Девятка – совершенное число, занимающее особое положение в культурах Древнего Мира.
Эннеада (число 9) у пифагорейцев имела следующие характеристики.
Число
нечетное, мужское и активное, небесное и ангельское. Имеет
исключительное значение в большинстве культур как утроенная (тройная)
триада и первая квадратная степень среди нечётных чисел. Значение
девятки как символа универсума и истины опирается также на одну из её
математических особенностей: при умножении числа 9 в десятичной системе
счисления на любое натуральное число, записанное одной цифрой, даёт в
результате число, сумма цифр которого равна девяти. Это свойство
рассматривается как способность числа 9 воспроизводить себя.
К
свойствам девятки относили: постижение, интеллектуальное и духовное
совершенство, совершенство идеи; иерархия, всемогущество, исполнение,
достижение, начало и конец, целое; гармония, полнота, рай на земле.
Во многих цивилизациях концепции девятки придавали большую значимость.
В Древнем Египте, к примеру, долгое время главенствовала группа богов под названием "песедьет" (состоящие из девяти, девятки).
«Он
[Атум] сотворил богов Шу и Тефнут. Эти боги родили Геба и Нут. Далее
бог воздуха Шу поднял над собой богиню неба — Нут. Тем самым он отделил
небо от земли (Геб — бог земли). Супруги Геб и Нут родили новое
поколение богов. Это были широко известные Осирис и Исида, а также
Нефтида и Сет. Так появились девять главных египетских богов… Их
почитали во всем Египте. Но затем бог Ра оттеснил бога Атума и возглавил
эту девятку богов».
- Атум (Амон, Ра, Пта, Птах) — возникает из первоначального водяного Хаоса Нун
- Шу — воздух
- Тефнут — влага
- Геб — земля
- Нут — небо. Женское божество.
- Осирис — бог загробного мира
- Исида — богиня плодородия
- Сетх (Сет) — олицетворение грозы, молнии, природных стихий, владыка жизненной силы.
- Нефтида (Нефтис, Невтис) — богиня подземного мира, вторая сестра Осириса.
В Древней Греции это девятка богинь — Муз.
Музы
(в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса
«могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все главные
принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы
поэзии, искусств и наук: Каллиопа, Эвтерпа, Мельпомена, Талия, Эрато, Полигимния, Терпсихора, Клио, Урания:
- Каллиопа - эпическая поэзия
- Эвтерпа - лирическая поэзия и музыка
- Мельпомена - трагедия
- Талия - комедия
- Эрато - любовная поэзия
- Полигимния - пантомима и гимны
- Терпсихора - танцы
- Клио - история
- Урания - астрономия
В других культурах число 9 неразрывно связано со строением самого Мироздания.
Это
девять небес (Китай), 9 райских или адских сфер (Данте), 9 сфер
космических в западной культуре (Земля, семь планет и небесный свод),
девять грах (небесных тел – см. рисунок в начале блога) в индийской
астрономии и астрологии (семь классических планет, от Солнца до Сатурна,
плюс лунные узлы, северный — Pаху и южный — Кету), и даже 9 миров
(Мировое Древо — Иггдрасиль).
В
шактизме до сих пор почитают Великую Божественную Мать – Шакти Дэви. И
хотя Божественная Мать едина и не существует чего-либо вне Ее (если не
считать Парама-Шиву, от которого Шакти неотделима), ради нужд
поклоняющихся Ей и в ходе Своих божественных игр (лил) Она принимает
всевозможные бесчисленные формы. Так, “Махакала-самхита” упоминает
девять проявлений Богини Кали: Дакшинакали, Шмашанакали, Бхадракали,
Гухьякали, Калакали, Камакалакали, Дханакали, Сиддхакали и Чандикакали.
Плоды
Рудракши с 9-ю «ликами» (в сморщенной оболочке плода при этом видят
несколько лиц) одного из деревьев, произрастающих на Индо-Гангской
равнине и в предгорьях Гималаев, используют в качестве могущественного
амулета.
Из Рудракшаджабала Упанишады: Рудракша с девятью ликами представляет девять проявлений Шакти (Энергий Богини Матери), ее ношение нравится Им всем.
Из Девибхагавата-Пураны:
Рудракша с девятью ликами есть Бхайрава и должна носиться на правой
руке. Она обеспечивает все удовольствия и мокшу [освобождение из
круговорота рождений и смертей – сансары], очищает от греха убийства
нерожденного ребенка (аборта) и сотни брахманов. Дарует силу, равную
богам. Она представляет также Яму, бога смерти, потому отгоняет страх
смерти.
В мифологии многих народов
встречается упоминание о 9-головом змее – самом могучем и непобедимом, в
частности, это русские и литовские народные сказки.
«Вдруг
опять тот же старик сам с ноготь, борода с локоть выходит из воды и
несёт письмо с девяти чёрными печатями, чтобы царь немедленно послал
Марфу-царевну на такой-то остров и в такой-то день к девятиглавому змию,
а ежели не пошлёт, то всё его царство будет потоплено».
(Иван-царевич и Марфа-царевна)
«…
А затевал эти бури король морей и ветров — девятиглавый змей. Бывало,
разбушуется, разыграется. Ему только дай корабли топить да людей губить.
Но и этого ему мало — начнет высокие волны на берег гнать, луга и поля
заливать, рыбачьи хижины вместе с людьми, скотом и утварью в море
смывать…
...—Ну, сынок, быть по-твоему! — сказал старик Наглису. — Знай же: имя короля ветров и морей — Гальвирдас».
(Неринга и Наглис)
Но и в античности можно встретить знакомый образ – Лернейскую Гидру.
«Тем
временем Гера придумала новое испытание, и Эврисфей послал Геракла в
ядовитое болото, где обитала девятиглавая Лернейская гидра, сестра
Немейского льва и порождение все тех же Тифона и Ехидны — чудовище с
телом водяной змеи и девятью головами дракона. Обитала гидра в болоте
около города Лерны, где находился вход в подземный мир. Выползая из
своего логовища, она уничтожала целые стада и опустошала все
окрестности. Борьба с многоголовой гидрой была опасна еще и потому, что
одна из голов ее была бессмертна».
Эта мифологема имеет отношение к вышеописанному свойству девятки воспроизводить саму себя.
Значение девятки в Северной Традиции
В Северной Традиции число 9 встречается
очень часто и связано, как правило, с весьма важными концепциями и
мифологемами. Девять встречается здесь столь часто, что его называют
«северным аналогом священной семерки» культур Ближнего Востока.
Начнем с глобального.
В скандинавской мифологии небо и землю, помимо моста-радуги (Бифрёст, мост в Асгард – обитель богов), соединяло гигантское дерево — ясень Иггдрасиль.
«Тот
ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и
поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко
расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых
великанов, там, где прежде была Мировая бездна. Третий же тянется к
Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает
этот корень дракон Нидхёгг».
Ясень Иггдрассиль прорастает сквозь девять миров скандинавов. Все они, по сути – другие измерения нашей вселенной.
Асгард
— обитель Богов-Асов, что также понятно из названия — Мир Асов (здесь
же живут и некоторые из Ванов, насколько можно интерпретировать древние
источники – это другая группа Богов, воевавшая с Асами, но потом
заключившие с ними мир). Верхний мир, Рай, Правь, где живут, пируют
Боги, а также воины, погибшие в боях.
Льоссальвхейм (Альвхейм) — мир светлых духов, альвов-эльфов, как видно из картинки — находится «выше» Мидгарда, на вертикальной линии.
Ванахейм — мир Ванов — покровителей крестьян и ремесел, Богов плодородия, чье основное призвание — созидание.
Муспельхейм
— мир огня. Также как Нифельхейм, существовал до сотворения остальных
миров. Его населяют огненные великаны, вместе со своим повелителем —
Суртом. Говорят что звезды — это искры пламени Муспельхейма.
Мидгард
— собственно наш мир, Явь. Мир, который простерся вокруг ствола
Иггдрасиля (Мирового Ясеня), и который, как понятно из названия (Средний
Мир) лежит посередине «между» другими мирами.
Нифельхейм
— мир холода. Один из изначальных миров, которые были до сотворения
Мидгарда, Асгарда и Хельхейма. Как уже было сказано до этого — мир
вечного холода и льда, его населяют ледяные великаны.
Йотунхейм (Утгард) — мир великанов-йотунов, вечных противников Асов и Ванов. Они олицетворяют разрушение.
Свартальхейм (Двартальхейм)
— мир темных духов, «черных эльфов» (цвергов-дварфов, гномов).
Находится, как Льоссальвхейм, на вертикальной линии ниже Мидгарда.
Хельхейм (Хель) — обитель самой смерти — Хель. Нижний мир, ад, Навь. Мир, в который попадают все умершие, за исключением воинов.
Этим
мирам напрямую соответствуют 9 необратимых рун Старшего Футарка
(магического северного алфавита): Гебо, Хагалл, Науд, Иса, Йера, Эйваз,
Соулу, Ингуз и Дагаз.
Вспомнив о рунах, необходимо рассказать и о том, как Один
(Верховный Бог-Всеотец в пантеоне северных богов) получил их путем
жертвоприношения самого себя, пригвожденным своим копьем Гунгнир к ясеню
Иггдрасиль («Речи Высокого», пер. А.И.Корсуна).
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с древа рухнул».
Вообще, девятка (как и тройка) – число Одина. Это находит подтверждение и в других символах и его атрибутах, таких как Валькнут (рисунок в начале блога) и кольцо Драупнир.
Форма
Валькнута — три переплетённых треугольника — символизирует тройственную
природу Одина, а девять углов валькнута — символизм девяти миров и
девяти частей человеческой психики (Ф.Асвинн, Э.Торссон).
Кольцо
Одина – Драупнир, символ плодородия, раз в девять ночей порождает девять
подобных себе колец (опять вспомним идею девятки — порождения самой
себя).
Также число 9 у северных народов неразрывно связано с принципом Перехода, Жизнью и Смертью.
Поездка
Хермода в Хельхейм (мир мертвых), чтобы уговорить Хель отпустить
умершего брата – Бальдра, длится 9 дней и 9 ночей. Это – переход границы
Миров, такой же, как и рождение (9 месяцев беременности женщины) и
смерть (отсюда – поминки на 9 дней после смерти у славян).
У
кельтов человек состоял из 9 элементов «дуилэ», об этом свидетельствует
отрывок из древней валлийской поэмы «Битва Деревьев» (Cad Goddou),
приписываемой Талесину (валлийский волшебник и бард, обладавший даром
пророчества).
«Я был сотворен из девяти элементов -
Из фруктовых деревьев,
Из райского плода,
Из первоцветов и цветов,
что растут на холме
Из цветения деревьев и кустарников,
Из корней земли был сотворен я,
Из ракитника и крапивы,
Из воды девятой волны»
У
северных народов девятка являлась и числом женщины, об этом
свидетельствует множество упоминаний в кельтских преданиях,
скандинавской мифологии, а также быту.
На острове Сейн жили девять
жриц девственниц, которым сакральное число девять и целомудрие давали
магическую власть. Они обладали необычными способностями: приводили в
движение морские волны, превращались в животных, исцеляли неизлечимых
больных; они знали будущее и предсказывали его морякам, заходившим к ним
на остров.
Герой ирландской саги Руад, сын Ригдонна, отправился
на трех лодках к берегам Северной Ирландии, но вдруг почувствовал, что
лодки не могут сдвинуться с места. Тогда он вплавь добрался до берега,
где встретил девять красивых и сильных женщин, с ними «провел он девять
ночей подряд, без смущения, без слез раскаяния, под морем без волн, на
девяти кроватях из бронзы».
Ирландская литература изобилует
«компаниями из девяти человек», и в большинстве случаев девятка состоит
из вожака и восьми равноправных членов. Особенно яркий пример — свита
королевы Медб в «Похищении быка из Куальнге»: «Ехало с ней всегда девять
колесниц — две впереди, две позади, по две с каждой стороны от нее, а
ее собственная колесница посредине». В древневаллийской поэме о Котле
Головы Аннуна говорится, что его «раздували дыханием девяти девушек»; в
«Жизни Мерлина» Счастливыми Островами правят девять сестер, старшую из
которых зовут Моргана.
Хеймдалль (Бог-Страж радужного моста
Бифрёст, связывающего Мидгард – мир людей с Асгардом – миром богов),
родился у девяти матерей, девяти морских дев, дочерей Эгир и Ран.
Валькирий
(дев-воительниц, дочерей Одина, которые участвуют в битвах и отдают
победу тому или иному воину) было девять (по некоторым источникам — 13) и
их предводительница – Богиня Фрейя, проживающая в 9 чертогах Асгарда и
умеющая странствовать по всем 9 мирам Древа Иггдрасиль благодаря
женскому шаманскому искусству сейд.
Значение 9-ки в славянской мифологии и Ведической Традиции.
Даарийский календарь.
Эта
система летоисчисления уходит своими корнями в те времена, когда белые
люди жили на северном материке, который они называли Даария (Гиперборея,
Арктида, Арктогея). Поэтому данная система и носит название — Даарийский Круголет Числобога.
Не описывая всю эту очень интересную и непротиворечивую систему (в
конце блога стоит ссылка на источник), ограничимся только тем, что явно
относится к теме данной статьи, - к девятке.
В Даарийском календаре 9 месяцев в году, 9 стихий, 9 дней в неделе и 9 богов-покровителей (Девятиглав).
Итак, 9 месяцев древних славян:
Рамхат — месяц божественного начала (41 день),
Айлет — месяц новых даров (40 дней),
Бейлет — месяц белого сияния и покоя мира (41 день),
Гэйлет — месяц вьюг и стужи (40 дней),
Дайлет — месяц пробуждения природы (41 день),
Элет — месяц посева и наречения (40 дней),
Вейлет — месяц ветров (41 день),
Хейлет — месяц получения даров природы (40 дней),
Тайлет — месяц завершения (41 день).
9 месяцев - это одно лето (год).
9 Стихий, через которые проходит время жизни.
- Земля
- Звезда
- Огонь
- Солнце
- Древо
- Небеса
- Океан
- Луна
- Бог
Дни недели:
/Отсюда - символизм
чисел 9 и 40 в поминальной традиции, которая существует до сих пор./
Течение
«реки Времени» для наших предков — это вращение колец Даарийского
Круголета Числобога противосолонь: вращение 16 часов в сутках, вращение 9
дней в неделе, вращение 9 месяцев в Лете (году), вращение 16 лет через 9
стихий («залов») в Круге Жизни, вращение череды лет через 16 чертогов
(созвездий) Сварожьего Круга.
А в самом центре, в Круге, что
структурно обозначает человека, 9 точек указывали на 9 основных
энергетических центров (чакр) человека, через которые он получает
различные потоки силы жизни… на 9 видов сознания человека, на 9
различных чувств, которые даны человеку…
У разных народов разное
количество основных чакр. Например, у индусов — 7 основных
энергетических центров, у славян — 9. Славянская система энергетических
центров более расширена, нежели восточная. Она содержит 37 основных
энергетических центров: 9 являются главенствующими, а 28 —
определяющими. Все вместе они создают энергетический крест.
Главенствующие чакры напоминают по форме 9 светящихся разными цветами
радуги энергетических матрёшек, вложенных одна в другую.
1-я Исток (в восточной системе — Муладхара)
2-я Зарод (Свадхистана)
3-я Живот (Манипура)
4-я Перси/Грудь (Анахата)
5-я Леля (Чандра чакра)
6-я Лада (Сурма чакра)
7-я Уста/Устье (Вишудха)
8-я Чело (Аджна)
9-я Родник (Сахасрара)
Думаю, многим будет интересны характеристики «дополнительных» 2-х чакр, которых нет в восточной системе, поэтому приведу их ниже.
Чакра Леля
– расположена слева, рядом с подмышкой. Цвет серебристый. Обеспечивает
интуитивное познание мира. Дополнительный центр интуиции. В восточной
системе — Чандра чакра (лунное дыхание). Полностью открывается в 17-18
лет.
Чакра Лада – расположена справа. Цвет
золотой. Принимает и излучает энергии Любви, Нежности, Счастья, Добра,
Лада, Уклада. Сурма чакра (солнечное дыхание). Открывается чакра Лада в
18-21 год.
Девять лучей имеет Звезда Инглии – Символ Родов Расы Великой.
Звезда
Инглии представляет Три пересекающихся Треугольника, обрамленных
внешним Кругом. Три Треугольника символизируют Божественное Начало
одного из Великих Триглавов, который покровительствует Божьему Миру –
Яви, Нави, Прави. Обрамляющий Великий Триглав, внешний Круг,
символизирует Жизньродящую Инглию. Внешнее за Кругом безконечное
пространство символизирует Единого Творца-Созидателя, имя которому
Великий Ра-М-Ха. Звезда Инглии символизирует Человеческое и Природное
Начало.
Различные источники соотносят девятку с различными
богами/богинями (Мара, Макошь, Ярило), что по-своему правомочно, поэтому
я не могу кому-то отдавать явное предпочтение, но расскажу немного
(возможно, в не совсем традиционном ключе) о Маре – Богине Смерти.
Мара (Морана, Марена)— богиня
смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с
черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни
доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она
же дарует и жизнь.
Девять – также число Смерти
(образно), окончания цикла, число Перехода в иное состояние (на 9й день
Душа покидает физическое тело).
Однако Мара – богиня не
абсолютной смерти, как таковой, она обеспечивает переход из одного
состояния в другое, скажем, от материальных благ в духовную ипостась,
или от смерти телесной к иным формам жизни. Это коренное изменение
человеческого Бытия, смерть в одном мире и рождение в другом, подобно
тому, как младенец, вынашиваемый женщиной девять месяцев, покидает её
лоно и рождается в мир. А затем наступает момент, когда человек должен
закончить и земное существование, чтобы обрести иную жизнь, возможно, в
иных состояниях.
Наши предки верили, что душа
бессмертна. Улетая в небесный Ирий, она пребывает там до означенного
часа, покуда не получит новое тело и опять проявится в физическом плане.
Поэтому
в древние ведические времена культ смерти, культ богини Мары не носил
трагического характера. Славяне не боялись Мары и представляли её в
образе прекрасной печальной девушки. К встрече с ней следует готовиться
достойно, — быть чистым, нарядным и весёлым. Ибо в круговороте Вселенной
происходит неизменное перетекание от жизни к смерти, от умирания – к
новому возрождению.
И, напоследок, несколько фактов проявления девятки в жизни славян.
В
славянском знахарском траволечении непременно читались заговоры от
«девяти недуг», а одной из наиболее сильных трав считался девясил
(девятисил).
Наверное, каждый помнит русские народные сказки, в
которых Иван-царевич побеждает поочерёдно трёхглавого, шестиглавого и,
наконец, девятиглавого (самого сильного) Змея Горыныча, чтобы освободить Василису Прекрасную.
У
славян считалось, что человек видит девять основных цветов: чёрный,
червонный, алый, златой, зелёный, небесный, синий, фиолетовый и белый.
Девятка нередко фигурировала в сказках – «за тридевять земель», «тридевятое царство» и пр.
Невозможно также обойти вниманием и тот факт, что восстановленных славянских (вендских) рун 18 – дважды по девять.
Источники.
Круголет Числобога — http://abbreviator.ru/?p=526
Комментариев нет:
Отправить комментарий