Рыженко Павел Викторович (1970, Калуга, РСФСР — 16 июля 2014, Москва) — российский живописец, представитель «классического русского реализма», мастер исторической картины. Заслуженный художник Российской Федерации (2012).
Памяти русского художника Павла Рыженко
В это не хочется верить. Паша всегда казался мощным и очень сильным
человеком. Хотя лет десять назад чудом выжил, подхватив какой-то
страшный вирус. Тогда нельзя было не подумать, что это враг мстит ему за
то невероятно огромное благое дело, которое совершает Павел. Его
выставки вернули тысячам и тысячам наших людей правду о Русской истории,
правду о Русских Государях, о Русских Героях. Можно много читать о
Русской истории, много рассказывать, но на выставках Павла происходила
поразительная встреча души человека с личностью Государя Алексея
Михайловича Тишайшего, святого Государя Федора Иоанновича, Александра
Пересвета. Одна из моих любимых работ – Григорий Иванович
Бельский-Скуратов. После встречи с портретом верного Царского слуги и
Русского воина любой человек понимал, что оклеветанный Малюта Скуратов
на самом деле был Русским Героем. Чтобы так писать мало одного таланта.
Это не только глубокое проникновение в Русскую историю, глубокое
понимание истории Отечества, судьбы России, но и необычайное
сопереживание подвига Русских Героев, огромная любовь к нашим Государям,
чувство настоящего верноподданного, которое основано на этой любви и
верности.
Муравейник, 2004 г. Илл.:www.museum.ru
Такой исторической живописи в ХIХ веке в России не было и быть не
могло. Был великий Василий Иванович Суриков. Но живопись Павла могла
появиться после глубокого осмысления Русской Голгофы ХХ века, подвига
святой Царской Семьи, всех Новомучеников и Исповедников Российских.
Прощание с конвоем, 2004 г. Илл.:www.museum.ru
Паша ушел ко Господу в рассвете сил, как много он мог еще написать! По
работоспособности и трудолюбию его можно сравнить только с Вячеславом
Михайловичем Клыковым. Для меня и Вячеслав Михайлович, и Павел – такие
же Русские Герои, как и те русские святые, русские воины и подвижники,
которым они посвятили свое творчество. Вячеслава Михайловича и Павла
отличала живая, горячая любовь к своему народу. Павел очень глубоко
переживал, переживал всем сердцем то теплохладное, равнодушное отношение
к подвигу Царственных Мучеников, которое мы встречаем среди части
духовенства и мирян. Он был очень горячим человеком, не холодным или
теплохладным, но горячим, каким и призывает быть Господь в Евангелии.
Поэтому и создавал такие работы.
Калка. 1996 г. Холст, масло. 175 cм Х 375 cм. Илл.: павел-рыженко.рф
Труд живописца физически нелегкий, хотя и приносит всегда огромную
радость художнику. Не потому, что нелегко стоять на лесах или у
мольберта с кистью по 10-16 часов. Работа требует эмоционального
напряжения, даже когда приносит радость. Писать, так как это делал
Павел, создавать такие работы можно только с огромным напряжением всех
душевных сил. А работал он действительно на износ. Но и сумел создать за
свои 44 года так много поразительных по художественной силе и
исторической правде работ. После работы Павла Рыженко все попытки
либеральных русофобов утвердить в сознании народа свою версию истории
России кажутся жалкой суетой. Любовь Павла к России позволила его
таланту и мастерству утвердить великую художественную правду.
Благословение Сергия. 2005 г. Холст, масло. Илл.: www.pravmir.ru
Несколько лет назад я пришел к Павлу мастерскую, и он сказал, что ему
Третьяковка предложила купить многие его лучшие работы, в том числе и
Государя Алексея Михайловича. Естественно, я обрадовался: работы Павла
достойны быть выставленными в Третьяковке. Для художника это честь и
признание на самом высоком уровне. Тем более Павел был настоящим
продолжателем традиции русской живописи, заложенной Суриковым,
Нестеровым, Верещагиным. Но, поразмыслив, решили, что его работы, скорее
всего, окажутся в запасниках. Гарантии, что они будут выставлены, не
было. И тогда их не увидят тысячи простых зрителей, а ведь Павел
старался чтобы его живопись прежде всего выполняла главную задачу –
раскрывала русским людям правду об истории Отечества. Да, эти работы
Третьяковка обещала в то время показать на выставке в Лондоне. Павел,
предложил галерее повторить некоторые полотна. Третьяковка не
согласилась. Он мог также отдать работы, а повторить для себя. Павел,
замечательный мастер, это смог бы сделать. Но не был уверен, что удастся
второй раз вложить полностью всю душу в эти работы, писать с таким же
напряжением, как это делал первый раз. И потому решил, что англичане в
Лондоне обойдутся, угроза того, что работы окажутся в заточении в
запасниках, вполне реальна, учитывая, кто курировал в те годы
министерство культуры. А для Павла главным было, чтобы его работы могли
видеть простые русские люди, которым он и хотел служить. Только за
последнее время его работы были выставлены в родной Калуге, в
Североморске, в Челябинске.
Молитва Пересвета. 2005 г. Холст, масло. Илл.: www.pravmir.ru
Совсем недавно, 27 июня Павел открывал выставку в Калуге. Открытие
выставки он приурочил к важному событию своей жизни – художник отдал все
свои работы в дар Российской Федерации. Павел отдал все, что создал за
эти годы России. И был очень рад, что работы будут храниться в усадьбе
Гончаровой – «Полотняном заводе» – Павел очень любил Пушкина. Радовался и
тому, что рядом в скиту Тихоновой пустыни, смонтировал диораму «Стояние
на Угре».
Победа Пересвета. 2005 г. Холст, масло. Илл.: www.pravmir.ru
Но, думаю, что и в Москве необходимо создать постоянную выставку-музей
работ Павла Рыженко, в каком-нибудь зале, связанном с историей России.
Работы Павла были отражением его глубоких размышлений о судьбах нашего
Отечества, о русском человеке, о том, что происходит с нами. Должен
сказать, что Павел очень хорошо говорил, что далеко не всегда
свойственно художникам. Некоторые его беседы, размышления о России,
истории страны, о нашем времени остались запечатленными на пленке.
Александровский дворец (№2 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение). 2004 г. Холст, масло. Илл.: www.pravmir.ru
На огромном полотне «Страшный Суд», написанном для кафедрального собора
Якутска, Павел изобразил в виде изумленного грешника, который стоит
рядом с Ангелом, фактически свой автопортрет. Не предвосхищаю Суд Божий,
но уверен, что данный ему Господом дар Павел преумножил, отдав всего
себя служению Богу, Государю и Отечеству, и умер на своем послушании,
продолжая до последней минуты работать с полной отдачей сил.
И не случайно несколько дней назад Павел написал замечательное письмо
Игорю Ивановичу Стрелкову, который как исторический реконструктор
помогал ему в работе над полотнами посвященными Русской Императорской
Армии. Игорь Иванович Стрелков и Павел Викторович Рыженко – Русские
Герои, верные Богу и Царю, утверждающие связь священной Русской истории.
Павел так же, как Игорь Иванович всей душой любил Русскую Армию и
Русскую историю, любил Царскую Россию. Он был настоящим воином. Поэтому
его искренне любили и уважали наши воины, бойцы спецназа, прошедшие
многие горячие точки. Чувствовалось родство душ. Игорь Иванович сказал
вчера, что скорбит о том, что ушел такой необыкновенно светлый человек.
Павел Рыженко и Игорь Стрелков и есть подлинные представители будущей
Новой России, за которую сражались все, кто оставался верен Христу
Спасителю, Государю и Родине в дни Русского лихолетья. Именно благодаря
таким людям, как Павел и Игорь Стрелков, мы уверены, что возможно
возрождение Православного Русского Царства. Такими верными Богу и Царю
русскими героями и будет восстановлена Новая Россия, но по старому
образцу, о которой сказано в пророчествах старцев. И потому не случайно,
что Павел отошел ко Господу в канун памяти Святых Царственных Мучеников
и третий день его представления приходится на 700-летие прп. Сергия
Радонежского.
Валаам. 2001 г. Холст, масло. Илл.: www.pravmir.ru
Святые Царственные Мученики и Игумен земли Русской не оставят его своими молитвами.
Упокой Господи душу новопреставленного раба Твоего Павла, остави ему
вся прегрешения, вольные же и невольные, и даруй Царствие Небесное!
Виктор Саулкин, обозреватель радио «Радонеж»
За Веру, Царя и Отечество. 1905 год. (Забытая война).2013 г. Холст, масло. Илл.: www.pravmir.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий