19 октября 2017 г.

19 октября ( 06 октября ст.стиля) — Денис-позимний. Фома - покровитель печников.

Неверующий Фома
Микеланджело-Меризи Караваджо 1602-1603

Он был одним из двенадцати апостолов, первых учеников Иисуса. Фома отличался стремлением все увидеть собственными глазами, не доверял неподтвержденным истинам.

Не присутствовавший при распятии Христа, он отказывался поверить в Его Воскресение, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них перста. Через несколько дней Христос предоставил ему такую возможность и укорил: "Ты поверил, потому что увидел меня, блаженны не видевшие и уверовавшие". С тех пор имя "неверного", то есть "неверующего", Фомы стало нарицательным. Тем не менее, Фома был верным учеником. По одной из версий, до самой своей мученической смерти он проповедовал христианство в Индии; во всяком случае, индийские христиане до сих пор именуют себя "христианами апостола Фомы".

В крестьянском календаре Фомин день отмечается присловием, связанным не со служением апостола, а с чисто хозяйственными делами: урожай уже окончательно собран, а запасы его еще не растрачены: "Пришел Фома — ломит закрома, все бери задарма".

* * *
По народному календарю. Бураны, ветры. Фома — большая крома (сума), т.е. обилие хлебов.
* * *
Покровитель печников апостол Фома, 19 октября.

У печных мастеров существовали свои христианские патроны – святые Фома и Павел. Им приносили молитву до того, как в фундамент ложился первый камень. Работали печники, будто священнодействовали. Спокойно и невозмутимо. Печь вырастала на глазах. По обычаю в эти дни в доме готовился праздничный обед, которым хозяева потчевали мастеров. Если заказчик не держал уговора, экономил на работниках, обязанность хозяйки была в том, чтобы найти способ эту неловкость закрыть, досыта накормить и уважить людей. День апостола Фомы – 19 октября. Есть планы предложить этот день отмечать, как день печника.
* * *
6 октября по старому стилю это есть 19 октября по новому. 
К этому дню крестьяне выявляли изишки хлебных и других запасов. Т.к. это день святого апостола Фомы, то в народе говорили "Фома - ломит закрома, все бери задорма" .Так же говорили "Надевай теплое платье с Фомы", т.к. начинались ветры и бураны. Взято из книги Э.О.Бондаренко "Праздники христианской Руси". 
В этот день потчевали всех, в т.ч. и печников, т.к. - выявлялись излишки. И вообщем-то это официальное начало всенародного отопительного сезона, т.к. начинали носить теплую одежду. Так что все сошлось.
*
День печника (Фомы, 6 октября по старому стилю) и славления печников (Предтечи, 23 сентября по старому стилю. Иоанна Предтечи.) несколько разные даты
*
Да, был такой праздник (а может и есть). В этот день печников чествовали, угащали выпечками. В наши дни сей обычай потерял своё значение. Всё как то вокруг газа да электричества закрутилось 
*
В каких источниках день зачатия святого Иоанна Предтечи и "славления" печников совпадают? И что это за славление? Полагаю, что это местная традиция. В некоторых местах нашей Родины, например, Троица празднуется шире даже, чем Пасха.
взято с форума:  forum.stovemaster.ru/

19 ОКТЯБРЯ
День святого Фомы.


На Фому торговые люди замки меняют, в торго­вых лавках новые иконы и лампады ставят. К знаха­рю спешат, чтобы он дал им заговоренный кулич, оставленный для этой цели с Пасхи, или яичко кра­шеное, обмененное до 12 раз.

Раньше в лавку приходили шептуньи пошептать, чтобы торговое место всегда было полно народом. Уходила шептунья с полной сумкой продуктов за свой труд, и хозяин тоже был не внакладе, потому что знал, что с этого дня у него будет больше покупателей, значит, и казна станет богаче.

Многие торговые люди и сами знают заговорное слово на хорошую торговлю.

Вот один из таких заговоров, но вначале советую подготовиться.

Из муравьиной кучи возьмите землю, посыпьте ее в четырех углах торговой палатки (магазина). За тем трижды обойдите вокруг помещения магазина по часовой стрелке, про себя или вслух шепча:

Как в кучу муравьиную семья муравьев сбегается, как эта куча с каждым днем растет разрастается, так бы и ко мне, к моей лавке шел весь народ ногами, расплачиваясь кошелями. И как куча муравьиная разрастается, так пусть и народ в лавке моей никогда не кончается. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
"Неверующий Фома" Микеланджело  

* * *
Житие и страдание святого Апостола Фомы

Святой Апостол Фома, называемый близнец, родился в Галилейском городе Панеаде. Когда Господь наш Иисус Христос, во время Своего пребывания на земле с людьми, проходил по городам и селениям, уча народ и исцеляя всякие болезни, Фома, услышав его проповедь и увидев его чудеса, прилепился к Нему всею душою.

Насыщаясь сладкими словами Иисуса Христа и созерцанием его пресвятого Лица, Фома ходил за Ним и был удостоен Господом причисления к лику двенадцати Апостолов, с коими и следовал за Христом до самых его спасительных страданий.

По воскресении же Господа святой Фома своим недоверием к словам других Апостолов о сем еще более усилил веру Церкви Христовой, ибо в то время как прочие ученики Христовы говорили: "Мы видели Господа", он не хотел им поверить, доколе сам не увидит Христа и не прикоснется к его язвам. Спустя восемь дней по воскресении, когда все ученики собрались вместе и Фома был с ними, Господь явился им и сказал Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим".
Неверующий Фома
Микеланджело-Меризи Караваджо 1602-1603
 

Увидев Христа и прикоснувшись к живоносным его ребрам, Фома воскликнул: "Господь мой и Бог мой" (Ин. 20, 24-29).

Это событие с Фомою самым наглядным образом убеждает всех в истинности воскресения Господня, потому что Христос явился ученикам не как призрак и не в ином каком-либо теле, но в том же самом, в коем пострадал ради нашего спасения.

После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа, Апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них идти для проповедания Слова Божия. Фоме выпал жребий идти в Индию, чтобы просветить помраченные язычеством страны и научить истинной вере различные обитавшие там народы - парфян и мидян, персов и гиркан, бактрийцев и брахманов и всех самых дальних обитателей Индии.

Фома очень скорбел о том, что он посылается к таким диким народам; но ему явился в видении Господь, укрепляя его и повелевая быть мужественным и не страшиться, и обещал Сам пребывать с ним. Он скоро указал ему и возможность проникнуть в сии страны.

Царь индийский Гундафор, желая выстроить себе дворец как можно искуснее, послал купца своего Авана в Палестину, чтобы он поискал там такого искусного строителя, который был бы опытен в постройках и мог бы построить такие же палаты, какие были у Римских императоров. С сим самым Аваном Господь и повелел Фоме идти в индийские страны. Когда Аван искал искусных архитекторов в Панеаде, Фома встретился с ним и выдал себя за человека опытного в строительном искусстве. Аван, наняв его, вошел с ним в корабль, и они отправились в путь, пользуясь благоприятным ветром.

Когда они пристали к одному городу, то услышали здесь звук труб и иных музыкальных инструментов. Царь того города отдавал замуж свою дочь, и послал глашатаев оповещать по всему городу, чтобы на бракосочетание собирались и богатые и бедные, рабы и пришельцы, а если кто придти не захочет, тот будет подлежать царскому суду. Услыхав сие, Аван с Фомою, боясь, как пришельцы, разгневать царя, если не послушают его, пошли, на брачное торжество во двор царский. Когда все уселись и стали веселиться, Апостол сел на самом последнем месте и ничего не ел, не принимал участия и в веселье, но погрузился в размышления. Все смотрели на него как на странника и иноплеменника. Те же, кто возлежали рядом с ним, говорили ему:

– Зачем ты пришел сюда, когда ничего не ешь и не пьешь? 

Апостол сказал в ответ:

– Я пришел сюда не для того, чтобы есть и пить, но чтобы исполнить волю царя, ибо глашатаи громко оповещали, что если кто не явится на брак, то будет подлежать царскому суду.

В то время среди пировавших находилась одна женщина еврейка, которая прекрасно играла на свирели, припевая каждому из возлежавших какое-нибудь приветствие. Увидев Фому, который не веселился, но лишь часто поднимал взоры на небо, она поняла, что он – иудеянин, и, играя перед ним, пела ему на еврейском языке такой припев: "Един есть Бог – иудейский, сотворивший небо и землю".

Апостол же, слушая этот припев с удовольствием, просил ее несколько раз повторять те слова.
Виночерпий, видя, что Апостол не веселится, ударил его по лицу, говоря:

– Ты позван на брак – не будь же печален, а веселись, присоединившись к пьющим.

Тогда Апостол сказал ударившему его:

- Да воздаст тебе Господь за сие еще в сей жизни, и я пусть увижу руку, ударившую меня, влачимою псом на показ многим!

Несколько времени спустя ударивший Апостола виночерпий вышел к колодцу, намереваясь принести гостям воды для разбавления вина. Там внезапно напал на него лев, повалил и умертвил его и, высосав из него кровь, удалился. Тогда прибежали собаки, растерзали тело его на части, а один черный пес, схвативши его правую руку, приволок ее на пир и бросил пред всеми. Все присутствовавшие там, увидевши сие, пришли в ужас и спрашивали, чья эта рука. Женщина же, игравшая на свирели, воскликнула:

– Что-то необычайное таинственное совершается ныне у нас: с нами находится в числе возлежащих или Бог или посланник Божий. Ибо я видела, как виночерпий ударил одного человека и слышала, что сей человек сказал по-еврейски: "Пусть я увижу правую руку твою влачимою псом на показ многим", что, как вы все видите, и сбылось.

После этих слов на всех напал страх.

По окончании пира, царь, услыхав о происшедшем, призвал к себе святого Апостола Фому и сказал:

– Войди во дворец и благослови отданную замуж дочь мою.

Апостол, войдя в опочивальню, стал поучать новобрачных целомудрию и хранению чистого девства и, помолившись за них, благословил их и удалился. Во сне новобрачные увидали Иисуса, Который явился им в образе Апостола Фомы и с любовью обнимал их. Муж, подумав, что пред ним – Фома, сказал ему:

– Ты вышел от нас раньше всех – каким образом ты снова очутился здесь?

Господь ответствовал:

– Я – не Фома, а брат его, и все, отрекшиеся от мира и последовавшие за Мною так же, как и он, не только будут Моими братьями в будущей жизни, но и наследуют Мое царство. Итак не забудьте, дети Мои, того, что советовал вам Мой брат, и если, согласно его совету, вы сохраните непорочным свое девство, то удостоитесь нетленных венцов в Моем небесном чертоге.

Сказав сие, Господь стал невидим; они же, пробудившись от сна, рассказали друг другу то, что видели во сне, и, вставши, всю ночь усердно молились Богу; слова же, сказанные им, хранили в своем сердце, как драгоценные жемчужины.

Утром царь вошел в опочивальню, где находились новобрачные, и нашел их сидящими отдельно друг от друга. В недоумении, он спросил их о причине такого удаления друг от друга.

Они же сказали ему в ответ:

– Мы молимся Богу, чтобы Он дал нам силу до самой кончины нашей соблюдать в супружестве совершенное целомудрие, в каковом пребываем теперь, чтобы быть за то увенчанными в небесном чертоге нетленными венцами, как обещал явившийся нам Господь.

Тогда царь понял, что к сохранению девства убедил их странник, бывший накануне во дворце, чрезвычайно разгневался и тотчас послал своих слуг, чтобы они схватили Апостола, но они не нашли его, потому что он вместе с Аваном уже отплыл в Индию.

Прибывши к Индийскому царю Гундафору, они предстали пред ним, и Аван сказал:

– Вот, государь, я привез к тебе из Палестины искусного строителя, чтобы он мог устроить палаты, какие угодно твоему величеству.

Царь обрадовался, показал Фоме то место, где он хотел строить палаты, и, определив размеры их, дал ему большое количество золота для постройки, а сам отправился в другую страну. 
Апостол Фома крестит индийцев, фреска 


Фома, получив золото, стал раздавать его нуждающимся – нищим и убогим, сам же, подвизаясь в проповедании Евангелия, обратил многих к вере во Христа и крестил их.

В то время тот юноша, который, по совету Фомы, обещался хранить девство вместе с женою своею, услыхав, что Апостол в Индии проповедует Христа, вместе с нею прибыл к Апостолу. Наставленные святым Апостолом Христовой вере, они приняли от него святое крещение. Девица получила при сем имя Пелагии и впоследствии пролила кровь свою за Христа, юноша же наименован был Дионисием и впоследствии удостоен сана епископа. Возвратившись с Апостольским благословением в свое отечество, они распространяли славу Имени Божия, обращая неверных ко Христу и созидая в городах церкви.

По прошествии двух лет, царь послал к Апостолу узнать: скоро ли окончится постройка палат? Апостол ответил посланным, что остается только положить крышу. Царь обрадовался, ибо полагал, что Фома действительно строит ему на земле дворец, и послал ему еще много золота, повелевая поскорее соорудить для палат великолепную крышу.

Фома, получив еще золото, возвел очи и руки к небу, говоря:

– Благодарю Тебя, Господи Человеколюбче, что Ты различными способами устрояешь спасение людей!

И снова он раздал присланное царем золото тем, кто просил у него помощи, а сам продолжал усердно проповедовать Слово Божие.

По прошествии некоторого времени, царь узнал, что Фома даже еще и не начинал приводить в исполнение его повеление, что все золото роздано убогим, а строитель и не думает о постройке, но, проходя по городам и селениям, проповедует какого-то нового Бога и совершает дивные чудеса. Царь пришел в сильный гнев и послал слуг своих схватить Апостола. Когда святого Фому привели к царю, тот спросил его:

– Выстроил ли ты палаты?

Фома отвечал:

– Построил, и притом великолепные и прекрасные. 

Тогда царь сказал:

– Пойдем же и посмотрим твой дворец. 

Апостол отвечал:

– В жизни своей ты не можешь увидать дворца сего, но когда отойдешь из сей жизни, тогда увидишь и, с радостью поселившись в нем, будешь жить там вечно.

Царь, думая, что он смеется над ним, весьма оскорбился и повелел бросить его в темницу вместе с привезшим его купцом Аваном, где они должны были томиться в ожидании мучительной смертной казни: царь намеревался содрать с них живых кожу и сжечь их на костре.

Когда они сидели в темнице, Аван стал упрекать Апостола:

– Ты, – говорил он, – обманул и меня, и царя, назвавшись искуснейшим строителем. И вот теперь ты истратил без пользы и царское золото, и жизнь мою погубил. Из-за тебя я страдаю и должен умереть лютою смертью: царь жесток и умертвит нас обоих.

Апостол же, утешая его, говорил:

– Не бойся, для нас не настало еще время умирать; мы будем живы и свободны, и царь почтит нас за те палаты, которые я устроил ему в царстве небесном.

В ту же самую ночь царский брат заболел и послал сказать царю:

– Из-за твоей скорби и я также стал тосковать и от сей тоски впал в болезнь, от которой теперь умираю.

Немедленно вслед за сим брат царя действительно умер. Царь, забыв прежнее свое огорчение, впал в новую скорбь и неутешно рыдал о смерти своего брата. Ангел же Божий, взяв душу умершего, вознес ее в небесные обители и, обходя тамошние селения, показывал ей многочисленные великолепные и блестящие палаты, между коими одна была так прекрасна и блестяща, что ее красоты и описать невозможно. И спросил ангел душу:

– В какой из всех палат тебе более угодно жить?

Она же, взирая на ту прекраснейшую палату, сказала:

– Если бы мне было позволено пребывать хотя бы в углу той палаты, то мне ничего бы больше не было нужно.

Ангел сказал ей:

– Ты не можешь жить в сей палате, ибо она принадлежит твоему брату, на золото которого построил ее известный тебе пришелец Фома.

И сказала душа:

– Прошу тебя, господин, отпусти меня к брату, и я куплю у него сию палату, ибо он еще не знает красоты ее – и потом, купив ее, я снова возвращусь сюда.

Тогда ангел возвратил душу в тело, и умерший тотчас ожил и, как бы пробудившись от сна, спрашивал окружавших его о брате, и молил, чтобы царь поскорее пришел к нему. Царь, услышав, что брат его ожил, весьма обрадовался и поспешил к нему, и, увидав его живым, сделался еще радостнее. Воскресший же начал говорить ему:

– Я уверен, царь, что ты любишь меня, как своего брата; знаю, что ты безутешно плакал обо мне и, если бы можно было освободить меня от смерти, то отдал бы за то даже до полцарства своего.

Царь отвечал:

– Да, это совершенная правда.

– Если ты так любишь меня, – сказал на это брат царя,– то прошу у тебя одного дара – не откажи мне в нем.

Царь отвечал:

– Все, чем я владею в государстве моем – все даю тебе, любимому моему брату, – и клятвою подтвердил свое обещание. Тогда воскресший брат сказал:

– Дай мне палату твою, которую ты имеешь на небесах, и возьми за нее все мое богатство.

Царь, услышав такие слова, пришел в смущение и молчал, как бы потеряв способность говорить. Потом он сказал:

– Откуда у меня на небесах может быть палата?

– Воистину, – отвечал брат царя, – на небесах есть такая палата, о которой ты не знаешь и какой ты никогда не видал во всей поднебесной. Ее построил тебе Фома, которого ты держишь в темнице; я видел ее и дивился ее несказанной красоте и просил поместить меня хотя в одном углу ее, но это мне не было дозволено; ибо водивший меня ангел сказал: нельзя тебе жить в ней, потому, что это палата брата твоего, которую построил известный тебе Фома. Я просил ангела, чтобы он отпустил меня к тебе, чтобы купить у тебя ту палату. Итак, если ты любишь меня, отдай ее мне и возьми вместо нее все мое имение.

Тогда царь возрадовался о возвращении брата к жизни и о палате, построенной ему на небесах.

И сказал он воскресшему брату:

– Возлюбленный брат! Я клялся не отказать тебе ни в чем, что на земле мне подвластно, а той палаты, которая находится на небе, я тебе не обещал. Но если хочешь, то мы имеем зодчего, который может построить такую же палату и тебе.

Сказав сие, царь тотчас послал в темницу слуг, чтобы вывести оттуда святого Фому вместе с приведшим его купцом Аваном. Когда они явились к царю, сей последний поспешил на встречу к Апостолу и пал ему в ноги, прося у него прощения за свой грех против него, содеянный им по неведению. Апостол же, возблагодарив Бога, начал учить обоих братьев вере в Господа нашего Иисуса Христа, – и они, умиляясь душою, принимали с любовию слова его. Вскоре затем он крестил их и научил их жить по-христиански, а братья многочисленными милостынями своими создали себе вечные обители на небесах. Пробыв с ними несколько времени и утвердив их в святой вере, Апостол пошел в другие окрестные города и селения, подвизаясь в деле спасения душ человеческих.

В то время, когда Фома просвещал проповедью Евангелия индийские страны, наступило время честного преставления Божией Матери и все Апостолы из разных стран восхищены были на облаках небесных и перенесены в Гефсиманию, к одру Преблагословенной Девы. Тогда и святой Апостол Фома был восхищен из Индии, но не поспел прибыть к самому дню погребения Богопрославленного тела Пречистой Богородицы. Это устроено было Божиим изволением для того, чтобы удостоверить верующих, что Матерь Божия с телом была взята на небо. Ибо как относительно воскресения Христова мы более утвердились в вере чрез неверие Фомы, так относительно взятия на небеса с плотью Пречистой Девы Марии Богородицы узнали вследствие замедления Фомы. Апостол прибыл только на третий день после погребения и скорбел о том, что не мог быть в Гефсимании в самый день погребения, чтобы проводить с прочими Апостолами тело Матери Господа своего на место погребения. Тогда, по общему соглашению святых Апостолов, для святого Фомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы он, увидев пречестное тело, поклонился ему и утешился в своей печали. Но когда открыли гробницу, то не нашли тела, а только одну лежавшую там плащаницу. И отсюда все твердо уверились в том, что Матерь Божия, подобно Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом была взята на небеса.

После сего Фома снова появился в Индийских странах и проповедовал там Христа, обращая многих к вере знамениями и чудесами. Прибыв в Мелиапор, он просветил там многих проповедью Евангелия и утвердил их в святой вере следующим чудом. На одном месте лежало необычайных размеров дерево, которое не только люди, но даже и слоны не могли сдвинуть с места, Фома же привязал к сему дереву свой пояс и на том поясе оттащил дерево на десять стадий и отдал на построение храма Господня. Увидев сие, верующие еще более укрепились в вере, и из неверовавших многие уверовали. Апостол сотворил там и другое чудо, еще большее первого. Один языческий жрец убил своего сына и обвинял в этом святого Фому, говоря:

– Фома убил моего сына.

В народе поднялось волнение, и собравшаяся толпа схватила святого Фому, как убийцу, и требовала, чтобы суд обрек его на мучение. Когда же не находилось никого, кто мог бы засвидетельствовать, что Фома непричастен к тому убийству, то Апостол Христов стал умолять судью и народ:

– Отпустите меня, и я, во имя Бога моего, спрошу убитого, чтобы он сам сказал, кто убил его.

Все пошли с ним к телу убитого жреческого сына. Возведя очи к небу, Фома помолился Богу и потом сказал мертвецу:

– Во имя Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, юноша, – скажи нам, кто убил тебя?

И тотчас мертвец сказал:

– Мой отец убил меня.

Тогда все воскликнули:

– Велик Бог, Коего проповедует Фома.

Апостол был освобожден, и жрец, таким образом, сам попал в яму, которую выкопал для Апостола. После сего чуда великое множество народа обратилось к Богу и приняло крещение от Апостола.

Затем Апостол пошел еще дальше, в Каламидскую страну, где правил царь Муздий. Проповедуя здесь Христа, святой обратил к вере одну женщину, по имени Синдикию, племянницу Мигдонии, жены царского любимца Каризия. Синдикия убеждала Мигдонию, чтобы она познала истину и уверовала во Единого Бога, Создателя всей вселенной, Коего проповедует Фома. Тогда Мигдония сказала Синдикии:

– Я хотела бы сама увидать того человека, который проповедует истинного Бога, и услышать от него его учение.

Синдикия отвечала:

– Если хочешь увидать Апостола Божия, оденься в плохую одежду, как будто ты простая и бедная женщина, чтобы тебе не быть узнанной, и тогда пойдем со мною.

Мигдония так и сделала и пошла с Синдикией. Они нашли Апостола, проповедующего Христа, посреди большой толпы простых и бедных людей. Вмешавшись в толпу, они стали слушать учение Фомы, который много говорил о Христе Господе и учил вере в Него, причем говорил также о смерти, о суде и геенне и о царстве небесном. Слушая все сие, Мигдония умилилась сердцем и уверовала во Христа; возвратившись домой, она все время размышляла об апостольских словах и, беседуя с племянницей своей Синдикией о Христе, утверждалась в любви к Нему. С того времени она стала гнушаться неверующими, как врагами Божиими, и избегать всякого общения с ними в беседах и на пирах, а вместе с тем отдаляться вообще от мирских удовольствий. Она решила также прекратить супружеское сожительство с мужем своим. Это глубоко опечалило его, и когда он не мог заставить Мигдонию изменить свое решение, то стал просить царя Муздия, чтобы тот послал жену свою, царицу Тертиану, уговорить Мигдонию не гнушаться супружеским сожитием (царица Тертиана и Мигдония, жена Каризия, были родные сестры). Царица пошла к Мигдонии и спросила ее, по какой причине она не повинуется мужу. 
Мигдония отвечала:
– Потому, что он – язычник и враг Божий, а я – раба Единого истинного Бога, Иисуса Христа, и не хочу быть оскверненной человеком неверующим и нечистым.
Тертиана пожелала узнать, кто это Иисус Христос, Которого Мигдония называет истинным Богом. Тогда Мигдония изложила пред нею проповедь Апостола Фомы и учила ее познанию истинной веры. Тертиана, желая определеннее знать о Христе и лучше научиться вере, пожелала видеть самого Апостола и слышать его проповедь. Посоветовавшись с Мигдонией, она тайно послала за Апостолом и, призвавши его, обе умоляли наставить их на путь истинный. Он же, проповедуя им Христа, просветил их светом веры, омыл купелью святого крещения и научил их хранению заповедей Божиих и всяким добродетелям. Тертиана и Мигдония, запечатлевши в сердце своем все, что им было сказано, согласились обе служить Господу в чистоте и не сообщаться с мужьями своими, как с неверными. Апостол же силою Божиею продолжал творить многочисленные чудеса и исцелять всякие недуги, и многие, не только из простого народа, но даже из царских придворных, видя знамения, совершаемые Апостолом, и слушая его учение, обратились ко Христу. Один из сыновей самого царя, по имени Азан, уверовал и крестился у Апостола; ибо Сам Господь действовал чрез Апостолов, умножая церковь Свою и распространяя славу имени Своего.
Царица Тертиана, возвратившись от Мигдонии, пребывала в молитве и посте и продолжала отказываться от плотского сожительства с мужем своим. Царь, удивившись такой перемене в жене своей, сказал другу своему Каризию:
– Желая возвратить тебе твою жену, я потерял и свою собственную, и моя стала еще хуже относиться ко мне, чем твоя к тебе.
После сего царь и Каризий произвели самое строгое расследование о причине такой перемены, которую они заметили в своих женах, и узнали, что некий иностранец – пришелец, по имени Фома, научив их вере Христовой, убедил прекратить супружеское сожитие с своими мужьями. Узнали они также, что царский сын Азан и многие из служителей царского дома, а также начальствующие лица и бесчисленное множество простого народа, вследствие проповеди Фомы, уверовали во Христа. Все сие привело их в гнев, и они, схватив Фому, бросили его в темницу. После сего Апостол был представлен на суд царю. Царь спросил его:
– Кто ты – раб или свободный?
Фома сказал:
– Я раб Того, над Коим ты не имеешь власти.
Царь сказал:
– Вижу, что ты – лукавый раб, убежавший от господина своего и пришедший в эту землю развращать людей и смущать жен наших. – Скажи же, кто господин твой?
– Господин мой, – отвечал Апостол, – Господь неба и земли, Бог и Творец всякой твари. Он послал меня проповедовать Его святое Имя и обращать людей от заблуждения. Царь сказал:
– Прекрати, обманщик, свои коварные речи и послушайся моего повеления: как отвратил ты своею хитростью жен наших от нас, чтобы они не сообщались с нами, так снова обрати их к нам. Ибо если ты не сделаешь так, чтобы жены наши снова жили с нами в прежней любви и общении, то мы предадим тебя лютой смерти.
Апостол отвечал:
– Не подобает рабыням Христовым иметь супружеское общение с беззаконными мужьями и верующим быть оскверненными злочестивыми и неверующими.
Услыхав это, царь повелел принести раскаленные железные листы и поставить на них Апостола босыми ногами. Когда это было сделано, под досками вдруг появилась вода, которая и остудила их. Потом святого Фому ввергли в жарко растопленную печь, но на другой день он вышел из нее живым и невредимым.
После сего Каризий обратился к царю с таким советом:
– Заставь его поклониться и принести жертву богу солнца, чтобы он чрез то прогневал Бога своего, Который сохраняет его невредимым в мучениях.
Когда Апостол был приведен к идолу солнца, то идол тотчас растопился и растаял, как воск. Верующие ликовали при виде такого могущества Небесного Бога, и множество неверных обратилось к Господу. Идольские же жрецы возроптали на Фому за уничтожение их идола, и сам царь, чрезвычайно оскорбившись, думал о том, каким бы способом его погубить; он боялся, однако, народа и слуг своих и многих вельмож, уверовавших во Христа.
Сцена убийства Святого Фомы
Взяв Фому, царь вышел со своими воинами из города и все подумали, что он желает увидеть от Апостола какое-нибудь чудо. Пройдя около версты, царь отдал Фому в руки пяти воинам, приказав им взойти с ним на гору и пронзить его там копьями, а сам пошел в город Аксиум. Азан же, сын царя, и один человек, по имени Сифор, поспешили вслед за Апостолом и, догнав его, плакали о нем. Тогда Фома, испросив у воинов позволение совершить молитву, помолился Господу и рукоположил Сифора священником, а Азана диаконом и заповедовал им, чтобы они заботились об умножении верующих и распространении Церкви Христовой. После сего воины пронзили его пятью копьями, отчего он и скончался. Сифор и Азан долго оплакивали его и с честью погребли его святое тело.
По совершении погребения, они сидели около могилы Апостола и скорбели. И вот святой явился им, повелевая, чтобы они шли в город и утверждали братию в вере. Следуя сему повелению учителя своего, святого Апостола Фомы, вспомоществуемые его молитвами, они успешно управляли Церковью Христовою. Царь же Муздий и Каризий долго мучили своих жен, но были не в состоянии склонить их к исполнению своего желания. Поняв, что жены никогда до самой смерти не будут повиноваться им, они должны были оставить их жить свободно, по своей воле. Освободившись от бремени супружеского ига, женщины проводили жизнь в строгом воздержании и молитвах, служа Господу день и ночь, и приносили добродетельною своею жизнью великую пользу Церкви.
Несколько лет спустя, один из сыновей царя Муздия впал в беснование и никто не мог исцелить его, ибо в нем находился весьма лютый бес. Царь был чрезвычайно огорчен болезнью сына своего и задумал открыть гробницу святого Апостола, с целью взять одну из костей его тела и привязать ее своему сыну на шею, чтобы он избавился от бесовского мучения, ибо слышал он, что святой Фома при жизни своей изгнал множество бесов из людей. Когда же царь хотел сделать это, ему явился в сновидении святой Фома и сказал.
– Живому ты не верил, от мертвого ли думаешь найти помощь? Но не оставайся в своем неверии, – и Господь мой Иисус Христос будет к тебе милосерд.
Сие сновидение еще более усилило в царе желание открыть гробницу Апостола. Отправившись к месту погребения святого, Муздий открыл гроб, но мощей его там не нашел, ибо один христианин, тайно взяв святые мощи, унес их в Месопотамию и там положил в подобающем месте, Взяв земли с того места, царь привязал ее к шее сына своего, говоря:
– Господи Иисусе Христе! Молитвами Апостола Твоего Фомы исцели сына моего, и я уверую в Тебя.
И бес тотчас вышел из сына царского, и отрок выздоровел. Тогда царь Муздий уверовал во Христа и со всеми своими вельможами принял крещение от священника Сифора. Великая радость овладела сердцами верующих, ибо идолы были сокрушены и храмы их разорены, и на месте их сооружены церкви Христовы. Слово Божие распространялось и вера святая укреплялась. Царь, по принятии крещения, каялся в своих прежних грехах и у всех просил помощи и молитв. Пресвитер же Сифор говорил всем верующим:
– Молитесь за царя Муздия, чтобы он получил помилование от Господа нашего Иисуса Христа и отпущение грехов своих.
И вся церковь молилась за царя. На том же месте, где было погребено святое тело Апостола, совершались, по молитвам его, многие чудеса во славу Христа Бога нашего. Да будет ему со Отцем и Святым Духом от нас честь и поклонение во веки! Аминь.
* * *
Интересная статья о печных проблемах:
Пусть Вам повезет с печником
Автор этой статьи Александр Анатольевич Бобков, многие годы возглавлявший АОЗТ "Кадми", недавно, после тяжелой болезни скончался. Эта статья, впервые опубликованная в журнале "Мир усадьбы", №1,1999 

Каким же путем пойти ?



Каждому человеку, занимающемуся строительством, приходится сталкиваться с вопросами отопления. Одни устанавливают в своих пригородных домах водяные либо электрические системы отопления, другие ставят печи, но почти все, следуя веяниям моды, хотят посидеть в загородном доме у камина. И вот тогда приходится приступать к решению печного вопроса. 
Люди с ограниченными средствами идут в книжный магазин и скупают там всю литературу по данной теме, граждане среднего достатка обрывают телефон с объявлениями: "Печник со стажем 20лет строит печи и камины любой сложности очень дешево" или ищут такие объявления в газетах. Респектабельные господа едут в солидную фирму и заказывают там печные работы. Давайте рассмотрим каждый из этих вариантов подробнее. Тот, кто покупает книги по строительству печей, безусловно, сэкономит на печнике, но он может столкнуться со следующими проблемами: во-первых, если он купил книжку автора, который слабо знаком с печным делом, то шансов построить работоспособную печь или камин практически нет, а книги авторов - непрофессионалов сейчас не редкость; во-вторых, если человек хочет построить нестандартную печь, то найти проект в литературе практически невозможно; в - третьих, если непрофессионал самостоятельно сложит печь или камин, даже по очень хорошей книге, то результаты его работы предсказать будет трудно - ведь в любом деле нужен опыт. Теперь рассмотрим ситуацию, когда вы нашли печника по объявлению. 
Можете считать, что вы выиграли в лотерею, если печник, найденный случайно, сложил камин, который не дымит. Среди работающих печников в настоящее время немало хороших специалистов, и ни в коей мере не хочется бросать тень на их профессионализм. Но задумайтесь над такими вопросами: почему каких-нибудь восемь лет назад хорошего печника было "днем с огнем" не найти, а сейчас они везде, да еще и с "двадцатилетним" стажем? Да потому, что в течение последних пяти лет работало не менее пяти организаций, обучающих печников. Срок обучения на таких курсах колебался от одного до четырех месяцев, да и подготовка оставляла желать лучшего. Руководители курсов выполнили свою задачу - заработали денег. Зато теперь заработать хоть что-то пытается армия печников-недоучек более чем в две тысячи человек. Надо ли хорошему печнику искать себе работу? Нет, работа ищет печника. Хорошего печника заказчики передают из рук в руки. Поэтому, как правило, работу постоянно ищут печники, продукция которых оставляет желать лучшего. Зачем хорошему специалисту браться за работу "инкогнито"? Специалист стремится заключить с заказчиком договор, оставить свою визитную карточку, показать фотографии своих работ или свою работу в натуре, выполненную ранее. Ведь это бесплатная реклама! Если же вы обратились в фирму, занимающуюся печными работами, у вас появляются наибольшие шансы получить изделие достаточно высокого качества. Как правило, организации дорожат своей репутацией и следят за качеством выполняемых работ. При оформлении заказа заключается договор и подписываются необходимые сопроводительные документы, и есть люди, непосредственно отвечающие за качество выполненной работы, и, в крайнем случае, будет можно предъявить претензии конкретному юридическому и физическому лицу. Делая заказ в организации, надо помнить следующее: не всегда солидная реклама и престижный офис дают вам гарантию ее надежности; лучше всего посмотреть работы, выполненные печниками фирмы, прямо на готовом объекте, т. к. фотографии могут быть чужими или вырезанными из журналов. К тому же фотография не передает полного впечатления от изделия. Будет гораздо надежнее, если вы сами услышите отзыв заказчика о работе данной фирмы; прежде чем подписывать предложенные вам документы, внимательно ознакомьтесь с ними и, если понадобится, внесите необходимые изменения. Если документы вас не удовлетворяют, а руководство фирмы не идет на внесение важных, на ваш взгляд, изменений или дополнений, то лучше поискать более сговорчивую фирму или рассмотреть обоснованность ваших требований.

По поводу цен на печные работы хочется поговорить более подробно. 

Прежде всего, цена зависит от качества и объема выполненной работы. Как показывает опыт, строительство изделия объемом в 1300 шт. кирпича при высоте стояка около 6м. У печника с помощником занимает приблизительно 7-10 дней, а печь с камином на 1500-2000 шт. кирпича занимает около двух недель. И это при 9 -10-часовом рабочем дне без выходных. Причем, хочу подчеркнуть, что это при кладке среднего качества. Изделие высокого качества требует рабочего времени в 1,5-2 раза больше. Печь сложной конструкции на 1200 шт. кирпича может потребовать 25-30 рабочих дней. Прежде чем договориться с печником о начале работы и о сумме, спросите, за сколько времени он вам выполнит данный объем работ. Исходя из названного срока и количества кирпича легко можно прикинуть качество работы, которое будет достигнуто. Для этого дам вам подсказку: при изготовлении печи или камина за один рабочий день печник с помощником может уложить 70- 100 шт. кирпича при работе среднего качества, 50-80 шт. - при работе хорошего качества и 30-60 шт. - при работе высшего качества. При кладке стояка скорость увеличивается на 30-50 %. Опытный специалист назовет вам не менее десятка параметров, по которым он оценивает качество работы. Назову лишь некоторые из них. 

Отбор кирпича: по трещиноватости, по цвету, по количеству сколов на лицевой стороне, по перпендикулярности углов, по соответствию габаритных размеров стандарту и т. д. Даже очень хороший импортный кирпич имеет дефекты, и если их не учитывать, то качественной кладки вы не получите. Печник-профессионал должен не только видеть эти дефекты, но и уметь скрывать их или использовать для пользы дела. От чего же еще, кроме качества, может зависеть цена на печные работы? Оказывается, от множества параметров: от бытовых - есть ли место для ночевки и приготовления пищи, далеко ли до питьевой воды и магазина, можно ли уехать в город общественным транспортом или позвонить; от производственных - есть ли электричество, так как сейчас почти все печники пользуются электроинструментом и сложные работы выполнить без него невозможно, есть ли у вас леса и трапы на крыше, какой угол уклона крыши и чем она покрыта, тепло ли на рабочем месте и т. д.; от прочих - в какой сезон проводятся работы, каков общий уровень цен в настоящее время. Это наиболее общие, но далеко не все причины, влияющие на ценообразование, и каждый конкретный заказ следует рассматривать отдельно. Печь является не только предметом интерьера, она должна выполнять свои функции. 

По своему функциональному назначению печи подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными в настоящее время являются отопительные и отопительно - варочные печи. Отопительные печи служат для обогрева помещений. Отопительно - варочные печи используются как для приготовления пищи, так и для обогрева, хотя основным их предназначением все же является первое. Поэтому большая часть вырабатываемого тепла уходит именно на нагрев плиты с настилом и духовкой, остаток неиспользованного тепла аккумулируется в щитке. Выбирая конструкцию печи, вы должны помнить об этом, и если основное предназначение печи - это отопление, а готовить еду вы планируете, например, на газовой плите, то рациональнее поставить отопительную печь и отказаться от плиты. Каждый отопительный сезон это решение сэкономит для вас немало дров. Емкость для нагрева воды или духовку можно установить и в отопительной печи, плита для этого не обязательна, но и это решение уменьшит количество тепла в помещении. К тому же установка металлических конструкций в печь понижает ее надежность. Металл и кирпич имеют разный коэффициент теплового расширения, и малейшая ошибка при установке изделий из металла может привести к частичному разрушению печи. 

Учитывая сказанное, подумайте, так ли уж необходимы вам плита, духовка или водогрей. Если же вы все-таки приняли решение ставить плиту или печь с отдельными металлическими элементами, постарайтесь пригласить для выполнения этой работы печника наиболее высокой квалификации и использовать металлические изделия из чугуна, а не из стали. У чугуна коэффициент теплового расширения ближе к коэффициенту кирпича, да и срок службы чугуна в печах значительно больше, чем у стали. 

Проследите, чтобы при установке металлических изделий в печь была предусмотрена возможность их замены "малой кровью", не разбирая массив печи. А менять их, возможно, придется ввиду того, что срок службы у кирпича и металла, подверженного тепловым нагрузкам, существенно различается. Выбрав тип печи по назначению, требуется определить ее необходимую мощность. Полный расчет мощности и теплоотдачи печи требует серьезных расчетов. Привлечение специалиста соответствующей квалификации - удовольствие не из дешевых. Печники, как правило, используют или готовые конструкции печей, или проектируют "на глаз", исходя из своего опыта. 

Чем квалифицированнее печник, выполняющий работу, тем выше шанс получить хорошую печь. Теплоотдача печи напрямую зависит от мощности и площади отдающей поверхности. Если печь обогревает два смежных помещения и расположена посередине, между ними, то на каждое помещение придется половина тепла, полученного от печи. Если вы решили отопить одной печью три помещения, то при правильном расположении печи между ними на каждое придется только треть отдаваемого тепла. Подумайте, посоветуйтесь со специалистом, может быть, вместо того чтобы строить громадную печь на три помещения, будет экономичнее поставить две или три небольшие печки. 

Теперь о каминах

Можете не соглашаться со мной, но камин - это красивая игрушка. Конечно, приятно посидеть зимним вечером у огня, но если у печи КПД может достигать 70-80%, у самого эффективного камина, к сожалению, этот показатель не превысит 30%. Многим непременно захочется сделать камин с оборотами, чтобы хоть как-то повысить его КПД. Это возможно, но тогда получится уже не камин, а печка с огромной топкой без дверцы и громадным стояком, хотя внешне это возможно оформить как камин. Если вы проанализируете затраты на материалы и оплату печника, вполне может оказаться, что дешевле построить совмещенную конструкцию - стандартные печь и камин. Нередко приходится сталкиваться с попытками печников и заказчиков обмануть физику, но ни одна из этих попыток успеха не принесла. 
Камин - это изделие, обладающее определенными свойствами, характеристиками и соответствующей конструкцией. В стандартном камине никаких устройств, аккумулирующих тепло, не предусмотрено. Немного нагреваются стенки камина, а все остальное тепло летит в трубу. Данная конструкция изначально предусматривает прогрев за счет излучаемого и отраженного тепла, т. е. пока камин горит, он греет, погас - все. Есть несколько способов увеличить теплоотдачу камина, но его принцип остается неизменным. 
Одним из важнейших вопросов в печном деле является строительство фундамента. Это достаточно специальная тема, чтобы подробно ее рассматривать в данной публикации. Единственно, что необходимо отметить, - этот вопрос должен решаться при непосредственном участии печника, иначе он не сможет отвечать за надежность конструкции. 
Более подробно хочется коснуться вопросов подбора материалов. Самый важный компонент - это кладочный раствор. Какие бы у мастера не были золотые руки, какой бы высококачественный кирпич не использовался, если раствор приготовлен неправильно или из некачественных составляющих, печь будет жить не долго. Глину, песок, цемент должен подбирать сам печник, поскольку он отвечает за качество выполненной работы. Это касается и других материалов, но раствора в первую очередь. Не настаивайте на использовании имеющихся у вас материалов, если специалист сомневается в их качестве, лучше приобретите новые, в соответствии с рекомендациями печника. Этим вы избавите себя от дополнительных затрат на ремонт изделия. Покупая кирпич, тоже лучше посоветоваться со специалистом. Если по проекту отопительная система будет отделываться, то кирпич можно взять похуже. Такой кирпич обойдется на 30~50% дешевле. Нельзя брать низкокачественный кирпич, он может рассыпаться в печи, не выдержав тепловых нагрузок, в первый же год эксплуатации. Если же изделие выполняется "под расшивку" т. е. остается без отделки, то требования к внешним данным кирпича значительно возрастают. Для такой работы требуется кирпич с лицевыми поверхностями однородной окраски, без сколов и трещин, с прямыми углами и ровными плоскостями. При чистовой кладке также возможно использование фасонных кирпичей, благо их разновидностей выпускается сейчас много. Печное литье, проволоку, уголки, теплоизоляционные материалы и прочие специальные изделия лучше доверить приобрести печнику, т. к. проверить качество и пригодность данных изделий сможет только специалист. Даже хорошего качества печь нуждается в надзоре и уходе. Один раз в год рекомендуется обращаться к печнику для проведения профилактического осмотра и чистки дымоходов. В заключение хочется напомнить старую истину: "Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи", и пусть вам повезет с печником.

Комментариев нет:

Отправить комментарий