Фамильный герб Романовых
…Никогда еще старинный Ипатьевский монастырь в Костроме не был свидетелем такого великого стечения людей, как в марте 1613-го годя. Направлявшаяся к монастырским стенам делегация двигалась в два рукава. С одной стороны шествовало Великое Московское посольство, медленно под покровом древних российских святынь — Владимирской иконы Богоматери и образа Московских чудотворцев. С другой — костромское духовенство с высоко поднятыми крестами и почитаемой в Костромской земле чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. На месте слияния рек Костромы и Волги два эти рукава объединились в одну процессию, продолжавшую путь по реке Костроме до святой обители.
После освобождения Москвы, в начале 1613 г., было решено собрать Земский Собор для выбора достойного кандидата на русский престол. Преобладали на Соборе дворяне и посадские люди, поэтому части влиятельных бояр, настроенных на союз с Польшей, не удалось провести кандидатов — польского королевича Владислава или шведского принца Карла-Филиппа. Народная война вызвала такой подъем патриотизма, что было ясно — царь должен быть русским, православным. Не много шансов на избрание было и у тех, кто во время Смуты прославился участием в политических интригах. И вот тогда взгляды обратились к семье Романовых, безвинно и безропотно претерпевших страдания. Шестнадцатилетний Михаил Феодорович был избран большинством как самый достойный кандидат на царский престол. Он был еще очень юным, но дела и честь семьи Романовых шли перед ним…11 июля 1613-го года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском Соборе Кремля. Событие это положило начало новой династии
Четырёхсотлетие дома Романовых — ряд праздничных торжественных мероприятий, планируемых к проведению в 2013 году. Празднование приурочено к воцарению Михаила Фёдоровича Романова на московский престол 11 июня 1613 года (в Успенском соборе Московского Кремля по решению Земского собора). Воцарение Михаила Фёдоровича стало началом новой правящей династии Романовых.
В 2013 году намечаются празднования 400-летия дома Романовых. Санкт-Петербург, Кострома, Волгоград, Екатеринбург и Нижний Новгород — уже в 2007 предложили отметить юбилей династии пышными церемониями на государственном уровне.
11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.
Великое Московское посольство
…Никогда еще старинный Ипатьевский монастырь в Костроме не был свидетелем такого великого стечения людей, как в марте 1613-го годя. Направлявшаяся к монастырским стенам делегация двигалась в два рукава. С одной стороны шествовало Великое Московское посольство, медленно под покровом древних российских святынь — Владимирской иконы Богоматери и образа Московских чудотворцев. С другой — костромское духовенство с высоко поднятыми крестами и почитаемой в Костромской земле чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. На месте слияния рек Костромы и Волги два эти рукава объединились в одну процессию, продолжавшую путь по реке Костроме до святой обители.
Те, ради кого москвичи проделали этот неблизкий путь — инокиня
Марфа и ее сын Михаил вышли из монастыря навстречу процессии,
поклонились святыням и приняли благословение архиепископа Феодорита. Все
взгляды были прикованы к ним. Люди молились Богу о том, чтобы Он даровал Свое благословение Михаилу и всей Российской земле.
Кем же были эта монахиня и ее сын, ради которых собралось целое море
людей — знатных и самых простых: священников, бояр, именитых дворян,
служилых и посадских людей и обыкновенных горожан?
Боярыня Ксения Романова
Монашеская одежда, как покров,
скрывала известную и знатную женщину. Еще несколько лет назад боярыня
Ксения Ивановна Романова славилась как одна из первых красавиц на
Москве. Родилась она в Костроме. Невестой привезли ее в столицу и выдали
замуж за боярина Феодора Никитича Романова. Так она оказалась в
знаменитых палатах бояр Романовых, возвышающихся на Варварке неподалеку
от стен Кремля.
Убранная коврами светелка в женской части палат, куда долетал тонкий
утренний звон колоколов окрестных церквей… В ней рукодельничали, читали
Евангелие и растили детей. Камчевые скатерти, книги в тяжелых
переплетах, кованые сундуки для приданого,
зеркала, нитки бус и детские лошадки, — все эти милые сердцу черты
привычного московского быта были признаками достатка семьи. Романовы
пользовались в Москве уважением. Не только потому, что умели вести дела и
имели большой дом, но и потому, что от сердца, не скупясь, раздавали
милостыню и жертвовали средства на строительство храмов. Уважали их и за
ровный, спокойный нрав. Жили они тихо, благочестиво и готовы были лучше
терпеть неправду, чем воздавать злом за зло.
При Борисе Годунове пятеро сыновей Никиты Романова попали в
опалу. — Известные своим благочестием, они вызвали у Годуновых опасение
как «политические соперники». Семен Годунов — родственник царя Бориса —
подкупил одного из слуг Романовых и подбросил в кладовую братьев тюк с
«колдовскими травами», которые обычно использовались в приготовлении
ядов. Всех их ждал неправедный суд и обвинение в покушении на убийство
государя. Старший сын боярина Никиты — Федор был разлучен с семьей и
пострижен в монахи с именем Филарета. Остальных братьев ждали ссылка на
Урал и на Белое море и многие скорби. Один из братьев — Михаил Никитич —
принял мученическую смерть в Ныробе неподалеку от Перми. Около года
содержали могучего боярина в трехпудовых кандалах в сырой удушливой яме,
приковав его за пояс к столбу и оставив наверху отверстие лишь 20
сантиметров для воздуха и для подачи пищи, которую затем и вовсе перестали ему давать.
Однако все эти испытания послужили к прославлению рода. Тогда, в
годы смуты, после смерти Ивана Грозного и его сына Феодора, известные
боярские роды оспаривали друг у друга право на царский венец. Государи
менялись: Борис Годунов, князь Шуйский, самозванец Лжедмитрий,
получивший поддержку в Польше в обмен на обещание отдать Россию во
власть католикам… Ко всему этому добавились неурожай, эпидемии,
бушевавшие по всей России. Пол-России оказалось под властью поляков.
А в Нижнем Новгороде уже собирали народное ополчение посадский староста
Козьма Минин и князь Димитрий Пожарский. Романовы же удалились от
суеты: жили своим миром, уединенно, тихо, молитвенно. Ксения Ивановна,
видя страдания вокруг, решила принять монашество. Достаток, уют,
семейное счастье и покой остались в другой жизни. Прежней красавицы
Ксении Романовой больше не было на свете. Теперь она была простой
монахиней.
Земский Собор
…Летом 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило северные районы страны и двинулось от Ярославля к Москве. Поляки
обратились к своему королю с просьбой о подкреплении, но помощь
запоздала — ополченцев поддержал большой отряд казаков, отбросивший
королевские войска, пытавшиеся извне прийти на помощь польскому
гарнизону. Началась осада народными ополченцами Кремля и Китай-города. В октябре 1612 г. войска интервентов капитулировали.
После освобождения Москвы, в начале 1613 г., было решено собрать Земский Собор для выбора достойного кандидата на русский престол. Преобладали на Соборе дворяне и посадские люди, поэтому части влиятельных бояр, настроенных на союз с Польшей, не удалось провести кандидатов — польского королевича Владислава или шведского принца Карла-Филиппа. Народная война вызвала такой подъем патриотизма, что было ясно — царь должен быть русским, православным. Не много шансов на избрание было и у тех, кто во время Смуты прославился участием в политических интригах. И вот тогда взгляды обратились к семье Романовых, безвинно и безропотно претерпевших страдания. Шестнадцатилетний Михаил Феодорович был избран большинством как самый достойный кандидат на царский престол. Он был еще очень юным, но дела и честь семьи Романовых шли перед ним…11 июля 1613-го года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском Соборе Кремля. Событие это положило начало новой династии
Феодоровская икона Божией Матери
Что должна была чувствовать инокиня Марфа в тот момент, когда
посланники Земского Собора передали ей грамоту о том, что сын ее, Михаил
Феодорович, единодушно был выбран народом царем Московским как
достойнейший из лучших?
Отдать Михаила миру, отпустить в Москву, где не улеглись еще
политические «вихри», поднятые пресечением власти наследников Иоанна
Грозного, возможно, подвергнуть новым опасностям, потерять… И она
молилась, подолгу у чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, как и прежде, тогда, когда Михаил находился в плену у поляков.
«Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!», — с этими словами благословила инокиня Марфа Михаила Феодоровича на служение России
О «случайных совпадениях»
Как будто усыновленные Небу через монашеское благословение
Феодоровским Образом Божией Матери восходили потомки царя Михаила
Романова на царский престол. Невесты, взятые ими в других народах и
принявшие Православие, принимали отчество «Феодоровна», как бы,
отрываясь от земных корней.
И через века благословение, данное в Ипатьевском монастыре,
раскрылось в судьбе прославленных ныне в сонме русских святых мучениц,
государыни Александры и ее сестры Елисаветы.
С переходом в Православие их христианское устремление обрело полноту.
Устроенные ими обители и странноприимные дома, приюты и госпитали по
всей России были свидетельством о глубине их веры.
Господь говорит с людьми показательно. Но мы не всегда видим, не
всегда замечаем знаки Его промысла, видим в них лишь случайные
совпадения. — Созвучны названия монастыря, где получил благословение на
царство первый представитель рода Романовых и места убийства семьи
последнего русского царя — Николая II: Ипатьевский монастырь и Ипатьевский дом
в Екатеринбурге. Последнее, как бы возвращает нас к истокам крестного
пути царственных мучеников. Этот царский род был возведен на престол
из-под сводов православной обители. — Не для угождения прихотям, тщеславия и пустого блеска поставляется царь среди народа, но для христианского служения, для того, чтобы быть ходатаем за народ перед престолом Божиим, по слову Евангелия: «Добрый пастырь душу свою полагает за овец».
psm 04/09/12 #92 12/09/14
#112 20/07/15
#112 20/07/15
Комментариев нет:
Отправить комментарий