Боярин — в узком смысле высший слой феодального общества в X–XVII
вв. в Киевской Руси, Галицко-Волынском государстве, Московском
княжестве, Великом Княжестве Литовском.
Феодосия Прокопьевна Морозова и Глеб Иванович Морозов в исполнении
Ю.Мельниковой и В.Мадянова. Киносериал "Раскол". Режиссёр Н.Н.Досталь.
К/к "Мосфильм" 2011 г.
Бояре возникли при
разложении родового строя, однако, в киевский период (IX—XII вв.)
сначала в зоне полюдья, а с устроением княгиней Ольгой системы погостов —
и на русском Севере воинская служба не являлась условием землевладения,
местная знать не составляла исключения при обложении данью.
«Первые укреплённые усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся ещё к VIII-IX векам. По скудным следам древней жизни археологам удаётся установить, что обитатели усадеб жили несколько иной жизнью, чем их односельчане: в усадьбах чаще встречаются оружие и серебряные украшения...Здесь могло проживать 20-30 человек... Именно в такой форме должны были рождаться первые феодальные замки, именно так должны были выделять себя из среды земледельцев первые бояре, «лучшие мужи» славянских племён... тысячи таких дворов-хором стихийно возникали в VIII-IX веках по всей Руси». Рыбаков Б. А... Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв.
С другой стороны, задачи сбора полюдья, обеспечения экспорта его результатов, управления княжеским хозяйством и командования киевским войском, способным решать свои задачи вне зависимости от участия периферийных сил, требовали наличия мощного административного аппарата, и под боярами в киевский период понимались ближайшие сподвижники князя, старшая дружина.
«Первые укреплённые усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся ещё к VIII-IX векам. По скудным следам древней жизни археологам удаётся установить, что обитатели усадеб жили несколько иной жизнью, чем их односельчане: в усадьбах чаще встречаются оружие и серебряные украшения...Здесь могло проживать 20-30 человек... Именно в такой форме должны были рождаться первые феодальные замки, именно так должны были выделять себя из среды земледельцев первые бояре, «лучшие мужи» славянских племён... тысячи таких дворов-хором стихийно возникали в VIII-IX веках по всей Руси». Рыбаков Б. А... Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв.
С другой стороны, задачи сбора полюдья, обеспечения экспорта его результатов, управления княжеским хозяйством и командования киевским войском, способным решать свои задачи вне зависимости от участия периферийных сил, требовали наличия мощного административного аппарата, и под боярами в киевский период понимались ближайшие сподвижники князя, старшая дружина.
«Боярский свадебный пир в XVII веке» картина Константина Маковского 1883
Боярин с боярыней
в Вербное воскресенье
Пресняков А.Е. связывал возникновение боярства с переходом к назначению сотников (или «старцев градских») князем к началу XI в. и указывал на первое проявление самостоятельной позиции боярства в предложении Борису Владимировичу изгнать из Киева его брата Святополка и захватить престол (во время похода на печенегов в 1015 году).
Старшая дружина стала самой влиятельной составляющей веча. Таким образом, бояре киевского периода служили князю не в качестве землевладельцев с количеством воинов в зависимости от размера земельного владения (хотя могли иметь земельные владения, источником которых являлось в том числе и княжеское дарение), а лично в качестве дружинников, и имели право влиять на княжеский порядок наследования.
Бояре владели наследственными уделами земли — вотчинами, в которых обладали абсолютной властью, однако, главным источником феодальных повинностей крестьянства в пользу бояр было не крепостное право, а долговая зависимость, к тому же существенно ограниченная Владимиром Мономахом в начале XII в.
До установления централизованного государства в XVI в. бояре являлись вассалами князя и были обязаны служить в княжеском войске. С другой стороны, они имели право сменить сюзерена.
в Вербное воскресенье
Пресняков А.Е. связывал возникновение боярства с переходом к назначению сотников (или «старцев градских») князем к началу XI в. и указывал на первое проявление самостоятельной позиции боярства в предложении Борису Владимировичу изгнать из Киева его брата Святополка и захватить престол (во время похода на печенегов в 1015 году).
Старшая дружина стала самой влиятельной составляющей веча. Таким образом, бояре киевского периода служили князю не в качестве землевладельцев с количеством воинов в зависимости от размера земельного владения (хотя могли иметь земельные владения, источником которых являлось в том числе и княжеское дарение), а лично в качестве дружинников, и имели право влиять на княжеский порядок наследования.
Бояре владели наследственными уделами земли — вотчинами, в которых обладали абсолютной властью, однако, главным источником феодальных повинностей крестьянства в пользу бояр было не крепостное право, а долговая зависимость, к тому же существенно ограниченная Владимиром Мономахом в начале XII в.
До установления централизованного государства в XVI в. бояре являлись вассалами князя и были обязаны служить в княжеском войске. С другой стороны, они имели право сменить сюзерена.
После усиления власти великих князей начиная со второй половины XIV века стало усиливаться сословие служилых феодалов — дворян, служащих бояр. Малоземельные князья также стали именоваться боярами. Возникли так называемые путные бояре, которые занимали отдельные хозяйственные должности при княжеском дворе, отдававшимися им в кормление (например, конюший, сокольничий, чашничий, постельничий, окольничий, оружничий и др.).
Боярские чины:
- Боярин и слуга. Татищев сравнивает этот чин с первым Министром. По мнению князя Щербатова чин «Боярин и слуга» впервые появился в 1562 году. Первым боярином и слугой был князь Михаил Иванович Воротынский. По мнению Г. П. Успенского первым боярином и слугой был князь Коркординов Иван Юрьевич, выехавший из Польши на службу Ивану IV. Иван Забелин в книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» сообщает, что звание слуга было высшей наградой за службу. Древнее выражение страдать за Русскую землю было заменено на служить государю.
- Боярин и оружейничий ведал царским оружием и оружейной комнатой, а также приданными ей мастерами и художниками. Вначале должность называлась оружейничий. С 1677 года на эту должность начали назначать бояр, и она стала называться Боярин и оружейничий. Первый боярин и оружейничий был Григорий Гаврилович Пушкин. В 1690 году должность отменили. Последним боярином и оружейничим был Пётр Васильевич Шереметев.
- Боярин и конюший. Боярином и конюшим был Борис Годунов, поэтому иностранные писатели ошибочно считали должность боярин и конюший высшей должностью для бояр. В ведении боярина и конюшего состояли все царские конюшни и заводы. К некоторым конным заводам были приписаны волости. По сведениям английского посланника Флетчера годовой доход Бориса Годунова на должности конюшего составлял 12 тысяч рублей в год, хотя доход обычного боярина составлял не более 700 рублей в год. Первым боярином и конюшим был назначен в 1496 году Андрей Фёдорович Чиляднин. Последним — Александр Никитич Романов. После него должность стала называться конюший.
- Боярин и дворецкий. Первым боярином и дворецким был Михаил Фёдорович Сабуров, который умер в 1465 году. Последним — Богдан Хитрой. В подчинении боярина и дворецкого состояли все придворные служители. Боярин и дворецкий управлял Приказом Большого Дворца, был главным судьёй, имел право выбирать себе подчинённых. Боярин и дворецкий распоряжался землями, с которых Большой дворец получал доходы. В удельных княжествах были свои бояре и дворецкие. Иван IV подчинил их московскому боярину и дворецкому. Их должности писались по названию княжества, например, Новгородский боярин и дворецкий. Эти должности существовали до Михаила Фёдоровича. При нём княжеские дворцы были объединены с Московским Большим Дворцом. При Алексее Михайловиче Московский Большой Дворец был ликвидирован, должность боярина и дворецкого заменена на кравчего.
В XIV—XV веках с появлением централизованного государства имущественные и политические права бояр существенно ограничивались; так, к концу XV в. было отменено право отъезда вассалов от сюзерена.
С XVI в. возникает звание боярина — высший чин среди «служилых людей по отечеству». Это звание давало право участвовать в заседаниях Боярской думы — совещательного органа при великом князе, позже при царе.
Одновременно происходили существенные изменения в составе боярства: царская власть подавляла выступления бояр, сопротивлявшихся централизации, особенно сильный удар по боярам нанесла опричнина Ивана IV.
К концу XVII в. многие знатные боярские роды вымерли, другие экономически ослабли, большое значение приобрели нетитулованные бояре (например, Скряба Травин, Тимофей Григорьевич, Салтык-Травин, Иван Иванович) и дворянство. Поэтому в XVII в. стирались различия между боярами и дворянами, в частности, между наследственным (вотчинным) и поместным землевладением, формально отменённое в 1714 г.
Отмена в 1682 г. местничества окончательно подорвала влияние бояр. Звание боярин формально не было отменено Петром I, с начала XVIII в. зафиксировано 4 случая пожалования этого звания П.М. Апраксину, Ю.Ф. Шаховскому, П.И. Бутурлину.
Последним русским боярином был С.П. Нелединский-Мелецкий, пожалованный в 1725 г. Екатериной I. Последним долгожителем, обладавшим боярским званием, был И.Ю. Трубецкой, который умер 27 января 1750 г.
* * *
Сани в
старину являлись более почетным видом транспорта, чем езда на колесах.
Сани не только древнейший экипаж, но и имеющий сакральное значение. По
форме они напоминали ладью с загнутыми спереди и сзади краями. Катались
на Масленицу на выходных и потешных санях (а были также крестовые — для
перевозки икон, покоевые — для перевозки постели, панихидные). Покрывали
сани медвежьей шкурой, сверху войлоком или сукном, с наружной стороны
они обивались бархатом или атласом, на спинки вешали ковры. Сани также
обивали кожами, которые расписывали яркими или золотой красками. На
столбах саней и по нижней части делали резьбу по дереву. Перед саней был
настолько высок, что седок видел только голову кучера, сидевшего верхом
на лошади, впряженной в сани. Мужские сани предназначались только на
одного седока, козел для кучера не было (они появились в 20-30-е гг.
XVII в.). Чуть позже стали делать запятки. Когда боярин садился и сани
начинали движение, так как скорость передвижения была небольшой, то
около саней могли бежать скороходы, а сзади мальчик.
А. Г. Убиган. Карета на санях
С. Маскевич. Из «Дневника»
«Боярин, выезжая из дому, садится в сани, запряженные в одну рослую, по большей части белую, лошадь, с сороком соболей на хомуте. Правит ею конюх, сидя верхом, без седла. Сани выстилаются внутри медведем, у богатых - белым, у других - черным. О коврах - не спрашивай! Санные передки обыкновенно делаются для защиты, от грязи так высоки, что из-за саней едва можно видеть голову конюха, сидящего на лошади. Множество слуг и рабов провожают боярина: одни стоят на передках, другие посередине, боком к нему, а некоторые сзади, прицепившись к саням. Ночью же или по захождении солнца челядинец, стоящий впереди, держит большой фонарь с горящею свечою, не столько для освещения дороги, сколько для личной безопасности; там каждый едущий или идущий ночью без огня считается или вором или лазутчиком». |
Боярская каптана
Лошади для езды должны были быть крепкими,
выносливыми и быстроходными по снегу. Особенно ценились лошади белой
масти для выездов. Долгое время позволялось в сани впрягать только одну
лошадь. Только к концу XVII в. бояре получили право впрягать в сани две
или четыре лошади и ездить цугом. Женские сани — каптаны — были гораздо
просторнее, чем мужские, они напоминали целые дома на полозьях. Они
обивались красным сукном и червчатым бархатом, по бокам они имели
занавески из шелка или сукна, а позже — слюдяные оконца. Кучер либо
садился верхом, либо шел пешком, помахивая арапником из заячьей кожи с
набалдашником из сайгачьего рога. Рядом по бокам саней бежали скороходы.
Женские экипажи имели не только комфортабельные сани, но и более
нарядно украшенных лошадей.
А. Дженкинсон. «Путешествие из Лондона в Москву» «Русские употребляют седла, сделанные из дерева и сухожилий; деревянный остов седла украшается узорчатым рисунком, а сиденье покрывается сукном, иногда парчой, а чаще всего стеганым сафьяном. Они употребляют маленькие барабаны, прикрепленные у луки седла; от их звука лошади бегут скорее». |
Из рода в род передавали бояре богатые уборы
лошадей: седла с драгоценными камнями, золотые стремена, попоны, шитые
золотом и серебром, расписные дуги из редких пород дерева. Особенно
следили за украшением конной сбруи боярыни. Плоское деревянное седло для
кучера обтягивалось бархатом или сафьяном с золотыми узорами. Поводья
делали из серебра или вызолоченных колечек, ниже поводьев подвешивали
«гремячие» цепочки, а над копытами лошадей прикрепляли бубенчики,
которые вместе с цепочками позванивали при быстром движении коня. У
седла привешивали литавры — два полушария, обтянутые кожей, которые при
движении ударялись друг о друга. В гриву лошадей вплетали разноцветные
ленты и бумажные цветы. Сами гривы заплетали в косички. На спины лошадей
клали парчовые, бархатные и золототканые попоны с бахромой и кистями.
Простые люди довольствовались дровнями и лубяными санями, их лошади были
гораздо скромнее убраны.
* * *
О происхождении слов боярин и барин.Боярин. Слово боярин происходит от слияния двух слов: бо и ярый, где бо – это указание, а ярый близко по смыслу к слову светлый, огненный. Боярин – значит он ярый муж. Слова с корнем Яр: Ярило, ярый, ярость, яра, яркий, боярин. | |
|
Стоит добавить также панцирных бояр.
ОтветитьУдалитьИнтересная категория, но ведь Святая Вики говорит https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D1%8F%D1%80%D0%B5 , что это в Литовском княжестве было, а потом их растворили постепенно среди своих российских категорий...
ОтветитьУдалитьПизда
ОтветитьУдалить