Воро́та зимы́ (болг. Въвеждане, серб. Ваведење, христ. Введение) — день народного календаря славян, выпадающий на 21 ноября (4 декабря) . Считается, что в этот день зима окончательно приходит, что отмечается зимними играми и катанием на санях.
Другие названия дня:
Праздник молодой семьи, Ввезение, Воденье (белорус.), Введенщина (белорус.), «Воведеніє» (укр.), Коляда (белорус.), Третья Пречистая (укр.), «Женска Богородица» (серб.).
По церковному календарю. Первоначально этот день, возможно, был связан с воспоминанием о том, как родители посвятили Деву Марию Богу.
Иоаким и Анна исполнили данное Господу обещание. В день, когда Марии исполнилось три года, ее родители собрали у себя родных и знакомых, нарядили маленькую святую и с пением священных песен и зажженными свечами в руках отвели в храм.
Чтобы войти внутрь, нужно было подняться по лестнице из пятнадцати ступеней. Мать Анна, поставив малютку на первую ступень храма, сказала: «Иди к тому, кто даровал мне тебя». И девочка без посторонней помощи быстро одолела, к удивлению присутствовавших, все пятнадцать ступеней. У дверей храма Деву встретил первосвященник Захарий, отец Иоанна Крестителя…
…После посвящения Мария осталась жить при храме. Ее воспитывали под надзором благочестивых старушек. Эти женщины полностью посвятили себя служению Богу и занимались «чтением священных книг и разными рукодельями».
«Тройка (на разгоне)». Н.С. Самокиш
По народному календарю: Ворота зимы. Обычаи и обряды:
В народе название его связывают со словом «ведение» («водятся волки», «водили Варвару»). Про это день в народе говорили: «Введение — или зимы не ставит, или сряжает на зимний торг сани». Когда как придётся — или толстое леденье (морозно), или Введенье ломает леденье (оттепель). Через Введенские ворота, мол, проводит зима и старого, и малого, и птицу, и зверя всякого. Не выдерживают ледяные ворота живого тепла. Потому, мол, и оттепели на Введение. Когда на Введение ожидался мороз, то все грядущие праздники ожидали морозными.
Но чаще зима наступала и устанавливался санный путь, поэтому на Введенье начинались зимние гуляния – совершались катанья на санях. Ребята, катаясь с горок на санках, в этот день пели:
Введенье пришло,
Зиму в хату завело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Лёд на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало,
Снег заледенило,
Малых ребят,
Красных девчат
На салазки усадило,
На ледянке с горы покатило…
Начинались первые зимние ярмарки, а с ними вместе и
первые санные выезды на гуляния.
Во Введение делали пробные выезды на санях.
Право начать зимние гулянья
отводилось молодоженам, которые торжественно обставляли свой первый
выезд: сани подбирали расписные, легкие, украшали разноцветными
дорожками. Молодая жена наряжалась в лучшие наряды, молодой муж,
подпоясанный ярким кушаком, лихо правил лошадью. Обряд так и назывался —
«Казать молодую». Обычай "казать молодую" - вывозить
молодую, по первому году жену для показа всему честному народу
обязательно соблюдался в этот день.
Со Введеньева дня начинались зимние гулянки-катанья и зимние
торги. «Делу время, потехе – час!» – говорит и в наши дни русский
человек, чередующий свои работы и заботы с отдыхом. К первому
санному гулянью старинные люди относились как к особому торжеству.
Наиболее строго соблюдались обступавшие его обычаи в семье,
где были к этому времени молодожены-новобрачные. В такой дом
собирались – званые-прошеные – все родные, все свойственники,
приглашались, по обычаю, «смотреть, как поедет молодой князь
со своею княгинюшкой». Выезду последних предшествовало небольшое
столованье, прерывавшееся «на полустоле», чтобы закончиться
после возвращения поезда новобрачных во двор. Отправлявшиеся
на гулянье молодые должны были переступать порог своей хоромины
не иначе, как по вывороченной шерстью вверх шубе. Этим, – по
словам сведущих, знающих всякий обычай, людей – молодая чета
предохранялась ото всякой неожиданной беды-напасти, могшей,
в противном случае, перейти ей дорогу на улице. Свекор со свекровью,
провожая невестку на первое санное катанье с мужем молодым,
упрашивали-умаливали всех остальных поезжан-провожатых уберечь
«княгинюшку» ото всякой беды встречной и поперечной, а пуще
всего – «от глаза лихого».
Сани молодых, наособицу изукрашенные коврами, полостями и резьбой-росписью, выводились со двора первыми. Следом за ними тянулся длинный поезд, если менее богатый, то не менее пёстрый, снаряженный хозяевами для званых гостей. Молодые ехали в своих раззолоченных и разукрашенных «с выводами» санях «княжеских», ехали и знай – отвешивали поклоны по сторонам: они впервые показывали себя и свое молодое счастье народу честному, соседям ближним и дальним. За поездом бежали ребята с весёлыми криками; на поезжан любовался отовсюду, со всех крылец, люд православный, охочий и теперь поглядеть на всякое подобное зрелище. И не было от этого гляденья никому никакого зазора: одни показывали себя, другие – смотрели.
В следовавшем за молодыми поезде раздавались весёлые песни, прерывавшиеся иногда и не менее весёлыми здравицами, относившимися «ко князю с княгинюшкой»: гостям ставились в сани и сулеи с романеями, и жбаны с медами крепкими, чтобы их «не заморозили Морозы Морозовичи введенские»... Если гулял на санях «князь» из боярской семьи, то молодые сидели на медвежьей шкуре, а посторонь их саней бежали шустры-скороходы, походя забавлявшие молодых своим скоморошьим обычаем.
По возвращении поезда с гулянья показавшую себя народу невестку встречали на крыльце поджидавшие свёкор со свекровью, принимавшее ее из рук молодого за руки и потом низко кланявшиеся поезжанам за то, что они «уберегли белую лебедушку, их доченьку богоданную ото всякого глаза, ото всякой притки, ото всякой напасти». Затем повторялся опять переход через шубу сданных с рук на руки молодых, и они вводились в покои, – где и продолжалось прерванное на полустоле веселое столованье.
В настоящую пору этот любопытный обычай во все своей полноте не сохранился нигде; но живые тени его и до сих пор бродят еще по неоглядному раздолью Земли Русской. В некоторых местах выезд на самое гулянье с течением времени перенесся на 22-е (Прокопьев день), а затем и на 24-е число, на Катеринин день.
В старину праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы был днём первого зимнего торга. Белокаменная Москва начинала с этого дня расторговываться санями, свозившимися в неё к тому времени из промышлявших щепным и лубяным промыслами слобод и посадов, целыми грудами-горами складывавшимися на Лубянской площади, – укрепившей, вероятно, от этого и свое имя за собою. Между лубяными и санными рядами расхаживали калачники, пирожники, сбитенщики, приглашавшие покупателей и продавцов – «не ввести в зазор» их «проведать стряпни домостряпанной, не заморской, не басурманской, не немецкой» и т. д.
Сани молодых, наособицу изукрашенные коврами, полостями и резьбой-росписью, выводились со двора первыми. Следом за ними тянулся длинный поезд, если менее богатый, то не менее пёстрый, снаряженный хозяевами для званых гостей. Молодые ехали в своих раззолоченных и разукрашенных «с выводами» санях «княжеских», ехали и знай – отвешивали поклоны по сторонам: они впервые показывали себя и свое молодое счастье народу честному, соседям ближним и дальним. За поездом бежали ребята с весёлыми криками; на поезжан любовался отовсюду, со всех крылец, люд православный, охочий и теперь поглядеть на всякое подобное зрелище. И не было от этого гляденья никому никакого зазора: одни показывали себя, другие – смотрели.
В следовавшем за молодыми поезде раздавались весёлые песни, прерывавшиеся иногда и не менее весёлыми здравицами, относившимися «ко князю с княгинюшкой»: гостям ставились в сани и сулеи с романеями, и жбаны с медами крепкими, чтобы их «не заморозили Морозы Морозовичи введенские»... Если гулял на санях «князь» из боярской семьи, то молодые сидели на медвежьей шкуре, а посторонь их саней бежали шустры-скороходы, походя забавлявшие молодых своим скоморошьим обычаем.
По возвращении поезда с гулянья показавшую себя народу невестку встречали на крыльце поджидавшие свёкор со свекровью, принимавшее ее из рук молодого за руки и потом низко кланявшиеся поезжанам за то, что они «уберегли белую лебедушку, их доченьку богоданную ото всякого глаза, ото всякой притки, ото всякой напасти». Затем повторялся опять переход через шубу сданных с рук на руки молодых, и они вводились в покои, – где и продолжалось прерванное на полустоле веселое столованье.
В настоящую пору этот любопытный обычай во все своей полноте не сохранился нигде; но живые тени его и до сих пор бродят еще по неоглядному раздолью Земли Русской. В некоторых местах выезд на самое гулянье с течением времени перенесся на 22-е (Прокопьев день), а затем и на 24-е число, на Катеринин день.
В старину праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы был днём первого зимнего торга. Белокаменная Москва начинала с этого дня расторговываться санями, свозившимися в неё к тому времени из промышлявших щепным и лубяным промыслами слобод и посадов, целыми грудами-горами складывавшимися на Лубянской площади, – укрепившей, вероятно, от этого и свое имя за собою. Между лубяными и санными рядами расхаживали калачники, пирожники, сбитенщики, приглашавшие покупателей и продавцов – «не ввести в зазор» их «проведать стряпни домостряпанной, не заморской, не басурманской, не немецкой» и т. д.
Введение — праздник баб.
Женщинам на третью
Пречистую категорически запрещено стирать.
С Введения до Благовещенья нельзя копать землю (укр.). Женщины запасают глину до Введения (укр.). Коноплю надо трепать до Введения. Кто их треплет после Воведения, навлекает тучу (бурю). (укр.).
На Введение святят воду.
Бытует мнение, что если взять воду с трех колодцев и трех ручьев, то с
ее помощью можно приворожить парня или девушку.
На Черниговском Полесье девчата-белоруски, укладываясь спать накануне праздника, загадыали: «Святое Введенье, веди меня туда, где мне жить». И надеялись во сне увидеть хату будущего мужа.
Старики наказывали в этот день: помолись Матушке Пресвятой Богородице. Она тебя за руку возьмёт, с тобой и в радости и в горести по жизни пройдёт.
Издавна на Украине на
день Введения женщины устраивали праздник "конопли", которая широко
использовалась и кое-где продолжает использоваться в быту. Совершенно
точно такие обряды зафиксированы в Полтавской области. Времена:
Считается, что если первым в дом на
праздник Введения войдет мужчина то целый год в доме будут преобладать
достаток и изобилие, а если женщина, то могут возникать разнообразные
материальные затруднения. Однако, кто бы ни пришел первым, к нему
следует относится с должным почтением и уважением.
Народ сохранил в названии праздника только первое слово «введение», соотнося его не столько с Богородицей, сколько с понятием начала, ввода, со вступлением зимы в свои права.
На Введение зима
вводится.
Иногда в эту пору бывают введенские морозы. Введенские морозы
на ум наставили.
Через Введенские ворота, мол, проводит зима и старого, и малого, и птицу, и зверя всякого. Не выдерживают ледяные ворота живого тепла. Потому, мол, и оттепели на Введение.
Введенье пришло — зиму на Русь завело (привело). Введенские уставщики, братья Морозы Морозовичи, Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу уставили (установили), зиму на ум наставили. Зима круто за морозы принимается. Введенье наложило толстое леденье.
На Введение если колокольный звон ясно слышен издалека — будет мороз, глухо — к снегам.
Если со Введения ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома: будет богатый урожай хлебов.
Катерина на санях катит к холодному Юрью (26-му ноября) в гости.
Введенье идёт, за собой Прокопа ведёт.
Сколько на Введение воды, столько на Юрия травы (укр.). «Як на Воведеніє вода, в літі молоко» (укр.).
Введение сто праздников наведёт.
Погода на Введение бывает двояка, потому и приметы, и объяснения ее
двойственны.
Было замечено, если во Введение ударит мороз — все праздники морозны, тепло — все праздники теплы.
Если
снег выпадает до Введения, то он может растаять, если после – то не
растает до весны.
"Введение накладывает на воду ледение" - к строгой зиме.
"Введение ломает ледение" (т.е. устоявшийся лед) - жди оттепели.
Прошло Введение и лопнуло ледение. Если лёд на водоёмах стоит, то зима будет холодной, если оттепель, то зима будет без морозов.
Прошло Введение и лопнуло ледение. Если лёд на водоёмах стоит, то зима будет холодной, если оттепель, то зима будет без морозов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий