Святая Параскева-Пятница (греч.
Παρασκευή, «
канун праздника, пятница») — христианская великомученица III века. Память в Православной церкви совершается 28 октября (по юлианскому календарю).
По народному календарю. На Ненилу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов. В этот день не прядут.
На Параскеву женщины устраивали льняные смотрины — вытрепанный
лен-первак показывали друг другу, хвалились своим рукоделием. Девушки
стремились показать свое льняное искусство парням и будущим свекровям.
Параскева Пятница — бабья святая, так как повсюду наши крестьянки
считали ее своей заступницей. Параскева считается покровительницей
женской зимней работы, в первую очередь прядения.
Существует поверье, что святая Пятница ходит по земле в виде молодой
женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т.д.
Иных она наказывает, других милует и даже награждает.
В болотистых и северных местах считали, что в чистой воде родников
являлась людям икона Параскевы. В воду бросали бабы кудель со словами:
«Матушке Пятнице «становину!»
К родникам Параскевы приводили матери своих чахлых детей, умывали в этот святой день.
В этот день нельзя было в воде белье стирать, вальками у воды стучать,
веретеном сучить, веретено и на лавке не оставлять, а то наживешь сорок
грехов.
К этому дню давали обет, обещание выполнить какую-то работу во имя
выздоровления близкого человека, на исполнение заветных дум. Обычно
женщины давали зарок — выткать пелену. То есть с 9 ноября на 10 ноября
женщина должна была в глубоком молчании, средоточии выполнить нелегкую
работу. Надобно было очесать лен, выкатать кудели, выпрясть и выткать
плат. Приходили помогать родственницы. Утром на Параскеву Пятницу несли
готовый плат святить в церковь.
Параскева Пятница
Параскева Пятница с полным основанием может быть названа
бабьей святой, так как повсюду крестьянки считали ее своей заступницей и
покровительницей.
Согласно народным легендам, Параскева Пятница занимается повоем. Вот как о ней рассказывали во Владимирской губернии.
Лежит однажды святая мученица Прасковья на печи со своим мужем и бает
ему: «Кто-иибудь позвал бы меня на повой, а то давно я не была на
повоях». А муж говорит: «Напрасно ты, баба, ходишь по этим самым
повоям-то: там всяко может случиться, пожалуй, еще согрешишь». А матушка
Прасковья и говорит ему: «Ходи с молитвой, мужик, да делай, как Бог
велит, ничего плохого не будет». Пока они на печке разговаривали, зашел к
ним в избу парень и просит; «Тетка Прасковья, пойдем к нам на повой».
Дело было ночью, Прасковья не разглядела, что за , парень пришел к ней,
встала с печи, оделась и пошла с ним. Парень привел ее в баню. А в
бане-то на всех полках сидят черти. Испугалась Прасковья, хотела было
убежать да одумалась: если Бог не попустит, черти не съедят. Сказала так
матушка Прасковья и видит, что на полке лежит девка и мучается родами.
Подошла к ней Прасковья, помолилась Богу и стала помогать. А старший
сатана говорит ей: «Смотри ты, баба, повивай, а только чтобы без
молитвы, а не то я тебе такого перцу задам». Однако матушка Прасковья не
испугалась и, как только девка родила, погрузила с молитвой ребенка в
воду и тихонько, чтобы не видели черти, надела на него крест. В это
самое время пропели петухи, и баню вдруг как вихрем подняло: все
окаянные и девка пропали, а матушка Прасковья осталась с ребенком одна.
Взяла она этого ребенка, принесла домой. Только черти не успокоились,
решили сыграть над Прасковьей злую шутку: стали они просить царя
наказать Прасковью, И нечестивый царь стал просить повитуху покинуть
христианскую веру. Когда на эти слова Прасковья ответила отказом, он
велел ей отрубить голову. Это случилось в пятницу, поэтому и зовется
мученица Парасковьей Пятницей.
В Пензенской губернии крестьяне рассказывали о явлении иконы Пятницы.
Будто бы эта икона появилась на роднике, в пяти верстах от села, но
когда народ толпами повалил с приношениями (эти приношения Параскева
раздавала бедным), то начальство распорядилось икону увезти, а крестьяне
на том месте построили часовенку.
День Параскевы. Параскева и Ненила. Параскева Пятница. Ненила льняница. Льняницы. Параскевы и Ненилы льняницы.
Святая Параскева всегда пользовалась у православных любовью и почитанием. На иконе мученица
изображена суровой подвижницей, высокого роста с лучезарным венком на
голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье.
Она считается покровительницей полей и скота. В день ее памяти в церковь для освещения приносят плоды, которые как святыня хранятся до следующего года.
Ей
молятся о сохранении скота от падежа. Она считается целительницей людей
от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Она «бабья» святая, т.к.
женщины считают ее своей заступницей, защитницей. Она покровительница
женских зимних работ. Ей оставляют иконки у ручейков, дают заветы.
На Параскеву и Ненилу молятся о хороших женихах: «Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее». «Бабы каются, девки замуж
собираются». «Выйти хоть за старца, лишь бы в девках не остаться». На
Ненилу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов.
С
неделей и с днем, падающим на эту неделю, связаны обычаи: в пятницу
нельзя прясть, шить можно; если в пятницу много смеешься, то много
будешь плакать в старости. За нарушение этих обычаев Параскева
наказывает, а за их соблюдение милует.
В день «Льняницы» начинали
мять, трепать, готовить лен для пряжи. «Льняные смотрины» - выносили
вытрепанный лен напоказ: у кого лучше.
«Существует поверье, что
святая Параскева ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто
как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т.п.
«С мужем - нужа, без мужа и того хуже; а вдовой да сиротой - хоть волком вой». Времена года. Православный народный календарь. Книга для чтения на каждый день. - Пермь: Урал-пресс, 1992, с.252.
Комментариев нет:
Отправить комментарий