5 июля 2015 г.

1937 год. Бригантина



Павел Коган родился 4 июля 1918 года в Киеве.

78 лет назад, "в солнечный осенний день 1937 года" написана "Бригантина".

24 сентября 1942 года, 73 года назад, боевые товарищи простились с Павлом Коганом, лейтенантом разведгруппы, который погиб накануне на сопке Сахарная под Новороссийском.


 Видео - "Хорнблауэр", музыка - "Бригантина", "Песни нашего века". Стихи Павла Когана, музыка Георгия Лепского.
* * *
Слово ,,бригантина,, происходит от ,,brigand, - ,,пират, разбойник,, так называли легкие пиратские суда. Позднее тип судна сменился, а название осталось прежним. В XVII-XVIII веках бригантина несла прямые паруса на обеих мачтах, и равное хождение имели термины ,,бригантина,, и ,,бриг,, (как сокращение от первого). В XVIII веке бригантины применялись в военных флотах как посыльные и разведывательные корабли  


 
Юрий Визбор - Бригантина

Бригантина (1937). Павел Коган
Стихи Павла Когана
 Музыка Георгия Лепского

           
             Cm                                            Fm
Надоело говорить, и спорить,
                 Eb
И любить усталые глаза...
G7                          Fm                                                            Cm
В флибустьерском дальнем синем море
                      G7                                                  Cm
Бригантина поднимает паруса...
G7                          Fm                                                            Cm
В флибустьерском дальнем синем море
                      G7                                                   Cm
Бригантина поднимает паруса...

 
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись дня...  /не дождавшись нас.../
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
 
Пьем за яростных, за непокорных,     /за непохожих/
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.         /Люди Флинта гимн морям поют/
 
Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
 
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем синем море /И ты увидишь, как в дальнем синем море/
Бригантина подымает паруса.
 
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,         /Люди Флинта гимн морям поют/
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
 
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...          /Надрывать до хрипа голоса./
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса...

* * *

ЗА ЯРОСТНЫХ, ЗА НЕПОКОРНЫХ... История песни: "Бригантина"

Печальной памяти 1937 год. По стране вовсю гремят показательные процессы над партийными и военными деятелями, объявленными "врагами народа". Маховик репрессий набирает обороты. Советским людям трудно пока осознать происходящее – но в них прочно начинают вселяться страх и недоверие. Народ переходит на шёпот, учится молчанию...

Казалось бы, время совсем не подходящее для настоящих, внутренне свободных поэтов, музыкантов, художников. И тем не менее...

"Перед войной по Москве бродило множество молодых поэтов, – вспоминал о тех годах поэт Давид Самойлов. – Мало кто из них успел тогда напечататься, но московское студенчество – аудитория строгая и живая – знало их хорошо".

А студенчеству (не только московскому) во все времена была необходима атмосфера молодёжной компании, в которой можно было свободно обсуждать свои проблемы, вступать в дискуссии по наболевшим вопросам.

И такие студенческие компании, своеобразные сообщества творческой молодёжи возникали даже в этот довольно мрачный период нашей истории.

Был в предвоенной Москве такой гуманитарный вуз – Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), созданный на базе факультета истории и философии МГУ. В этом институте учились такие известные впоследствии поэты, как Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Сергей Наровчатов, Юрий Левитанский, вышеупомянутый Давид Самойлов...

В то же время в Литературном институте имени Горького на семинаре, которым руководил Илья Сельвинский, занимались Александр Яшин, Михаил Кульчицкий, Евгений Агранович, Михаил Львовский.

Особо выделялся из этой группы молодых поэтов Павел Коган – студент ИФЛИ, посещавший параллельно семинар Сельвинского.

Родился Павел Коган в Киеве в 1918 году. Когда ему было четыре года, семья Коганов переехала в Москву. Поселилась она в только что построенном коттеджном посёлке Народного комиссариата финансов, что располагался неподалёку от Белорусского вокзала – на том самом месте, где потом был выстроен огромный производственно-издательский комплекс газеты "Правда". Тогда эта была типичная московская окраина – район, где проживали извозчики и цыгане.

В первой половине тридцатых годов часть домов посёлка сдавалась в аренду. И однажды в соседний с когановским дом въехала еще одна семья, приехавшая из Барнаула. И был в этой семье мальчик по имени Жора Лепский, очень любивший рисовать, а также на слух, без знания нотной грамоты, играть на фортепиано.

Ребята быстро подружились, несмотря на то, что Павел был на год старше Георгия. И однажды, когда Коган уже был студентом-первокурсником, а Лепский ещё заканчивал среднюю школу, им вдруг пришла в голову идея сочинить песню – о дальних морях, путешествиях, о людях сильных духом. Что их вдохновило? Может быть, только что прошедшие с триумфом в кинотеатрах страны экранизации "Детей капитана Гранта" и "Острова сокровищ" – классических приключенческих романов? А может, ощущение внутренней свободы – вступая во взрослую жизнь, обозначить себя как личность?

Вот как вспоминал этот день пятьдесят лет спустя, в 1987 году сам Георгий Лепский:
"Меня часто спрашивают: как создавалась "Бригантина"? Просто создавалась: два паренька, почти мальчишки, солнечная комната, старый рояль... Не думалось нам с Павлом Коганом, когда мы строили нашу "Бригантину", что ее плавание будет столь длинным. Да, она плывёт — и паруса ее не поникли, хотя прошло 50 лет.

В тот солнечный осенний день 1937 года Павел зашел ко мне, как заходил частенько, ведь жили мы совсем близко и дружили уже три года. Безудержный фантазёр и мечтатель, забияка и атаман! Его облик поразил меня, может быть, по контрасту, какой-то стремительной мужественностью, резкой решительностью. Но более всего он был поэтом и романтиком, видящим жизнь возвышенно и взволнованно.

Мы быстро подружились, виделись почти ежедневно. И вот этот осенний солнечный день в моей комнате. Читали стихи, курили (Павел трубку), я что-то наигрывал на рояле. Не помню, кому из нас пришло на ум песню сочинить, но мы сразу принялись за дело: Павел присел за стол и через несколько минут показал мне первое четверостишие: "Надоело говорить, и спорить, и любить усталые глаза... в флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса".

Я никогда прежде не сочинял музыку да и ноты как следует записать не умел, играл по слуху. Тем не менее я храбро взял бумажку с текстом и сел за рояль, а Павел пошёл в соседнюю комнату дописывать стихи.

Тем временем я импровизировал мелодию. Сначала пришла музыкальная фраза на последние две строчки, а потом придумалось и начало куплета. Кажется, не прошло и двух часов, rак "Бригантина" была готова к "спуску на воду".

Откровенно говоря, авторы остались довольны своим произведением. Понравилось оно и
нашим друзьям".

А один из этих друзей – студент Литинститута Евгений Агранович, часто бывавший у Когана, – даже внёс свою редакторскую лепту.

Дело в том, что первая строфа у Когана изначально звучала так:

Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина поднимает паруса...

Тогда Агранович предложил, чтобы все строки были одного размера, добавить в текст одно слово. Получилось:

В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса...

А вот как Евгений Данилович Агранович, сам написавший впоследствии много песен, ставших подлинно народными (таких, как "Я в весеннем лесу пил берёзовый сок", "Пыль" на стихи Киплинга, песню из фильма "Офицеры"), объясняет побудительный порыв возникновения "Бригантины":

"Итак, зачем первые строки "Бригантины" и как возникли? А не будь их, прожила бы песня столько лет? Уверен, для Павла первый куплет не был чем-то выношенным и обдуманным. Поэт просто выплеснул, что томило душу, без объяснений:

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...

Увлекательные многочасовые споры школяров и первокурсников, глобальные, глубокие, важнейшие (как мне казалось), некую потребность души наркотически утоляли, но насытить не могли. Оставляли они после себя тревожную пустоту, мертвую надуманность. Догмы казенной философии и щелки не оставляли для вольного воздуха мнений и поисков правды. Все были стопроцентно ортодоксальны, уже знали – шаг вправо-влево – пуля. Всех ошеломили чудовищные процессы 1937–38 годов, гибель многих кумиров молодёжи. Говорить и спорить бесполезно и смертельно опасно.

А что это – "любить усталые глаза"? Любовь безрадостная, неразделенная... И неотпустимая – ни обнять, ни бросить.

Нет поэту опоры ни в любви, ни в шумной ватаге спорщиков. Душа устремилась в дальнее и давнее море, под рваные паруса флибустьерской бригантины.

Хорошо, юношеская романтика, сказка, мечта... Но почему спасаться надо в чужой, насквозь книжной, такой выдуманной легенде? Разве ничего нет ближе, родней, теплей? Вот "в далёкий край товарищ улетает" – лётчик Долматовского и Богословского. "Любимый город может спать спокойно..." А героика гражданской войны, пронизавшая всю литературу, музыку?

Мы, цвет комсомола, "закалённая сталь" Павла Корчагина, нам ли пить за яростных, непохожих (на кого?) золотое терпкое вино?.. Оказывается, в самой глубине души, куда и не заглядываешь на лекциях и диспутах, мы – флибустьеры и авантюристы... Ужасное недоверие к нашей душной казённой идеологии мы скрывали даже от себя. <...> Величие, пафос... Но теплее была удаль, свобода "Бригантины" с капитаном, обветренным, как скалы".

Георгий Лепский вскоре написал еще несколько песен – на стихи того же Павла Когана и его друзей: Сергея Наровчатова, Давида Самойлова, Евгения Аграновича. Потом, в 1939 году, поступил в Московский институт прикладного искусства (был тогда и такой!). Но прямо с первого курса был мобилизован в армию. А ещё через два года началась Великая Отечественная война, которую Лепский встретил солдатом срочной службы.

Павел Коган, хотя и имел "бронь" по состоянию здоровья, ушёл добровольцем на фронт, стал военным переводчиком, дослужился до звания лейтенанта. В 1942 году вблизи сопки Сахарная Голова под Новороссийском разведотряд, возглавляемый Коганом, попал в окружение, а сам Павел погиб в перестрелке. Было ему 24 года...

Георгий Лепский вернулся с войны живым в звании младшего сержанта. Демобилизовавшись в 1946-м, он поступил в Московский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет.

"Там еще не было ни Визбора, ни Якушевой, звание "Московский поющий" МГПИ получил несколько позже, – вспоминал Георгий Соломонович многие годы спустя. – Однако первую свою песню на собственные слова я написал, когда был студентом <...> И с тех пор я не прекращаю от случая к случаю сочинять песни".

Окончив МГПИ в 1950 году, Лепский работал учителем рисования и черчения в школе, преподавал изобразительное искусство в МГПИ на факультете начальных классов, позднее являлся научным сотрудником Института художественного воспитания.

И, конечно, авторы не могли предположить, что их "Бригантину" написанную изначально для узкого круга единомышленников, и некоторое время не выходившую за пределы этого самого круга, подхватят в ИФЛИ, затем в МГУ, а спустя десятилетия ее будут распевать во многих вузах как народную, она станет передаваться из уст в уста – причём в прямом смысле! (Магнитофонов тогда еще не было.)

Это, впрочем, было уже в пятидесятые годы, когда студенческое самодеятельное песенное творчество приобрело массовый характер, и было своеобразной альтернативой песне официальной, тщетно навязываемой "сверху" в форме "социального заказа". Именно вузы пятидесятых были теми гнездами, где зарождалось новое явление отечественной культуры, впоследствии получившее название "авторская", или "бардовская", песня. А если добавить к этому почти повальное увлечение туризмом в молодёжной среде тех лет, то становится ясно, почему "Бригантина" пришлась по душе любителям странствий.

Как у любой песни, "потерявшей авторство" и ставшей частью фольклора, у "Бригантины" стали появляться новые строки, а иногда даже новые куплеты. Другие времена нуждались в других эпитетах. И если у Когана было:

Пьём за яростных,
за непохожих...

то теперь эта строка зазвучала по-другому:

Пьём за яростных,
за непокорных...

"Пьём за яростных, за непокорных, за презревших грошевой уют" – вот в чём дело!

"Бригантина" Павла Когана – это как символ новой дороги, отправления в путь, неизвестной пока ещё, но уже ясно предчувствуемой радости", – писал Юрий Визбор в одном из своих репортажей, посвященном студенческим песням. – В то же время в миллионных тиражах издавались другие песни, где говорилось: "Все пути открыты молодым..." или "Нам открыты все шири, все дали..." Жизнь по этим песням казалась гладким заасфальтированным проспектом, по которому нужно было только пройти. А ребятам не хотелось открытых кем-то далей. Им хотелось прорубаться в эти дали своими бульдозерами или повестями, своими топорами или формулами. Старая "Бригантина", как разводящий, обходила по вечерам институты, зажигала на берегах костры романтики. Ах, как у этих костров хотелось всего настоящего: работы, любви, удачи..."

А ещё спустя какое-то время образ когановской бригантины шагнул далеко за пределы вузовских стен и туристских костров, его использовали даже во многих официальных эстрадных песнях 1960 – 70-х годов. Вспомним, например, в исполнении Иосифа Кобзона:

Живём в комарином краю,
И легкой судьбы не хотим.
Мы любим палатку свою –
Родную сестру бригантин...

Или ещё – из фильма "Жили три холостяка":

Уходит бригантина
от причала,
Мои друзья пришли на
торжество...

Да и сама старая добрая "Бригантина" неоднократно стала печататься в песенниках и тоже была издана миллионным тиражом на пластинке фирмы "Мелодия" в исполнении певца Юрия Пузырёва. Парадокс был в том, что пластинка называлась "Песня комсомольская моя", была выпущена к очередному юбилею (или съезду) комсомола, и "Бригантина" оказалась в одном ряду с "Гимном демократической молодежи", "Комсомольцами-добровольцами" и другими официальными песнями, в противовес которым, собственно, ее запели и полюбили! Вот уж воистину, "нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся"!

А многие исследователи бардовского творчества справедливо считают "Бригантину" той точкой отсчёта, откуда пошла авторская песня как самостоятельный жанр. Недаром обе антологии, изданные в последние годы и составленные соответственно Дмитрием Сухаревым и Роланом Шиповым, открываются "Бригантиной" – и лишь затем в алфавитном порядке уже представлено творчество всех авторов.

Если эту гипотезу взять как данность, то осенью этого года будет своеобразный юбилей, причём двойной: семидесятилетие "Бригантины" и семидесятилетие отечественной бардовской песни. Жаль, что автор музыки Георгий Лепский не дожил до этого дня – он умер в 2002 году, в возрасте 82 лет.

А "Бригантина" жива!

В июле этого года автор этих строк организовывал сборный концерт бардов на открытой эстраде московского парка "Сокольники". Под конец участники предложили зрителям (а зрителями в основном были обычные отдыхающие, задержавшиеся на время послушать песни) спеть всем вместе "Бригантину". Никто не молчал – подпевали все!
Песня жива! И можно с уверенностью сказать: будет жить!
* * *

Когда «Бригантина» впервые подняла паруса?

24 сентября 1942 года, 70 лет назад, боевые товарищи простились с Павлом Коганом, лейтенантом разведгруппы, который погиб накануне на сопке Сахарная под Новороссийском. Его группа, проводя разведку, внезапно наткнулась на крупную группу гитлеровцев. Павел успел крикнуть товарищам, чтобы отходили, а сам взялся их прикрывать. Они отошли, а выстрелы его пистолета вскоре затихли… 

Имя Павла Когана в то время не было известно широкому кругу людей. И только в литературном институте им. Горького хорошо помнили этого угловатого, сухощавого юношу, который в моменты споров преображался до неузнаваемости – энергия так и била из него. И попасться на острый язычок Павла многие начинающие литераторы мечтали меньше всего. Ибо он так хорошо владел словом, находил такие сравнения, что коллега тут же понимал, что явно сморозил что-то не то…

Павел родился 4 июля 1918 года в Киеве, но уже через четыре года его семья уехала из столицы Украины в Москву, где и прошли его детские и юношеские годы. Это была эпоха великого подъема и энтузиазма, эпоха борьбы за скорейшее превращение разрушенной войной страны в цветущую державу. И юноша «с горящими глазами» хотел увидеть, как поднимается страна, как люди, не жалея сил, поднимают колхозы, великие стройки, осваивают тайгу. Еще во время учебы в школе он дважды отправлялся пешком по России, шел от деревни к городу, от села к хутору, подмечая то, мимо чего многие пройдут, не обращая внимания.

Он рано начал писать стихи, и первые его поэтические творения, в чем-то подражательские, наполнены романтикой будней, стремлением к всеобщей справедливости, к братству людей, объединенных великой идеей. Чуть позже в его строчках будут все явственнее читаться другие мотивы: радость юношеского познания жизни, горечь первой неразделенной любви, поиск своего места в жизни. Но что больше всего поражало в нем современников – умение минимальным числом слов выразить всеобщие ощущения. 

Писал емко, образно. Вот скажем строки-размышления над будущим:

«Разрыв-травой, травою-повиликой
Мы прорастем по горькой,
по великой,
По нашей кровью политой земле…».

А еще в его стихах неизменно присутствуют пророческие нотки, ощущение надвигающейся беды, смертельной схватки с теми, кому коллективизация и индустриализация 1/6 земного шара становится костью в горле.










Я слушаю далекий грохот.
Подпочвенный, неясный гуд,
Там подымается эпоха,
И я патроны берегу.
Я крепко берегу их к бою.
Так дай мне мужество в боях,
Ведь если бой, то я с тобою,
Эпоха громная моя.
 

Опору и поддержку молодой поэт стремится найти в героических страницах российской истории, не зря он очень внимательно изучает биографию блестящего драгуна и поэта Дениса Давыдова, часто соизмеряя свою готовность к подвигу с судьбой человека, который в горькие минуты, отложив лиру, взялся за избавление родины от захватчиков. Потом его кумиром становится Николай Щорс, строки из наброска поэмы которому приведены выше...

И все-таки, несмотря на чувство будущей опасности Павлу хочется жить по юношески задорно, мечтать, наполнить паруса романтикой. Так и появляются знаменитые строки:











Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса...
 

Когда первый раз слышишь эти строки, кажется, что их написал человек, умудренный опытом, подводящий итог своей жизни. И это ощущение рождает строка «И любить усталые глаза». Ну, как могут устать глаза в пору безмятежной юности? Однако факт остается фактом – когда эти строки появились в тетрадке, Павлу только-только исполнилось 19 лет. Но еще более удивительно, что эти стихи переложил на музыку Георгий Лепский, товарищ Когана, которому было и вовсе 18 лет. Это была первая песня Лепского, в будущем признанного барда…

Коган торопился жить. В мае 1941 года он отправляется в составе геологической экспедиции в Армению. Там его и застает 22 июня 1941 года. Павел срочно возвращается в Москву, но из-за слабого здоровья его отказываются призвать в армию. Тогда он оканчивает курсы переводчиков, «подтягивая» немецкий язык, и добивается того, чтобы его отправили на фронт.

А теперь самое удивительное в этой истории. Павел Коган за время своей короткой жизни не увидел в печати ни одного стихотворения, подписанного его именем. Они появились уже гораздо позже, сразу после войны, когда начали «подсчитывать потери» и решили включить стихи Павла во многие сборники. И это при том, что песня «Бригантина» уже тогда была очень популярной. Но считалась «народной»…
Источник 
psm 10/07/12 #528 16/08/14
#580 05/07/15

Комментариев нет:

Отправить комментарий