20 ноября 2017 г.

22 ноября ( 09 ноября ст.стиля). Матрена зимняя. С Матрены зима на ноги встает

Матренин день. Матрёна Зимняя.

Другие названия:
Зима становится, Матрёна наставница, Зимний день, Матрона зимняя, Матрёны — зимний день, Матрона ноябрьская, Матрёнин день, «Дзень Матруны» (белорус.), «Мотрони» (укр.).


Соперницы. Касаткин Н. А. 1890.

Матрёны зимние — день народного календаря, отмечаемый 9 (22) ноября.

С Матрёны зима становится. Зима-то не сама на ноги встаёт, а её Матрёна ставит. С Матрёны зимней зима встаёт на ноги и морозы прилетают от железных гор.
Зима вступает в свои права, наступают морозы.

(Матрёна наставница). Раньше люди полагали, что с Матрёны зимней зима, которая была убита Михайловскими оттепелями, встаёт на ноги и морозы прилетают от железных гор.

Сыплет зима из правого рукава снег, из левого иней; бегут за ней метели, над мужиками потешаются, бабам в уши дуют, велят печи топить пожарче.

Приметы:

На Матрену иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям. Каков иней на деревьях – таков и цвет на хлебе.

Облачная, снежная погода предсказывает ненастный май, иней – урожай овса, дождь – пшеницы.

Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепели.

«Якщо Мотря на білім коні приїде, то гостру зиму пан привезе» (укр.). Если на Матрену гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде, т. е. случится оттепель. 
В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: мучеников Онисифора и Порфирия; преподобную Матрону Константинопольскую; преподобную Феоктисту; священномучеников Парфения, епископа Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии пресвитеров, Иосифа диакона и преподобномученика Алексия; мученика Александра Солунского; мученика Антония; преподобного Иоанна Колова; преподобных Евстолии и Сосипатры; преподобного Онисифора Печерского; святителя Некратия, митрополита Пентапольского; иконы Божьей Матери, именуемой «Скоропослушница».

Перед иконой «Скоропослушница» молятся о прозрении очей, хромоте, за детей, о желании иметь здорового ребёнка, о спасении из плена и при караблекрушениях.
Обряды дня 

По народному поверью, когда зима собиралась в путь-дорогу, чтобы на земле прибрать да себя и свое царство показать, дать людям на её белую свиту поглядеть, метели да вьюги, вывела она из стойки белую кобылку. Едет зима, куёт седые морозы, стелет по рекам ледяные мосты, сыплет из правого рукава снег, из левого — иней; бегут за ней метели, над мужиками потешаются, бабам в уши дуют, велят печи топить пожарче. У зимы путь не близок — велика матушка-Русь, сбила кобылка подковки, приустала. А зиме некогда ждать. Велит она кобылку пегую запрягать да ей вдогонку слать. А сама не ждёт, по беспутице идёт. Ведь не даром говорится: «Ноябрь груден, куда не глянь — беспутье».

    Матрона Константинопольская
      Матрона Константинопольская (Царьградская или Иерусалимская; ок. 392 — ок. 492) — христианская подвижница, почитается в лике преподобных. Память 22 ноября.

      Житие

      Матрона родилась в городе Пергии Памфилийской (Малая Азия). Была замужем на состоятельным человеком — Дометианом. После рождения дочери Феодотии переселилась в Константинополь.

      Матрона отличалась набожностью, постоянно ходила в Храм и молилась там о грехах своих. Она познакомилась с подвижниками церкви и стала подражать им. Особенно Матрона старалась смирять свою плоть, но муж Матроны был против, это было ей препятствие к подвижнической жизни.

      Матрона вскоре решила оставить семью и детей ради Господа. Сначала она оставила свою дочь на воспитание Сусанне — тоже подвижнице Христовой. После этого она помолилась Господу, чтобы узнать, угодно ли ему ее принятое решение. И в ответ ей был дан вещий сон — видение, как она убегает от мужа, прячась в толпе иноков, и муж не находит ее. После этого видения Матрона решает идти в мужской монастырь, чтобы муж не догадался ее там искать. Она остригает себе волосы, надевает мужское платье и идет в мужской монастырь, где выдает себя за евнуха Вавилу. Там она пребывает в почти постоянном молчании и трудах. Однажды ее брат по служению увидел, что у нее проколы мочки ушей. «Меня так любил воспитатель в детстве, любил украшать меня и проколол мне уши» — соврала Матрона. В другой раз игумену монастыря, преподобному Вассиану был вещий сон, что евнух Вавила — женщина. Такой же сон был и настоятелю другого монастыря — блаженному Акакию. Таким образом она была разоблачена и призналась во всем. Ее сразу простили, видя ее благое намерение и отправили в женский монастырь.

      Теперь Святая пребывала в городе Емес, в женском монастыре. Там она вскоре стала настоятельницей. Там она исцеляла многих своими молитвами; слава о ней и ее подвиге распространялась по округе. Слух дошел и до ее мужа, который незамедлительно прибыл туда. Тогда Матрона решила уйти в затворничество — через Иерусалим, гору Синай, Берит — и поселилась в заброшенном языческом храме. Там она многих язычников обращала в христианскую веру. Возле ее жилища стали селится женщины и вскоре был основана обитель. Но вскоре она основала и монастырь в Константинополе — он был известен строгостью устава, добродетельной жизнью сестер.

      Матрона прожила сто лет. Перед смертью ей было видение, что она удостоилась места в раю за 75-летний иноческий подвиг. 

      Чудеса

      Помазала святым миром глаза слепому, и он прозрел. Славу тут приписывают не только целебному миру святого Иоанна (Иоанн Креститель, второе обретение), но и Матроне. Так как до этого ни чьи другие руки, мазавшие этим же миром, не давали ему прозрения.

      Воевала с бесами в идольском капище, победив их.

      «Нашла» источник воды для себя. Ходя кругом, не находя воды, она вырыла ямку и, отойдя, стала молится. И там чудным образом появился источник воды, и кругом выросли вкусные злаки.

      Искушалась бесом в виде красивой женщины, которая предлагала ей оставить подвиг. Но не поддалась, а женщину превратила в старуху, из очей которой исходил огонь и после та исчезла совсем.

      У нее был дар Учительства.

      Дар исцеления от прикосновения (исцеляла многих, например, знатная Евфимия получила исцеление от тяжкого недуга одним прикосновением руки).

      Комментариев нет:

      Отправить комментарий