6 сентября 2015 г.

Японская забава - Суйсэки - искусство любования камнями.


Суйсэки, или искусство любования камнями, существует в Японии с давних времен и является традиционным жанром японского искусства. Попало это искусство в Японию из Китая, как и культура выращивания карликовых деревьев, или бонсай. Японцы видят в камнях суйсэки источник медитации и вдохновения.

Суйсэки — это определенное слияние подвижной и неподвижной стихий, так как суй в переводе означает «вода», а сэки — «камень». В Японии ценится искусство самой природы, которая создает причудливые формы камней. Поэтому суйсэки можно назвать искусством природы.

Особенно ценятся в суйсэки камни с пятнами, которые называются камнями-хризантемами. При этом эстетика суйсэки запрещает обрабатывать камни каким-либо способом. Камень должен отражать титанический труд природы, которая создавала его веками.

Любители искусства суйсэки ежегодно устраивают выставки, которые зачастую проходят вместе с выставками бонсай. Эти два искусства объединяет правильное оформление и выгодная подача экспоната. Для камней делаются специальные подносы, которые наполняют песком или водой. Также делают деревянные подставки, выточенные точно по форме камня.

Но обычный камень не может стать предметом искусства суйсэки, так как для камней существуют определенные правила. В камне должен быть фронт — сторона, которая наиболее выразительна и обращена к зрителю. Фронт камня должен быть слегка наклонен вперед, а высший пик — обращен вверх. Кроме того, пики должны быть разные по высоте, главный пик должен быть сдвинут вправо или влево, а меньшие пики должны располагаться за ним. Кроме определенной формы камня в суйсэки ценятся определенные цвета, которые должны соответствовать его облику и стилю. Особенно ценятся черны, темно-коричневые, темно-серые камни. Белый цвет не особо ценится, так как в Японии это цвет траура.

Обычно для суйсэки используют камни из горных рек, но не всегда получается найти экспонат нужной формы, поэтому на создание камня для суйсэки может уйти от нескольких лет до нескольких десятков лет. В таком случае камень кладут на светлое место и периодически поливают, ускоряя процесс старения камня. Обработка другими методами, кроме воды, не допускается.

Пейзажные камни для суйсэки могут быть в разных стилях, например, горный пейзаж, водопад, пещера, утес, пик, мост, плоскогорье, скала и др. Кроме того, существуют редкие группы камней, которые называются чин сэки. Это камни, которые похожи на предметы, человеческую фигуру или животное.


Очень важным моментом воздействия суйсеки на воображение и подсознание зрителя является присущий ему цвет. Цвет суйсеки должен быть естественным, то есть соответствовать мягким, свойственным природе тонам . Очень важны такие качества, как элегантность и спокойствие, присущие, например, обработанному водой черному камню. Таково же ощущение от темно-коричневого, сине-черного, темно-серого камня. Белый цвет нежелателен, так как в Японии является траурным. (Впрочем, в китайской традиции, наоборот, использование белых и светлых тонов).  
В числе факторов, способствовавших развитию эстетики суйсеки, следует назвать искусство чая. Именно чайная церемония способствовала увеличению эстетической роли камней. Многие мастера чаепития использовали их как средство художественного выражения в организации чайного действа. Большей частью для этого предпочтительны маленькие, темные камни, которые зовутся Chaseki. Другой важный источник развития суйсеки - в сотрудничестве и взаимопроникновении с бонсаи. Оба эти искусства помогают вашему воображению перенестись в иное время и место. Камни, правильно расположенные, напоминают формы земной поверхности: горный хребет, остров или драматический водопад. Общим для обеих форм является воображение, позволяющее перешагнуть в миниатюрный ландшафт бонсай или суйсеки. Многие камни, первоначально использовавшиеся как элементы бонсай, со временем переходят в разряд суйсеки. Общим для двух жанров является также способ решения задачи организации отношений обьекта и окружающего его пространства. Наконец суйсеки, как и бонсаи, используют для размещения камней плоские керамическик сосуды-суибаны. Другим общепринятым вариантом является использование резной деревянной подставки, повторяющей форму камня. 
Века развития сформировали в искусстве суйсеки систему классификации, позволяющую определить место и критерии оценки для практически любого камня. В этой сложной и многообразной системе самой распространенной группой является ландшафтная. Все пейзажные камни могут быть разбиты на стили: горные пейзажи, водопады или пещеры, арки, мосты и плоскогорья, пики, утесы и скалы, и так далее.Следующие две группы - это редкие камни (чин секи) - камни-предметы, похожие на хижину, лодку, человеческую фигуру или животное; и бисеки - камни обработанные для проявления присущей им красоты. Последние, как бы они не были хороши, не могут в рамках классической традиции считаться полноправными суйсеки.



Много веков назад Иоанн Дунс Скотт высказал предположение, что камни - тоже живые существа, просто их жизнь протекает слишком медленно, чтобы люди успели её заметить. Пожалуй, так оно и есть для настоящих любителей суйсеки, чьи искусные руки и творческое воображение действительно способны оживлять камни.










psm 09/09/13 #82 06/09/15

Комментариев нет:

Отправить комментарий