Кузьма-Демьян, Кузьма и Демьян — ремесленники, Куретники (Курятники), Кузьминки — покровители ремёсел. Встреча зимы. Первые морозы.
Святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага.
На Козьмодемьяна курицу — на стол, цыплёнка — попу.
На Козьмодемьяна курицу — на стол, цыплёнка — попу.
В народе братьев Кузьму и Демьяна считали Божьими кузнецами и врачевателями. Кузнечные мастера почитали их своими покровителями и отмечали осенний день их памяти — 14 ноября — как профессиональный праздник, в который никогда не работали. Для крестьянина-земледельца ремесло братьев — врачевание, по церковной традиции, и кузнечество, по народной, — связывалось с особым магическим знанием, недоступным обычному человеку. Народ воспринимал Кузьму и Демьяна и как природных кузнецов, заковывающих воду и землю в ледяные оковы и создающих зимнюю стужу.
- Кузьминки — встреча зимы.
- Кузьма и Демьян — проводы осени, встреча зимы.
- Устанавливается первый непрочный зимний путь. Кузьма-Демьян из осеннего перепутья путь правит.
- Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
- Коли Кузьма закуёт реку, то Михайло (21 ноября) раскуёт (Михайловские оттепели).
- Кузьминки — об осени поминки. Первый зимний праздник, начало зимы.
- На Кузьму-Демьяна курицу на стол — с этого дня начинали бить кур на продажу.
- Если на Кузьму-Демьяна (Козмодемьяна) лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз.
- Если на Кузьму-Демьяна дороги развезет грязью — не жди морозов до начала декабря.
- Девичий День.
- Девушки пили сладкий солод и заедали с утра на голодный желудок круто сваренным яйцом (считалось, что это оградит от недомоганий).
- Святые Кузьма-Демьян почитались покровителями также рукоделия, особенно женского, и ремесел, особенно кузнечного искусства.
- Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет.
- Кузьминки повсеместно считаются девичьим праздником, который длится три дня. В девичьих посиделках и гуляньях принимали участие также и парни. Для общего стола они имели обыкновение воровать кур, что не считалось в эти дни за большой грех.
- Осенние Кузьминки были разгаром свадеб на Руси, и девушки страстно задумывали на любовь, на то, чтобы святые «сравняли их — поздних — с ранними». Девушки заклинали в это утро о женихах, просили с крыльца: "Кузьма-Демьян, идите жить к нам.
«Курятники». Кузьма и Демьян известны в народе под
именами «курятников» и «кашников», потому что я день, когда празднуется
память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили
кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, —
говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, — приходите к нам кашу
хлебать».
Еще весной старая бабка высматривала курицу, которая просилась на яйца.
Усаживая курицу, она говорила: «Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени!»
Неизвестно, каким образом Кузьма и Демьян, известные, по церковным
преданиям, как врачи-бессребреники, превратились в глазах народа в
«курятников» и «кашников». Но в некоторых местах народ придумал этому
даже легендарное объяснение. Так, в Вологодской губернии рассказывали,
что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее
всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а
ставили лишь условие, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Там возник
даже своеобразный обычай: на домолотках крестьяне обязательно варили
кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное. Домолачивая
последний овин, они говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок».
В Курской губернии крестьяне забивали трех куриц и ели их утром, в обед и
вечером, чтобы птица водилась. Трапеза в здешних местах сопровождалась
всегда специальной молитвой: « Кузьма-Демь-ян-сребреница! Зароди,
Господи, чтобы писклятки водились». За едой нельзя было ломать птице
кости, а то якобы цыплята будут уродливыми.
В Тамбовской губернии хозяйки были твердо убеждены, что если в день
Кузьмы и Демьяна зарезать двух петухов или петуха и курицу и, съев их,
провертеть на их кобылках дыры, а затем бросить в курятник, то на
следующий год обязательно все куры будут с дырявыми кобылками.
Покровители семейного очага. Кузьма и Демьян в то же
время известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья.
День, посвященный их памяти, особенно почитали девушки: они готовили
для семьи кушанья и угощали всех, причем в качестве почетного угощения
подавали куриную лапшу, поэтому праздник был известен в народе под
названием кочетятника.
Девушки зазывали святых: Матушка Кузьма-Демыш, скуй нам свадебку
крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! Кузьма-Демыш по
селам ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!
Девушки мечтали в это утро о женихах, просили с крыльца: «Кузьма-Демьян, идите жить к нам!»
«Полно девкой чужое пиво варить, пора свое затевать», — говорили, имея в виду девушек на выданье.
В Пензенской губернии кузьминки сопровождались особым обычаем —
«похоронами» Кузьмы-Демьяна. В «жировой» избе девушки готовили чучело,
то есть набивали соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывали к нему
голову; затем надевали на чучело «ча-пан», опоясывали кушаком, клали на
носилки и несли в лес, за село, где чучело раздевали и на соломе
устраивалась веселая пляска.
Покровители ремесел. Кузьма и Демьян называются еще
руко-месленниками и считаются покровителями ремесел, и главным образом
женских рукоделий. Это объясняется тем, что с этого дня женщины вплотную
принимались за зимнюю пряжу: «Батюшка Кузьма-Демьян, — говорили они,
садясь за прялку, — сравняй меня позднюю с ранними», то есть помоги не
отстать от других, которые начали работу раньше.
Праздничный стол. Справляя курячьи именины, варили
пиво, пили сладкий солод. Заедали с утра на голодный желудок круто
сваренным яйцом, чтобы оградить тем самым себя от недомоганий.
Вечер этого дня деревенская молодежь проводила в веселье: девушки
собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки»,
то есть каждая приносила что-нибудь из съестного в сыром виде:
картофель, масло, яйца, крупу, муку и прочее. Нередко обходили дома и
выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки вместе
готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.
К столу приглашались парни. Такие пирушки, называемые кузьминками,
продолжались до рассвета, причем парни обычно успевали вторично
проголодаться и отправлялись воровать соседских кур, которых девушки
жарили им в «жировой» избе. Молчали, конечно, сколько и у кого украли
кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно
снисходительно и если бранились, то только для порядка.
День Козмы и Дамиана. День Кузьмы. Кузьминки. Кузьма-Демьян
Рукомесленники. Кузьма-Демьян Зимний. Кузьма и Демьян Курятники. Курячий
праздник. Курица-именинница. Куриные именины. Курячьи именины.
Курятник. Праздник ремесленников и курятников. Праздник кузнецов.
Девичий праздник. Первый зимний праздник. Проводы осени. Вторая встреча зимы (первая 14 октября). Первые морозы. Кузьминки - встреча зимы.
Вот
так много названий у одного дня, посвященных Кузьме и Демьяну. Их
почитают и покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака,
устроителями супружеской жизни. Они считаются покровителями ремесел -
«Рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел, женского рукоделия.
Им молятся о сохранении кур. Считается, что в этот день курица -
именинница. Ей первое место на столе. На обед готовят курицу и первый
кусочек - сердце курицы дается самому слабому в семье.
Это девичий праздник, знаменуемый посиделками, выцбором невест, угощением. Обязательна при этом куриная лапша.
Считают Кузьму и Демьяна и помощниками в книжном учении.
День Космы и Дамиана отмечается дважды: 14 июля и 14 ноября.
«Кузьминки - об осени одни поминки. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз. Обычны на эту пору умеренные морозы: Демьянов путь - не путь, а только перепутье. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лед на земле и на воде. Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать. Не заковать реку зиме без Козмодемьяна. Козма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом. Кузьма закуент, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывает оттепель). С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Козьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».
На Кузьму и Демьяна - куриная смерть (режут кур). На Козьмодемьяна курицу на стол. Курицу на стол, цыпленка - попу. С этого дня бьют кур на продажу.
Воронежские крестьяне 14 ноября обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.
Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. В некоторых местах существовал даже обычай, в силу которого девушка-невеста считается в день Космы и Дамиана как бы хозяйкой дома, она приготовляет для семьи кушанья и угощает всех, причем в качестве почетного угощения продается куриная лапша.
На три дня Кузьминок девушки снимали помещение (если еще не начинались регулярные посиделки), устраивали ссыпчину и принимали парней. Полагалось каждой девушке принести из дома что-либо съестное в сыром виде, нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.
«Полно девкам чужое пиво варить, пора свое затевать», - говорили, имея в виду девушек на выданье.
Кузьминки продолжались «до света», причем парни, расправившись с приготовленным угощеньем, отправлялись воровать соседских кур. «К покражам такого рода крестьяне относятся довольно снисходительно, и если бранятся, то только для порядка». Времена года. Православный народный календарь. Книга для чтения на каждый день. - Пермь: Урал-пресс, 1992, с.256-258.
Это девичий праздник, знаменуемый посиделками, выцбором невест, угощением. Обязательна при этом куриная лапша.
Считают Кузьму и Демьяна и помощниками в книжном учении.
День Космы и Дамиана отмечается дважды: 14 июля и 14 ноября.
«Кузьминки - об осени одни поминки. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз. Обычны на эту пору умеренные морозы: Демьянов путь - не путь, а только перепутье. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лед на земле и на воде. Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать. Не заковать реку зиме без Козмодемьяна. Козма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом. Кузьма закуент, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывает оттепель). С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Козьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».
На Кузьму и Демьяна - куриная смерть (режут кур). На Козьмодемьяна курицу на стол. Курицу на стол, цыпленка - попу. С этого дня бьют кур на продажу.
Воронежские крестьяне 14 ноября обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.
Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. В некоторых местах существовал даже обычай, в силу которого девушка-невеста считается в день Космы и Дамиана как бы хозяйкой дома, она приготовляет для семьи кушанья и угощает всех, причем в качестве почетного угощения продается куриная лапша.
На три дня Кузьминок девушки снимали помещение (если еще не начинались регулярные посиделки), устраивали ссыпчину и принимали парней. Полагалось каждой девушке принести из дома что-либо съестное в сыром виде, нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.
«Полно девкам чужое пиво варить, пора свое затевать», - говорили, имея в виду девушек на выданье.
Кузьминки продолжались «до света», причем парни, расправившись с приготовленным угощеньем, отправлялись воровать соседских кур. «К покражам такого рода крестьяне относятся довольно снисходительно, и если бранятся, то только для порядка». Времена года. Православный народный календарь. Книга для чтения на каждый день. - Пермь: Урал-пресс, 1992, с.256-258.
Кузьминки осенние
На посиделках. Тотемский уезд, Вологодская губ. Фото. 1910 г.
Кузьми́нки осе́нние (Курьи именины) — день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября.
По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В
России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки — снимали избу и
справляли «курячьи именины».
Другие названия
Другие названия
Кузьма и Демьян — рукомесленники, Козьмодемьян, Кузьминки, Встреча зимы, Проводы осени, Праздник девичества, Курьи именины, Курячий праздник, Курятник, «Врачеви» (серб.).
В церковном календаре
В этот день Русская православная церковь почитает: бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана Азийских и матерь их преподобную Феодотию (III); священномучеников Александра и Феодора пресвитеров (1918); священномучеников Александра и Димитрия пресвитеров, мученицу Елисавету (1937); мученика Петра (1941); священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345); мучениц Кириену и Иулианию (305—311); мученика Ерминингельда, царевича Готфского (586); мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).
Обряды дня
В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитные куры» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед.
В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником широко
отмечался. На день, а то и за три дня снималась изба, где собирались
справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам — собирали
продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала
девушка-невеста — она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины»
эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и
тогда начиналось веселье — совместные игры, песни, танцы, ухаживания и
«жениханье». Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.
Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда
из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и
«куриными богами» (ср. Куриный бог),
а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и
«курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках
отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В
этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве будет велась
птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян — сребреница!
Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость — то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.
В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на
выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех
приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол
подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили
козьмодемьянское пиво.
В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому,
присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой
дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на
лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и
кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После
этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в
дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось,
что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.
В Пензенской губернии Городищенском уезде существовал обычай «похорон
Кузьмы-Демьяна»: «в жировой избе девушки приготовляют чучело, т. е.
набивают соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывают к нему голову;
затем, надевают на чучело «чапак», опоясывают кушаком, кладут на
носилки и несут в лес, за село, где чучело раздевается и на соломе идёт
весёлая пляска».
В Белоруссии в этот день в некоторых сёлах молодёжь на вечорках
делала соломенное чучело Кузьмыдемьяна. Его одевали в мужскую одежду,
приделывали фаллос из красной материи, сажали на почётном месте за
столом, угощали его и угощались сами. Рядом с чучелом садилась девушка и
их «женили, играли свадьбу», исполняли частушки на любовно-эротическую
тему. В конце вечорок парни выносили чучело за село, снимали с него
одежду, а солому сжигали.
Легенда о Кyзьмодемьяне
Легенда о Кyзьмодемьяне
Кyзьмодемьян, говорят старики, был первый человек у Бога, как мир был создан. Этот Кyзьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.
В те времена в лесных дебрях и непролазных трущёбах и болотах жил
многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем
сyществовал тяжёлый договоp: люди должны были ежегодно посылать к немy
на пожеpенье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава
под ногами скота, и как просо на солнце.
Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за
жертвой, змей-людоед. Кyзьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые
железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказался y самой кyзни, кyзнец
пpедложил емy: «Пpолижи в двеpях дыpкy, тода я посажу тебе на язык».
Змей лижет железную дверь кyзни, а кyзнец в это вpемя pазогpевает клещи.
Когда Змей пpосунул язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнец схватил Змея за
язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил:
«будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина — нашего…
переделимся». На что Кyзьмодемьян ответил: «Лучше переорать
(перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей —
бери только своих». Запpяг его в выкованный им плyг и начал орать на нём
гигантскyю боpоздy. Проорал ровную боpоздy аж от Чеpниговской гyбернии
так пpямо до Днепpа. И где они прошли остался вал со pвом на южной
стоpоне, который есть и поныне. Как проорал до Днепpа, змей дюже
утомился и хотел пить. Доpвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и
лопнyл.
Поговорки и приметы
Поговорки и приметы
Кузьминки — об осени поминки. Кузьминки — встреча зимы. Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются. Кузьма-Демьян — кузнец, кует лёд на земле и на воде. Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идёт. Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна. Козьма и Демиан с гвоздём. Закуёт Кузьма-Демьян — до весны красной не расковать. Кузьма-Демьян — кузнец, кует лёд на земле и на воде. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздём, а то и сам с гвоздём (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закуёт, то Михаил раскует (оттепели). Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то на другой год будет мор. На Кузьму и Демьяна лист на дереве — через год мороз. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. У кузнеца — что стукнул, то гривна.
Кузьма-Демьян — куриная смерть. Батюшка Кузьма-Демьян — куриный Бог. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьмодемьяна курицу — на стол, цыплёнка — попу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий