В 2016 году - 9 июня
Вознесение Господне
Вознесение Господне Вознесение Господне.
Новгородская икона, XIV век.
Вознесе́ние Госпо́дне (Вознесение) — (греч. Ανάληψις τοῦ Σωτήρος; лат. ascensio) — христианский праздник, отмечаемый в 40-й день по Пасхе, в честь вознесения плоти Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. Как изъясняет Афанасий Великий, вознесение Спасителя означает обо́жение (теозис) Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока. Праздник всегда приходится на четверг.
Новозаветная история
Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян.1:2-11) Иисус после своего Воскресения «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием», а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться сказав «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После этого
Иконография
Иконография Вознесения едина: двенадцать апостолов с Богородицей в центре, допускаются вариации лишь в количестве ангелов. На некоторых иконах можно заметить такую деталь — на Елеонской горе, откуда Иисус Христос вознёсся на небеса, изображён след от Его ноги. Паломникам в Иерусалиме показывают такой отпечаток, утверждая, что он есть след Христа на камне.
В русской народной традиции с Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и как бы её окончание и переход к лету. Под вечер разжигают большой костёр — символ наступления пролетья и расцвета природы. С Вознесения «пошёл колос на ниву» — озимая рожь выпускает колос. Водят «колосок» или хороводы, первые «кумления» на зелёных святках.
А. С. Степанов. Хоровод.
* * *
Вознесе́ньев день — день народного календаря, отмечаемый в 40-й день после Пасхи (Велик-дня).
Праздник всегда приходится на четверг. С Вознесеньева дня считается
полный расцвет весны и как бы её окончание и переход к лету. Под вечер
разжигают большой костёр — символ наступления пролетья и расцвета
природы. «Пошёл колос на ниву» — озимая рожь выпускает колос.
Другие названия дня
Другие названия дня
Вознесение, «Вшестя» (укр.), «Знесення» (укр.), «Піднесення» (укр.), «Ушэснік» (белорус.), «Шоснік» (белорус.), «Спасовден» (болг.).
Обряды дня
В эти сорок дней запрещается плевать на улицу, выкидывать туда мусор, потому что можно попасть в Христа, приходящего к избам под видом нищих. Повсеместно на Руси полагается с большим вниманием относиться к нищим и убогим людям.
Верили, что с Велик-дня до Вознесения открыты двери рая и ада:
«отверзаются двери райские, разрешаются узы адские». Праздник завершал
период растворения границ, единение миров: божественного и
человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников. По
народным представлениям, до Вознесения грешники, томящиеся в аду, не
только не мучаются, но и могут веселиться с праведниками: «С Велик-дня
до Вознесенья — всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и
мукам». Поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным
днём.
Благочестивым людям, доживающим последний год жизни, дано от Бога
даже видеть, как из разверзшихся небес опускается к главному церковному
яблоку лестница. Сходят по ней ангелы и архангелы, и все силы небесные,
становятся в два ряда по бокам лестницы и ожидают Христа. Как ударят в
колокол к «Достойно» (молитва), так и поднимается-возносится
Спас-Батюшка с грешной, обновленной Его Пресветлым Воскресением земли.
Немногим, по словам предания, дано видеть все эти чудеса, но есть и
такие люди на свете. «Не будет провидцев-праведников — не стоять и свету
белому!» — утверждает народное вещее слово.
В этот день стряпали особые блины: «Божья окутка», «онучки»,
«Христовы лапотки» — которые пекли «Христу на дорожку». По поверьям
деревень, Спас — сын Божий, от Воскресенья (Велик-дня)
до Вознесенья Русь обходит, а земля-то обширна, а обутка-то лыковая, не
ноская, надобна ей перенóва. Пеклись поминальные хлебцы-лесенки из
ржаного теста, которые могли помочь душам предков поскорее вознестись на
небо; красились яйца. Печенье в виде лесенок дети несли в поле, чтобы
выше к небу тянулись рожь и лён, или на кладбище — поминали умерших.
Есть поверье, что, если вынести такие лесенки на ниву-полосу да
поставить по одной на каждом углу загона, — так и рожь пойдёт расти
быстрее и вырастет выше роста человеческого. Только, по убеждению старых
людей, надо всё это делать с молитвою тайною да с опаскою от глаза
лихого, с оглядкой от человека недоброго-завидущего, а то не выйдет
никакого толку.
Во многих сёлах Воронежской области на Вознесение пекли лесенки —
«штоб Гасподу легше была ат нас ухадить». Лесенки отдавали детворе
кушать. «Вознесение праздновали, ходили на кладбищу к своим. Прощались,
потому что Боженька ушёл от нас, он с Пасхи до Троицы путешествовал, а на Вознесение он уже от нас ушёл. На кладбище носили кулич, положуть на крест».
На Вологодчине
для того, чтобы Христу легче было подниматься на небеса, в каждом доме
хозяйки пекли лепёшки с творожной начинкой, края которых загибались и
защипывались в виде ступенек — «рогушки» или «преснушки»:
«Преснушки пекли. И говорили, што Господь вот по этем по щипенькам
полезёт наверхь. Защипеньки такие кругом». Готовили мясные блюда, пекли
пироги, приглашали гостей.
Во многих местах существует обычай ходить на Вознесенье в гости по
родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье»,
причём гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испечённые из
пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем.
В канун Вознесения, по старинной примете, и соловьи громче-звонче
поют, чем во всё остальное время. По иным местностям эта ночь так и
слывет в народе «соловьиную». Грешно, по словам даже завзятых
ловцов-соловьятников, соловья — птицу певчую – в это время
подстерегать-ловить. Кто поймает — ни в чём тому целый год спорины не
будет, вплоть до нового Вознесеньева дня, когда вознесутся на небо с
Господом сил небесных все обиды земные. Цветы духовитые на Вознесенье
благоухают самыми пахучими ароматами. Вся земля крещёная насыщается в
святой день Вознесения Светом Правды райскими благоуханиями
несказанными-нездешними, — словно с отверзающихся полей небесных
струится в это время на оплодотворенную майскими дождями грудь земную
всякое благорастворение. Утром на Вознесенье покрывается Мать-Сыра-Земля
росой обильною. Эта «Вознесенская» роса наделяется, по словам суеверной
деревни, целебною силой великою. Потому-то и собирают её опытные
лекарки-знахарки с цветов на лугах поемных. «Если знать такое слово
заветное да пошептать его над Вознесенской росою, да выпить болящему
дать, — всякое лихо как рукой сымет!» — гласит знающая всякие слова
простонародная мудрость.
В некоторых губерниях, в средней полосе Руси великой, на Вознесение — «водят колосок» (вид хоровода)
по деревням, по сёлам. «Колосовождение» совершалось по особому порядку.
Раным-рано поутру собиралась-снаряжалась деревенская молодёжь — девки,
бабы-молодки и парни с новожёнами; вместе с восходом солнечным шли все,
ухватившись по-двое за руки, к околице. Здесь все становились в два
ряда, лицом к лицу, и опять-таки брали друг друга за руки. Получался
живой мост, вытягивавшийся в узкую ленту, пестревшую всеми цветами
праздничных нарядов. По этому мосту соединенных рук пускали идти
маленькую девочку с венком на голове, всю убранную лентами разноцветными
да перевязями цветочными. Пройдёт по рукам одной пары девочка, —
забегает живое звено моста вперёд и опять становится в очередь. Так и
доходило всё шествие до самого озимого поля. Девушки красные во все это
время припевали, голосом выводили: «Лада, Лада! Ой, Лада! Ой, Лада!»
В Таловском р-не Воронежской обл. обычаи Вознесеньева дня включают в себя элементы «троицкой» обрядности: кумление, завивание венков.
Праздники начала лета, которые существовали не только на Руси, у
славян, но и в Греции, и у древних германцев, устраивались специально
для того, чтобы парни и девушки могли присмотреться друг к другу и
выбрать себе пару.
Во многих местах совершается поселянами крещение кукушек в третье, иногда в пятое, шестое или седьмое воскресенье по Пасхе, а более в день Жён-мироносиц (через четырнадцать дней после Пасхи в воскресенье).
Поговорки и приметы
Поговорки и приметы
К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают.
Цвести весне до
Вознесения.
Дошла весна до красна до Вознесения — тут ей и конец.
Весна о
Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится.
И
рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придёт Вознесеньев день —
прокукует кукушкою, соловьём зальётся, к лету за пазуху уберётся.
Придёт
Вознесеньев день, сбросит весна-красна лень, летом
обернётся-прикинется, за работу в поле примется.
С Вознесеньева дня
весна пóтом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу
из-под белой ручки глядит.
С Пасхи до Вознесения всему миру свиденье: и
дедам, и внукам, и раю, и мукам.
Не век девке невеститься: на что весна —
красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит.
До
Вознесенья Христова весна петь-плясать готова.
Кто в пяток (пятницу)
перед вознесением постится, от потопления в воде сохранится.
На
Вознесенье в поле не работают.
С Вознесенья запахивают.
На Вознесенье
пекут лесенки, пироги с зелёным луком.
На Вознесенье завивают берёзку:
если она не завянет до дня пятидесятницы,
то тот, на кого она завита, проживёт этот год, а девка выйдет замуж
(ярославск.).
«На Ушэсце з зямлі выходзяць прасушыцца скарбы, але іх
ніхто не бачыць» (белорус.).
Не приходится Вознесение в среду, а в
четверг.
«На Вшестя жито викидає колос» (укр.).
Рожь две недели
зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели
наливает, а две недели подсыхает.
Кукушка подавилась житным колоском.
Зацвёл в поле, зацвел и на полке (хлеб).
Если не будет дождя на
Вознесенье, так не будет шесть недель; как на Вознесенье пойдёт дождь,
то будет шесть недель идти (белорус.).
На Вознесение хорошая погода — к
урожаю (и наоборот).
Вознесение с дождём — Илья с грозой.
Какова погода в чистый четверток, такова и в Вознесенье.
Как и на Егорьев день,
считают, что вознесенская роса — целебная.
Если над вознесенскою росою
пошептать слово заветное, которое знают только старые бабы-знахарки, да
выпить болящему дать, всякое лихо как рукой снимет.
Плотва трётся в
первый раз на вербной; в другой — когда распустится берёза; в третий — на Вознесенье (южн.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий