И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Ап. от 70-ти Анании; прп. Романа Сладкопевца; прп. Саввы Вишерского, Новгородского; сщмч. Алексия пресвитера; сщмч. Михаила пресвитера; сщмчч. Александра, Георгия, Николая пресвитеров, мч. Иоанна; прмч. Феодора; мч. Домнина Солунского; прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников; празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.)
Касперовской, Люблинской, Псково-Покровской, Браиловской, Гербовецкой и Барской икон Божией Матери
Название праздника "Покрова" связывают с первым инеем или снегом, который «покрывает» землю в это время.
Икона «Покрова Богородицы». Середина XVII в.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен Православной Церковью в память о чудесном явлении Божией Матери во Влахернском храме Константинополя в Х веке.
Во время Всенощного бдения, в четвертом часу ночи, среди молившихся в храме находились блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Подняв очи к Небу, святой Андрей вдруг увидел Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении сонма ангелов и святых. Преклонив колена, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со Своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется на Руси с XII века и относится к числу Великих.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издавна
почитаем на Руси. По преданию, начало празднику положило событие,
которое произошло 14 октября 910 года (по старому стилю - 1 октября) в
Константинополе, во Влахернском храме, где хранились
риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс, перенесенные из
Палестины в 5 веке. В то время Константинополь был осажден сарацинами, и
городу угрожала опасность. Жители Константинополя, понимая, что помощи
им ждать неоткуда, собрались во Влахернском храме и молились Богородице.
Андрей Юродивый
Явление
Богоматери увидел Андрей Юродивый, известный христианский святой и
юродивый. По происхождению славянин, он был рабом богатого человека.
После принятия аскетического подвига юродства, Андрей был изгнан своим
хозяином и жил в бедности и холоде, терпеливо перенося насмешки и
унижения окружающих.
И вот именно он, когда служба подходила к концу, в четвертом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу в окружении ангелов и святых.
Явление Девы Марии
Пресвятая
Дева преклонила колена и начала со слезами молиться за христиан. Затем
она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над находившимися
в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. По словам
Андрея Юродивого, "Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в
руках её блистал "паче лучей солнечных".
Кстати, ученик святого Андрея, блаженный Епифаний, также удостоился узреть Божью Матерь, спасающую православных христиан.
Святые Андрей и Епифаний "долгое время смотрели на распростертое над
народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу
Господню..."...Исчезла Богородица, исчезло и покрывало. Но люди долго
ощущали благодать, осенившую храм. Это видение и знак означали спасение
жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно
отступили.
Установление праздника
Точная дата установления праздника не определена. Но большинство исследователей связывают появление праздника с именем князя Андрея Боголюбского. Как-то перечитывая Житие святого Андрея Юродивого он нашел рассказ о событии, произошедшем во Влахернском храме.
Князь бы настолько впечатлен, что решил: "да не без
праздника останется святой Покров Твой, Преблагая". И в 1165 году
Андреем Боголюбским был построен на Нерли на первый храм в честь Покрова
Божией Матери.
Это и по сей день всемирно известный своими архитектурными достоинствами храм. Церковь Покрова на Нерли
называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских
мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Как считают
искусствоведы, этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично
сливающийся с окружающим пейзажем, можно назвать поэмой, запечатленной в
камне.
Народные приметы
Издавна считалось, что на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой:
"На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается", "На Покров до
обеда осень, а после обеда зимушка-зима". К этому дню наши предки
старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова
начиналось "зазимье". Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в
хлевах и переводили на зимний корм.
По Покрову судили о погоде:
"На Покров ветер с востока - зима будет холодная". Отлет журавлей на
Покров - "на раннюю и холодную зиму". "Каков Покров, такова и зима". И
еще о ветре: "Если в этот день ветер с севера - быть холодной зиме; с
юга - будет теплой; с запада - к снежной; ветер переменчивый - к зиме
непостоянной".
А еще этот праздник считали покровителем свадеб.
Снег, покрывавший в это время землю, напоминал свадебное покрывало или
фату. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и
замуж выйдет". И девушки спозаранку бежали в церковь, ставили свечу
празднику, помня о том, что весь этот день надо провести весело: "если
Покров весело проведешь, дружка милого найдешь".
И,
конечно же, в день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на
Руси всегда шли в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и защиты Божьей Матери.
* * *
Со всех сторон Константинополь был окружен сарацинами. Несколько дней
длилась осада врагов, и сил отбить ее у греков уже не было. Оставалось
лишь уповать на чудо. 14 октября (по новому стилю) 910 г. император Лев
собирает своих подданных во Влахернской церкви. Молитвы о спасении тысяч
людей обращены к Богоматери.
Преклонив колени среди прочих
парафиян, стоял и св. Андрей, который ради Христа принял подвиг юродства
— добровольно стал безумцем. Он терпеливо сносил все насмешки, пинки и
издевательства. И сегодня был вознагражден особым подарком —
прозорливостью, благодаря которой он первым увидел, как с небес к
молящим спускается Пресвятая Богородица. Боясь, что это безумие овладело
им настолько, что святая лишь грезится ему, Андрей спросил у стоящего
рядом: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» А в
ответ лишь приглушенное: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь». Богородица
стала в один ряд с парафиянами и застыла в молитве. После чего медленно
сняла свое покрывало с головы и распростерла его над молящимися в храме
людьми. Непробиваемым щитом стало оно для врагов христианских.
—
Интересно, что на родине в Греции этого праздника уже не существует
много столетий, — рассказывает отец Леонтий, настоятель Свято-Покровской
парафии Пресвятой Богородицы. — После того как Константинополь пал в
1453 году, множество христианских праздников канули в Лету.
Богословы
и историки пронесли через поколения сказания о чуде Покрова Богородицы.
А народ уже внес в этот праздник свой колорит. Ведь Покров-то в
октябре, а тут и до зимы недалеко. Так и порешили считать 14 октября
днем, который разделяет теплое время года и холодное. А раз речь идет о
холоде, то и действовать нужно соответственно. Каждый уважающий себя
хозяин должен закончить все работы в поле, а уж хозяйка — непременно
подготовить дом к зиме. Это означает не только окна утеплить или хату
побелить. Чтобы тепло не покидало домашнего очага, прибегали даже к
магии. Женщины вставали до рассвета, растапливали печь и быстренько,
закрыв заслонку, приговаривали: «Покров, натопи дом без дров». Или же
пекли тонкие блины, «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.
Покров
— особое время и для молодых девушек. Одно только выражение «покрой
землю снежком, а меня женишком» о многом говорит. Ведь с этого дня и до
Рождественского поста длилось время свадеб. Да и работа женская
становилась другой, «зимней». Девушки арендовали у какой-нибудь вдовы
или солдатки хату и устраивали там «вечорниці», где готовили себе
«скриню», то есть приданое, без которого ни один завидный жених на них
не посмотрит.
Ну а кому повезло на Покров еще и замуж выйти, то
семья ее будет крепкой и счастливой. Поэтому и молились ему девушки
больше прежнего. Из-за этого многие праздник этот считают женским. А
ведь Богородица помогает всем. Поэтому, независимо от пола и возраста,
нужно обращаться к ней каждый день.
— А четырнадцатого числа
возле Софии Киевской в 14:00 пройдет праздничный молебен, — приглашает
отец Леонтий. — И если даже поучаствовать физически не можете, то никто
не помешает вам присоединиться мысленно.
День казаков и лирников
Праздник
Покров Пресвятой Богородицы отмечается на Руси с XII в. и относится
церковью к числу великих. Установлен он был в 1164 г. князем Андреем
Боголюбским. В том же столетии на Руси появились первые храмы в честь
Покрова Божией Матери. Раз уж Богородица защитила жителей
Константинополя от врагов, то уж никак запорожские казаки не могли
выбрать другой заступницы в бравых делах своих. Как известно, на Сечи
была построена Покровская церковь, над воротами которой золотом сияла
надпись: «Молим, покрой нас честным Твоим покровом и избавь нас от
всякого зла».
В году 1775-м, вскоре после указа императрицы
Екатерины ІІ о ликвидации Сечи, казаки забрали из церкви икону «Покров
Богородицы», обнесли трижды ее вокруг храма и ушли за Дунай.
Удивительное событие произошло позже. Пришли русские вояки рушить Сечь,
один за другим падали курени, лишь церковь стояла нерушимо под шквалом
ударов. Но вдруг в один момент вся как есть она провалась под землю, так
и не далась в руки московских солдат.
Покров — в народе еще и
свой прогноз погоды на ближайшие полгода. «На Покров ветер с востока —
зима будет холодная». Отлет журавлей на Покров — «на раннюю и холодную
зиму». «Каков Покров, такова и зима». И хоть зима уже на носу, все ждут,
что сразу за праздником будет еще пара деньков второго «бабьего лета».
Каждый
регион Украины узаконил свои традиции на Покров. Так, на Галичине
богатые люди готовили обеды и приглашали поесть бедных и стариков. В
Черкасской области начиная с Покрова, каждую субботу в церквях
заказывали панихиды по умершим.
Покров Святой Богородицы — это
еще и праздник кобзарей и лирников. Именно с 14 октября, когда
заканчивались все сельскохозяйственные работы, они начинали ходить по
селам и городкам.
Интересно, что покровские храмы часто воздвигались в честь побед.
Народные традиции
В
старину на Покров сватались и женились. Девушки молились, чтобы скорее
выйти замуж. Они ставили свечки в церквях перед иконой Богородицы и
старались провести этот день весело, веря, что «если Покров весело
проведешь, дружка милого найдешь».
Покровским вечером девушки на
выданье читали перед образами особую молитву: «Свята мати, Покровонько,
накрий мою головоньку. Не стежкою, не квіткою, а чесною наміткою… хоч
ганчіркою, аби не зісталася дівкою». По народным преданиям, земля-мать
тоже просит Покрову накрыть ее «білою наміткою». И если в середине
октября выпадет снег, — это на счастье молодоженам.
К слову, фата
издавна считалась важной свадебной принадлежностью. Если юноша
набрасывал на голову девушке покрывало, она беспрекословно становилась
его женой. В старину невесту вели под венец полностью закутанную фатой,
которая ассоциируется с покровом Пресвятой Богородицы и ее
заступничеством в браке.
Ну а если несчастливая любовь ждала
младую деву, то в народе говорили: «Прийде Покрова, зареве дівка, як
корова, — бо піде до чужої хати заміж, за милого або за нелюбого».
Угостите домового!
В
народной традиции в этот день отмечалась встреча осени с зимой. Само
название народные верования связывали с первым инеем, который покрывал
землю, указывая на близость холодов. В этот день запоминали погоду: если
ветер северный, значит, зима будет холодной и с большими снегами, а
если южный — теплая.
День Покрова совпадал с окончанием полевых
работ и подготовкой к зиме. С этих пор начинали топить в хатах:
приступали к работе пряхи и ткачихи. До святого дня сельчане берегли
засохшие ветки яблони. Считалось если сжечь их именно в этот день, то
всю зиму в доме будет тепло.
В этот день домовой спать
укладывается, и с этим связывали ритуал «Запекания углов». Домового
просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные блинцы — блины
небольшого размера, а первый блин делили на четыре части и разносили по
углам хаты как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.
В
народном календаре Покров ассоциировался с началом зимы и первым
зазимьем: "На Покров до обеда осень, а после обеда зима". Часто в этот
день выпадает и первый снег, и ассоциируется со свадебным покрывалом или
фатою. На селе для девушек и парней заканчивалось время хороводов, и
начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки
занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен,
колядок и кантов. В этот день — первый праздник холода — пекли блинцы
(тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.
По
погоде этого дня, по тому, как падают листья с деревьев, откуда дует
ветер, какие птицы улетают на юг, загадывали о характере предстоящей
зимы. На Русском Севере с Покрова крестьяне начинали готовить свои дома к
зиме: затыкали пазы в стенах изб мхом, говоря при этом: "Батюшка
Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром". На юге России только
с Покрова начинали топить избы. Праздник Покрова знаменует собой начало
зимнего сезона и в скотоводческом календаре. Отмечая переход на зимние
корма, крестьяне на Покров убирали колоды с пчелами, убирали в омшаник и
"закармливали" скот на зиму уже не выгоняя его на пастбища. Для этого
еще с жатвы приберегали в избе последний сноп необмолоченного овса, на
Покров его делили по числу голов скота и давали ему прежде иного корма. К
этому времени завершались основные полевые работы, и часть мужской
молодежи получала возможность уйти на заработки - с Покрова
возобновлялись осенние торги и ярмарки. Покров окончательно ставил точку
в летней жизни, переводя всю домашнюю деятельность в избу: "Зазимье
пришло - засидки привело".
Еще одна примета этого праздника:
советует не браться за работу, а сходить в гости. Покров было принято
праздновать несколько дней: с веселым застольем, большим количеством
питья, еды и пива. Можно представить, чем закончится великий праздник,
начавшийся в святом храме, если наш народ меры не знает и свободой не
может грамотно распорядиться, пишет «Новая».
Молитва Покрову Пресвятой Богородицы
О
Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небесе и земли Царице, града и
страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное
пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко
Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит
благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию
покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него
помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся
Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к
несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени
нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем
нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу,
судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие,
супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение,
обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание; всем
же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты
и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя;
разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи,
юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением
милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и
просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и
тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего;
преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в
вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси,
Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и
Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе,
яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш
предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
* * *
Праздник покрова. С точки зрения древней традицииНа месяц Октябрь выпадают два Великих Праздника народов, имевших единую древнюю Традицию.
В календарном смысле первый из этих праздников отмечается 14 октября.
Это Покров Пресвятой Богородицы – Великий Праздник для людей
православных. Празднуется в честь чудесного явления Богородицы в 910
году в Константинополе юродивому Андрею во Влахернской церкви, где
хранились перенесённые из Палестины риза, покров и часть пояса
Богородицы. Тогда, преклонив свои колена, Пресвятая Дева со слезами
молилась за людей, затем, подойдя к престолу, она сняла со своей головы
покрывало и распростерла его над молящимися в храме, тем самым как бы
покрывая, защищая людей от всех напастей и бед. В этот момент она сияла
небесной славой, а покров в руках её блистал «паче лучей солнечных».
Второй великий октябрьский праздник отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Празднуется он народами, ведущими своё происхождение от древних кельтов. Это один из самых их главных и любимых праздников года - древнекельтский Новый Год Самхэйн. Как известно, у кельтов год состоит из лета и зимы. Зимой их верховный Бог Света находится в нижнем мире князя Тьмы Самхэйна, куда он попадает сразу после захода солнца 31 октября. Считается, что ежегодно на одну мистическую ночь с 31 октября на 1 ноября для всех людей открываются таинственные врата в тёмный – «нижний» мир, который, как полагают кельты, является для нас такой же точно данностью, как и мир светлый - «верхний». В эту полную волшебства и мистики ночь Ойдхше Шамхна сразу оба этих мира становятся людям доступны уже здесь - в настоящем, благодаря чему открывается недоступный нам в другие дни и ночи портал, ведущий как в прошлое, так и в будущее. И, что интересно, на отеческом для кельтов русском севере (если верить древним исландским сагам и «народом признанному» индийскому брахману Бал Гангадхару Тилаку) - на беломорских островах бывшей Гипербореи этот портал исстари символизировала пятиконечная звезда, http://www.yperboreia.org/star.asp, которой и по сей день русские люди украшают вечнозелёную ель - самый главный и особо ими любимый святочный символ Вечного Света.http://www.yperboreia.org/yagrawin.asp
Можно ли с позиции сегодняшнего дня рационально объяснить даты этих праздников?
Оказывается, что подобное возможно вполне.
Вспомните - что внешне больше всего поразило православных в покрывале,
которое держала над людьми во Влахернской церкви Константинополя
Богородица? Больше всего их поразило «паче лучей солнечных» его сияние.
Поэтому будет вполне корректно предположить, что Покров Богородицы – это
символ, очень важного для северян Света, без которого, как утверждают
этнографы, эти русы, то есть светопоклонники, не мыслили своё
существование издревле. А теперь посмотрим, где и когда на Земле
наступает период полного отсутствия Света, начало периода абсолютной
Тьмы, то есть наступление Полярной ночи. Это происходит на Северном
полюсе. И знаете когда? В ночь с 13 на 14 октября, то есть в Покров!
Единая Северная Традиция народов даёт возможность узнать нам и цифровой
смысл даты древнекельтского Нового Года - Самхэйна. Для этого вспомним,
что, согласно утверждениям жреца гиперборейского храма в Дельфах
Плутарха, в древности числом князя Тьмы, которого эллины именовали
Пифоном или Тифоном, египтяне - Сетом, а кельты Самхэйном, считалось
число 56. Так вот, если вы отнимите от 25 декабря (даты Рождения нового
Солнца-Света) 56 самых темных дней года (соответствующих плутарховскому
числу князя Тьмы), то вы получите в точности ночь с 31 октября на 1
ноября.
Что символизирует собою число 56, удостоившееся особой отметки у Верховного Владыки «нижней» половины мира? – спросите вы.
Физики из Международного клуба учёных утверждают, что 56 - это число
интервалов в структуре второй октавы нашего звукового сенсорного
пространства, благодаря которому мы, учась в семье, школе и институте,
преимущественно познаём наш «верхний» мир.
Почему же это тогда ассоциируется с князем мира Вечного Молчания?
Лучший ответ на этот вопрос дал в 1829 году знаменитый русский поэт
Фёдор Тютчев в своём замечательном стихотворении SILENTIUM! (лат.
МОЛЧАНИЕ):
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..
В ночь с 31 октября на 1 ноября наступает самое лучшее время для
ПОЗНАНИЯ СЕБЯ. И делать это самое важное для разумного человека дело
лучше в полной тишине, с использованием во благо себе и другим
Самхэйн-портала в прошлое-будущее. "Уши большинства людей - как говорил
жрец гиперборейских Дельф Плутарх, - залеплены и замкнуты - не воском, а
плотскими преградами и переживаниями, а потому не могут уловить звуков
божественного мира. Ведь те слышны только в тишине, когда душа,
очистившись, сосредоточившись на том, что вечно, обретает способность
слышать молчание, которое есть род речи".
Вот как у северян всё мистически интересно получается!
* * *
Церковь Богоматери Влахернской
Построена в пятом веке над весьма почитаемым еще с языческих времен
священным целебным источником, считающимся слезами Девы Марии.
Древнее здание не сохранилось, однако мраморная купель источника до сих
пор полна воды. Церковь действующая, служат греки, можно заказать службу
и взять с собой святой воды.
Рядом, в церкви, показывают древнюю икону Богоматери, написанную, говорят, самим евангелистом Лукой.
По поводу иконы:
Сейчас там другая старинная икона. А та, что была написана Лукой - в России. Это - Тихвинская икона Божьей матери.
Тихвинская икона Божьей Матери, по преданию, была написана евангелистом
Лукой, который передал ее своему ученику Феофилу. После смерти Феофила
икона была пееренесена в Иерусалим, а оттуда - в пятом веке - в
Константинополь, в специально построенный для нее на месте священного
источника - слез Девы Марии - Влахернский храм.
В 1383 году икона таинственным образом покинула храм и появилась над Ладожским озером. Рыбаки, ловившие рыбу, увидели в воздухе сияющую икону Богородицы. Несомая невидимыми руками, она скрылась из вида.
Пристанищем для своей иконы Пречистая Владычица избрала город Тихвин Новгородской губернии.
После революции икона пребывала в потаенном месте, а во время Великой
Отечественной войны была привезена в Ригу, оттуда-попала в Чикаго, США.
Несколько лет назад ее с почестями вернули в Тихвин.
Влахернская церковь была одной из главных святынь Константинополя:
здесь хранились покров и пояс Богоматери, тайно вывезенные паломниками
из Иерусалима.
Самое главное из влахернских чудес тоже связано с Россией.
В 9 веке, когда русы-язычники осадили Царь-Град, во время службы во
Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, покрывшая всех
своей ризой (покровом).
После этого омофор (по-гречески - риза,
покров) погрузили в воды Золотого Рога, и поднявшаяся в ту же минуту
буря разметала русские ладьи. На уцелевших русов это произвело
неизгладимое впечатление: с тех пор, после принятия христианства на
Руси, одним из главных праздников русской церкви является Покров.
* * *
Церковь Богородицы была построена
в 450-453 гг. имп. Пульхерией, расширялась при имп. Льве I (457-474);
при имп. Юстине (518-527) кесарь Юстиниан изменил ее интерьер, построив
полукруглые колоннады (Procop. De aedificiis. 1. 3; Theoph. Chron. P. 244; Cedrenus G.
Comp. hist. T. 1. P. 684). Церковь неоднократно ремонтировалась,
сгорела вместе с дворцом в 1069 г., но вскоре была восстановлена. Тем не
менее на протяжении всей истории храм в основном сохранял
первоначальный вид. Судя по его наиболее полному описанию в «Дневнике
путешествия в Самарканд» Р. де Клавихо (1403), он представлял собой
3-нефную базилику, скорее всего без купола, богато украшенную мрамором
изнутри и снаружи. До эпохи иконоборчества в церкви были фрески или
мозаики, но в VIII в., при имп. Константине V, изображения Христа,
Пресв. Богородицы и сцен их земной жизни были заменены росписями с
растительными и архитектурными мотивами, и первоначальная сюжетная
программа более не восстанавливалась. Храм был соединен с дворцом
переходным портиком. В комплекс ц. Богородицы входили храм-реликварий
Агия-Сорос (Св. рака) и бассейн для омовения (ἅγιον λοῦσμα; священная
купель), вероятно находившийся внутри перистильного двора. Кроме того, в
V в. были построены термы (перестраивались в нач. XI в. при имп.
Василии II).
К кон. VI в. значение этого храма во В. соответствовало количеству
клира: здесь служили 74 чел. (в т. ч. 12 пресвитеров и 18 диаконов) (Jus
graeco-romanum / Ed. I. et P. Zepos. Athen, 1931. T. 1. P. 29-30); он
стал средоточием правосл. богослужения, и прежде всего еженедельных
пятничных литаний (см. разд. наст. ст. «Влахернская церковь Богородицы в
богослужении Константинополя»). После событий 626 г. храм стал одним из
центров почитания Пресв. Богородицы как покровительницы столицы и всей
империи. В 630 г., после завершения византийско-персид. войны, во
Влахернской церкви была оставлена на хранение частица Животворящего
Древа Креста Господня, к-рый был возвращен имп. Ираклием из Персии в
Иерусалим (вероятно, в X в. святыня была перенесена в ц. Богородицы
Фара). В дальнейшем святыни из В. приобретали для К-поля особое значение
всякий раз, когда столице угрожала опасность. В 717 г., во время осады
К-поля арабами, совершались молебны Богородице Влахернской о защите
города. В 821 (или в 822) г., когда войско Фомы Славянина - предводителя
антиправительственного восстания в Анатолии - подходило к К-полю, имп.
Михаил II и его сын Феофил взяли ризу Богородицы и частицу Животворящего
Древа Креста Господня и торжественно обнесли их вокруг стен столицы. В
860 г., во время нападения на К-поль флота русов, свт. Фотий погружал
мафорий Пресв. Богородицы в море, чтобы избавить город от опасности. 9
сент. 923 г., во время стояния под К-полем войска царя Симеона
Болгарского, во Влахернском храме состоялась встреча Симеона и имп.
Романа I Лакапина, на к-рой было заключено перемирие между Болгарией и
Византией. Парадные шествия и военные торжества - триумфы, как правило,
проходили рядом с храмом, возле него останавливались процессии, в храме
устраивались благодарственные молебны.
16 авг. 944 г. из Эдессы в К-поль были привезены и выставлены в храме
Нерукотворный образ Спасителя (Мандилион) и письмо Христа к царю Эдессы Авгарю (позднее перенесены в собор Св. Софии и затем в ц. Богородицы Фара) (Theoph. Contin. P. 160; Const. Porphyr. Narratio de imagine edessena // PG. 113. Col. 449; Cedrenus G. Ibid. T. 2. P. 314).
В 1030/31 г. при ремонте церкви в ее стене была обнаружена икона с
изображением Богородицы и Младенца Христа, т. н. Влахернская икона
Божией Матери (см. разд. наст. ст. «Иконы Божией Матери церкви
Богородицы во Влахернах»).
Храм известен как место убежища от репрессий властей при различных
беспорядках и в периоды острой политической борьбы. В 711 г. в нем
пытался укрыться сын имп. Юстиниана II Тиверий со своей бабкой, но по
приказу имп. Филиппика был силой выведен из храма и казнен. Имп.
Феофано, низложенная Львом VI, пребывала здесь с 892 г. до своей смерти в
нояб. 893 г. В 1040 г. в храме состоялась церемония усыновления имп.
Зоей буд. имп. Михаила V Калафата. В 1078 г. здесь отрекся от престола
имп. Михаил VII Дука. В 1081 г. в храме скрывались знатные дамы из
семейства Комнинов, поднявшего мятеж против имп. Никифора III Вотаниата.
Ок. 1285 г. здесь проходил Собор, на к-ром Византия отказалась от
Лионской унии 1274 г. и был осужден низложенный патриарх Иоанн XI Векк.
13 мая 1347 г. во Влахернском храме состоялись коронация Иоанна VI
Кантакузина и его жены и венчание имп. Иоанна V Палеолога с Еленой,
дочерью Кантакузина, весной 1354 г. был коронован имп. Матфей
Кантакузин.
Вода течет из угла слева:
В 1204 г., после захвата Константинополя крестоносцами, в церкви разместилась община каноников, которая вскоре наряду с несколькими другими вновь образованными католическими монастырями Константинополя отказалась участвовать в выборах лат. патриарха и не признавала его до 1217 г. Позднее, еще до освобождения Константинополя , церковь была выкуплена православными и вошла в юрисдикцию Константинопольских Патриархов, живших в изгнании в Никее. В 1348 г. пираты разграбили храм и убили неск. священников.
29 февр. 1434 г. на деревянной крыше храма
возник пожар, полностью уничтоживший постройку, и она более не
восстанавливалась. Все святыни храма были утрачены. Руины церкви (или
какой-то части дворца В.) были известны в Стамбуле до XIX в. Несмотря на
разорение, среди правосл. населения Османской империи источник
пользовался большим почитанием. К нему совершались крестные ходы в
субботу Акафиста и на праздник Положения Честной ризы Божией Матери (2
июля). Вода из этого источника протекала под городской стеной и впадала в
море. От XVII в. сохранились свидетельства о чуде, когда в день
потопления вражеского флота (2 июля) вода в море, куда впадал источник,
становилась кровавой и сохраняла этот цвет до 1 сент. «Оберегает все то
место, откуда течет святая вода, русская полонянка, для того, что ей
указано с тех людей, кто к святой воде придет, брать по деньге с
человека, и тем она питается» (Каптерев Н. Ф.
Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст.
Серг. П., 1914. С. 88-89).
Лишь в 1867 г. землю со св. источником
приобрела греческая гильдия скорняков и построила над святыней небольшую
церковь (тур. Аязма-килисе), сохранившуюся до наст. времени. Она
находится на попечении Константинопольского Патриархата. В 1964 г. была украшена
фресками на сюжеты, связанные с историей храма. Справа от алтарной
преграды помещены купель чудотворного источника и мраморный фонтан для
сбора св. воды.
И. Н. Попов
* * *
Покров день
Покро́в день (Покро́в, Покрова́) — день народного календаря у восточных славян, отмечаемый 1 (14) октября. Связан с началом осенних традиций, вечерних девичьих посиделок
и осеннего свадебного сезона — первый по настоящему осенний праздник.
На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в
себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование
окончания полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме.
Ф. В. Сычков. За работой. Подруги. 1935
В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и
корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные
верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая
на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не
сохранилось. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали
работать пряхи и ткачихи. В Заонежье с Покрова до Николы морозного отсчитывалось зазимье.
Другие названия
Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая (белорус.), Засидки,
Обсичане, «День зустрічі зими» (укр.), День Романа Сладкопевца, Праздник
урожая (старообр.), «Покровица» (серб.), Покровá Богородицы, Покровá, Покров-Батюшка.
В церковном календаре
Главный праздник этого дня в Русской православной церкви — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Есть предположение, что в основу праздника положено предание о явлении
Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году, когда
византийская империя вела войну с сарацинами или, по другим источникам, с русами, и Константинополю угрожала опасность (правда как раз в Константинопольской церкви этого праздника нет). В честь праздника совершается всенощное бдение.
Также Русская православная церковь почитает в этот день: Апостола Анании; преподобнаго Романа Сладкопевца; преподобного Савву Вишерского; священномученика Алексия (Ставровского); священномученика Михаила (Вологодского); священномученика Александра (Агафонникова); священномученика Георгия (Архангельского); священномученика Николая (Кулигина); мученника Иоанна (Артемова); преподобномученика Фёдора (Абросимова); мученника Домнина Солунского; священномученика Михаила Зовийского; хитон Господень и столп животворящий; Храм свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, в Люблине; Псково-Покровскую икону Божий Матери; Касперовскую икону Пресвятой Богородицы; Гербовецкую икону Пресвятой Богородицы; Барскую икону Пресвятой Богородицы.
Также Русская православная церковь почитает в этот день: Апостола Анании; преподобнаго Романа Сладкопевца; преподобного Савву Вишерского; священномученика Алексия (Ставровского); священномученика Михаила (Вологодского); священномученика Александра (Агафонникова); священномученика Георгия (Архангельского); священномученика Николая (Кулигина); мученника Иоанна (Артемова); преподобномученика Фёдора (Абросимова); мученника Домнина Солунского; священномученика Михаила Зовийского; хитон Господень и столп животворящий; Храм свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, в Люблине; Псково-Покровскую икону Божий Матери; Касперовскую икону Пресвятой Богородицы; Гербовецкую икону Пресвятой Богородицы; Барскую икону Пресвятой Богородицы.
Раньше девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром
в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю
снежком, а меня женишком». Сейчас Пресвятой Богородице молятся о
замужестве. Роману Сладкопевцу
молятся о просвещении разума, научении духовной грамоте и о помощи в
трудном учении; перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при
расслаблении, припадках, сумасшествии; перед Барской иконой Божией
Матери молятся при бедах, невзгодах, а также о возвращении пленных.
Русские традиции
В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и
корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные
верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая
на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не
сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и
серьёзной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в
избах: начинали работать пряхи и ткачихи. В Заонежье с Покрова до Николы зимнего отсчитывалось зазимье.
В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Протапливали избу, Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.
В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Протапливали избу, Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.
С Покрова, — говорят в народе, — перестают бродить и колобродить по лесам лесные хозяева, лешие. При расставанье со своею полной волею, они ломают немало деревьев, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверье по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны зелёной, растопляющей своим теплом снега-льды. В канун Покрова целый день воют они, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок. «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!» – говорят порой в деревне.
Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду —
костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему»,
ходят по родным, в гости. Девушек вознаграждают куриными яйцами.
[Земцовский И.И.]
В этот день девушки просят Ладу-Богородицу о замужестве: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». У девушек существует поверье: кто раньше поставит в этот день свечку, тот раньше и замуж выйдет, поэтому они встают утром рано и бегут в церковь ставить свечку празднику.
В этот день девушки просят Ладу-Богородицу о замужестве: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». У девушек существует поверье: кто раньше поставит в этот день свечку, тот раньше и замуж выйдет, поэтому они встают утром рано и бегут в церковь ставить свечку празднику.
Начинаются регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло — засидки привело».
Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигают в овине
свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора
недоброго глаза». Старухи сжигают в это же самое время изношенные за
лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливают перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делается в предохранение от зимней простуды.
Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом. Когда праздновался Покров, то, в народных представлениях, Богородица печалилась не только о девушках, но скорбела за весь крестьянский род. Об этом повествует бытовавшее ещё в начале века в нижегородско-самарском Поволжье сказание о том, что каждый год в назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — ходит по земле Мать Пресвятая Богородица с собором святых праведников. Ходят святые угодники по крестьянским нивам, заботливо проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома. Ведь по народному счету времени Покров и Казанская — это и сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — это уже первозимье, начало санного пути.
Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом. Когда праздновался Покров, то, в народных представлениях, Богородица печалилась не только о девушках, но скорбела за весь крестьянский род. Об этом повествует бытовавшее ещё в начале века в нижегородско-самарском Поволжье сказание о том, что каждый год в назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — ходит по земле Мать Пресвятая Богородица с собором святых праведников. Ходят святые угодники по крестьянским нивам, заботливо проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома. Ведь по народному счету времени Покров и Казанская — это и сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — это уже первозимье, начало санного пути.
В народном осмыслении церковный праздник Покров Богородицы предстаёт далеко оторванным от христианской легенды. Народ создаёт свою легенду о страдающей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй. Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы.
Поговорки и приметы
Покров — не лето, а Сретенье — не зима. Покров — не лето, а Благовещенье — не зима. На Покров первое зазимье. В Покров до обеда осень,
после обеда — зима. «Зіма закрывае лета, а Бог пячатае зямлю пасля
Пакрова, і да вясны ніхто не можа знайсці скарбаў» (белорус.). «На
Пакрóвы дай сена карове» (белорус.). «До Покрови давали молоко корови, а
по Покрові пішло молоко в роги корові» (укр.). Кто сеет на Покрóве — не
будет иметь, что дать корове (белорус.). Пречистая мать (Благовест) засевает, а Покров собирает. Порова покрывает землю листом или снегом. «На Покрова, як месяц молодый,
то буде зима молода [мягкая], а як месяц полный, то буде снега полно»
(белорус.). «Як на Покроў молодзик стане — зима лёгка будзе. Як у старом
— силна зима» (полесье).
«На Покрову прикриваюцца ўси гадости [гады] — ужы и ўси» (полесье).
Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нём — добром!
Выпадение снега на этот день считают счастливым предзнаменованием для обручённых. Если снег выпадает на Покров — счастье молодым. Придёт Покров, девке голову покроет (замужние женщины на людях ходят только с покрытой головой). На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращаются с мольбою о том к Пятнице: «Матушка Пятница Параскева, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку — вяночкам» (белорус.). Не покрыл Покров, не покроет и Рождество. Корову выбирают по рогам, человека — по родам. Если сваты обошли стороной хату, то говорили: «Приходит Покрóва — ревёт девка как корова» (белорус.). На Покров свадьба крепка. Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест. Если выпадет снег, то это предвещает много свадеб. Весело Покров проведёшь — женишка найдёшь. Покров — конец хороводам, начало посиделкам.
Выпадение снега на этот день считают счастливым предзнаменованием для обручённых. Если снег выпадает на Покров — счастье молодым. Придёт Покров, девке голову покроет (замужние женщины на людях ходят только с покрытой головой). На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращаются с мольбою о том к Пятнице: «Матушка Пятница Параскева, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку — вяночкам» (белорус.). Не покрыл Покров, не покроет и Рождество. Корову выбирают по рогам, человека — по родам. Если сваты обошли стороной хату, то говорили: «Приходит Покрóва — ревёт девка как корова» (белорус.). На Покров свадьба крепка. Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест. Если выпадет снег, то это предвещает много свадеб. Весело Покров проведёшь — женишка найдёшь. Покров — конец хороводам, начало посиделкам.
Между Покровами и Родительской субботой (Дмитриевская родительская суббота в 2013 году 20 октября (2 ноября), а в 2014 году 19 октября (1 ноября)) зима не становится. Коли белка в Покров чиста (вылиняла) — зима будет хороша. На Покров улетают последние журавли, если раньше улетят — быть холодной зиме. Отлет журавлей до Покрова — на раннюю и холодную зиму. Захвати тепла до Покрова (утепли, вычини избу). Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров! Батюшка Покров не натопит хату без дров. Ветер с севера, с востока — быть зиме суровой, дует с юга — на снега, на тёплую зиму; переменный — и ей быть переменной. По Покрову и зима. На Покров последний сбор плодов. Последний сбор груздей и рыжиков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий