Моисей
Моисей принадлежит к тем людям, имена которых связывают с основателями религий.
Достоверных сведений о Моисее наука не имеет. По косвенным данным, он
мог родиться приблизительно в 1570 г. до н. э. Основные сведения о
Моисее мы черпаем из Библии, в которой говорится, что Моисей вышел из
одного из племен израильского народа, которые жили почти четыре столетия
в Египте. Они занимались главным образом скотоводством, жили довольно
замкнуто, что позволило им сохранить свою культуру и язык, хотя
четырехсотлетнее пребывание на египетской земле не прошло бесследно.
Постепенно они не только усваивали культуру египтян, но и перенимали их
веру, например, поклонялись тельцу (быку), почитали змей, поклонялись
солнцу.
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.
- Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
На церковнославянском языке
Церковнославянский текст десяти заповедей в Русской Православной церкви выглядит следующим образом:- А́зъ є́смь гсдь бг҃ъ тво́й, изведы́й тѧ̀ ѿ землѝ єгѵ́петскїѧ, ѿ до́му рабо́ты: ¦ Да не бу́дутъ тебѣ̀ бо́зи ині́и ра́звѣ Менє̀.
- Не сотворѝ себѣ̀ кумі́ра, и всѧ́кагѡ подо́бїѧ, єли͂ка на небесѝ горѣ̀, и єли͂ка на землѝ ни́зу, и єли͂ка въ вода́хъ подъ земле́ю: ¦ да не поклони́шисѧ ѝмъ, ни послу́жиши ѝмъ.
- Не во́змеши и́мене гсда бг҃а твоегѡ̀ всу́е.
- Помни день суббѡ́тный, є́же свѧти́ти єго̀: ¦ ше́сть дні̀й дѣ́лай и сотвори́ши (въ ни́хъ) всѧ͂ дѣла̀ твоѧ͂. Въ де́нь же седьмы́й — суббѡ́та гсду бг҃у твоему̀.
- Чтѝ отца̀ твоего̀ и ма́терь твою̀, да бла́го ти́ бу́детъ, и да долголѣ́тенъ бу́деши на землѝ бла́зѣ, ю́же гсдь бг҃ъ тво́й дае́тъ тебѣ̀.
- Не ѹбі́й.
- Не прелюбы̀ сотворѝ
- Не ѹкра́ди.
- Не послу́шествуй на дру́га своего̀ свидѣ́тельства ло́жна.
- Не пожела́й не позе́́́̀̀̀̀єгѡ̀, ни рабы́ни єгѡ̀, ни вола̀ єгѡ̀, ни осла̀ єгѡ̀, ни всѧ́когѡ скота̀ єгѡ̀, ни всего̀ єли͂ка су́ть ближнѧгѡ твоегѡ̀.
Десять заповедей (Втор.5:6-21)
- Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени (ивр. שֵׁם, шем) Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
- Наблюдай день субботний (ивр. שַּׁבָּת, шабат), чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
- Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай (ивр. לֹא תִרְצָח, ло тирцах).
- Не прелюбодействуй (ивр. לֹא תִנְאָף, ло тин'аф).
- Не кради (ивр. לֹא תִגְנֹב, ло тигнов).
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
Десять заповедей (Исх.34:14-26)
Текст из книги Исход по Синодальному переводу.- И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя;
- Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев;
- Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас.
- Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнем],
- Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель.
- Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
- И не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
- Не делай себе богов литых.
- Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
- Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;
- Первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.
- Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
- И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года;
- Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева,
- Ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
- Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
- Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козлёнка в молоке матери его.
- И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
- И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие.
Моисей (продолжение)
В Библии рассказывается, что во времена фараона Рамзеса, когда стали
строить города Раамсес и Пифом, евреев заставили месить и обжигать
кирпичи, сгоняли с насиженных пастбищ, притесняли. Фараон, чтобы
сократить численность евреев, приказал убивать при приеме родов всех
младенцев мужского пола.
Моисей родился в то время, и казалось, что его участь была предрешена.
Его ожидала смерть от руки палачей. Мать в смятении не знала, что
делать. Она решается на отчаянный шаг -подкладывает ребенка царской
дочери. Дочь фараона догадывалась, чей это ребенок, но вида не подала и
велела отнести находку во дворец. Сестра Моисея предложила найти для
младенца кормилицу и привела свою мать к найденышу. Мать воспитывала
сына старательно, научила его еврейскому языку, а когда он подрос, то
отвела во дворец, где дочь фараона дала ему имя Моисей. Если выводить
имя Моисей из еврейского Моше, то производное слово будет «Машах», что
буквально означает «вынимать». Если идти от египетского Мо (вода) и Уше
(спасен), то Моисей будет означать «спасенный из воды».
Маленький израильтянин воспитывался при дворе как приемный сын дочери
фараона. Ему дали лучшее образование, он хорошо знал египетские религии,
с детства его окружали роскошь, почитание и поклонение. Его родная мать опасалась, что Моисей
забудет свой народ, поэтому тайно посещала его, знакомила с историей
еврейского народа, а когда сын подрос, то открылась ему, рассказала о
тайне его рождения. Сын был поражен рассказом, но от роскошной жизни не
отказался. Еще долго он пользовался всеми благами, дарованными ему
судьбой: он стал жрецом, не раз сопровождал фараона в плавании на ладье,
присутствовал на пирах. Такая жизнь продолжалась сорок лет. Сорок лет
Моисей находился при дворе, где изучал древние папирусы, спорил со
жрецами, наблюдал жизнь во всех ее проявлениях. А видел он многое.
Наряду с роскошью дворцов ему бросались в глаза нищета и страдания его
народа.
Вскоре случай круто изменил жизнь Моисея. Однажды он пошел смотреть на
работу строителей и увидел, как избивают одного еврея. Моисей вскипел и
убил египетского стражника. Опасаясь мести фараона, Моисей бежал в
пустыню.
Пройдя четыреста .пятьдесят километров по пустыне, Моисей наткнулся на
жилище пастухов. Выяснилось, что они приходятся Моисею родственниками.
Вскоре Моисей женился на одной из дочерей приютившего его пастуха.
Жизнь в пустыне закалила Моисея. Он проводил долгие дни и часы в
размышлениях и труде. Из изнеженного человека постепенно формировался
зрелый, знающий жизнь и историю своего народа муж. Ему, конечно,
рассказали об истории семьи Авраама, его сыне Иакове и внуке Левии, ему
рассказали о религии евреев, о родине его предков Ханаане, где по
преданиям была Земля обетованная. В голове у Моисея возник план спасения
израильского народа, жестоко притесняемого в Египте.
Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена.
В Библии рассказывается, что Моисей иногда впадал в необычные
состояния, ему снились пророческие сны и были видения. Однажды, когда он
пас овец, его посетил ангел, которого Моисей увидел в огне горящего
тернового куста. Его устами говорил сам Бог. Он предписывал Моисею
отправиться в Египет и вызволить израильский народ из плена. Моисей
сначала пытается уговорить фараона добровольно отпустить евреев. Фараон,
однако, не спешит выполнить просьбу Моисея и приказывает надзирателям еще строже наблюдать за
евреями. Тогда Бог решает помочь Моисею: продемонстрировать перед
фараоном различные чудеса, чтобы, устрашившись, фараон отпустил евреев
на свободу (воду превращает в кровь, поражает моровой язвой скот,
побивает градом все посевы, насылает саранчу, поражает смертью каждого
первенца-египтянина). Фараон не выдержал и отпустил евреев на свободу.
По библейским источникам, шестьсот тысяч евреев, кроме детей и женщин,
вышли из Египта. Ученые сомневаются, что такое большое число людей
вышло из египетского плена. Историки называют даже приблизительное число
вышедших из египетской земли: шестьсот семейств.
Моисей вывел израильский народ из Египта и повел своих соплеменников в
пустыню, где не было ни воды, ни пищи. Моисей сорок лет водил народ по
пустыне, пока подрастающее поколение не закалилось в борьбе за
существование, а старое поколение постепенно не вымерло. Бог сопровождал
скитальцев, помогал Моисею напоить и накормить народ, одолеть врагов.
Во время путешествия Моисей проводит ряд реформ, способствующих
возникновению элементов государственного устройства. По совету тестя он
поделил всех на тысячи, сотни, десятки, назначил судей. В Синайской
пустыне Бог заключает с Моисеем договор, согласно которому израильский
народ должен исполнять Божественные Заповеди. За это Бог дарует Свое
покровительство. Моисей сорок дней и ночей находился на горе Синай, где
Бог дал ему две каменных скрижали, на которых были высечены Десять
Заповедей. По богословской традиции считается, что первые пять Книг
Библии написаны Моисеем со слов Бога, следовательно, и Заповеди, и
законодательство имеют Божественное происхождение. В настоящее время
многие исследователи не признают за Моисеем авторство Пятикнижия.
По договору еврейский народ должен был принять новую религию, а Бог
обещал им «Ханаан» - «землю, где течет молоко и мед». В Ветхом Завете
отразилась эволюция религиозных представлений древних еврейских племен,
которые, как и язычники, поклонялись горам, деревьям, рощам, колодцам,
камням. Каждый род имел своих божков - терафимов. Считалось, что в
домашних или родовых божках воплощался дух предков. Чтобы дух предков
покровительствовал роду, следовало принести ему в жертву ягненка
(агнца). Древние евреи
поклонялись Луне, для чего справляли каждый месяц праздник в честь
Луны в новолуние. Чтобы дух пустыни не обижался на евреев, ему в жертву
приносили козла. Люди перекладывали на «козла отпущения» свои болезни и
бедствия, и он шел в пустыню, избавляя людей таким образом от беды.
К концу II тыс. до н. э. возникает израильское государство во главе с
царем Саулом. В это время скотоводами-кочевниками в некоторых родах
почитался Бог племени Иуды Яхве. Его изображали в виде льва, затем в
виде тельца (быка). Позже он приобретает человеческий вид. Древние евреи
считали, что Яхве обитает на горе Синай. По мере распространения веры в
Яхве стали считать, что Яхве обитает в ковчеге -ящике, который носили
кочевники на носилках. На крышке этого ящика находилось два керуба
(херувима). Некоторые исследователи считают, что в ковчеге находились
статуи Яхве и его жены. Возможно, в ковчеге носили и камни-метеориты.
Вначале Богу Яхве приносились человеческие жертвы, позднее их заменили
животными. Возле ковчега всегда находились жрецы, которые обслуживали
его. Жрецов называли левитами. Левиты были не только священниками, но и
писцами, судьями, учителями. Культ Яхве постепенно принимался всем
израильским народом, который был поделен на двенадцать колен (племен).
Была создана регулярная армия. Каждое племя имело своих начальников и во
время походов шло под своим знаменем. Обычно колонну возглавляли
левиты, которые несли ковчег Завета, разобранную на части скинию
(своеобразный складывающийся шатер, в котором евреи молились) и
священные сосуды. Затем шли племена, а замыкали колонну стада овец и
вьючных ослов. Так шли евреи к Земле обетованной, терпя лишения, муки,
невыносимую жару.
Моисею не суждено было войти в Землю обетованную. От знал, что дни его
подходят к концу. Перед смертью он проводит перепись населения.
Израильтяне насчитывают уже шестьсот одну тысячу семьсот тридцать
человек. Самому Моисею в это время было сто двадцать лет, но он был еще
крепок телом. Перед смертью Моисей сложил песню в честь Бога, дал
выучить ее своему народу, потом взошел на гору Нево. Тридцать дней народ
оплакивал своего предводителя, затем под руководством Иисуса Навина
отправился в Ханаан.
Мы изложили библейское повествование о жизни Моисея. Ученые давно
спорят о его личности. Некоторые считают, что его не было, но многие
склоняются к мысли, что он - реальная историческая личность, подлинную биографию которого мы вряд ли
будем знать. Для нас не важно, действительно ли существовал Моисей, или
это собирательный образ руководителей еврейских племен, важно то, что с
ним связываются определенные взгляды, которые получили распространение
среди людей, например, Десять заповедей.
Десять Заповедей.
Заповеди, полученные, по Библии, Моисеем на горе Синай от Бога, таковы:
- Да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе
вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся и
не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, ревнитель, наказывающий детей за
вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий
милость до тысячи родов любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои. (Исх.
20: 3 - 6).
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не
оставит без наказания того, кто произносит имя напрасно. (Исх. 20: 7).
Четвертая заповедь предписывает почитать день субботний для того, чтобы целиком предаться размышлениям о Боге:
- Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай
(в них) всякие дела твои, а день седьмой -суббота Господу, Богу твоему:
не делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни
раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни пришелец, который в жилищах
твоих: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в
них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и
освятил его (Исх. 20: 8 - 11).
Первые четыре заповеди касаются отношений человека и Бога. Как и в
любой религии, это - самое важное для верующего человека. В любой
религии главным персонажем является Бог, и от взаимоотношения с ним
зависит жизнь и смерть обычного человека. Не случайно в первой и второй
заповедях предписывается единобожие, отказ от прежних языческих
представлений евреев.
Остальные шесть заповедей Моисея - не что иное, как простые нормы нравственности, существующие у любого народа:
- Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы
продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни
его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у
ближнего твоего. (Исх. 20: 12 - 17)
Заповеди Моисея отражают все ценное, что было накоплено человечеством в
области нравственных отношений. Они включены в основы религиозных
вероучений не только иудаизма, но и христианства, в преобразованном виде
- ислама и оказали большое гуманизирующее влияние на духовное
становление человека.
Моисей не только донес нравственные принципы людям, но и ввел законы,
которые помогали им ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Эти
законы носят исторический характер. Изучая их, мы можем постичь истоки
традиций восточных народов, их историю, принципы законодательства,
которое существовало в те времена. Исследователи указывают на то, что в
законах Моисея отразился законодательный опыт не одного еврейского
народа. В частности, в законах Моисея присутствуют отголоски кодекса
Хаммурапи.
Читая законы Моисея, мы узнаем, что израильтяне допускали рабство.
Если рабом был еврей, то по законам Моисея предписывалось отпустить его
на свободу после шести лет. На жену раба это правило не
распространялось. Рабыню господин должен был отпустить в случае, если он
не мог взять ее в жены или отдать в жены своему сыну. Женщина по
законам Моисея должна была быть прежде всего матерью, если же ей это
право не обеспечивалось, то ее отпускали на свободу. Мужчина должен был
обеспечить женщине «пищу, одежду и супружеское сожитие». С рабами хозяин
был волен поступать так, как ему заблагорассудится, однако, если он
убивал раба, то предписывалось наказать хозяина. Если же рабы «день или
два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро»
(Исх. 21: 18). Рабство в Ветхом Завете не осуждается, к нему относятся
как к данности, оно рассматривается как естественное, само собой
разумеющееся.
Взаимоотношения между людьми строились по принципу «око за око».
Каждый человек, по законам Моисея, должен был знать, что любое
посягательство на жизнь другого чревато местью, ответом по принципу «как
ты мне, так и я тебе». В Ветхом Завете защищалось право на собственность. Если вора убивали на
месте преступления, то никто не отвечал за его смерть. Пойманному вору
предписывалось отдать украденное вдвое.
Сурово осуждались те, кто не уважал своих родителей, кто проявлял по
отношению к ним непочтительность и дерзость. «Кто ударит отца своего,
или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21: 15). В законах
Моисея предписывалось гостеприимство: «Пришельца не обижай и не
притесняй его: вы знаете душу пришельца, потому что сами были
пришельцами в земле Египетской» (Исх. 23: 9).
В Библии отражается становление семейных отношений. Вначале у евреев
практиковалось многоженство. Количество жен не ограничивалось, не было
запретов и на брачные отношения между родственниками. Обрученная девушка
должна была хранить верность жениху. Если же она ее нарушала, то ее
могли убить. Человек, посягнувший на невесту другого, мог рассчитывать
только на смерть. Муж имел право развестись с нелюбимой женой. В этом
случае он давал ей разводное письмо. Муж был не обязан отвечать за
причину развода. На развод имела право и жена. По закону Моисея жена
имела право на пищу, одежду и «супружеское сожитие». Израильская жена не
была рабыней, как это было у многих древних народов. Замужние женщины и
девицы ходили непокрытыми, участвовали в празднествах, песнях и плясках
по поводу побед или в религиозных обрядах. Женщина участвовала в делах
семьи и пользовалась в некотором смысле независимостью. Священники и
служители храмов должны были жениться только раз. Даже от женщины,
прислуживающей в храмах, требовали, чтобы она была замужем один раз.
Сначала, как мы уже отмечали ранее, у евреев были распространены браки
среди родственников. Авраам был женат, например, на единокровной своей
сестре Саре (Быт. 20: 12). Иаков был женат на двух сестрах одновременно.
Отец Моисея был женат на своей тетке. (Исх. 6:20). Позднее евреи стали
запрещать под страхом смертной казни различные кровосмесительные
сожительства - с матерью, сестрой, внучкой, невесткой, снохой,
свояченицей и др. Вначале браки с представителями других народов
разрешались, позднее категорически запрещались.
Вызывает удивление и уважение дальновидность демографической политики
законодателей еврейского народа. Законы Моисея предписывали не посылать
молодожена на войну, пока не пройдет год. При разделе имущества дети любимых и нелюбимых жен
имели равные права. Первенец от нелюбимой жены получал двойную часть
наследства. У евреев поощрялось деторождение. Бездетность
рассматривалась как большое несчастье.
Многие положения Моисеева законодательства были положены в основу
теократического государства, вошли в традицию еврейского и других
народов, были усвоены разными поколениями людей, которые
совершенствовали их, преобразовывали, дополняли. Отголоски законов и
заповедей Моисея можно найти в идеологии и нравственном воспитании,
осуществляемом в современном Израильском государстве.
Большое влияние заповеди и законы Моисея оказали на христианское
вероучение. Христианство развивает нравственные идеи Ветхого Завета.
Эволюцию нравственных идей Ветхого Завета отражает нравственное учение
Иисуса Христа.
* * *
Десять заповедей
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Запрос «Десять заповедей» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Десять заповедей (Декалог, или Закон Божий) (ивр. עשרת הדברות, «асерет-а-диброт» — букв. десять речений; др.-греч. δέκα λόγοι, «декалог» — букв. десятисловие) — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх.19:10-25).
Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух мало отличающихся друг от друга версиях (см. Исх.20:2-17; Втор.5:6-21). В другом месте (Исх.34:14-26)
часть заповедей воспроизведена в форме комментария, вложенного в уста
Всевышнего, при этом не комментируются морально-нравственные нормы, но
формулируются предписания в религиозно-культовой области. Согласно
еврейской традиции, вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых.
Обстановка, при которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять
заповедей, описана в Библии. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом,
земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме разбушевавшейся
стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди (Исх.19:1 и след.). Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства» (Исх.24:12; 31:18; 32:16) или «Скрижалях Завета» (Втор.9:9, 11:15),
и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на
горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге,
пляшет вокруг Золотого тельца,
то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что
разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего
раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные
скрижали, и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей (Втор.10:1-5).
Десять заповедей (Исх.20:2-17)
Перечни Десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются. Согласно еврейской традиции, в Исх.20:2 содержится первая заповедь, а в 20:3 — вторая. Согласно же христианской традиции, первая заповедь содержится в Исх.20:3, а 20:2 рассматривается как общее вступление. Большинство протестантских церквей, а также Православная и Греко-католическая церковь
делят вторую по еврейской традиции заповедь (Исх. 20:3-6) на две,
считая первый стих первой заповедью, а остальные стихи — второй. Римско-католическая и Лютеранская
церкви делят на две десятую по еврейской традиции заповедь. Лютеране
следуют порядку Второзакония и делают заповедь «Не желай дома ближнего»
девятой заповедью, а дальнейшее — десятой. В Папирусе Нэша заповеди имеют некоторые отличия от еврейской традиции.
На русском языке (Синодальный перевод)
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.- Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
На церковнославянском языке
Церковнославянский текст десяти заповедей в Русской Православной церкви выглядит следующим образом:- А́зъ є́смь гсдь бг҃ъ тво́й, изведы́й тѧ̀ ѿ землѝ єгѵ́петскїѧ, ѿ до́му рабо́ты: ¦ Да не бу́дутъ тебѣ̀ бо́зи ині́и ра́звѣ Менє̀.
- Не сотворѝ себѣ̀ кумі́ра, и всѧ́кагѡ подо́бїѧ, єли͂ка на небесѝ горѣ̀, и єли͂ка на землѝ ни́зу, и єли͂ка въ вода́хъ подъ земле́ю: ¦ да не поклони́шисѧ ѝмъ, ни послу́жиши ѝмъ.
- Не во́змеши и́мене гсда бг҃а твоегѡ̀ всу́е.
- Помни день суббѡ́тный, є́же свѧти́ти єго̀: ¦ ше́сть дні̀й дѣ́лай и сотвори́ши (въ ни́хъ) всѧ͂ дѣла̀ твоѧ͂. Въ де́нь же седьмы́й — суббѡ́та гсду бг҃у твоему̀.
- Чтѝ отца̀ твоего̀ и ма́терь твою̀, да бла́го ти́ бу́детъ, и да долголѣ́тенъ бу́деши на землѝ бла́зѣ, ю́же гсдь бг҃ъ тво́й дае́тъ тебѣ̀.
- Не ѹбі́й.
- Не прелюбы̀ сотворѝ
- Не ѹкра́ди.
- Не послу́шествуй на дру́га своего̀ свидѣ́тельства ло́жна.
- Не пожела́й не позе́́́̀̀̀̀єгѡ̀, ни рабы́ни єгѡ̀, ни вола̀ єгѡ̀, ни осла̀ єгѡ̀, ни всѧ́когѡ скота̀ єгѡ̀, ни всего̀ єли͂ка су́ть ближнѧгѡ твоегѡ̀.
Десять заповедей (Втор.5:6-21)
- Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени (ивр. שֵׁם, шем) Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
- Наблюдай день субботний (ивр. שַּׁבָּת, шабат), чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
- Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай (ивр. לֹא תִרְצָח, ло тирцах).
- Не прелюбодействуй (ивр. לֹא תִנְאָף, ло тин'аф).
- Не кради (ивр. לֹא תִגְנֹב, ло тигнов).
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
Десять заповедей (Исх.34:14-26)
Текст из книги Исход по Синодальному переводу.- И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя;
- Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев;
- Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас.
- Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнем],
- Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель.
- Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
- И не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
- Не делай себе богов литых.
- Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
- Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;
- Первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.
- Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
- И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года;
- Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева,
- Ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
- Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
- Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козлёнка в молоке матери его.
- И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
- И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие.
Два текста со схемами деления
- Phi. Деление Филона Александрийского (из трудов Филона Александрийского и Иосифа Флавия). Является старейшим. Принято в эллинистическом иудаизме, Греческой православной церкви и протестантизме (за исключением лютеранства).
- Tal. Талмудическое деление (III век).
- Aug. Деление Аврелия Августина (V век). Принято в Римско-католической церкви и лютеранстве, причём Католическая церковь взяла за основу текст из Второзакония, а Мартин Лютер — из Исхода.
Phi | Tal | Aug | Исх.20:1-17! | Втор.5:4-21! |
---|---|---|---|---|
— | 1 | — | 1 И изрек Бог все слова сии, говоря: | 4–5 Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня … Он [тогда] сказал: |
Pre | 1 | — | 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. | 6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. |
1 | 2 | 1 | 3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. | 7 Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. |
2 | 2 | 1 | 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. | 8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. |
2 | 2 | 1 | 5 Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня. | 9 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. |
2 | 2 | 1 | 6 И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. | 10 И творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. |
3 | 3 | 2 | 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. | 11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно. |
4 | 4 | 3 | 8 Помни день субботний, чтобы святить его. | 12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. |
4 | 4 | 3 | 9 Шесть дней работай и делай всякие дела твои. | 13 Шесть дней работай и делай всякие дела твои. |
4 | 4 | 3 | 10 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. | 14 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. |
4 | 4 | 3 | 11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. | 15 И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний. |
5 | 5 | 4 | 12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. | 16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. |
6 | 6 | 5 | 13 Не убивай. | 17 Не убивай. |
7 | 7 | 6 | 14 Не прелюбодействуй. | 18 Не прелюбодействуй. |
8 | 8 | 7 | 15 Не кради. | 19 Не кради. |
9 | 9 | 8 | 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. | 20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. |
10 | 10 | 9 | 17 Не желай дома ближнего твоего. | 21 Не желай жены ближнего твоего. |
10 | 10 | 10 | Не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. | И не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. |
Традиционное понимание
В иудаизме
Сопоставление текстов Исх.20:1-17 и Втор.5:4-21 (по ссылкам) на языке оригинала, с приближенным по смыслу переводом на английский язык (KJV), позволяет точнее уяснить содержание заповедей.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [дословно «ложно» — то есть, во время клятвы], ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно [ложно]. В оригинале это означает «не носи (евр. תשא, tisa) имя Господне лживо (впустую, тщеславно, противозаконно)». Исходный глагол נשא nasa' означает «поднимать, нести, брать, возносить». Ещё раз подобным образом выражение «носить имя» используется только в Исх.28:9-30, где, в отражение заповеди, Бог наказывает первосвященнику Аарону вносить на своих плечах в святилище имена колен сынов израилевых, вырезанные на двух камнях оникса. Таким образом тот, кто исповедует веру в Бога Израилева, согласно заповеди, становится носителем Его имени, неся ответственность за то, как представляет Бога окружающим. Тексты Ветхого Завета описывают случаи, когда имя Бога оскверняется лицемерием людей и ложным представлением Бога или Его характера. Джозеф Телушкин, современный ортодоксальный раввин, также пишет, что эта заповедь означает намного больше чем запрещение случайного упоминания имени Бога. Он указывает, что более буквальный перевод «lo tissa» будет «Вы не должны нести», а не «Вы не должны брать», и что осмысление этого помогает каждому понять, почему заповедь приравнивается к другим, таким как «Не убивай» и «Не прелюбодействуй».
- Не убей. В оригинале: «לֹא תִרְצָח». Использованный глагол «רְצָח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill). (Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах)
- Не прелюбодействуй [в оригинале это слово обычно относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её мужем]. Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые «запреты кровосмешения», включает муже- и скотоложство.
- Не кради. Запрет на хищение имущества также изложен в Лев.19:11. Устная традиция толкует содержание заповеди «Не укради» в Десяти заповедях как запрет на похищение человека с целью порабощения. Поскольку предшествующие заповеди «не убивай» и «не прелюбодействуй» говорят о грехах, наказываемых смертной казнью, то один из принципов толкования Торы предписывает понимать и продолжение как сурово наказуемое преступление.
- «Не возжелай…» К данной заповеди относится запрет хищения имущества. Согласно еврейской традиции, хищением является также «кража образа», то есть создание ложного представления о предмете, событии, человеке (обман, лесть и т. п.) .
В лютеранской традиции
В «Кратком катехизисе» М. Лютера даётся следующий перечень заповедей (с их объяснением):- Заповедь первая:
Что это значит? Мы должны превыше всего уважать, любить Бога и уповать на Него во всём.
- Заповедь вторая:
Что это значит? Мы должны бояться Бога и любить Его так, чтобы не проклинать, не клясться, не колдовать, не лгать и не обманывать именем Его, но призывать Его имя во всякой нужде, молиться Ему, благодарить и прославлять Его.
- Заповедь третья:
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не пренебрегать проповедью и Словом Божьим, но свято чтить его, охотно слушать и познавать.
- Заповедь четвертая:
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не презирать и не гневить своих родителей и господ, но почитать их, служить и повиноваться им, любить их и дорожить ими.
- Заповедь пятая:
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не причинять страданий и вреда ближнему своему, но помогать ему и заботиться о нем во всех его нуждах.
- Заповедь шестая:
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы в мыслях, словах и делах быть чистыми и целомудренными, и чтобы каждый из нас любил и почитал своего супруга.
- Заповедь седьмая:
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не отбирать у ближнего своего денег, или имущества его, и не присваивать себе чужого путём нечестной торговли, или мошенничества. Но нам следует помогать ближнему своему в сохранении и преумножении его имущества и средств существования.
- Заповедь восьмая:
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не говорить неправды о ближнем своем, не предавать его, не клеветать на него и не распространять о нем худой молвы, но защищать его, говорить о нём только хорошее и стараться всё обратить к лучшему.
- Заповедь девятая:
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не посягать коварно на наследство, или дом ближнего своего и не присваивать их себе, прикрываясь законом, или правом, но служить ближнему, способствуя сохранению его собственности.
- Заповедь десятая:
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не совращать, не присваивать и не отчуждать от ближнего своего его жену, прислугу, или скот, но побуждать их к тому, чтобы они оставались на своих местах и исполняли свои обязанности.
Примечания
- ↑ Слово דברה происходит от корневого слова דבר — «говорить».
- ↑ VaEtchanan
- ↑ См. примеры Лев. 18:21, 20:3, 21:6; Иер. 5:1-2, 7:9-15; Matthew Henry’s Commentary on the Whole Bible, Vol. 1 Комментарий на Исход 20:7
- ↑ Telushkin, J., Jewish Literacy: The most important things to know about the Jewish religion, its people and its history. New York: William Morrow and Company, Inc., 1991, ISBN 0688085067, pp. 56–57
См. также
- Заповеди Иисуса Христа
- Скрижали Завета
- гора Синай
- Декалог — фильм Кшиштофа Кеслёвского
- Кислород — фильм Ивана Вырыпаева.
- Десять заповедей (буддизм)
Ссылки
- Десять заповедей — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- О заповедях на сайте Библия-Центр
- О десяти заповедях на сайте Мгарского Свято-Преображенского монастыря
- Православное толкование десяти Заповедей
- «С христианской точки зрения». Радиодискуссия о заповедях между верующим и атеистом
- Баренбойм П. Д. Библейское начало философии права (HTML-версия статьи в журнале “Законодательство и экономика”, № 2, 2012)
Десять заповедей (буддизм)
- Не убивать
- Не красть
- Не прелюбодействовать
- Не лгать и не клеветать
- Не использовать дурманящих веществ
- Не сплетничать о других буддистах
- Не превозносить себя и не уничижать других
- Не скупиться к нуждающимся
- Не держать зла и не побуждать ко злу
- Не клеветать на Три Драгоценности
Представляют собой моральный кодекс светских (не монашествующих) приверженцев буддизма в Китае.
Содержатся в Брахмаджала-сутре, переведенной на китайский язык Кумарадживой.
Трира́тна (санскр. त्रिरत्न, triratna IAST, «три драгоценности»; пали: Tiratana; кит. 三宝, Саньбао; яп. 三宝, Сампо́; монг. гурван эрдэнэ) — в буддизме — три драгоценности буддийской доктрины:
Триратна является своеобразным символом веры
буддиста. Восприятие Будды как учителя и проводника, его дхармы как
закона, а сангхи как сообщества единомышленников, является непременным
атрибутом буддийского мировоззрения:
- Есть Будда — совершенно Просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное Освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что не доступно ни богам, ни святым других религий.
- Есть Дхарма — Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Закон этот Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, Текста сутр. Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В I в. до н. э. они были впервые записаны на пали. Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старцев) и назывались «Три корзины» (Трипитака, на пали — Типитака): «Корзина текстов по монашеской дисциплине и нравственному воспитанию» (Виная-питака), «Корзина текстов [Слова Будды]» (Сутра-питака, на пали — Сутта-питака) и «Корзина текстов высшего Закона» (Абхидхарма-питака, на пали — Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах, хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам. Эти названия собрания Слова Будды сохранились доныне, хотя в других школах каноны содержательно иные.
- Есть Сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикшу, на пали — бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий