Эльда́р Алекса́ндрович Ряза́нов (18 ноября 1927, Самара — 30 ноября 2015, Москва) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург, педагог, профессор. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979).
"Мой зритель уже умер"
Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре в семье начальника винного главка. Такую должность получил отец, и семья вскоре после рождения Эльдара переехала в Москву.
Эльдаром, что в переводе с персидского языка означает «владеющий миром», родители сына назвали в честь своей службы в Тегеране...
Эльдар Рязанов стал зрителем:
в Самаре установили скульптуру знаменитого режиссера
В пятницу, 27 октября 2017 г., в Самаре состоялось открытие первого в России памятника Эльдару Рязанову. Бронзовое изваяние легендарного режиссера установлено в сквере на улице Фрунзе.
В детстве мальчик зачитывался приключенческими романами и мечтал стать путешественником. После школы даже собирался поступать в Одесское мореходное училище, но помешала война.
В 1950 году Рязанов окончил ВГИК с красным дипломом. Его выпускная работа называлась «Они учатся в Москве». Затем режиссер около пяти лет специализировался на документальных фильмах и киноочерках.
В игровое кино Рязанов пришел в 1955 году, когда устроился на «Мосфильм». Его дебют в комедийном жанре сразу же имел огромный успех, это был фильм «Карнавальная ночь».
Комедии кинорежиссера стали классикой советского кинематографа. «Гусарская баллада», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» – вот только малый список работ Рязанова.
В фильмах Рязанова дебютировали такие звезды, как Людмила Гурченко, Анатолий Папанов, снимались Юрий Яковлев, Юрий Никулин, Андрей Миронов, Лариса Голубкина и многие другие известнейшие актеры. Да и сам режиссер снимался в эпизодах многих своих фильмов: «Дайте жалобную книгу», «Старики-разбойники», «Служебный роман» и других.
Начальник отдела насекомых
С 1979 года Эльдар Рязанов вел телепередачу «Кинопанорама». В 1984 году за свои заслуги получил звание народного артиста СССР.
В 2002 году стал президентом Российской академии кинематографических искусств «НИКА». А в 2005 открыл свой киноклуб – центр отечественной комедии.
Мне нравится все потертое и рваное.
У меня такая хорошая память, что я помню даже свой
довоенный телефон: Г-69132. Я помню, что банка крабов в войну стоила
77 копеек. Приходишь в любой магазин — а там одни крабы; их не покупал
никто. Что это и где это водится — никто ни фига не знал.
Я много с кем делал интервью — с Бельмондо, Клодом
Лелюшем, Филиппом Нуаре, Альберто Сорди, но лишь когда я шел к Феллини,
я шел и думал: «Иду к королю». Похожее чувство я испытал в 1968-м или в 1969-м, когда вез с «Мосфильма» Солженицына до его дома. Чувствовал, что у меня в машине что-то бесценное.
Только дураки думают над тем, как себя преподносить. Это, пожалуй, главное, чему я научился у Эйзенштейна.
Сегодняшнюю политическую ситуацию я сквозь себя
абсолютно никак не пропускаю. Я не знаю, в какой стране живу, не знаю,
какой у нас строй. Я не понимаю, условно говоря, за что сидит
Ходорковский, а другой олигарх почему не сидит. Я понимаю одно: кроме
русского языка, нас ничего больше не объединяет. Я сегодня живу
не в стране, а на своей территории.
Вы не смотрели моего «Андерсена»? Боитесь, что
я сделал говно? А я последние два года жил ради этого фильма. Андерсен —
кипяток со льдом и перец с вареньем. Все тут замешано. У него мать —
алкоголичка, сестра — проститутка, дед — сумасшедший, а он — гений. Да,
он отрекся от сестры и не приехал на похороны матери,
но он не преступник. Пусть каждый в своей биографии поищет,
не предавал ли он свою мать, не отрекался ли он от своих родственников,
нет ли у него каких-то тараканов в голове.
Где есть юмор — там есть и правда.
«Изображая жертву» — антипоколенческая вещь.
Матерный монолог следователя о молодых людях, которым все по фигу, — это
сильно. Я не люблю картины с матом, но я бы на его месте говорил
так же. Ненавижу это невежественное племя мальчиков и девочек.
Русские, если почитать фольклор, всегда хотели
получить все сразу и много, и при этом не работать. Русские сказки — это
и есть, к сожалению, национальная идея. Менталитет, который, мягко
сказать, симпатии не вызывает. Лучшие люди в России всегда существуют
вопреки ему.
Самое трудное, но и самое интересное и благодарное —
делать комедии о хороших и добрых людях. Мольер не написал ни одной
комедии, где действовали бы герои, которым мы хотим сочувствовать. Чтобы
работать в этом русле, надо иметь такое чутье и так любить людей, как
мало кто умеет. В нашем кино в этом жанре кроме нас с Эмилем Брагинским
никто не работал. Чаплин делал такое, но только лучше, чем мы.
Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые,
семидесятые и восьмидесятые — это же трогало и огромное количество
людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини
в восьмидесятых говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда.
* * *
Из ВИКИПЕДИИ:
Эльда́р Алекса́ндрович Ряза́нов родился 18 ноября 1927 года в Самаре (где жили родители матери) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Рязановой (Шустерман, 1902—1969). Вскоре семья Рязановых переехала в Москву, где его отец работал начальником винного главка, а затем был репрессирован. В 1930-х годах семья распалась, и будущий кинорежиссёр воспитывался матерью.
Эльдар Рязанов с
детства любил читать, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях.
После окончания десятилетки он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ответа он не дождался.
Волею случая Рязанов стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). К тому времени Козинцев был уже всемирно знаменитым режиссёром, автором таких фильмов, как «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1928), «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931), трилогия о Максиме (1934—1939) (все — совместно с Леонидом Траубергом). Среди педагогов был и Сергей Эйзенштейн, который «выделил» юного Рязанова.
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил
ВГИК, защитившись (совместно с однокурсницей З. П. Фоминой)
документальной лентой «Они учатся в Москве». Молодые режиссёры получили
диплом с отличием. На протяжении 5 лет Рязанов работал
в документальном кино. Он снимал киносюжеты для киножурналов
«Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков
смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки «Дорога имени Октября»
(с Л. Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1952), «Твои
книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба 1953), «Остров
Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954).
В 1955 году Эльдар Александрович стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым)
первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором
были и игровые эпизоды. А через год известнейший советский комедиограф,
руководитель киностудии «Мосфильм» И. А. Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. У Пырьева было подлинное продюсерское чутьё: фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами. Песни композитора Анатолия Лепина напевала вся страна.
В последующие несколько лет Рязанов показал, насколько разнообразно его комедийное дарование. Он поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). А в 1961 году сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» успешно выступили Сергей Юрский и Анатолий Папанов.
Папанов, уже известный в театральном мире, сыграл в фильме 4 роли,
развеяв тем самым миф о своей «некиногеничности». В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову снова оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. Самому Эльдару Александровичу стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова — Игорь Ильинский, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил,
в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов.
Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не
вызвало у автора никаких возражений.
В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Э. А. Рязанова: сценарист Эмиль Брагинский, композитор Андрей Петров, оператор Владимир Нахабцев, актёры Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, позднее — Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Светлана Немоляева. Можно с полным основанием утверждать, что одна из лучших картин Э. А. Рязанова — «Берегись автомобиля»
(1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про
благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные
коллизии, характеры и диалоги. Целую галерею разноплановых, узнаваемых
персонажей создали великолепные актёры Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Олег Ефремов, Ольга Аросева, Галина Волчек, Донатас Банионис и др. Всё это, а ещё — замечательная музыка Андрея Петрова сделали фильм поистине нестареющим.
Самую широкую зрительскую аудиторию неизменно привлекали и дальнейшие работы Э. А. Рязанова: «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1972), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975, телефильм), «Служебный роман» (1977), «Вокзал для двоих»
(1982). Его комедийный талант, жизнелюбие, наблюдательность и понимание
интересов массового зрителя раскрылись в жанре «городской сказки».
Невероятный или экстравагантный сюжет постановщик погружает в
реальную бытовую среду. В результате получается необычный сплав
условного и жизненного. К особенностям режиссёрского почерка Э. А. Рязанова
относится переплетение смешного и грустного, весёлого и печального. Его
любимый жанр — трагикомедия. Почти все его фильмы напоены музыкой и
стихами.
Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» (1979) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980, телефильм), оба остро критические по отношению к тогдашней действительности. В 1980—1990-е годы Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Он снял фильм «Жестокий романс» (1984, по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»), вызвавший бурную полемику в прессе, а также «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), «Небеса обетованные» (1991), «Предсказание» (1993), «Привет, дуралеи!» (1997), «Старые клячи», «Тихие омуты» (оба — 2000), «Ключ от спальни» (2003), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), «Карнавальная ночь-2».
Фирменным стилем, изюминкой картин Рязанова, стало появление режиссера в небольших эпизодических ролях абсолютно хулиганским образом. В фильме «Забытая мелодия для флейты» (1987) в текст героини был вплетен дружеский привет давнему другу Катаняну. Эта традиция была продолжена и в других картинах.
Эльдар Александрович создал
свой кинематограф, дал «путёвку в жизнь» многим молодым актёрам,
по-новому открыл актёров известных. С ним любят работать
кинематографисты, его обожают зрители. Он состоялся также и как
писатель, и как драматург. Э. А. Рязанов был
соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес.
Опубликованы его книги «Грустное лицо комедии» (1977), «Зигзаг удачи»
(1969, с Э. В. Брагинским), «Эти несерьёзные, несерьёзные фильмы»
(1977), «Смешные невесёлые истории. Комедии для кино и телевидения»
(1979, с Э. В. Брагинским), «Неподведённые итоги» (1983, книга выдержала
несколько изданий), «Убийство в библиотеке», «Пять вечеров с Владимиром
Высоцким», «TV Эльдар, или Моя портретная галерея», сборник стихов «Ностальгия», ряд других.
В 1979—1985 годах Эльдар Александрович прославился также в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама», автором и бессменным режиссёром которой была Ксения Маринина.
Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ.
Наиболее популярными стали телевизионные циклы «Восемь девок, один я»,
«Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о
странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях), «Парижские тайны Эльдара Рязанова (ОРТ)» (в этом цикле вышло, в частности, интервью Рязанова с Жаном Маре). Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года. В 1991 году участвовал в телеигре капитал-шоу «Поле Чудес» с Владиславом Листьевым на Первом канале Российского телевидения.
В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «НИКА».
23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Эльдара Александровича,
как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый
большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и
спектакли как российских, так и зарубежных режиссёров, проходят
творческие встречи, концерты.
Э. А. Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников — режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг). В 1984 году Эльдар Александрович был удостоен звания Народного артиста СССР, он дважды становился лауреатом Государственных премий: СССР (1977 — за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!») и РСФСР имени братьев Васильевых (1979 —
за фильм «Служебный роман»), награждён двумя орденами Трудового
Красного Знамени, орденами Дружбы народов и «За заслуги перед
Отечеством» II и III степени, а также французским орденом искусств и
литературы. Он — призёр международных кинофестивалей в Мадриде, Дели, Брюсселе и др. Член Союза кинематографистов СССР.
В телевизионной передаче «Большая разница» от 31 января 2010 года Рязанов признался, что его любимыми зарубежными фильмами режиссёра Тарантино являются «Криминальное чтиво» и «Убить Билла».
В интервью, данном в апреле 2010 года, Рязанов рассказал о проблемах со здоровьем.
В 2010 году стал одним из учредителей КиноСоюза.
В 2012 году Э. А. Рязанову присвоено звание «Почетный гражданин Самары».
Живёт и работает в Москве.Семья
Первая супруга — Зоя Фомина, режиссёр (1950-70-е годы)Дочь — Рязанова Ольга Эльдаровна, окончила МГУ, филолог, киновед
Вторая супруга — Скуйбина Нина Григорьевна, редактор на Мосфильме (1970-94-е годы)
Третья супруга — Абайдуллина (или Абдуллина) Эмма Валериановна, киноредактор.
Рязанов - любителям Высоцкого.
Мы не были с Высоцким друзьями - мы были лишь знакомы, относились Друг к
другу с симпатией, встречались мало, редко. Но однажды произошла
история, которую я расскажу, хотя и выгляжу в ней не очень красиво.
В 1969 году я намеревался снять фильм по знаменитой пьесе Ростана
"Сирано де Бержерак". Я пробовал многих актеров, очень талантливых. Но
что-то меня не удовлетворяло. Какое-то у меня было ощущение, что я
создаю очередную, скажем, двадцать седьмую по счету экранизацию
известной вещи. И тогда мне пришла в голову мысль - надо на главную роль
французского поэта XVII века взять нашего современного поэта, и я
предложил роль Евгению Евтушенко.
Он с огромным интересом откликнулся на это предложение. Он никогда
прежде не снимался, идея показалась ему заманчивой. (Это было еще
задолго до фильма "Взлет", где он сыграл Циолковского.) И мы сделали
пробу. Проба получилась интересной, очень удачной. Как мне кажется, и
потому, что поэта играл поэт. Евтушенко в роли Сирано был очень
своеобразен. Он, конечно, не выглядел, как эдакий легкий
дуэлянт-попрыгунчик, каким он может быть прочитан у Ростана. Нет, это
был другой совсем персонаж, более, может быть, тяжеловесный, но и более
значительный. Ну, короче говоря, я готовился к съемкам этой картины... И
вот в это самое время мы с женой были в театре,- сейчас уж не помню в
каком. И вдруг я увидел, что впереди на ряд сидят Владимир Высоцкий и
Марина Влади. Володя перегнулся, поздоровался. Вообще у нас как-то
принято (ну, я был, правда, и старше), что ° режиссерам артисты говорят
"вы", а те говорят актерам "ты". И он говорит: "Эльдар Александрович,
это правда, что вы собираетесь ставить "Сирано де Бержерака"?" Я говорю:
"Да".-"Вы знаете, мне очень бы хотелось попробоваться". Я говорю:
"Понимаете, Володя, я не хочу в этой роли снимать актера, мне хотелось
бы снять поэта". Я совершил, конечно, невероятную бестактность, ведь
Володя уже много лет писал. Правда, мне он был известен по песням
блатным, жаргонным, лагерным, уличным - по своим ранним песням. Он еще,
действительно, не приступил к тем произведениям, которые создали ему
имя, создали его славу, настоящую, великую, крупную. Эти песни должны
были еще родиться в будущем. "Но я ж тоже пишу",- сказал он как-то
застенчиво. Я про себя подумал: "Да, конечно, и очень симпатичные песни.
Но это все-таки не в том большом смысле поэзия",- но промолчал.
Относился я к нему с огромным уважением и как к артисту, и вообще
мне он был крайне симпатичен. И мы договорились, что сделаем пробу.
Мы репетировали, он отдавался этому очень страстно, очень
темпераментно. Сняли кинопробу. К сожалению, проба не сохранилась - так
же, как, кстати, и кинопроба Евтушенко. Тогда картину мне закрыли,
причем сделано это было грубо, категорично, диктаторски. Я находился в
трансе и не подумал о том, чтобы сохранить кинопробы. Кстати, я тогда
еще и не знал, что их уничтожают. Я узнал об этом некоторое время
спустя, когда через несколько лет мне понадобились пробы к "Сирано де
Бержераку". Тогда-то я и выяснил, куда все исчезает.
"Рукописи не горят",- утверждал М. А. Булгаков. Я думаю, он был
прав только в том случае, когда рукописи (или кинопленки) хранятся у
тебя дома, а не в государственном учреждении.
Однако фотографии Высоцкого в гриме Сирано сохранились у его мамы.
Все же травма, которую я нанес Высоцкому, была относительной, ибо
картина вообще не состоялась. Другое дело, я склонялся к тому, чтобы
взять на роль Евтушенко. И картина-то не состоялась именно из-за этого. В
этот период Евгений Александрович выступил с очередной резкой критикой,
и мне сказали: "Или вы отказываетесь от Евтушенко, или мы закрываем
картину. Даем вам на размышление двадцать четыре часа". Я от Евтушенко
не отказался - и картину через сутки закрыли. Ну, Высоцкий что-то, может
быть, знал об этом, что-то не знал. Во всяком случае картина не
состоялась. И никто другой эту роль не сыграл.
Но был еще один нюанс, из-за которого Высоцкий не мог играть роль
Сирано. Один из центральных эпизодов вещи строился на том, что
влюбленный Кристиан де Невильет - Друг и соперник Бержерака,- стоя под
балконом Роксаны, не был в состоянии сочинить ни одного страстного,
влюбленного стихотворения. И тогда, невидимый для Роксаны, скрытый под
балконом, Сирано начинает экспромтом сочинять рифмованные признания в
любви от имени Кристиана. И Роксана думает, что это ее избранник - де
Невильет - сочиняет такие дивные стихи. Если учесть уникальный,
неповторимый голос Высоцкого, то Роксану пришлось бы делать или глухой,
или идиоткой. Или пришлось бы переозвучивать Высоцкого ординарным
голосом, что являлось бы маразмом. Но проблема была решена иначе: фильм
попросту не дали снять...
А через несколько лет мой друг - сценарист, драматург и поэт
Михаил Львовский, который является поклонником, обожателем и собирателем
Высоцкого, сделал мне просто грандиозный царский подарок - он подарил
мне кассеты, где было восемь часов звучания Высоцкого. Это было уже
где-то в году 76-м, наверное. И я как раз поехал в отпуск в дом отдыха. И
каждый день в "мертвый час" я ставил магнитофон с песнями Высоцкого и
открывал для себя прекрасного, умного, ироничного, тонкого, лиричного,
многогранного поэта. Сначала я слушал один в номере. Потом я вынес
магнитофон на лестничную клетку, и каждый день в "мертвый час" никто не
спал - собиралось все больше и больше людей, через несколько дней около
магнитофона был весь дом. Двадцать четыре дня прошли у меня и у многих
под знаком песен Высоцкого. Они вызывали всеобщий восторг. Это была
тишина, в которой гремел, хрипел, страдал, смеялся прекрасный голос
Высоцкого...
Я приехал в Москву потрясенный. И с тех пор стал его поклонником
окончательным, безоговорочным, пожизненным, навсегда. По приезде я
позвонил ему по телефону и сказал: "Володя, ты себе представляешь, какое
счастье ты мне даровал! Я провел 24 дня рядом с тобой, я слушал твои
песни, ты замечательный поэт, ты прекрасен, я тебя обожаю". Я говорил
ему самые нежные слова, они были совершенно искренними. Он засмеялся,
довольный, и сказал: "А сейчас вы бы меня взяли на роль Сирано?" Я
сказал: "Сейчас бы взял".
Мы оба рассмеялись и повесили трубки...
* * *Ещё одна биографическая статья:
Рязанов Эльдар Александрович
ФИЛЬМЫ:
1956 Карнавальная ночь - режиссер
1957 Девушка без адреса - режиссер
1957 Цель его жизни – актер
1960 Совершенно серьезно – режиссер, автор сценария
1961 Человек ниоткуда - режиссер
1962 Гусарская баллада - режиссер, автор сценария
1965 Дайте жалобную книгу – режиссер, актер
1966 Берегись автомобиля - режиссер, автор сценария
1969 Зигзаг удачи - режиссер, автор сценария
1971 Cтарики-разбойники – режиссер, актер, автор сценария
1973 Невероятные приключения итальянцев в России Комедия – режиссер, актер, автор сценария
1975 Ирония судьбы, или С легким паром! – режиссер, актер, автор сценария
1977 Служебный роман - режиссер, автор сценария
1979 Гараж – режиссер, актер, автор сценария
1980 О бедном гусаре замолвите слово – режиссер, актер, автор сценария
1982 Вокзал для двоих – режиссер, актер, автор сценария
1984 Жестокий романс - режиссер, автор сценария
1987 Забытая мелодия для флейты – режиссер, актер, автор сценария
1988 Дорогая Елена Сергеевна – режиссер, актер, автор сценария
1991 Небеса обетованные – режиссер, актер, автор сценария
1996 Привет, дуралеи! – режиссер, актер, автор сценария
1993 Предсказание - режиссер, автор сценария
2000 Старые клячи – режиссер, актер, автор сценария
2000 Тихие омуты – режиссер, актер, автор сценария, продюсер
2003 Ключ от спальни – режиссер, актер, автор сценария, продюсер
2006 Андерсен: Жизнь без любви – режиссер, актер, автор сценария, продюсер
2007 Ирония судьбы. Продолжение – актер
2007 Карнавальная ночь-2, или пятьдесят лет спустя – режиссер, актер, автор сценария
1957 Девушка без адреса - режиссер
1957 Цель его жизни – актер
1960 Совершенно серьезно – режиссер, автор сценария
1961 Человек ниоткуда - режиссер
1962 Гусарская баллада - режиссер, автор сценария
1965 Дайте жалобную книгу – режиссер, актер
1966 Берегись автомобиля - режиссер, автор сценария
1969 Зигзаг удачи - режиссер, автор сценария
1971 Cтарики-разбойники – режиссер, актер, автор сценария
1973 Невероятные приключения итальянцев в России Комедия – режиссер, актер, автор сценария
1975 Ирония судьбы, или С легким паром! – режиссер, актер, автор сценария
1977 Служебный роман - режиссер, автор сценария
1979 Гараж – режиссер, актер, автор сценария
1980 О бедном гусаре замолвите слово – режиссер, актер, автор сценария
1982 Вокзал для двоих – режиссер, актер, автор сценария
1984 Жестокий романс - режиссер, автор сценария
1987 Забытая мелодия для флейты – режиссер, актер, автор сценария
1988 Дорогая Елена Сергеевна – режиссер, актер, автор сценария
1991 Небеса обетованные – режиссер, актер, автор сценария
1996 Привет, дуралеи! – режиссер, актер, автор сценария
1993 Предсказание - режиссер, автор сценария
2000 Старые клячи – режиссер, актер, автор сценария
2000 Тихие омуты – режиссер, актер, автор сценария, продюсер
2003 Ключ от спальни – режиссер, актер, автор сценария, продюсер
2006 Андерсен: Жизнь без любви – режиссер, актер, автор сценария, продюсер
2007 Ирония судьбы. Продолжение – актер
2007 Карнавальная ночь-2, или пятьдесят лет спустя – режиссер, актер, автор сценария
НАГРАДЫ:
Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии СССР (1977)
Лауреат премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979)
Лауреат премии за вклад в развитие советской кинокомедии (1983)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз среди комедий" (1958)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Специальный приз" (1983)
Лауреат премии "НИКА" в номинации "Лучшая режиссура" (1991)
Лауреат премии "НИКА" в номинации "Лучший игровой фильм" (1991)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени
Кавалер ордена «Дружбы»
Кавалер ордена "За заслуги перед Отчеством"
Кавалер французского ордена "Изящных искусств и литературы"
Призер Международных кинофестивалей в Мадриде, Дели, Брюсселе
Президент Российской национальной киноакадемии "Ника"
Кавалер ордена «Дружбы»
Кавалер ордена "За заслуги перед Отчеством"
Кавалер французского ордена "Изящных искусств и литературы"
Призер Международных кинофестивалей в Мадриде, Дели, Брюсселе
Президент Российской национальной киноакадемии "Ника"
Рязановское детство
Эльдар
Рязанов родился 18 ноября 1927 года, в Самаре. Эльдаром, что в переводе
с персидского языка означает «владеющий миром», родители сына назвали в
честь своей службы в Тегеране...
В детстве мальчика не пороли и
не ставили в угол. Ему просто выговаривали так, что он запоминал. Его
воспитывала сама жизнь. В войну он нянчил младшего брата, стоял в
очередях. Плакал от того, что сломал лыжу, понимая, как тяжело будет за
нее заплатить. В военные годы он постоянно хотел есть. И когда отменили
карточную систему, просто стал обжорой: начал есть и уже никогда не мог
остановиться, а может просто и не хотел…
В 17 лет Эльдар Рязанов
пристрастился к выпивке, пока не отравился. Потом лет восемь даже запаха
водки не мог переносить. Сейчас, правда, может себе позволить
пару-тройку рюмочек, но не больше. А вот курить начал, когда пошел в
школу, в 7 лет. Потом, правда, много раз пытался бросить: и к
гипнотизерам ходил, и к экстрасенсам. Спасло лекарство, насыщенное
никотином, которое действовало по принципу передозировки. С тех пор на
курящих Рязанов смотрит с отвращением, особенно на женщин.
В жизни
Эльдар Рязанов боялся, а вернее, побаивался Советской власти, вообще–то
он не из робкого десятка, но… Отец его сидел, и его могли из-за этого
не принять в институт. Отец был русский, но враг народа, а отчим еврей,
но не враг народа. Иногда даже было выгодней вписать в анкету
отчима-еврея вместо отца-врага народа, а иногда наоборот. Не угадаешь,
так все менялось.
Рязановкие педагоги
Эльдар
Рязанов в детстве был невероятным любителем чтения. И даже из
третьеклассника превратился в пятиклассника, подделав справку, чтобы
записаться в городскую библиотеку. А чтобы ускорить получение аттестата,
пошел еще дальше: за 22 дня сдал экстерном 11 школьных предметов и
поступил во ВГИК. Волею случая Эльдар Рязанов стал студентом 1-го курса
мастерской Григория Михайловича Козинцева.
Через два года
обучения состоялся знаменательный разговор всемирно знаменитого
режиссера, осознавшего вдруг, что мальчик слишком молод для профессии
режиссера. На что студент резонно возразил: мол, могли бы заметить мою
молодость во время вступительных экзаменов, при конкурсе 25 человек на
место. Логика студента была по достоинству оценена классиком советского
кино, режиссером «Гамлета» и «Короля Лира». И сегодня на внушительной
полке отечественной киноклассики фильмы учителя и ученика занимают свои
почетные места.
Среди педагогов Рязанова был и великий Сергей
Эйзенштейн, который увидел талант юного Рязанова и оказал огромное
влияние на него. Студентом Рязанов много раз бывал у него дома и
совершал с помощью редкостных книг увлекательные экскурсии — и в эпоху
Возрождения, и во французский импрессионизм, и в древнегреческое
искусство. А на «Мосфильме» школу молодого бойца начинающий режиссер
проходил под бдительной опекой самого Ивана Пырьева.
Рязановкое документально – хроникальное кино
В
1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, получив диплом с отличием. На
протяжении пяти лет молодой режиссер проработал в студии документальных и
хроникальных фильмов. Снимал на Сахалине, Камчатке, на Курильских и
Комодорских островах. Китобойные флотилии, краболовы, нефтяники,
железнодорожники, спортсмены, ученые... Жизнь им была познана во всем
объеме, а детская страсть к путешествиям удовлетворена сполна. Он снимал
киносюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости
дня», несколько выпусков смонтировал даже целиком. Снял первую
самостоятельную документальную ленту, посвященную 100-летию открытия
Октябрьской - Николаевской железной дороги.
Кстати, в январе 1988
года телевидение показало рязановский документальный цикл «Четыре
встречи с Владимиром Высоцким». Многие смотрели его тогда с включенными
магнитофонами, чтобы не проронить ни одно слова. И к 70 – летию великого
певца, в январе уже 2007 года нестареющая кинолента вновь вышла на
экран. Но это потом, а сейчас…
Вот он долгожданный поворот судьбы!
Оформление на главную киностудию страны, «Мосфильм», случилось в два
дня. И сразу же, став режиссером, Эльдар Александрович поставил вместе с
Гуровым первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в
котором уже были и игровые эпизоды.
«Карнавальная ночь»
Известнейший
советский комедиограф, в то время еще и руководитель киностудии
«Мосфильм» Иван Александрович Пырьев буквально заставил взяться за
кинокомедию Эльдара Рязанова, который пытался четыре раза отказываться -
но преодолеть плотную «опеку» Пырьева, ему, к счастью, так и не
удалось. Подлинное продюсерское чутье не подвело Пырьева: музыкальная
комедия-обозрение «Карнавальная ночь» стала лидером проката, имела
колоссальный успех.
После художественного дебюта «Карнавальная
ночь» имя начинающего режиссера Эльдара Рязанова узнала вся страна.
Знаменитый актер Игорь Владимирович Ильинский сыграл в картине одну из
своих лучших ролей - сатирический образ руководителя — бюрократа
Огурцова. Исполнительница главной роли в своем первом фильме, тогда еще
неизвестная молодая актриса Людмила Гурченко, стала кинозвездой. А песню
про «пять минут» композитора Лепнина запела вся страна!
Дальнейший
путь режиссера в кино был определен – кинокомедия! Тогда –то и сложился
коллективный портрет рязановского зрителя - умного, готового к
сочувствию, с чувством юмора, а еще - любящего в хорошей компании
душевную песню. Зритель отплатил великому режиссеру вечной любовью.
Вслед
за успехом дебюта наступил период поисков, проб и разнообразных
жанровых сочетаний фантастики, сатиры и эксцентрики. Таким стал фильм
«Человек ниоткуда», который в прокате почти не шел из-за цензурного
запрета. В «Человеке ниоткуда» успешно дебютировал Сергей Юрский. А
Анатолий Папанов, уже известный в то время в театральном мире, сыграл в
фильме аж четыре роли, развеяв тем самым миф о своей «некиногеничности».
«Гусарская баллада»
Создание героической комедии
о 1812 годе «Гусарская баллада» опять таки не прошло без большой
поддержки Ивана Пырьева. Он добился разрешения постановки, уговорил
сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. А самому Эльдару
Александровичу оставалось только, приложив огромные усилия, убедить
киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова это ни
кто иной, как сам Игорь Ильинский, что фильм вовсе не искажает русскую
историю, а, наоборот, романтизирует ее. Да, чуть, чуть, предварительно
дописав несколько стихотворных эпизодов, сократить пьесу Гладкова
«Давным-давно», послужившую драматургической основой фильма.
Конечно
же, сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что
не вызвало у автора никаких возражений. И только студентка отделения
музыкальной комедии театрального института Лариса Голубкина была найдена
без особых усилий и, после первых репетиций и кинопроб, утверждена на
роль главной героини в киноленту «Гусарская баллада».
Рязановские трагикомедии
Желание
видеть жизнь в смешном свете — это свойство характера, которым Рязанов,
к счастью, был наделен. Юмор для Эльдара Рязанова — отмычка, которая
открывает все двери. Трагикомедия, где сочетается смешное и печальное.
Где у зрителя ещё не просохли слёзы, а он уже гомерически хохочет. Это и
есть самый высокий жанр в кино, который был покорен великим Рязановым.
В
1966 году Эльдар Рязанов уже сам пишет сценарии своих картин. «Грустное
лицо» рязановский комедии — это лицо любимого им героя, в центре
внимания режиссёра — социальная тема, жизнь сегодняшнего города и его
людей, тружеников, представителей скромных интеллигентных профессий.
Этот тот человеческий тип, к которому принадлежат страховой агент Юрий
Деточкин, старики-разбойники, врач Женя Лукашин. Киноленты Рязанова
заключают в себе сплав веселого и печального, приближаются к
трагикомедии.
И, прежде всего, одна из лучших картин Рязанова –
«Берегись автомобиля». Режиссер дважды приступал к съемкам картины
«Берегись автомобиля», но всякий раз Юрий Никулин, приглашенный на роль
Деточкина, уезжал на большие гастроли. В итоге советского Робин Гуда -
Деточкина сыграл Иннокентий Смоктуновский. Единственные трогательные
автотрюки на легендарной «Волге» ГАЗ-21 в погоне под замечательный вальс
Андрея Петрова за всю историю советского кино случились именно в
«Берегись автомобиля». И главный герой Юрий Деточкин, своеобразно
понимая справедливость в этом мире, именно эту модель и похищал.
Все
- и что фильм основан на городском анекдоте про благородного угонщика
машин. И что в нем точно прописаны все жизненные истины, характеры и
диалоги. А еще целая галерея разноплановых, узнаваемых персонажей,
которую создали великолепные актеры Евгений Евстигнеев, Анатолий
Папанов, Андрей Миронов, Олег Ефремов, Ольга Аросева, Галина Волчек –
сделали фильм воистину нестареющим!
Будучи еще документалистом,
Рязанов создал телерассказ «Шесть вечеров с Юрием Никулиным» о
замечательном артисте и своем большом друге. А в картине
«Старики-разбойники» осуществил свою давнюю мечту и снял Юрия
Владимировича в главной роли вместе с Евгений Евстигнеев.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром»
Премьера
фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» состоялась в новогоднюю ночь
1976 года. Это реальная история по сценарию рассказа Никиты
Богословского о том, как он по ошибке отправил своего пьяного друга в
канун Нового года в Киев с 15 копейками в кармане.
Первоначально
маску Ипполита примерял Андрей Миронов, который после прочтения
сценария, захотел стать Лукашиным. Но Рязанов утвердил Мягкова. Потом на
роль Ипполита пригласили Олега Басилашвили, но у него вскоре умер отец,
и роль передали Юрию Яковлеву. На главную роль Нади Эльдар Рязанов
пригласил популярную польскую актрису Барбару Брыльску, а озвучивала эту
роль талантливая Валентина Талызина, так как по-русски Брыльска
говорила с огромным трудом. Фильм получился очень удачным, а
использование стихов и песен создали эмоционально насыщенную атмосферу
лирических раздумий над жизнью. С того времени и по сегодняшний день
«Ирония судьбы» стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. Лишь
в конце 80-х - объявленный в нашей стране период борьбы с пьянством
(как обычно не принесший никаких результатов) - фильм временно
прекратили показывать. Но уже вскоре он вновь появился на экранах...
Рязановские критические комедии
Определенную
черту в творчестве Рязанова подвели фильмы - сатирическая комедия
«Гараж» и телефильм «О бедном гусаре замолвите слово» - остро -
критические по отношению к тогдашней действительности. Замысел «Гаража»
появился после того, как самому Рязанову пришлось присутствовать на
заседании гаражно-строительного кооператива, в ходе которого нескольких
самых беззащитных владельцев лишили боксов при молчаливой поддержке
большинства. И режиссер вел себя на собрании не лучшим образом. Потому
фильм, можно сказать, его попытка загладить свою личную вину.
А
«Бедный гусар» после первого показа пролежал пять лет. И вовсе не
потому, что его кто–то запрещал или просто положил на полку,
нет….«Гусара» просто показали один раз – и все, никаких повторов,
никакой прессы, словно и не было такого фильма. Эльдар Рязанов обивал
пороги разных кабинетов, предлагая разные поправки. А картина тем
временем лежала себе: чиновники делали вид, что исправляют, а режиссер –
что соглашается с исправлениями. Хотя и им, и ему было ясно, что камень
преткновения, совершенно не в каком–то там публичном доме, и вовсе не в
каких-то остротах, а, именно, в том, что это фильм про тайную
спецслужбу, отравляющую людям жизнь. Вот и все причины! Потом в
восемьдесят пятом началась перестройка, и фильм тут же выпустили.
«Вокзал для двоих»
Сам
фильм «Вокзал для двоих» был снят на основе реальной истории. Поэт
Ярослав Смеляков, в 1953 году отбывал наказание в лагере. И после
дружеского застолья со своими друзьями, будущими кинодраматургами
Валерием Фрида и Юлием Дунским, жившими на поселении, тащился на
утреннюю поверку, неявка на которую могла привести к увеличению срока.
Не придумана и история главного героя «Вокзала для двоих» - пианиста,
взявшего на себя вину жены, которая сбила человека: в свое время так
поступил известный композитор Микаэл Таривердиев.
Олег
Басилашвили сначала изображал «своего» в колонии для несовершеннолетних
преступников, где снимался фильм. Но заключенные его быстро раскусили, а
постепенно даже стали уважать: «Я дослужился до «деда», ко мне
приходили за советом!» - рассказывал потом актер. «Вжилась» в свою роль и
актриса Людмила Гурченко - после съемок заключительного эпизода, когда
главные герои бегут по заснеженной трассе, чтобы успеть на перекличку в
колонию, у нее были вдрызг разбиты колени.
Рязановские фильмы конца 80-х – начала 90-х
К
концу 1980-х — началу 1990-х годов стало ясно, что Эльдар Рязанов
склонен попрощаться со своим привычным героем. В фильмах вдруг всем
знакомый, любимый герой Рязанова неожиданно преображается и терпит, как
не странно, крах. Причем это происходит из его сути, мелкости его
человеческой натуры. В экранизации Островского в драматической ленте
«Жестокий романс» привычный рязановский герой - Карандышев, в исполнении
привычного Мягкова, почему–то губит и себя, и красоту, к которой
стремится. Не способен перешагнуть свою малость и герой фильма «Забытая
мелодия для флейты».
А «Небеса обетованные»? Случайность, или…
Режиссер делал современную версию пьесы Горького «На дне», а в это время
вся страна пошла вдруг на дно, и картина получилась не о маленькой
прослойке, а обо всем народе, о том, что армия не двинется против
народа. И тут же все решили, будто Эльдар Рязанов предсказал ход
событий. И просмотры картины, после августовского путча 1991 года,
превращались в демократические митинги. Люди выскакивали на сцену,
выкрикивали лозунги…
Рязановские роли
Обычно
режиссер Эльдар Рязанов придумывал какую-нибудь роль-шутку для актера
Эльдара Рязанова. Своим «двойником» он сделал интеллигентного, но
безвольного профессора Смирновского, который неподражаемо спит в
«Гараже» на бегемоте. Это и железнодорожник в мелодраме «Вокзал для
двоих», и главный редактор газеты в лирической комедии «Дайте жалобную
книгу», и серьезный врач в «Невероятных приключениях итальянцев в
России», и очаровательный пассажир в самолете «Иронии судьбы, или с
легким паром», потом актер Рязанов повторит эту роль в продолжении
лирической комедии спустя много, много лет.
Он снялся в эпизодах
почти всех своих фильмов: человек с подзорной трубой и человек в кафе,
директор книжного магазина и хозяин гробовой мастерской, полицмейстер,
рентгенолог и кондитер, коллега Мячикова и просто сосед.
Рязановский «Андерсен»
В
сказочности, нереальности и утешительстве Эльдара Рязанова упрекали всю
жизнь. А Андерсен всегда нравился и режисеру, и просто человеку
Рязанову, находил отклик в его душе, хотя он и не подозревал, какой клад
найдет, когда влезет в его биографию, в его характер.
Во время
Второй мировой войны в Дании не погиб ни один еврей. Почему? Наверное
потому, что у них был Андерсен, сентиментальный, чудаковатый Андерсен,
внушивший им такие понятия о ценности каждой отдельной жизни.
В
картине Рязанова Андерсена играют три человека: в начале совсем
маленький Андерсен — Ваня Харатьян. Потом одно и то же лицо со
сказочником - Станислав Рядинский. И вылитый Андерсен - Сергея Мигицко.
Для
многих зрителей «Андерсена», например, стало открытием, что великий
сказочник был сыном алкоголички (в ее роли актриса Оксана Мысина),
братом проститутки (в роли - Галина Тюнина) и объектом воздыханий со
стороны горбатой адмиральской дочки Генриетты (Алена Бабенко). Но она
так и не добилась взаимности, потому что сам Андерсен был влюблен в
знаменитую шведскую певицу Йенни Линд – роль Евгении Крюковой.
Предложение руки и сердца писателя были красоткой отвергнуты, и писатель
сошел в могилу девственником.
Последний факт для самого Рязанова
немаловажен - как-никак, все его предыдущие мелодрамы заканчивались
счастливо. Андерсен действительно прожил страшную жизнь. Сам он был,
несмотря на всю состоятельность, бездомным, не имел угла, не завел
гнезда и называл себя приживалом по призванию. И он все-таки сохранил
нежность и добро в своем сердце. Он принес добро людям, он просто писал
сказки.
Смотришь «Андерсена» и вполне может показаться, что Эльдар
Рязанов до этого никогда ничего не снимал. Создается ощущение, что
последние более пятидесяти лет мастеру старательно затыкали рот. Но это,
в общем-то, не так уж далеко от истины, а тут наконец-то дали
выговориться. И он, всегда снимавший фильмы-ручьи, вдруг создал
полноводную реку с массой порогов, притоков и рукавов: в «Андерсене» У
Эльдара Рязанова серьезная историческая драма перемежается с комедией и
нарочито наивными экранизациями.
В своей картине режиссер отвел
себе роль хозяина гробовой мастерской, он практически хоронит Андерсена.
Это замечательная шутка в рязановском стиле для его рецензентов: «Он
похоронил Андерсена не только своей картиной, сделав ее бездарной, но он
еще и буквально сыграл хозяина гробовой мастерской, которая закапывала
великого сказочника в землю».
Рязановские единомышленники
Рязанов
не любит, когда его называют художником. «Я нормальный, здоровый
человек. А художник должен быть больным и чесать правое ухо левой ногой.
Если угодно, я мастер отечественного кино». Главной темой его
творчества был и остается человек. Поэтому так любят сниматься у
Рязанова актеры, зная, что рязановские роли украсят их биографию и
добавят народной любви.
В достаточно большой актерской
фильмографии Никиты Михалкова две роли все же стоят особняком. Проводник
Андрей с фиксами и чемоданом дынь из «Вокзала для двоих». И Сергей
Сергеевич Паратов в «Жестоком романсе» с песней-призывом «Так и надо
идти, не страшась пути, хоть на край земли, хоть за край!», воплотивший
мечту многих женщин. Уж если сгореть мотыльком, то красиво, а не в купе,
где «сама, сама, сама...». Два разных типа, а мужская суть представлена
идеально. Но в своих картинах Рязанов всегда стоит на стороне женщин.
Рязанову
так понравилась игра Олега Басилашвили в спектакле по Мольеру, что он
удивился: «И почему это я вас до сих пор не снимаю?!» На что актер в
шутку ответил: «Ну, так снимайте!»…
Эльдар Рязанов собрал вокруг
себя коллектив творческих единомышленников: сценарист Брагинский,
композитор Петров, оператор Нахабцев, актеры Яковлев, Миронов, Мягков,
Евстигнеев, Талызина, позднее - Лия Ахеджакова, Валентин Гафт...
Рязановские телепрограммы, и…
Эльдар
Александрович Рязанов прославился также в качестве ведущего
телепередачи «Кинопанорама». Кроме того, им создано более двухсот
авторских телепрограмм. Наиболее популярными стали телециклы «Восемь
девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем
воздухе» и «Парижские тайны Эльдара Рязанова».
Эльдар Рязанов
преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Его ученики
-режиссеры Мамин и Дыховичный, Цымбал и Фридберг. Состоялся он также и
как писатель, и как драматург. Рязанов был соавтором сценариев многих
своих фильмов, написал несколько пьес. Опубликовал книги «Грустное лицо
комедии», «Зигзаг удачи» с Брагинским, «Эти несерьезные, несерьезные
фильмы», «Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения» с
Брагинским, сборник стихов «Ностальгия», и ряд других произведений.
Рязановские крылатые фразы
Крылатые
фразы из фильмов Эльдара Рязанова обогатили наш повседневный лексикон.
«Карнавальная ночь» послала советскому зрителю витаминки, многие, из
которых актуальны и сегодня: «Коротенько, минут на сорок», «Есть ли
жизнь на Марсе — это науке не известно», «Бабу-Ягу воспитаем в своем
коллективе». После выхода фильма «Девушка без адреса» в прокат миллионы
зрителей как один подхватили: «Масик, ты болвасик!»
«Зигзаг удачи»
запомнилась отважным тезисом «Давно известно, что деньги портят
человека. Но отсутствие денег портит его еще больше!». Спустя полвека
после Октябрьской революции фильм нелицеприятно зафиксировал, что
выковать советский характер так и не удалось. Люди продолжали мечтать о
материальных благах.
А сколько перлов ушло в народ из «Служебного
романа». Кто не повторял хоть раз с ехидцей: «Мы вас любим в глубине
души. Где-то очень глубоко...», или не цитировал секретаршу Верочку:
«Походка свободная, от бедра!». А почти 50 реплик из «Гаража» оживляют
любое нудное собрание.
На доме № 125 по проспекту Вернадского
поклонники установили мемориальную доску, которая напоминает, что именно
здесь снималась квартира Жени Лукашина из бессмертной комедии «Ирония
судьбы, или с Легким паром». Чей киноадрес уже все знают наизусть: «3-я
улица Строителей, дом 25, квартира 12».
Рязановское личное
Оправданием
жизни и поступков, в этой самой жизни, Эльдару Рязанову служит сама
жизнь. Он не верующий, но с большим уважением относится к тем, кто
верит. Его детство пришлось на эпоху воинственного атеизма. Вот и живет
великий и мудрый Рязанов ради жизни и ради работы. И ничего другого ему и
не надо. Просто живет и просто работает.
«Легко ли быть рядом с
Рязановым? Отнюдь. Он слишком требователен к себе, а значит, и к другим.
Слишком обязателен и ответственен. Слишком работоспособен и неуемен.
Слишком честен, буквально, то есть, совершенно не умеет врать. Словом,
ему все время надо соответствовать, а это, поверьте, нелегко», - это
слова Эммы Валерьяновны, супруги Эльдара Рязанова.
А вот внук
режиссера Митя Трояновский видит деда другим: «Любимое место дедушки на
земле — это Валдай, где он построил дом на самом берегу озера. Он ловит
рыбу, у него там есть моторная лодка и скутер. Можно сказать, что давняя
дедушкина мечта стать моряком хоть на крохотную долю осуществилась.
Кроме того, он любит машины и здорово ими управляет. А еще каждое утро
обливается холодной водой...» Вот вам и рецепт долголетия…
Комментариев нет:
Отправить комментарий