Курица - это не только ценный мех, но и 1-2, а то и 5 кг диетического мяса!
Птичий двор (картина
Гуго Мюлига (нем. Hugo Mühlig), 1854—1929)
Гуго Мюлига (нем. Hugo Mühlig), 1854—1929)
Считается, что домашние куры произошли от диких банкивских кур (Gallus gallus), обитающих в Азии. Дикие представители рода населяют территорию Индии, Индокитая, южного Китая, Индонезии и Филиппин.
Домашние куры и петухи являются значимым элементом русской культуры, используются в фольклоре, народных сказках и литературных произведениях, где являются в том числе и главными героями («Курочка Ряба», «Петушок — золотой гребешок», «Кочеток и Курочка», «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
и др.), в пословицах и поговорках («Цыплят по осени считают», «Цыплята
(яйца) курицу не учат», «Прокукарекал — а там хоть не рассветай»,
«Курица не птица — Болгария не заграница», «Как кур во щи (в ощип) попасть», «Пока жареный петух не клюнет», «Пишет — как курица лапой» и т. д.), в народных песнях (например, «Цыплёнок жареный»).
Бой петухов (картина Жана-Леона Жерома
(фр. Jean-Léon Gérôme), 1824—1904)
Куры и петухи — неотъемлемый элемент в культурах других стран и народов. Петух — национальная птица Франции и Кении (неофициально). Кроме того, курица породы аппенцеллер шпицхаубе (Appenzeller Spitzhaube) является национальной птицей Швейцарии. В США курица породы красный род-айланд выбрана официальным птичьим символом штата Род-Айленд, а петух голубой породы (англ. Blue Hen Chicken) — штата Делавэр. Куры или петухи признаны символами многих городов (например, Кадзуно в Японии и Ки-Уэст в США) и других поселений и помещены на их гербы. По сведениям А. Нумерова, домашние или банкивские куры запечатлены на монетах 16 стран и являются абсолютными лидерами среди отдельных видов птиц, изображаемых на монетах.
Куриные праздники:
В Боснии, Сербии, Черногории в этот день, по традиции, хозяйка дома встает очень рано, чтобы
совершить следующий обряд: она кормит свою домашнюю скотину и птиц
остатками пищи, приготовленной на День Святой Варвары (православные
отмечают этот праздник 17 декабря / 4 декабря по ст.ст. ).
Пришедшему в дом первому гостю присваивают особый статус: его нарекают «куриным помазанником». Он сидит на подушке во время трапезы в подражание курицы на гнезде, попивает горячую ракию и ест вволю, иногда выкрикивая петушиные песни, кудахтанья - и всё для того, чтобы в году куры хорошо плодились и неслись.
15 января (2 января по ст.ст.) - Куриный праздник в День святого Сильвестра
Также 15 января русские люди отмечали день Кура и Курки, или Куриный
праздник: чистят курятники, ладят насесты, окуривают стены дымом от тлеющего девясила или коровьего навоза с углями. В ряде мест в курятнике непременно висел «куриный бог», чтобы кикиморы не давили кур. Рано поутру старушки омывали наговорной водой притолки у дверей, чтобы оградить вход в избу болезням-лихорадкам. ru.wikipedia.org
8 октября (25 сентября) - Куриный праздник в День памяти
преподобного Сергия Радонежского
Первое упоминание о курах в осенний период связано с Днем памяти преподобного Сергия Радонежского, который почитается покровителем и хранителем кур. Этот день 8 октября, более известен как Сергей-капустник, т.к. в этот день рубили капусту. Куриный праздник — второй лик этого дня, и на него полагалось особенно прилежно обиходить кур: тщательно вычистить курятник, сытно и вкусно накормить птицу. В то же время, забивали кур на продажу.
Первое упоминание о курах в осенний период связано с Днем памяти преподобного Сергия Радонежского, который почитается покровителем и хранителем кур. Этот день 8 октября, более известен как Сергей-капустник, т.к. в этот день рубили капусту. Куриный праздник — второй лик этого дня, и на него полагалось особенно прилежно обиходить кур: тщательно вычистить курятник, сытно и вкусно накормить птицу. В то же время, забивали кур на продажу.
Сергий считался у народа хранителем кур. Почему - понять трудно, но
все же очень многие источники считают этого святого хранителем кур на
продажу. Скорее всего, это связано с тем, что эта домашняя птица имела
для крестьянской семьи особое значение.
Куриным супом выхаживали больных, отварной курятиной кормили самых
слабых - стариков и детей, которым по возрасту уже можно было давать
мясо. Без курицы - самой доступной для крестьян мясной пищи - невозможны
тяжелые полевые работы. Ни один праздник не мог обойтись без куриного
блюда на столе. Кроме того, считалось, что через эту птицу с людьми
говорит сам Господь, собственно яйцо есть начало всех начал, праздник
праздников и торжество торжеств Пасха невозможна без этого символа
обновления и возрождения
Всемирный день яйца (World Egg Day) — неофициальный
праздник всех любителей кулинарных блюд, одним из основных ингредиентов
которых является яйцо (омлеты, запеканки, глазуньи, сырники и т. д.). Отмечается во вторую пятницу октября.
14 ноября (01 ноября по ст.ст.) - Куриный праздник в День Кузьмы и Демьяна. Курятник, или Кузьминки осенние.
Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) — христианские святые, покровители
ремёсел, брака, домашней птицы; почитаются также как врачи-бессребреники. День Кузьмы и Демьяна на Руси считался
Куриным праздником.
В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в
Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины
собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни
служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В
селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем
подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня
отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких
«челобитные куры» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём
и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались
целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха
(«кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову
топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились
куры. Самого петуха варили на обед.
Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда
из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и
«куриными богами» (ср. Куриный бог),
а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и
«курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках
отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В
этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве будет велась
птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян — сребреница!
Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость — то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.
В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на
выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех
приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол
подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили
козьмодемьянское пиво.
Петух здесь может быть сопоставлен с эмблемой солнца — отмеченный
праздничный обряд жертвоприношения петуха на Кузьму-Демьяна слился с
ритуальной едой, основной которой была курятина.
Если в народном календаре специально выделяется период Куриных
праздников, значит, работа с куриными ритуалами имеет некое важное
значение, с которым мы и попробуем разобраться.
Перед тем как говорить о ритуалах Куриного праздника, коснемся образов
курицы и петуха в русских сказках, чтобы оценить то место, которое
занимали эти домашние птицы в жизни наших предков.
Петух и курица — существа сакральные, мифологические и весьма
почитаемые и на Руси, и в других странах. Они присутствуют во множестве
легенд, сказок и мифов в качестве центральных архетипических персонажей.
Мы можем встретить их в в сказках самых древних, индо-арийской
общности, и в более поздних, и в литературных — в несколько разных, но
всегда значимых амплуа.
Курочка Ряба, владеющая тайнами мира людей и всего мироздания,
преподнесла людям в подарок золотое яйцо — Вселенную, а когда они не
смогли справиться с даром, предложила дар попроще — простое яйцо.
Петух — существо солярное. Он пробуждает своим криком солнце, гонит
прочь ночную тьму и всяческую нечисть. Предрассветный крик петуха
очищает мир от всякой скверны. Это удивительное свойство петушиного
крика живет в сказках, в литературных произведениях («Вечера на хуторе
близ Диканьки» Н. Гоголя, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова). Золотой
Петушок в сказке А.С.Пушкина — предупреждает о напастях и указывает
откуда их ждать. Он подобен Ярилу — Красному Солнышку из летописей
Древней Руси, затмевающемуся в предвестии беды. И в наше время петух —
символ солнечной энергии, силы и света. Например, символ Ленэнерго —
золотой петух с жизнеутверждающей улыбкой, солнечным диском на груди и
разноцветными бубенцами в хвосте.
Как любой архетипический образ, пришедший к нам из космогонических
мифов, солнечный Золотой Петушок имеет оборотную сторону. Это Черный
Петух, который по легенде в возрасте семи лет может породить Василиска —
смертоносного Царя Змей. Но даже самого Василиска может остановить крик
Петуха. На самом деле и с энергетикой Василиска можно познакомиться и
работать. Но перед этим необходимо подружиться с энергетикой Петуха
(лучшее время — Куриные праздники) и с удивительной энергетикой змей.
Змеиный культ тоже очень древний. Помимо силы и защиты Змеи готовы
поделиться с нами и частицей своей мудрости. Но это уже другое
направление работы как энергетической, так и ритуальной, для описания
которой потребуется, не только отдельная статья, но, возможно, целая
книга.
В более поздних сказках петухи встречаются двух видов. Один из них —
активное, действующее воинственное начало (спаситель Зайца из лубяной
избушки: «Несу косу на плечи, хочу лису посечи). Другой, Петушок —
Золотой гребешок сам нуждается в помощи и защите, поддается на хитрости
Лисы, идет на поводу у женского начала.
Случаются между курицами и оборотни. Вспомним «Черную курицу», где один
из жителей волшебной страны сумел пробраться в наш мир, к одинокому
ребенку, принеся из своего мира волшебный талисман. Причем, инверсия
оборотня произошла полная: министр-мужчина, попадая в наш мир,
превращается в черную курицу, существо женского рода.
Со сказками о петухах и курицах сейчас, наверное, знакомы все. А о
Куриных праздниках знают немногие. И, тем не менее, они существуют. В
одни из них нужно отдавать дань уважения курицам, ремонтируя и тщательно
убирая курятники, вкусно и сытно кормя кур. В другие — напротив, целый
день питаться курятиной и даже ночью устраивать ритуальное похищение
кур.
Итак, во время Куриного праздника в середине ноября проводились
различные ритуалы. Попробуем разобраться с некоторыми из них. Начнем с
пищевых ритуалов. По традиции в это время резали кур, устраивали
пиршества и гулянья, даже совершали ритуальные кражи кур, на что хозяева
закрывали глаза. К сожалению, до нашего времени не сохранились
древнерусские письменные источники, объясняющие сакральный смысл древних
праздников и ритуалов. А, если, к счастью, где-нибудь и сохранились, то
они недоступны для широкого круга читателей. Поэтому, чтобы разобраться
в значении ритуала, передающегося на Руси из поколения в поколение в
виде традиции, необходимо познакомиться с первоисточниками по
этномедицине, сохранившимися у народов, проживавших по соседству с
нашими предками. Попробуем найти в этих первоисточниках сведения о том,
несет ли куриное мясо какую-либо пользу нашему организму, и, если несет,
то какую.
В классическом тексте по ближневосточной медицине «Ненужное для неучей»
написано: «Лучшим является мясо молодой птицы. Природа его
уравновешена. Куриное мясо укрепляет мозг и останавливает носовые
кровотечения. Прочищает голос. Бульон из хорошо сваренного петушиного
мяса полезен при астме. Если с мясом петуха смешать мельничную пыль и
съесть, то прекратит кровохарканье. Полезно при болезнях мочевого пузыря
и матки. А если сварить с укропом, то поможет при болях в костях. Ешь
его со свежим и мягким хлебом».
В сборнике по таджикской медицине «Мудрость веков» указано: «Хорошо
сваренное мясо кур и петухов богато питательными веществами. Оно
порождает хорошую кровь, хорошо действует на мозг. Цыплята — более
полезны для выздоравливающих и при болезнях от горячих материй. Они
очищают цвет лица, улучшают голос, хорошо питают мозг, хороши для
лечения навязчивых состояний, рекомендуются при сухом кашле».
У Авиценны читаем: «Мясо молодых кур увеличивает умственные
способности. Курятина варёная с капустой улучшает состав крови».
Химический анализ крови во времена Авиценны делать не умели. Но он об
этом пишет не случайно. Еще тысячу лет назад знали насколько важно для
лечения и омоложения организма уметь воздействовать на кровь, чистить
ее. Очевидно, древние целители сделали вывод о положительном воздействии
на кровь мясом куры на основе симптоматики. «Усиливает эффект, если
добавить укроп или петрушку». На Руси испокон веков употребляли щи с
капустой и с курой.
В «Джуд ши» — каноне тибетской медицины: «Курятина увеличивает
сексуальность, увеличивает восстановительную способность организма».
Итак, на основе приведенных выше фрагментов из этномедицинских текстов разных культур, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, все продукты питания в этномедицине используются для лечения
и восстановления организма. В этом отношении куриное мясо и блюда из
него обладают особыми лечебно-профилактическими свойствами. Поэтому
проведение пищевых ритуалов с курятиной на Руси не лишено определенного
смысла.
Во-вторых, исходя из базового положения этномедицины разных культур о
«жаре» и «холоде», мы знаем, что в ноябре, в период осенне-зимнего
межсезонья вследствие борьбы между накопленным в организме «жаром» и все
больше поступающим «холодом» понижается иммунитет, что ведет к
опасности возникновения простудных и обострения хронических заболеваний.
Куриное мясо, будучи нейтральным по своей природе наиболее оптимально
для употребления в этот период с целью укрепления и восстановления
организма.
Поэтому не случайно на Руси именно в середине ноября справляли Куриный праздник с соответствующими пищевыми ритуалами.
Становится понятно, что питательное легко усваиваемое куриное мясо дает
силы переносить трудное осеннее время в нашей природной зоне. Поэтому
традиционная трапеза из курятины в самой середине осени, в тяжелый
период нарастающих холодов, распутицы, уменьшения светового дня выглядит
очень функциональной.
В-третьих, чевствования разных природных сущностей — от великих
Природных Стихий, до маленьких ручных домашних духов, от вполне реальных
— куриных, до совершенно чудесных и сказочных — вносили в крестьянский
быт элемент праздника и волшебства. Они придавали суровой, наполненной
тяжелым трудом крестьянской жизни восхитительный аромат сказки, давали
ощущение связи с далекими странами и со всей Вселенной. Эти связи
пронизывали жизнь человека, подчиняя каждое его земное дело законам
Космоса и Бытии. Шутка ли, не окажешь уважения курам в их праздник, не
вычистишь курятник в нужное время — и родится из куриного яйца страшное
существо, Царь Змей Василиск, для усмирения которого необходимо опять
обращаться за помощью к Петуху!
Кроме пищевых ритуалов в период Куриного праздника эффективна и
энергетическая работа. Вспомним, что курица — легкое во всех смыслах
создание, она солнечна и проста. Наседка с золотистыми цыплятами —
символ материнской любви, уюта, домашнего тепла, Петух — еще более
солнечное создание, чрезвычайно активное и яркое. Он воплощение
победоносного восхода Солнца, побеждающего мрак ночи.
Кузьма и Демьян были не только курятниками, но и покровителями семейного счастья.
«Кузьминки» — девичий праздник. Хорошее время для любовной магии. На
три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину,
принимали парней.
Много интересных направлений энергетической работы можно проводить в
период Куриных праздников. Это и защита семьи, дома, детей; гадание о
замужестве и женская магия; программирование ситуаций и защита бизнеса;
жертвоприношение и работа с энергетикой Петуха.
Приведу одну из методик Центра «Возрождение» по работе с энергетикой Петуха.
1. Проведение ритуала жертвоприношения. Приготовьте или купите пирожки с курой, или сделайте бутерброд. Сварите куриный бульон.
2. Поставьте на железный поднос семь свечей по кругу. Зажгите их.
3. Подумайте, с какой ситуацией в прошлом вы хотите оборвать связь, чтобы она не повторилась в будущем.
4. Возьмите в руки пирожок, отломите от него кусочек и положите в
центре круга из горящих свечей. Представьте, что этим кусочком угощаете
Петуха. При этом можно вспомнить петуха, которого вы когда-либо видели,
или представить любого, даже «огненного». Представляя, что Петух принял и
клюет ваше угощение, сами скушайте пирожок и запейте бульоном.
5. Ситуация, с которой вы хотите оборвать связь, находится в прошлом.
Наше прошлое у нас за спиной, сзади. Поэтому представьте или вспомните
данную ситуацию у вас за спиной. В терминологии Центра «Возрождение»
такая методика называется «Работа с внутренним (виртуальным)
пространством». Для того, чтобы осознать работу с внутренним
пространством, можно настроиться на знакомые ощущении. Сначала сядьте на
кресло или стул и прижмитесь спиной к спинке стула. Почувствуйте
физическое прикосновение. Затем, представьте, что ваше поле
продолжается дальше, за спинку стула. И вот спинка стула уже внутри
вашего поля. Но вы можете продолжить свое поле назад на любое
расстояние, и все что будет находиться за вашей спиной, но в границах
вашего поля — будет вашим внутренним пространством.
6. Представьте, что в вашем внутреннем пространстве гуляет сильный,
красивый Петух. Он ищет себе добычу, готовится к схватке с противником.
7. Вспомните ситуацию, с которой хотите оборвать связь. Попросите
Петуха защитить вас от этой ситуации. Представьте, что Петух начинает
что-то клевать, как будто борется с противником. Оставьте сражающегося
Петуха в своем внутреннем пространстве, переключите режим внимания и
выйдите из состояния.
8. Возьмите еще один пирожок, отломите кусочек и положите в круг из
свечей. Дайте помощь, поддержку, питание и энергетику сражающемуся
Петуху. Доешьте пирожок сами, думая о Петухе и посылая ему помощь.
Запейте бульоном.
Конечно, в небольшой статье невозможно полностью описать удивительную
методику — работу с внутренним пространством. Сам я ее получил в
медитации в 1993 году, и уже 14 лет преподаю на наших занятиях. Многие
наши выпускники рассказывали об эффективности данной методики. Но чтобы с
ней научиться работать, необходимо освоить методику работы в переднем,
среднем и заднем режимах внимания. О режимах внимания можно будет
прочитать мою статью в журнале « Времена года. Время Весны» 2008 год.
В период Куриных праздников мы будем проводить практическую ритуальную
работу в нашем Центре. Поэтому, всех кто хочет познакомиться с нашими
методиками энергетической работы, приглашаю на занятия в Центр
«Возрождение».
Список литературы:
1. Борхес Х. Л. Книга выдуманных существ. Спб, 2003.
2. Забылин. М. Русский народ: обычаи, обряды, предания. суеверия. М., 1996.
3. Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. Спб, 1993.
4. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1983.
5. Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды. М., 2005.
6. «Чжуд-ши»: Канон тибетской медицины, Перевод с тибетского,
предисл., примеч., указатели Д.Б. Дашиева. — М.: Изд-кая фирма
«Восточная литература» РАН, 2001.
7. Ненужное для неучей / Амирдовлат Амасиаци. — М.: Наука, 1990.
8. Мудрость веков: Древняя таджикская медицина о сохранении здоровья. Кишинев, 1990.
9. Ибн Сино. Канон врачебной науки: В 10 т. - 3-е изд. - Т.: Изд-во мед. лит. им. Абу Али Ибн Сино, 1996.
10. Терешкин С.Н. Основы этномедицины. Открытие совершенных способностей. Спб. Изд-во А. Голода, 2006. — 216 с.
Статья опубликована в журнале «Времена года. Время Осени» 2007 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий