Иеромона́х Рома́н (в миру Алекса́ндр Ива́нович Матю́шин; 16 ноября 1954, село Рябчёвск, Трубчевский район, Брянская область) — иеромонах Русской православной церкви, поэт, автор стихов и духовных песнопений, член союза писателей России.
"Много лет назад он избрал для себя уединенную стезю и до сих пор подвизается в скиту Ветрово Псковской области, среди болот и лесов, куда добраться обычному человеку весьма сложно. Из своей глуши отец Роман все же внимательно следит за событиями и духовными процессами в современном мире и откликается на них в своих обличительных стихах, порой очень ярких и эмоциональных."
"Много лет назад он избрал для себя уединенную стезю и до сих пор подвизается в скиту Ветрово Псковской области, среди болот и лесов, куда добраться обычному человеку весьма сложно. Из своей глуши отец Роман все же внимательно следит за событиями и духовными процессами в современном мире и откликается на них в своих обличительных стихах, порой очень ярких и эмоциональных."
Архимандрит
Тихон,
наместник московского Сретенского монастыря
наместник московского Сретенского монастыря
Иеромонах Роман — Русь ещё жива... Режиссер Валентина Матвеева, 2012 г.
Иеромонах Роман (Александр Матюшин) родился в 1954 г., в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен во иеромонахи.
Слово иеромонаха Романа Матюшина
Имя
иеромонаха Романа хорошо знакомо миллионам русских людей. Автор духовных
стихов и песен, член союза писателей России, простой русский инок, он давно
стал родным и близким для многих ревнителей чистого святоотеческого
православия. Кассеты с записями
его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные
певцы, хорошо известны они и за рубежом.
Без преувеличения можно сказать, что самые сильные
стихи отца Романа посвящены его матери – в монашестве схимонахине Зосиме. В
миру она была сельской учительницей и первым учителем веры для своего сына.
Стихи Александр начал писать в юности, уже ранние его
стихи отличаются безукоризненной поэтической грамотностью – Александр
Матюшин закончил филологический факультет. Призвание к монашеству (и об этом
есть свидетельство в стихах) он ощутил уже в ранней юности, а может быть
(неосознанно), и в детстве. Постриг принял в Псково-Печерском монастыре,
потом служил на приходах Псковщины, в Киево-Печерской лавре после ее
открытия и, наконец, по благословению правящего архиерея Псковского Евсевия
стал единственным насельником скита Ветрово.
Почему же, уже став монахом, отец Роман вернулся к поэзии
и запел?
На этот вопрос сам батюшка отвечает так: «Максимализм во
мне все же сохранился. Когда уходил в монастырь, раздал все имущество,
простился с прошлой жизнью. Но как-то мне подарили гитару. Я, конечно,
удивился, но подарок принял.
В Печорах жила одна старенькая схимница, которая однажды
мне сказала: «Я была знакома со многими архиереями, еще царскими. Они
говорили, что балалайка и гармошка от бесов, а на гитаре молиться можно». И
мои сомнения отошли. Старец Николай Гурьянов многие годы играл на
фисгармонии и пел стихи. Он-то и дал мне понять, что пение может быть
продолжением молитвы. Он же благословил записывать на кассеты мои
песнопения».
Во время одной нашей давней беседы с отцом Романом я его
спросила, не раскаивается ли он в том, что написал уже так много стихов,
записал двенадцать кассет, и все это принесло ему отнюдь не монашескую
популярность.
Батюшке слово «популярность» не понравилось, и ответил
он, как всегда, «бичуя всех и вся», в том числе и самого себя:
– Разве популярность бывает монашеской? В наше время она
просто опасна, действует, как лакмус: чем популярней, тем больней. Ни ума,
ни особой одаренности не нужно, главное – пробиться к микрофону или экрану,
а там уже хоть блевотиной поливай глядящих и слушающих – скушают. Не
скушают, так стерпят. Увы, еще как кушают! Идет целенаправленное растление
молодежи, уничтожение Чистоты, уничтожение Будущего. Ибо что Будущее без
Чистоты? Меня утешает одно: моя непопулярность среди мира. Кто слушает мои
песни, читает стихи? Определенная часть верующих и ищущие Истину. Это и
радует. Не раскаиваюсь ли я в своем творчестве? Я знаю, что люди молятся обо
мне (это ведь тоже милость Божия), благодарят Бога, некоторые пришли в
Церковь. В чем же раскаиваться? Другое дело, что мне как монаху труднее
бороться с гордыней, тщеславием, ибо никто еще безвредно не понес похвалы.
Но слава Богу – «полмира хвалит, полмира хает».
* * *
В книгах отца Романа предстают два образа нашей родины:
Русь, поруганная, оскверненная обманом, и Русь Святая, не уничтожимая никем
и ничем. Атрибуты первого облика выражены нарочито разговорным, современным
языком. Тут нередки такие слова, как «прёте», «блевотина», «турнуть» и пр.
Это Русь пьяная, лживая, продажная. Страна лицедеев, «звездопоклонников»,
сытых христоборцев.
Святая Русь – это белые церкви и родники, поля, дороги,
соловьиные хоры, святая тварь и тишина пустынных мест. Это страна
подвижников, воинов Христовых, – униженного, но не потерявшего душу живую
народа.
Соединяет это – звериный облик и лик ангельский – образ
Руси-Голгофы, Руси распятой.
Еще не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.
И всюду – лик Распятого Христа,
И всюду – продолжение Голгофы.
Еще не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.
И всюду – лик Распятого Христа,
И всюду – продолжение Голгофы.
Поэт-пророк, не предсказатель, не глашатай, а прежде
всего обличитель народной неправды – устойчивый образ в русской поэзии.
Пушкин, Некрасов, Блок ощущали себя такими вестниками Божиими, гонимыми
людьми. Но у настоящих поэтов это не только литературный образ, это судьба,
жизненное делание. У отца Романа – это жизненное делание по преимуществу. Он
берет на себя боль народную и молит Бога о спасении посреди этого ада на
земле.
«Русь моя! – постоянно восклицает поэт. – Ты на самом
краю!» Но и, описывая все подробности падения нашего, он заключает: «Это мой
народ». Многие стихи, особенно те, которые рождены сонными видениями,
предупреждают нас о Конце, в них все происходящее с нами обретает
апокалиптическое звучание. Образы Русской земли, погибающей русской
деревни...
Заколоченный дом. Нет печальней картины.
Кто-то строил и жил, но пришла круговерть,
Все быльем поросло, ни людей, ни скотины.
Гой ты, матушка Русь! Нету мочи глядеть!
Заколоченный дом. Нет печальней картины.
Кто-то строил и жил, но пришла круговерть,
Все быльем поросло, ни людей, ни скотины.
Гой ты, матушка Русь! Нету мочи глядеть!
Поздние стихи иеромонаха Романа поражают разнообразием:
это и исторические баллады, и притчи, и психологические картины-зарисовки с
натуры, и философские раздумья, облеченные в рифму, и гневная гражданская
лирика – стихи, напоминающие листовки.
Как мы жили? Себя похабили,
Не искали другого метода.
Воровали, блудили, грабили –
Хлебанули мы, больше некуда.
Лагеря не считали карою,
На этапах по-разному тешились:
Кто картишками, кто гитарою,
Шумно дрались и тихо вешались.
. . . . . . . . . . . . .
И пускай лизоблюды безродные
Распинателей Родины славили,
И в неволе мы были свободнее,
Потому как мы – не лукавили!
Бог лукавых не терпит – слышали?
Кто продался – уже не выстоял.
Ну а мы не случайно выжили,
Веру в Высшую Правду выстрадав!
Как мы жили? Себя похабили,
Не искали другого метода.
Воровали, блудили, грабили –
Хлебанули мы, больше некуда.
Лагеря не считали карою,
На этапах по-разному тешились:
Кто картишками, кто гитарою,
Шумно дрались и тихо вешались.
. . . . . . . . . . . . .
И пускай лизоблюды безродные
Распинателей Родины славили,
И в неволе мы были свободнее,
Потому как мы – не лукавили!
Бог лукавых не терпит – слышали?
Кто продался – уже не выстоял.
Ну а мы не случайно выжили,
Веру в Высшую Правду выстрадав!
* * *
В скиту Ветрово, упрятанном от шумных городов, поднялась
ныне бревенчатая церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Здесь молится отец Роман перед написанной им самим иконой Заступницы
Усердной о нашей многострадальной Родине. Накануне юбилея мне удалось задать
о.Роману несколько вопросов:
– Батюшка, вы живете в уединении. Между тем, судя по
вашим стихам, ваши мысли, чувства и молитвы неразрывны с судьбами русского
народа. Из каких источников вы черпаете информацию?
– Из писем, православных газет и журналов, которые мне
присылают верующие. Очень много скорбных писем. У каждого своя боль. В ответ
на такие письма я стараюсь написать хотя бы пару слов.
– В ваших последних сборниках немало стихов, о которых не
скажешь, что они «о вечном», они – на злобу дня и порой похожи на воззвания
«Отечество в опасности!»
– В сборнике всегда есть опасность перекормить сплошной
духовностью, вызвать зевоту. Чем вызваны такие стихи? Тем, что я живой
человек и мне не все равно, что творится на моей Родине. Поэтому и ушел я за
штат, чтобы всегда можно было поднять голос в защиту своего Отечества,
высказать личное мнение, не подвергая нападкам Церковь.
– Какие книги современных русских писателей вы предложили
бы читать молодым людям?
– Произведения верных сынов России Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина,
В.Ганичева, А.Королькова, В.Крупина, А.Сегеня, М.Шелехова и других патриотов
своей родины. Читать вообще нужно не для развлечения – убивания времени, а
для развития. И уж никакие западные и отечественные фантастика и детектив
даром не нужны! Развивайте головушку, читайте прекрасного русского мыслителя
И.А.Ильина. Считаю, что его книги должны быть в доме каждого настоящего
педагога. Прислушайтесь: «Человек творит в жизни только то, что он сам есть
в религиозном измерении: пустая душа не создаст духовного богатства; мелкая
душа не сотворит величия; пошлый человек не узрит Бога и не воспримет Его
лучей, и не передаст другим». Вот направление правильного воспитания –
подведение души к религиозному измерению путем уничтожения пошлости в себе и
в обществе. Эти слова нужно повесить на улицах в общественных местах, в
коридорах школ, чтобы взрослый человек не гордился неверием, а понял ее как
слепоту души, чтобы ребенка уже с малых лет страшили пустота и мелочность
души, встающая неодолимой преградой на пути к величию и богатству духовному.
Людмила ИЛЬЮНИНА
Из стихов о. Романа:
И скорбь, и глад, и меч – дорога ввысь.Не отвергайся Божьего Залога,
Благодаря – прими. Не усомнись:
Все во спасенье любящему Бога!
Кто любящему может повредить,
Когда и смерть ему – приобретенье!
О, Господи! Дай сердцу возлюбить!
Нет без Любви ни смысла, ни спасенья! 31 января 2004 г.
ОТРОК ХРИСТОВ
– Мам, окрести нас с сестрой,
– Ладно, сынок, как-нибудь.
Трудно ей было одной
Тяжкую лямку тянуть.
Помню – сугробы, метель,
Все-таки нас повезли…
Свечи, подсвечник, купель
И Богородицы лик.
Радостный день не забыть,
Вроде и солнышка нет.
Как же в душе мог светить
Тот удивительный Свет?
Помню, вернулись домой,
Крестик целую, так рад!
– Господи Боже, я Твой!
Отрок Христов Александр.
16 января 2004 г.
* * *
А на любимых смотрят без конца,
Боятся на мгновенье разлучиться.
Так и душа должна любить Творца
И каждый миг к Любимому стремиться.
Без жениха и свадьбы не сыграть,
Ему почет, к нему глаза возводят.
И без Владыки жизни не видать,
И только в Нем она себя находит.
16 января 2004 г.
* * *Три брата к авве приходили,
Тот благодушно принимал,
Но только двое говорили,
А третий, как всегда, молчал.
– А что же ты сидишь, как зритель?
Спроси хоть что-то, буду рад.
– А мне тебя довольно видеть, –
Ответил тихо третий брат.
15 января 2004 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий