Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen; 16 июля 1872 — 18 июня 1928) — норвежский полярный путешественник и рекордсмен, «Наполеон полярных стран» по выражению Р. Хантфорда.
Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты.
Первый путешественник, совершивший непрерывный морской переход Северо-западным проходом (по проливам Канадского архипелага), позднее совершил переход Северо-восточным путём (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.
Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле.
|
Руаль Амундсен (1872-1928)
14 декабря 2011 года исполнилось ровно 100 лет со дня покорения Южного полюса знаменитой антарктической
экспедицией Руале Амундсена. По случаю знаменательного события на Южном
полюсе состоялись празднования, в ходе которых гости церемонии, включая
премьер-министра Норвегии Йенса Стольтенберга, вспомнили легендарного
полярного путешественника, его трудолюбивую и верную команду, а также
уникальный маршрут, прославивший Амундсена на века.
Норвежцы на Южном полюсе
Удивительная судьба Руала Амундсена
Илья Бузукашвили
Он любил белое
безмолвие полярных просторов, визг собачьих упряжек и узкий круг
соратников на пути. Он говорил: «Путешествия дали мне счастье дружбы».
Ледяные торосы и айсберги были его судьбой. И он откликнулся на ее зов.
Все началось с одной книги. Руалу Амундсену было пятнадцать. Он читал об англичанине Джоне Франклине, исследователе канадской Арктики. Читал — и не мог оторваться. Франклин из своего путешествия не вернулся. А Амундсен вспоминал потом в автобиографии об этой книжке: «Удивительно, что именно описания тех лишений, которые претерпевали сэр Джон и его спутники, захватывали меня больше всего остального. Я тоже хотел страдать за такое возвышенное дело».
Тогда и родилась его мечта
стать первопроходцем. Однажды обязательно дойти туда, где еще не
ступала нога человека. Мест таких на исходе XIX века на земном шаре
оставалось немного, и Амундсен мечтал прицельно — о Северном полюсе.
Особой силой и здоровьем мальчик не отличался. Но когда есть цель…
Зимой
на лыжах он пробегал до 50 километров в день. Втайне от матери спал с
открытым окном на коврике рядом с кроватью, укрываясь одним пальто.
Много играл в футбол.
«Молодой человек, каким образом удалось вам
развить такие мускулы?» — удивленно спросит его на медкомиссии
армейский врач. И, пораженный, даже забудет проверить его слабое
зрение. А то бы не видать Руалу армии, где он рассчитывал еще больше
укрепить свои тело и дух.
В 21 год он уже ищет опыта и знаний.
Без этого в морском деле не обойтись. И Амундсен поступает матросом на
парусную зверобойную шхуну. Три года плаваний, потом экзамен на звание
штурмана и первая экспедиция к Южному полюсу в команде бельгийских
полярных исследователей. Она чуть было не закончилась катастрофой, а
отважный норвежец получил первое боевое крещение. Отныне он будет
готовить экспедиции сам. И постарается не повторять чужих ошибок.
«Любой человек не так уж много умеет, и каждое новое умение может ему пригодиться», — говорил Амундсен. Он хотел всему научиться. Несколько месяцев провел в Германии. Изучал метеорологию, океанологию, земной магнетизм.
Он уже знал, что будет делать дальше. И готовился к этому долго и тщательно.
Молодой
капитан задумал пройти кратчайшим путем из Атлантического океана в
Тихий вокруг арктических побережий Северной Америки. Четыре столетия
никому не удавалось покорить Северо-Западный проход. И его герою Джону
Франклину тоже.
Уже был готов корабль — «Йоа». Подобрана отличная
команда. Подготовлено снаряжение. Но все повисло на волоске. Надо же
было такому случиться!..
Он всегда нуждался в деньгах. А тут
кредиторы просто взяли за горло. Требуют немедленного возврата долга,
угрожают тюрьмой, хотят наложить арест на судно. Ну нет! Так просто он
им не дастся. И Амундсен решается на отчаянный шаг.
Они бежали...
Ночью, в проливной дождь, все участники экспедиции во главе с
капитаном, как заговорщики, пробрались на набережную, где стояла «Йоа»,
тайком поднялись на борт и отдали швартовы. «Когда наш страшный
кредитор проснулся, мы были уже в безопасности — семеро самых
счастливых пиратов», — вспоминал потом Амундсен первый день своей
экспедиции в водах Атлантики.
Впереди их ждали три лета льдов, штормов и туманов северных морей. Три зимы со вмерзшим в лед судном на магнитном полюсе Земли.
На
зимовках Амундсен завязал дружбу с эскимосами, которые никогда не
видели белых людей. Научился у них строить иглу, заготавливать пеммикан
— пищу из высушенного и истолченного тюленьего мяса, обращаться с
ездовыми лайками-хаски.
Однажды они чуть было не погибли в огне
посреди льдов, когда в машинном отделении загорелся двигатель. Не раз
скребли килем по дну в условиях полного мелководья. Мир считал их уже
без вести пропавшими, а они открыли-таки тот путь! Прошли среди льдов
из Атлантики в Тихий.
«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33», — улыбался Амундсен. Он уже тогда стал Героем Норвегии.
«В
нем жила какая-то взрывчатая сила. Он не был ученым, да и не хотел им
быть. Его влекли подвиги» — так скажет об Амундсене другой его
знаменитый соотечественник, учитель и покровитель Фритьоф Нансен.
Нансен даст Амундсену свое знаменитое судно «Фрам» для осуществления нового грандиозного проекта — покорения Северного полюса.
На
Северный полюс Амундсен не попал. Его детскую мечту увел у него прямо
из-под носа американец Пири. Амундсен не хотел быть вторым. Если один
полюс уже взят, нужно штурмовать второй. Круто, на марше, меняются
планы. Опасное и поспешное решение принимает Амундсен. Но он его уже не
изменит.
Его команда еще уверена, что они держат путь на Север.
Последняя остановка на Мадейре, и капитан открывает карты: «Наша цель
не Северный полюс, а Южный. Кто хочет — может сходить на берег».
Желающих не нашлось.
Потом он напишет письма королю Хокону и
Нансену с извинениями за смену курса. Ах да, еще... На штурм Южного
полюса уже выступил капитан английского флота Роберт Фалькон Скотт.
Амундсен напишет англичанину краткую телеграмму. Три слова: «„Фрам“ на
пути к Антарктиде». Она станет сигналом к началу самого драматичного
соперничества в истории географических открытий.
Воля, предусмотрительность и осторожность — вот три кита, на которых покоился мир Руала Амундсена.
«Сила
воли — первое и самое важное качество искусного исследователя, — читаем
его слова. — Предусмотрительность и осторожность одинаково важны:
предусмотрительность — чтобы вовремя заметить трудности, а осторожность
— чтобы самым тщательным образом подготовиться к их встрече». И еще из
дневника: «Победа ожидает того, у кого все в порядке, и это называется
удачей».
Разрабатывая общую стратегию своих экспедиций, он
проигрывал в голове каждый день похода, каждый час… Для него не было
мелочей. Казалось, он точно знал, на каком километре сменит меховые
унты…
Они долго готовили путь. Размещали склады с
продовольствием. Вымеряли маршрут. И вот, наконец, с восходом
антарктического солнца, 19 октября 1911 года, пять человек во главе с
Амундсеном устремились на штурм полюса. У них были 52 собаки и четверо
саней. Они то карабкались куда-то в снежной мгле и тумане, различая
путь лишь под ногами, то летели на лыжах вперед, словно участники
олимпийского забега.
15 декабря с помощью карт и секстанта они
определили, что стоят у заветной Точки. 3000 метров над уровнем моря.
Белая равнина и… Южный полюс Земли. Они первые.
«Я заранее решил,
что водружать флаг будет весь отряд. У меня не было другого способа
выразить свою благодарность товарищам в этом глухом и пустынном месте».
Четыре
дня спустя маленькая экспедиция в прекрасном настроении двинулась в
обратный путь. Дорога к полюсу и обратно — 2800 километров — заняла у
норвежцев 99 дней. Амундсен планировал 100. Он редко ошибался.
А
Роберт Скотт пришел к норвежской палатке на Южном полюсе через месяц…
То было сильнейшее разочарование. Трудно представить: на месте, куда не
ступала нога человека, с перерывом в 33 дня побывало сразу десятеро. И
англичане были вторыми. На обратном пути они все погибли в ледяной
пустыне. Трагедия эта взволновала мир и сильно омрачила успех
Амундсена. Позже он написал: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем,
чтобы вернуть его к жизни…»
Годы промчалась вихрем. Он был суровый, честный, прямой. Очень упрямый. Может быть, льды сделали его таким. Во время плавания на «Мод» он сломал плечо, перелом был тяжелый, и кости срослись не так, как надо. Превозмогая боль, левой рукой Амундсен поднимал больную правую, тренировал. Через несколько месяцев врачи сделали ему рентгеновский снимок и пришли к выводу, что рука работать не может. А она работала.
Годы промчалась вихрем. Он был суровый, честный, прямой. Очень упрямый. Может быть, льды сделали его таким. Во время плавания на «Мод» он сломал плечо, перелом был тяжелый, и кости срослись не так, как надо. Превозмогая боль, левой рукой Амундсен поднимал больную правую, тренировал. Через несколько месяцев врачи сделали ему рентгеновский снимок и пришли к выводу, что рука работать не может. А она работала.
После
того как он отравился газом, медики требовали, чтобы он забыл о
походах, мол, только покой сохранит его жизнь. Но Амундсен летал потом
к полюсу на самолете и впервые пересек на дирижабле Ледовитый океан от
берегов Европы до Аляски.
Он жил уединенно неподалеку от
норвежской столицы. Ему шел пятьдесят шестой год. Хмурая фигура с
угловатым профилем и горбатым носом, от которого вниз к подбородку
сбегали две глубокие складки, резко выделялась на фоне скромной
обстановки его провинциального дома. В голове ушедшего на покой
заслуженного полярника роились новые планы. Он собирался заняться
изучением древних культур народностей, населявших побережье Северной
Америки и Северной Азии. Его интересовали вопросы этнографии,
археологии, антропологии…
Амундсен сидел в кафе, когда официант
позвал его к телефону. Звонил военный министр Норвегии. «Ваша помощь
будет самой скорой и самой нужной», — сказал он.
Итальянский
летчик Нобиле потерпел аварию на дирижабле «Италия» и оказался вместе с
экипажем на дрейфующей льдине. Многие страны подключились к поискам. У
Амундсена были свои счеты с Нобиле, но не откликнуться на призыв о
помощи он не мог.
«Я согласен», — ответил Амундсен министру. И на
следующий день вылетел на французском самолете «Латам» в направлении
Шпицбергена. Туда, где 27 лет назад проводил свои первые
океанографические исследования.
Амундсен не спас Нобиле. О нем не было вестей, но волновались мало: никто не верил, что с ним может что-то случиться. Долго не верили.
Комментариев нет:
Отправить комментарий