24 июля 2014 г.

Российский живописец Рыженко Павел Викторович

Рыженко Павел Викторович (1970, Калуга, РСФСР — 16 июля 2014, Москва) — российский живописец, представитель «классического русского реализма», мастер исторической картины. Заслуженный художник Российской Федерации (2012).

Памяти русского художника Павла Рыженко

САУЛКИН Виктор
В это не хочется верить. Паша всегда казался мощным и очень сильным человеком. Хотя лет десять назад чудом выжил, подхватив какой-то страшный вирус. Тогда нельзя было не подумать, что это враг мстит ему за то невероятно огромное благое дело, которое совершает Павел. Его выставки вернули тысячам и тысячам наших людей правду о Русской истории, правду о Русских Государях, о Русских Героях. Можно много читать о Русской истории, много рассказывать, но на выставках Павла происходила поразительная встреча души человека с личностью Государя Алексея Михайловича Тишайшего, святого Государя Федора Иоанновича, Александра Пересвета. Одна из моих любимых работ – Григорий Иванович Бельский-Скуратов. После встречи с портретом верного Царского слуги и Русского воина любой человек понимал, что оклеветанный Малюта Скуратов на самом деле был Русским Героем. Чтобы так писать мало одного таланта. Это не только глубокое проникновение в Русскую историю, глубокое понимание истории Отечества, судьбы России, но и необычайное сопереживание подвига Русских Героев, огромная любовь к нашим Государям, чувство настоящего верноподданного, которое основано на этой любви и верности.
Муравейник, 2004 г. Илл.:www.museum.ru
Такой исторической живописи в ХIХ веке в России не было и быть не могло. Был великий Василий Иванович Суриков. Но живопись Павла могла появиться после глубокого осмысления Русской Голгофы ХХ века, подвига святой Царской Семьи, всех Новомучеников и Исповедников Российских.
Прощание с конвоем, 2004 г. Илл.:www.museum.ru 
Паша ушел ко Господу в рассвете сил, как много он мог еще написать! По работоспособности и трудолюбию его можно сравнить только с Вячеславом Михайловичем Клыковым. Для меня и Вячеслав Михайлович, и Павел – такие же Русские Герои, как и те русские святые, русские воины и подвижники, которым они посвятили свое творчество. Вячеслава Михайловича и Павла отличала живая, горячая любовь к своему народу. Павел очень глубоко переживал, переживал всем сердцем то теплохладное, равнодушное отношение к подвигу Царственных Мучеников, которое мы встречаем среди части духовенства и мирян. Он был очень горячим человеком, не холодным или теплохладным, но горячим, каким и призывает быть Господь в Евангелии. Поэтому и создавал такие работы.
Калка. 1996 г. Холст, масло. 175 cм Х 375 cм. Илл.: павел-рыженко.рф
Труд живописца физически нелегкий, хотя и приносит всегда огромную радость художнику. Не потому, что нелегко стоять на лесах или у мольберта с кистью по 10-16 часов. Работа требует эмоционального напряжения, даже когда приносит радость. Писать, так как это делал Павел, создавать такие работы можно только с огромным напряжением всех душевных сил. А работал он действительно на износ. Но и сумел создать за свои 44 года так много поразительных по художественной силе и исторической правде работ. После работы Павла Рыженко все попытки либеральных русофобов утвердить в сознании народа свою версию истории России кажутся жалкой суетой. Любовь Павла к России позволила его таланту и мастерству утвердить великую художественную правду.
Благословение Сергия. 2005 г. Холст, масло.  Илл.: www.pravmir.ru
Несколько лет назад я пришел к Павлу мастерскую, и он сказал, что ему Третьяковка предложила купить многие его лучшие работы, в том числе и Государя Алексея Михайловича. Естественно, я обрадовался: работы Павла достойны быть выставленными в Третьяковке. Для художника это честь и признание на самом высоком уровне. Тем более Павел был настоящим продолжателем традиции русской живописи, заложенной Суриковым, Нестеровым, Верещагиным. Но, поразмыслив, решили, что его работы, скорее всего, окажутся в запасниках. Гарантии, что они будут выставлены, не было. И тогда их не увидят тысячи простых зрителей, а ведь Павел старался чтобы его живопись прежде всего выполняла главную задачу – раскрывала русским людям правду об истории Отечества. Да, эти работы Третьяковка обещала в то время показать на выставке в Лондоне. Павел, предложил галерее повторить некоторые полотна. Третьяковка не согласилась. Он мог также отдать работы, а повторить для себя. Павел, замечательный мастер, это смог бы сделать. Но не был уверен, что удастся второй раз вложить полностью всю душу в эти работы, писать с таким же напряжением, как это делал первый раз. И потому решил, что англичане в Лондоне обойдутся, угроза того, что работы окажутся в заточении в запасниках, вполне реальна, учитывая, кто курировал в те годы министерство культуры. А для Павла главным было, чтобы его работы могли видеть простые русские люди, которым он и хотел служить. Только за последнее время его работы были выставлены в родной Калуге, в Североморске, в Челябинске.
Молитва Пересвета. 2005 г. Холст, масло.   Илл.: www.pravmir.ru 
Совсем недавно, 27 июня Павел открывал выставку в Калуге. Открытие выставки он приурочил к важному событию своей жизни – художник отдал все свои работы в дар Российской Федерации. Павел отдал все, что создал за эти годы России. И был очень рад, что работы будут храниться в усадьбе Гончаровой – «Полотняном заводе» – Павел очень любил Пушкина. Радовался и тому, что рядом в скиту Тихоновой пустыни, смонтировал диораму «Стояние на Угре».
Победа Пересвета. 2005 г. Холст, масло.  Илл.: www.pravmir.ru 
Но, думаю, что и в Москве необходимо создать постоянную выставку-музей работ Павла Рыженко, в каком-нибудь зале, связанном с историей России. Работы Павла были отражением его глубоких размышлений о судьбах нашего Отечества, о русском человеке, о том, что происходит с нами. Должен сказать, что Павел очень хорошо говорил, что далеко не всегда свойственно художникам. Некоторые его беседы, размышления о России, истории страны, о нашем времени остались запечатленными на пленке.
 Александровский дворец (№2 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение). 2004 г. Холст, масло.  Илл.: www.pravmir.ru  
На огромном полотне «Страшный Суд», написанном для кафедрального собора Якутска, Павел изобразил в виде изумленного грешника, который стоит рядом с Ангелом, фактически свой автопортрет. Не предвосхищаю Суд Божий, но уверен, что данный ему Господом дар Павел преумножил, отдав всего себя служению Богу, Государю и Отечеству, и умер на своем послушании, продолжая до последней минуты работать с полной отдачей сил.

Сергий. 2013г. Холст, масло.  Илл.: www.pravmir.ru 
И не случайно несколько дней назад Павел написал замечательное письмо Игорю Ивановичу Стрелкову, который как исторический реконструктор помогал ему в работе над полотнами посвященными Русской Императорской Армии. Игорь Иванович Стрелков и Павел Викторович Рыженко – Русские Герои, верные Богу и Царю, утверждающие связь священной Русской истории. Павел так же, как Игорь Иванович всей душой любил Русскую Армию и Русскую историю, любил Царскую Россию. Он был настоящим воином. Поэтому его искренне любили и уважали наши воины, бойцы спецназа, прошедшие многие горячие точки. Чувствовалось родство душ. Игорь Иванович сказал вчера, что скорбит о том, что ушел такой необыкновенно светлый человек. Павел Рыженко и Игорь Стрелков и есть подлинные представители будущей Новой России, за которую сражались все, кто оставался верен Христу Спасителю, Государю и Родине в дни Русского лихолетья. Именно благодаря таким людям, как Павел и Игорь Стрелков, мы уверены, что возможно возрождение Православного Русского Царства. Такими верными Богу и Царю русскими героями и будет восстановлена Новая Россия, но по старому образцу, о которой сказано в пророчествах старцев. И потому не случайно, что Павел отошел ко Господу в канун памяти Святых Царственных Мучеников и третий день его представления приходится на 700-летие прп. Сергия Радонежского.
  Валаам. 2001 г. Холст, масло.  Илл.: www.pravmir.ru 
Святые Царственные Мученики и Игумен земли Русской не оставят его своими молитвами.
 
Упокой Господи душу новопреставленного раба Твоего Павла, остави ему вся прегрешения, вольные же и невольные, и даруй Царствие Небесное!
 
Виктор Саулкин, обозреватель радио «Радонеж»

За Веру, Царя и Отечество. 1905 год. (Забытая война).2013 г. Холст, масло. Илл.: www.pravmir.ru 





Комментариев нет:

Отправить комментарий