16 мая 2017 г.

Быт в 14-15 веках как жили и во что одевались бояре и чем занимались


Боярин — в узком смысле высший слой феодального общества в X–XVII вв. в Киевской Руси, Галицко-Волынском государстве, Московском княжестве, Великом Княжестве Литовском.
 
Феодосия Прокопьевна Морозова и Глеб Иванович Морозов в исполнении Ю.Мельниковой и В.Мадянова. Киносериал "Раскол". Режиссёр Н.Н.Досталь. К/к "Мосфильм" 2011 г. 

Бояре возникли при разложении родового строя, однако, в киевский период (IX—XII вв.) сначала в зоне полюдья, а с устроением княгиней Ольгой системы погостов — и на русском Севере воинская служба не являлась условием землевладения, местная знать не составляла исключения при обложении данью.


«Первые укреплённые усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся ещё к VIII-IX векам. По скудным следам древней жизни археологам удаётся установить, что обитатели усадеб жили несколько иной жизнью, чем их односельчане: в усадьбах чаще встречаются оружие и серебряные украшения...Здесь могло проживать 20-30 человек... Именно в такой форме должны были рождаться первые феодальные замки, именно так должны были выделять себя из среды земледельцев первые бояре, «лучшие мужи» славянских племён... тысячи таких дворов-хором стихийно возникали в VIII-IX веках по всей Руси». Рыбаков Б. А... Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв.

С другой стороны, задачи сбора полюдья, обеспечения экспорта его результатов, управления княжеским хозяйством и командования киевским войском, способным решать свои задачи вне зависимости от участия периферийных сил, требовали наличия мощного административного аппарата, и под боярами в киевский период понимались ближайшие сподвижники князя, старшая дружина.


«Боярский свадебный пир в XVII веке» картина Константина Маковского 1883
 
Боярин с боярыней
в Вербное воскресенье


Пресняков А.Е. связывал возникновение боярства с переходом к назначению сотников (или «старцев градских») князем к началу XI в. и указывал на первое проявление самостоятельной позиции боярства в предложении Борису Владимировичу изгнать из Киева его брата Святополка и захватить престол (во время похода на печенегов в 1015 году).

Старшая дружина стала самой влиятельной составляющей веча. Таким образом, бояре киевского периода служили князю не в качестве землевладельцев с количеством воинов в зависимости от размера земельного владения (хотя могли иметь земельные владения, источником которых являлось в том числе и княжеское дарение), а лично в качестве дружинников, и имели право влиять на княжеский порядок наследования.

Бояре владели наследственными уделами земли — вотчинами, в которых обладали абсолютной властью, однако, главным источником феодальных повинностей крестьянства в пользу бояр было не крепостное право, а долговая зависимость, к тому же существенно ограниченная Владимиром Мономахом в начале XII в.

До установления централизованного государства в XVI в. бояре являлись вассалами князя и были обязаны служить в княжеском войске. С другой стороны, они имели право сменить сюзерена.

После усиления власти великих князей начиная со второй половины XIV века стало усиливаться сословие служилых феодалов — дворян, служащих бояр. Малоземельные князья также стали именоваться боярами. Возникли так называемые путные бояре, которые занимали отдельные хозяйственные должности при княжеском дворе, отдававшимися им в кормление (например, конюший, сокольничий, чашничий, постельничий, окольничий, оружничий и др.). 

Боярские чины:
  • Боярин и слуга. Татищев сравнивает этот чин с первым Министром. По мнению князя Щербатова чин «Боярин и слуга» впервые появился в 1562 году. Первым боярином и слугой был князь Михаил Иванович Воротынский. По мнению Г. П. Успенского первым боярином и слугой был князь Коркординов Иван Юрьевич, выехавший из Польши на службу Ивану IV. Иван Забелин в книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» сообщает, что звание слуга было высшей наградой за службу. Древнее выражение страдать за Русскую землю было заменено на служить государю.
  • Боярин и оружейничий ведал царским оружием и оружейной комнатой, а также приданными ей мастерами и художниками. Вначале должность называлась оружейничий. С 1677 года на эту должность начали назначать бояр, и она стала называться Боярин и оружейничий. Первый боярин и оружейничий был Григорий Гаврилович Пушкин. В 1690 году должность отменили. Последним боярином и оружейничим был Пётр Васильевич Шереметев.
  • Боярин и конюший. Боярином и конюшим был Борис Годунов, поэтому иностранные писатели ошибочно считали должность боярин и конюший высшей должностью для бояр. В ведении боярина и конюшего состояли все царские конюшни и заводы. К некоторым конным заводам были приписаны волости. По сведениям английского посланника Флетчера годовой доход Бориса Годунова на должности конюшего составлял 12 тысяч рублей в год, хотя доход обычного боярина составлял не более 700 рублей в год. Первым боярином и конюшим был назначен в 1496 году Андрей Фёдорович Чиляднин. Последним — Александр Никитич Романов. После него должность стала называться конюший.
  • Боярин и дворецкий. Первым боярином и дворецким был Михаил Фёдорович Сабуров, который умер в 1465 году. Последним — Богдан Хитрой. В подчинении боярина и дворецкого состояли все придворные служители. Боярин и дворецкий управлял Приказом Большого Дворца, был главным судьёй, имел право выбирать себе подчинённых. Боярин и дворецкий распоряжался землями, с которых Большой дворец получал доходы. В удельных княжествах были свои бояре и дворецкие. Иван IV подчинил их московскому боярину и дворецкому. Их должности писались по названию княжества, например, Новгородский боярин и дворецкий. Эти должности существовали до Михаила Фёдоровича. При нём княжеские дворцы были объединены с Московским Большим Дворцом. При Алексее Михайловиче Московский Большой Дворец был ликвидирован, должность боярина и дворецкого заменена на кравчего.


В XIV—XV веках с появлением централизованного государства имущественные и политические права бояр существенно ограничивались; так, к концу XV в. было отменено право отъезда вассалов от сюзерена.

С XVI в. возникает звание боярина — высший чин среди «служилых людей по отечеству». Это звание давало право участвовать в заседаниях Боярской думы — совещательного органа при великом князе, позже при царе.

Одновременно происходили существенные изменения в составе боярства: царская власть подавляла выступления бояр, сопротивлявшихся централизации, особенно сильный удар по боярам нанесла опричнина Ивана IV.

К концу XVII в. многие знатные боярские роды вымерли, другие экономически ослабли, большое значение приобрели нетитулованные бояре (например, Скряба Травин, Тимофей Григорьевич, Салтык-Травин, Иван Иванович) и дворянство. Поэтому в XVII в. стирались различия между боярами и дворянами, в частности, между наследственным (вотчинным) и поместным землевладением, формально отменённое в 1714 г.

Отмена в 1682 г. местничества окончательно подорвала влияние бояр. Звание боярин формально не было отменено Петром I, с начала XVIII в. зафиксировано 4 случая пожалования этого звания П.М. Апраксину, Ю.Ф. Шаховскому, П.И. Бутурлину.

Последним русским боярином был С.П. Нелединский-Мелецкий, пожалованный в 1725 г. Екатериной I. Последним долгожителем, обладавшим боярским званием, был И.Ю. Трубецкой, который умер 27 января 1750 г.
* * *
Сани в старину являлись более почетным видом транспорта, чем езда на колесах. Сани не только древнейший экипаж, но и имеющий сакральное значение. По форме они напоминали ладью с загнутыми спереди и сзади краями. Катались на Масленицу на выходных и потешных санях (а были также крестовые — для перевозки икон, покоевые — для перевозки постели, панихидные). Покрывали сани медвежьей шкурой, сверху войлоком или сукном, с наружной стороны они обивались бархатом или атласом, на спинки вешали ковры. Сани также обивали кожами, которые расписывали яркими или золотой красками. На столбах саней и по нижней части делали резьбу по дереву. Перед саней был настолько высок, что седок видел только голову кучера, сидевшего верхом на лошади, впряженной в сани. Мужские сани предназначались только на одного седока, козел для кучера не было (они появились в 20-30-е гг. XVII в.). Чуть позже стали делать запятки. Когда боярин садился и сани начинали движение, так как скорость передвижения была небольшой, то около саней могли бежать скороходы, а сзади мальчик.

А. Г. Убиган. Карета на санях

С. Маскевич. Из «Дневника»
«Боярин, выезжая из дому, садится в сани, запряженные в одну рослую, по большей части белую, лошадь, с сороком соболей на хомуте. Правит ею конюх, сидя верхом, без седла. Сани выстилаются внутри медведем, у богатых - белым, у других - черным. О коврах - не спрашивай! Санные передки обыкновенно делаются для защиты, от грязи так высоки, что из-за саней едва можно видеть голову конюха, сидящего на лошади. Множество слуг и рабов провожают боярина: одни стоят на передках, другие посередине, боком к нему, а некоторые сзади, прицепившись к саням. Ночью же или по захождении солнца челядинец, стоящий впереди, держит большой фонарь с горящею свечою, не столько для освещения дороги, сколько для личной безопасности; там каждый едущий или идущий ночью без огня считается или вором или лазутчиком».

Боярская каптана

Лошади для езды должны были быть крепкими, выносливыми и быстроходными по снегу. Особенно ценились лошади белой масти для выездов. Долгое время позволялось в сани впрягать только одну лошадь. Только к концу XVII в. бояре получили право впрягать в сани две или четыре лошади и ездить цугом. Женские сани — каптаны — были гораздо просторнее, чем мужские, они напоминали целые дома на полозьях. Они обивались красным сукном и червчатым бархатом, по бокам они имели занавески из шелка или сукна, а позже — слюдяные оконца. Кучер либо садился верхом, либо шел пешком, помахивая арапником из заячьей кожи с набалдашником из сайгачьего рога. Рядом по бокам саней бежали скороходы. Женские экипажи имели не только комфортабельные сани, но и более нарядно украшенных лошадей.


А. Дженкинсон. «Путешествие из Лондона в Москву»
«Русские употребляют седла, сделанные из дерева и сухожилий; деревянный остов седла украшается узорчатым рисунком, а сиденье покрывается сукном, иногда парчой, а чаще всего стеганым сафьяном. Они употребляют маленькие барабаны, прикрепленные у луки седла; от их звука лошади бегут скорее».

Из рода в род передавали бояре богатые уборы лошадей: седла с драгоценными камнями, золотые стремена, попоны, шитые золотом и серебром, расписные дуги из редких пород дерева. Особенно следили за украшением конной сбруи боярыни. Плоское деревянное седло для кучера обтягивалось бархатом или сафьяном с золотыми узорами. Поводья делали из серебра или вызолоченных колечек, ниже поводьев подвешивали «гремячие» цепочки, а над копытами лошадей прикрепляли бубенчики, которые вместе с цепочками позванивали при быстром движении коня. У седла привешивали литавры — два полушария, обтянутые кожей, которые при движении ударялись друг о друга. В гриву лошадей вплетали разноцветные ленты и бумажные цветы. Сами гривы заплетали в косички. На спины лошадей клали парчовые, бархатные и золототканые попоны с бахромой и кистями. Простые люди довольствовались дровнями и лубяными санями, их лошади были гораздо скромнее убраны.
* * *
 О происхождении слов боярин и барин.

Боярин. Слово боярин происходит от слияния двух слов: бо и ярый, где бо – это указание, а ярый близко по смыслу к слову светлый, огненный. Боярин – значит он ярый муж.
Слова с корнем Яр: Ярило, ярый, ярость, яра, яркий, боярин.


27.07.2009
1. Виктор Алешин (Viktor)
Боярин - ярый, яросный муж,боец. Княжеская дружина состояла из двух частей: старшей и младшей. старшие дружинники назывались бояре. младшие дружинники - холопы, или хлопцы. Холопы были слугами, оруженосцами,учились ратному мастерству у бояр. Сами становились боярами,заменяя старших товарищей. От княжеских холопов произошли многие древние боярские роды, в частности род Пушкина. Когда княжеская дружина стала оседлой, эти звания стали наследственными.
03.03.2010
3. Bekbulat Kamalov (bska)
Чисто татарские слова БОЯРИН от бой (каз.) - рост, ар (каз.) - честь и -ин - указатель на личность как в КРЕСТЬЯН-ИН, ДВОРЯН-ИН и т.д. Тость в прямом переводе БОЯРИН - высокая честь или высокочтимый. Произошло такое потому, что с 15 века фактически всё дворянство Московии было потомками выходцев из Орды или Литвы - Нарышкины, Глинские, Давыдовы, Ермоловы и т.д. 300 знатнейших родов России.
15.04.2012
4. Fallos Fallosoff (Fallosoff
БОЯРИН – "крупный землевладелец, представитель высшего слоя феодального общества в Древней Руси, Московском государстве (а также в старину в Болгарии, Румынии)"; "высший придворный чин, высшее звание в Московском государстве". Восходит к древнетюркскому *boi ar "богатый муж, человек". (Черных).

♦ Нет причин отвергать родство с барин и барон (см.).

БАРИН – "в дореволюционной России - лицо, принадлежащее к привилегированным, материально обеспеченным слоям общества"; "помещик по отношению к крепостным крестьянам"; "хозяин по отношению к прислуге". В других славянских языках лишь как рус. слово. Из боярин. Вероятно, сначала в обращении. (Черных).

♦ От ар. برئ бари'а "быть свободным (например от долга)", откуда причастие действительное بارئ ба:ри'он (М., с. 31). Не без влияния родственного корня بر БРР "быть благонравным, правдивым, честным", откуда причастие بار ба:ррон (М., с. 31). Сюда же барон и боярин (см.).

3 комментария:

  1. Стоит добавить также панцирных бояр.

    ОтветитьУдалить
  2. Интересная категория, но ведь Святая Вики говорит https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D1%8F%D1%80%D0%B5 , что это в Литовском княжестве было, а потом их растворили постепенно среди своих российских категорий...

    ОтветитьУдалить