Запретная пища — пища, которую некоторые люди не имеют право принимать по их религиозным убеждениям, культурным устоям, либо из гигиенических соображений. Большинство пищевых запретов относится к мясу определённых животных, включая млекопитающих, грызунов, рептилий, амфибий, костистых рыб и ракообразных. Некоторые запреты касаются отдельных частей и органов животных, в то время как другие относятся к употреблению растений, грибов или насекомых.
Пищевые запреты можно определить как систематизированный набор
правил, определяющий какие продукты и сочетания продуктов нельзя
употреблять в пищу и как должны забиваться животные. Эти ограничения
имеют разное происхождение. В некоторых случаях они могут быть
результатом заботы о здоровье или иметь другие практические причины. В
других — запреты могут быть связаны с символьными системами людей.
Некоторые продукты могут быть запрещены во время определённых праздников
(например, во время Великого поста), в определённые периоды жизни (например, во время беременности) или определённым категориям людей (например, священникам).
Причины и основания
Некоторые религии запрещают употребление определённых видов пищи. Например, в иудаизме существует строгий набор правил, называемых кашрут, определяющий, что можно есть, а что нельзя. Схожие правила существуют и в исламе, они делят пищу на харам (запретную), макрух (нежелательную) и халяль (разрешённую).
Джайнизм, как правило, требует от своих приверженцев придерживаться вегетарианства.
В индуизме нет строгих ограничений на употребление мяса, однако индуисты придерживаются принципа ненасилия («ахимса») и считают вегетарианство идеальной диетой.
Помимо религиозных существуют и культурные
ограничения на потребление в пищу некоторых видов животных. Одна из
причин такого деления — нехватка пищи, то есть ассоциация между пищей и
голодом, и, поэтому, между пищей и лишениями. Некоторые виды мяса могут
быть запрещены просто потому, что они не попадают под принятое в данном
обществе определение пищи, а не потому, что он имеет неприятный вкус, запах или вид. (Собачье мясо в определённых обстоятельствах употребляется в пищу в Корее, Вьетнаме и Китае, хотя ни в одной стране не является общепринятым блюдом). Также, конина редко употребляется в пищу в Англии и США, в то время как она входит в состав национальных блюд Казахстана, Японии и Франции. В некоторых случаях пищевые ограничения могут накладываться лишь на употребление некоторых частей животных.
Иногда пищевые запреты могут содержаться в региональных или государственных законах. Так, в большей части Индии действует запрет на бой крупного рогатого скота, а в США — на забой лошадей. Даже после возврата китайских законов в Гонконге не отменили запрет на мясо собак и кошек, введённый в колониальное время.
Деятельность природоохранных организаций и активистских движений
привела к возникновению новых запретов и принципов питания. Не так
давно появились запреты на употребление в пищу мяса и яиц животных,
находящихся под угрозой исчезновения или защищённых законом либо международным соглашением. К таким видам относятся киты, морские черепахи и перелётные птицы.
Также, ограничения на вылов определённых видов морепродуктов
повлияли на потребление их в пищу. В разных странах законодательно
запрещается добавка некоторых химических веществ в пищевые продукты,
использование в пищу генетически модифицированных организмов, облучённых организмов, или выращенных в условиях антисанитарии. Благодаря движению за справедливую торговлю и сертификации продукции снижается доля потребления пищевой продукции и других товаров, произведённых за счёт эксплуататорского труда.
Рептилии и амфибии
В иудаизме и исламе строго запрещено принимать в пищу амфибий (например, лягушек) и рептилий (например, крокодилов или змей). Однако, в других культурах лягушачьи лапки и мясо аллигатора рассматриваются как деликатес.
Летучие мыши
В иудаизме строго запрещено употребление в пищу мяса летучих мышей. Однако, такое мясо считается ценным деликатесом в индонезийских общинах Батак и Минахаса.
Медведи
Медвежатина не считается кошерной пищей в иудаизме, а также в исламе, где все наземные хищники запрещены к употреблению в пищу.
Птицы
Библией запрещаются к употреблению в пищу такие виды птиц как орёл, гриф, скопа. Однако, некоторые из этих запрещённых Библией видов в настоящее время выращиваются для употребления в пищу, например, страус.
В исламе халяльные птицы должны быть покрыты перьями и не должны быть хищными (это следует из запрета к употреблению не водных хищников).
В Северной Америке разрешена охота на диких голубей, но городских голубей запрещено употреблять в пищу. Было время, когда лебедь считался королевской пищей. Традиция метить лебедей на Темзе берет свое начало с той поры. Позже лебедь попал под защиту в большей части Европы и Америки. Однако, сообщения об употреблении лебедей в пищу все еще поступают время от времени. Падальщиков, например ворон, не употребляют в пищу во многих культурах из-за того, что они переносят болезни и ассоциируются со смертью. Исключением может считаться лишь грач, которого не так давно подавали в шотландских ресторанах Лондона. В современной западной культуре певчие птицы воспринимаются большинством людей как элемент дикой природы, нежели как пища. Кроме того, многие перелетные птицы защищены международными соглашениями.
Верблюды
Употребление в пищу верблюжьего мяса запрещено Торой. Несмотря на то, что верблюд является жвачным животным, Тора признает это животное нечистым. Хотя нога верблюда разделена на две пальцеподобные структуры, Торой он не признается парнокопытным животным. Ислам разрешает употребление в пищу верблюдов. Более того, эта пища является традиционной в Саудовской Аравии и на Аравийском полуострове. Горб, в частности, считается деликатесом и употребляется в особых случаях, в том числе во время религиозных праздников. Однако поедание верблюжьего мяса нарушает состояние малого омовения.
Кошки
Кошачье мясо употребляется в пищу в Китае и Вьетнаме. Однако в трудное время кошек ели и в других странах. Например, во время голода в блокадном Ленинграде. В 1996 году в аргентинской прессе писалось об употреблении кошачьего мяса в пищу в трущобах города Розарио, но на самом деле такая информация была в СМИ Буэнос-Айреса.
В 2008 году сообщалось, что кошатина является основной частью рациона жителей Гуандуна в Китае. Туда свозились кошки с северной части Китая, а одна компания поставляла до 10 000 кошек в день из разных районов Китая. Протесты во многих провинциях Китая привели к тому, что местные власти города Гуанчжоу приняли решительные меры, направленные против торговцев кошками и ресторанов, предлагавших кошатину. Хотя закон, запрещающий употреблять в пищу кошачье мясо, так и не был принят.
Освежёванную тушку кошки зачастую выдают за кролика, так как без кожи, хвоста, головы и лапок их тушки выглядят очень похожими. Различить их в таком случае можно лишь по лапкам (именно поэтому при продаже разделанного кролика оставляют лапки, покрытые шерстью).
В испаноговорящих странах существует выражение «Dar gato por liebre»,
которое значит «подсунуть кота вместо зайца». А в Португалии выражение «Comprar gato por lebre» значит «купить кота вместо зайца». В частности, в Бразилии кошачье мясо считается отвратительным и жители зачастую боятся покупать барбекю
в общественных местах, опасаясь того, что оно сделано из кошатины. Так
как в подобных заведениях не соблюдаются гигиенические нормы и
практически невозможно установить происхождение мяса, в Бразилии
зачастую их продукцию в шутку называют «churrasco de gato» — кошачье
барбекю (в России по этому поводу существует шутка «купи три шавермы — собери кошку», а также выражение «пирожки с котятами»).
Считается, что жители города Виченца в Северной Италии едят кошек, хотя последний факт этого имел место несколько десятилетий тому назад. В феврале 2010 года известный итальянский гурман был раскритикован в телевизионном шоу за то, что рассказал о недавних случаях употребления в пищу кошачьей тушёнки в итальянской области Тоскана.
Во время голода в Первую и Вторую мировую войну
в Европе зачастую выдавали кошатину за мясо австралийских кроликов. В
некоторых вьетнамских ресторанах блюдо из кошатины в горшочках подают
под названием «маленький тигр», а внутри этих заведений зачастую можно встретить клетки с кошками.
Крупный рогатый скот
Многие индуисты, особенно брахманисты, являются вегетарианцами. Однако даже те индуисты, которые едят мясо, воздерживаются от употребления говядины, так как корова является священным животным в индуизме. Употребление говядины запрещено из уважения к коровам. Однако это ограничение не распространяется на молочные продукты. Как раз наоборот, такие молочные продукты как молоко, йогурт и даже топлёное масло высоко почитаются и используются в священных церемониях. Коровье молоко было лучшим заменителем материнского молока и спасло немало сиротских жизней в те времена, когда женщины часто умирали во время родов. Коровий навоз применяется в качестве антисептического настила для пола, кроме этого навоз является отличным природным удобрением и используется в качестве топлива. Коровью мочу используют в традиционной индийской медицине — аюрведе.
Благодаря всему этому корова считается очень полезным животным в
традиционной индийской культуре, а её убийство и употребление в пищу
запрещено.
По индийским законам, убой коров запрещён во многих штатах (за исключением Керала, Западной Бенгалии, Аруначал-Прадеш, Ассам, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаланд и Трипура). Наибольшая доля потребления говядины в Индии приходится на Мусульман, Христиан и индуистов Керала.
Последователи Заратустры также не едят говядину, так как корова спасла Заратустру от убийц, когда тот был младенцем. В писаниях говорится, что последователи Заратустры должны быть вегетарианцами.
Некоторые этнические китайцы также могут воздерживаться от употребления говядины, так как считают неправильным есть столь полезное в сельском хозяйстве животное. Китайские буддисты также не поддерживают употребление говядины в пищу, хотя оно и не запрещено. Такой же запрет существует и у сенегальских буддистов.
Ракообразные и другие морепродукты
В иудаизме запрещены практически все морепродукты кроме рыбы (например, запрещено употребление моллюсков, ракообразных, так как они живут в воде, но не имеют одновременно плавников и чешуи).
Мусульманам разрешено употребление морепродуктов, Джафаритский мазхаб запрещает все морепродукты, кроме рыбы и креветок.
Олени и копытные животные
Шведскому астронавту Кристер Фуглесанг не разрешили взять на борт шаттла сушёную оленину, так как употребление этого мяса перед Рождеством кажется невообразимым для американцев. Ему пришлось взять с собой мясо лося.
Собаки
Практически во всех странах Запада запрещено употреблять в пищу собак и кошек, хотя данный запрет многократно нарушался в прошлом под угрозой голода. Тем не менее, в некоторых сельских районах Польши принято считать, что собачий жир обладает целебными свойствами. В 2009 году разразился скандал, когда на ферме неподалёку от Ченстохова были обнаружены собаки, разводимые для получения топлёного жира.
В древних индуистских источниках собачье мясо упоминается как
наиболее нечистая (и даже ядовитая) пища. Это мясо также объявлено
нечистым в иудаизме и исламе.
В доколумбову эпоху в Мексике в пищевых целях разводили специальную породу лысых собак — Ксолоитцкуинтли. Колонизация прервала этот обычай.
Практически во всех странах Юго-Восточной Азии
(кроме Вьетнама) собачье мясо практически не употребляется в пищу из-за
преобладающих в данном регионе исламских и буддийских ценностей, а
также из-за защиты прав животных (на Филиппинах). У маньчжуров употребление мяса собак в пищу запрещено. Маньчжуры также не носят шляпы из собачьей шкуры.
Собачье мясо потребляется в пищу в некоторых регионах Китая (например, в столице Гуанси-Чжуанского автономного района, городе Наньнин можно увидеть полутуши собак, лежащие в прилавках-холодильниках мясного отдела китайского супермаркета).
Слоны
В Западном обществе слон ассоциируются с цирком и развлечениями, однако, в Центральной и Западной Африке на слонов охотятся ради их мяса. Некоторые жители Таиланда считают, что употребление слонов в пищу может улучшить их сексуальную жизнь, и именно из-за этого на них часто охотятся.В иудаизме и исламе слон считается негодным к употреблению наземным животным.
Рыба
Среди сомалийцев большинство кланов следуют запрету на употребление
рыбы. И эти кланы не роднятся с другими кланами, которые едят рыбу. «Не
говори со мной ртом, которым ешь рыбу» — унизительная поговорка
сомалийских кочевников.
Запрет на употребление рыбы распространён среди скотоводов и
земледельцев (и даже среди жителей прибрежных территорий), проживающих
на территории Египта, Эфиопии, Эритреи, Сомали, Кении и северной Танзании. Этот запрет происходит от так называемого «кушитского рыбного запрета», ведь, как полагают, именно носители кушитских языков
ответственны за распространение запрета на употребление рыбы в
Восточной Африке. Хотя некоторые носители кушитских языков всё же едят
рыбу. Зона запрета на употребление рыбы точно совпадает с зоной
распространения кушитских языков, а носители нило-сахарских и семитских языков не придерживаются такого запрета. Некоторые банту и нильских
групп в Восточной Африке, которые употребляют рыбу, проживают на
территориях, где некогда проживали носители кушитских языков. В
Восточной Африке запрет на употребление рыбы распространён не далее
Танзании. Это связано с присутствием здесь мухи цеце, которая, как считается, ограничивает распространение странствующих скотоводов, игнорирующих рыбу. Группа народов банту в Замбии и Мозамбике не была покорены скотоводами и, поэтому почти все входящие в неё народы употребляют в пищу рыбу.
В Южной Африке есть группа носителей языка банту,
избегающие употребления рыбы. Пока не ясно, развился ли этот запрет
здесь или был привнесён. Но точно установлено, что самые ранние
обитатели Южной Африки — койсане
— употребляли в пищу рыбу. Тем не менее, носители языка банту в Южной
Африке имеют множество культурных особенностей, аналогичных обычаям скотоводов
Восточной Африки. Считается, что запрет на употребление рыбы принесли с
собой скотоводы Восточной Африки, которые как-то смогли прогнать свои
стада через вышеупомянутый регион обитания мухи цеце.
Некоторые виды рыбы, такие как речной угорь и все виды сомов, запрещены в иудаизме. Хотя они и живут в воде, у них нет плавников и чешуи. Правила суннитов
более гибкие, и им разрешено употребление в пищу сомов и акул, как
особые виды рыб. Угря разрешено употреблять в пищу в большинстве учений
ислама, однако у шиитов это запрещено.
Грибы
Члены «Международного общества Сознания Кришны» воздерживаются от употребления грибов (так как они растут ночью), а также лука, чеснока, хрена и хмеля так как они вызывают разрушающую страсть. В Исландии и сельских частях Швеции
грибы практически не употребляли в пищу до Второй мировой войны. Грибы
считались пищей для коров и ассоциировались с военным временем и
голодом.
Морские свинки и родственные им грызуны
Морские свинки составляют значительную часть рациона перуанцев, а также горных жителей Эквадора (в Андах). При этом их также их можно найти в меню большинства ресторанов в Лиме и других городах Перу. А мясо морской свинки экспортируется в США и страны Европы.
В 2004 году Департамент парков и отдыха города Нью-Йорк
возбудил судебное дело против приготовления блюд из морских свинок на
эквадорском фестивале в парке «Flushing Meadows».
В штате Нью-Йорк
употребление в пищу морских свинок разрешено, а в городе Нью-Йорк,
напротив — запрещено.
Близкие родственники морских свинок — капибара и пака употребляются в пищу в Южной Америке. Католическая церковь разрешает употреблять мясо капибары даже в Великий пост, так как ранние миссионеры дали Папе римскому неверное описание этого животного и оно было отнесено к рыбе, а её разрешается есть во время поста.
Лошади
Конина входит в блюда Бельгии, Италии, Японии, Франции, Германии, Сербии, Словении и Казахстана, но в то же время её употребление запрещено в некоторых религиях и во многих странах мира. Конина запрещена у евреев, так как лошадь не является ни жвачным животным, ни парнокопытным.
Некоторые течения христианства также запрещают употреблять лошадей в пищу. В 732 году папа Григорий III велел Святому Бонифацию пресекать языческий обычай поедания лошадей, назвав его «грязным и омерзительным».
В 1000 году нашей эры церковь смогла добиться христианизации Исландии,
пообещав не запрещать исландцам употребление в пищу конины. Однако, как
только церковь стала достаточно сильна, этот запрет был введён. Конина и
сейчас весьма популярна в Исландии и продается там наряду с говядиной,
бараниной и свининой.
Конина запрещена в большей части Англосферы. В Канаде разрешена продажа конины, однако там существует лишь один небольшой рынок — во франкоговорящей провинции Квебек.
Мясо лошади можно встретить в некоторых французских ресторанах Канады.
Наибольшая часть производимой в Канаде конины экспортируется в страны
Европы и Японию. В США продажа и потребление конины запрещены законом в штатах Калифорния и Иллинойс.
Однако, во время Второй мировой войны в США продавали конину, так как
говядина была очень дорогой и в основном отправлялась на фронт. В Соединённом Королевстве
введён строгий запрет на употребление конины, распространяется также и
на корм для животных, а также проводится специальные ДНК-тесты колбасы
салями в случае подозрения на наличие в ней мяса осла.
На Балканах
конина запрещена потому, что лошадь считается благородным животным, а
также оттого, что конина ассоциируется с голодом времён войны.
У суннитов говорится о том, что пророк Мухаммед запрещал употреблять в пищу ослов, однако точно не известно о повсеместной применимости этого запрета.
Насекомые
В иудаизме из всех насекомых кошерными признаются лишь некоторые виды саранчи;
кроме этого, предписывается тщательно проверять пищу на наличие
насекомых перед употреблением. В исламе лишь саранчу и рыбу можно
употреблять в пищу, не проводя специального ритуала убийства животного.
В западных странах запреты на употребление в пищу насекомых не распространяются на мёд (срыгнутый пчёлами концентрированный нектар). Мёд является кошерной
пищей, хотя пчёлы таковыми не являются. Это яркий пример того, что
продукт нечистого животного признается чистым и годным к употреблению. В
Талмуде объяснение этому такое: создают мёд цветы, а пчёлы являются лишь хранилищем для него.
Веганы,
как правило, не употребляют мёд, также как и другие продукты
животноводства. Но некоторые веганы не поддерживают отказ от мёда, так
как считают, что почти все растения опыляют птицы и насекомые, и
производство мёда способствует опылению растений.
Живые животные
Законы ислама и иудаизма запрещают употреблять в пищу мясо,
отрезанное от живого животного. В иудаизме этот запрет касается лишь
наземных животных и птиц, а рыбу (которую не требуется забивать,
соблюдая обряд) в принципе можно есть живой.
Примерами блюд из живых животных являются свежая устрица и икидзукури (живая рыба). Сасими с применением живых животных запрещено в некоторых странах. С другой стороны, икидзукури из рыбы с чешуей входит в кашрут.
В Шанхае и окрестностях живые креветки
являются популярным блюдом, как дома, так и в ресторанах. Креветки
подаются в миске с алкоголем, который делает их медлительными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий