Преподобный Феодор пришел на Ростовскую землю из Великого Новгорода в
поисках уединения и поселился отшельником. Через три года к нему
присоединился преподобный Павел. Позже святой Сергий Радонежский
благословил благочестивых иноков на устроение обители и построение храма
в честь святых князей Бориса и Глеба.
Недалеко от Ростова Павел и Феодор основали Борисоглебский монастырь. А
после того как была построена вторая церковь, Феодор отправился в
Вологодскую землю, где построил новый монастырь на Белом озере. Павел
стал настоятелем обители Бориса и Глеба.
Говорили в народе: Казанская бабка — заступница; Казанский мороз не
велик, да стоять не велит; после Казанской дождь пойдет, все лунки
нальет.
Первые заморозки. Казанскую называли зимотворной.
Происходит перелом погоды. Если на
Казанскую день начнется туманом – оттепели быть, а если ясный день – жди
похолодания. Если «небо заплачет, то следом за дождем и зима придет».
Когда девушка думала, что лицом не вышла, потому и не любима, старалась
она на Казанскую рано встать. Бежала к роще. Искала на березе лист,
подернутый инеем, похожий на серебряное зеркальце. Говорили: если в
такой лист глянуть, то вся неказистость с лица спадет.
До Казанской не зима, с Казанской не осень.
Если на Казанскую лето заплачет, то следом за дождем и зима придет.
sinoptik.ua
Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.
Обретение и дальнейшая история иконы
Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:
|
Яви убо себе Богородицына
икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю
града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру
старцу: но яви свое честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый
приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща
мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ
Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына.
И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы
оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше
ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ,
архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от
земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго
бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну. |
|
В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона.
День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.
На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
Казанский Богородицкий монастырь, Казань
Уже в XIX веке
не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но
большинство мнений склонялось к тому, что он был в Казанском
Богородицком монастыре
.
В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков.
Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин
двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа
продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено
следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял
свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в
частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что
икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
История почитания иконы
Казанская икона Богородицы в окладе (XIX век)
По преданию, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места
явления во храм: согласно некоторым сведениям, исцелились двое слепых,
участвовавших в процессии.
В 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года в Казанском соборе.
Будущий патриарх Гермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «
Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани»
.
Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году, видимо, ополчением из Казани. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году
по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время
всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы»
.
До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы.
Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском:
«В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой
стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков
приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской
Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче». Современный храм в Коломенском был построен в 1649—1653 годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце.
В 1657 году патриарх Никон дарит Свято-Троицкому Маркову мужскому
монастырю (Витебск, Беларусь) его главную по сей день святыню — список
Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея
Михайловича.
В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.
В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения
, самой почитаемой иконой в России; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.
В конце XX века получили распространение мифы, связывающие икону с митрополитом Гор Ливанских Илиёй, и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.
В Казанской епархии существует предание, согласно которому последняя игуменья
Казанского Богородицкого монастыря (после нескольких попыток похищения
чудотворного образа грабителями) имела обычай на ночь подменять под
окладом подлинную икону точным списком, и что похищенная ночью
Стояном-Чайкиным икона была всего лишь точным списком иконы, а подлинник
сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских
чудотворцев на Арском кладбище
.
Однако известный искусствовед Н. Н. Чугреева по стилистическим
критериям не подтверждает атрибуцию этой иконы как явленную Казанскую
.
«Ватиканский» образ Казанской
В 2004 году дипломатия Ватикана предприняла попытку добиться согласия Русской Православной Церкви на приезд Папы Иоанна Павла II
в Россию, используя в качестве удобного предлога его предложение
передать в дар Русской Церкви некий Казанский образ неясного
происхождения, хранившийся в личных покоях Папы с марта 1993 года
.
Искусствовед Н. Н. Чугреева даёт такую характеристику Казанского образа
из Ватикана: «Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет
собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно
отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной —
серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с
явленного образа: тип Лика Богоматери не „грекофильский“, а более
„русифицированный“, взгляд Её и Лик более, чем на древних образах,
обращён к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени;
благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а
именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может
быть отнесён по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века»
.
«Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Патриарху Алексию II
, который поместил её в своей резиденции.
Предполагавшаяся доставка образа в Казань вызвала протесты со стороны
некоторых националистических татарских организаций, в частности,
Всетатарского общественного центра (ВТОЦ),
президиум которого обратился с открытым письмом к понтифику
Римско-Католической Церкви, где говорилось, что вокруг иконы
«раздуваются сомнительные страсти».
Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме бывшего Богородицкого монастыря.
Казанская икона Божией Матери в космосе
13 марта 2011 года, в первую неделю Великого поста и праздник Торжества Православия, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства и вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А. Н. Перминову и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин» российским летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери. Предстоятель сказал:
«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в
котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров
Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо
своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут
осуществлять и некую духовную миссию».
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий