День Ивана Купалы, отмечаемый в ночь на
24 июня по старому стилю (около дня летнего солнцестояния), несомненно, имеет зороастрийское происхождение и связан с защитой от сил
зла.
Святки, со своими знаменитыми
святочными гаданиями соответствуют зороастрийскому празднику
Зервана, отмечаемому в начале января, в период, когда Земля находится в
точке афелия (наибольшее удаление земной орбиты от Солнца), что
наблюдается 4—5 января.
П. ГЛОБА. ЖИВОЙ ОГОНЬ
Глава 2Наследство ариев
Итак, в древние времена арии принесли на Землю учение о едином
космическом Законе, которое легло в основу всех позднейших религий.
Почему же сейчас все люди разделены, все придерживаются разных, порой
противоположных взглядов, почему многие из них, строго следуя выбранным
религиям, учениям, философским системам, нетерпимо относятся к людям с
другими убеждениями? Почему мы не сохранили в первозданной чистоте
данное нам учение? Тому есть масса причин, но главная из них кроется в
самом устройстве мира, в существовании свободы выбора человека и, как
следствие, существовании зла. Но подробнее об этом будет рассказано в
следующей главе. Здесь же мы остановимся на вопросе о том, что же дошло
до нас из того огромного наследства, которое оставила после себя
древнеарийская цивилизация, можем ли мы восстановить древнейшую традицию
или хотя бы составить о ней более или менее подробное представление.
В полном объеме учение древних ариев, видимо, не сохранилось до наших
дней. Огромную роль здесь, конечно, сыграли многочисленные войны, в
ходе которых уничтожались как письменные источники, так и люди,
являвшиеся хранителями древних традиций. Другой причиной была
религиозная нетерпимость завоевателей, а также многих правителей,
вынуждавшая последователей учения древних ариев скрываться и
препятствовавшая распространению их знаний. Сказываются также более
поздние наслоения, искажающие древние тексты, которые часто мешают
современным исследователям воспринимать изначальное, чистое учение.
Тем не менее древнеарийское учение оказало огромное влияние
практически на все дошедшие до нас религии, системы духовных знаний,
эзотерические науки, другие области жизни, что позволяет составить о нем
достаточно полное впечатление. От этого учения как от огня
подпитывались в свое время христианство, буддизм, иудаизм, ислам.
Индийские Веды, изменив во многом духу учения, тем не менее следуют его
букве на многих своих страницах. Однако наиболее полно традиции ариев
сохранились в зороастризме. Эта древнейшая религия сейчас мало известна
людям, специально не занимающимся изучением истории и духовной культуры,
что связано, в частности, с малочисленностью последователей
зороастрийского учения. Зороастризм получил свое название по имени
пророка Заратуштры (Зороастра), восстановившего учение древних ариев в
первоначальном виде. Иногда зороастризм называют также маздеизмом.
Следует отметить также, что представители других религий часто называют
зороастрийцев "огнепоклонниками". Это связано с тем, что практически во
всех обрядах зороастризма используется огонь. Но это отнюдь не означает
отождествления огня с Богом. Огонь, и особенно бездымный голубой огонь
от сжигания природного газа, — это одно из земных проявлений
Божественного Духа, посредством которого Бог-Творец дает жизнь всему во
Вселенной. Именно об этом огне — слова Иисуса Христа: "Огонь пришел Я
низвесть на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лук.
12,49).
Священной книгой зороастризма является Авеста (дословный перевод —
первая весть, первовестье — выявляет родство с русскими словами "весть",
"совесть"), признаваемая сейчас древнейшей книгой человечества. Тексты
Авесты, сохранившие древнеарийское учение, были принесены на Землю в
незапамятные времена и долго передавались исключительно из уст в уста
хранителями священных знаний. В соответствии с современными
представлениями, впервые эти тексты были записаны в Персии, где
зороастризм был в то время государственной религией, на
древне-персидском языке в VII — VI веках до нашей эры золотыми чернилами
на воловьих шкурах. Согласно легенде, двенадцать тысяч воловьих шкур с
подлинником Авесты были сожжены Александром Македонским после завоевания
им Персии в IV веке до нашей эры. Если эта легенда верна, то чего тогда
стоят упоминания верноподданных греческих историков о большой
религиозной терпимости этого крупнейшего завоевателя? Так или иначе, но
сейчас известно, что первый список Авесты был практически полностью
утрачен.
Почти через тысячу лет после этого учение Авесты было записано опять
же в Персии на пехлевийском языке в поздние времена царской династии
Сассанидов. Однако после завоевания Персии в VII веке нашей эры
арабами-мусульманами зороастрийцы, не принявшие религии завоевателей,
подвергались многолетним жестоким гонениям, были вынуждены уйти в
подполье или покинуть страну. При этом, естественно, уничтожались их
священные тексты. В результате только несколько немногочисленных
зороастрийских общин сохранилось до наших дней в Индии (так называемые
парсы — полумиллионная очень богатая колония в окрестностях Бомбея),
Иране, Ираке, Азербайджане и ряде других стран.
Все эти события привели к тому, что в настоящее время известно
довольно мало подлинных авестийских текстов. Сейчас в Авесту входит
двадцать одна книга, из которых только пять имеются в письменном виде,
остальные передаются изустно. Поэтому попытки многих исследователей, не
имеющих доступа к сокровенным знаниям, реконструировать и воссоздать
картину изначального учения не приводят обычно ни к чему или приводят к
большим искажениям. Это связано с тем, что, как и многие другие развитые
религии, зороастризм имеет два направления: экзотерическое (внешнее) и
эзотерическое (внутреннее). Экзотерическое включает в себя свод бытовых
правил, мирские обряды, морально-этические принципы, систему мифов, то
есть то, что должны знать все последователи религии. Чрезвычайно
развитое эзотерическое направление, называемое зерванизмом, до
последнего времени было известно только немногочисленным посвященным.
Поэтому некоторые исследователи, знакомые только с экзотерическим
направлением, даже называют зерванизм зороастрийской ересью. Между тем
учение о Зерване, непознаваемом Абсолюте Абсолютов, восходит к пророку
Заратуштре и его ученикам, а корни этого учения уходят в те далекие
времена, когда предки ариев пришли на Землю. Следует отметить, что
Заратуштра не был основателем религии, как утверждают некоторые
современные последователи зороастризма. Он только вернул учение к
изначальным истокам, добавив в огромный свод Авесты несколько ключевых
книг. Сам Заратуштра воспринимал себя именно как восстановителя и
очистителя Закона, данного в глубочайшей древности. Кстати, точно так
же, как восстановитель изначального Закона, воспринимается
зороастрийцами Иисус Христос, что подтверждается следующими его
словами«"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не
нарушить пришел Я, но исполнить" (Матф. 5, 17).
Рассмотрим несколько примеров влияния авестийского учения и
зороастризма как его непосредственного преемника на более поздние
религии и системы знаний.
Возьмем, например, буддизм. Согласно древним источникам, основатель
этой одной из трех современных мировых религий Гаутама Будда (623—544
гг. до н.э.) учился у персидских магов-зерванитов. Его учение о Нирване и
восьмеричном пути прекращения страданий — по сути, видоизмененное
авестийское учение о Зерване (легко заметить даже сходное звучание слов
"Зерван" и "Нирвана", хотя эти понятия и не полностью эквивалентны). В
последнее время стали широко известны необычайные способности
последователей тибетского ламаизма (одной из ветвей буддизма).
Ясновидение, телепатия, левитация (преодоление земного притяжения),
развитая медицина с ее замечательной пульсовой диагностикой — все это
сильно поражает воображение европейцев, но является довольно обычным
среди тибетских лам. О ламаизме можно почитать в книге А.Давид-Неэль
"Мистики и маги Тибета". Развитием этих способностей издавна занимается
община "красных шапок", основанная около VI века нашей эры. Анализ
древней легенды об основателе общины Падмасамбхаве, пришедшем с запада и
ушедшем впоследствии на запад, который имел красную шапку, красное
одеяние и закрученные вверх усы, позволяет сделать вывод о том, что он
был зерванитским жрецом, потому что это описание точно соответствует
облику зерванитов. Об этом же говорит и большая близость учений.
Обратимся к христианству, другой мировой религии. Надо сказать, что
рождение Иисуса Христа было предсказано Заратуштрой еще за две тысячи
лет до нашей эры. Об этом, в частности, говорится в апокрифическом
"Евангелии Детства". Согласно этим предсказаниям, новый Спаситель должен
был прийти на рубеже эпох Овна и Рыб на территории, находящейся под
влиянием созвездия Рыб (Палестина). Из Евангелия от Матфея известно, что
после рождения Иисуса ему пришли поклониться волхвы (в другом переводе —
маги). Нередко они рассматриваются толкователями Евангелия как
представители трех рас, как три великих царя, пришедших из разных стран.
Однако здесь надо учесть, что в те времена слова "волхвы" или "маги"
непременно означали "персидские (зороастрийские) жрецы". Именно поэтому,
согласно Евангелию, они пришли с востока и ушли впоследствии в свою
страну (а не в свои страны): "Когда же Иисус родился в Вифлееме во дни
царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока" и далее: "И, получив во
сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну
свою" (Матф. 2, 1 и 12). Зороастрийцы знали предсказание Заратуштры, что
позволило им, пользуясь астрологическими методами, точно вычислить, где
и когда родится Спаситель. Вифлеемская звезда, которая вела их: "Где
родившийся царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли
поклониться ему" (Матф. 2, 2), — это комета в форме короны, находившаяся
в то время в созвездии Ясли (вспомним, что в Евангелии от Луки
говорится о рождении Иисуса в "яслях"). Таким образом, зороастрийцы
первыми приветствовали Спасителя как Первосвященника и Царя и принесли
ему свои дары: золото, ладан и смирну. В соответствии с имеющимися
древними источниками, в дальнейшем Иисус обучался в Персии и Индии, и
только потом, когда ему было уже тридцать лет, он начал свою проповедь
(заметим, что в Евангелиях о жизни Иисуса в этот период времени ничего
не говорится). Об этом же, кстати, свидетельствуют содержание проповедей
и темы притч Иисуса Христа, многие из которых очень близки к тому, что
говорил Заратуштра, и о чем говорится в авестийских текстах. Интересно,
что использование красного вина и хлеба в христианском обряде причащения
буквально повторяет древний зороастрийский обряд. Конечно, проповеди
Иисуса Христа отличаются от авестийского учения, причем порой
существенно, хотя и гораздо ближе именно к нему, а не к Ветхому Завету.
Эти отличия объясняются особенностями страны, где проповедовалось
учение, а также, в еще большей степени, особенностями того временного
периода. Тем не менее в своей основе изначальное христианство ни в чем
не противоречит зороастризму.
Кстати, исследователи библейского Ветхого Завета, признаваемого как
христианством, так и иудаизмом, также отмечают огромное влияние на него
авестийских текстов, особенно в части, касающейся морально-этического
учения. Наиболее близки к авестийским текстам Книга Иова, Книга
Екклезиаста, Книга Песни Песней Соломона.
Рассмотрим еще ряд примеров. Известное древнее духовное учение Китая,
даосизм, сформировалось в те времена, когда Китай был одной из
независимых провинций Древнего Ирана (около VI века до н.э.).
Изначальный даосизм возник именно как результат распространения в тот
период влияния зерванитских жрецов. Один из древнейших даосских текстов,
Дао дэ цзин, излагающий учение о Дао, ключевом понятии даосизма,
написан основоположником учения Лао Цзы, который создал его, согласно
древним источникам, побывав на западе, в Персии. Небольшой по объему
текст Дао дэ цзин исполнен глубокого смысла и может рассматриваться на
нескольких уровнях, в частности им руководствовались многие
средневековые алхимики. Начиная с VI века нашей эры даосизм был сильно
искажен манихейством и отошел от изначального учения.
В последние годы большую популярность в Европе приобрели всевозможные
учения Индии, из которых наибольшей известностью пользуются различные
направления йоги. О способности йогов по управлению своим телом и
сознанием знают сегодня практически все. Это учение принесено в Индию
ведическими ариями, пришедшими с севера. Авестийская традиция также
включает в себя как учение о чакрах, энергетических центрах организма
человека, о внутренних энергетических каналах, так и систему развития
тела, включающую методы контроля за дыханием и разнообразные статические
позы (асаны). Это тоже часть наследства древних ариев, как, кстати, и
духовные учения индийских Вед, являющихся одной из древнейших книг
человечества. В то же время надо отметить, что Веды не сохранили многих
ключевых моментов учения. К тому же многочисленные более поздние
наслоения сильно исказили древние знания. Все это вызывает у европейцев,
не знакомых достаточно глубоко с восточной культурой, множество
вопросов, а бездумное следование рекомендациям многочисленных
проповедников обычно не может дать человеку ничего, кроме временного
самоудовлетворения, низводя древнюю традицию до уровня духовного
наркотика.
Еще пример. Один из известных древних текстов, Изумрудную скрижаль
Гермеса Трисмегиста, обычно считают частью наследства египетских жрецов.
Особенно часто цитируют оттуда знаменитую фразу: "То, что внизу,
подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу".
Однако можно смело сказать о прямом заимствовании этого текста не из
древнеегипетской, а из авестийской традиции. В одной из книг Авесты
текст Изумрудной скрижали содержится целиком и почти дословно. Только в
Авесте изложение продолжается и дальше. Кто заимствовал текст, египтяне
или греки, через которых он попал в Европу, пока неизвестно. Как и Дао
дэ цзин, Изумрудная скрижаль рассматривалась в качестве одного из
основных алхимических текстов.
Пойдем дальше. Знакомство с сохранившимися до наших дней трудами
ученых и философов Древней Греции, наиболее изученной страны древнего
мира, поражает современных исследователей глубиной познания природы.
Часто в этих трудах обнаруживают данные, которые получены в наше время с
помощью последних научных методов и новейшей аппаратуры. Достаточно
вспомнить учение об атомах Демокрита. Причем самые глубокие и верные с
точки зрения сегодняшней науки знания и теории принадлежат обычно, как
ни странно, самым древним из известных нам мыслителей. Знакомство с их
биографиями показывает, что свои учения Пифагор, Гераклит, Демокрит,
Фалес Милетский изложили как раз после того, как прошли обучение у
персидских и египетских жрецов, получив там посвящение. Вообще надо
сказать, что к грекам в древнем мире относились как к неразумным детям,
которые практически ничего не знают о древних традициях. Обучаясь в
более развитых странах (Персии, Египте, Вавилоне), причем очень часто
поверхностно, греки затем активно начинали развивать свои учения,
создавать свои философские школы, активно записывать свои мысли. Это
последнее позволило нам узнать о Древней Греции больше, чем о других
странах того времени. Поэтому греков можно смело назвать
популяризаторами древних знаний, но можно их назвать и плагиаторами, так
как они практически никогда не указывали источника этих знаний и к тому
же часто перевирали и искажали их. Более того, своих учителей греки
презрительно называли варварами и приписывали им многие страшные пороки,
в том числе и свои собственные (этим же, кстати, отличались и арабы).
Та анархия, которая царила в духовной жизни Древней Греции, когда
количество разнообразных философских систем было сравнимо с количеством
жителей страны, в развитых странах древнего мира считалась совершенно
недопустимой. В той же Персии тогда была четкая всеобъемлющая система
знаний, основанная на Авесте. Кстати, и искусство Древней Греции во
многом было заимствовано у соседних стран. Но вернемся к теме этой
главы.
В последнее время стали популярными многие эзотерические, тайные
науки, пришедшие из древности: астрология, сигнатурология (наука о
знаках на теле человека), нумерология (наука о числах), всевозможные
формы гаданий (мантические практики), разнообразные магические практики и
т.д. Практически все они имеют зороастрийские корни, хотя к нашему
времени очень многое в них сильно искажено.
Крупицы наследия ариев можно встретить и там, где совершенно не
ожидаешь. Например, именно от них мы унаследовали деление круга на 360
градусов, а каждого градуса на 60 минут и далее на 60 секунд, деление
года на 12 месяцев, семидневную неделю и семь основных цветов,
выделяемых в солнечном спектре, а также выделение четырех основных
сторон света (север, запад, юг, восток) и четырех вспомогательных
направлений. Широко распространенные игры, такие как домино, карты,
шахматы, тоже имеют древнеарийские корни. Двадцать восемь костяшек
домино соответствуют двадцати восьми лунным стоянкам. Карты ведут свое
происхождение от древних карт, представлявших собой 108 золотых
пластинок (карты Таро — это также усеченная и искаженная версия древних
карт). Шахматы ведут свое происхождение от древнеперсидской игры шатранг
(или ша-транж). Только в ней в отличие от шахмат игра велась
одновременно четырьмя игроками (цвета фигур: фиолетовый, белый, зеленый и
красный) на поле из 128 черно-белых клеток. При этом игроки
располагались с четырех сторон доски. Следует также отметить, что все
эти игры использовались раньше совсем не для развлечения и пустого
времяпрепровождения, а для моделирования возможных будущих ситуаций и
выбора оптимального варианта развития событий, то есть для магических
практик. Арийские корни имеют и многие разновидности единоборств,
особенно те из них, которые применяют не только физические, но и
энергетические методы воздействия на противника.
Как уже отмечалось, арии принесли на Землю еще и медицинские знания.
Поэтому практически вся мировая медицина, особенно использующая древние
методы, также очень многим обязана ариям. Как теперь уже признано,
древняя медицина совсем не была примитивной. Из древних преданий
следует, что раньше жрецы умели составлять из трав и минералов
лекарства, содержавшие 108 компонентов и рассчитанные на данного
конкретного человека, которые излечивали любую болезнь за три дня.
Древние врачи знали о существовании невидимых глазу организмов,
вызывающих болезнь. Они совершенно не нуждались в разрезании трупов для
изучения внутреннего строения человека и использовании рентгеновских,
ультразвуковых и других методов "просвечивания" человека, так как
владели умением видеть сквозь ткани человеческого тела. Современные
ученые поражаются мастерству древних индийских хирургов, проводивших
сложнейшие операции даже на черепе. Интересно, что одежда современных
врачей: белый халат, белая шапочка, белая марлевая повязка на рот и нос —
практически точно повторяет облачение зороастрийских жрецов.
Эти примеры можно множить и множить. Следы учения древних ариев
встречаются повсюду. А что же в России, ставшей для ариев второй
родиной? Неужели славянские народы ничего не сберегли из духовного
наследия своих предков? Знакомясь с дохристианскими верованиями Древней
Руси, нетрудно заметить, что в них сохранились многие знания и традиции
зороастризма. Но насильственное введение на Руси христианства в X веке
нашей эры, сопровождавшееся уничтожением "языческой" религии, а также
жестокими преследованиями волхвов — жрецов древнерусских верований,
привело к тому, что в нашей стране сохранилось очень немногое из
обширного наследства древних ариев. Конечно, само христианство как
учение здесь ни при чем. Виноваты методы его насильственного внедрения и
люди, их применявшие. И все же кое-что из древнего наследия
сохранилось, например, языческие праздники, имеющие, несомненно,
зороастрийское происхождение. Самый известный из них — Масленица,
праздник встречи весны, отмечавшийся ранее 20—21 марта. Это древний
праздник зороастрийского Нового года (день весеннего равноденствия,
когда Солнце входит в зодиакальный знак Овна). Из истории известно, что в
Древней Руси Новый год отмечался в марте вплоть до XIV века, когда его
отменил князь Симеон Гордый (впоследствии он умер от чумы, что многие
восприняли как кару небесную). Кстати, этот же праздник, отмечаемый в
мусульманских странах, Навруз, иногда неправильно называют мусульманским
Новым годом. Другой праздник — день Ивана Купалы, отмечаемый в ночь на
24 июня по старому стилю (около дня летнего солнцестояния), также,
несомненно, имеет зороастрийское происхождение и связан с защитой от сил
зла. Наконец, еще один праздник, Святки, со своими знаменитыми
святочными гаданиями. Он соответствует зороастрийскому празднику
Зервана, отмечаемому в начале января, в период, когда Земля находится в
точке афелия (наибольшее удаление земной орбиты от Солнца), что
наблюдается 4—5 января. После введения христианства церковь сначала
долго боролась с этими праздниками, запрещала их, но потом смирилась с
ними, привязав их к христианскому календарю. Точно так же в течение
нескольких веков боролись мусульманские священники с древним Новым
годом, Наврузом, пока не признали его. Согласитесь, что день весеннего
равноденствия — самый разумный выбор даты Нового года из всех известных
человечеству: он привязан к объективным космическим ритмам, а не к
придуманным людьми и часто неточным календарям, и к тому же он
празднуется в начале пробуждения природы после зимы. Таким образом,
говоря о положительных сторонах введения христианства на Руси (их
наличия никто не оспаривает), надо всегда помнить и о сопровождавшем его
уничтожении духовных корней Древней Руси, резко усилившем уязвимость
нашего народа к вторжению сил зла, к влиянию черных, разрушительных
учений.
И все же вернемся к зороастризму, наиболее полному и универсальному
учению. Начальные знания о зороастризме, в том числе и об основах его
сокровенной части, вы получите из следующих глав этой книги. Что
касается более глубокого изучения зороастрийской традиции, отдельных
разделов учения, а также авестийской астрологии, то можно
порекомендовать вышедшие в последнее время книги Авестийской школы
астрологии. Зороастризм нельзя назвать только религией в общепринятом
сейчас понимании этого слова. Прежде всего это образ жизни и строй
мышления. Сейчас эти слова стало модно говорить практически обо всем: от
различных направлений современной музыки до многочисленных философских
систем. Знакомство с зороастризмом покажет вам, что именно к нему это
определение применимо без всякой натяжки. Зороастризм охватывает все
стороны жизни человека. То есть в нем совершенно отсутствует широко
распространенное деление жизни на высокое, духовное, божественное, с
одной стороны, и низменное, человеческое, материальное, с другой
стороны, которое приводит нередко к страшному лицемерию и обману,
несоответствию высоких слов и грязных дел. Человек рассматривается в
зороастризме как микрокосмос, часть единого Космоса, Вселенной, а его
развитие — как составная часть общекосмического процесса. Многие
современные ученые и исследователи считают эти особенности учения
архаизмом, относящимся к далекому прошлому, к первобытнообщинному строю и
т.д., то есть к тому времени, когда, по их мнению, люди были еще
глупыми и наивными, не понимали преимуществ прогресса. Не будем их
переубеждать, это их проблемы. Наше дело — это решить, соответствует ли
это учение той реальности, тому миру, в котором мы живем, во всем его
многообразии. Позволяет ли оно нам получить ответ на многие (или даже на
все) вопросы, на которые мы не может ответить обычным путем, помогает
ли выбрать нужную дорогу в жизни. Если это нас устраивает, если это
помогает восстановить утраченную целостность мира, тогда мы можем этого
придерживаться. Если же нет, тогда в этом учении чего-то не хватает, и
надо попытаться найти другое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий