты раки с мощами
святых, многие мощи потом бесследно исчезли.
Насильственная
конфискация святынь вызвала волнения в народе, во многих случаях отряды
милиции или красноармейцев стреляли в людей, пытавшихся отстоять
святыни, пролилась кровь, что послужило поводом для арестов
священнослужителей и мирян, которых обвиняли в подстрекательстве к
сопротивлению властям. Владимир Ленин потребовал жесточайших расправ над
священнослужителями.
Кампания продолжалась с 23 октября 1918 года по 1 декабря 1920 года. За это время было вскрыто 65 мощей.
* * *
Источник: Википедия
Мо́щи (лат. reliquiae) — останки святых христианской церкви, являющиеся объектом религиозного почитания в Православной и Католической церквях.
Почитание мощей в христианстве имеет древнее происхождение и упоминается в письменных свидетельствах со II века (см. История почитания мощей). Окончательно догмат почитания мощей святых и обязательность их помещения в алтари храмов был закреплён в 787 году на Седьмом Вселенском соборе.
Предназначение
Мощи сохраняются и почитаются с нравственно-назидательными и литургическими целями (см. Литургическое значение мощей), и по учению Православной и Католической церквей являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться Богом верующим через останки святых.
По учению Церкви, мощи не сами собой и не по заслугам усопших могут творить чудеса. Седьмой Вселенский Собор в своих деяниях так сказал по этому вопросу:
|
Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого.
Термин «мощи»
В церковнославянском языке
слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших
людей. Например, в чине погребения мирян часто встречаются такие
выражения: «мощи усопшего лежат в доме», «вземше мощи усопшего, отходим к церкви», «молитва чтется близ мощей», «вложивше мощи во гроб». Само слово «мощи» в славянском языке имеет происхождение от слова «мощь», а по воззрениям древних времен сила человека была не в плоти (теле), а в костях, то есть костном скелете человека. Выражение «одни мощи остались» до сих пор используется в современном русском языке для характеристики очень худого человека, то есть как синоним словосочетания «один скелет», «одна кожа да кости».
В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». Так, в докладе об открытии мощей преподобного Нила Столбенского новгородскому митрополиту Питириму в 1667 году сказано: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все». Также видно, что тело святого оказалось подвержено тлению — земли предадеся, а оставшиеся кости именуются святыми мощами, но при этом сообщается, что мощи его целы все.
Нетленность мощей
Митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» (середина XIX века) нетление мощей охарактеризовал как «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел». Профессор Е. Е. Голубинский При этом наличие нетленных мощей не является обязательным условием для канонизации святого.
Во все времена христианами благочестиво сохранялись и почитались
любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла,
которые также именовались святыми мощами. Так Иероним Блаженный писал что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла — в виде костей. Особенно это касается останков древних святых в большинстве своем принявших мученическую смерть, часто состоящую в сожжении и растерзании зверями. Хотя, как отмечает профессор Е. Е. Голубинский, составители житий святых об обретении их мощей позволяли себе свободу в показаниях относительно состояния мощей.
Исследователи отмечают, что «…на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (например, в летописи 1472 года о вскрытии гробов московских митрополитов в Успенском соборе сказано таким образом: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины мощи»).
Голова Иоанна Крестителя
Голова Иоанна Крестителя
В России XVIII—XIX веков (по мнению ряда исследователей — под влиянием западной церкви)
появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид
только что умершего человека. Это быстро распространившееся в среде
мирян и ряда клириков убеждение неоднократно осуждалось русскими
архиереями. Так, излагая мнения своих современников о нетленности останков святых, летописец в Софийской летописи (начало XVI века) заметил: «… в теле обрели чюдотворца неверия ради людскаго, занеже кой толко не в теле лежит, тот у них не свят». Комментируя это высказывание, академик Е. Е. Голубинский пишет, что таким образом летописец упрекнул извращающих церковное учение о мощах,
и отмечает, что в тот период с одинаковым благоговением почитались мощи
как в форме целых тел, так и в форме костей или их отдельных
фрагментов, о чём свидетельствуют факты получения с Востока частиц мощей
в форме костей, к которым народ устремлялся на поклонение.
По этой причине народное представление о необходимости нетления тел
всех без исключения святых никак не связано с церковным почитанием
мощей, но исторически предшествует последнему и вошло в жизнь церкви как
рецидив язычества. Но из исторических свидетельств (например, история деканонизации Анны Кашинской в 1677 году) видно, что факту нетленности порой придавалось особое значение при решении вопроса о святости.
В начале XX века, при подготовке канонизации Серафима Саровского,
из останков которого были обретены лишь кости, что вызвало сомнения
ряда верующих в его святости, Церковь начала разъяснительную работу по
вопросу нетления мощей. Так митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) публично объявил, что нетление мощей не входит в число оснований для канонизации святого. В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» издания 1913 года авторы сочли необходимым первый пункт Деяния о канонизации Серафима Саровского (1903 год) снабдить пространным комментарием, разъясняющим позицию Российской Церкви по вопросу о нетленности мощей:
|
Факт нетления мощей стал оказывать влияние на решение вопроса о
канонизации святых в относительно позднюю эпоху, особенно в Русской
церкви. Профессор И. В. Попов так пишет о нетлении мощей:
|
Во время процесса канонизации даже при обнаружении нетленного тела большее внимание придаётся факту наличия чудотворений по молитвам к подвижнику: при их отсутствии канонизация не совершается.
Если мощи какого-либо святого не подверглись гниению и тлению,
это воспринимается как особое чудо и способствует росту почитания
данного святого (о нетлении мощей святых бывают отдельные упоминания в
их акафистах).
Для поддержания внешнего вида мощей могут использоваться различные
средства (например, воскомастика — специальный состав, которым
покрываются мощи, а особенно их частицы при положении в мощевиках; при освящении храмов мощи помазывают миром; ранее в России существовал обычай омовения мощей), что расценивается критиками почитания мощей как мошенничество.
Почитание
Мощи в Ветхом Завете
Ветхий Завет
содержит два примера описывающих как почитание останков угодников
Божиих, так и те чудеса, которые по учению Церкви, через них может
давать Бог.
- Царь Осия
(4Цар.23:16-18)
- Пророк Елисей
(4Цар.13:21)
История почитания мощей
Почитание мощей ведет свое начало с самых первых веков христианской
истории. В века гонений, когда мученичество было для христиан
свидетельством их убеждений в истинности Воскресения Христа
из мёртвых и, произошедшей после этого, победы над смертью, верующие
употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, а места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение: «Проводя
несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и
впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем
прославлять Господа». Многие истории о выкупе останков святых попали в их жития. Например, в житии святого Вонифатия рассказывается, что он был направлен праведной Аглаидой на Восток с целью выкупить и привести в Рим останки мучеников, но пострадал сам и его тело было выкуплено его спутниками за 500 золотых монет.
Почитание мощей и возношение молитв святым относит к раннему христианству исследователь В. И. Петренко. Так в «Окружном Послании Смирнской Церкви» о мученичестве святого Поликарпа (II век) даются свидетельства о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа» и самих останков их. Причём ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни». Григорий Неокесарийский (III век) установил праздники в память мучеников и их мощи в своей епархии
разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в
дни их памяти. Однако в конце III — начале IV веков встречаются
критические отзывы о почитании мощей со стороны ряда священнослужителей,
называвших такую практику уступкой языческим нравам. Первое решение церковного собора в отношении почитания мощей вынес Карфагенский собор (393—419 годы). Он в своих правилах установил, что все алтари, воздвигнутые в память мучеников «по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей» и «при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических» должны быть разрушены, чтобы «правомыслящие к таковым местам не привязывались никаким суеверием». Также Собор постановил совершать память мучеников там, где «есть
или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности
переданному, их жилище, или стяжание, или место страдания».
Помимо собственно мощей почитались также так называемые контактные
реликвии, то есть всё, что соприкасалось с телом святого при жизни или
после смерти: одежда, брандеум,
миро, орудия мученичества и другие объекты. Реликвии также могли
создаваться путём соприкосновения с могилой святого или другими
контактными реликвиями. Мощи начинают подмешивать в краски или мастику для написания икон. Такой воскомастикой была написана Влахернская икона, почитавшаяся в Константинополе как защитница города и византийских императоров, а после перенесения в Москву в 1653 году стала одной из главных русских святынь.
Мощи святых являлись ценным имуществом, служившим подчас поводом к конфликту. К примеру, останки святого Марка, хранящиеся в Венеции, были, как повествует церковное предание, выкрадены тремя венецианскими купцами из Александрии в раннее Средневековье.
Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело
евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными
тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном
досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса
одного из судов. Аналогичны истории с перенесением мощей святителя Николая из города Миры в Бари в 1087 году (в честь перенесения Русской православной церковью установлено празднование 22 мая (9 мая по старому стилю)) и святителя Спиридона из Константинополя на остров Корфу в 1456 году. Перенесение мощей, как и любых реликвий, в христианском мировоззрении имеет важное сакральное значение — оно знаменует распространение святости и тем самым повышает статус храма, в котором находятся реликвии.
В период иконоборчества культ мощей официально не был запрещён. Иконоборческий собор 754 года в своём постановлении осудил иконопочитание, но не высказался против почитания святых и мощей, а напротив объявил анафему всем, кто «не просит молитв у них, как у имеющих дерзновение, согласно церковному преданию, ходатайствовать о мире».
Несмотря на это, император-иконоборец Константин V Копроним проводил политику борьбы против почитания мощей. Так в Халкидоне, по его указанию, был закрыт чтимый храм святой Евфимии, её мощи были выброшены в море, а само здание обращено в арсенал.
В эпоху средних веков и нового времени местонахождение особо чтимых мощей было особенно важным для распределения числа пилигримов,
пересекавших Европу из края в край с целью поклонения святыням.
Обладание чтимой реликвией резко поднимало привлекательность
располагавшего святыней монастыря или собора и повышало его доходы от
пожертвований. Самый мощный людской поток со всех уголков европейского
континента катился по дороге святого Иакова, которая вела в Сантьяго-де-Компостела, где упокоился апостол. Сегодня эта дорога и построенные вдоль нее соборы вошла в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Первым открытием мощей в истории Русской Церкви было открытие мощей великой княгини Ольги, которые были перенесены в Десятинную церковь князем Владимиром. Вслед за этим при великом князе Ярославе в 1026 году были извлечены из могил и положены в церкви тела святых Бориса и Глеба, в 1071 году их мощи были торжественно перенесены в новую церковь, построенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, а в 1115 году состоялось еще одно торжественное перенесение их мощей в каменную церковь, построенную в их честь.
Святые отцы о почитании мощей
Многие Отцы Церкви (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Августин Блаженный, Кирилл Александрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, Иоанн Дамаскин) в своих трудах изучали вопрос почитания мощей. Все их выводы основываются на учении Священного Писания о высоком предназначении христианских тел, как храмов Святого Духа,
а также на общей уверенности в святости тех, чьи мощи почитаются. Но
более же всего — на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, посредством
мощей.
Особое значение придаётся чудесам, совершаемых от мощей. В V веке Исидор Пелусиот указывает, что в случае сомнений в том, что прах «мученических тел» почитается «ради любви мучеников к Богу» необходимо спросить «у тех, которые получили от них (мощей) исцеление,
и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не
будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь
исполняемому».
Григорий Богослов в IV веке в своём обличительном Слове на Юлиана Отступника пишет, что тела мучеников совершают все то, что совершали они сами при жизни:
|
Иоанн Златоуст
(IV век) указывает на то, что мощи являются напоминанием о подвигах
святых и их вид должен призывать верующих к подражанию такой же жизни:
|
В VIII веке Иоанн Дамаскин в своём догматическом сочинении «Точное изложение православной веры» дал следующее обоснование почитания мощей:
|
Литургическое значение мощей
Традиция служения литургии на гробах мучеников имеет такую же давнюю традицию как и почитание самих останков. На Востоке, после окончания гонений на христиан, многие храмы строились непосредственно над гробницами святых. На Западе папа Феликс I в 269 году постановил, чтобы, «согласно древнему обычаю», литургия совершалась не иначе, как на мощах мучеников. Это постановление было принято и на Востоке. Пятый карфагенский собор в 10-м правиле постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарем. Окончательно почитание святых мощей было закреплено Седьмым Вселенским Собором, определившим, что епископ, который освятит храм без мощей, подлежит анафеме (7-е правило). Также Собор сделал распоряжение положить мощи во все существующие храмы, в которых их ранее не было: «да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою».
В Православной церкви в каждом храме есть мощи святых, которые полагаются под престолом в особом ковчежце (если освящение храма осуществляет епископ) или вкладываются в антиминс (при освящении храма священником). По учению Церкви, преложение (пресуществление) хлеба и вина
в истинное Тело и Кровь Спасителя происходит только на антиминсе,
разложенном на престоле. При зашивании мощей в антиминс (или помещении
их под престол) они помазываются миром, а священнослужитель читает следующую молитву: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву». Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).
В Католической церкви
мощи также полагаются под престол (в латинском обряде он называется
просто алтарём) при освящении храма. В латинском обряде не
предусматривается использование антиминса для Евхаристии, в византийском
обряде антиминс используется, так же, как в Православной церкви.
Использование мощей святых при совершении литургии, по учению церкви,
символизирует собой участие всех христиан — живых (от церкви земной) и
усопших (от церкви небесной) при принесении бескровной жертвы. Это находит свое отражение в евхаристических молитвах, читаемых священником при совершении этого таинства:
Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…— Молитва из литургии преждеосвященных Даров
Формы хранения мощей
Ковчежец —
небольшой ящик, куда могут помещаться как частицы мощей одного святого,
так и одновременно нескольких святых. Мощи в ковчежце устанавливаются
под престолом православного храма, когда его освящает епископ.
В ковчежец наряду с мощами могут помещаться и другие реликвии,
связанные с жизнью святого (одежда, частицы гроба). Ковчежецы часто
выполняется из драгоценных металлов, некоторые из них являются значимыми
предметами ювелирного искусства (например, Ковчег Дионисия). Ковчежцы с особо почитаемыми святынями переносятся священнослужителями на голове.
Рака —
металлический или деревянный гроб, куда помещаются мощи. В случае,
когда мощи в раке открывают для поклонения, то они облачаются в одежду
согласно статусу святого. Раки могут изготавливаться из драгоценных
металлов, украшаться литьём (резьбой) и драгоценными камнями (например, рака Александра Невского, хранящаяся в Эрмитаже). Над раками может возводиться сень (балдахин). В день памяти святого мощи в раках могут торжественно выноситься из храма и участвовать в крестном ходе.
«Под спудом» — форма хранения мощей в глухо запечатанных
раках, когда они не открываются для поклонения. В древности на мощах
«под спудом» строились храмы.
Мощевики — могут быть различной формы, часто в небольших мощевиках частица мощей святого помещается в его икону. К мощевикам относятся энколпионы и наперсные кресты, с вложенными в них частицами мощей. При положении частицы мощей в мощевик она заливается воскоматикой, предохраняющей её от выпадения или повреждения. К примеру крупного мощевика можно отнести Кийский крест патриарха Никона.
Реликварий —
вместилище, характерное для Западной Европы, но встречавшееся в
Византии и Древней Руси. Мог принимать самый различный вид: начиная с
маленьких сосудиков и кончая крупными ларями. Одной из формой реликвария является табернакль.
Мощи помещались и в мелкие предметы декоративно-прикладного искусства: например, у некоторых архиереев в панагию,
крест или перстень вложена частица мощей того или иного святого. Святые
реликвии усиливали в глазах средневековых людей эффективность оружия. К
примеру, рукоять Дюрандали — меча эпического героя Роланда, также была мощехранилищем. Она вмещала, как гласит «Песнь о Роланде», кровь святого Василия, нетленный зуб святого Петра, волосы Дионисия Парижского, божия человека, обрывок ризы Приснодевы Марии.
После того как рыцарь погиб, его сюзерен бросил лезвие меча в реку,
чтобы оно не досталось больше никому, а вот рукоять забрал с собой.
Благочестивое отношение к мощам выразилось в сугубо русской традиции их ежегодного омовения после часов Великой Пятницы. В соборах Московского Кремля этот чин продолжал совершаться вплоть до революции 1917 года.
Чин омовения мощей заключался в том, что на середину храма
заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или монастыре мощи;
освящалась вода и ею омывались мощи. После окончании обряда воду,
оставшуюся от омовения мощей, как великую святыню раздавали
священнослужителям и знатным лицам, а верующие, присутствующие в храме,
окроплялись ею.
В странах Западной Европы для хранения мощей и других церковных ценностой устраивают церковные сокровищницы.
Разделение мощей
По учению церкви, при отделении частицы от мощей благодать не
уменьшается и частица является таким же сосудом Святого Духа, что и
целые мощи. Разделение мощей изначально было вызвано необходимостью их
положения в новые храмы для совершения на них литургии. Практика отделения от мощей частиц была уже развитой к V веку.
Иоанн Златоуст так писал о разделении мощей на части:
|
Тем не менее, разделение мощей привело к появлению большого числа фальсифицированных реликвий. Например, десницу Иоанна Крестителя показывают сразу в Черногории, Турции и коптском монастыре святого Макария.
В западной церкви восточный обычай разделения мощей не был распространён до VIII века. Причиной его внедрения в церковную жизнь стало ограждение мощей от разграбления варварами. Так в Риме впервые гробы с мощами мучеников были открыты и мощи внесены внутрь городских стен в 537 году при осаде города Витигесом.
Стоит отметить, что с обычаем разделения мощей были согласны не все священнослужители: после смерти св. Франциска Ассизского его ближайшие последователи и друзья францисканцы похоронили его в крипте в нижнем ярусе церкви в Ассизи,
замуровав вход, чтобы воспрепятствовать разделению тела своего друга и
распространению его останков по Европе. Эта крипта была обнаружена
только 400 лет спустя, в 1818 году.
Критика почитания мощей
Почитание мощей среди христиан отрицается протестантами, толстовцами, а также исчезнувшей сектой богомилов.
Атеистические воззрения на мощи сводятся к утверждению о естественности процесса их нетленности.
Известны утверждения о неоднократных фальсификациях священнослужителями как самих мощей, так и чудес, совершенных ими.
Заявления о злоупотреблениях священнослужителей
Засвидетельствованы случаи большого количества мощей одного и того же
святого, упоминаются случаи и фальсификации останков. По мнению
французского историка-материалиста Марка Блока, поддельные мощи начали
изымать почти с тех самых пор, как появился культ мощей.
В Россию значительное число мощей было привезено греческим духовенством в XVII в. В их числе были и подделки . В Русской церкви факт тленности мощей был использован как один из аргументов при деканонизации великой княгини Анны Кашинской в 1677 году:
при осмотре было установлено, что мощи святой в разных местах истлели и
разрушились, а в житии было трижды написано, будто они непричастны
тлению. Однако несмотря на это её почитание как святой было восстановлено в 1909 году.
Пётр I принимал ряд мер по пресечению злоупотреблений отдельных клириков. Так его Духовный Регламент 1721 года предписывал духовенству:
О мощах святых, где какия явятся быть сумнительныя, розыскивать: много бо и о сем наплутано. На пример, предлагаются чуждыя некия: Святаго первомученика Стефана тело лежит и в Венеции на предградии, в монастыре Бенедиктинском, в церкви святаго Георгия, и в Риме в загородной церкви святаго Лаврентия; тако ж много гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, нет ли и у Нас такого безделия?
Священный синод в своих указах за 1722—1744 гг. неоднократно затрагивал вопрос о подложных мощах.
Примером документального свидетельства является отчёт наркомата юстиции РСФСР 1920 года
о вскрытии мощей. Ни в одном из официально запротоколированных случаев
вскрытия и исследования гробниц не было обнаружено ни одного
действительно нетленного тела. Там обнаруживались мумифицированные
(редко), чаще — полностью истлевшие тела, истлевшие кости (иногда и
животных), различные приспособления, предназначенные для имитации вида
тела, металлические или восковые куклы, множество посторонних предметов.
Часть гробниц была пуста.
Сведения о чудесах, совершенных мощами, которые могли быть ложными,
или какие-либо сообщения об исцелениях и т. п., следует рассматривать в
том же русле критики, что и всю концепцию религиозного культа. Часто
вера в реликвии была сильнее любых разоблачений.
Вскрытие мощей в России
16 февраля 1919 года коллегия Наркомата юстиции приняла постановление об организации вскрытия мощей святых на территории России, был определён «порядок их инспекции и конфискации государственными органами».
Вскрытие мощей (снятие с них покровов и облачений) должны были
осуществлять священнослужители в присутствии представителей местных
органов советской власти, ВЧК и медицинских экспертов. По итогам вскрытия предписывалось составлять акт. В 1918—1920 годах
в рамках проводившейся государством активной антицерковной кампании
были вскрыты и исследованы множество гробниц, в которых содержались мощи
святых.
|
17 февраля 1919 года, после первых случаев вскрытия мощей, патриарх Тихон
издал по этому поводу указ «Об устранении поводов к глумлению и
соблазну в отношении святых мощей», в котором поручал епархиальному
духовенству удалить все внешние включения из рак-мощевиков. 30 июля 1919 года Совет народных комиссаров принял Поставление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе», имевшее целью «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел».
Вскрытие мощей сопровождалось фото и киносъёмкой, в ряде случаев имело место грубое кощунство со стороны членов комиссий (при вскрытии мощей преподобного Саввы Звенигородского один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп святого).
Некоторые ковчежцы и раки после освидетельствования с участием
представителей церкви попали в государственные музеи, о судьбе многих,
изготовленных из драгоценных металлов, больше ничего не было известно
(например, 29 марта 1922 года из Донского монастыря была разобрана и изъята многопудовая серебряная рака святителя Алексия Московского). Мощи, как артефакты, затем помещались под стеклянные витрины различных музеев, как правило, музеев атеизма или местных краеведческих музеев. А мощи святителя Иоасафа Белгородского, изъятые в 1921 году, были отправлены в Москву в анатомический музей Наркомздрава, для ознакомления населения с феноменом тела, прекрасно сохранившегося с середины XVIII века, что приписывалось действию климатических условий места его погребения.
Только в период 1919—1920 годы было произведено 63 вскрытия мощей
святых, многие почитаемые церковью останки святых были уничтожены или серьёзно пострадали.
Во время антирелигиозной компании Н. С. Хрущёва советским правительством предлагались и более суровые меры:
Вскрытием мощей занимались и ученые. Останки канонизированных князей
(в числе прочих правителей России) интересовали советского археолога и
скульптора Михаила Герасимова,
который создавал на основе скелетных останков их скульптурные портреты.
Таким образом, религиозная традиция способствовала исторической науке. К
примеру, в 1988 году было произведено обследование захороненного в Киево-Печерской лавре преподобного Ильи, считающегося былинным Ильей Муромцем.
Исследования показали, что преподобный был исключительно сильным
человеком и имел рост для Средневековья выше среднего. У него обнаружены
признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33
лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Был установлен
примерный возраст смерти и восстановлена внешность.
См. также
psm 28/07/12 #194 20/07/16
Комментариев нет:
Отправить комментарий