Когда боги сотворили землю
и первых людей, Белбог наделил их множеством добродетелей, чтобы род
человеческий плодился, размножался и славословил своих создателей. В
ответ злокозненный Чернобог создал из грязи, болотной жижи и колючек
репейника целую дюжину лихорадок. Кинулись они на людей, начали мучить,
нести, знобить, с белого света сживать. И взмолились несчастные мученики
богам:
— За что, отцы небесные, так жестоко наказуете, за какие немыслимые грехи?
Дошли эти мольбы до самого Сварога, рассердился он не на шутку
— да и повелел Перуну запереть лихорадок в ад и испепелять их молниями.
Но жалко стало громовнику тратить стрелы на худосочных лихорадок и
потому водворил он злодеек в Пекло, а жизнь людей снова пошла в
довольстве и веселии.
Тем временем в Пекле лихорадки замучили всех грешников, а
потом и на служителей Нияна-Пекленца перекинулись. Да и ему самому
досталось. И так всех допекли, что пришлось пекленцам (так звали этих
адовых служак) жаловаться самому Чернобогу.
Тот выждал, когда Перун в начале зимы уснет до весны — и открыл лихорадкам врата Пекла, чтоб на землю опять летели.
С той поры и повелось: летом Перун загоняет лихорадок в
глубины огненные, а с началом зимы Чернобог насылает их вновь на род
людской.
— Няня, что-то все не сладко!
Дай-ка сахар мне да ром!
Все как будто лихорадка,
Точно холоден наш дом.
— Ах, родимый, Бог с тобою:
Подойти нельзя к печам!
При себе всегда закрою,
Топим жарко — знаешь сам.
— Ты бы шторку опустила...
Дай-ка книгу... Не хочу...
Ты намедни говорила,
Лихорадка... я шучу...
— Что за шутки спозаранок!
Уж поверь моим словам:
Сестры, девять лихоманок,
Часто ходят по ночам.
Вишь, нелегкая их носит
Сонных в губы целовать!
Всякой болести напросит
И пойдет тебя трепать.
— Верю, няня!.. Нет ли шубы?
Хоть всего не помню сна,
Целовала крепко в губы —
Лихорадка ли она?
Слово "лихорадки" происходит от слов "лихо радеть", то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка ("манья" — привидение, "манить" — лгать, обманывать). Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок — девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы; они обитают в мрачных подземельях ада и представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Одна из них — старшая — повелевает своими сестрами и посылает их на землю мучить людской род: "Тело жечь и знобить, белы кости крушить".
2/15 января в Селиверстов день Мороз или Зима выгоняет их, вместе с нечистою силою, из ада, и лихорадки ищут себе пристанища по теплым избам и нападают на "виноватых". На заре этого дня предусмотрительные старушки омывают наговоренною водою притолоку у дверей, дабы заградить вход в избу незваным гостьям, предотвратить простуды и ознобы, которые так обыкновенны в холодную пору зимы. Напротив, о весенних болезнях думают, что они запираются на зиму в снежные горы (ад) и сидят там до начала оттепелей; когда же солнце сгонит снег и отогреет землю, они, вслед за вешними испарениями, разбегаются по белому свету — тощие, заморенные — и с жадностью бросаются на неосторожных. Уже с конца февраля, по замечанию поселян, опасно предаваться сну с раннего вечера: можно наспать лихорадку. Подобно Смерти и владыке демонов (Сатане), лихорадки сидят в подземных вертепах, заключенные в цепи, и вылетают мучить народ только тогда, когда будут сняты с них эти железные оковы.
Старшая и злейшая из сестер-лихорадок прикована к железному стулу двенадцатью цепями и в правой руке держит косу, как сама Смерть; если она сорвется с цепей и овладеет человеком, то он непременно умрет.
Сбрасывая с себя оковы, лихорадки прилетают на землю, вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости.
Измучив одного, лихорадка переходит в другого; при полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает; кому обмечет болезнь губы, о том говорят: "Его поцеловала лихоманка"...
Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного. Вот эти названия:
1) Трясея (Трясавица, Тресучка, Трясуница, Потресуха, Трясучка, Трясца) — от глагола "трясти".
2) Огнея, или Огненная: "Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи", — то есть она производит внутренний жар.
3) Ледея (Ледиха), или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.
4) Гнетея (Гнетница, Гнетуха, Гнетучка) — она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.
5) Грудица (грынуша или грудея) — ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.
6) Глухея (Глохня) — налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.
7) Ломея (Ломеня, Ломовая), или Костоломка: "Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину".
8) Пухнея (Пухлея, Пухлая, Отекная) — пускает по всему телу отек (опухоль).
9) Желтея (Желтуха, Желтуница) — эта желтит человека, "аки цвет в поле".
10) Коркуша, или Корчея (Скорчея) — ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.
11) Глядея — не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.
12) Невея (мертвящая) — всем лихорадкам сестра старейшая, она всех проклятее, и если вселится в человека — он уже не избегнет смерти. По Афанасьеву, последнюю именуют Огнеястра и Неве: есть испорченное старое слово «нава» — смерть или «навье» — мертвец, что служит новым подтверждением мифической связи демонов-болезней с тенями усопших. Невея (мертвящая) — всем лихорадкам сестра старейшая, плясавица, ради которой отсечена была голова Иоанну Предтече. Старшую сестру (сводную сестру, няньку или тетку) называют также Кумохой.
В замену этих имен ставят еще следующие: сухота (сухея), от которой иссыхает больной, аки древо, зевота, блевота, потягота, сонная, бледная, легкая, вешняя, листопадная (то есть осенняя), водяная и синяя (старинный эпитет огня и молнии). Ясно, что с лихорадками народ соединяет более широкое понятие, нежели какое признает за ними ученая медицина; к разряду этих мифических сестер он относит и другие недуги, как, например, горячку, сухотку, разлитие желчи и проч. — знак, что в древнейшую эпоху имя «лихорадка», согласно с буквальным его значением, прилагалось ко всякой вообще болезни.
Тождество внешних признаков и ощущений, порождаемых различными недугами, заставляло давать им одинаковые или сходные по корню названия и таким образом смешивать их в одно общее представление злых, демонических сил; сравни: огнея — лихорадка и горячка, называемая в простонародье огневицею и палячкою; в некоторых местностях России вместо сестер-трясовиц рассказывают о двенадцати безобразных старухах — горячках; огники — красная сыпь по телу, золотуха — в областных говорах огника (огница) и красуха, изжога — боль под ложечкой; у немцев корь — rötheln, рожа — rose, rothlauf. Эпитеты: красный, желтый, золотой — исстари служили для обозначения огня, и в заговорах лихорадка называется не только желтухою, но и златеницею. Сухота — имя, свидетельствующее о внутреннем жаре, сближает одну из лихорадок с сухоткою; у сербов суха болеет, сушица — dörrsucht; белорусы называют чахотку — сухоты. Вслед за приведенным нами сказанием о встрече отца Сисиния с лихорадками предлагается самое заклятие: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, окаянные трясовицы! заклинаю вас святым отцом Сисинием, Михаилом-архангелом и четырьмя евангелистами: побегите от раба Божия (имярек) за три дня, за три поприща; аще не побежите от раба Божия, то призову на вас великого апостола Сисиния, Михаила-архангела и четырех евангелистов: Луку, Марка, Матфея, Иоанна, и учнут вас мучити, даючи вам по триста ран на день». К этой угрозе иные списки прибавляют, куда именно должны удалиться злобные жены: «…подите вы в темные леса, на гнилые колоды» или «в места пусты и безводны». Заговор должен быть прочитан священником, и затем больному дают испить воды со креста, произнося следующие слова: «крест — христианам хранитель, крест — ангелам слава, крест — царям держава, крест — недугам, бесам и трясовицам прогонитель, крест — рабу Божию (имярек) ограждение!».
Чтобы избавиться от сестер-лихоманок, использовали самые разнообразные средства. Например, очень действенным считалось передать лихорадку кому-то другому с какой-нибудь вещью. Например, остатки пищи и питья больного отдавали собакам, чтобы болезнь ушла от него. Некоторые, придя от недужного, сами прикидывались больными лихорадкой, чтобы злобные сестры, увидев, что делать им тут нечего, пошли дальше.
Больных накрывали медвежьей шкурой, потому что всякая нечисть боится медведя. Полезно было вообще провести медведя трижды над лежащим на земле больным, а тому следовало приговаривать: "Батюшка, брат мой старшой! Выгонь проклятую из головы, из ног, из рук, из могучей груди, из добра живота, из спины и ребер и из черной печени".
Неожиданно стреляли над ухом у захворавшего человека, чтобы напугать болезнь; надевали на его шею хомут, который вообще часто употреблялся как в исцелении болезней, так и в наведении порчи и т.п.
Полезно было сжечь лихорадку. Для этого надо было взять освященную вербу, сделать на ней столько зарубок, сколько было также приступов у человека, и спалить эту ветку, произнося положенный к случаю заговор. Потом пепел больному следовало съесть. Когда у больного начинался приступ, следовало выйти на крыльцо и крикнуть: "Приходи вчера!" Лихорадка запутается и отстанет от страдальца, а потом, глядишь, и вовсе не станет приходить.
(По А. Коринфскому)
* * *
Для сравнения приводим текст заговора, записанный в сборнике
Сахарова: «На горах Афонских стоит дуб мокрецкий, под тем дубом сидят
тридесять старцев со старцем Пафнутием. Идут к ним двенадесять девиц
простоволосых, простопоясых. И рече старец Пафнутий с тремянадесять
старцами: кто сии к нам идоша? И рече (рекут) ему двенадесять девицы:
есмь мы царя Ирода дщери, идем на весь мир кости знобить, тело мучить. И
рече старец Пафнутий своим старцам: сломите по три прута, тем станем их
бити по три зори утренних, по три зори вечерних. Взмолишась двенадесять
дев к тринадесять старцам со старцем Пафнутием, и не почто же бысть их
мольба! И начаша их старцы бити, глаголя: ой вы еси двенадесять девиц!
будьте вы трясоницы, водяницы… расслабленные и живите на воде-студенице,
в мир не ходите, кости не знобите, тела не мучьте… Заговариваю я раба
Божьего (такого-то) от иссушения лихорадки. Будьте вы прокляты,
двенадесять девиц, в тартарары, отыдите от раба Божьего (имярек) в леса
темные, на древа сухие». В других заговорах злые недуги с принедугами и
полунедугами отсылаются в «окиан-море», в бездны преисподние, в котлы
кипучие, в жар палючий, в серу горючую, во тьму кромешную, то есть в ад.
Колючку грозит заклинатель заключить в недра земли, свербеж утопить в
горячей воде, стрельбу залить кипучей смолою, огневицу заморозить
крещенскими морозами, ломотье сокрушить о камень и так далее.Малороссийские заговоры гонят лихоманок и другие болести в дебри, болота и пустыни безлюдные: «Вам, уроки, у раба Божого не стояты, жовтой кости не ломаты, червоной крови не пыты, серця его не нудыты, билого тила не сушиты; вам идты на мха, на темные луга, на густые очерета, на сухие лиса!»; «Пидить соби, уроки, на яры, на лиса дремучи, на степы степучи, де глас чоловичый не заходыть, дá пивни не спивають»; «Чи ти гнетуха, чи ти трясуха, чи ти водяна, чи ти витрова, чи ти вихрова… буду я тоби лице заливати, буду тоби очи выпикати, буду тебе молитвами заклинати, буду с христянськой вири висилати. Пиди соби, дé собаки не брешуть, дé кури не поють, де христянський голос не ходе». Чешское заклятие XIII века посылает нечистую силу (siemé proklate) в пустыни — «па púšči jděte, anikomu neškod’te». В настоящее время чехи прибегают к таким формулам «Já vyhánim oubutě (сухотку) z tvého tela do moře — vodu přelévati a pisek přesejpati, kosti nelámati a žily neškubati, a krev necucati a maso netrhati, a přirozenimu pokoj dàti»; «Letěly tři střelci, zastavili jsou se v mé hlavě, v mých ušich, v mych zubech, a já je zaklinám» во имя Отца и Сына и Святого Духа: если вы с ветру — идите на ветер и ломайте деревья в густых борах, если с воды — ступайте на воду и крутите песок в самых глубоких местах, если со скал — идите в скалы и ломайте камни, а мне, моей голове, ушам и зубам дайте покой: «Zaklinám vás, pakostnice — růžovnice, kostnice do lesa hlubokého, do dubu vysokeho, do dřeva stojatého i ležatého; tam sebou mlat’te a třskejte, a této osobě pokoj dejte… Jsi li z ouroku, jdi do ohně; jsi li z vody, jdi do moře; v moři važ vody, počitej pisek» (в море исчерпай воду, сочти песок).
Подобные же заклятия обращают немцы к эльфам; по их мнению, те деревья засыхают, на которые будет передана болезнь. Индийский врач гнал лихорадку в лес и горы; повинуясь вещему слову, водные духи (апсарасы) должны были удаляться в глубокие источники и в деревья. Заговор на изгнание лихорадок, обращенный к святому Сисинию, упоминается уже в статье «о книгах истинных и ложных»; большая часть списков этой статьи принадлежит XVI и XVII столетиям, а древнейшая ее редакция, какая известна ныне, найдена в номоканоне XIV века. Здесь читаем: «Вопросы Иеремиа к Богородици о недузе естественем и еже именуют трясовици — басни суть Иеремиа, попа болгарского; глаголеть бо окаянный сей, яко седящу святому Сисинею на горе Синайскей — и виде седмь жен исходящи от моря, и ангела Михаила именует, и иная изыдоша седмь ангел, седмь свещ держаще, седмь ножев острящи, еже на соблазн людем многым, и седмь дщерий Иродовых трясцами басньствоваше, сих же ни евангелисты, ни един от святых — седми именоваша, но едина, испросившаа главу Предотечеву, о ней же яве есть, яко и та дщи Филиппова, а не Иродова». Это свидетельствует о южнославянском происхождении заговора; вместе с памятниками болгарской письменности проникло к нам и заклятие против лихорадок, составление которого приписывается попу Иеремии.
(По А.Н. Афанасьеву)
Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы - это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («манья» - «привидение», «манить» - «лгать, обманывать»).
По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка».
Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.
В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликать людей с улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77.
Согласно суеверному обычаю, существовавшему на Руси, подобные имена присваивались детям с целью отвращения злых сил. Для того чтобы не искушать судьбу и отвести зло, детям давались имена со значением прямо противоположным тому, что ожидали или желали родители для детей. Например, надеясь иметь красивого и здорового мальчика, родители назвали его Грудицей.
Изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек" : "Огнея",
"Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых
дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев
от болезней.
Ровно
год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок». Делали его в
виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы
отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея,
Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея,
Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.
Как можно себе помочь? С иммунитетом делать ничего не
надо – иммуномодуляторы по большому счету заметного эффекта не оказывают. Нужна
неспецифическая профилактика – физкультура, прогулки, проветривание. Плюс меры
гигиены – в первую очередь мытье рук. Лук и чеснок большого значения в плане
профилактики сезонных болезней не имеют, а вот витамины – да.
* * *
Осенние лихорадки: симптомы и лечение
В старые времена на Руси существовало поверье: в конце
октября, когда осень становится промозглой и сырой, по свету начинают бродить
духи, насылающие на людей болячки – осенние лихорадки. Сказки сказками, но
сезонные болезни, «просыпающиеся» примерно в это время, – очень даже быль.
После
огнихи приходит ломиха
По языческим верованиям, осенние лихорадки – это шесть
сестер: ломиха, огниха, желтяница, лихоманка, трясовница и бессонница. Весь год
они обитают на болотах, а глубокой осенью появляются вблизи человеческого
жилья. И к кому пристанут – могут в рот забраться, могут в губы поцеловать,
могут залезть под одежду, – тот начнет болеть. От них защищались, как могли –
заговорами, верой в защитную силу осиновых поленьев, а также тем, что в народе
до сих пор в ходу – чесноком, луком и редькой. Ничего не напоминает? Если
взглянуть на мифологическую историю про осенние лихорадки с позиции современной
медицины, можно угадать, о каких болезнях идет речь.
Бессонница. Осенью многие жалуются скорее на желание
впасть в спячку, чем на проблемы со сном. Многие, но не все. Сезонная депрессия
может проявляться в том числе бессонницей: человек рано засыпает вечером, потом
неожиданно просыпается в 4–5 часов утра и больше заснуть уже не может. В итоге
ходит развалиной.
Желтяница. Если заглянуть в словарь Даля, окажется, что
желтяница – это «болезнь, при которой страдает печень и желчь окрашивает кожу».
То есть всем известная желтуха, или гепатит А. Для нее тоже характерна
сезонность – болеют больше осенью и зимой.
Ломиха. По преданию, эта сестра-лихорадка насылает на
людей ломоту и боль в суставах. Еще одна сезонная напасть – обострение
артритов – чаще всего случается именно осенью. Врачи объясняют это сменой
биоритмов и резким похолоданием, а еще ростом респираторных болезней, которые
могут давать осложнения на суставы. Такие артриты называются реактивными,
особенно часто они возникают после ангин. Так что ломиха и впрямь родственница
другим осенним лихорадкам.
Лихоманка. Синоним этого слова – лихорадка, прекрасно
известный врачам термин, означающий всего лишь повышенную температуру тела.
Благодаря этому, как известно, иммунная система организма борется с бактериями
и вирусами, что по осени, которая традиционно является сезоном простуд, ей
приходится делать часто.
Трясовница. Эта осенняя гостья приносит людям судороги.
Скорее всего речь шла о болезни, которую наши предки называли падучей – об
эпилепсии. Известно, что ее приступы, которые проявляются в виде судорог,
чаще всего возникают именно осенью и весной – в так называемое межсезонье.
Однако судороги не обязательно связаны с эпилепсией, они могут возникать и при
обычных ОРЗ, на фоне температуры тела выше 38 градусов: такие судороги
называются фебрильными и чаще всего случаются у детей младше трех лет.
Огниха. Ну а без этой напасти не проходит ни одна
осень, да и зима тоже. Огниха, коей так боялись наши предки, – это ОРВИ (в том
числе грипп), заболеваемость которыми в нашей стране традиционно растет
примерно с начала ноября. В это время устанавливается самая гриппозная погода:
мокро, пасмурно и термометр показывает от +8 до -5–6 градусов. Ну а пожирающий
человека огонь, который якобы приносит с собой огниха, – это высокая
температура, без которой ОРВИ не бывает.
Комментарий специалиста
Сезонное
лихо чеснока не боится
Почему болезни, которые наши пращуры считали проделками
сестер-лихорадок, в самом деле посещают нас именно осенью, объяснила
врач-иммунолог Евгения Сударикова:
– Осенью происходит температурная перестройка,
благоприятная для вирусов и неблагоприятная для нашей иммунной системы. Люди с
нормально функционирующим иммунитетом сохраняют устойчивость к инфекциям, но
если есть какие-либо нарушения, такие неспецифические вещи, как неустойчивая
погода, могут усугубить ситуацию. Сезонность некоторых болезней, в частности
ОРВИ и гепатита А, объясняется еще и тем, что с наступлением настоящих холодов
мы контактируем с большим количеством людей, в том числе уже заболевших. Еще
одно условие: мы часто одеваемся не по погоде, потому что она быстро меняется –
сегодня заморозок, завтра потепление и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий