Хэллоуин (Halloween) — ночь накануне католического «Дня всех святых»
31 октября – Самайн, кельтский Новый год! Который потом окрестили Хеллоуином.
31 октября – Самайн, кельтский Новый год! Который потом окрестили Хеллоуином.
Древние кельты делили год на две части: светлую (лето) и темную
(зиму). Время перехода от летней половины года к зимней совпадало со
сбором урожая, окончанием летних полевых работ и пастбищного сезона. Эти
Дни Перехода длились с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника
приходился на ночь с 31 октября на 1 ноября.
1 ноября большинство кельтских народов (не все) праздновали Новый Год – Самайн (Samhain).
«Самайн» в дословном переводе с древнеирландского обозначает «конец
лета». Это один из четырех главных календарных праздников кельтов.
Находясь на границе темной и светлой половины года, Самайн как бы
соединяет два мира - Мир людей и Иной Мир, который в Ирландии называли
Сид.
Сиды – это древнее название холмов в Ирландии. И если
верить «Старшей Эдде», в них живут эльфы. Поэтому ирландских эльфов
часто называют Сидами.
Священные дни Самайна не входят ни в
год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья. В этот период
граница между мирами становится очень тонкой. Поэтому сиды в этот
момент могут придти в Мир людей (который в «Эдде» называется Митгардом),
а люди попасть в Мир Эльфов (Альвхейм).
Это время очень
подходит для того, чтобы вспомнить и почтить всех тех, кто умер в
течение прошедшего года. Для умерших в дни Самайна необходимо оставлять
еду и питье (у католиков "поминальный день" - 2 ноября, у православных
будет в субботу - Большая Родит. суббота). Ну или принести что-нибудь
Хозяину кладбища.
Люди устраивали игры и пиры и в честь мертвых,
приглашали эльфов. А эльфы проводили свои собственные пиры и приглашали
людей присоединиться к ним.
"В канун Самайна на каждой ступеньке сидит по привидению" - как говорится в старинной пословице.
Вероятность встретить эльфа в ночь Самайна была очень велика. Если
встреча со светлыми эльфами могла быть желанна, то общение с темными
эльфами (гномами, гоблинами и прочей «нечистью») было не безопасно.
Кельты старались изо всех сил защитить себя и свой дом от их вторжения.
Ритуалы этого праздника нам сейчас трудно восстановить в их
изначальном значении. Но была традиция, по которой люди старались в эту
ночь быть похожими на сидов, одевались соответствующе, ходили по домам,
пели ритуальные песни, просили угощение.
В I в. нашей эры, когда римляне завоевали кельтские территории,
традиция праздновать Самайн существовала уже несколько веков. Римляне не
имели ничего против этого праздника, тем более, что он совпадал с их
собственным Днем Помоны - богини растений. В некоторых областях, где
римляне и кельты жили вместе, Самайн стал постепенно "растворяться" в
римской традиции.
Христианизация островов Британии и
Ирландии привела к тому, что населению пришлось отказаться от кельтских
языческих обычаев. Но память о Самайне все равно осталась жить в
народной памяти.
В IX век Папа Григорий III перенес День всех святых с 13 мая на 1
ноября. День накануне - 31 октября - в средневековом английском языке
получил название All Hallows Even, или All Hallows Eve (что означает
"вечер всех святых"). Позже его стали называть Hallowe'en, и в конце
концов - Halloween.
При этом представления о сидах,
проникающих в мир людей, в средневековом христианском сознании
превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день
пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и
Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы, обязательно устраивавшие в
этот день шабаш. Действительно, большинство предметов, которые мы
связываем с Хэллоуином (вампиры, дьяволы, и т.д.) пришли именно из этого
периода, а не из кельтской мифологии.
Первыми большими
городами, где в 20-х годах XX века прошло празднование Хэллоуина, стали
Нью-Йорк и Лос-Анджелес. К началу XX в. во всех городах США стала
распространяться мода устраивать на Хэллоуин акции мелкого вандализма -
бить стекла, поджигать деревья и т.п.
С середины этого же века
Хэллоуин становится еще и выгодным коммерческим предприятием. Костюмы,
свечи, украшения, поздравительные открытки и тыквы пользуются огромной
популярностью, несмотря на то, что праздник до сих пор не является
официальным.
Согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово «Хэллоуин» впервые упоминается в XVI веке как шотландское сокращение английской фразы All-Hallows-Even (рус. Вечер всех святых, even — сокращение от evening (рус. вечер); по-шотландски читается как «хэллувин»). Так в то время называли ночь перед Днём всех святых. Хотя словосочетание All Hallows можно найти ещё в староанглийском (ealra hālgena mæssedæg — рус. День всех святых), фраза All-Hallows-Even не встречается в письменных источниках до 1556 года.
История
Историк Николас Роджерс, изучавший истоки Хэллоуина, отмечал, что, несмотря на попытки связать его происхождение с древнеримским праздником Паренталий, прообраз Хэллоуина, вероятнее всего, зародился только с появлением кельтского языческого празднества Самайн, описание которого появляется в старо-ирландской литературе начиная с X века.
Название этого праздника произошло от староирландского слова Samhain,
которое означало «конец лета» и впоследствии превратилось в ирландское
название месяца ноября.
Большинство символов праздника имеют долгую историю. Например, традиция изготовления тыкв-светильников пошла от кельтского обычая создавать фонари, помогающие душам найти путь в чистилище. В Шотландии в качестве символа Хэллоуина выступала репа, но в Северной Америке её быстро заменила тыква, как более дешёвый и доступный овощ. Впервые создание тыкв-светильников в Америке было зафиксировано в 1837 году; этот ритуал, проводившийся во время сбора урожая, не имел никакого отношения к Хэллоуину вплоть до второй половины XIX столетия.
Главным символом праздника является так называемый Светильник Джека (англ. Jack-o'-lantern — Джек-Фонарь). Он представляет собой тыкву, на которой вырезано зловеще усмехающееся лицо; внутрь тыквы помещается зажжённая свеча. Впервые «светильники Джека» появились в Великобритании, но первоначально для их изготовления использовали брюкву или репу. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов. Когда традиция празднования Хэллоуина распространилась в США, светильники стали делаться из тыкв, более доступных и дешёвых.
Костюмы
Облачение в карнавальные костюмы — сравнительно недавно возникший элемент праздника. Впервые как полноценный обычай оно было зафиксировано в начале XX века и восходит к американским традициям костюмированных вечеринок. Впервые ношение маскарадных костюмов на Хэллоуин зарегистрировано в 1895 году в Шотландии, когда дети в масках ходили по домам и получали пирожные, фрукты и деньги. Нет ни одного упоминания о подобных традициях в США, Ирландии или Англии до 1900 года. В Шотландии детей, которые, одевшись в карнавальные костюмы, изображающие разных монстров или других персонажей, ходят от дома к дому и выпрашивают сладости, называют guisers, а сам обычай — Guising («га́йзинг», от англ. guise — ношение маски, наряда, шуточное переодевание). Костюмы для Хэллоуина, как правило, начинают продавать ещё в августе.
Традиция наряжаться в костюмы и ходить от дома к дому, выпрашивая сладости, появилась ещё в Средневековье и первоначально была связана с Рождеством. В Англии и Ирландии бедняки издревле ходили по домам и выпрашивали так называемые «духовные пирожные» в День всех святых (1 ноября), обещая в обмен молиться за души умерших родственников хозяев. Хотя этот обычай считается исконно британским, исследователи также находили упоминания о нём на юге Италии. Один из персонажей комедии Уильяма Шекспира «Два веронца» произносит фразу «Ты скулишь, как нищий на День всех святых», что свидетельствует о широком распространении данного обычая уже в конце XVI столетия.
Помимо выпрашивания сладостей и ношения разнообразных костюмов, празднование Хэллоуина также связано с некоторыми специфическими играми и гаданиями. Например, можно встретить упоминания о гадании с помощью кожуры: шотландские девушки срезали кожуру с яблок, стараясь сделать её как можно длиннее, и кидали через плечо. Считалось, что упавшая кожура принимала вид первой буквы фамилии суженого. Другой обычай основывался на известном поверье о Кровавой Мэри, которое в наши дни превратилось в популярную городскую легенду. Это гадание заключалось в том, что молодые девушки должны были в тёмном доме подняться по лестнице спиной вперёд и провести свечой перед зеркалом. После этого в зеркале якобы должно было показаться лицо будущего мужа, но девушка могла увидеть в зеркале и череп — это означало, что она умрёт, так и не выйдя замуж.
Аттракционы
Важной традицией празднования Хэллоуина является организация так называемых Haunted attractions (рус. Аттракционы, населённые призраками), главная цель которых — приятно напугать посетителей. Старейшим подобным аттракционом считается «Населённый призраками дом Ортона и Спунера», открытый в 1915 году. В большинстве случаев этот бизнес имеет чёткие сезонные рамки. От обычных «домов с привидениями» эти аттракционы отличаются использованием стогов сена и кукурузных лабиринтов в символике. Подобные мероприятия приносят США примерно 300—500 миллионов долларов в год и привлекали до 400 000 клиентов во время пика этой индустрии в 2005 году. Технический уровень подобных проектов постоянно растёт, вплоть до голливудского уровня.
После того, как Хэллоуин начал активно отмечаться с XIX века в США и Канаде, он распространился по всему миру благодаря влиянию американской культуры, при этом существует ряд региональных различий. Например, в Ирландии принято устраивать крупномасштабные пиротехнические действия и костры, а в Шотландии этот обычай отсутствует. За пределами стран, где живут потомки кельтов, праздник носит скорее коммерческий характер, чем культурный или ритуальный. В Японии в честь праздника проводятся ежегодные парады, иногда достигающие огромного количества участников, из-за чего создают крупные проблемы городским службам. Самое известное мероприятие такого рода проходит в городе Кавасаки, считается, что он — старейшее место празднования Хэллоуина в Японии.
Хэллоуин в России
Несмотря на огромную популярность праздника во всём мире, и официальный статус в США и крупных англоязычных странах, для России Хэллоуин всё ещё остаётся экзотическим и неоднозначным. Согласно социологическим опросам, россияне знают о празднике, но лишь одна пятая готова праздновать его. Но эта ситуация постепенно меняется, появляются магазины продающие костюмы для вечеринок, в том числе для Хэллоуина, а его празднование входит в расписание торговых центров и ночных клубов. По словам продавщицы одного из подобных магазинов, который существует уже 6 лет, россияне предпочитают всё шить сами, покупая только сложную атрибутику вроде холодного оружия, масок, рогов и т.д. В тоже время, Русская православная церковь продолжает подчёркнуто негативно относиться к празднику, который, руководитель службы коммуникации Георгий Завершинский, называет "карнавалом зла" и "религиозным фестивалем, несовместимым с русской культурой". По мнению религиоведа Ивара Максутова:
Вслед за священниками, негативное отношение к Хэллоуину было поддержано рядом чиновником, что выразилось также в ряде региональных запретов празднования его в государственных учреждениях, в том числе на Кубани в 2012 году и Карелии в 2001. Впрочем, данная инициатива довольно быстро себя исчерпала. Одной из причин подобного, называют отход от корней праздника в России, так-как среди россиян всё чаще становится модным одевать во время Хэллоуина исторические или тематические костюмы, далёкие от мистической тематики.
Связь с религией
Христианство
Представители различных христианских конфессий по-разному относятся к празднованию Хэллоуина. Некоторые приходы англиканской церкви поддерживают праздник, считая его проведение частью христианских традиций Дня всех Святых, а некоторые протестанты отмечают Хэллоуин в память о Реформации, празднование которой отмечается в тот же день. Отец Габриэль Аморт, ватиканский экзорцист, считает, что «если американские и английские дети одеваются как ведьмы на одну ночь в году, то это не проблема. Нет ничего плохого, если это всего лишь шутка». Многие современные протестантские и католические священнослужители воспринимают праздник как весёлое мероприятие для детей, позволяют проводить его в своих приходах, разрешают детям и их родителям наряжаться, играть в игры и бесплатно получать конфеты.
Приверженцы Викки отождествляют Хэллоуин с Самайном и отмечают его как священный день года. Среди виккан Самайн и Хэллоуин считаются одним праздником, они называют его «sow-en». Этот подход базируется на культе «бога Самайна» (или «Сам Айна»), которого виккане, вслед за рядом фольклористов XIX века, считали кельтским богом Смерти. Одновременно с этим некоторые христианские фундаменталисты считали слово «Самайн» происходящим от имени Сатаны. Обе эти точки зрения современным научным сообществом опровергаются, так как на самом деле слово «Самайн» дословно переводится со староирландского как «ноябрь», и то же самое значение слова сохранилось в современном языке.
Давным-давно началась эта история. Тогда прекрасная Ирландия была страной свободного народа, не знавшего бед и угнетений, и населяли Ирландию кельты, народ мистический и таинственный. Много верований и традиций принесли из древней Франции на Британские острова кельтские маги – друиды. Они научили ирландцев собирать лекарственные травы, призывать на помощь силы природы, спасаться от зла и хоронить
* * *
Хэ́ллоуи́н (англ. Halloween, All Hallows' Eve или All Saints' Eve) — современный
праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии,
история которого началась на территории современных Великобритании и
Северной Ирландии. Отмечается 31 октября, в канун Дня всех святых. Хэллоуин традиционно
празднуется в англоязычных странах, хотя официальным выходным днём не
является. С конца XX века, в ходе процесса американизации и
глобализации, мода на атрибутику Хэллоуина возникла также в большинстве неанглоязычных стран Европы и в СНГ. Хэллоуин неформально
отмечается в некоторых других странах, имеющих тесные культурные связи с
США или Великобританией, например, в Японии, Южной Корее, Сингапуре,
Австралии и Новой Зеландии, в ряде островных стран Океании, с недавнего
времени — в России и других странах СНГ.
Этимология названияСогласно Оксфордскому словарю английского языка, слово «Хэллоуин» впервые упоминается в XVI веке как шотландское сокращение английской фразы All-Hallows-Even (рус. Вечер всех святых, even — сокращение от evening (рус. вечер); по-шотландски читается как «хэллувин»). Так в то время называли ночь перед Днём всех святых. Хотя словосочетание All Hallows можно найти ещё в староанглийском (ealra hālgena mæssedæg — рус. День всех святых), фраза All-Hallows-Even не встречается в письменных источниках до 1556 года.
История
Традиционная ирландская маска для гайзинга (начало XX века) и украшение дома светильниками Джека в 1919 году
|
Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов Британских островов
и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным. В то же время
нет никаких доказательств того, что в языческие времена праздник имел
какое-либо особое значение, кроме сельскохозяйственного и сезонного.
Традиционно считается, что восприятие Самайна как тёмного языческого
праздника, связанного с мёртвыми, обязано своим появлением христианским
монахам X—XI
веков, писавших о нём спустя примерно два столетия после утверждения
Дня всех святых и примерно через четыреста лет после принятия Ирландией христианства.
В то же время уже в VIII веке День всех святых начинает постепенно
замещать Самайн; благодаря взаимопроникновению гэльских традиций и
католических обрядов начинают формироваться первые зачатки будущего Хэллоуина.
С этого момента начинается преемственное развитие двух праздников. Как и Самайн, Хэллоуин традиционно отмечается в ночь с
31 октября на 1 ноября. В Шотландии и Ирландии Самайн носил название
Oidhche Samhna и Oíche Samhna (на шотландском и ирландском
соответственно), и современные носители гэльских языков по-прежнему
обозначают Хэллоуин словами
Oíche/Oidhche Samhna, в том числе такое название сохранено в википедии
на ирландском языке. До сих пор на севере Шотландии и Ирландии принято
проводить ритуалы для успокоения мёртвых и рассказывать ночью 31 октября легенды о предках.
Примерно в XVI веке сложилась традиция гайзинга — выпрашивания сладостей ночью
31 октября. Дети и взрослые надевали тканевые маски и ходили от одной
двери к другой, требуя от хозяев угощение и мелко шаля. Обычай надевать ролевые костюмы и носить с собой «светильник Джека»
во время гайзинга появился только на рубеже XIX и XX веков, причём в
обмен на деньги или еду изначально нужно было предлагать разные
развлечения. Впоследствии, по причине массовой эмиграции шотландцев и ирландцев в США, Хэллоуин популяризируется и там.
СимволыБольшинство символов праздника имеют долгую историю. Например, традиция изготовления тыкв-светильников пошла от кельтского обычая создавать фонари, помогающие душам найти путь в чистилище. В Шотландии в качестве символа Хэллоуина выступала репа, но в Северной Америке её быстро заменила тыква, как более дешёвый и доступный овощ. Впервые создание тыкв-светильников в Америке было зафиксировано в 1837 году; этот ритуал, проводившийся во время сбора урожая, не имел никакого отношения к Хэллоуину вплоть до второй половины XIX столетия.
Популярны
костюмы персонажей классических фильмов ужасов, например, Мумии и
чудовища Франкентштейна. В праздничном убранстве домов большую роль
играют символы осени, например, деревенские пугала. Основными темами Хэллоуина являются смерть, зло, оккультизм и монстры. Традиционными цветами являются чёрный и оранжевый.
Светильник ДжекаГлавным символом праздника является так называемый Светильник Джека (англ. Jack-o'-lantern — Джек-Фонарь). Он представляет собой тыкву, на которой вырезано зловеще усмехающееся лицо; внутрь тыквы помещается зажжённая свеча. Впервые «светильники Джека» появились в Великобритании, но первоначально для их изготовления использовали брюкву или репу. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов. Когда традиция празднования Хэллоуина распространилась в США, светильники стали делаться из тыкв, более доступных и дешёвых.
Истоки
этого обычая можно найти в древних ирландских и британских
традициях вырезания на овощах лиц во время проведения различных
ритуалов. Современный вид «светильник Джека» приобрёл примерно в 1837
году, тогда же он и получил это название. К 1866 году он уже прочно
ассоциировался с Хэллоуином. Впрочем, в США резная тыква ещё задолго до популяризации Хэллоуина
использовалась как один из символов сбора урожая. К 1900 году её
использование во время этого праздника постепенно вошло в обиход.
Ох!—плоды любимые детства!—старые дни напоминая,
Когда виноградное дерево багровело и коричневые орехи падали!
Когда дикие, уродливые лица, вырезанные нами на его кожуре,
Всматривались во тьму со свечой внутри!— Джон Уиттьер, «Тыква» (1850)
Традиции
Костюмы
Облачение в карнавальные костюмы — сравнительно недавно возникший элемент праздника. Впервые как полноценный обычай оно было зафиксировано в начале XX века и восходит к американским традициям костюмированных вечеринок. Впервые ношение маскарадных костюмов на Хэллоуин зарегистрировано в 1895 году в Шотландии, когда дети в масках ходили по домам и получали пирожные, фрукты и деньги. Нет ни одного упоминания о подобных традициях в США, Ирландии или Англии до 1900 года. В Шотландии детей, которые, одевшись в карнавальные костюмы, изображающие разных монстров или других персонажей, ходят от дома к дому и выпрашивают сладости, называют guisers, а сам обычай — Guising («га́йзинг», от англ. guise — ношение маски, наряда, шуточное переодевание). Костюмы для Хэллоуина, как правило, начинают продавать ещё в августе.
Исследование, проведённое Институтом розничной торговли США,
показало, что в 2005 году 53,3 % процента американцев планировали купить
маскарадный костюм на Хэллоуин и
намеревались потратить на это в среднем 38 долларов 11 центов. Общие
доходы от продажи костюмов составили $3,3 млн в 2005 году и $4,96 млн — в 2006. В 2009 году, во время экономического кризиса, средняя сумма расходов на приобретение хэллоуинской атрибутики гражданами США уменьшилась на 15 % по сравнению с 2008 годом и составила 56 долларов 31 цент.
Украшенные к празднику дома в Оттаве. Украшение дома на Хэллоуин говорит, что тут ждут детей
|
Основная тема костюмов на Хэллоуин — это
разная нечисть или сверхъестественные персонажи, однако популярны и
костюмы на совершенно произвольную тематику, хотя основной мотив
продолжает оставаться самым распространённым. Так, в 2000-х среди костюмов на Хэллоуин можно
было встретить не только костюмы вампиров, оборотней или ведьм, но и
фей, королев, деятелей поп-культуры и даже ролевые костюмы сексуальной
тематики.
Trick-or-treatТрадиция наряжаться в костюмы и ходить от дома к дому, выпрашивая сладости, появилась ещё в Средневековье и первоначально была связана с Рождеством. В Англии и Ирландии бедняки издревле ходили по домам и выпрашивали так называемые «духовные пирожные» в День всех святых (1 ноября), обещая в обмен молиться за души умерших родственников хозяев. Хотя этот обычай считается исконно британским, исследователи также находили упоминания о нём на юге Италии. Один из персонажей комедии Уильяма Шекспира «Два веронца» произносит фразу «Ты скулишь, как нищий на День всех святых», что свидетельствует о широком распространении данного обычая уже в конце XVI столетия.
Термин Trick-or-treat
впервые стал использоваться в США, первый раз его использование
зафиксировано в 1934 году, а сам он начал активно распространятся только
с 1939 года. Литературно его можно перевести как шутка или угощение (распространённые варианты — проделка или угощение, сладость или гадость
и др.) что указывает на шуточную угрозу нанести вред, если хозяин не
принесёт детям угощение. Но устоявшегося перевода термина на русский
язык нет и обычно он даётся в оригинале, либо с заменой на фразу кошелёк или жизнь.
Хотя термин вначале упоминался лишь на западе Северной Америки, к
1940-годам отмечено уже широкое распространение по всей стране. В
нынешние времена фраза носит отчётливо шутливый оттенок и её часто
используют за пределами США, например, в Ирландии и Японии, не боясь
получить обвинение в вымогательстве.
Игры и другие традицииПомимо выпрашивания сладостей и ношения разнообразных костюмов, празднование Хэллоуина также связано с некоторыми специфическими играми и гаданиями. Например, можно встретить упоминания о гадании с помощью кожуры: шотландские девушки срезали кожуру с яблок, стараясь сделать её как можно длиннее, и кидали через плечо. Считалось, что упавшая кожура принимала вид первой буквы фамилии суженого. Другой обычай основывался на известном поверье о Кровавой Мэри, которое в наши дни превратилось в популярную городскую легенду. Это гадание заключалось в том, что молодые девушки должны были в тёмном доме подняться по лестнице спиной вперёд и провести свечой перед зеркалом. После этого в зеркале якобы должно было показаться лицо будущего мужа, но девушка могла увидеть в зеркале и череп — это означало, что она умрёт, так и не выйдя замуж.
Важной традицией празднования Хэллоуина является организация так называемых Haunted attractions (рус. Аттракционы, населённые призраками), главная цель которых — приятно напугать посетителей. Старейшим подобным аттракционом считается «Населённый призраками дом Ортона и Спунера», открытый в 1915 году. В большинстве случаев этот бизнес имеет чёткие сезонные рамки. От обычных «домов с привидениями» эти аттракционы отличаются использованием стогов сена и кукурузных лабиринтов в символике. Подобные мероприятия приносят США примерно 300—500 миллионов долларов в год и привлекали до 400 000 клиентов во время пика этой индустрии в 2005 году. Технический уровень подобных проектов постоянно растёт, вплоть до голливудского уровня.
В США к этим аттракционам предъявляется ряд требований. Помимо
стандартного соблюдения правил безопасности, они должны быть оборудованы
знаками предупреждающими о густом тумане, громком звуке и тому
подобном. Обычно посещение этих аттракционов закрыто для беременных
женщин и людей со слабым сердцем. Согласно закону, перед открытием
аттракцион должен получить специальное разрешение проверяющих.
Праздничный стол
Хэллоуинские сладости
|
Поскольку праздник приходится на время урожая яблок, большинство хэллоуинских
сладостей основано на яблоках. Специально к торжеству готовят яблочную
карамель, яблоки в сиропе (иногда с добавлением орехов), яблочные
ириски. Сначала существовала традиция раздавать детям яблоки-конфеты, но
она быстро сошла на нет из-за городской легенды, которая гласила, что в
подобные конфеты злые люди кладут булавки и иголки. Хотя подобные
случаи были зарегистрированы несколько раз, они никогда не приводили к
серьёзным травмам.
Многие родители были уверены, что эти случаи были спровоцированы СМИ,
которые взращивали истерию на фоне первоначально ложных слухов.
В
свою очередь, в Северной Америке популярны кенди корны и кенди
пампкины, конфеты в виде кукурузы и тыквы соответственно. Кенди корн
представляет из себя конфеты из сахара, кукурузного сиропа,
искусственных красителей и связующих веществ. Их рецепт и способ
приготовления практически не изменились, производство кенди корнов до
сих пор базируется на ручной работе. Несмотря на своё название, кенди
пампкин представляет собой лишь вариацию предыдущей сладости.
Главное отличие «тыкв» от «кукурузы» это использование мёда, более
обильное добавление зефира и, наконец, часто используемый особенный
нежирный крем.
Помимо
разнообразных сладостей, существует традиционный хлеб бармбрэк, который
готовят в Ирландии к разным праздникам, в особенности к Хэллоуину.
При приготовлении праздничного бармбрэка в тесто прятали горох,
деревянную щепку, кусок ткани, монету и кольцо. Попавшийся едоку предмет
предсказывал будущее: горох — не ждать скорой свадьбы, щепка — неприятности в семейной жизни, кусок ткани — бедность, монета — богатство, кольцо — скорую свадьбу. В соответствии с этой традицией сейчас продаются бармбрэки с игрушечными колечками внутри.
Празднование Хэллоуина в мире и региональные отличияПосле того, как Хэллоуин начал активно отмечаться с XIX века в США и Канаде, он распространился по всему миру благодаря влиянию американской культуры, при этом существует ряд региональных различий. Например, в Ирландии принято устраивать крупномасштабные пиротехнические действия и костры, а в Шотландии этот обычай отсутствует. За пределами стран, где живут потомки кельтов, праздник носит скорее коммерческий характер, чем культурный или ритуальный. В Японии в честь праздника проводятся ежегодные парады, иногда достигающие огромного количества участников, из-за чего создают крупные проблемы городским службам. Самое известное мероприятие такого рода проходит в городе Кавасаки, считается, что он — старейшее место празднования Хэллоуина в Японии.
Несмотря на огромную популярность праздника во всём мире, и официальный статус в США и крупных англоязычных странах, для России Хэллоуин всё ещё остаётся экзотическим и неоднозначным. Согласно социологическим опросам, россияне знают о празднике, но лишь одна пятая готова праздновать его. Но эта ситуация постепенно меняется, появляются магазины продающие костюмы для вечеринок, в том числе для Хэллоуина, а его празднование входит в расписание торговых центров и ночных клубов. По словам продавщицы одного из подобных магазинов, который существует уже 6 лет, россияне предпочитают всё шить сами, покупая только сложную атрибутику вроде холодного оружия, масок, рогов и т.д. В тоже время, Русская православная церковь продолжает подчёркнуто негативно относиться к празднику, который, руководитель службы коммуникации Георгий Завершинский, называет "карнавалом зла" и "религиозным фестивалем, несовместимым с русской культурой". По мнению религиоведа Ивара Максутова:
В нашей стране Хэллоуин никогда не был карнавалом, карнавалы как правило, довольно редкое явление в русской культуре. Таким образом, все эти переодевания, в чём то даже театральные, не имеют культурных корней в нашей культуре. Православная церковь всегда консервативно оценивала подобные явления, а в тех случаях, когда праздник окрашен в определённый конфессиональный тон и стремится подражать иной религиозной культуре, негативная реакция вполне понятна. |
Вслед за священниками, негативное отношение к Хэллоуину было поддержано рядом чиновником, что выразилось также в ряде региональных запретов празднования его в государственных учреждениях, в том числе на Кубани в 2012 году и Карелии в 2001. Впрочем, данная инициатива довольно быстро себя исчерпала. Одной из причин подобного, называют отход от корней праздника в России, так-как среди россиян всё чаще становится модным одевать во время Хэллоуина исторические или тематические костюмы, далёкие от мистической тематики.
Христианство
Представители различных христианских конфессий по-разному относятся к празднованию Хэллоуина. Некоторые приходы англиканской церкви поддерживают праздник, считая его проведение частью христианских традиций Дня всех Святых, а некоторые протестанты отмечают Хэллоуин в память о Реформации, празднование которой отмечается в тот же день. Отец Габриэль Аморт, ватиканский экзорцист, считает, что «если американские и английские дети одеваются как ведьмы на одну ночь в году, то это не проблема. Нет ничего плохого, если это всего лишь шутка». Многие современные протестантские и католические священнослужители воспринимают праздник как весёлое мероприятие для детей, позволяют проводить его в своих приходах, разрешают детям и их родителям наряжаться, играть в игры и бесплатно получать конфеты.
Чаще
всего верующие христиане воспринимают праздник нейтрально из-за его
откровенной шуточности и наигранности. Римско-католическая церковь не
считает праздник религиозным, но признаёт его связь с христианством, в
связи с чем разрешает отмечать его в любых церковно-приходских школах.
В то же время некоторые христиане критикуют и отвергают празднование Хэллоуина,
считая, что его традиции восходят к язычеству и некоторым направлениям
оккультизма, противоречащим христианским идеалам. Отдельные
фундаменталистские и консервативные евангелические церкви приурочивают к
дню Хэллоуина выпуск брошюр,
описывающих муки грешников в аду, и протестуют против проведения
праздника, мотивируя это тем, что он развился из языческого дня мёртвых. Социолог Джеффри Виктор и культуролог Джек Сантино утверждают, что в США в канун Хэллоуина возрастает количество «сенсационных» газетных публикаций и в целом усиливается «сатанинская паника».
В странах Восточной Европы многие представители православной церкви выступают резко против празднования Хэллоуина, считая, что это «праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализации».
Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука
даже обратился к властям Запорожья и области с требованием прекратить
распространение в регионе «чужого православному народу» праздника.
Несмотря на растущую популярность этого праздника в России, Русская
православная церковь и Совет муфтиев России негативно относятся к
празднованию Хэллоуина:Ритуалы, связанные с этим днём, с детства приучают людей к тому, что нужно отдавать злу какую-то дань, примиряться с ним, даже сотрудничать — вместо того, чтобы бороться со злом и решительно отвергать его, как учит Русская Православная Церковь.— Зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин
Такого же мнения придерживался Михаил Дудко, священник из Успенского собора в Лондоне. По его словам, Хэллоуин символизирует
победу над Христом, а также, как и другие аспекты современной
поп-культуры, проповедует патологическую агрессию. Причиной подобного он
назвал ошибки либерализма англиканской церкви.
НеоязычествоПриверженцы Викки отождествляют Хэллоуин с Самайном и отмечают его как священный день года. Среди виккан Самайн и Хэллоуин считаются одним праздником, они называют его «sow-en». Этот подход базируется на культе «бога Самайна» (или «Сам Айна»), которого виккане, вслед за рядом фольклористов XIX века, считали кельтским богом Смерти. Одновременно с этим некоторые христианские фундаменталисты считали слово «Самайн» происходящим от имени Сатаны. Обе эти точки зрения современным научным сообществом опровергаются, так как на самом деле слово «Самайн» дословно переводится со староирландского как «ноябрь», и то же самое значение слова сохранилось в современном языке.
Реконструкторы жизни кельтских народов совершают в этот день подношения богам и своим предкам.
* * *
Легенда о празднике Семайн
"Первый огненный праздник"
Первый Огненный Праздник. Так же известен, как Самхейн. Во многих колдовских традициях, это Своеобразный Новый Год, главный праздник во всем Колесе Года.
Самайн символизирует торжество вечной Жизни,
Смерть и Перерождение вселенной и знаменует смерть Лета, Приход Зимы.
Считается, что на Самайн открываются врата в другой мир, практически
стирается тонкая грань между материальным миром и царством духов. Так
же, грань стирается и между добром и злом. В праздник иногда включается
элемент оплакивание Черридвен (Керридвен, Церридвен). Возрастает сила
тотемных энергий. Цвета Самхейна
- золотой, серебряный, черный и белый. Растения - дуб, мандрагора,
дурман, паслен, полынь, воронец белый. Кельтский Праздник Мертвых. Круг,
дом и алтарь украшается свечами и тыквами, а так же осенними листьями. В
этот день постарайтесь вспомнить о своих умерших родственниках, ведь Самхейн - это день духов.
Ночь на первое ноября, ночь, когда бразды правления
в подлунном мире берет Повелитель Зимы, Владыка Смерти. В эту ночь
последний раз позволено душам умерших в течение года навестить живых. В
эту ночь темные силы играют вокруг людей. Многие люди просто веселятся,
отгоняя страх и тьму. С древних времен в обычае людей рядиться в эту
ночь, чтобы души врагов не узнали и не причинили зла. Для отпугивания
темных сил из солнечных оранжевых тыкв делаются страшные маски, внутри
которых зажигается свеча. Но в эту же ночь легче всего спуститься в
подземелья своего подсознания и обрести Силу, если преодолеешь страх.
Это магическая ночь испытания и посвящения.
Ночь Духов - время смерти солнечного Бога. Для кельтов это - начало года. Бог, известный под многими именами, пересекает в этот день границу
между мирами живых и мертвых. Его прохождением рвется вуаль,
разделяющая миры и духи того мира могут придти к нам. Лишь небольшое
усилие требуется, чтобы услышать их голоса, ощутить их присутствие. Мы
можем ощутить рядом тех, кто был нам дорог и покинул нас, можем
соприкоснуться с давним прошлым, тем, что было задолго до нашего
рождения. Не пугайтесь ИХ присутствия. Пригласите их к своему огню.
Может быть, они хотят поделиться с вами знанием, а может быть - просто
хотят побыть недолго рядом с живыми.
Сам Бог прожил хорошую жизнь. Он рожден был Великой Матерью, Богиней, в день Солнцеворота. В Imbolc он
ребенком играл в снегах зимы под нежной опекой своей Матери. Юношей он
встретил красавицу Остеру в дни Весеннего Равноденствия. В Beltane они
вступили в брак и наслаждались взаимной любовью. Litha - время их
расцвета. Он нежился под восхищенным взглядом своей Супруги, и Земля
окружала их брачное ложе цветами. В Lughnassadh они радовались первым
плодам своего брака - Праздник Первого Урожая - начало сбора зерна.
Второй Урожай пришел в Mabon - фрукты, овощи, орехи, грибы. Они уже
стары, но она сильна - Женщина не теряет Силу, а он становится слабым и
уставшим. Он знает, что будет время Третьего Урожая, Samhain, когда он
сам станет плодом, сорванным с ветки. И вот пришла Ночь Духов. Следует
оплакать Бога, но помня о его счастливой жизни.
Вызовите в памяти своей тех, кто уже умер. Они тоже
прожили свои жизни и отдали свои плоды миру, подобно Богу. Не важно,
были они злыми или добрыми, щедрыми или скупыми, сильными или слабыми.
Не важно, какими они были и как они жили - они помогли формировать,
создавать тот мир, в котором теперь живем мы. История Мира приходит к нам
вместе с душами умерших. Это время для очищения, осмысления, понимания
и, возможно, перехода на новую ступень. Это - хорошее время для ритуалов
посвящения, инициации.
В этот праздник постарайтесь насладиться каждым вкусом, каждым запахом и ощущением. Почувствуйте, что вы - живы. Пусть этот день,
тень плача об умершем Боге, станет праздником живой жизни. Радуйтесь,
веселитесь. Но помните, что не только любимые придут навестить вас из
мира мертвых. Если есть среди тех, кто уже покинул наш мир, души
обиженных вами, ваших врагов, то и они постараются найти вас, чтобы
глянуть в ваши глаза с укором или ненавистью. Помните так же, что те из
живых, в ком много злобы и ненависти, обращаются к Иному Миру за
поддержкой в эту ночь и тоже находят такую поддержку. Для них это
праздник отрицания жизни, поэтому будьте осторожны и не гасите всю ночь
огонь на своем алтаре. Пусть горят свечи в выдолбленных тыквах на окнах и
у порога, отгоняя зло от вашего дома. На пороге и окнах рассыпают
шелуху от зерен.
В эту ночь нужно подать что-нибудь каждому
просящему. Кроме того, нужно вынести из дома и выбросить весь мусор и
старые, ненужные вещи. Следите за тем, чтобы чужой мусор не подкинули к
вашему порогу.
Ночь Духов - ночь ряженых и масок. Это
прекрасное время для всякого рода гаданий и получения советов от духов
предков и от Богини. В этот день нужно
приготовить ту еду, которую более всего любили умершие, к которым вы
хотите обратиться за советом и помощью. Для их душ на стол ставятся
отдельные приборы на почетных местах. Праздничный ужин в этот вечер
должен пройти в молчании. Вино пьют из рога, пуская его по кругу и
сплескивая немного духам.
Цвета праздника - оранжевый, черный и коричневый.
Атрибуты - маски из тыквы со свечами внутри, зерновые отруби, рог, символизирующий рог изобилия.
Рецепты священной пищи
Тыквенный хлеб.
Взять: 2 стакана варёной мякоти тыквы (варить 20 минут)
Third Harvest, Samana, Day of the Dead, Old Hallowmas (Scottish/Celtic), Vigil of Saman, Shadowfest (Strega), and Samhuinn. Also known as All Hallow's Eve, (that day actually falls on November 7th), and Martinmas (that is celebrated November 11th).
Символы Самхейна:
Урожай, Темные мистерии, Возрождение через смерть.
Тыквы, яблоки, черные кошки, фонарики.
Растения Самхейна:
Полынь, перец гвоздичный, листья дуба, корневище мандрагоры, шалфей, солома
Продукты Самхейна:
Тыквы, яблоки, орехи, репа, глинтвейн, свинина, говядина, домашняя птица.
Эссенции Самхейна:
Мята, мускат
Цвета Самхейна:
Черный, Оранжевый, Белый, Серебряный, Золотой.
Камни Самхейна:
Все Черные Камни, особенно жат и обсидан
* * *
Другие названия праздника Самхейн: Third Harvest, Samana, Day of the Dead, Old Hallowmas (Scottish/Celtic), Vigil of Saman, Shadowfest (Strega), and Samhuinn. Also known as All Hallow's Eve, (that day actually falls on November 7th), and Martinmas (that is celebrated November 11th).
Символы Самхейна:
Урожай, Темные мистерии, Возрождение через смерть.
Тыквы, яблоки, черные кошки, фонарики.
Растения Самхейна:
Полынь, перец гвоздичный, листья дуба, корневище мандрагоры, шалфей, солома
Продукты Самхейна:
Тыквы, яблоки, орехи, репа, глинтвейн, свинина, говядина, домашняя птица.
Эссенции Самхейна:
Мята, мускат
Цвета Самхейна:
Черный, Оранжевый, Белый, Серебряный, Золотой.
Камни Самхейна:
Все Черные Камни, особенно жат и обсидан
* * *
"Легенда о празднике Семайн"
Давным-давно началась эта история. Тогда прекрасная Ирландия была страной свободного народа, не знавшего бед и угнетений, и населяли Ирландию кельты, народ мистический и таинственный. Много верований и традиций принесли из древней Франции на Британские острова кельтские маги – друиды. Они научили ирландцев собирать лекарственные травы, призывать на помощь силы природы, спасаться от зла и хоронить
своих предков в земле. Но и друиды не могли знать, что находится по ту сторону жизни, за таинственной мрачной чертой, где больше нет ни горя, ни радости, ни слез, ни смеха, ни
врагов, ни друзей. Не было в Ирландии религий, обещавших райскую жизнь
или адские муки, а потому загробная жизнь представлялась им чем-то страшным, а умершие – злобными и агрессивными.
Дважды в год, как говорит древняя ирландская легенда, выходили умершие предки из-под земли, в день Самейн и день Бельтейн.
Выходили они, озлобленные, и бродили по земле и искали жертвы. Если
сумеют утащить с собой живую душу, отпустит их земля из своих недр
наверх, к солнцу яркому, к небу чистому. Но сильна была кельтская жажда
жизни: они гасили огонь, дитя подземное, мертвецов привлекающее,
одевались пострашнее и отпугивали мертвецов. Лишь наутро вновь возжигали
они огонь из общего источника – Усинач – и поддерживали его весь год,
не давая погаснуть.
И была ночь Самейн
– с 31 октября на 1 ноября – самой страшной, и так боялись ее кельты,
что и римлянам, завоевавшим Британию, не удалось искоренить этот страх.
Долго боролись римляне с ирландцами, долго шла христианизация, и лишь
один исконный праздник удалось сохранить прекрасному народу. Забылась
магия, забылось волшебство, были жестоко уничтожены друиды, но день Самейн
остался. И так порешили римляне: раз не могут они искоренить этот
праздник, сделают они и его христианским. И был у римлян искони праздник всех Святых (All Hallows Day), что приходился на те же числа, и слился этот праздник с днем Самейн, и был
он назван Хэллоуином (Halloween). И пришли затем на острова норманны.
Своя культура была у викингов, свои праздники, и был у них праздник под
названием Эльфийский Блот, когда приносили они угощения домашним эльфам, благодарили их за заботу, и слился и этот праздник с Хэллоуином.
Много традиций
объединилось в Хэллоуине, традиций разных народов, разных религий. От
норманнов пришел обычай выставлять на порог свечу и блюдо с угощением
для таинственных сил. Хэллоуинские костюмы – наследие кельтских
верований:
Знаменитый конкурс – вылавливание зубами плавающих в тазу яблок – пошел от римлян: на конец октября приходился день римской
богини Помоны, богини фруктов и деревьев, ее символом и было изначально
хэллоуинское яблоко. Отсюда же пошло самое популярное хэллоуинское
лакомство – засахаренные яблоки:
Римляне
же подарили нам широко известное, обожаемое детьми и нелюбимое многими
взрослыми “trick-or-treat” – выпрашивание угощений. Издавна в день всех
святых выпекали римляне пироги со смородиной и ходили по городам и
селам и подавали их нищим: чем больше пирогов подашь, тем больше грехов
замолят в предстоящем году за тебя богомольные странники.
И
самое яркое, в прямом смысле, украшение, символичное для Хэллоуина, -
тыква, или «Jack-o-lantern» - фонарик Джека – как ее называют
американцы, появилось именно в Америке:
В
Америку пришел этот праздник в 19 веке, вместе с ирландцами,
спасавшимися от британских и норманнских завоевателей, и сразу так
прижился, что уже в наши дни отмечается там гораздо шире: только
подумайте, американские дети, в большинстве своем, обеспеченные и не
знающие бед, накануне Хэллоуина вооружаются иголками с нитками и шьют
себе костюмы, да не потому, что их купить нельзя, а потому, что это
считается просто неприличным, появиться на балу в готовом костюме – его
надо непременно сшить самому, вложить в него частичку своей души,
наделяющей вещи магическими охранными свойствами.
Но вернемся к фонарику Джека: впервые был он
упомянут одним из первых истинно американских писателей Вашингтоном
Ирвингом. Вот какую легенду, не знаю, правдивую ли, нет ли, поведал этот
писатель:
«Жил
да был в Ирландии пьяница и хулиган Джек. И до того он был отчаянный,
что однажды умудрился загнать самого Сатану на дерево, а чтобы тот не
слез, вырезал на дереве крест. И заключили они соглашение: Сатана обещал
никогда больше не вводить Джека в искушение, за что Джек согласился
отпустить его. И вот, когда Джек умер, не пустили его ни в Рай, за его
пьянство и хулиганство, ни в Ад, за его шутку над Сатаной. Сатана вручил
ему одну единственную свечку, чтобы освещать путь в непроглядной тьме
загробного мира. Свечка была помещена в пустую репу, которая не давала
ветру погасить ее». Американцы, однако, настолько практичны были, что
предпочили плотную тыкву сравнительно мягкой и небольшой по размерам
репе. Так и появился фонарик Джека.
1. Обзаведись удобными прочными ботинками, в которых можно быстро убегать.
2. Обрежь костюм, чтобы он не волочился по земле и не оставлял следов.
3. Убедись, что маска оставляет хотя бы 180-градусный обзор, на случай, если кто-то решит подшутить над тобой за твоей спиной.
4. Возьми с собой часы, чтобы вернуться до того, как пробьет полночь и ты превратишься в тыкву.
5. Никогда не проси угощений в одиночестве.
6. Чтобы не перейти в мир привидений в погоне за угощениями будь осторожен на маггловских шоссе.
7. И когда проголодаешься, не поглощай угощения не глядя: мало ли что завернули в яркие фантики…
Лайана Лиггинс
Журналист
Мне нравится этот праздник. Хоть православная религия с ним не связана, но я его отмечаю.
ОтветитьУдалитьНикогда не отмечал и не собираюсь!
ОтветитьУдалить